Должен ли виновник ДТП выплачивать разницу?
Содержание статьи:
В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП?
Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП?
Для некоторых водителей является полной неожиданностью, когда их страховая компания сообщает им о взыскании денег. Такие случаи бывают не слишком часто, так как СК может сделать это не всегда. Лучший выход из данной ситуации – не допустить таких процессов, как регресс и суброгация.
Когда страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП
Для начала следует разобраться с такими понятиями, как «регресс» и «суброгация». Некоторым непосвященным гражданам может показаться, что они означают одно и то же. Но это далеко не так. Отличие этих двух процессов друг от друга серьезно сказывается на политике выплат компенсации.
Итак, суброгация означает право страховой компании взыскать затраты, понесенные на оплату страховки лицу, потерпевшему в аварии, с водителя, которого признали виновником данного ДТП.
Процедура регресса подразумевает под собой истребование страховой компанией средств, выделенных клиенту компании, являющемуся виновником ДТП. Данная процедура происходит в том случае, если данный клиент допустил нарушения условий договора.
Нарушениями условий договора считаются действия водителя, которые признаны незаконными и грозят ему гражданской ответственностью.
Такие действия страхователя перечислены в статье 14 Закона об ОСАГО:
- Умышленное нанесение вреда жизни и здоровью граждан (например, сбил пешехода на переходе намеренно);
- Водитель, находясь за рулем автомобиля в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, совершил ДТП. Факт наличия в крови водителя алкоголя, наркотиков или токсических веществ должен быть зафиксирован в документах;
- Водитель-виновник аварии управлял автомобилем, не имея на это никакого права. То есть, у него отсутствовало водительское удостоверение или не было доверенности на управление данным транспортным средством;
- Совершив аварию, водитель скрылся с места преступления;
- Когда в договоре страхования, среди всех остальных лиц, имеющих право воспользоваться данным страховым полисом, фамилии водителя – виновника аварии, нет.
Наличие доверенности не является подтверждением того, что виновник аварии имеет право воспользоваться договором ОСАГО.
- Когда авария произошла в период, который не предусмотрен страховым полисом. Что это означает? Обычно договор страхования заключается на один год. Но есть еще один период, который может быть от трех месяцев до года, в зависимости от того, сколько было заплачено за страховку. Если авария произошла вне данного периода, страховая компания может предъявить водителю требования о регрессе;
- В том случае, когда срок действия талона технического обслуживания ТС, которое используется для перевозок, завершился. Данное условие не имеет отношения к другим транспортным средствам.
Существует ли возможность избежать регресса?
Избежать материальных потерь можно очень легко – соблюдать правила дорожного движения и условия договора страхования.
Садясь за руль автомобиля проверьте:
- Не истек ли срок действия договор автострахования, если вы вносили оплату не за весь период (год);
- Обратите внимание, есть ли ваше имя среди лиц, которые вписаны в ОСАГО. Позаботьтесь о том, чтобы ваши данные также были занесены в страховой полис;
- Удостоверьтесь, что у вас есть действующая доверенность на управление данным транспортным средством;
- Никогда не садитесь за руль в состоянии алкогольного или другого опьянения. Умейте отвечать за совершенные поступки, не покидайте место аварии.
Если вы будете соблюдать все перечисленные выше правила, вам не грозит никакой регресс.
Есть ли возможность у виновника аварии избежать суброгации?
- Если вы попали в ДТП, во время его оформления инспекторами ГИБДД, поинтересуйтесь, есть ли у других участников аварии действующие договоры страхования. Дело в том, что сотрудники полиции могут и не вносить эту информацию в справку о ДТП, поэтому подобные сведения следует получить самому. Запишите себе реквизиты полисов, а также названия страховых компаний;
- Если ситуация, вследствие которой произошло ДТП, неоднозначная, не торопитесь признавать свою вину. Иногда в ситуации, когда повреждение машины незначительно, водитель признает себя виновным в аварии, тем самым, возможно, принимая на себя вину другого участника дорожно-транспортного происшествия;
- Если вы четко понимаете, что виновными в аварии являются оба участника, добивайтесь от инспектора ГИБДД составления протокола на обоих водителей. Если к вашей просьбе не прислушаются – обжалуйте незаконные действия во всех вышестоящих инстанциях;
- Когда потерпевшая в аварии сторона имеет страховой полис КАСКО, примите участие в определении ущерба от аварии. В дальнейшем данный ущерб может повлечь процедуру суброгации. Сделать это можно направив заявление в страховую компанию, которая застраховала риск повреждения автомобиля по договору КАСКО. В заявлении укажите, что вы желаете присутствовать при экспертизе транспортного средства, поврежденного в ДТП. Ваше присутствие при осмотре состояния машины не позволит страховщикам подтасовать некоторые выгодные для них факты осмотра;
- Обязательно сообщите об аварии в свою страховую компанию. Ваш страховщик также выступает субъектом ответственности по требованиям о выплате ущерба в порядке суброгации;
- Насколько бы грамотными вы ни были в вопросах страхования и выплат материальной компенсации при ДТП, лучше всего будет обратиться за помощью к специалистам.
Особенно важно, если юристы занимаются именно решением спорных вопросов, связанных с договорами автострахования. Страховые компании, как правило, имеют в своем штате квалифицированных юристов, которые с легкостью добьются в процессе судебного разбирательства удовлетворения требований своей страховой компании.
Как написать досудебную претензию виновнику ДТП без ОСАГО?
Что делать, если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, читайте тут.
Как действовать виновнику аварии, если он не имеет материальной возможности вернуть средства страховщикам?
В данной ситуации суд выносит решение, в соответствии с которым у виновника аварии будет удерживаться определенная сумма из его месячного дохода.
Удерживать из зарплаты виновника аварии могут не более 50 %.
В том случае, если данное лицо уже выплачивает какие-то суммы на алименты или еще какие-то долги, то сумма выплат страховой компании должна быть учтена с учетом данного обстоятельства. То есть, в общем, у человека не могут вычитывать более 50 % от общего месячного дохода.
Суброгация и регрессия
Не имеет значения, какую страховку имеет виновник аварии, КАСКО или ОСАГО. И в том и в другом случае, с него могут взыскать необходимые средства. Только основания для этого будут разными.
- Страховой полис КАСКО. Если водитель заключил договор страхования КАСКО, страховая компания имеет право взыскать с него средства, которые были уплачены пострадавшей стороне. Взысканию подлежит только та сумма, которая была выплачена пострадавшему по факту. В том случае, если возмещение ущерба производилось по ОСАГО, то возмещение средств, при наличии у вашего оппонента договора КАСКО, производиться не может;
- Страховой полис ОСАГО. Автовладельцы, заключившие договор по ОСАГО не застрахованы от того, что компания может обязать их выплатить ущерб потерпевшему из собственных средств. Таким образом, страховщики реализуют свое право на регресс. Просто так такая процедура регресса не проводится. Она возможна только в том случае, если со стороны виновника аварии были нарушения условий договора страхования;
- Например, если речь идет об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или вождение без прав.
Если страховая компания выдвинула вам подобные требования, оставлять без внимания данную ситуацию нельзя. Дело в том, что так вы можете только навредить сами себе.
Прежде всего, следует разобраться, насколько правомочными являются требования страховщиков. Страховые компании могут воспользоваться своим правом регресса или суброгации только в том случае, если для этого есть веские основания.
Когда вы уверенны, что страховщики злоупотребляют своим положением – отстаивайте свои права в суде. В этом деле стоит заручиться помощью квалифицированных юристов. Дело в том, что в вопросах, касающихся выяснения отношений со страховыми компаниями довольно много нюансов, которые известны только профессионалам.
Какой размер иска, предъявляемого виновнику аварии страховщиками?
В большинстве случаев иск приравнивается к сумме выплат по КАСКО за вычетом предельного лимита по ОСАГО. Но учтите, что выплата по КАСКО осуществляется на основании условий договора, а не в соответствии с ГК РФ. В остальных случаях порядок возмещения вреда регламентируется именно ГК.
Часто выплаты по КАСКО осуществляются без учета износа деталей автомобиля, на основании цен конкретных СТО (указываются в договоре страхования). Кроме этого, к выплатам могут добавляться услуги эвакуатора, экспертиза, вызов аварийного комиссара, прочее.
В соответствии с ГК РФ лицо, виновное в ДТП, должно возместить потерпевшему вред, в том размере, который необходим для полного восстановления транспортного средства с учетом износа деталей автомобиля.
Что делать при получении иска от страховой компании
Вы получили иск от вашей страховой компании – не переживайте, не начинайте надумывать себе различные варианты решения проблемы. Сразу же обращайтесь к адвокату.
В большинстве случаев регресс или суброгация осуществляются страховщиками через некоторое время, а не сразу же после аварии. Это можно назвать специальным тактическим ходом, который не позволяет клиенту собраться с мыслями от неожиданного известия.
Если вы получили подобное извещение, не паникуйте, а постарайтесь внимательно изучить документы, которые были присланы вам страховой компанией вместе с иском.
Обязательно сравните их с теми бумагами, которые должны были остаться у вас после ДТП. Скорее всего, в них обязательно найдутся какие-либо различия.
Если вам повезло, и нечестный маневр страховщиков разгадан, подавайте через своего адвоката апелляционной иск в арбитражный суд по ДТП со страховой компанией.
Если факт различия сведений в документах подтвердиться, результат предпринятых вами действий будет положительным. В крайнем случае, вы сможете добиться снижения суммы компенсации.
Как страховые компании пытаются обмануть своих клиентов?
Материальное благополучие страховщиков зависит от того, насколько честно они будут вести себя со своими клиентами. В делах о регрессе и суброгации компании стараются сделать все возможное, чтобы получить максимальную прибыль.
Иногда они идут даже в разрез с моралью, подделывая документы, необоснованно завышая суммы компенсации, запугивая своих клиентов тем, что им кроме выплат придется оплачивать судебные издержки.
Чтобы не попасться в расставленные страховщиками сети, следует правильно вести себя при наступлении страхового случая, и обязательно консультироваться в таких вопросах с адвокатом.
Так, если вы попали в ДТП, будьте в курсе всех событий и расследований, которые проводятся, присутствуйте на экспертизе, а еще лучше, возьмите с собой на процедуру осмотра автомобиля своего эксперта.
Что говорит по данному вопросу судебная практика?
Сумму компенсации, которую требует страховая компания, можно уменьшить, хотя, как показывает судебная практика, сделать это будет не очень легко.
Полис КАСКО имеет одну особенность, которая позволяет выплачивать пострадавшим сумму, большую, чем того требует ситуация. Дело в том, что в соответствии с данной страховкой, возмещается полный ущерб без учета износа запчастей автомобиля, поврежденного при ДТП.
Например, если в результате аварии в машине пострадавшего была разбита фара, виновнику придется заплатить за абсолютно новую фару, хотя на момент аварии она была уже довольно изношена.
Если говорить о страховании по ОСАГО, то там картина совсем другая. Часто в суде возникают спорные моменты именно по этому поводу.
В данном случае все зависит от того, насколько высок профессиональный уровень вашего адвоката. Если он действительно хороший специалист, то, скорее всего, его действия помогут вам снизить сумму компенсации. В судебной практике таки ситуации встречаются довольно часто.
КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО
11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.
Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.
В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.
Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.
Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.
КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.
Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.
В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.
Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.
Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.
Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.
КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.
Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден. «В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда. Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.
Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.
По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО. «Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.
Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.
«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина. – Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»
Выплачивается ли страховка виновнику ДТП?
Невозможно предугадать, какие события произойдут сегодня или завтра. Стать заложником ДТП может каждый водитель, но у вас есть возможность обезопасить свое авто с помощью страховки.
Если авария произошла, можете быть на все 100% уверены в том, что ущерб, причиненный вам, будет возмещен. Страхователь выступает прямым претендентом на справедливую денежную компенсацию, но по страховке ОСАГО на подобное возмещение может рассчитывать лишь тот гражданин, который невиновен в произошедшей аварийной ситуации.
Выплачивается ли страховка виновнику ДТП по ОСАГО
Согласно действующему законодательству и подписанному договору, предусмотрены все основания, согласно которым выносится вердикт, попадает ли ситуация под «страховой случай».
К подобным ситуациям ОСАГО относит разнообразные ДТП, вследствие которых был причинен вред здоровью человека, а также его имуществу.
Процедура обязательного страхования поможет защитить права людей, которые выступили пострадавшими в результате аварии на дороге.
По закону за ними должно быть обязательно закреплено право на получение денежной компенсации, которая представлена обычно в форме выплат.
Виновник аварии по ОСАГО не имеет право претендовать на компенсацию и, согласно этому закону, невиновная сторона в любом случае получит в качестве компенсации соответствующую выплату, а также в виновника есть право осуществить все выплаты самостоятельно.
Основные ситуации, когда выплата не должна производиться согласно закону:
- водителем может выступать человек, которого не указали в страховом полисе (страховку можно оформить на ограниченное количество лиц);
- если было повреждено имущество с нанесением вреда здоровью и жизни человека со стороны незастрахованного, опасного груза, либо же был нанесен вред природе;
- компенсация возможна за моральный ущерб либо же за упущенную выгоду;
- был причинен ущерб в связи с осуществлением спортивной, какой-либо экспериментальной либо же учебной деятельностью. Если на площадке находилось в этот момент специальное оборудование, ущерб может быть нанесен сотрудникам, либо же в процессе осуществления погрузочно-разгрузочных работ или перемещения их по территории компании;
- предоставлена сумма, которая входит в число установленного лимита согласно страховке ОСАГО.
Можно выделить ситуации, согласно которым страховая фирма выплачивает средства пострадавшей стороне. Есть возможность выдвигать свои регрессные требования от страховщика.
Выплаты в адрес пострадавшей стороны могут быть сделаны со стороны страховой компании, тогда есть возможность у страхователя напрямую обратиться в суд для решения этой проблемы. Составляется иск с требованием о том, чтобы клиент осуществил выплату в полном объеме полученных пострадавшим средств.
Подобное возможно лишь в ограниченных ситуациях:
- если застрахованный во время ДТП был пьян, либо под воздействием наркотических и токсических веществ;
- если со стороны застрахованного лица был причинен вред умышленно третьим лицам в отношении здоровья или жизни;
- если водитель авто был лишен права управлять транспортом в момент дорожно-транспортного происшествия;
- если водитель машины скрылся после ДТП с места происшествия;
- страховой случай мог произойти в тот самый момент, когда у водителя закончился срок действия страхового полиса.
Что включает в себя понятие ДСАГО?
ОСАГО – это, прежде всего, четкий лимит, который напрямую касается максимальных выплат денежных средств. Если будет превышен в несколько раз заявленный лимит, тогда придется часть оставшихся денежных средств добиваться через суд, и виновная сторона должна обеспечить выполнение этого условия.
Водитель может обезопасить себя на все 100% от возникновения подобных ситуаций, и для этого заключается договор с другой страховой организацией.
Ее называют ДСАГО, когда осуществляется страхование на добровольной основе гражданской ответственности. Сумма, согласно договору, может достигать отметки в 1 миллион рублей, и действие его будет распространено на суммы, которые в значительной степени превышают данный лимит по ОСАГО.
Что делать, если у виновника ДТП нет ОСАГО, читайте тут.
Благодаря этому, есть возможность полностью покрыть причиненный ущерб. Благодаря такой ключевой особенности, ДСАГО выступит дополнением к основному страхованию для тех, кто ставит под сомнение свои водительские навыки либо же ведет себя на дороге слишком осторожно и не хочет рисковать возможными финансовыми потерями.
Может ли виновник аварии претендовать на выплату?
Ответ на этот вопрос позволяет учитывать специфику каждой произошедшей ситуации, во внимание также принимается мнение судей, которые рассматривают данную проблему.
Получить выплату по страховому полису ОСАГО можно лишь в случае, если вы выступаете не только виновным, но и потерпевшим.
Данная ситуация может произойти, если на дороге столкнулись несколько автомобилей и никто не нарушил правила дорожного движения.
Со стороны страховщиков, в таких ситуациях есть возможность осуществить выплаты причиненного ущерба имуществу, здоровью, либо жизни.
У застрахованного лица есть право побороться за свои деньги, на практике все происходит именно так. С другой стороны, ему причитаются выплаты или нет? Обычно подобные решения принимаются в суде, и многое будет зависеть напрямую от трактовки, которая ранее была выдвинута согласно закону по ОСАГО.
Суд обычно рассматривает аварийные ситуации с точки зрения нескольких составов административно-правового нарушения, и в таких ситуациях, виновник обычно получает солидную денежную сумму в качестве компенсации за ущерб, который был причинен ему со стороны третьих лиц.
ДТП судом может быть рассмотрено с другой стороны и в совокупности всего произошедшего. Согласно действующему законодательству, можно не разделять составы правонарушений, просто постараться определить невиновность, а также виновность каждой из сторон.
Виновные лишаются права претендовать на получение денежной компенсации ввиду того, что был доказан факт наличия вины.
Подобные заключения делают на основании существования закона об ОСАГО, который позволяет установить необходимость осуществить в ближайшее время выплату, но только в пользу потерпевшей стороны.
К спорным вопросам принято относить компенсацию виновнику уже уплаченной денежной суммы в пользу потерпевшей стороны. Судебная практика включает в себя ряд прецедентных случаев, когда виновник осуществлял самостоятельное возмещение потерпевшему ущерба.
В качестве приложения был предоставлен полный комплект документов с компенсацией затрат и обращением в свою страховую организацию.
Со стороны виновника должны быть предоставлены бумаги:
- схема ДТП, составленная участниками аварии;
- справка о ДТП из ГИБДД;
- результаты экспертизы независимой организации с доказательной базой и всеми предоставленными документами о вреде, который был причинен.
С точки зрения добровольных выплат – это личная инициатива человека, которая не имеет совершенно никакого отношения к неисполнению страхователем его обязательств.
Правила выплат по ОСАГО
Согласно договору ОСАГО, компенсация должна быть выплачена пострадавшей стороне. Денежные средства переводятся на счет потерпевшего страховой организацией, с которой было ранее заключено соглашение.
Помните о том, что:
- установлен лимит выплат – не более 400 000 рублей;
- если вред был причинен здоровью человека, тогда – 500 000 рублей;
- если размер нанесенного ущерба превысил сумму, которая была указана, тогда дополнительные денежные средства следует взыскать с виновника аварийной ситуации. Можно обезопасить себя от риска самостоятельных выплат, необходимо заранее оформить страховку к полису ДСАГО. Благодаря этому полису, есть возможность компенсировать причиненный ущерб в размере до 1 миллиона рублей, и это происходит за счет страховой организации;
- иногда страховые компании могут воспользоваться так называемым правом регресса, то есть провести процедуру возмещения своих затрат за счет виновника ДТП.
Страховая организация использует право на регрессное требование в нескольких случаях:
- когда было доказано, что на момент столкновения машин водитель за рулем находился под действием алкоголя;
- страховой полис не был продлен, и авария произошла в момент, когда действие полиса не осуществлялось. Есть отдельная категория владельцев авто, которые стремятся сэкономить, и для этого оформляют «сезонные страховки», с временным промежутком действия строго на несколько месяцев;
- если у водителя за рулем не оказалось прав. Для вождения машины обязательно нужно пройти обучение, сдать экзамен в ГИБДД и получить документ о том, что гражданин имеет право водить 10 лет. Это стандартный срок, установленный государством. После того как пройдет этот временной промежуток, удостоверение заменят. Если в ДТП попал водитель, у которого срок действия прав истек, либо же их вообще нет, его могут признать виновным, и случай не входит в число страховых;
- водитель авто, по вине которого была совершена авария, не вписан в полис ОСАГО;
- если было допущено к вождению авто большое количество людей. Это возможно, если транспорт принадлежит юрлицу. В таких ситуациях, необходимо провести оформление неограниченной страховки. Может быть число водителей ограниченным, но каждый из них обязательно должен быть вписан в полис с указанием личных данных и реквизитов водительского удостоверения;
- водитель мог покинуть место столкновения, и обычно это происходит в ситуациях, которые уже были расписаны в 1-4 пунктах;
- был умышленно причинен вред потерпевшей стороне;
- если прошло уже больше 5 дней, а европротокол о происшествии так и не был направлен в страховую организацию виновной стороны;
- виновная сторона уже начала восстанавливать свое авто, либо же решила провести его утилизацию;
- срок техосмотра машины закончился.
Бывают ситуации, когда у виновника аварии есть возможность получить денежную компенсацию. Это возможно, если была доказана вина каждой из сторон столкновения.
Обычно страховая организация одной стороны производит выплаты СК другой стороны, – такое часто бывает. Размер выплат может и не покрыть весь причиненный вред и передается только лишь 50% от всей суммы, которая требовалась. Этот аспект отражается в обязательном порядке в договоре отдельным пунктом.