Договор перевозки грузов автомобильным транспортом ГК РФ
Содержание статьи:
Договор перевозки груза
Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.
Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.
Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.
Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.
Правовые основы договора перевозки груза
Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.
Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:
внутреннему водному транспорту.
Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).
В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:
Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);
Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);
Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);
Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).
Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.
Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.
Правовая сущность договора перевозки груза
Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).
По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.
Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.
При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.
Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:
является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);
является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);
заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).
Существенные условия договора перевозки груза
Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.
Предмет договора перевозки груза
Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.
Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.
Срок договора перевозки груза
Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.
При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:
транспортными уставами и кодексами;
при отсутствии таких сроков – в разумный срок.
Стороны договора
Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.
Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.
Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.
Цена договора перевозки груза
Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.
Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.
Форма договора перевозки груза
Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.
При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.
Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.
Виды договора перевозки груза
Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:
внутренней водной перевозки
Бухгалтерский учет
Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).
Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.
Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу».
Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).
Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).
Налог на прибыль организаций
Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.
Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).
Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).
Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.
Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость
Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).
При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:
Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит 19
— принят к вычету НДС.
Итоги
Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Статья 785 ГК РФ. Договор перевозки груза
Новая редакция Ст. 785 ГК РФ
1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Комментарий к Ст. 785 ГК РФ
1. Договор перевозки груза является основным транспортным договором, обеспечивающим перемещение товаров. Договор является возмездным — размер и порядок провозной платы определяется сторонами, а плата за перевозку грузов (а также пассажиров и багажа) транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
2. По юридической природе договор перевозки грузов является:
Реальность договора перевозки груза обусловливается тем, что договор считается заключенным только после передачи груза перевозчику.
3. У двустороннего договора перевозки грузов три субъекта — грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, причем грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. Перевозчик (пароходство, железная дорога и т.д.) — профессиональная организация, юридическое лицо, действующее на основании лицензии. Субъектный состав договора перевозки грузов квалифицирует это соглашение как договор в пользу третьего лица — грузополучателя.
Грузополучатель, не являясь стороной в договоре перевозки, тем не менее обладает правами и обязанностями:
— правом требования к перевозчику о выдаче груза;
— требованием о возмещении ущерба вследствие утраты, недостачи или повреждения груза;
— обязанностью принять груз от перевозчика.
4. Договор перевозки груза требует письменной формы. Наименование и реквизиты оформляемых договоров регламентируются соответствующими транспортными уставами и кодексами.
5. Предмет договора перевозки грузов вытекает из основной обязанности перевозчика — в установленный срок доставить вверенный груз в пункт назначения и передать управомоченному лицу (грузополучателю). Правовое положение грузополучателя, его основные права и обязанности были рассмотрены ранее.
Между тем исходя из содержания пункта 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации стороной по договору перевозки является и грузоотправитель. Следовательно, в соответствии с положениями части пятой статьи 27 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров для перевозки конкретных грузов должна быть определена грузоотправителем. Возможность предъявления железной дорогой регрессного требования к грузоотправителю положениями Транспортного устава железных дорог Российской Федерации не предусмотрена (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2004 N 1901/04).
Другой комментарий к Ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Договор перевозки груза — реальный, возмездный, двусторонне обязывающий. Предмет данного договора — действия перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдаче его грузополучателю. Стороны договора перевозки — грузоотправитель и перевозчик. Грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице, однако чаще — это разные субъекты.
Грузополучатель не является стороной договора перевозки, он — третье лицо (ст. 430 ГК РФ). Поэтому по общему правилу перевозчик не вправе требовать от него исполнения обязанностей по договору перевозки (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 6 февраля 2002 г. N 803/01). Исключение составляют случаи, когда это допускается законом. Так, по договору морской перевозки груза получатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы перевозчика за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки либо в порту погрузки, если это предусмотрено коносаментом или другим документом, на основании которого перевозился груз, а в случае общей аварии обязан внести аварийный взнос или предоставить надлежащее обеспечение (ст. 160 КТМ). Данное право прекращается, если перевозчик выдал груз до уплаты фрахта, не реализовав предоставленную ему законом возможность обеспечить уплату фрахта путем удержания груза (п. 7 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; информационное письмо ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81 (Вестник ВАС РФ. 2004. N 10. С. 91)).
2. Договор перевозки груза считается заключенным с момента передачи груза перевозчику. Передачу груза перевозчику удостоверяют перевозочные документы, предусмотренные законодательством, — транспортная накладная, коносамент, чартер. Комментируемая статья не содержит исчерпывающего перечня видов перевозочных документов. Их виды и порядок оформления определяются транспортными уставами и кодексами. Составление документов, не отнесенных соответствующим транспортным уставом или кодексом к числу перевозочных, может повлечь признание договора перевозки груза незаключенным (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2004 г. по делу N А56-868/03). Применение последствий в виде признания договора незаключенным объясняется тем, что транспортные уставы и кодексы определяют виды документов, составляемых в подтверждение договора, исчерпывающе (п. 2 ст. 67 КВВТ, ст. 25 УЖТ). Однако п. 2 ст. 117 КТМ устанавливает, что наличие и содержание договора морской перевозки груза может подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Данная норма представляется более соответствующей подходу к подтверждающим заключение договора документам как особому способу письменного оформления договора. Несоблюдение письменной формы сделки по общему правилу влечет не материально-правовые, а процессуальные последствия (ст. 162 ГК РФ).
Транспортная накладная — основной перевозочный документ, определяющий взаимоотношения участников перевозки. Она заполняется грузоотправителем и передается перевозчику. За достоверность сведений накладной отвечает грузоотправитель. Транспортная накладная сопровождает груз на всем пути следования. В ней указываются сведения о грузе (наименование, количество, способ определения веса и др.), отправителе, получателе, расстояние перевозки, ее стоимость.
На воздушном транспорте составляется не транспортная, а грузовая (при перевозке почты — почтовая) накладная (п. 1 ст. 105 ВК), на автомобильном — товарно-транспортная накладная (ст. 47 УАТ). Число экземпляров транспортной накладной определяется по числу участников отношений по перевозке. На основании транспортной накладной перевозчик выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза (п. 2 ст. 67 КВВТ, ст. 25 УЖТ).
При перевозке на внутреннем водном транспорте и по железной дороге на основе транспортной накладной перевозчик оформляет дорожную (железнодорожную) ведомость, отражающую сведения о грузе и расстоянии перевозки. Она сопровождает груз на всем пути следования; грузополучатель расписывается в ней в подтверждение получения груза. Дорожная (железнодорожная) ведомость как документ учета работы транспорта остается у перевозчика (п. 2 ст. 67 КВВТ).
Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами (ст. 117 КТМ). Коносамент выдается перевозчиком по требованию отправителя. Он составляется на основании подписанного отправителем документа, в котором указываются отправитель, получатель, необходимые характеристики груза (наименование, качество, количество, особые свойства). Коносамент является товарораспорядительной ценной бумагой, т.е. закрепляет право ее владельца на распоряжение грузом (ст. 143 ГК РФ). Он может быть именным, ордерным или предъявительским (ст. 146 КТМ).
Отправитель вправе потребовать от морского перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа (ст. 143 КТМ). При линейной перевозке груза (перевозке судами, осуществляющими регулярные рейсы в установленные расписанием сроки и по предусмотренным им направлениям, с заходом в определенные порты) коносамент одновременно является и товарораспорядительным документом, и документом, подтверждающим заключение договора. При фрахтовании отношения сторон определяются в письменном договоре (чартере), а коносамент в этом случае выполняет лишь функции товарораспорядительного документа, регулирующего отношения между перевозчиком и третьим лицом — получателем груза. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них.
3. Законодатель не устанавливает требования о заключении договора перевозки путем оформления единого письменного документа.
Хотя, исходя из положений гл. 9 ГК, договор перевозки груза в большинстве случаев должен заключаться в письменной форме, стороны могут ограничиться составлением перевозочных документов, которые не рассматриваются как письменная форма договора перевозки груза, но служат доказательством его заключения.
При наличии договора между участниками отношений по перевозке об электронном обмене документами перевозочные документы могут оформляться в электронном виде. Возможность использования электронных перевозочных документов предусмотрена, в частности, Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 39 «Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом» (БНА. 2004. N 5).
Статья 785 ГК РФ. Договор перевозки груза (действующая редакция)
1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 785 ГК РФ
1. Договор перевозки грузов традиционно относится к числу реальных договоров. Указание в определении на то, что перевозчик должен доставить груз, который ему уже вверен, свидетельствует о том, что передача груза осуществляется еще до заключения договора. Однако из этого правила существуют исключения, которые касаются порядка заключения договора на морском транспорте, и в некоторых случаях на автомобильном транспорте. На указанных видах транспорта договор перевозки грузов может быть заключен по консенсуальной модели.
Сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и отправитель. Получатель груза в заключении договора не участвует и является выгодоприобретателем по договору. Таким образом, к рассматриваемому договору применима юридическая конструкция договора в пользу третьего лица.
Доставка груза в пункт назначения является основной обязанностью перевозчика, вытекающей из договора перевозки груза. Если пункт назначения в транспортной накладной либо коносаменте не указан, то договор перевозки груза будет беспредметным, а следовательно, не заключенным. Вместе с тем законодательством допускается возможность переадресовки груза отправителем в пути следования. Надлежащее исполнение перевозчиком обязанности по доставке грузов подразумевает соблюдение сроков перевозки. Со сроками доставки связаны: основания и размер ответственности перевозчика, возможность или невозможность исполнения обязательства по перевозке в натуре, а в отдельных случаях и размер провозной платы. Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза во время перевозки. Это правило содержат все транспортные уставы и кодексы (ст. 25 УЖТ РФ, ст. 67 КВВТ РФ, ст. 103 ВзК РФ, ст. 150 КТМ РФ).
В целях обеспечения сохранности груз должен быть надлежащим образом промаркирован, упакован либо затарирован. Отправительская маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Сохранности перевозки служит правило о пломбировании транспортных единиц и контейнеров. В целях предупреждения споров об обеспечении сохранности грузов большое значение имеет определение массы отдельных грузов, предъявляемых к перевозке. Оно направлено на индивидуализацию предмета перевозки и может производиться различными способами: по обмеру, по объемному весу, расчетным путем (например, грузы правильной геометрической формы). Масса или объем груза нетоварного характера определяется по замеру или контрольному взвешиванию по соглашению сторон. В целях обеспечения сохранности груза он может следовать в сопровождении охраны или проводника. Еще одной важной обязанностью перевозчика является выдача груза получателю в пункт назначения.
Указание на обязанность отправителя уплатить установленную плату характеризует договор перевозки грузов как возмездный. Плата может быть установлена соглашением сторон. Однако в силу того, что большая часть грузов перевозится транспортом общего пользования на основании публичного договора (ст. 426 ГК РФ), тарифы на перевозку разрабатываются перевозчиками и утверждаются Федеральной службой по тарифам России.
2. Вне зависимости от способа оформления договорных отношений между отправителем и перевозчиком в подтверждение заключения договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом). Перечисленные документы могут существовать наряду с договором перевозки грузов, заключенным в простой письменной форме. На автомобильном транспорте перевозки грузов товарного характера оформляются транспортной накладной (п. 1 ст. 8 УАТиНГЭТ). На железнодорожном транспорте комплект перевозочных документов состоит из: железнодорожной накладной, квитанции о приеме груза, дорожной ведомости и корешка дорожной ведомости. Формой договора воздушной перевозки является грузовая накладная (ст. 105 ВзК РФ). Корешок грузовой накладной хранится в делах аэропорта отправления. В соответствии со ст. 67 КВВТ РФ составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная, а также оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза. Договор морской перевозки груза может быть заключен в простой письменной форме. После его заключения может быть выдан коносамент, который может быть бортовым или небортовым.
3. Применимое законодательство:
4. Судебная практика:
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 N 08АП-1634/11;
— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.07.2012 N Ф03-2410/12 по делу N А24-5504/2011;
— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 N 17АП-180/13;
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 N 08АП-4014/2009;
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 N 08АП-678/2009;
— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 N 09АП-32553/14;
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2012 N 08АП-5614/12;
— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 N 17АП-6696/11;
— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 N 09АП-6489/11.
Статья 785. Договор перевозки груза
СТ 785 ГК РФ
1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Комментарий к Ст. 785 Гражданского кодекса РФ
1. Договор перевозки грузов традиционно относится к числу реальных договоров. Указание в определении на то, что перевозчик должен доставить груз, который ему уже вверен, свидетельствует о том, что передача груза осуществляется еще до заключения договора. Однако из этого правила существуют исключения, которые касаются порядка заключения договора на морском транспорте, и в некоторых случаях на автомобильном транспорте. На указанных видах транспорта договор перевозки грузов может быть заключен по консенсуальной модели.
Сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и отправитель. Получатель груза в заключении договора не участвует и является выгодоприобретателем по договору. Таким образом, к рассматриваемому договору применима юридическая конструкция договора в пользу третьего лица.
Доставка груза в пункт назначения является основной обязанностью перевозчика, вытекающей из договора перевозки груза. Если пункт назначения в транспортной накладной либо коносаменте не указан, то договор перевозки груза будет беспредметным, а следовательно, не заключенным. Вместе с тем законодательством допускается возможность переадресовки груза отправителем в пути следования. Надлежащее исполнение перевозчиком обязанности по доставке грузов подразумевает соблюдение сроков перевозки. Со сроками доставки связаны: основания и размер ответственности перевозчика, возможность или невозможность исполнения обязательства по перевозке в натуре, а в отдельных случаях и размер провозной платы. Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза во время перевозки. Это правило содержат все транспортные уставы и кодексы (ст. 25 УЖТ РФ, ст. 67 КВВТ РФ, ст. 103 ВзК РФ, ст. 150 КТМ РФ).
В целях обеспечения сохранности груз должен быть надлежащим образом промаркирован, упакован либо затарирован. Отправительская маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Сохранности перевозки служит правило о пломбировании транспортных единиц и контейнеров. В целях предупреждения споров об обеспечении сохранности грузов большое значение имеет определение массы отдельных грузов, предъявляемых к перевозке. Оно направлено на индивидуализацию предмета перевозки и может производиться различными способами: по обмеру, по объемному весу, расчетным путем (например, грузы правильной геометрической формы). Масса или объем груза нетоварного характера определяется по замеру или контрольному взвешиванию по соглашению сторон. В целях обеспечения сохранности груза он может следовать в сопровождении охраны или проводника. Еще одной важной обязанностью перевозчика является выдача груза получателю в пункт назначения.
Указание на обязанность отправителя уплатить установленную плату характеризует договор перевозки грузов как возмездный. Плата может быть установлена соглашением сторон. Однако в силу того, что большая часть грузов перевозится транспортом общего пользования на основании публичного договора (статья 426 Гражданского кодекса РФ), тарифы на перевозку разрабатываются перевозчиками и утверждаются Федеральной службой по тарифам России.
2. Вне зависимости от способа оформления договорных отношений между отправителем и перевозчиком в подтверждение заключения договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом). Перечисленные документы могут существовать наряду с договором перевозки грузов, заключенным в простой письменной форме. На автомобильном транспорте перевозки грузов товарного характера оформляются транспортной накладной (п. 1 ст. 8 УАТиНГЭТ). На железнодорожном транспорте комплект перевозочных документов состоит из: железнодорожной накладной, квитанции о приеме груза, дорожной ведомости и корешка дорожной ведомости. Формой договора воздушной перевозки является грузовая накладная (ст. 105 ВзК РФ). Корешок грузовой накладной хранится в делах аэропорта отправления. В соответствии со ст. 67 КВВТ РФ составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная, а также оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза. Договор морской перевозки груза может быть заключен в простой письменной форме. После его заключения может быть выдан коносамент, который может быть бортовым или небортовым.
3. Применимое законодательство:
4. Судебная практика:
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 N 08АП-1634/11;
— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.07.2012 N Ф03-2410/12 по делу N А24-5504/2011;
— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 N 17АП-180/13;
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 N 08АП-4014/2009;
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 N 08АП-678/2009;
— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 N 09АП-32553/14;
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2012 N 08АП-5614/12;
— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 N 17АП-6696/11;
— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 N 09АП-6489/11.
Образец договора перевозки грузов
Отзывов: | 15 | Просмотров: | 95207 |
Голосов: | 8 | Обновлено: | 10.11.2016 |
Автор документа
число консультаций: | 82 |
отмеченных лучшими: | 5 |
ответов к документам: | 52 |
размещено документов: | 927 |
положительных отзывов: | 84 |
отрицательных отзывов: | 6 |
Информация к документу
Общие положения, условия заключения и ответственность за нарушения, связанные с перевозкой грузов регулируются главой 40 ГК РФ.
Особенности составления документа
Правовое регулирование
В зависимости от вида транспорта, используемого для перевозки груза, правоотношения связанные с перевозкой груза регулируются иными федеральными законами, как привило транспортными уставами и кодексами, например:
Этими уставами и кодексами предусмотрены особенности регулирования транспортных операций, предусмотренные на отдельных видах транспорта, и договор перевозки грузов составляется с учётом особенностей предусмотренных для каждого вида транспорта действующим законодательством.
Кроме того при возникновении конфликтных ситуаций, связанных с перевозкой грузов в отношении перевозчиков на ряду с другими законодательными актами действует Закон РФ «О защите прав потребителей».
Содержание договора перевозки грузов
Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки, перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз до места указанного отправителем, и вручить его получателю груза, а отправитель обязуется оплатить услуги перевозки груза.
Пунктом 1 ст. 785 ГК РФ предусмотрена простая письменная форма заключения договора перевозки, то есть составление договора не обязательно. Как правило, договор перевозки подтверждается вручением перевозчику транспортной накладной или коносамента.
Перевозка, оформляемая в виде договора, заключается на основаниях, предъявляемых к гражданско-правовым договорам, и обязана содержать:
- Наименование отправителя и получателя груза, с указанием лиц, которые их представляют, а также документов подтверждающих их полномочия.
- Пункт отправления и доставки груза.
- Услуги, предоставляемые перевозчиком, в них могут входить не только доставка груза в пункт назначения, но и условия по погрузке, выгрузке, хранению, а также выдаче надлежащему получателю – ст. 791 ГК РФ.
- Срок перевозки. Согласно ст. 792 ГК РФ если транспортными уставами и кодексами срок для перевозки груза не определён, то груз должен быть доставлен в разумный срок.
- Права и обязанности сторон.
- Провозная плата, положенная перевозчику за исполнение договора перевозки. Согласно ст.ст. 356 — 360 ГК РФ перевозчик имеет право задержать груз отправителя, в случае если им не была произведена оплата его перевозки.
Ответственности сторон по договору
Действующее законодательство предусматривает ответственности сторон:
- При нарушении обязательств по перевозке – ст. 793 ГК РФ.
- За неподачу транспортного средства ответственность возлагается на перевозчика, а за не использование поданного транспорта на отправителя – ст. 794 ГК РФ. Исключение составляют случаи, если это произошло вследствие стихийного бедствия, непреодолимой силы, либо ограничения или полного прекращения перевозки грузов в определенных направлениях, в порядке, предусмотренном действующим транспортным уставом или кодексом.
- За утрату, повреждение или недостачу груза ответственность возлагается на перевозчика, если он не сумеет доказать, что это произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить. Отправитель имеет право получить с перевозчика ущерб за утрату, недостачу или повреждение груза, а также плату внесенную перевозчику за перевозку груза – ст. 796 ГК РФ.
Статьёй 797 ГК РФ предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора, а именно принесение перевозчику претензии. Иск предъявляется только после отказа перевозчика полностью или частично удовлетворить требования, предъявляемые в претензии. Если перевозчик никак не отреагировал на претензию, то иск может быть предъявлен по истечении 30 дней с момента получения им претензии.
Заполненный образец документа
ДОГОВОР
перевозки груза
г. ________________ «__»___________ 20___ г.
_______________________________________________________________,
(наименование предприятия перевозящего груз)
именуемое в дальнейшем «Перевозчик», в лице _________________________
____________________________________________________________________,
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании __________________________________________,
(Устава, положения)
с одной стороны, и _________________________________________________,
(наименование предприятия отправляющего груз)
именуемое в дальнейшем «Отправитель», в лице ________________________
____________________________________________________________________,
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании __________________________________________,
(Устава, положения)
с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.
1. Предмет договора. Провозная плата
1.1. По настоящему договору Перевозчик обязуется доставить вверенный ему Отправителем груз _____________________________________
(наименование, качество,
____________________________________________________________________.
другие индивидуальные признаки)
в количестве ________________________________, именуемый в дальнейшем
(цифрами и прописью)
«Груз», в следующий пункт назначения: ______________________________,
(наименование)
выдать груз Получателю, а Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, установленную настоящим договором.
1.2. Заключение настоящего договора подтверждается составлением и выдачей Перевозчиком Отправителю транспортной накладной (иного документа на груз).
1.3. Плата за перевозку груза составляет: ______________________
1.4. Перевозка груза оплачивается в следующие сроки и в следующем порядке: __________________________________________________
1.5. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в срок, определённый транспортными уставами и кодексами, или в разумный срок.
1.6. Работы и услуги, выполняемые Перевозчиком по требованию Отправителя и не предусмотренные настоящим договором, оплачиваются Отправителем по дополнительному соглашению сторон.
1.7. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки груз в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке.
2. Подача транспортных средств. Погрузка и выгрузка груза
2.1. Перевозчик обязан подать Отправителю груза под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки груза, в следующий срок: ___________________________________________.
2.2. Отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки груза.
2.3. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется Отправителем (Получателем) в следующие сроки и в следующем порядке: ______________
а также с соблюдением положений, установленных транспортными уставами, кодексами и правилами.
3. Ответственность сторон за нарушения обязательств по перевозке
3.1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке Стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, иными правовыми актами, а также следующую ответственность, установленную соглашением Сторон: __________________
3.2. Соглашения Сторон об ограничении или устранении установленной законом ответственности Перевозчика являются недействительными, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
3.3. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в срок, предусмотренный подпунктом 2.1. настоящего договора, а Отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств несут ответственность, установленную правовыми актами, а также следующую ответственность, предусмотренную соглашением сторон: _________________________________________________
3.4. Перевозчик и Отправитель освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие: непреодолимой силы, а также вследствие иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий; прекращения или ограничения перевозки грузов в определённых направлениях, установленных в порядке, предусмотренном ______________
____________________________________________________________________,
(наименование транспортного устава или кодекса)
в иных случаях, предусмотренных _____________________________________
____________________________________________________________________.
(наименование транспортного устава или кодекса)
4. Ответственность Перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза
4.1. Перевозчик несёт ответственность за сохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
4.2. Ущерб, причинённый при перевозке груза, возмещается Перевозчиком в следующем размере:
- в случае утраты или недостачи груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
- в случае повреждения груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления повреждённого груза – в размере его стоимости;
- в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счёте Продавца, а при отсутствии счета — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
4.3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, возвращает Отправителю провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или повреждённого груза, поскольку согласно настоящему договору эта плата не входит в стоимость груза.
4.4. Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные Перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности Перевозчика, Отправителя либо Получателя груза.
5. Заключительные положения
5.1. До предъявления к Перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, Отправитель (Получатель) обязан предъявить ему претензию в порядке, предусмотренном___________________________________________________________.
(наименование транспортного устава или кодекса)
5.2. Во всем ином, не урегулированном настоящим договором, будут
применяться положения ГК РФ, ________________________________________________.
(наименование транспортного устава или кодекса)
5.3. Договор вступает в силу с момента его подписания, составлен в _______ экземплярах.
Статья 785. Договор перевозки груза
1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Комментарий к статье 785 Гражданского Кодекса РФ
1. В п. 1 статьи сохранено ранее принятое в праве РФ определение договора перевозки груза. Однако фигура перевозчика в этом договоре претерпела изменения.
2. Проводимая в РФ приватизация привела к возникновению во всех отраслях транспорта (кроме железнодорожного, где по-прежнему сохраняются государственные железные дороги) частных перевозчиков, имеющих форму различных хозяйственных товариществ и обществ, допускаемых гл. 4 ГК.
Для осуществления государственного регулирования рынка транспортных услуг и защиты интересов потребителей таких услуг законодательство РФ предусматривает лицензирование перевозочной деятельности. Положения о лицензировании перевозочной деятельности утверждены: на автомобильном транспорте — Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1992 г. N 118, на морском и внутреннем водном транспорте — Постановлением СМ РФ от 23 августа 1993 г. N 840, на воздушном транспорте — Постановлением СМ РФ от 23 августа 1993 г. N 850 (СА РФ. 1993. N 35. Ст. 3316, 3319).
3. Заключение договора перевозки груза может подтверждаться и другими письменными документами, помимо названных в п. 2, особенно в случаях их дефектов и утраты. При железнодорожных перевозках предусматриваются составление дорожной ведомости, повторяющей сведения накладной, и выдача отправителю грузовой квитанции о приеме груза к перевозке (ст. 38 УЖД).
Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов.
4. Особенностью железнодорожного транспорта являются перевозки грузобагажа, когда мелкие партии грузов перевозятся в почтово-багажных поездах или в багажных вагонах пассажирских поездов, если они полностью не загружены. Перевозка грузобагажа определяется ч. IV Правил перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам (Тарифное руководство N 5), однако ответственность за грузобагаж железные дороги несут согласно статьям УЖД об ответственности за груз (ст. ст. 151, 153 и 154 УЖД).
5. Для практики актуальным является вопрос о возможности оспаривания сведений, содержащихся в документе о заключении договора перевозки груза. Практика судов допускает такое оспаривание при условии представления надлежащих доказательств, как правило письменных.
Другой комментарий к статье 785 ГК РФ
1. Определение договора перевозки грузов см. также в п. 2 ст. 103 ВК, ст. 115 КТМ, ст. 67 КВВТ. Термин «вверенный груз» в п. 1 ст. 785 означает «ранее переданный груз», что подчеркивает традиционный для российского права реальный характер договора перевозки грузов.
Пункт 1 ст. 785 подчеркивает сложный субъектный характер отношений по перевозке — наличие «грузоотправителя», «перевозчика», «грузополучателя». Под грузоотправителем понимается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и указано в перевозочном документе (ст. 2 УЖТ, ст. 2 УАТ). С отправителем перевозчик заключает договор перевозки груза, именно между ними возникает соответствующее обязательство по перевозке.
Перевозчиком (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) может быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. При этом все перевозки, за исключением автомобильных перевозок, подлежат обязательному лицензированию (п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании). На всех видах транспорта, кроме железнодорожного, перевозчиками могут быть и частные лица.
Предполагается, что грузоотправитель и получатель груза (грузополучатель) не совпадают в одном и том же лице. Стороны исходят из молчаливого согласия грузополучателя с условиями договора, что, по мнению ряда авторов, не соответствует основным началам гражданского права (см., например: Гражданское право: Учеб.: В 2 т. Т. II. Полутом 2. 2-е изд. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2005. С. 41 (автор главы — Г.П. Савичев)). В российской правовой науке преобладает мнение, что перевозка груза осуществляется на основании договора в пользу третьего лица, а получатель представляет собой третье лицо в таком договоре. Нельзя при этом не отметить, что — в некотором противоречии с конструкцией договора в пользу третьего лица — грузополучатель приобретает и определенные обязанности перед перевозчиком (ст. 792, 796 ГК, п. 2 ст. 103 ВК, ст. 72, 73 и др. КВВТ, ч. 2 ст. 17 УАТ и др.).
2. Гражданский кодекс не содержит специальной нормы о форме договора перевозки, а лишь указывает на то, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом. Среди этих документов — грузовая накладная (ст. 105 ВК), транспортная накладная, заказ, заявка (ст. 8 УАТ), транспортная железнодорожная накладная (ст. 25 УЖТ), коносамент, морская накладная или иной подтверждающий прием груза для перевозки документ (ст. 142, 143 КТМ), транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки (п. 2 ст. 67 КВВТ).
Остались вопросы по ст 785 ГК РФ?
Получите консультации и комментарии юристов по статье 785 ГК РФ бесплатно.
Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.