Должен ли виновник ДТП присутствовать на экспертизе?
Содержание статьи:
О вызове виновника ДТП и страховщика на оценку или экспертизу
Эта статья, которая доступно разъяснит, обязаны ли вы уведомлять о независимой оценке или экспертизе заинтересованные стороны и согласовывать с ними время и место проведения оценки (экспертизы). Думаем, что в связи, с множеством заблуждений пора прояснить данный вопрос подробно.
ОСАГО и связанные с ним случаи
В народном сознании и сознании широких слоев юристов стереотип об обязательном вызове на оценку всех заинтересованных сторон укрепился именно из-за ОСАГО. Когда речь идет об автогражданке, то следует помнить, что в законе действительно установлена приоритетность автоэкспертизы (осмотра) представителями страховой компании. Уже более двух лет, как вы не только обязаны уведомлять страховую компанию о наступлении страхового случая, но и не можете заказывать собственные независимые оценки и экспертизы до осмотра представителями страховщика. Важно знать, что это касается как виновника, так и пострадавшего при ДТП
Но на сам осмотр у страховой есть 5 рабочих дней с момента уведомления, по истечении которых вы вольны делать любые экспертизы и чинить авто. Если вы нарушите порядок предоставления автомобиля к осмотру, то можете лишиться страховой компенсации, а если вы виновник, то с вас могут потребовать возместить стоимость ремонта в пользу страховщика (регресс).
Уведомлять стороны (пострадавшего или виновника) не обязательно и то, только в рамках судебной экспертизы. Однако, стоит считаться с правом заинтересованной стороны присутствовать при экспертизе и не чинить этому препятствий (запретить присутствие может суд, в том числе по ходатайству эксперта).
КАСКО
Это вид добровольного страхования и участие страховой компании регламентируется исключительно условиями договора. В договоре может быть прописано любое дополнительное условие и соответственно рецепт тут один – смотрите договор.
Участие заинтересованных лиц ( не страховой компании) никак отдельно не регламентируется (все в соответствии с нормами ГПК, ГК, законодательством об экспертной и оценочной деятельности). Т.е. вы можете уведомить по своему желанию, если речь не идет об установке факта. Т.к. оценщик факта чьей-либо виновности не устанавливает, то присутствие или отсутствие кого-либо на само экспертное мнение (отчет) не влияет.
Резюме
Страховые компании всегда лучше уведомлять, особенно если речь идет об ОСАГО, где процедура закреплена законодательно. А вот бесконечно ждать вовсе не обязательно, и если страховщик игнорирует свою возможность присутствия или проведения осмотра и экспертизы – ваше право начать без него.
Уведомлять виновника вы НЕ ОБЯЗАНЫ, т.к. оценка или экспертиза это не установка самого факта повреждения (факт устанавливает ГИБДД или участковый) и нет закона, который обязал бы ВАС уведомлять об экспертизе виновника или обеспечивать его присутствие. Если вам так спокойнее, то вы можете уведомить в удобной форме и просто сообщить что в такой день, с 12 до 16 часов (например) будет проводиться оценка. При этом согласовывать удобное для виновника время и место, обеспечивать его доставку и т.п. вы конечно не обязаны. Главное, не чинить препятствий, если виновник изъявляет (желание присутствовать без запрета со стороны суда). В ГПК указано, что виновник имеет право присутствовать при оценке или судебной экспертизе, если это не запрещено судом или законом. К сожалению, вас могут ввести заблуждение юристы, которые не различают «имеет право» и «обязан уведомить».
Иногда обязательство связывают с нормами ГПК, «устоявшейся практикой» и даже положением 19.09.2014 г. № 433-П ( в котором нет такого требования). Реже вспоминают о методических рекомендациях 1998 года (РД 37.009.015-98 4.1.3). В данном пункте упоминалась необходимость отправки телеграммы виновнику ДТП, но рекомендации эти давно устарели (т.е. не применяются) и были предназначены для судебных экспертов и то, что в них описано, имело место только в судебной экспертизе и очень давно.
Нужна ли независимая экспертиза после ДТП и когда её проводить?
- Необходимость независимой экспертизы диктуется только недостаточностью страхового возмещения по ОСАГО.
- Ответ на вопрос, когда её проводить, логично вытекает на основании вышеуказанного – когда Вы узнаете, что Вам насчитали мало, тогда и решать, делать её или нет – после выплаты или выдачи направления на ремонт либо получения акта расчёта.
- У независимой оценки есть свои плюсы при наличии объективной необходимости в её проведении.
Независимая экспертиза автомобиля по ОСАГО после ДТП в 2020 году проводится для оценки стоимости причинённого машине ущерба. Но для того, чтобы понимать, нужна ли она в Вашем конкретном случае, когда и в каких случаях её делать, нужно понять, в каких целях она проводится и для чего вообще требуется.
Зачем нужна независимая экспертиза?
Как мы уже указали выше, для оценки стоимости причинённого материального ущерба транспортному средству. Но не просто оценки, а расчёта. Причём, она может быть инициирована не только самим владельцем автомобиля, но и страховой компанией.
По закону страховая по ОСАГО для определения, сколько нужно возместить в виде выплаты или ремонта, может провести 2 процедуры у автомобиля:
- простую оценку повреждений,
- более сложную независимую техническую экспертизу.
По существу эти 2 процедуры отличаются мало по порядку проведения. Но цель у них одна – получение калькуляции и итоговой суммы для возмещения. Независимая проводится по утверждённой законом Единой методике расчёта.
Несмотря на то, что экспертиза от страховой называется независимой, в том числе и по закону (ФЗ Об ОСАГО), она таковой по сути не является, так как проводится по инициативе и выбору страховой, хотя и делает её сторонняя организация.
А инициированная Вами отдельная экспертиза потребуется для противостояния против расчёта страховой – в суде или в досудебном порядке. Так, суд вообще не примет Ваш иск о недостаточности выплаты, если Вы не подкрепите его проведённым расчётом.
Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?
Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.
Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились. Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.
Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.
В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.
Когда делать?
Как мы уже указали выше, проводить независимую оценку ущерба рационально после того, как Вы узнали сумму ущерба. Сделать это можно сразу же после получения недостаточной выплаты.
Чтобы Вам проще было понять, как именно проводится экспертиза, предлагаем сравнить порядок выплаты страховой с дальнейшим ремонтом на эти деньги автомобиля и оспариванием выплаты, когда суммы недостаточно на полное восстановление машины.
Итак, если обычный порядок выплаты выглядит следующим образом:
- страховой случай – ДТП,
- обращение потерпевшего в страховую,
- осмотр автомобиля и калькуляция суммы возмещения,
- выплата или направление на ремонт,
- восстановление транспортного средства потерпевшим или сервисом от страховой в случае направления на ремонт.
То правильный порядок, когда требуется независимая экспертиза, будет выглядеть так:
- страховой случай – ДТП,
- обращение потерпевшего в страховую,
- осмотр автомобиля и калькуляция суммы возмещения,
- выплата или направление на ремонт, при этом, потерпевший выясняет, что выплаченной суммы недостаточно для проведения ремонта,
- назначение независимой экспертизы, инициированное потерпевшим (поиск подходящей организации и оплата услуг), с приглашением на неё представителя страховой компании,
- проведение экспертизы и новая калькуляция суммы ущерба,
- досудебное требование на основании калькуляции независимой экспертизы,
- в случае отказа страховщика урегулирования спора в досудебном порядке подача иска в суд,
- выигрыш суда, выдача последним исполнительного листа, по которому страховая обязана выплатить присуждённую сумму,
- ещё одна выплата от страховой по суду (как правило, разница между выплаченным и оценённым независимой экспертизой, а также «бонусы», о которых мы поговорим ниже),
- восстановление транспортного средства потерпевшим или сервисом от страховой в случае направления на ремонт.
Сколько стоит?
Стоимость такой экспертизы колеблется в зависимости от ряда факторов:
- степени повреждения автомобиля,
- необходимости проведения оценки товарной стоимости,
- региона обращения.
В среднем, независимая оценка в Москве и Петербурге стоит в пределах 8-20 тысяч рублей в зависимости от вышеперечисленных факторов. В регионах цена может колебаться от 5 до 15 тысяч рублей.
Главное понимать, что уплаченная за это сумма возмещается в случае выигрыша суда или в досудебном порядке истребуется со страховщика.
Утеря товарной стоимости (УТС) проводится с целью дополнительной выплаты за то, что при продаже автомобиля после ДТП он немного теряет в цене. Возмещение УТС составляет по расчёту независимых контор в среднем 7-11% от всей суммы насчитанного ущерба.
Как правильно обращаться?
- Сначала Вам необходимо найти подходящую экспертную организацию. У неё должна быть соответствующая лицензия на осуществление такой деятельности.
- Далее Вы обращаетесь в выбранную организацию, где грамотный эксперт сначала просто посмотрит на автомобиль и скажет ещё до оплаты, стоит или не стоит делать независимую экспертизу на основании того, насколько по предварительной оценке можно насчитать с учётом повреждения машины.
- Следующим этапом будет назначение даты и времени проведения экспертизы. На неё Вам нужно будет пригласить представителя страховщика. Для этого правильно будет отправить на юридический адрес страховой компании телеграмму с указанием места, даты и времени проведения. Страховые редко направляют своих представителей на экспертизы, но иногда он присутствует.
- В «час пик» эксперт осматривает Ваш автомобиль, и затем ему потребуется около недели (может быть и меньше) для составления документов с расчётом. Вам нужно будет получить эти документы и ещё один их дубликат.
- Теперь необходимо направить страховщику досудебное требование, где своими словами указать все обстоятельства ситуации: что Вам была произведена выплата, её оказалось недостаточно, в связи с чем была инициирована независимая экспертиза, которая насчитала столько-то, потребовать возместить недостающую сумму денег, а также расходы на телеграмму и стоимость экспертизы, указать разумный срок (10-20 дней) для выплаты и написать свои банковские реквизиты либо желание получить наличными. К досудебному требованию приложить оригинал документов расчёта, кассовый чек на проведение экспертизы и квитанцию оплаты телеграммы.
- По прошествии этого срока плюс 3 банковских дня, если требуемая сумма не поступила на счёт, следует подавать иск в суд, куда уже приложить дубликат документов экспертизы. В этом случае лучше всего обратиться к автоюристу, проверенному по отзывам либо Вашими знакомыми/друзьями/родственниками, так как это дело уже немного сложнее досудебного требования, а расходы на юриста Вам тоже возместят в случае выигрыша суда, вероятность которого повышается при ведении дела хорошим и грамотным юристом. Впрочем, ничего не мешает обратиться к автоюристу ещё на этапе досудебного требования.
Плюсы независимой экспертизы
Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).
Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:
- неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
- штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.
В судебной практике 2020 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.
К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:
- 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
- 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
- 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
- штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).
На практике же судья по своему усмотрению может уменьшить сумму неустойки и штрафа до 10 000 рублей каждую и даже меньше.
Как оспорить независимую экспертизу по ДТП
После аварии у водителей может возникнуть вопрос, как оспорить независимую экспертизу по ДТП. Не всегда результаты исследования совпадают с мнением автовладельца, поэтому ему приходится доказывать свою правоту. Такие ситуации встречаются постоянно, но окончательное решение все равно редко устраивает человека. Причиной является недостаток знаний, который следует исправить.
Независимые эксперты могут произвести ошибочную оценку, но в этом случае водителю сложно доказать свою правоту. Практичнее воспользоваться услугами профессионального юриста, с которым удастся связаться по телефону, указанному выше. Он подскажет, как пройти сложную процедуру, чтобы получить точные данные, при необходимости обратившись в суд.
Как производится независимая экспертиза ДТП?
Независимой экспертизой ДТП являются результаты проведенного исследования, касающегося места происшествия, состояния автомобиля и нанесенного вреда здоровью. В соответствии с ними Росгосстрах выплаты по ДТП производит постоянно, но результаты редко совпадают с истиной. Посредством этого страховым компаниям удается намеренно занижать переводы.
Сначала происшествие оценивается на месте инспектором ГИБДД, а потом за дело берется страховой эксперт. Его следует вызвать сразу, чтобы впоследствии не были выявлены неожиданные нарушения. О получении тех или иных данных водители информируются по почте, а потом им на счет переводятся денежные средства.
Процесс выглядит простым, почему же возникает вопрос, как оспорить независимую экспертизу по ДТП? Некоторые повреждения «пропадают», машины передвигаются – ситуация каждый раз становится неоднозначной. Единственным спасителем для автовладельца становится опытный юрист, готовый рассмотреть даже ДТП с пострадавшими.
Кем проводится независимая экспертиза?
Транспортное средство осматривается и на месте, но можно ли считать такую оценку верной? В подобных условиях результате редко берутся в расчетов. Они являются лишь первоначальным осмотром, производимым инспектором ГИБДД.
Кто же проводит независимое исследование?
Если автовладелец не согласен, он имеет право подать прошение на повторную проверку. Хотя необходимо сначала познакомиться с работой компаний, чтобы понять, какова разница между людьми. Это позволит разобраться в причинах возникновения ошибок и необходимости обращения к профессионалам.
Эксперты
Эксперты проводят наиболее веские проверки. Именно их исследования принимаются на рассмотрение при судебном разбирательстве. Если человек не согласен с независимой экспертизой по ДТП, ему придется обращаться к ним, предварительно проверив наличие лицензии у фирмы на вынесение официального решения. В ином случае обращение не даст полезных результатов, так как данные не будут иметь юридической силы.
Эксперты несут полную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Ошибочные результаты могут быть представлены с точки зрения обмана, поэтому после этого придется столкнуться с административным наказанием. Хотя страховые компании продолжают работать с определенными фирмами, часто обманывая своих клиентов. Они представляют требующиеся документы, что останавливает водителей, но оспаривание остается реальностью. Соответственно, не следует сразу отказываться от своей идеи, лучше уточнить собственные возможности у опытного юриста.
Специалисты
Специалисты обычно занимаются оценкой повреждения автомобиля. Они .используют различные технические средства, не основываясь на данных предварительного осмотра или иной информации. Им требуется только автомобиль, который они досконально изучают, чтобы исключить возможную ошибку. Чаще всего их проверка оказывается по-настоящему правильной, поэтому население предпочитает обращаться в мастерские.
Единственной проблемой остается отсутствие юридической силы. Передаваемая документация остается лишь ориентировочной суммой ущерба, которую нельзя использоваться в качестве доказательства во время судебного разбирательства. Если виновник не согласен с независимой экспертизой ДТП, ему не удастся при помощи осмотра в мастерской подтвердить собственные подозрения. Пусть обман будет раскрыт, но доказательства для судебного разбирательства окажутся несущественными. Так что не стоит тратить время впустую, подобные пути останутся ошибочными.
Когда заказывается повторная экспертиза?
Если одна из сторон не согласна с результатами оценки, в определенных случаях удастся официально заказать повторную проверку. Она окажется обязательным условием, позволяющим уточнить представленную информацию.
Причины обращения хорошо известны, поэтому их следует уточнить:
- Неправильный окончательный расчет;
- Отсутствующие повреждения;
- Отсутствие уведомления;
- Нарушения экспертов.
Если возникает вопрос, как оспорить независимую экспертизу по ДТП, сначала придется заказать повторную проверку. По этой причине опытный юрист посоветуют уточнить причины, которые окажутся весомыми во время судебного разбирательства. Без официальных данных не удастся добиться правомерного решения и точной суммы последующего перевода. Так что будут важными даже подробности каждой причины новой оценки.
Неправильный окончательный расчет
В соответствии с условиями страхования компании обязаны выплачивать суммы до 120 тысяч рублей. Если стоимость устранения полученных повреждений значительно выше, придется добавлять деньги из собственных сбережений. Хотя даже максимальные показатели редко попадают в расчеты, поэтому даже после судебного разбирательства водителю не получается воспользоваться нужными средствами. По этой причине они страдают из-за ошибок, которые поможет устранить профессиональный юрист, точно знающий расчет выплаты по ОСАГО.
Отсутствующие повреждения
Виновникам часто приходится думать, как оспорить независимую экспертизу по ДТП в суде, из-за появления неожиданных повреждений. В ходе разбирательства водитель обязательно ознакомится с результатами проверки состояния автомобиля. После чего он может удивиться, что в них описан урон, который отсутствует в осмотре места происшествия. Такая несправедливость приводит к дополнительным выплатам, поэтому приходится опровергать результаты. Доказать собственную правоту реально, так что сразу следует обратиться к профессионалу.
Отсутствие уведомления
Отсутствие уведомления о предстоящей независимой экспертизе также является возможной причиной заказа повторной проверки. Перед дополнительными действиями в процессе судебного разбирательства должны уведомляться обе стороны, поэтому при отсутствии соответствующих бумаг удастся засвидетельствовать нарушение. Разница может оказаться незначительной, но правильность выполненных действий намного важнее. Хотя сокращение собственных расходов также следует учитывать в качестве дополнительного преимущества нового обращения.
Нарушения экспертов
Если нужно оспорить ущерб ДТП, также необходимо проверить отсутствие нарушения со стороны экспертов. Законодательство РФ четко диктует порядок проведения проверки и оценки имеющихся повреждений. По этой причине действия фирм жестко регламентированы, если обнаружится малейшее несоответствие, можно подать ходатайство о повторных действиях. Этим условием воспользоваться сложно, так как самостоятельно не получится указать ошибочность действий, но с помощью профессионала справиться с такой проблемой легко.
Как оспаривать независимую экспертизу?
Когда появляется вопрос, можно ли оспорить судебную экспертизу по ДТП, придется познакомиться с многоэтапной процедурой. Правильное выполнение действий гарантирует решение, соответствующее реальной ситуации. Обычно проще воспользоваться услугами юриста, но если отсутствует такая возможность, можно попробовать учесть даже незначительные нюансы.
- Сначала следует ознакомиться с решением экспертов. Соответствующие документы в обязательном порядке представляются обеим сторонам даже при отсутствии претензией. Если планируется опровержение, придется проверить детали. Среди них точное указание оснований проверки, совпадения осмотра и результатов и так далее. После чего можно переходить к изучению самой информации.
- Изучение подробных данных может показаться простой задачей, но небольшая погрешность приводит к изменению окончательной суммы. Об этом стоит помнить, чтобы не допустить ошибки. Так, небольшая царапина оценивается всего на несколько рублей дороже, а трещина стойки переднего моста окажется дороже на несколько тысяч.
- Перед оспариванием решения стоит вызвать эксперта для участия в разбирательстве в качестве свидетеля. Он должен подробно аргументировать сделанные выводы. Малейшие несоответствия окажутся лучшим подтверждением неправильной оценки состояния автомобиля или места происшествия.
- Далее составляется ходатайство с точными аргументами причин подачи заявления. Это позволит в официальном порядке перезапустить разбирательство, чтобы получить новые данные. Причем бумаги должны быть обязательно приложены к документам, сопровождающим судебное разбирательство.
- Повторная независимая экспертиза после ходатайства обязательно проводится в присутствии заинтересованного автовладельца. В ином случае действия станут очередным нарушением со стороны страховой компании. Будет полезно заранее согласовать последующую процедуру, чтобы она произошла в соответствии с установленными нормами.
- Если виновнику требуется повторная независимая экспертная оценка, пострадавший не имеет права отказываться от присутствия во время осмотра. Не давая представителям власти возможность выполнения их должностных обязательств, человек рискует столкнуться с административной ответственностью.
Указанный порядок действий является обязательным. Процедура указанна в положениях законодательства, поэтому нарушения становятся недопустимыми. Не стоит обходить детали, поэтому нужно заранее точно знать, как обжаловать судебную экспертизу по ДТП. В ином случае даже человек совершит ошибку, которая окажет отрицательное влияние на выводы экспертов.
Проведение повторной независимой экспертизы проводится поэтапно. Первоначально преследуется единственная цель – поиск причины отправки ходатайства. После этого представители власти самостоятельно обяжут потерпевшего к участию в последующей проверке и оценке состояния машины.
В судебном порядке можно любой вид экспертизы. Для этого следует основываться на причинах, отмеченных в положении законодательства или обращаться к юристу. Второй способ практичнее и проще, так как он гарантированно обеспечивает точный перерасчет. Из-за чего всегда выгоднее искать помощь у профессионалов, готовых справиться с тяжелейшими ситуациями.
Телеграмма виновнику ДТП о проведении независимой экспертизы
Первое о чем задумывается пострадавший в аварии автовладелец – размер ущерба. Оценка страховой компании редко оправдывает ожидания. Поэтому уже на месте происшествия можно понять, понадобится ли независимая экспертиза. Для ее проведения достаточно обратиться к специалистам и оплатить их услуги.
Возникает вопрос, о том, кто должен присутствовать при оценке ущерба и надо ли приглашать виновника аварии.
Итак, эта статья предложит образец телеграммы на независимую экспертизу виновнику ДТП и расскажет, зачем нужно отправить такое извещение.
Зачем направлять телеграмму виновнику
Ни одна норма действующего законодательства не говорит прямо о необходимости уведомлять кого-либо о проведении независимой экспертизы. Это значит, что пострадавший не обязан направлять телеграмму ни в свою страховую, ни виновнику аварии. Однако на практике сделать это стоит в интересах самого же пострадавшего. Причин тому сразу несколько.
Обычно экспертиза производится с целью установить реальный размер ущерба и затрат на ремонт. Однако, предел выплат ОСАГО страховой ограничен. Обычно это 400 тысяч рублей. Иногда имеется расширенная страховка, но и она имеет предел покрытия. Если сумма окажется больше предела, излишки придется требовать непосредственно с виновника аварии в порядке гражданского судопроизводства.
Судья пожелает убедиться был ли соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования сора. Вот в этот момент и пригодится копия телеграммы. Она подтвердит, что предполагаемый истец был извещен о предстоящих мероприятиях и дело пытали решить до суда.
Это же касается и случаев, когда страховая компания занижает размер компенсаций. Часто суммы, предлагаемые страховщиком в разы меньше реальных затрат на ремонт. Защитить свои права страхователь так же сможет только в суде. И снова телеграмма подтвердит попытку досудебного урегулирования и то, что ответчик имел возможность убедиться в непредвзятости оценки иска. При этом нужно помнить, что:
- Закон не обязывает приглашенных лиц или их представителей присутствовать при проведении экспертизы.
- Присутствие приглашенных лиц не должно влиять на итоги экспертизы.
- Присутствие на экспертизе и даже согласие с ее результатами на месте не лишает впоследствии ответчика права на оспаривание в суде.
- Виновник или страховая вправе затребовать повторной экспертизы, даже если первая независимая оценка проведена при них.
Как правильно направить уведомление
Итак, направлять уведомление не обязательно, но желательно. Сделать это можно несколькими способами. И совсем не обязательно это должна быть телеграмма в классическом понимании. Варианты таковы:
- Личный визит в офис страховой компании. Здесь при подаче можно попросить поставить подпись и дату принятия на копии документа. Приличная страховая вряд ли откажется принять документ, хотя на экспертизу вряд ли кого-то станет посылать. Для извещения виновника аварии такой способ вряд ли сгодится. Во-первых, его можно не сразу найти, а во вторых он может отказаться подтверждать, что получал какое-либо уведомление.
- Почтовое отправление. Этот способ годится для извещения любого участника дела. Это может быть классическая телеграмма или заказное письмо. У себя нужно сохранить копию телеграммы с листком о вручении либо уведомление и опись вложения от заказного письма.
- Передача с аварийным комиссаром. Сейчас организации аварийных комиссаров предоставляют полный комплекс услуг по сопровождению разбирательства ДТП. Они вполне могут направить телеграмму от имени пострадавшего или передать уведомление в страховую компанию.
Вне зависимости от того как была направлена телеграмма документы об отправке стоит сохранять в течение 3 лет. Именно таков применяемый общий срок исковой давности.
Внимание! При оправке почты нужно помнить, что в пределах одного региона она доставляется примерно в течение 3 дней, а в другие области 7 дней и более. Поэтому нужно направлять уведомление заблаговременно с учетом времени на приезд заинтересованного лица.
Образец телеграммы
Так как закон не предусматривает обязательного направления телеграммы, то нет и никакой жесткой формы кроме самого почтового бланка или обязательного содержания. Однако определенным требованиям она должна соответствовать:
- содержит информацию об осматриваемом авто,
- составляется на русском языке,
- содержит дату и место проведения экспертизы,
- содержит контактные данные отправителя,
После указания данных отправителя и получателя в бланк телеграммы вписывается несложная формулировка текста вызова:
Прошу Вас или Вашего представителя по доверенности прибыть для присутствия при смотре аварийного автомобиля ___________________________ (марка, цвет, гос.номер машины), который состоится ________ __ 20____ года по адресу: ________________________________
В случае Вашего отсутствия осмотр аварийного автомобиля будет произведен экспертом без вашего участия.
Итак, направление телеграммы о проведении экспертизы совсем не обязательно. Однако, в интересах самого пострадавшего будет сделать это.
Как оспорить вину в ДТП в судебном порядке в 2018 году
После каждой аварии определяются виновная и пострадавшая стороны. От этого деления зависит выплаты, которые будут производиться страховой компанией, штрафные санкции и назначение уголовного наказания. Лицо, признанное виновным, имеет право на обжалование такого решения. Каковы порядок и правила обжалования и оспаривания решения суда по ДТП или постановления ГИБДД о вине в ДТП? Куда для этого необходимо обращаться и какие документы готовить?
Что делать, если не согласен с обвинительным решением?
Виновник определяется сотрудником ГИБДД путем вынесения постановления. Случается такое, что инспектором допускаются ошибки в определении виновного, который на деле является пострадавшим. Для того чтобы изменить присвоенный статус необходимо грамотно подойти к процедуре обжалования решения. Во-первых, требуется сфотографировать аварию, чтобы иметь возможность оспорить вину. На снимках должно быть видно: расположение машин, разметки, факторы, оказавшие влияние на аварию, знаки и прочее. Стоит сохранить запись, сделанную регистратором своего автомобиля либо тех авто, что находились рядом. Если на участке дороги имеются видеокамеры, требуется сделать запрос на изъятие видео. Делается это через правоохранительные органы.
Для составления документации относительно ДТП сотрудниками ГИБДД используются показания свидетелей, схемы произошедшего. Схема не всегда составляется правильно. Для исключения ошибок требуется изучить бумагу на месте. Автолюбитель имеет право вписать дополнения в составленный сотрудниками протокол, при условии, что они могут повлиять на принятие решения. При наличии свидетелей, способных доказать правоту водителя, нужно записать их данные.
В необходимых случаях назначается экспертиза. Настаивать на ее производстве необходимо, когда в протоколах не учтены некоторые нюансы. Посредством экспертизы можно получить ответ на ряд вопросов, в том числе узнать обстоятельства, ставшие причиной аварии, понять в каком состоянии находилась машина на момент ДТП, изучить следы на дороге и само дорожное полотно, уточнить сказались ли погодные условия.
Можно ли оспорить?
Обжаловать принятое решение не всегда целесообразно. Однако есть ситуации, когда оспорить решение можно. Так, если лицо, нарушившее правила движения, что стало причиной аварии, не согласно с фактами, изложенными в составленных документах, если отсутствует связь между аварией и нарушением правил, если должностное лицо нарушило требования и нормы материального или процессуального характера во время вынесения постановления, а также при наличии данных о вине других лиц в аварии, оспорить постановление можно.
Человек, оспаривающий принятое решение, должен руководствоваться положениями закона. Зависит от того, в рамках какого производства происходит обжалование: уголовное, гражданское или административное. Оспаривать нужно постановление, на основании которого возбуждается уголовное дело либо административное производство. Виновность лица по деянию, квалифицированному в рамках Уголовного кодекса, признается на основании решения суда. Важным моментом является вступление документа в силу. Жалоба подается лицом, признанным виновным, либо его защитником. Чтобы вопрос, связанный с обжалованием был решен успешно, потребуется:
- Изучить документацию, которая стала основанием для принятия подобного решения. Сюда относятся осмотры места аварии, машин, схемы, результаты освидетельствования, протоколы. Если при их составлении были допущены ошибки процессуального характера, неточности — документ аннулируется.
- Проверить составленные бумаги на соответствие законодательным нормам. При обнаружении несоответствий нужно принять меры, чтобы их устранить.
- Поднять вопрос о целесообразности проведения автотехнической экспертизы.
Согласно законам в случае, когда лицо, в отношении которого принято решении о привлечении его к ответственности, не согласен с ним — реализуется право на обжалование. Жалоба направляется должностному лицу, вынесшему решение. Тот в свою очередь обязан переправить документ руководству, приложив материалы дела. Это правило распространяется на административные постановления.
Если документ принят судьей — обратиться следует в мировой суд в месте, где было вынесено решение. Законом устанавливается срок, в течение которого требуется использовать право на обжалование. Пропустить его можно только по уважительной причине. Суд рассмотрит жалобу, исходя из представленных материалов, заявитель имеет право присутствовать на заседании. В случае вынесения решения о невиновности лица, требуется обратиться в судебный орган для установления виновного. К полномочиям судьи относится решение вопроса о виновности участников ДТП.
Порядок обжалования
Человек, которого признали виновным в аварии, может обратиться в суд или ГИБДД для оспаривания вынесенного постановления. Стоит отметить, что обращение в судебные органы, как правило, наиболее продолжительно по времени. Виновнику следует обратиться в мировой суд. Инициируя процедуру обжалования необходимо иметь реальные доказательства своей невиновности. Повлиять на ситуацию можно непосредственно на месте аварии, предоставив инспектору запись с регистратора, подробно описать обстоятельства произошедшего, указать причины. Обращаясь в ГИБДД или суд необходимо собрать пакет документов, в который входят:
- Решение, которое будет обжаловаться;
- Документ, посредством которого удостоверяется личность (при обращении в суд);
- Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины по рассмотрению дела в суде;
- Доказательства невиновности (фото-, видеоматериалы, задокументированные показания свидетелей и т.д.).
При оспаривании решений через ГИБДД отводится срок, равный 10 дням. Исчисление начинается с того момента, когда вынесено постановление о правонарушении. За это время регистрируется вынесенное постановление и нарушителю назначается наказание. Если за указанный период лицо не успело обратиться в правоохранительный орган, то дальнейшее обжалование через эту инстанцию бесполезно. Потребуется обратиться в суд. При этом составить иск и подать его в суд можно и тогда, когда постановление о правонарушении вступило в силу. Исковое подается в течение 2-месячного срока, отсчет которого начинается со дня аварии. Срок может быть увеличен по уважительным причинам, к таковым относят прохождение водителем лечение в стационаре и прочее. Пропуск срока должен быть подтвержден документально, то есть, выписываясь из больницы, потребуется получить соответствующую справку у лечащего врача. Водитель должен быть готов к отстаиванию своей невиновности.
Заключение
В случае попадания в аварию следует внимательно следить за составлением всех сопутствующих документов, найти свидетелей происшествия, получить записи с видеорегистраторов автомобилей, находящихся в поле зрения. Все это может послужить в дальнейшем доказательной базой, если автовладелец будет признан виновным в ДТП. Постановление о правонарушении, вынесенное в ГИБДД, можно обжаловать как в самой Госавтоинспекции, так и в суде.
Законные способы оспаривания экспертизы по аварии: как действовать в суде
Автор: Нина Логинова. Эксперт в области административного, гражданского, семейного и трудового права. Образование высшее юридическое — окончила Уральский государственный юридический университет, факультет Юстиции. Опыт работы: помощник адвоката, стаж 17 лет. Оказываю юридическую помощь гражданам и организациям — даю консультации, составляю претензии, жалобы, исковые заявления, представляю интересы в суде, правоохранительных и иных государственных органах.. Дата: 19 ноября 2019. Время чтения 6 мин.
stevepb/pixabay
Оспорить оценку независимого эксперта можно путём подачи ходатайства судье. Заявителю будет предложено предоставить варианты компаний, из которых выберут одну и поручат ей подготовить заключение. При сомнениях в расчётах допускается запрашивать экспертизу несколько раз, пока судья не сочтёт результаты точными и не признает отчёт достоверным доказательством. Однако расходы на оплату работы всех оценщиков в конце процесса лягут на виновную сторону.
Оспорить независимую экспертизу по ДТП в суде можно, если заключение специалиста не соответствует фактическим обстоятельствам или не вызывает доверия.
Основания
Оценка представляет собой исследование, в процессе которого:
- производится осмотр транспортного средства;
- выявляются причины, послужившие поломкам и деформациям деталей;
- устанавливается продажная стоимость машины после дорожно-транспортного происшествия.
Заключение оформляется в виде отчёта, который послужит весомым доказательством в суде при взыскании материального ущерба, а также в страховой организации при оформлении выплаты.
На заметку! Оценочная компания, которая занимается такими работами, должна иметь сертификаты и давать только достоверные сведения. Иначе за недобросовестное заключение к оценщику возможно применение наказания по статьям 17.9 КоАП или 307 УК РФ.
Часто истец приносит на заседание отчёт, в котором имеются некоторые нестыковки:
- в акт включены неисправности машины, которые были ещё до столкновения, — при осмотре инспектор ГИБДД не указал их в протоколе;
- установленная стоимость ущерба значительно превышает лимит по ОСАГО — остальную сумму виновнику придётся доплачивать из своего кармана, поэтому необходимо проверить расчёты;
- ответчика не уведомили о проведении экспертизы, хотя он имеет право и хотел присутствовать;
- у оценщика нет свидетельства или сертификата на выполняемые работы;
- имеется подозрение на сговор — истец обратился к знакомому эксперту, который мог провести расчёты с выгодой для них обоих.
Под оспариванием принято понимать не подачу иска о признании недействительности заключения, а ходатайство об ещё одной независимой оценке для перепроверки данных, представленных в первом отчёте.
Как действовать
Существует несложный алгоритм, который используют, если возникают подозрения на необъективность мнения специалиста.
Шаг 1. Сравнить описания
Чтобы в дальнейшем оценить правдивость заключения эксперта, нужно знать истинное положение дел при ДТП. Инспектор или комиссар, описывая ситуацию, указывает состояние автомобиля и обстоятельства произошедшего в протоколе, приводит схему расположения и столкновения автомобилей. Сюда же заносятся доводы участников и свидетелей аварии.
Фото: centrst.ru, «Центр страхования»
Знать первоначальное описание ситуации нужно, чтобы сравнить детали с тем, что указал эксперт. Часто добавляются бамперы, зеркала или фары, которые не были задеты при столкновении, а повредились ранее. Однако если ответчик хорошо изучил нанесённый ущерб, а ему приписали лишние расходы, то не даст себя обмануть. Если есть подозрения, что выводы противоречат первоначальным сведениям о происшествии, то сразу можно просить о назначении ещё одной экспертизы.
Справочно! При оформлении европротокола при ДТП обстоятельства аварии фиксируются без вызова ГИБДД.
Шаг 2. Подать ходатайство
Если ответчик сомневается в заключении, просят у суда организовать новую экспертизу, пояснив причины своего недоверия (противоречие сведений, родство истца и оценщика и т.д.). Она поможет провести более детальный анализ случившегося и уточнить компенсационные выплаты. Иногда в ходе дела всплывают новые факты, которые могут значительно понизить степень виновности ответчика или сумму ущерба.
Судья предложит предоставить ему варианты оценщиков и выберет одного из них. При назначении судебной экспертизы сразу делается предупреждение исполнителю об ответственности за ложные показания, поэтому вряд ли он пойдёт на сговор с истцом ради выгоды.
Ходатайство составляется в свободной форме и приобщается к материалам дела. В содержании рекомендуется заявить о вызове эксперта на заседание в качестве свидетеля, чтобы он пояснил сомнительные моменты суду. Ответчику можно заранее подготовить меткие вопросы. Если оценщик будет путаться в показаниях или противоречить своему заключению, то на него возможно наложение наказания за ложные доводы.
Шаг 3. Оценка
Если судья удовлетворяет просьбу ответчика о повторной экспертизе, истец не должен препятствовать осмотру своего автомобиля. Ему необходимо подготовить полный пакет на машину, сообщить о времени проведения всем участникам — ответчику, представителю страховой компании и другим лицам, желающих присутствовать при заключении. Когда собственник выступает против процедуры, судьи делают вывод о ложности информации из первого отчёта и выносят решение не в пользу истца.
Фото: sud-mskexpert.ru, единая служба судебных экспертиз
В сложных ситуациях приводят рецензию на мнение исполнителя. Это не осмотр автомобиля, а анализ обоснованности, грамотности и законности составления заключения. Оно не является прямым доказательством, однако придаёт юридическую силу сведениям оценщика.
На заметку! Судебные экспертизы не работают бесплатно. Все расходы лягут на лицо, признанное виновным по результатам разбирательства.
Сроки анализа исполнителем полученных данных могут составлять 10-12 суток, поэтому заседание переносится на другой день.
Встречаются ситуации, когда судебные разбирательства тянутся несколько месяцев или лет, тем временем машина может быть уже продана. В этом случае алгоритм действий не меняется, однако придётся привлечь к экспертизе нового собственника автомобиля.
Данные о покупателе суду предоставляет истец, он же договаривается об осмотре.
Примеры из практики
Отследить мнение судей по просьбам дополнительных проверок можно на исках по возмещению ущерба к страховым компаниям. Последние отстаивают свою правоту по выплате заниженной стоимости любыми способами. Информация предоставлена сайтом sudact.ru.
Пример 1. Решение от 11 марта 2019 года по делу № 2—2/19. Организация по защите прав потребителей «Флагман», действующая от имени Нойкина И.В., подала иск на АО «Макс» для взыскания средств. Ранее страховщик уже сделал выплату. Однако истец с её размером не согласился и сам провёл независимую оценку, которая подтвердила, что выплаченных денег недостаточно для ремонта автомобиля.
Выводы эксперта истец представил суду. Ответчик выразил недоверие к расчётам и выдвинул ходатайство о назначении повторной оценки, которое и было удовлетворено. Однако результаты заключения не устроили его по причине поверхностных расчётов, которые привели к занижению ущерба. При допросе исполнитель не отрицал наличия технической ошибки.
Истец заявил о необходимости ещё одной оценки, судья удовлетворил просьбу. Теперь расчёты были произведены точно, а эксперт — свидетель, смог обосновать своё мнение. Это заключение было принято как достоверное доказательство. Суд удовлетворил иск заявителя.
Пример 2. Решение от 27 февраля 2019 года по делу 2—105/2019. Истец Конев А.И. в целях возмещения ущерба от ДТП обратился к страховщику СПАО «Ресо-гарантия» и виновнику происшествия Каминскому В.И.
Заявитель предварительно организовал получение независимой оценки. Ответчики посчитали сумму завышенной, поэтому возник спор. Судом назначена автотехническая экспертиза, результаты которой были оглашены на заседании. Однако ответчик Каминский В.О. ходатайствовал об организации ещё одной оценки, поскольку не был привлечён для участия в осмотре.
По решению суда готовилась дополнительная автотехническая проверка. Заранее назначенного эксперта предупредили об уголовной ответственности за предоставление ложных сведений, поэтому его заключение впоследствии приняли как доказательство. Окончательно суд встал на сторону истца.
Судьи охотно идут на неоднократное проведение оценок до момента, пока расчёты не станут наиболее достоверными.
В сюжете описана правильная процедура независимой экспертизы, на основании которой можно судить о точности расчётов, чтобы её обжалованию.