Договор страхования пассажиров на транспорте

Содержание статьи:

Страхование гражданской ответственности перевозчика

Страхование гражданской ответственности перевозчика представляет собой страхование, предусматривающее обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с использованием застрахованным, выступающим в качестве перевозчика, средства транспорта.

В соответствии с условиями лицензирования страховой деятельности в Российской Федерации выделяют четыре вида страхования гражданской ответственности, связанные с транспортировкой (рис. 7.4).

Рис. 7.4. Виды страхования гражданской ответственности перевозчика

В процессе осуществления деятельности у перевозчика может возникнуть договорная и внедоговорная ответственность. Договорная ответственность наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки, внедоговорная – в случаях причинения вреда, не связанного с договорными обязательствами.

Ответственность перевозчика по договору перевозки определяется ГК РФ, транспортными уставами (кодексами), регулирующими деятельность отдельных видов транспорта, и соглашением сторон. В ГК РФ вопросы перевозки рассматриваются в гл. 40 «Перевозка». Перевозка пассажиров, багажа и грузов осуществляется на основании договора перевозки. Если в период его действия будет причинен вред жизни или здоровью пассажира, то перевозчик несет ответственность в соответствии с правилами гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ при условии, что законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность.

Установлена также ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира и опоздание прибытия пассажира в пункт назначения. Согласно ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза (багажа) произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Причиненный ущерб возмещается перевозчиком в следующих размерах:

  • • в случае утраты или недостачи груза (багажа) – в размере стоимости утраченного или недостающего имущества;
  • • в случае повреждения (порчи) груза (багажа) – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденных ценностей – в размере их стоимости;
  • • в случае утраты груза (багажа), сданного к перевозке с объявлением его стоимости, – в размере указанной стоимости.

С 1 апреля 1997 г. введен в действие Воздушный кодекс РФ. Согласно ст. 117 ответственность авиаперевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира, определяется в соответствии с правилами гл. 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Воздушным кодексом предусмотрено обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром и перед грузовладельцем (грузоотправителем). Страховая сумма на каждого пассажира при причинении вреда его жизни и здоровью определена в размере не менее тысячи МРОТ на день продажи билета. Что касается страховых сумм на случай потери или повреждения имущества, их минимальные значения привязаны к максимальной ответственности перевозчика.

Общие принципы проведения страхования ответственности перевозчиков.

Страхование гражданской ответственности перевозчиков представляет собой отношения по защите имущественных интересов перевозок пассажиров или грузов. Оно проводится на основании договоров, заключаемых в пользу третьих лиц, имущественным интересам которых нанесен

ущерб действиями страхователя при эксплуатации транспортных средств, связанной с осуществлением перевозок пассажиров или грузов.

Договоры страхования заключают на случаи:

  • • нанесения вреда жизни и здоровью пассажиров;
  • • причинения ущерба багажу пассажиров;
  • • утраты, повреждения или неправильной засылки груза, переданного для перевозки;
  • • нанесения убытков третьим лицам, находящимся вне транспортного средства и не имеющим договорных отношений с перевозчиком.

Страхователями по договору страхования ответственности перевозчиков могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, владеющие на правах собственности, аренды, лизинга, оперативного управления средствами транспорта и занимающиеся их эксплуатацией в целях выполнения перевозок пассажиров или грузов на основании лицензии (сертификата) или иного, полученного в установленном законодательством порядке, официального разрешения на осуществление таких перевозок.

По договору страхования страховщик за полученные от страхователя страховые взносы оплачивает расходы и убытки, которые понес или должен понести страхователь в связи с причинением им третьим лицам убытка в течение срока действия договора. Причем ответственность возникает при эксплуатации принадлежащих ему и указанных в договоре средств транспорта. В договоре же оговариваются страховые случаи, при которых ущерб третьим лицам подлежит возмещению в соответствии с нормами законодательства других государств или международного права. При этом объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью в порядке, установленном нормами законодательства, возместить названный ущерб.

Страховым риском, на случай наступления которого проводится страхование, является причинение оговоренного ущерба третьим лицам в результате деятельности страхователя в качестве перевозчика. Соответственно, страховым случаем в страховании гражданской ответственности перевозчиков является документально зафиксированное событие, повлекшее за собой причинение оговоренного ущерба третьим лицам и являющееся основанием в соответствии с нормами законодательства для предъявления третьими лицами требований к страхователю о возмещении данного ущерба, а также непосредственно связанное с эксплуатацией принадлежащих страхователю и указанных в договоре страхования средств транспорта. В частности, страховыми случаями по договору могут выступать:

  • • телесное повреждение, заболевание или смерть пассажиров, находящихся на застрахованном средстве транспорта, в связи с несчастными случаями, авариями и другими событиями, связанными с эксплуатацией данного средства транспорта;
  • • утрата или повреждение багажа пассажиров вследствие событий, за последствия которых несет ответственность страховщик в соответствии с законодательством;
  • • утрата, недостача или повреждение груза, предназначенного к перевозке, перевозимого или перевезенного на застрахованном средстве транспорта, по причинам, за которые страхователь несет гражданско-правовую ответственность; и т.п.

Страховые взносы по договору страхования гражданской ответственности перевозчика устанавливаются дифференцированно по видам средств транспорта с учетом пассажирооборота и грузооборота, дальности и маршрутов перевозок, характеристики и состояния транспортных средств, характера грузов и других факторов, влияющих на степень страхового риска.

При наступлении страхового случая страхователь обязан принять все возможные и целесообразные в сложившихся обстоятельствах меры по уменьшению возможных убытков. При этом страховщик имеет право давать рекомендации, направленные на сокращение ущерба, которым страхователь обязан следовать; незамедлительно извещать о страховом случае страховщика или его представителей о всех требованиях, предъявляемых ему в связи со страховым случаем, передавать страховщику копии претензий потерпевших о возмещении страхователем убытков, сообщать страховщику о начале действий компетентных органов по факту причинения ущерба; обеспечить участие страховщика или его представителей в установлении обстоятельств и причин страхового случая, размеров причиненного ущерба и т.д.

При этом страховщик имеет право запрашивать у страхователя любую информацию и документы, относящиеся к страховому случаю; оказывать всевозможное содействие страхователю в судебной и внесудебной защите.

Страховое возмещение по договору страхования должно исчисляться в таком размере, в котором это предусмотрено действующим законодательством РФ, иных государств, на территории которых наступил страховой случай, или международными правовыми нормами. Определение сумм страхового возмещения производится страховщиком по согласованию со страхователем и выгодоприобретателями на основании акта о страховом случае с учетом официальных претензий потерпевших о возмещении причиненных убытков, других необходимых документов о фактах, последствиях причиненного вреда, а также подтверждающих произведенные расходы. При наличии спора между сторонами и в других необходимых случаях размер страхового возмещения определяется судом.

В договоре страхования устанавливается денежная сумма (называемая лимитом ответственности на весь срок действия договора), в пределах которой страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения по договору. Кроме того, могут устанавливаться предельные суммы выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) по каждой претензии и каждому страховому случаю; но они не могут превысить величину соответствующего лимита ответственности. Если будет причинен вред нескольким лицам на сумму выше лимита ответственности страховщика, возмещение каждому из потерпевших (в случае если иски ими предъявлены одновременно) выплачивается в пределах лимита в сумме, пропорциональной объему ущерба, причиненного каждому из этих лиц.

Особенности договора страхования на транспорте

Общие положения договора страхования на транспорте

Страхование имущества или личных интересов, связанных с деятельностью транспорта, осуществляются в соответствии с действующим страховым законодательством Российской Федерации.

Основным правовым актом в этой области является закон РФ от 31 декабря 1997 года, который регулирует соответствующие отношения между страховыми организациями и гражданами, предпринимателями, учреждениями, организациями и отношения страховых организаций между собой. Этот закон устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности (кроме государственного Социального страхования) и даёт в ст. 2 следующие определения понятия страхования:

«Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Общие положения, определяющие отношения по договорам страхования, установлены Гражданским Кодексом РФ (гл. 48).

Ряд норм, регламентирующих принципы обязательного страхования на транспорте, содержатся в соответствующих указах Президента, в законе РФ «О железнодорожном транспорте РФ», в кодексах и уставах каждого вида транспорта и в других правовых актах.

Объектами страхования на транспорте являются связанные с договорами перевозками виды ответственности (риски): личной — за жизнь и здоровье пассажиров, членов экипажа и иных лиц и имущественной — за судно или иное транспортное средство, плот, грузы, багаж, а также финансовые интересы сторон — провозная плата (фрахт), доходы, расходы, зарплата, прибыль, убытки.

Страхование, осуществление которого представляется определённым нормативным актом, является обязательным, в остальных случаях страхование производится добровольно — по заявлению заинтересованной стороны на основе договора между страхователем и страховщиком. 22 ГК не содержит общего определения договора страхования. Имеются толь определения договоров имущественного и личного страхования. Этот дефект законодательной техники не позволил последовательно изложить общие правила о страховании. В результате нормы об имущественном и личном страховании перемешались.

Личное страхование

«По договору личного страхования одна сторона — страховщик — обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной — страхователем, выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определённого возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор» (Ст. 934 ГК РФ).

Личное страхование на транспорте преимущественно является обязательным. Страхование жизни и здоровья пассажиров (туристов, экскурсантов) основано на указах Президента РФ, осуществляется на всех видах транспорта, но с исключением перевозок во внутригородском, пригородном и международном сообщениях. 11 Брагинский М.И. Договор страхования М. 2002 с. 122

В ст. 98 КВВТ РФ исключены из обязательного страхования также перевозки пассажиров на экскурсионно-прогулочных маршрутах и на переправах.

Согласно ч. 2 ст. 936 ГК РФ обязательное страхование пассажиров осуществляется за их счёт, включается в стоимость перевозки, в отличие от других видов обязательного страхования, которое должно осуществляться за счёт страхователя, т.е. юридического лица, на которого возложена обязанность такого страхования.

Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда подлежат обязательному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

Страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) осуществляется путём заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ, договоров между соответствующими транспортными организациями (перевозчиками) и страховщиками.

Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае с пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого вручить застрахованному лицу, его представителю или наследнику, а по письменному запросу страховщика направить ему копию указанного акта в 10-дневный срок.

Что касается страхования жизни и здоровья пассажиров (экскурсантов) внутригородского и пригородного сообщения, то оно не является обязательным, но пострадавшие в таких перевозках люди могут руководствоваться положениями главы 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда.

Кроме того, для лучшего обеспечения возможности выплаты компенсации пассажирам (экскурсантам), пострадавшим при этих перевозках (в сумме до 120 МРОТ), соответствующие органы во многих случаях вводят свою систему страхования пассажиров. Например, Московское управление автовокзалов и автостанций имеет договоры страхования пассажиров во всех 36 районах Московской области. Транспортные предприятия г. Москвы перечисляют в качестве страхового взноса на эти цели 1% от стоимости проезда в автобусах.

На международных перевозках страхование пассажиров может осуществляться как обязательное или добровольное за их счёт, через организации, осуществляющие эти перевозки. 11 Согласно ст.133 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан страховать ответственность за вред, причинённый жизни.

В новом Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (часть 4 ст. 28) установлена обязанность судовладельца или иного лица, осуществляющего приём на работу членов экипажа судна, за свой счёт застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.

В случае гибели или причинения вреда жизни и здоровью члена экипажа судна при исполнении им служебных обязанностей, судовладелец обязан возместить причинённый такому члену экипажа судна вред в соответствии с законодательством РФ.

При передаче судна в аренду установлена обязанность арендатора (принявшего судно без экипажа) производить за свой счёт страхование своей ответственности за риск причинения вреда третьим лицам (ч. 2 ст. 54 КВВТ РФ). Если судно сдано в аренду с экипажем, эти обязанности несёт арендодатель (судовладелец).

Условия добровольного страхования имущества, в том числе судов, строящихся судов, грузов, багажа, перевозимых морским транспортом, в том числе судов смешанного типа «река — море» плавания, регламентированы Кодексом торгового мореплавания РФ (глава XV).

Страхование транспорта

От каких рисков необходимо страховать транспортное средство? Какие основные правила такого страхования в РФ? Какие особенности страхования различных видов средств передвижений? Всю полезную информацию вы найдёте в наших подсказках.

  1. Правила страхования транспорта
  2. Страхование наземного и других видов транспорта
  3. Страховые риски
  4. Стоимость ТС
  5. Базовые тарифные ставки

Правила страхования транспорта

Согласно действующему в нашей стране законодательству, страхование транспорта может быть добровольным или обязательным.

В обязательном порядке оформляется:

  1. Полис ОСАГО;
  2. Полис страхования ответственности перевозчика перед пассажирами воздушного транспорта;
  3. Договор личного страхования пассажиров;

Другие виды страхования, например, имущественное (КАСКО) или страхование ответственности (гражданская ответственность перевозчика) осуществляются страхователем добровольно.

Страхование наземного и других видов транспорта

При страховании КАСКО автомобильного, водного, железнодорожного или воздушного транспорта основным документом считается договор страхования. Согласно ему, предмет страхования (транспортное средство) будет защищён от негативных последствий – гибели, утраты или повреждения – которые могут наступить в результате непредвиденных событий.

Совокупность таких рисков примерно одинакова для всех видов транспорта, за исключением некоторых специфичных угроз.

Договор обычно оформляется на имя страхователя. Он же и будет получать компенсацию. На современном рынке страховых услуг используется также оформление полиса «на предъявителя», когда выгодоприобретатель не указывается. В этом случае на компенсацию ущерба имеет право держатель полиса (ГК РФ – ч. 3, ст. 939).

Страховые риски

Главным образом страхование автотранспорта включает риск угона и повреждения (гибели) автомобиля в ДТП. Полное КАСКО предполагает также утрату или повреждение имущества в результате пожара, удара молнии, опасных природных явлений, падения различных объектов на ТС, техногенных аварий и много другого.

Страхование водного и воздушного транспорта, а также средств передвижения, которые эксплуатируются в опасных или сложных условиях, предполагает использование всего перечня страховых рисков.

Что же касается количества страховщиков, то страхователь имеет право застраховать ТС от одних и тех же рисков в нескольких СК, но при этом суммарная страховая сумма по всем полисам не должна превышать его оценочной стоимости (ГК РФ – ч. 2 ст. 947 и ч. 1 ст. 950). В противном случае – договор страхования будет признан недействительным.

Стоимость ТС

При расчёте стоимости движимого имущества агентом СК учитывается его:

  • балансовая или восстановительная цена;
  • износ на момент оформления договора.

Страховщик может руководствоваться также техническим состоянием транспорта, его внешним видом или текущим спросом на рынке ТС.

Если во время действия страховки стоимость автомобиля возрастёт, то страхователь сможет увеличить и страховую сумму, дополнительно оплатив при этом услуги СК (по дополнительному соглашению).

Базовые тарифные ставки

Страхование водного транспорта предполагает разделение судов на речные, морские и озёрные плавсредства. От этого зависит и размер страхового тарифа. Средний же показатель для водного транспорта – 0,5–8%.

Тарифные ставки могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону такими показателями:

  1. Возрастом судна;
  2. Страховой стоимостью и страховой суммой;
  3. Величиной ответственности СК;
  4. Степенью риска при эксплуатации плавсредства (территории плаванья, типа груза, длительности рейса и т. п.).

В страховании воздушного транспорта применяются такие показатели тарифных ставок: 3,5–6,8%.

Страховой тариф для автотранспорта (в среднем 4–18%) зависит от вида ответственности и категории ТС (легковое или грузовое). На процентную ставку влияет также марка машины, срок её эксплуатации и грузоподъёмность.

Страхование железнодорожного транспорта происходит по принципам, общим для всех видов транспорта. Средняя тарифная ставка – 0,5–5%.

Это интересно: Если условиями договора предусмотрена франшиза, то во время расчёта стоимости услуг СК она вычитается из страховой суммы – это уменьшает размер страховой премии.

2289 (Договор страхования на транспорте), страница 2

Описание файла

Документ из архива «Договор страхования на транспорте», который расположен в категории «контрольные работы». Всё это находится в предмете «банковское дело» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «контрольные работы и аттестации», в предмете «банковское дело» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «2289»

Поделитесь ссылкой пожалуйста:

Текст 2 страницы из документа «2289»

Суть предварительного договора, который должен обязательно предшествовать основному, состоит в том, что стороны обязуются в будущем заключить соглашение о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на обусловленных предварительным договором условиях (Ст. 429 ГК).

Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен, либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор, а также по общим основаниям прекращения обязательств.

Если одна из сторон уклоняется от заключения основного договора, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о принуждении заключить договор. Кроме того, сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения основного договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. Размер убытков доказывается потерпевшей стороной.

Определённой спецификой обладают так называемые договоры присоединения. Это договоры, условия которых определяются одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путём присоединения к предложенному договору в целом (Ст. 428 ГК). 1

Особое значение имеют так называемые публичные договоры. Публичным согласно ст. 426 ГК, является договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающей её обязанности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Таким образом, для того, чтобы заключить договор необходимо соблюдать все существенные условия для заключения договора. При соблюдении всех условий договор будет считаться заключенным.

2. Особенности договора страхования на транспорте

2.1 Общие положения договора страхования на транспорте

Страхование имущества или личных интересов, связанных с деятельностью транспорта, осуществляются в соответствии с действующим страховым законодательством Российской Федерации.

Основным правовым актом в этой области является закон РФ от 31 декабря 1997 года, который регулирует соответствующие отношения между страховыми организациями и гражданами, предпринимателями, учреждениями, организациями и отношения страховых организаций между собой. Этот закон устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности (кроме государственного Социального страхования) и даёт в ст. 2 следующие определения понятия страхования:

«Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Общие положения, определяющие отношения по договорам страхования, установлены Гражданским Кодексом РФ (гл. 48).

Ряд норм, регламентирующих принципы обязательного страхования на транспорте, содержатся в соответствующих указах Президента, в законе РФ «О железнодорожном транспорте РФ», в кодексах и уставах каждого вида транспорта и в других правовых актах.

Объектами страхования на транспорте являются связанные с договорами перевозками виды ответственности (риски): личной – за жизнь и здоровье пассажиров, членов экипажа и иных лиц и имущественной – за судно или иное транспортное средство, плот, грузы, багаж, а также финансовые интересы сторон – провозная плата (фрахт), доходы, расходы, зарплата, прибыль, убытки.

Страхование, осуществление которого представляется определённым нормативным актом, является обязательным, в остальных случаях страхование производится добровольно – по заявлению заинтересованной стороны на основе договора между страхователем и страховщиком. 2

2.2 Личное страхование

«По договору личного страхования одна сторона – страховщик – обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной – страхователем, выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определённого возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор» (Ст. 934 ГК РФ).

Личное страхование на транспорте преимущественно является обязательным. Страхование жизни и здоровья пассажиров (туристов, экскурсантов) основано на указах Президента РФ, осуществляется на всех видах транспорта, но с исключением перевозок во внутригородском, пригородном и международном сообщениях. 1

В ст. 98 КВВТ РФ исключены из обязательного страхования также перевозки пассажиров на экскурсионно-прогулочных маршрутах и на переправах.

Согласно ч. 2 ст. 936 ГК РФ обязательное страхование пассажиров осуществляется за их счёт, включается в стоимость перевозки, в отличие от других видов обязательного страхования, которое должно осуществляться за счёт страхователя, т.е. юридического лица, на которого возложена обязанность такого страхования.

Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда подлежат обязательному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

Страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) осуществляется путём заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ, договоров между соответствующими транспортными организациями (перевозчиками) и страховщиками.

Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае с пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого вручить застрахованному лицу, его представителю или наследнику, а по письменному запросу страховщика направить ему копию указанного акта в 10-дневный срок.

Что касается страхования жизни и здоровья пассажиров (экскурсантов) внутригородского и пригородного сообщения, то оно не является обязательным, но пострадавшие в таких перевозках люди могут руководствоваться положениями главы 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда.

Кроме того, для лучшего обеспечения возможности выплаты компенсации пассажирам (экскурсантам), пострадавшим при этих перевозках (в сумме до 120 МРОТ), соответствующие органы во многих случаях вводят свою систему страхования пассажиров. Например, Московское управление автовокзалов и автостанций имеет договоры страхования пассажиров во всех 36 районах Московской области. Транспортные предприятия г. Москвы перечисляют в качестве страхового взноса на эти цели 1% от стоимости проезда в автобусах.

На международных перевозках страхование пассажиров может осуществляться как обязательное или добровольное за их счёт, через организации, осуществляющие эти перевозки. 1

В новом Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (часть 4 ст. 28) установлена обязанность судовладельца или иного лица, осуществляющего приём на работу членов экипажа судна, за свой счёт застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.

В случае гибели или причинения вреда жизни и здоровью члена экипажа судна при исполнении им служебных обязанностей, судовладелец обязан возместить причинённый такому члену экипажа судна вред в соответствии с законодательством РФ.

При передаче судна в аренду установлена обязанность арендатора (принявшего судно без экипажа) производить за свой счёт страхование своей ответственности за риск причинения вреда третьим лицам (ч. 2 ст. 54 КВВТ РФ). Если судно сдано в аренду с экипажем, эти обязанности несёт арендодатель (судовладелец).

Условия добровольного страхования имущества, в том числе судов, строящихся судов, грузов, багажа, перевозимых морским транспортом, в том числе судов смешанного типа «река – море» плавания, регламентированы Кодексом торгового мореплавания РФ (глава XV).

2.3 Имущественное страхование

Согласованно ст. 929 ГК РФ, «по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, пользу которого заключенного (выгодоприобретателя), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в среде с иными имущественными интересами страхователями (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы)».

Это могут быть, в частности, следующие имущественные интересы:

Риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества;

Риск ответственности по обязательствам, возникшим в следствии причинения вреда жизни, здоровья или имущества третьих лиц (ответственности как самого страхователя, так и иного лица, на который оно может быть, возможно) или ответственности за нарушения договора;

Риск убытков предпринимательской деятельности и за нарушения конраинтами предпринимателя своих обязательств, в том числе риск не получения ожидаемых доходов.

Нормы имущественного страхования на транспорте, как правило, носят диспозитивный характер. Исключения возможны по отношению лишь к тем положениям, которые прямо указаны в соответствующих нормативных актах.

При заключении договора страхования юридическим и физическим лицом по поводу предмета, связанного с транспортной деятельностью (подвижного состава и иных транспортных средств, груза, провозной платы (фрахта), арендная плата, иного финансового интереса, зарплаты) страхователь обязан сообщить страховщику обо всех обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска, которых известны и должны быть известны страхователю и сведения, запрошенные страховщиком (кроме общеизвестных сведений).

Страхователь обязан так же немедленно сообщать страховщику обо всех существенных изменениях в ранее сообщенных сведениях.

При несообщении или сообщении первых сведений, страховщик в праве отказать в возмещении убытков, возникших в связи с отсутствием надлежащей информации.

При страховании риска в пользу третьего лица (выгодоприобретателя) страхователь пользуется всеми правами по договору страхования без доверенности выгодоприобретателя.

Подтверждением заключением договора транспортного страхования является выданный страховщиком документ – страховой полис, страховой сертификат или иной страховой документ.

В случаях, когда страхователь застраховывает у страховщика все предметы, являющиеся объектом транспортировки (все отправляемые или получаемые в течении определенного срока груза, плоты или всех перевозимых пассажиров, туристов, экскурсантов), выдается генеральный полис. 1 Расчеты по генеральному полюсу ведутся на основе страховых сертификатов составляемых на каждое отправление (ст. 941 ГК РФ).

При выплате страхового возмещения страховщику должны быть предъявлены генеральный полис и сертификат.

Страховой полис может быть страхователем другому лицу путем передаточной надписи на нем, заверенной в установленном порядке.

Страховые тарифы (страховые выплаты) при осуществлении обязательного устанавливаются теми же правовыми нормами, которыми вводится обязательное страхование. При добровольном страховании сумма страховой премии (страховой тариф) определяется сторонами по соглашению в форме страхования. Страхователь при заключении договора обязан объявить сумму, на которую он страхует соответствующий интерес – страховую сумму, в зависимости от которой определяется величина страховой премии.

Страховая сумма не может превышать действительной стоимости страхуемого имущества – судна, груза, плота и др. (страховой стоимости).

В случае отчуждения застрахованного груза или плота договор страхования сохраняет силу, а все права и обязанности по договору переходят на покупателя (приобретателя).

При отчуждении застрахованного судна, договор страхования прекращается с момента отчуждения, исключая отчуждение во время рейса, при котором по требованию страхователя договор страхования сохраняет силу до окончания рейса, с условием перехода прав и обязанностей страхователя к приобретателю.

Если объект застрахован у нескольких страховщиков на сумму, которая в итоге превышает его страховую стоимость (двойное страхование), все страховщики отвечают, лишь в пределах реальной страховой стоимости, причем каждый из них отвечает в размере, в каком страховании сумма по заключенному договору относится к сумме по всем договорам, заключенным в отношении этого объекта.

Страхование пассажиров

Обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев было действующим законом до 2013 года. После его заменили на обязательное страхование ответственности перевозчиков.

Все пассажиры общественного транспорта в Российской Федерации фактически застрахованы от неблагоприятных последствий поездок при причинении возможного вреда здоровью или имуществу. Поездка на трамвае в книжный магазин, на метро в театр, на маршрутном такси к друзьям — в любом случае в соответствии с законодательством каждый гражданин имеет право на возмещение вреда.

Полисом страхования в данном случае будет являться приобретенный пассажиром билет, дополнительного страхования не требуется. Распространяются положения Российского закона о страховании гражданской ответственности от 2012 года на любые виды общественного транспорта.

«Застрахованный транспорт»

Кроме метро, поездка на котором оговаривается дополнительными актами, перечень так называемого транспорта с гражданским страхованием, обширный, это:

  • городские виды транспорта: трамвай, троллейбусы и автобусы;
  • маршрутные городские такси;
  • внутрироссийские перелеты на самолете;
  • речные и морские перевозки;
  • железнодорожные поезда.

Страхование пассажиров обычными такси не производится, порядок ответственности регулируется другими актами, а при возникновении вреда в метро, несмотря на отсутствие страхования, компенсация также полагается в том случае, если получение вреда здоровью произошло в вагоне метро.

Если договор страхования гражданской ответственности отсутствует, транспортная компания может подвергнуться различным наказаниям:

  • аннулирование транспортной лицензии;
  • штрафу на руководство компании, который составляет несколько десятков тысяч рублей;
  • штрафу на организацию как юридическое лицо, в этом случае его размер может быть до 1 млн рублей.

Если ущерб пассажиру все же нанесен, а договор страхования отсутствует, то возмещением вреда будет, в любом случае, заниматься перевозчик. Риски, которые покрываются полисом страхования, включают в себя любое нарушение здоровья по вине перевозчика, а также порчу имущества пассажира.

Величина страховки и суммы выплат

Величина страховки различная для каждого вида транспорта. Так, максимальный тариф действует на водном транспорте, минимальный на электричках, разница более чем в десятки раз. Однако тарифы не влияют на выплаты при получении вреда здоровью, они не зависят от вида транспорта.

При любом повреждении или тем более смерти сам пассажир в первом случае и его родственники в случае смерти имеют право на возмещение вреда разной величины:

  • максимум в размере не менее 2 млн. рублей выплачивается при смерти пассажира или получении инвалидности I группы;
  • более миллиона рублей выплатят при прерывании беременности, потере конечностей, сильных ожогах;
  • при небольших повреждениях сумма зависит от вреда здоровью, варьируется от 1000 до десятков тысяч рублей;
  • при порче или утрате имущества можно рассчитывать на получение до 20000 руб.

Для подтверждения факта нахождения пассажира в общественном транспорте обычно используется проездной билет. В случае его утери доказательством может служить чек по оплате проезда, если и он отсутствует, то рассматриваются свидетельские показания, да и вред здоровью должен подтверждаться медицинской документацией.

Документы для получения страховки

Любая страховая компания, занимающаяся страхованием пассажиров, перед выплатой клиенту или родственникам проверяет представленные документы. Примерный их перечень:

  • заявление на компенсацию;
  • билет на проезд;
  • паспорт заявителя и полис ОМС;
  • подтверждение аварии и протокол ГИБДД;
  • список повреждений или потерь с подтверждением;
  • свидетельство о смерти, если таковая имела место.

Страховщики могут запросить и дополнительные доказательства расходов и медицинские заключения, поэтому об этом нужно позаботиться.

Видео:Страхование пассажиров на транспорте

Страхование пассажиров общественного транспорта: основания, покрытие рисков

Страхование пассажиров общественного транспорта является обязательным законодательным инструментом, он начало свое берет с 2013 г.

Его заключают учреждения, занимающиеся перевозками наземным, водным и воздушным транспортом и обязаны провести компенсационные возмещения, если наступает страховой случай.

Навигация по статье

На какой транспорт распространяется страховка пассажиров

Страхование пассажиров общественного транспорта закон принят и в обязательном порядке защитил пользователей от причинения имущественного или физического ущерба.

Такое положение возникло из-за повышенной аварийности в момент переезда, при возникновении которого перевозчик не мог оплатить лечение из-за отсутствия финансирования, как не было средств, чтобы покрыть расходы личной страховкой.

На основании Федерального законодательства появилась ответственность у перевозчиков всех видов транспортных средств, кроме легковых такси.

Страховать обязаны кассиры:

  • автобусов
  • троллейбусов
  • трамваев
  • маршруток
  • поездов
  • самолетов
  • пароходов
  • в особом порядке на метрополитене

В общем случае работникам метрополитена не нужно включать в билет стоимость страховой случай, но они должны оплатить травму или другой случай, полученный во время поездки, собственными средствами. При условии, когда он произошел внутри вагона, если на площадке потребуется доказывать вину метрополитена.

Во всех остальных случаях не требуется оформления страхового полиса, он включен в билет.

В каком размере возмещается нанесенный вред

Страхование общественного транспорта, стоимость билета увеличивается незначительно, а предположительные суммы на выплату компенсаций ощутимые.

Расширено положение для страхового покрытия, гражданин может потребовать оплаты не только за полученную травму во время аварийной ситуации на дороге, но и вследствие резкой остановки, когда проводилась посадка или высадка людей.

Чтобы зафиксировать случай достаточно сообщить об его наступлении шоферу. Мошенничество исключают видеорегистраторы, установленные в машинах и, даже, если водитель невиновен, ущерб компания обязана оплатить.

Возможен и отказ, при нарушении пассажиром правил поведения.

Ставки выплат разработаны одноразовые с учетом характера, тяжести нанесенного вреда здоровью:

  • ушибся пассажир – 200 руб.
  • сломал конечность – 240 тыс. руб.
  • при сотрясении мозга – 60 тыс. руб.
  • произошел выкидыш плода у беременной женщины – 1 млн. руб.
  • смертный случай – 2 млн. руб.
  • за поврежденное имущество – 23 тыс.руб.

Полученную инвалидность,причиной, которой стала авария, приравнивают по размерам выплат к гибели пассажира. В любом случае каждый путешественник, садясь в поезд или автобус, надеется на благополучный исход своего передвижения, а билет нужно хранить до полной остановки ТС в конечном пункте, так как он становится подтверждением нахождения в данном транспорте.

Конечно, не всегда при серьезной аварии люди помнят о билете и возможна его утрата, тогда пригодятся:

  • информация с камер наблюдения
  • свидетельские показания
  • след о расходах за поездку в виде чека

Почему основанием для компенсационных выплат за полученные неудобства во время поездки достаточно одного билета, а размер выплат достаточный. Причиной служит закон, перевозчики, кроме таксомоторных парков, выезжают в путь только с наличием страхового полиса — такое обязательное условие законодательного положения.

У пассажиров имеется свободный доступ к ознакомлению с этим документом, и если обнаружено его отсутствие, ответственных ждут большие штрафные санкции.

Где получают денежную компенсацию

Травму, увечье, любой другой тяжести, нанесенный вред здоровью в период передвижения гражданина на определенном транспорте, подтверждает медицина.

При возникновении ДТП, на серьёзную аварию прибудет эскорт из скорых медицинской помощи.

Менее сложные случаи у пассажиров, их осмотрят ближайшие травмпункты, поликлиники или врачи больниц.

Пользователь должен обратиться к водителю по возможности, обычно, если он при памяти, без серьёзных физических повреждений то и занимается вызовом экстренных служб. В его функции входит составление акта о принесенном ущербе, и предоставление информации о непосредственном страховщике, который обязан проводить выплаты.

На них не наложены ограничения сроков, обращения возможны всегда, потребуется только оформить заявление, приложением к нему служит медицинское свидетельство о состоянии пассажира, приобретенных проблемах после поездки.

К медицинской справке не лишним будет присоединить полный перечень трат на лекарственные принадлежности.

Транспортный надзор является органом фискального контроля в этой сфере, туда обращаются при возникновении проблем с оплатой компенсаций.

О страховании пассажиров на транспорте можно посмотреть на видео: