ДТП с велосипедистом кто виноват?

Содержание статьи:

Что делать при ДТП с участием велосипедиста: инструкция, причины дорожного происшествия, определение виновника

Многоканальная бесплатная горячая линия 8 (499) 110-92-57

Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу, штрафам, покупке и обмену автомобиля и другим вопросам.

Ежедневно с 9.00 до 21.00

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (499) 110-92-57 .
Это быстро и бесплатно!

Движение на дороге включает различные виды транспорта. Велосипедисты также входят в этот круг, поскольку совершают движение непосредственно рядом с остальными участниками. При этом не редко случаются ДТП с велосипедистом, что может потребовать изучить юридическую сторону вопроса.

Управление велосипедом согласно законодательству РФ выполняется без получения соответствующего разрешения. Нет необходимости сдавать на права, но велосипедист выступает полноправным водителем механического средства, движимого физическими усилиями. Кроме того, он полноправный участник дорожного движения.

В результате ДТП, которые случаются достаточно часто, могут пострадать люди. Урегулировать вопросы можно только на основе законодательства.

Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста

Столкновение велосипедиста и автомобиля выступает аварийной ситуацией.

Когда такое происходит, участники обязуются совершить ряд действий, что предусматривается Постановлением Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» в последней редакции от 26.10.2017.

Существует общеустановленный порядок действий:

  1. Обследовать всех участников на повреждения.
  2. При необходимости вызвать врачей скорой помощи.
  3. В тех случаях, когда водитель (являющийся виновником ДТП) пытается скрыться, следует зафиксировать номер авто.
  4. Вызвать дорожную службу – ГИБДД.
  5. Запрещается производить какие-либо действия по отношению к транспортному средству или другим предметам, попавший в аварию (наказание за это предусмотрены ст. 12.27 КоАП).
  6. Попытаться задействовать свидетелей, которые стали очевидцами происшествия.
  7. Сделать фото места ДТП.
  8. Зафиксировать повреждения.
  9. Дождаться сотрудников ГИБДД.
  10. Сотрудничать в процессе составления протокола.
  11. Подать претензию о возмещении нанесенного виновником ущерба.
  12. При необходимости обратиться в суд.

Возникновение аварийной ситуации далеко не редкость, к тому же виновником может быть каждая сторона ДТП с участием велосипедиста. Именно поэтому для участников дорожного движения так необходимо знание юридической стороны вопроса.

Кто виноват

Первым делом, когда случается ДТП, необходимо определить виновника. Особенно при возникновении споров касательно повреждений и нанесенного ущерба.

Виновником может быть по своей невнимательности или пренебрежительному отношению к другим участникам движения, как водитель автомобиля, так и непосредственно велосипедист.

Для того чтобы установить зачинщика аварийной ситуации, нужно знать возможные причины ее возникновения. Разное восприятие дорожного движения может вызвать непредвиденные обстоятельства.

Распространенными причинами следует назвать:

  1. Неосмотрительный поворот водителя направо.
  2. Езда велосипедистов по тротуарам.
  3. Не используются светоотражатели и фонари.
  4. Переезд велосипедистом пешеходного перехода.
  5. Непредсказуемые маневры водителя велосипедного транспорта.
  6. Водители машины не уступают дорогу при пересечении перекрестков.

Могут быть и другие источники, поскольку все предвидеть невозможно. Кроме того, зачастую отдельно выделяют причины ДТП по вине велосипедиста или водителя автомобиля.

На пешеходном переходе

Правилами дорожного движения предусмотрены условия передвижения по пешеходным переходам или зонам. Что касается “зебры”, то Постановление № 1090 пункт 29.8, запрещает его пересечение, находясь непосредственно в движении на велосипеде. Данный пункт вступил в силу от 14.11.2014 г.

ДТП такого рода избежать практически невозможно. Основной причиной выступает нарушение движения непосредственно самим велосипедистом, который пытается в быстром темпе пересечь участок дороги в недозволенном месте.

Зебру он должен пересекать пешим ходом. Если не учитывать исключений, виновником выступает велосипедист.

ДТП с велосипедистом

Содержание статьи

Скорость велосипедиста превышает скорость пешехода, что увеличивает вероятность столкновения с ним авто транспорта. Как участник дорожного движения, велосипедист имеет ряд прав и обязанностей. Его движение ограничивается определенными запретами. При возникновении ДТП, когда автомобилист совершил наезд на велосипедиста, ответственность не обязательно ляжет на него. Для обеспечения собственной юридической безопасности, необходимо знать о том, что будет, если сбил велосипедиста на пешеходном переходе, кто виноват и что делать?

Статистика ДТП с велосипедистами в 2019 году

Госавтоинспекция опубликовала статистику дорожно-транспортных происшествий в России за период с начала 2019 года по апрель.

С участием велосипедистов произошло 555 ДТП. Эта же категория происшествий дала самый большой прирост – плюс 39.4% по сравнению с прошлогодними показателями.

ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе

ДТП и его правовые последствия

В соответствии с Правилами дорожного движения дорожно-транспортное происшествие – это событие при движении ТС, при котором произошли:

Дорожное происшествие влечет следующие правовые последствия:

  • привлечение его участников к административной ответственности в виде штрафа;
  • назначение уголовного наказания в виде лишения свободы;
  • обязанность виновного возместить вред здоровью или имуществу, моральный вред.

Обратите внимание!

Административное и уголовное наказание могут дополняться лишением права управлять транспортным средством. Также вина может быть взаимной.

ПДД для велосипедиста

Велосипедист — полноправный участник дорожного движения, на которого распространяются ограничения, запреты и предписания, установленные Правилами при движении по общественным дорогам.

Если автомобилист сбил велосипедиста на пешеходном переходе вопрос кто виноват, не имеет очевидного ответа.

Велосипедист — это тот, кто управляет велосипедом. Тот, кто ведет велосипед рядом с собой — пешеход. На дороге их права и обязанности различаются.

Велосипед, с точки зрения Правил, — транспортное средство, которое должно быть исправным и безопасным.

На дорогах общего пользования велосипедисты обязаны соблюдать следующие требования и запреты Правил:

  • не управлять велосипедом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • дети могут выезжать на общественные дороги только после 14 лет;
  • передвигаться по специальным велодорожкам, а при их отсутствии – по правому краю проезжей части, при движении по тротуару не создавать помех пешеходам;
  • на перекрестке подавать сигналы поворота световыми указателями, а при отсутствии — рукой;
  • В Правилах есть понятие «велосипедная зона», при движении в ее пределах водитель велосипеда пользуется преимуществом перед автомобилистом;
  • при подъезде к переходу байкер обязан снизить скорость, а перед переходом остановиться и пропустить пешеходов;
  • при движении в темное время суток включать фары или фонари,;
  • запрещается левый поворот или разворот на дороге с двумя и более полосами;
  • запрещается пересекать проезжую часть по пешеходному переходу.

Последнее требование означает, что проезжую часть велосипедист может пересечь только в качестве пешехода, ведущего велосипед рядом с собой.

Нарушение последнего требования особенно опасно. Велосипедист может развивать скорость порядка 40км/час. Водитель автомобиля, который сам движется в транспортном средстве, не успеет отреагировать на внезапный выезд велосипеда. При этом, водитель авто не будет виноват в ДТП, так как на пешеходном переходе он обязан пропускать пешеходов.

Если действия автомобилиста в такой ситуации признают правильными, то он избегнет наказания в виде штрафа за нарушение ПДД. Но если велосипедисту будет причинен вред здоровью, суд взыщет с владельца автомобиля компенсацию, хотя бы частичную.

Обратите внимание!

По правилам Гражданского кодекса РФ, владелец автомобиля обязан возместить вред даже при отсутствии вины, так как автомобиль – этот источник повышенной опасности.

Пересекая проезжую часть по пешеходному переходу, велосипедист сам может сбить пешехода и создать помехи движению.

При нарушение любого из выше перечисленных требований вина за ДТП лежит на водителе велосипеда или будет взаимной, если автомобилист тоже допустит нарушение.

Если ДТП совершил ребенок до 14 лет, к ответственности будут привлечены его родители, так как допустили выезд на общественную дорогу. Правда, отвечать они будут не за ДТП, а за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка.

Участник ДТП не должен покидать место происшествия до приезда должностных лиц ГИБДД. Последствия ДТП не всегда очевидны. Ухудшение здоровья может наступить через несколько дней. Размер вреда будет установлен экспертизой или оценкой через несколько месяцев. Для защиты своих прав важно участвовать во всех процессуальных действиях.

Несмотря на то, что в стране действуют нормы о европейском протоколе, условия обязательного страхования: ОСАГО, КАСКО требуют обязательного вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД.

Велосипедист врезался в автомобиль

Последствия будут зависеть от места столкновения:

  • проезжая часть;
  • дворовая территория;
  • велосипедная зона.

Столкновение велосипеда с автомобилем на проезжей части свидетельствует о том, что водитель совершенно не контролировал ситуацию на дороге. Столкновение в попутном направлении движения произойдет в ситуации, когда впереди идущий автомобиль начал сбрасывать скорость для совершения маневра или пропуска пешеходов на переходе. Велосипедист был обязан сохранять дистанцию и также замедлить движение.

На полосе движения велосипедист обязан занять крайнее правое положение. Если автомобиль нагнал его и сбил в центре полосы, то нарушение будет со стороны обоих участников.

Если столкновение происходит во встречном направлении, то велосипедист не имеет права двигаться по встречной полосе.

Кроме того, на проезжей части автомобиль имеет преимущество перед велосипедом и последний обязан не создавать помехи движению.

Если велосипед въехал в припаркованный автомобиль, то возникает вопрос о том, не была ли его скорость слишком высока для безопасного маневра. В отношении автомобилиста будет выясняться не нарушил ли он правила парковки и не создавал ли автомобиль помехи движению.

Обратите внимание!

Велосипедисты имеют преимущество в велосипедных зонах, что не освобождает их от обязанности не создавать помех другим участникам движения.

Ответственность за наезд на велосипедиста

Если автомобилист совершил наезд на велосипедиста, то он будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа при наличии вины. Размер штрафа в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения. Наезд причинил потерпевшему:

  • легкий вред здоровью: штраф от 2 500 до 5 000 руб. или лишение прав на 12 — 18 месяцев;
  • вред здоровью средней тяжести: 10 000 – 25 000 руб. или лишение прав на 18 — 24 месяцев.

Если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью, смерть, стойкая утрата трудоспособности либо потерпевшая – беременная женщина, утратившая ребенка в результате ДТП, в этих случаях возбуждается уголовное дело.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с управлением автомобилем, предусмотренными ст. 264, Уголовного кодекса РФ и могут повлечь наказание до 9 лет лишения свободы с лишением права управлять ТС.

Степень утраты здоровья и трудоспособности определяет специальная медицинская экспертная комиссия по результатам лечения потерпевшего. В момент ДТП об этих обстоятельствах ничего не известно. Сама процедура привлечения к ответственности виновника возбуждается после окончания лечения потерпевшего.

Обратите внимание!

Вина велосипедиста является основанием для смягчения наказания водителю авто.

Административное наказание назначается постановлением должностного лица Госавтоинспекции. При несогласии привлекаемый к ответственности может обжаловать его в суд. Привлечение к уголовной ответственности производиться только через суд.

После определения вины и меры ответственности обоих участников ДТП рассматривается вопрос о выплате и размерах компенсации причиненного вреда. Стороны могут договориться об этом полюбовно, составив, при необходимости, письменные соглашения или расписки. При не достижении согласия можно также обратиться в суд, в гражданском порядке.

Судебная практика: ДТП с велосипедистом

В Зеленограде весной этого года произошло столкновение между легковым автомобилем и водителем велосипеда на пешеходном переходе. По показаниям свидетелей последний при пересечении проезжей части не спешился, что является правонарушением.

По решению суда велосипедист признан виновным и обязанным оплатить ремонт поврежденного автомобиля.

Обратите внимание!

При наличии вины пострадавшего в ДТП, суды отказывают во взыскании компенсации морального вреда с причинителя вреда.

При выезде из двора и пересечении тротуара водитель автомобиля сбил нетрезвого велосипедиста, причинив ему вред здоровью средней тяжести. Автомобилиста признали виновным в ДТП и обязали возместить вред здоровью, так как на тротуаре он был обязан пропустить велосипедиста, а состояние алкогольного опьянения последнего не мешало движению автомобиля.

Кто виноват при ДТП с велосипедистом на дороге, или зебре

За последнее десятилетие автопарк России увеличился на 51 %, растет и число велосипедистов. Как следствие, участились ДТП с их участием. Статистика ГИБДД за десять месяцев 2019 года показала 6-ти процентное увеличение такого вида происшествий. Водителям сложно разобраться в обстоятельствах и выработать верную последовательность действий при ДТП с велосипедистом на проезжей части. Тем более, ответственность при ДТП может быть, как на водителе, так и на втором участнике. Единой рекомендации нет, по каждому случаю проводится проверка, в результате которой определяется виновник происшествия, назначается порядок возмещения ущерба. Чтобы минимизировать имущественный и моральный вред от аварии, водитель должен знать алгоритм своих действий.

Распространенные виды аварий при участии велосипедиста

Для движения на велосипеде не нужно получать водительское удостоверение, однако полноправное участие в дорожном движении подразумевает знание и соблюдение ПДД, что поможет снизить вероятность тяжелых травм. Велосипед не устойчив при столкновении, а человек, им управляющий, не защищен при падении. Тем не менее, сотрудникам ГИБДД нередко приходится проводить проверки по фактам:

  • наезда автомобиля на велосипедиста, движущегося в попутном направлении;
  • наезда на водителя велосипеда, движущегося в противоположном направлении;
  • наезда на велосипедиста на пешеходном переходе;
  • наезда на водителя велосипеда, при пересечении последним перекрестка;
  • столкновения с велосипедом при выезде автомобиля с дворовой территории;
  • наезда велосипедиста на стоящий автомобиль;
  • столкновение выезжающего с придомовой территории велосипедиста с движущимся по главной дороге автомобилем.

В каждом из перечисленных происшествий виновность устанавливается согласно показаниям участников и очевидцев ДТП, записям регистраторов, уличных камер и взаиморасположению транспортных средств.

Подробно о том, какие будут последствия, если оба участника ДТП покинули место ДТП, читайте по ссылке.

ДТП с велосипедистом на проезжей части

Как показывает статистика ГИБДД, этот вид происшествий наиболее травматичен, т.к скоростной режим на шоссе выше, чем во дворах и при въезде из них на дорогу. Сбить человека, управляющего велосипедом на проезжей части можно по причине:

  • невнимательности водителя, отвлекшегося за рулем и не заметившего велосипедиста;
  • отсутствия световозвращающей экипировки в условиях плохой видимости;
  • резкой смены траектории движения велосипеда;
  • пересечения велосипеда проезжей части вопреки ПДД.

Каждый аварийный случай подлежит проверке, в ходе которой дознаватель выявляет нарушителя правил, определяет степень ответственности каждого участника дорожного происшествия.

Столкновение с велосипедом во дворах и прилегающих территориях

Скорость движения во дворах ограничена 20 км/ч. Самыми распространенными причинами столкновения автомобиля и велосипеда на придомовой территории, являются:

  • превышение разрешенной скорости;
  • ограниченный обзор из-за припаркованных автомобилей и зеленых насаждений;
  • недостаточное внимание водителей при маневрировании;
  • нарушение приоритета проезда транспорта при выезде со двора на дорогу.

К сожалению, во дворах, чаще всего, сбивают несовершеннолетних и малолетних велосипедистов.

ДТП с участием водителя велосипеда на зебре

ПДД РФ запрещает движение на велосипеде на пешеходных переходах. Приблизившись к зебре, велосипедист обязан спешиться, и пересекать проезжую часть, руководствуясь правилами, предусмотренными для пешеходов, а именно:

  • переходить дорогу на регулируемом переходе, руководствуясь сигналами пешеходного или автомобильного светофора;
  • на нерегулируемом переходе, пересечение проезжей части возможно после оценки скорости автомобильного потока и расстояния до движущихся машин. Переход дороги должен быть безопасным, а пешеход не должен создавать помех движущемуся транспорту;
  • можно переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если поблизости нет перекрестка и зебры, а дорога не имеет разделительной полосы и ограждения. Пересекать дорогу можно лишь в том случае, если она просматривается в обе стороны;
  • запрещено выходить на дорогу из-за ограничивающего обзор препятствия.

Если водитель автомобиля сбил велосипедиста на пешеходном переходе, он будет нести административную или уголовную ответственность, аналогично наезду на пешехода. Степень ответственности зависит от тяжести последствий. Если велосипедист пострадал незначительно, водитель оплатит штраф, а его страховая возместит ущерб. Если в результате аварии получили тяжкий вред здоровью граждане при ДТП, наступает уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ.

В случае, когда велосипедист пренебрег ПДД, и пересек дорогу по зебре не спешившись, он понесет административную ответственность за нарушение ПДД. Виновность водителя устанавливается в ходе проверки. Если выявлено, что водитель автомобиля имел техническую возможность остановиться до линии движения велосипедиста, но допустил наезд, то в зависимости от тяжести травм велосипедиста, он понесет ответственность, предусмотренную уголовным, либо административным кодексом.

Ответственность участников ДТП с велосипедом

Несмотря на то, что велосипедист более уязвим по сравнению с людьми, находящимися в салоне автомобиля, он является полноправным участником движения. Зачастую, именно велосипедисты являются виновниками аварий. Нарушения ПДД, не повлекшие тяжких последствий, наказываются в административном порядке. Так, ч.2 ст.12.29 позволяет наложить штраф 800 рублей. Если велосипедист пьян, сумма возрастет до 1-1,5 тысяч рублей. Водитель автомобиля, виноватый в наезде на велосипедиста, привлекается к административной ответственности. В 12-й главе кодекса дан перечень нарушений и суммы штрафов. Инспектор в ходе проверки выясняет, какой именно пункт ПДД нарушен, именно от этого будет зависеть сумма штрафа. Увечье, квалифицирующееся как тяжкий вред здоровью, подпадает под санкции ч.1 ст. 264 УК РФ, где максимальное наказание лишение свободы до двух лет. Состояние опьянения или побег с места происшествия подпадает под вторую часть, где наказание может достигнуть семи лет лишения свободы. При наступлении смерти велосипедиста, уголовное дело возбуждается по 3-й части, что влечет до пяти лет лишения свободы. Опьянение или оставление место аварии добавит срок до 12 лет.

Выплаты по ОСАГО

Страховые компании предлагают велосипедистам застраховать их жизнь, здоровье и гражданскую ответственность на случай ДТП. Эти страховки добровольные, поэтому в случае ДТП по вине велосипедиста, пострадавшие могут потребовать возмещения ущерба в общем порядке гражданского судопроизводства, подав иск в суд. Ущерб, причиненный водителем машины, входит в список рисков, предусмотренных ОСАГО, и страховщик произведет компенсационные выплаты велосипедисту на лечение и возместит материальный ущерб. Если водитель сбил велосипедиста, не причинив вреда его здоровью, оформить аварию по Европротоколу не удастся, т.к. одним из его требований – наличие ОСАГО у всех участников ДТП.

Что делать, если сбил велосипедиста

Порядок действий причастного к ДТП водителя определен правилами дорожного движения. Выполнение требований ПДД в этой части, в независимости от степени виновности в самом происшествии, позволит избежать административной или уголовной ответственности за оставление места ДТП и неоказании помощи пострадавшим. Совершив наезд на велосипедиста, водитель автомобиля обязан:

  • прекратить движение, воспрепятствовать перемещению с места происшествия транспортных средств и предметов, которые могут рассматриваться в качестве улик. К ним относятся отделившиеся фрагменты автомобилей и велосипедов, одежда и личные вещи пострадавших, осыпь грязи и стекла;
  • включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки;
  • определить наличие пострадавших, принять меры по оказанию первой помощи, вызвать службу спасения и ГИБДД;
  • выявить и зафиксировать очевидцев;
  • сохранить записи регистратора.

Важно! Находясь на проезжей части, не создавайте помехи другим участникам движения. Необходимо соблюдать осторожность при перемещении по дороге, чтобы не стать причиной еще одного ДТП.

Велосипедист скрылся с места ДТП

Если велосипедист въехал в дорогостоящий автомобиль и повредил его, а сам не получил телесных повреждений, он предпочтет скрыться, чтобы не возмещать материальный ущерб владельцу машины. Отсутствие номерных знаков на велосипедах, трудность в определении их марок и моделей, усложняет розыск сбежавшего велосипедиста. Водителю автомобиля необходимо:

  • запомнить приметы скрывшегося;
  • установить очевидцев и записать номера их телефонов;
  • вызвать ГИБДД.

Фиксация факта происшествия позволит водителю отремонтировать машину за счет страховой компании при наличии полиса КАСКО и снять с себя подозрения в совершении ДТП и оставлении его места. Обращение в ГИБДД поможет избежать претензий со стороны велосипедиста, который впоследствии может обратиться в полицию и заявить о наезде.

Управлявший велосипедом был пьян

ПДД РФ налагает запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения или измененного сознания, наступившего в результате приема алкоголя, наркотиков и лекарственных средств. Согласно тем же правилам движения, велосипед считается транспортным средством, следовательно, управлять им необходимо в трезвом состоянии. Велосипедист понесет ответственность, предусмотренную КоАП, заплатив штраф 1,5 тысячи рублей.

ДТП с участием несовершеннолетних

Детям, не достигшим 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам. Штраф за нарушение ПДД ребенком будет возложен на его родителей или опекунов, однако вина ребенка не снимает ответственности с водителя. В зависимости от тяжести последствий, проводится проверка дознавателем ГИБДД или следователем, назначается автотехническая экспертиза, по заключении которой будет сделан вывод о технической возможности предотвращения ДТП. Нарушение ПДД водителем приводит к его наказанию в административном или уголовном порядке. Если водитель не имел возможности предотвратить наезд, в отношении него проверка прекращается с вынесением мотивированного постановления. Наезд на несовершеннолетнего велосипедиста на пешеходной или велосипедной дорожке, а также на тротуаре – однозначное нарушение со стороны автомобилиста.

Растущая популярность велосипедного транспорта поддерживается муниципальными властями столицы и других мегаполисов: создаются пункты проката, организуются велодорожки. Бюджет небольших городов и сельских поселений не позволяет оборудовать отдельные трассы для велотранспорта, велосипедисты вынуждены ехать в потоке транспорта. Соблюдение ПДД всеми участниками движения снизит аварийность.

Вопросы читателей

Ангелина, 35 лет, г.Москва. Как правильно поступить, если собьешь велосипедиста, а он убежит, бросив велосипед. С виду все с ним нормально, убегал, немного прихрамывая.

Ответ: В данной ситуации нужно вызвать ГИБДД с целью фиксации факта ДТП. На машине неизбежно остались повреждения, велосипедист впоследствии может обратиться в лечебное учреждение. Чтобы вас не обвинили в оставлении места ДТП, вызов инспектора обязателен.

Василий, 28 лет, г.Владимир. Я ехал по шоссе с разрешенной скоростью. Справа, из двора, наперерез моему движению, из-за кустов выскочил 13-летний ребёнок на велосипеде. Я сразу же затормозил, но он был слишком близко и я сбил его. Ребенок в тяжелом состоянии в больнице. Что мне грозит?

Ответ: По факту ДТП будет возбуждено уголовное дело, в рамках которого будут допрошены свидетели, проведены экспертизы. Судебно-медицинская даст заключение о степени тяжести телесных повреждений потерпевшего. Нанесение тяжкого вреда здоровью предусматривает ответственность по ч.1 ст.264 УК РФ, если в действиях водителя усматривается нарушение ПДД. Вывод о технической возможности предотвратить наезд делается на основании автотехнической экспертизы. Эксперт, на основании скорости обоих транспортных средств, с учетом траектории их движения, произведет расчеты. Если заключение эксперта гласит, что водитель не имел возможности произвести остановку автомобиля до линии движения велосипеда, обвинение предъявлено не будет.

БрестСИТИ. Новости

Городские заметки

Регион

Что происходит в области

Реклама

Прислать новость

Брестская область

Рубрики новостей

Транспорт Бреста

Выберите район

Реклама

Что посмотреть в Бресте?

Реклама

С начала года на Брестчине произошло 30 ДТП с велосипедистами. Кто виноват и что делать?

Обстановка с безопасностью дорожного движения на территории области продолжает оставаться сложной.

Наиболее травмируемая категория участников дорожного движения – пешеходы и велосипедисты. Большая часть ДТП с наездом на данную категорию участников дорожного движения совершается в темное время суток – с 18 до 23 часов. Как показывает практика, с наступлением осени (которая уже не за горами) количество таких аварий возрастает. С чем это связано и почему это происходит?

Пешеходы и велосипедисты — это самая уязвимая категория участников дорожного движения. Как бы стремительно не шел процесс автомобилизации жителей нашей области, одной из самой массовой категории участников движения остаются велосипедисты. Ведь не каждый человек может позволить купить себе машину, и постоянно тратить деньги на топливо и дорогие запчасти. Ну а велосипед, это совершенно другое дело: и прост, и удобен, и сравнительно не дорог, доступен практически всем, что в свою очередь делает это средство передвижения поистине общенародным и их количество постоянно растет. К тому же, сейчас ездить на велосипеде еще стало модным!

Но встает вопрос: все ли, прежде чем сеть за его руль велосипеда, имеют хотя бы какое-то понятие о Правилах дорожного движения для велосипедистов?!

С начала текущего года на территории Брестской области произошло 30 ДТП с участием велосипедистов, в результате которых 2 человека погибли и 28 получили ранения. В каждом 2-м происшествии виновниками явились сами велосипедисты, в остальных случаях, аварии произошли по вине водителей.

В чем кроится причина большинства трагедий на дороге? В первую очередь, это не знание элементарных правил безопасного поведения на дороге и отсутствие взаимовежливости, взаимоуважения между участниками дорожного движения.

Многих трагедий можно было бы избежать, если бы велосипед, в темное время суток, был своевременно оборудован фарами (фонарями) белого цвета спереди, красного – сзади (п.149 ПДД), а велосипедист одет в жилет повышенной видимости.

Прочтите и запомните!

Помните, что движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним, допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.

Выезд далее 1 метра от края проезжей части возможен лишь для объезда препятствия, при повороте налево либо развороте.

Велосипедист должен ехать по ходу движения транспортных средств. Так же должен поступать пешеход, ведущий рядом с собой велосипед, обозначенный сигнальными фонарями или световозвращателями, в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги в случае движения по обочине или по краю проезжей части дороги.

Пересекать проезжую часть по пешеходному переходу велосипедист должен, ведя велосипед рядом(!) (п.151 ПДД).

В нетрезвом состоянии за руль велосипеда садиться нельзя.

Нельзя перевозить пассажиров (за исключением перевозки детей в возрасте до 7 лет на дополнительном специально оборудованном сиденье), двигаться, не держась за руль или не держа ноги на педалях.

Дети до 14 лет имеют право управлять велосипедом только на пешеходных и жилых зонах, тротуарах, велосипедных и пешеходных дорожках. Лица, не достигшие 14-летнего возраста, могут выезжать на дорогу только в сопровождении взрослого.

Хотелось бы обратить внимание велосипедистов на соблюдение п.200 Правил дорожного движения Республики Беларусь, согласно которого, велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, быть оборудован зеркалом заднего вида, спереди световозвращателем белого цвета, сзади– световозвращателем красного цвета, а с каждой боковой стороны– световозвращателями оранжевого цвета.

В связи с увеличением количества ДТП с участием велосипедистов, Госавтоинспекция усиливает контроль за соблюдением требований Правил дорожного движения (п.п.148, 149,151,200 ПДД). К нарушителям будут применяться строгие меры административного воздействия.

Соблюдайте Правила дорожного движения – в этом залог вашей безопасности!

Источник информации: Старший инспектор ГАиП ГАИ УВД Наталия Милюкова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Велосипедист ехал быстрее авто и врезался в него. Кого признают виновным?

Им тесно на тротуарах и страшно на проезжей части. Они развивают такую скорость, что могут причинить серьезные травмы пешеходам, но практически не защищены от самого легкого удара о металлический корпус автомобиля…

В общем, велосипедисты с приходом весны снова вернулись на наши дороги и требуют звания полноценных участников дорожного движения. Но с правами приходит и ответственность. Готовы ли все мы к такому повороту? Сегодня расскажем историю о том, как велосипедист ехал быстрее автомобиля, врезался в него, но виновным в ДТП был признан водитель машины.

Никто не успел среагировать

28 июня 2015 года примерно в 20.20 Александр (имя изменено) на своем BMW 520 выезжал с прилегающей территории дома №60 на ул. Лобанка в Минске. Как это часто бывает в спальном районе, вдоль проезжей части были плотно припаркованы автомобили. Незадолго до выезда на ул. Лобанка водителю предстояло проехать пересечение с пешеходной дорожкой.

Позже в суде Александр рассказал, что часто пользуется этим маршрутом, поэтому заранее снизил скорость, перешел на нейтральную передачу и внимательно смотрел, нет ли на пути пешеходов.

«Последним перед пересечением с пешеходной дорожкой из припаркованных вдоль проезжей части автомобилей был Chrysler Grand Voyager. Машина эта высокая, а в моем случае у нее были тонированные стекла. Видеть что-то справа я практически не мог, поэтому двигался почти «пешком» — около 5 километров в час. Вдруг о машину что-то ударилось, как будто кто-то бросил мусор», — вспоминает водитель.

Оказалось, что в автомобиль врезался велосипед под управлением Ирины (имя также изменено). В суде она призналась, что и для нее столкновение произошло неожиданно: «Это было мгновенно, когда я повернула руль направо… У меня тормоза ручные с левой стороны, я так тормозила, что сорвала тормоза».

Девушка несколько раз ударилась телом о кузов BMW, результатом аварии стал сложный перелом ключицы со смещением. Такие повреждения судмедэксперт отнес к менее тяжким телесным повреждениям, а это дело частного обвинения.

В итоге по заявлению Ирины было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.317 УК Республики Беларусь. Судом был проведен следственный эксперимент, назначена автотехническая экспертиза.

Простой сюжет, быстрый финал — Александр был признан виновным. Суд решил, что ДТП произошло из-за нарушения водителем п.136 ПДД.

136. При выезде из жилой и пешеходной зон, прилегающей территории водители должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по дороге, а также пешеходам, велосипедистам и всадникам, путь движения которых они пересекают.

А как надо?

Казалось бы, все однозначно и говорить здесь не о чем. Но каждый из нас, выезжая из своего двора и следуя вдоль череды припаркованных машин, попадает в аналогичную ситуацию ежедневно, а то и несколько раз на день.

И коль скоро мы хотим, чтобы нарушители исправлялись, а все остальные понимали, как необходимо поступать в аналогичных ситуациях, судебно-правовая система должна разъяснить, как следовало водителю вести себя 28 июня 2015 года в 20.20, чтобы избежать аварии.

Должен и мог ли водитель ехать еще медленнее или быть более внимательным? Или он должен был выйти из машины и, выглянув из-за препятствия, ограничивающего обзор, убедиться в отсутствии желающих пересечь проезжую часть? Насколько применимы в реальной ситуации требования, которые предъявляются к водителю в теории? Наконец, один ли сидящий за рулем в ответе за все, что происходит на дороге?

Ответы на эти вопросы суд дал, вынеся обвинительный приговор. Но мы посмеем предположить, что у автомобилистов, как и у водителя BMW, который до сих пор не признал свою вину, иной взгляд на произошедшее.

Смотря как считать

Чтобы рассмотреть конфликт в полном объеме, обратимся к деталям уголовного дела.

Автотехническая экспертиза установила, что скорость движения BMW 520 была 7,3 км/ч, а велосипеда — 7,9 км/ч, если брать в расчет свидетельские показания велосипедистки, и 16,4 км/ч, если ориентироваться на показания водителя. В заключении также говорится, что в случае движения велосипеда со скоростью 7,9 км/ч величина его остановочного пути составляет 3,7 м.

При этом эксперт отметил, что при заданных параметрах у велосипедистки отсутствовала техническая возможность в случае экстренного торможения с момента обнаружения опасности предотвратить наезд. Поэтому ее действия соответствовали ПДД.

«Вся проблема проведенного исследования в том, что эксперту сразу было сказано, какие варианты принять в качестве момента обнаружения опасности, — комментирует адвокат Наталья Морозова. — Первый: пересечение автомобилем BMW 520 границы тротуара слева по ходу движения автомобиля. Эта величина составляет 2,3 метра. Второй: въезд автомобиля в фактическую полосу движения велосипеда — 1,07 метра. Получилось, что ни в первом, ни во втором случае велосипедистка не имела технической возможности предотвратить столкновение».

При этом не было учтено, что момент опасности наступил раньше, ведь девушка имела возможность видеть автомобиль, как только его передний бампер показался из-за припаркованного Chrysler.

В соответствии со схемой ДТП это расстояние равно 0,6 метра от границы тротуара. Сложим эти величины и получим, что фактически автомобиль (точнее, место удара на нем), как только стал видимым, проехал 4,29 метра. Это больше, чем 3,7 м остановочного пути велосипеда при времени реакции велосипедиста в одну секунду. Если же исходить из того, что, подъезжая к пересечению с проезжей частью, велосипедист должен концентрировать внимание, то время реакции в расчетах логично сократить до 0,8, а то и до 0,6 секунды. А теперь посмотрим на условия, в которых находился водитель BMW 520. Следственный эксперимент показал, что он мог обозревать пешеходную дорожку и видеть велосипедиста на удалении его автомобиля от места столкновения на 0,85 метра. Это расстояние водитель проехал за 0,41 секунды, что меньше минимального значения времени реакции 0,6 секунды, — среагировать на ситуацию у него не было шансов, поэтому даже затормозил он не сразу после удара.

Примечательно, что вопрос о наличии технической возможности у водителя BMW 520 избежать столкновения в исследовании перед экспертом не ставился.

Впрочем, суд отверг все доводы защиты, касающиеся как возникновения момента опасности для велосипедиста, так и обзорности для водителя. Не сошлись стороны и на квалификации действий велосипедистки. По мнению суда, их следует рассматривать исключительно в рамках соблюдения п.87.2 ПДД.

87.2. при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства.

Есть права — должны быть и обязанности?

Но ведь «принять меры к остановке в момент возникновения опасности» — это не единственное требование, предъявляемое к велосипедистам. Например, п.150 обязывает их уступать дорогу ТС.

150. Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Справедливости ради стоит отметить, что на тротуаре, по которому следовала велосипедистка, 28 июня не было какой-либо разметки, предусматривающей полосу для движения велосипедистов. Что тогда? ПДД в таком случае приравнивают велосипедиста к пешеходу.

151. При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Но и п.151 применить в данном случае нельзя: на пересечении пешеходной дорожки и проезжей части не было каких-либо знаков или разметки, обозначающих нерегулируемый пешеходный переход.

«В таком случае пешеходы и приравненные к ним в силу отсутствия специально выделенной велосипедной дорожки велосипедисты должны следовать пунктам 17-18 ПДД», — уверена адвокат.

17. Пешеход обязан:
17.2. переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному пешеходным переходам, а при их отсутствии, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, — по наземному пешеходному переходу (при отсутствии наземного пешеходного перехода — на перекрестке по линии тротуаров или обочин);
17.3. при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.
18. Пешеходу запрещается:
18.4. выходить на проезжую часть дороги из-за стоящего транспортного средства или иного объекта, ограничивающего обзорность дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

«И это не просто общие рекомендации, над которыми велосипедисты могут посмеяться, решив, что такие нормы лишают передвижение на велосипеде смысла. Водители автомобилей, приближаясь к пересечению с тротуаром, рассчитывают, что по нему идут люди, их скорость гораздо ниже», — заключает Наталья Морозова.

Примечательно, что вне внимания правоохранительной системы остались и действия водителя Chrysler, который закрыл обзор всем, кто выезжает из двора. Хотя нарушителем его назвать нельзя, ведь ПДД запрещает остановку и стоянку ТС только ближе 15 метров от перекрестка или пешеходного перехода — про пересечение с пешеходной дорожкой в Правилах ничего не говорится.

143. Остановка и стоянка транспортных средств запрещаются:
143.3. на пешеходных переходах и ближе 15 метров от них на дороге в обе стороны;
143.4. на перекрестках и ближе 15 метров от края пересекаемой проезжей части дороги…

И уж конечно, никто не вспомнил, что водитель BMW был фактически лишен своего права на «обеспечение безопасных и эффективных условий дорожного движения»: попытки других автомобилистов ограничить обзор в данном месте можно было бы легко пресечь, установив на протяжении 15 м от пересечения с пешеходной дорожкой бетонные полусферы.

К слову, сейчас вдоль дальней границы пешеходной дорожки нанесена разметка для движения велосипедистов, и это уже немаловажно: во-первых, у водителей больше возможностей заметить велосипедиста, во-вторых, они заранее предупреждены о возможном появлении двухколесного транспорта.

Но из всех активных и пассивных участников этой истории виноват остался только водитель. Суд приговорил его к лишению права управления ТС на 5 лет, а также обязал выплатить потерпевшей 5000 из запрашиваемых ею 10.000 рублей.

И в самом деле: должен же кто-то за все это ответить.

Оформление ДТП с участием велосипедиста

Велосипедист, как один из участников дорожного движения, может стать виновником ДТП или пострадавшим. Как оформить такое происшествие расскажем ниже.

Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста

О том, что ждет водителя автомобиля при ДТП с участием велосипедиста, можно узнать из КоАП РФ, а именно статьи №12. Согласно закону, ни один виновник дорожного происшествия не может остаться безнаказанным. В случае смертельного исхода или получения велосипедистом травм особой тяжести, водитель авто привлекается к уголовной ответственности по статье №264 УК РФ.

Принято считать, что ДТП с велосипедистом всегда приводит к наказанию водителя, однако на практике это происходит значительно реже. Граждане, управляющие самоходными ТС зачастую нарушают правила дорожного движения. Если велосипедист скрылся с места происшествия — его вина будет едва ли не более тяжелой, чем у водителя и платить за ремонт авто будет именно он. Другая ответственность предусмотрена в том случае, если авария нанесла тяжелые травмы водителю. Владелец самоходного ТС обязан будет компенсировать временную нетрудоспособность гражданина, помимо этого привлекается к судебному разбирательству и штрафным взысканиям.

При возникновении ДТП с велосипедистом законом запрещается покидать место происшествия до приезда полиции и скорой помощи.

Порядок действий при ДТП:

  • включить аварийную сигнализацию и установить знак остановки;
  • организовать объезд и освободить проезжую часть, если создается аварийная обстановка или препятствие другим автомобилям;
  • объекты, свидетельствующие о характере и силе удара (осколки, следы торможения и прочее) должны оставаться нетронутыми;
  • вызвать скорую бригаду и ДПС;
  • водитель должен передать велосипедисту информацию о своем ОСАГО (номер полиса и страховую организацию, адрес и телефон);
  • в случае если велосипедист пострадал в результате столкновения, водитель обязан оказать ему первую медицинскую помощь, до приезда скорой;
  • при серьезных травмах водитель должен организовать перевозку гражданина в медицинское учреждение, оставив данные о себе в больнице. Позднее водитель должен вернуться на место ДТП для оформления протокола.

При аварии на пешеходном переходе

В случае, если авария произошла на пешеходном переходе, важно то, кем в этом случае являлся велосипедист — пешеходом или участником дорожного движения. Если он передвигался пешком рядом со своим ТС, то вина автомобилиста очевидна.

При пересечении пешеходного перехода на велике, доказать правонарушение гораздо сложнее, в особенности если отсутствуют свидетели ДТП.

Если авария произошла на тротуаре

Согласно правилам дорожного движения, велосипедист не имеет права двигаться по тротуару, только по правой стороне дороги, либо по специальным велодорожкам. При ДТП вне проезжей части, гражданин будет нести уголовную ответственность и возместит вред пешеходу.

Привлечение к ответственности

При аварии на тротуаре (наезде на пешехода), велосипедист обязан возместить моральный и материальный ущерб гражданам. Так же нарушителю положен административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей (ст. 12.29 КоАП РФ, ст. 12.30). В случае аварии на проезжей части, вина и величина ущерба устанавливается в судебном порядке.

Что делать если велосипедист скрылся с места ДТП?

Если виновный велосипедист скрылся с места ДТП, ему грозит арест на 15 суток, либо штраф от 1 до 1,5 тысячи рублей, помимо уголовной ответственности.

Аналогичное наказание применяется и к автомобилисту. Оставшемуся участнику ДТП все равно необходимо вызвать инспектора ГИБДД, оформить протокол и зафиксировать причиненный материальный и физический вред. Так же необходимо передать полицейскому приметы велосипедиста. Гражданин объявится в розыск.

Страховые выплаты

Говоря о возмещении ущерба, решающую роль играет то, по чьей вине произошло ДТП.

Если виновником является велосипедист, то в соответствии со ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ, причиненный ущерб должен быть возмещен добровольно либо принудительно, в судебном порядке.

При доказанной вине гражданина, водитель может быть освобожден от компенсации полностью или частично, если вред причинен имуществу. Если же вследствие ДТП нанесены телесные травмы, автолюбитель привлекается к уголовной ответственности.

Автомобиль является средством повышенной опасности, поэтому ответственность водителя наступает независимо от того, кто виноват в ДТП.

В случае вины автомобилиста и наличии у него полиса ОСАГО, сумма выплачивается страховой компанией. Для этого необходимо обратиться в страховую компанию и предоставить медицинское заключение.

При отсутствии у водителя полиса ОСАГО он обязан выплатить компенсацию велосипедисту из собственных средств. При отказе, вопрос разрешается в судебном порядке.