Если попал в ДТП на каршеринговой машине?

Содержание статьи:

ДТП на каршеринге: что делать и куда звонить

Первые действия после аварии

Самым неприятным событием для водителя арендного авто считается попадание в ДТП, а это происходит довольно часто. Итак, если вы попали в аварию на каршеринге, вот что нужно делать в первую очередь:

  1. Остановиться, если автомобиль после ДТП продолжил движение. О покидание места аварии не может быть и речи, т. к. у оператора имеются все данные о водителе.
  2. Покинуть машину, предварительно включив аварийную сигнализацию.
  3. Убедиться в том, что никому из участников происшествия не требуется медицинская помощь. Если таковые имеются, то принять меры по ее оказанию и вызвать бригаду скорой медицинской помощи.
  4. Выставить знак аварийной остановки, если он находится в автомобиле. В отдельных арендованных машинах данный знак может отсутствовать из-за его похищения одним из предыдущих пользователей.
  5. Вызвать сотрудников ДПС, т. к. использование европротокола при ДТП с участием каршеринговых автомобилей исключено.
  6. Сообщить об аварии в компанию, выдавшую в аренду транспортное средство, получить инструкцию по дальнейшим действиям и заказать у нее же эвакуатор, если машина потеряла ход.
  7. Запечатлеть с помощью фотоаппарата или камеры смартфона (мобильного телефона) поврежденные машины и местность, где событие произошло, а также сохранить материалы видеорегистратора (при его наличии). Помните! Большое количество снимков и видеороликов, сделанных под разными ракурсами, упростит выявление причин и виновника происшествия.
  8. Если прибывшие сотрудники ДПС определили виновника аварии на месте, то от них следует получить необходимые материалы (протокол и постановление) с перечислением полученных прокатной машиной повреждений.
  9. Фотокопии протокола о ДТП, снимки повреждений и места происшествия отправить оператору каршеринга, а оригинал протокола оставить в автомобиле.
  10. Если виновник на месте не будет определен, то этим вопросом займется группа разбора, результаты работы которого арендатору автомобиля необходимо получить в отделении полиции.

Ход дальнейших событий зависит от степени вины водителя, конкретного оператора и условий аренды, включая тарифы.

Какие могут быть последствия

Последствия попадания в ДТП на машине каршеринга будут минимальными, если у водителя не выявлены признаки опьянения, управление автомобилем не передавалось третьему лицу, в условиях аренды была включена опция КАСКО и ни один другой пункт договора не был нарушен.

В случае, если вы находились в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, управляли автомобилем под чужим аккаунтом или просто скрылись с места ДТП, вся материальная ответственность за происшествие ложится на вас. Также, стоит отметить, что при указанных обстоятельствах страховка авто по КАСКО становится не действующей.

В случае отказа от медицинского освидетельствования, операторами каршеринга предусмотрены штрафы. Например, Делимобиль за это выставит счет на 200 000 руб (без учета повреждений).

Как можно себя обезопасить

Чтобы минимизировать материальную ответственность в случае попадания в дорожно-транспортное происшествие, рекомендуем всегда подключать опцию КАСКО — комплексное автомобильное страхование. Если вы окажетесь виновником ДТП, но не нарушите условия договора — выплаты могут быть минимальными:

  • Делимобиль — 0 руб;
  • Яндекс Драйв — 30 000 руб;
  • BelkaCar — ущерб авто до 100 000 руб — выплата 30 000 руб, ущерб свыше 100 000 руб — выплата 30 000 руб + 15% от суммы ущерба.
  • Матрешкар — ущерб до 30 000 руб — выплата 30 000 руб, ущерб свыше 30 000 руб — выплата 30 000 руб + 20% от стоимости ущерба;
  • YouDrive — 15 000 руб.

Если Ваш оператор каршеринга не предоставляет услугу КАСКО, следует считать этот факт рискованным и рассмотреть более выгодные предложения других компаний.

Что делать, если попал в ДТП на каршеринговом авто

Последовательность действий при аварии

Водитель каршеринга при ДТП независимо от степени вины обязан незамедлительно:

  • убедиться, что нет пострадавших (если пострадали люди, необходимо вызвать скорую помощь);
  • включить аварийную сигнализацию;
  • установить знак аварийной остановки (на расстоянии 15 м в населенном пункте, 30 м — вне населенного пункта;
  • вызвать и дождаться сотрудников ГИБДД (тел.: 002; 112);
  • сообщить о случившемся оператору каршеринговой компании;
  • получить на руки протокол осмотра места ДТП и постановление об административном правонарушении;

Обратите внимание! Оригинал постановления о привлечении к административной ответственности выдается виновнику аварии, второй участник получает копию.

  • припарковать автомобиль в разрешенном месте и закончить сессию;
  • если автомобиль получил значительные повреждения, вызвать эвакуатор.

Оформление ДТП осуществляется в соответствии с регламентом, утвержденным приказом МВД № 664 от 23.08.2017.

Рекомендуем! До приезда сотрудников ГИБДД сфотографировать повреждения автомобилей и схему их расположения, а также записать данные второго участника и возможных свидетелей.

Чего делать после ДТП нельзя

По общим правилам водителям, которые попали в ДТП на каршеринге, запрещено:

  • покидать место аварии, оставив поврежденный автомобиль на дороге;
  • завершать прокат автомобиля на проезжей части;
  • не сообщать оператору о незначительных повреждениях, причиненных автомобилю;
  • перемещать аварийный автомобиль до приезда сотрудников ГИБДД;
  • оформлять ДТП по европротоколу;

Обратите внимание! Некоторые компании каршеринга допускают оформление аварии через европротокол.

Рекомендуем! Чтобы избежать штрафных санкций со стороны арендодателя автомобиля, до начала пользования сервисом тщательно изучите условия аренды и следуйте правилам, установленным компанией.

Ответственность при ДТП

При пользовании каршерингом ответственность в случае ДТП определяется по степени вины водителя и тяжести последствий аварии. Существуют следующие виды ответственности:

Гражданская ответственность при ДТП

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред возмещает причинитель.

Вред, причиненный источником повышенной опасности (автомобилем), возмещает владелец или иное лицо, управляющее ТС в момент аварии (ст. 1079 ГК РФ). Однако это правило имеет ряд исключений. Согласно ст. 1064 ГК РФ причинитель вреда может быть освобожден от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине, например, автомобиль выбыл из законного владения в результате противоправных действий (угон).

Когда определяется размер компенсации, суд учитывает вину или умысел самого потерпевшего (ст. 1083 ГК РФ), предусматривает учет при определении размера компенсации, подлежащей возмещению.

Помимо компенсации вреда потерпевшей стороне виновник ДТП должен выплатить штраф каршеринговой компании в соответствии с договором аренды автомобиля.

При этом всё вышесказанное не означает, что всю сумму компенсации платит именно водитель, ведь на автомобили каршеринга оформлена страховка ОСАГО. Далее мы расскажем, кто и в каких случаях будет фактически возмещать ущерб.

Кто будет возмещать ущерб

В случае попадания клиента каршеринга в ДТП кто платит?

Если пользователь не виноват в ДТП, то платить за ущерб чужому транспорту не придется. Достаточно правильно оформить все документы и исполнить свои обязанности перед каршеринговой компанией, чтобы дать ей возможность получить возмещение с виновника ДТП или его страховой компании.

При наличии вины причиненный вред арендованной машине и людям необходимо компенсировать. Часть расходов по возмещению другой стороне происшествия возьмет на себя страховая компания, выдавшая полис ОСАГО. О порядке возмещения ущерба при ДТП по ОСАГО читайте в нашей статье.

Важно! Существуют ограничения по размеру выплат по стандартному полису ОСАГО. В соответствии со ст. 7 закона № 40-ФЗ «об ОСАГО» вред имуществу каждого потерпевшего возмещается в пределах 400 тысяч рублей, вред здоровью — по 500 тысяч рублей каждому пострадавшему. Оставшаяся сумма ложится на виновника. Страхователь вправе расширить страховое покрытие.

Рекомендуем! До начала аренды удостоверьтесь, что на автомобиль оформлен полис ОСАГО, проверьте срок его действия, возможные ограничения и дополнительные условия.

Моральный вред (а он всегда презюмируется, если в ДТП получили травмы или погибли люди) виновник возмещает сам. Читайте подробнее о порядке возмещения морального вреда.

Ремонт поврежденного объекта аренды каршеринговая компания будет делать за счет арендатора, чья вина в ДТП установлена. Некоторые тарифы проката автомобиля предусматривают включенную страховку по КАСКО, которая в случае ДТП покроет расходы на ремонт поврежденного автомобиля.

Аренда автомобиля со страхованием по КАСКО обычно дороже, но позволяет водителю в дальнейшем сэкономить на возмещении.

Важно! Полисы страхования по ОСАГО или КАСКО не распространяются на случаи, когда участник аварии был в состоянии алкогольного опьянения или скрылся с места ДТП на каршеринге, а также доверил управление другому лицу. В этом случае всю компенсацию — как пострадавшим участникам ДТП, так и каршеринговой компании — оплатит водитель.

За что нужно платить после ДТП

Если в результате ДТП машина получила повреждения по вине арендатора, в зависимости от правил, установленных компанией, он оплатит:

  • штраф по тарифам каршеринговой компании;
  • эвакуацию аварийного автомобиля;
  • ремонт;
  • время простоя машины;
  • штраф за нарушение ПДД;
  • убытки третьих лиц.

Обратите внимание! Штраф за ДТП каршеринговая компания спишет с карты, которая привязана к приложению. Размер санкции предусмотрен правилами компании.

Рекомендуем до начала эксплуатации автомобиля ознакомиться с правилами проката и уточнить наличие тарифов с включенными санкциями на случай ДТП.

Важно! Размер выплат можно снизить, если строго соблюдать требования каршеринговой компании и ПДД.

Нюансы: нетрезвый водитель, оставление места ДТП и пр.

Есть ряд обстоятельств, которые отягощают вину водителя и лишают его возможности найти вариант компромиссного решения с оператором каршеринга.

Каршеринговая компания не пойдет на уступки и взыщет с виновника полную стоимость штрафов и убытков, если водитель:

  • в момент ДТП был в состоянии алкогольного опьянения;
  • покинул место происшествия на аварийном автомобиле;
  • бросил автомобиль на месте аварии;
  • не оформил или несвоевременно представил документы о ДТП, что повлекло невозможность получения страхового возмещения;
  • допустил к управлению третье лицо;
  • использовал автомобиль в иных целях, не предусмотренных правилами проката (занимался извозом, буксировкой, обучал вождению и пр.)

Административная и уголовная ответственность виновника ДТП

Административная ответственность водителя — виновника аварии определяется в соответствии с положениями главы 12 КоАП РФ и зависит от того, какое правило дорожного движения нарушено и сколько раз. Установлены следующие границы административной ответственности:

Почему я не пользуюсь каршерингом. Вот главные недостатки

Каршеринг стремительно развивается в России. На сегодняшний день в Москве насчитывается уже 13 операторов сервиса, в Санкт-Петербурге пока 8 компаний. На любой вкус и кошелёк, от дешёвого «Делимобиль» с его парком «солярисов» до «Яндекс.Драйв», у которого можно взять в аренду даже Porsche.

Казалось бы, бери – не хочу. Но мне категорически не нравится концепция, я не пользуюсь каршерингом. У него слишком много недостатков, сейчас расскажу о них подробнее.

1. Это неудобно. До машины нужно идти

Москва? Питер? Без разницы. До ближайшей машины нужно идти.

В отличие от собственного автомобиля, который припаркован у тебя во дворе, или даже такси, которое подъезжает к подъезду, сервис каршеринга предполагает, что до машины нужно идти. И одно дело, если она стоит в ближайшем дворе, другое – если до неё топать 15-20 минут.

Я считаю, что движение – жизнь. Но представьте, что на улице дождь или мокрый снег, и ходьба уже не выглядит такой полезной.

2. Это дико. Машину нужно проверять

Cел и поехал? Как бы не так. Сначала изучи и сфотографируй.

Самый раздражающий момент концепции каршеринга – в момент принятия автомобиля, ты вынужден тщательно проверять его на повреждения и недочёты. То есть, потратить ещё минут десять на выяснение все ли с автомобилем нормально.

И делать это нужно очень внимательно! Пропустил повреждение? Жди «письмо со штрафом» от оператора.

Кроме того, можно и не заметить повреждений, например в результате загрязнения автомобиля или плохой видимости ночью. В результате можно попасть на приличные деньги, ведь за любые повреждения, которые оставил после поездки предыдущий водитель, могут «повесить» на невнимательного тебя.

Самая дичь заключается в том, что в некоторых карширинг-сервисах следует фотографировать автомобиль и по окончанию аренды. То есть потратить на съёмку ещё несколько минут.

3. Это отвратительно. В машине можно найти разное

Классическая находка в автомобиле каршеринга.

Когда ты садишься в свой автомобиль, ты знаешь, откуда взялся тот или иной мусор, кто и когда пролил что-то на сиденье и так далее и тому подобное. Когда ты садишься в такси, то чаще всего машина внутри чистая, хотя многое зависит от выбранного сервиса. Когда ты садишься в машину каршеринга, жди сюрпризов.

К сожалению, все люди разные. Кто-то относится к арендованному автомобилю с аккуратностью, кто-то к как чужой вещи, на которую плевать. Никакого удовольствия ехать в подобном «свинарнике» нет.

Скажете, что я накручиваю? Моя знакомая, как-то обнаружила в арендованном автомобиле забытую баночку с анализами.

Готовы ли к находкам, которые могут шокировать? В числе необычных могут быть бейсбольные биты, пельмени, топор, женские парики, детские соски и даже фаллоимитаторы.

Одними из самых популярных забытых вещей в арендованных автомобилях являются: ключи, телефоны, солнечные очки, сумки и даже самокаты. По информации BelkaCar среди находок были и совсем дикие варианты – электрогитара с автографом Дэвида Гилмора, музейный образец пулемета РПК-74 и даже живой лебедь.

Вот лишь несколько фотографий вещей, которые находили пользователи каршеринга. Публикации прямиком из тематической группы ВК:

4. Это риск. Без комментариев

На форумах можно обнаружить грустные истории о неисправностях автомобилей.

Техническое состояние арендованного автомобиля можно понять, лишь начав движение. И хорошо, если какие-то скрытые «повреждения» можно почувствовать сразу, а не в момент аварийной ситуации.

Другими словами, никто не даёт гарантии, что взятый в аренду автомобиль прошёл в нужный момент ТО и полностью исправен.

Это, конечно, звучит как паранойя, но хоть кто-то проверяет паспорт техобслуживания, садясь в автомобиль? Вряд ли.

5. Это неудобно. К управлению нужно привыкать

К подрулевым переключателям порой нужно привыкать. Владельцы Мерседеса знают о чем я говорю.

У меня два автомобиля в семье. Когда я (крайне редко) сажусь за руль автомобиля жены, мне нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к органам управления. Медиасистема управляется иначе, управление очистителем лобового стекла на другом рычажке и так далее.

А теперь представьте, что каждый раз вы садитесь в «новый» автомобиль. Где логика управления дополнительными фишками немного, но отличается. Я уже молчу про настройку кресла, которое каждый раз нужно подгонять под себя.

6. Это может быть очень дорого. Привет, КАСКО с франшизой

Договор стоит тщательно изучать. Штрафы могут быть космическими.

Многие уверены, что любой автомобиль каршеринга защищён от повреждений полисом КАСКО.

Но фишка в том, что КАСКО в каршеринге часто используют с франшизой. В среднем она составляет 30 000 рублей. Другими словами, в случае неприятной ситуации, можно легко попасть на приличные деньги.

Например, размер франшизы Яндекс.Драйва составляет 30 тысяч рублей. Соответственно, при ущербе до 30 тысяч рублей по вине пользователя, он выплатит всю сумму ущерба. Если же ущерб составлял свыше 30 тысяч, то все 30 тысяч, а остальное оператор получит от страховой.

Тот случай, когда самый экономный режим каршеринга может стать самым дорогим.

7. Это смешно. Такси стоит столько же

Такси дороже? Не всегда.

Ради эксперимента, мы решили посмотреть стоимость поездки на «Яндекс.Драйв» и «Яндекс.Такси». По одним и тем же маршрутам, цифры получились практически одинаковые.

Питер или Москва? Не важно. Стоимость аренды близка к стоимости поездки на такси. Кстати, здесь в каршеринге брали кроссовер Volvo XC60, приятное, но недешевое удовольствие.

Конечно, есть каршеринг и дешевле. Возможно, при пользовании менее известными сервисами поездки могут получиться дешевле, чем на такси. Но там, наверняка, есть пункты в договорах, которые могут неприятно удивить.

Возникает вопрос, а в чем смысл? Удовольствие за рулём? Оно выглядит сомнительным, с учётом предыдущих пунктов.

Поверьте, я очень люблю водить. Меня хлебом не корми, дай куда-то поехать. Но я считаю, что автомобиль должен быть свой, как и жена.

(4.42 из 5, оценили: 97)

Случайность или тенденция? Почему каршеринговые авто часто бьются в Петербурге

Количество каршеринговых компаний в городе стремительно растет. Среди самых популярных можно выделить «Делимобиль», YouDrive, CarSmile, Colesa.com. Конкуренция на рынке в этом сегменте становится все выше, поскольку сервис достаточно востребован. На своих сайтах компании все как один рассказывают об удобстве, выгоде и защите экологии. Представители отмечают, что использовать каршеринговый автомобиль гораздо выгоднее, чем такси, бензин и страховки уже включены в стоимость, а за счет сокращения числа авто, поскольку одну и ту же машину используют за день несколько человек, вносится вклад в улучшение городской экологии. Однако есть и другая сторона медали.

Высокая аварийность

В последнее время число ДТП с авто, которые были взяты в краткосрочную аренду, неумолимо растет. Только за прошедшие выходные в Петербурге произошло несколько происшествий с участием каршеринговых машин. Ночью 26 ноября автомобиль компании «Делимобиль» врезался в дерево на Бухарестской улице. После аварии водитель попросту бросил транспортное средство и сбежал. Ночью 24 ноября водитель авто все той же каршеринговой компании попал в серьезное ДТП на проспекте Косыгина. В тот же день еще одно транспортное средство «Делимобиля» перекрыло проезд жителям одного из дворов на улице Композиторов. Чуть больше месяца назад на Лесном проспекте автомобиль YouDrive заехал на бордюр и снес ограждение. Остановить авто смог только столб.

Председатель городского автоклуба А24 Денис Шубин в интервью НЕВСКИМ НОВОСТЯМ объяснил, что такой высокий уровень аварийности каршеринговых авто идет от скромного опыта автомобилистов, которые пользуются этим сервисом. Так «Делимобиль» предоставляет услуги всем, кому исполнилось 19 лет, и кто имеет хотя бы год водительского стажа. Для того, чтобы взять машину в CarSmile или Colesa.com, достаточно иметь возраст не менее 21 года и двухлетний стаж в своем багаже.

«Понятно, что к каршерингу прибегают по большей части те, кто в других местах воспользоваться автомобилем не может: либо собственного автомобиля нет, либо в прокате не дают. Отсюда и дикая аварийность. По моим оценкам, там реальных пользователей — не более 25 процентов. Тех, кто имеет свою машину, но в силу чего-либо пользоваться не может. Тех, кто имеет практику, но пользуется каршерингом регулярно, именно с целью перемещения. Остальная часть — это, в основном, дети, получившие права, либо те, кто не имеет своей машины, молодые водители. Отсюда отношение к арендованной технике, в данном случае к каршерингу, соответствующее: не свое — не жалко», — заявил эксперт.

Состояние авто

Некоторые клиенты каршеринговых компаний жалуются, что автомобили находятся, мягко говоря, не в самом лучшем состоянии. Так летом одна из клиенток «Делимобиля» попала в ДТП из-за отказавших тормозов. Оказалось, что компания попросту не успела заблокировать авто после жалобы другого водителя.

Тем не менее, Денис Шубин уверен, что подобные случаи являются скорее исключением, нежели правилом. Сейчас каршеринг в России только начинает развиваться, и основная часть автопарка — это новые авто. Однако не стоит забывать, что арендованные автомобили, в отличие от личных, водители не щадят.

«Каршеринг сейчас находится в режиме стартапов, вкладывания денег, а не заработка. Поэтому, автомобили, в основном, все новые. По крайней мере, автопарк реально пополняется очень интенсивно. Как правило, каршеринговая машина больше года не живет», — рассказал председатель автоклуба А24.

За аварийностью не следят

Несмотря на то, что ДТП с каршеринговыми автомобилями происходят достаточно часто, подсчитать процент от общего числа аварий очень проблематично. В компаниях не спешат раскрывать подобную информацию, поэтому НЕВСКИЕ НОВОСТИ направили соответствующий запрос в Управление ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Однако и там не смогли предоставить необходимые данные. Все дело в том, что, как ответили представители ведомства, «статистически невозможно выделить автомобили, находящиеся в аренде, из числа автомобилей юридических лиц».

Денис Шубин выразил мнение, что перед каршеринговыми фирмами нет задачи по снижению аварийности. Представители компаний готовы закрывать глаза на статистику ради высокого потока клиентов.

«У них не стоит задача снижения аварийности. Этот рынок находится в стадии захвата, формирования. Понятно, что вопрос идет о наращивании доли, и на это глаза будут закрывать. Задача стартаперов — показать объем, поток, а потом успешно кому-либо продать этот бизнес. Мне кажется, что сценарий именно такой. Поэтому, даже если из пяти каршерингов четыре договорятся не давать машину лицам младше 25 лет, условно, завтра кто-то даст 23-летнему, 21-летнему — кому угодно», — сказал эксперт.

Единственное решение в этом случае — особое отношение к клиентам каршеринговых фирм. Глава городского автоклуба А24 призвал опытных водителей со всем вниманием относиться к ситуации на дороге, если в соседнем ряду едет один из любителей краткосрочной аренды.

«Следует понимать, кто там будет за рулем. Эти автомобили недаром неплохо выделены в потоке различными цветовыми решениями. Я считаю, что это хороший вариант», — заявил Денис Шубин.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ связались с заместителем гендиректора компании «Делимобиль» Максимом Медниковым в надежде получить комментарий, но тот, сославшись на занятость, попросил обратиться к представителю пресс-службы Алене Балакиревой. Однако на протяжении всего дня специалист не ответила ни на один телефонный звонок из редакции. Официальный запрос на электронный адрес фирмы также пока остается без ответа.

Как в каршеринге следят за водителями и машинами

Услуга по кратковременной аренде автомобилей становится более технологичной

Российский каршеринг уже находится среди мировых лидеров по количеству автомобилей. В скором времени мы можем занять и первое место, поскольку вслед за «Яндексом» на этот рынок выходит Mail.ru Group. Компания приобрела контрольный пакет сервиса YouDrive и планирует увеличить автопарк с 2,5 тыс. до 10 тыс. машин в течение года. IT-гиганты задают тренд на использование в каршеринге современных информационных технологий: в ближайшей перспективе акцент в бизнесе будет смещаться в сторону аналитики больших данных. Но пока операторы совершенствуют способы защиты своего имущества от угона и порчи, а также внедряют скоринговые решения для оценки поведения водителей.

ВЗРЫВНОЙ РОСТ РЫНКА

Каршеринг в России появился в 2012 году и за шесть лет превратился в популярный способ перемещения по городу. Взять автомобиль в аренду на короткий срок можно уже не только в мегаполисах, список населенных пунктов постоянно пополняется. По данным «Трушеринга» на 1 июня,

количество машин в российском каршеринге превысило 28 тыс., при этом на долю столицы приходится более 80% автопарка

Рынок быстро растет и в финансовом отношении. В 2018 году его объем составил 7,4 млрд рублей, в 2019-м он, по прогнозам компании UBS, увеличится почти втрое – до 20,1 миллиарда.

Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр»:

– Сейчас услуга краткосрочной аренды авто в Москве стала популярнее в три раза по сравнению с 2017 годом. Рынок каршеринга продолжает развиваться как в столице, так и в других мегаполисах – Петербурге, Екатеринбурге, Уфе, Самаре, Краснодаре, а также в курортных регионах во время отпускного сезона – городах Кавказских Минеральных Вод, Адлере, Сочи, Севастополе.

Одна из причин такого взрывного роста – развитие телеком-технологий, которые позволили сделать эту услугу массовой. Одновременно с привлечением потребителей операторы каршеринга решают задачу защиты своих активов – автомобилей – от неправомерного использования. Это означает, что компании должны следить за:

  • Состоянием и местонахождением автомобиля.
  • Состоянием и поведением водителя-клиента.
  • Безопасностью IT-системы и аккаунтов.

СТАНДАРТНЫЙ МИНИМУМ ОБОРУДОВАНИЯ

Первая задача – контроль состояния и местонахождения автомобиля – решается стандартными средствами. Для этого в первую очередь компании внедряют системы мониторинга транспорта. Как правило, в их состав входят:

  • модули дистанционного управления системами автомобиля (зажигание, открытие и закрытие дверей, остановка двигателя и т. д.);
  • GPS-датчики, которые позволяют отследить местонахождение автомобиля.

Сергей Скнарин, исполнительный директор «МониторингАвто»:

– Система мониторинга транспорта отслеживает все перемещения автомобиля, зажигание, местоположение, маршрут, скорость и прочее. Дополнительные датчики слежения позволяют операторам и менеджерам контролировать, не выехала ли машина за контур, разрешенный для передвижения. Как только автомобиль пересекает его, поступает сигнал диспетчеру, а он в свою очередь может удаленно заглушить двигатель машины с помощью реле блокировки двигателя. Кроме того, в машине устанавливаются GPS-маячки (закладки), помогающие найти машину в случае чрезвычайной ситуации. Это минимальный набор систем безопасности для каршеринга, позволяющий компаниям защитить транспорт от угона.

Фиксацию внешних повреждений осуществляют сами клиенты каршеринга – это общее условие для всех существующих сервисов.

Если не провести осмотр машины перед поездкой, то можно оказаться виновным в том, чего не совершал, и заплатить серьезный штраф

Чтобы защитить автомобили от других угроз (порча и кража оборудования, курение в салоне, мусор), каршеринговые компании зачастую устанавливают дополнительное оборудование, к примеру:

  • видеорегистраторы;
  • датчики дыма (защита от курения в автомобиле);
  • камеры наблюдения;
  • «тревожные» кнопки.

Пресс-служба каршеринга Matreshcar:

– Для защиты автомобилей и повышения безопасности клиентов практически все автомобили Matreshcar оборудованы камерами видеонаблюдения. Происходящее в салонах автомобилей отслеживает служба безопасности (что позволяет предотвратить нарушение, а также грамотно отреагировать в экстренной ситуации), а также система распознавания лиц, подающая сигнал в случае использования автомобиля любым другим лицом, кроме арендатора.

СТИЛЬ ВОЖДЕНИЯ

Одна из проблем каршеринга – это поведение водителей на дороге. Некоторые клиенты водят агрессивно, а у других мало опыта – эти факторы повышают вероятность ДТП. Для анализа поведения водителей компании используют телематику и скоринг. Такой метод оценки активно внедряют в сервисе «Яндекс.Драйв», который вышел на рынок каршеринга в начале 2018 года, но уже является лидером по количеству автомобилей. В пресс-службе компании RSpectr сообщили подробности о тестировании алгоритма, который помогает водителям корректировать стиль вождения.

Пресс-служба «Яндекс.Драйв»:
– Алгоритмы обрабатывают информацию от датчиков в автомобилях, например, усилие при нажатиях на тормоз или угол поворота руля. На основании большого количества полученных данных алгоритм понимает, насколько аккуратно управляет автомобилем каждый водитель. Сейчас мы учим алгоритм оценивать резкие ускорения, торможения и другие опасные маневры на дороге, например, частые перестраивания из ряда в ряд. Если манера вождения окажется агрессивной, мы предупредим пользователя и ограничим в использовании автопарка.

Если после всех ограничений и предупреждений водитель не изменит манеру поведения, то его отключат от сервиса навсегда. Предшественником этого алгоритма стала система, которая автоматически предупреждает водителя о превышении скорости.

Похожие методы используются и в другом сервисе компании – «Яндекс.Такси» (о проблемах безопасности в сфере услуг такси RSpectr писал весной). Пока системы анализа поведения водителя работают в тестовом режиме.

Используют скоринговые программы и другие сервисы. Как рассказал RSpectr А. Захаров, «Делимобиль» блокирует аккаунты недобросовестных автомобилистов, а BelkaCar увеличивает стоимость поездки тем, кто регулярно нарушает скоростной режим.

Но скоринг используется не только для наказания. Как объяснил С. Скнарин, некоторые компании создают систему лояльности, завязанную на безопасном вождении: «Цена поездки может зависеть от аккуратности водителя на дороге. Этот коэффициент рассчитывается благодаря датчикам мониторинга. Но такие программы лояльности в России пока редки».

БОРЬБА С ПОДДЕЛЬНЫМИ АККАУНТАМИ

В СМИ и интернете часто встречаются сообщения о черном рынке аккаунтов для использования сервисов каршеринга. Для таких учетных записей указывают чужие персональные данные, полученные из различных источников. Иногда мошенники находят уязвимости в программном обеспечении и могут воспользоваться чужим аккаунтом.

Для борьбы с этим явлением каршеринговые компании выбирают различные методы. Как было указано, Matreshcar использует камеры видеонаблюдения с системой распознавания лиц. А. Захаров рассказал RSpectr, что YouDrive тоже уже внедрил систему проверки аккаунтов: «Компания запрашивает фотографию лица, искусственный интеллект сверяет полученное изображение с анкетой в базе данных, что позволяет уменьшить количество фейковых аккаунтов до 2%».

«Нам случаи с покупкой действующих аккаунтов “Драйва” не известны», – отметили в пресс-службе компании, добавив, что аккаунты в сервисе защищены так же, как в самом «Яндексе».

Борьба с фейковыми аккаунтами волнует не только игроков рынка, но и госведомства.

В ГИБДД разрабатывают законопроект и программное обеспечение, позволяющее персонифицировать водителей такси и каршеринга

У депутатов также есть вопросы к рынку кратковременной аренды автомобилей. Провести парламентские слушания с участием экспертов и ГИБДД по проблемам законодательного регулирования каршеринга предложили в «Справедливой России». Эта инициатива касается защиты прав как потребителей услуг, так и самих операторов.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Каршеринг все еще находится на начальном этапе с точки зрения технологий. В будущем будут появляться новые решения, повышающие безопасность и удобство использования арендованных автомобилей.

А. Захаров рассказал, что сейчас ведется разработка решения MonGeoConnect, которое позволит управлять автомобилем через смартфон.

Александр Захаров (ГК «АвтоСпецЦентр»):

– Особенность технологии заключается в том, что для управления автомобилем не требуется подключение к беспроводному интернету: взаимодействие смартфона пользователя и бортового блока управления происходит по радиоканалу ближнего радиуса действия. Использование этой системы сократит количество возможных технических сбоев, временных затрат на дозвон оператору и обеспечит более качественный уровень обcлуживания клиентов.

Игорь Хереш, генеральный директор UBI Technologies, рассказал RSpectr, что в перспективе главным фокусом для каршеринга станет анализ накопленных данных. Однако сейчас большинство операторов каршеринга еще работает над обеспечением стабильности ПО.

Игорь Хереш, генеральный директор UBI Technologies:

– При сильной нагрузке случаются отказы, зависания и прочие неточности IT-решений, а это тормозит процесс из-за лишних разбирательств по подобным поводам. Поэтому пока одни находятся в поиске решений «детских болезней», другие начинают активно пользоваться плодами больших данных (Big Data) для создания новых сервисов. Уже далее, на базе собранной качественной аналитики можно будет создать технологический маркетплейс решений. За этим будущее.

Интересные перспективы откроются перед каршерингом после внедрения полуавтономного транспорта, который сможет самостоятельно перемещаться по городу на малые расстояния на небольшой скорости

Тогда при бронировании можно будет не самому идти к машине, а ждать, когда она подъедет. В «Делимобиле» уже объявили, что планируют летом 2020 года добавить в свой парк автономный автомобиль.

Что такое «каршеринг» и откуда взялось это слово?

Приветствую Вас, друзья!

Слово «каршеринг» с каждым годом становится всё более и более популярным, поскольку в нашей стране, наконец, наступила эпоха развития этой услуги. Однако, до сих пор не все понимают что такое каршеринг, поскольку термин этот для нашей страны достаточно новый. Давайте раз и навсегда разберемся, что означает этот термин, чтобы впредь всегда понимать, о чем речь.

Что такое «каршеринг»?

Каршеринг – это услуга по кратковременному прокату автомобилей, позволяющая быстро получить машину в пользование, и оплачиваемая в соответствии с установленными тарифами безналичным платежом. Наиболее распространенным тарифом является поминутный, хотя есть ещё почасовой и посуточный. Одна минута аренды в среднем обходится в 8 рублей для бюджетных авто до 50 рублей для престижных автомобилей. Всё взаимодействие с пользователями осуществляется через фирменное приложение каршеринговой компании.

Данная услуга в России ещё не развита в полном объеме. Однако, благодаря удобству, финансовой выгодности и прочим преимуществам она пользуется всё большим интересом. Машину можно арендовать на 30 минут или на целый день, при этом не требуется никакого оформления. Достаточно один раз зарегистрироваться в системе, и можно пользоваться автомобилями компании практически без ограничений.

Как появился термин?

Чтобы лучше понять, что такое каршеринг, давайте разберемся с происхождением и значением термина. Английское слово «carsharing» образовано слиянием двух слов: car (автомобиль) и sharing (совместное пользование, разделение). Таким образом, данный термин подразумевает, что группа людей совместно пользуется одним автомобилем.

Слово carsharing появилось в 1948 году, когда швейцарский бизнесмен придумал интересную схему обеспечения своих сотрудников транспортом. Автомобили были приобретены на средства компании, но любой сотрудник мог на выгодных условиях арендовать одну машину на любое время и пользоваться ей без ограничений (допускалось использование в личных целях).

Уже в 1970-е годы предпринимались попытки реализовать каршеринг в современном виде. Несколько европейских компаний пытались предоставить обычным людям возможность пользоваться арендованным транспортом с максимальным удобством. Но тогда реализовать задумку не удалось, поскольку отсутствовали технические средства, необходимые для удаленного контроля транспортных средств.

Первое действительно удачное внедрение каршеринга произвела в 1994 году компания «Communauto», остающаяся и сегодня одним из лидеров отрасли. За 25 лет развития каршеринг прочно закрепился на рынке услуг США, охватив более 500 крупных американских городов.

Почему каршеринг так популярен?

Существует несколько причин, по которым каршеринг с каждым годом становится всё более популярным и массовым. Остановимся лишь на нескольких плюсах:

  1. Экономия денег. Оплачивается только время фактического использования. Это особенно выгодно, если машина нужна буквально на 15 минут.
  2. Экономия времени. Зарегистрированным в системе пользователям не нужно приезжать в офис и оформлять документы. Достаточно воспользоваться установленным на смартфон приложением.
  3. Простая оплата. Аренда оплачивается в автоматическом режиме (деньги снимаются с карты, когда клиент оставляет машину на стоянке).
  4. Можно получить автомобиль в любое время. Машины доступны круглосуточно, не нужно ждать, пока откроется офис.
  5. Не нужно содержать и обслуживать личный автомобиль. Компания сама содержит автомобиль в порядке, заправляет его, регулярно проводит ТО и оформляет страховку.
  6. Машина всегда исправная и чистая. Вы всегда получаете машину в подготовленном для поездки виде – чистую, исправную и заправленную, т.к. за этим активно следят сотрудники компании.
  7. Круглосуточная поддержка. При возникновении нештатных ситуаций, можно дозвониться в техподдержку в любое время суток.

Недостатки каршеринга

Помимо существенных плюсов, у этой услуге также есть ряд минусов. К их числу относится:

  1. Большое количество пользователей. Некоторые люди слишком брезгливы и не могут смириться с тем, что машиной пользуется кто-то ещё.
  2. Услуга отсутствует в небольших городах. Пока в России каршеринг доступен только жителям крупных городов.
  3. Штрафы за порчу оборудования. Машина и находящееся в ней имущество оценивается по стоимости нового, поэтому в случае повреждения, придётся заплатить довольно дорого.
  4. Зависимость от телефона. Если телефон разрядился, воспользоваться услугой будет невозможно.
  5. Штраф за несвоевременную оплату. Если на платежной карте на момент оплаты не будет необходимой суммы, возможен штраф.
  6. Зависимость цены от времени аренды. Стоимость минуты пользования машиной в каршеринге довольно высокая. Если вы простоите в пробке минут 40, это может обойтись дорого.
  7. Ограничен выбор моделей. Приходится выбирать из тех марок автомобилей, которые свободны в данный момент.

Как это работает?

Итак, что такое каршеринг, мы с Вами разобрались, тепер давайте узнаем как пользоваться данной услугой. Самым сложным для нового клиента является этап регистрации. Потребуется ввести паспортные данные, реквизиты платежной карты и идентификационную информацию с водительского удостоверения (необходимо иметь 3 года водительского стажа). После регистрации в системе пользоваться каршеринговыми авто довольно просто:

  1. При помощи приложения найти ближайший доступный автомобиль.
  2. Прибыть на стоянку и взять автомобиль. С этого момента начинает учитываться время.
  3. После окончания поездки оставить авто на стоянке, которую укажет приложение.

Весь процесс максимально автоматизирован. Деньги снимаются с зарегистрированной в системе платежной карты в момент, когда пользователь оставляет авто на стоянке.

Все каршеринговые компании ведут чёрные списки, помогающие им избегать «проблемных» клиентов. В них попадают те, на чьем счету имеются ДТП, а также мошенники, снимающие запчасти с арендованных автомобилей.

Принципы каршеринга

У каждой организации, предоставляющей услуги краткосрочной аренды автомобиля, имеются свои особенности. Тем не менее, существует ряд принципов, которые едины для всех, и на которых базируется каршеринг:

  1. Стоимость топлива включена в оплату аренды. Вы получаете автомобиль заправленным, и если топливо заканчивается, можете воспользоваться топливной картой, предоставленной каршеринговой компанией. Многие фирмы мотивируют клиентов заправлять машину перед возвратом, делая скидку за произведенную заправку (или не учитывая потраченные на неё минуты). А вот за машину, оставленную на стоянке с пустым баком, можно даже получить штраф.
  2. Машину можно оставлять только на разрешенных стоянках. Важно, чтобы следующий пользователь мог взять машину, не испытав неудобств.
  3. Запрещено передавать автомобиль третьим лицам. Даже если человек зарегистрирован в той же каршеринговой компании, недопустимо передавать ему авто без стандартной процедуры. Штраф может достигать 200 тысяч рублей.
  4. Штрафы за нарушение ПДД оплачивает клиент. Изначально они приходят компании, но она перенаправляет их клиенту, за которым в тот момент числилась машина.
  5. Автомобили застрахованы и имеют полис ОСАГО. Если авария произошла по вине водителя, убытки и штрафы обычно оплачивает он. Подробности обычно прописаны в договоре.

Заключение

Дорогие друзья, вот мы с Вами и разобрались с тем, что такое каршеринг, во всех подробностях. Благодарю Вас за внимание, Ваши вопросы можете оставлять в комментариях. Удачи!