Как оценивается ущерб при ДТП по ОСАГО?
Содержание статьи:
Как посчитать ущерб по ОСАГО при ДТП?
Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » Как посчитать ущерб по ОСАГО при ДТП?
Размер выплат по ОСАГО чаще всего начинает волновать автовладельцев после того, как произошло ДТП. Заключая договор страхования, они обычно об этом не задумываются, так как каждый надеется, что с ним на дороге ничего не произойдет.
Но если вы все-таки стали участником дорожно-транспортного происшествия, вам не помешает узнать, как именно производятся расчеты компенсации, и какие показатели для этого потребуются.
Как рассчитать сумму ущерба по ОСАГО
Восстановление автомобиля после аварии, при наличии страхового полиса, ложится на плечи страховой компании. Кроме непосредственного ремонта, происходит замена вышедших из строя деталей.
Процесс выплат компенсации потерпевшим в ДТП находится на контроле государства.
Страховщики обязаны полностью обеспечить оплату запчастей и ремонтных работ (Закон № 40-ФЗ).
Хотя, если внимательно ознакомиться с правилами ОСАГО, можно заметить, что там существует некая специфика в выплате ущерба. При расчете суммы компенсации учитывается износ деталей. Это положение идет в разрез с требованиями законодательных документов нашего государства.
Большинство страховых компаний не имеют такой цели, как полная оплата ремонта автомобиля, пострадавшего в аварии, именно поэтому новые детали не оплачиваются.
Давайте на примере рассмотрим процедуру подсчета суммы компенсации.
Предположим, что вы попали в ДТП, в результате чего пострадала машина. Прежде всего, известите вашу страховую компанию о наступлении страхового случая. Не откладывая дело в долгий ящик, представьте страховщикам необходимые документы. Сделать это необходимо в течение 15 дней с момента аварии.
Представитель страховой компании обязан принять ваше заявление и бумаги, организовать проведение осмотра ТС (в течение 5 дней). Так как по закону вы должны присутствовать на экспертизе, вам должны сообщить время и место ее проведения.
Во время осмотра машины эксперты обращают внимание на:
- характер повреждений авто, полученных во время ДТП;
- из-за чего появились данные повреждения;
- какие ремонтные работы необходимы для восстановления авто.
Размер компенсации будет определен по результатам данного осмотра.
По итогам экспертизы составляется необходимая документация:
- акт осмотра состояния автомобиля;
- расчеты и определение рыночной стоимости вреда, полученного ТС в аварии.
В акте, составляемом экспертами, содержится следующая информация:
- модель автомобиля;
- год выпуска;
- номера авто и другая информация;
- сведения о владельце ТС;
- какие повреждения получил автомобиль в результате аварии;
- что нужно сделать для полного восстановления транспортного средства.
Кроме этого, специалисты, проводившие экспертизу, уточняют информацию о поврежденных деталях, которые пришли в негодность еще до аварии.
При осмотре машины учитываются внешние повреждения. В большинстве случаев скрытые повреждения остаются без внимания.
На основании данных экспертизы проводятся расчеты суммы компенсации. В данном случае оговариваются следующие моменты:
- какой именно ремонт необходим: замена деталей, установка новых запчастей, реставрация лакокрасочного покрытия, прочее;
- сколько времени нужно для восстановительных работ;
- конечная стоимость услуг;
- расчеты, касающиеся степени износа запчастей.
Стоит отметить, что обычно расчеты проводятся в пользу страховой компании, редко кто хочет компенсировать полную стоимость ремонта. Поэтому размер компенсации часто занижается.
В том случае, когда во время ДТП никто из водителей и пассажиров не пострадал, и при этом автовладельцы имеют страховой полис ОСАГО, особых проблем с получением компенсации не будет.
Хотя размер компенсации не может превышать в таком случае 50 тысяч рублей.
Если вы являетесь виновником аварии, а сумма выплат потерпевшему от страховщика не покрывает все его расходы, вам придется доплатить недостающую сумму из своего кармана.
От чего зависит итоговая сумма компенсации по ОСАГО
При расчете суммы выплат ущерба страховщиками принимаются во внимание следующие моменты:
- Степень износа деталей. Дело в том, что на момент аварии некоторые детали уже прослужили вполне приличный срок. Когда будет осуществляться восстановление машины после аварии, будет обязательно учитываться степень износа деталей;
- Проведение независимой экспертизы. Для того чтобы оценить ущерб от аварии проводиться экспертиза автомобиля. Но не всегда сумма компенсации, рассчитанная на основании данной экспертизы, устраивает потерпевшего. Поэтому он, предварительно сделав ксерокопию заключения экспертов, инициирует проведение независимой экспертизы. После этого проводятся расчеты уже на основании выводов независимых экспертов.
Выделяется несколько важных факторов, которые при расчете суммы компенсации оказывают влияние на ее размер:
- номер детали, материал, из которого она изготовлена;
- дата аварии;
- в каком экономическом регионе произошло ДТП;
- повреждения и причина их возникновения;
- марка автомобиля, который пострадал в аварии.
Когда страховщики проводят необходимые расчеты, они обязаны опираться на унифицированный справочник РСА. Некоторые неточности могут возникнуть в расчетах только при изменении названия детали и материала, из которого она изготовлена.
Как обратиться в страховую компанию после ДТП по ОСАГО?
О порядке возмещения ущерба по ОСАГО при ДТП, читайте тут.
Дата аварии остается неизменной во всей документации, относящейся к данному происшествию.
Результатом работы оценщиков являются два документа: акт оценки ТС и калькуляция. В последнем документе содержится рыночная оценка стоимости ущерба.
Сведения, заключенные в обоих документах, имеют тесную связь, так, как информация, имеющаяся в акте осмотра, учитывается при проведении калькуляции.
В частности, в акте осмотра указываются следующие данные:
- модель ТС, дата выпуска, гос. номер;
- информация о владельце;
- сведения о наличии повреждений, полученных в результате аварии;
- какие восстановительные работы потребуются.
Оценщики часто не указывают в акте данные о скрытых повреждениях. В большинстве случаев указываются только видимые повреждения.
Когда составляют калькуляцию, принимают во внимание данные, которые содержаться в акте осмотра ТС. Данный документ содержит сведения о:
- том, какой вид ремонта требуется выполнить;
- сроках выполнения восстановительных работ (нормо-часы);
- степени износа деталей;
- заключение о сумме компенсации.
Единая методика расчета ущерба по ОСАГО
Для облегчения процедуры расчета выплат компенсации в 2014 году ввели Единую методику ОСАГО. Ее разработчиком стал Российский союз автостраховщиков.
С 2014 года данную методику используют страховщики, оценщики и эксперты,то есть, она является обязательной при ОСАГО.
До этого времени специалисты использовали разные варианты методик для расчета стоимости компенсации. Именно поэтому часто возникали разногласия.
Введение Единой методики позволяет правильно проводить расчеты, что способствует скорейшему решению проблемы участников ДТП.
Как можно рассчитать размер ущерба от ДТП?
Итоговые расчеты компенсации делают специалисты. Но и сами автовладельцы имеют возможность предварительно подсчитать, какую сумму им придется потратить на восстановление своего автомобиля.
Предварительные расчеты важны потому, что некоторые не совсем честные страховщики стараются намеренно занизить размер ущерба.
Для процедуры расчета необходимо использовать специальный калькулятор выплат по ОСАГО:
- наличие повреждений ТС, их происхождение;
- расчет износа деталей, которые необходимо заменить во время ремонтных работ после аварии;
- порядок подсчета средств, необходимых для приобретения материалов и деталей, а также для оплаты работ ремонтников;
- процедура расчета годных запчастей, деталей и составляющих автомобиля, если он не подлежит восстановлению;
- использование справочников средней стоимости материалов, расчета количества необходимых нормо-часов;
- процедура создания фотоотчета по состоянию машины после ДТП.
После того, как все эксперты и оценщики стали использовать Единую методику расчета (с 2014 года), они проводят всю процедуру, опираясь на сведения из единой базы цен РСА.
Единая база данных содержит сведения о ценах на самые распространенные марки автомобилей.
Если данных о конкретной модели там нет, оценщикам приходиться пользоваться одной из используемых ранее методик расчета стоимости компенсации.
Тот вопрос, что между стоимостью ремонта, которая получается при расчете по данной методике и реальной суммой, необходимой для оплаты ремонтных работ, существует весомая разница, остается, к сожалению, не решенным.
Особенно эта проблема касается ремонта дорогих машин. Обычно страховщики занижают стоимость ремонта таких авто, и никакая Единая методика расчета не смогла повлиять на решение данной проблемы.
Согласно Единой методике ОСАГО процент износа автомобиля теперь равен 50 %, а не 80 %, как было ранее.
К сожалению, единая база цен РСА обновляется довольно редко, всего лишь один раз в полгода. Этот факт указывает на то, что стоимость ремонта машины в реальности будет заметно выше, чем та, что специалисты рассчитали по Единой методике.
Оценка ущерба автомобиля после ДТП: сроки, правила и процедура
Ни единый автомобилист не застрахован от дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП). Предугадать действия другого участника движения не всегда оказывается возможным. Происшествия случаются из-за: неопытности или невнимательности водителя, управления транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, элементарного незнания правил (ПДД) или глупого недоразумения.
О дорожно-транспортных происшествиях
В том или ином случае ДТП приносит крупные потери. Речь идет не только о разбитых автомобилях или мотоциклах, но и о более важном — о здоровье. Как ни крути, автомобиль после ДТП возможно восстановить, можно купить новый, чего не сказать о живом организме.
Человечество не стоит на месте, с появлением первых ДТП инженеры задумались о способах их предотвращения, а в случаях невозможности последнего — смягчения последствий. Именно тогда автомобили начали выпускать с учетом активной и пассивной безопасности. Это, собственно, и ремни, удерживающие водителя и пассажиров на месте в случаях удара машины, и более-менее мягкий салон автомобиля, и подголовники, и подушки безопасности и многое другое.
Если же ДТП случается, обязательно есть виновный. Последний возмещает все убытки, нанесенные дорожно-транспортным происшествием. В некоторых случаях ущерб настолько колоссален, что возместить его для человека, виновного в содеянном, просто невозможно. В этих и других случаях стоит обратиться за помощью к страховой компании.
Как происходит анализ урона
Оценка ущерба автомобиля после ДТП начинается с момента составления протокола инспектором ГИБДД. Стоит обратить внимание, чтобы сотрудник максимально точно описал все повреждения автомобиля, полученные в данном происшествии. Именно от этого факта может зависеть оценка автомобиля экспертом.
Если транспортное средство застраховано в какой-либо страховой компании, то оценка ущерба осуществляется экспертом данной компании согласно установленного порядка. Расчет нанесенного урона определяют по специальной формуле. Чтобы определить материальные расходы этим способом, нужно суммировать все затраты по направлению ремонтных и восстановительных работ с пострадавшей техникой. Ущерб = 1 + 2 + 3 + 4 + 5, где:
- Ремонт и покраска авто.
- Стоимость деталей, подлежащих замене.
- Цена материалов для покраски.
- Физический износ автомобиля.
- Коэффициент потери товарного вида.
Подробнее о процессе анализа
Экспертиза автомобиля после ДТП в обязательном порядке проводится экспертом, имеющим допуск к подобным мероприятиям. Его задача — полноценно установить степень урона, нанесенного автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия. На самом деле это очень тонкий процесс, требующий навыков и опыта работы.
Оценка ущерба автомобиля после ДТП должна проводиться в точном соответствии с уроном, причиненным именно данным происшествием, что на самом деле не является возможным. Простыми словами, эксперт должен установить сумму, которой будет более или менее достаточно для возмещения ущерба. Как показывает практика, подобные лица нередко приуменьшают степень урона.
Понятно, что страховая компания ставит на первое место свои расходы, и в её интересах выплатить меньшую компенсацию. Именно поэтому нужно сотрудничать с проверенными компаниями, предоставляющими услуги страхования.
О независимой экспертизе
Выбирая страхового представителя, стоит думать на шаг вперед. Гарантированно получить компенсацию, которой будет достаточно для ремонта авто, может помочь независимая оценка автомобиля после ДТП. Представители данных организаций не заинтересованы в том, чтобы «обделить» клиента деньгами, выплачивая компенсацию за те или иные товары и услуги, необходимые для ремонта.
Сегодня довольно большой спрос именно на независимых экспертов. Чтобы экспертиза автомобиля после ДТП осуществлялась незаинтересованными лицами, необходимо уточнить этот момент у сотрудника компании, которая предоставляет услуги страховки. Прежде чем заключать контракт с той или иной организацией, вопрос независимой экспертизы необходимо рассмотреть. В противном случае страховая компания имеет полное право не учитывать расчеты незаинтересованного эксперта, а прислать на место именно своего сотрудника, который будет осуществлять оценку несколько иначе.
Что нужно для оценки урона
В любом случае оценщик — тоже человек. Каждый может по-разному установить уровень ущерба. Соответственно, сумма возмещения в итогах проверки разных экспертов может несколько отличаться.
Чтобы была проведена оценка ущерба автомобиля после ДТП, заявителю стоит предоставить целый перечень необходимых для процедуры документов:
- Документ, подтверждающий право собственности на автомобиль.
- Договор купли-продажи, доверенность, генеральная доверенность.
- Полис (Каско), если машина застрахована.
- Справку о ДТП, где четко указаны все полученные повреждения автомобиля.
- Технический паспорт автомобиля.
- Другие документы, которые может потребовать страховое агентство.
В этом деле очень важно предоставлять все необходимые для проведения анализа документы. Именно потому, что полноценная установка уровня ущерба автомобиля зависит от наличия подтверждающих фактов, перенесенных на бумагу. Особенно в тех случаях, когда, по мнению заказчика, оценка ущерба не соответствует действительности, и сумма выплаты его никак не устраивает — наличие доказательств в письменном виде поможет доказать свою правоту.
Сроки проверки ущерба
Проведение таких мероприятий, как анализ машины, оценка повреждения автомобиля после ДТП или экспертиза проводятся в течение пяти рабочих дней. Как правило, эти процессы осуществляют за один-два дня. Ведь для кого-то авто — это не только средство передвижения, но и непосредственный способ для получения дохода, без которого дальнейшая работа невозможна.
Именно поэтому страховыми компаниями установлен определенный срок, в рамках которого проводятся все необходимые процедуры, чтобы проанализировать случай ДТП и осуществить выплату средств клиенту.
Длительность такого срока может быть разной. Каждая компания устанавливает свои правила, которые будут максимально подходящими именно для нее. Государством установлен срок в течение шести месяцев для проведения сделки с конкретным объектом с момента, когда была проведена оценка ущерба автомобиля. Это же правило распространяется и на независимую экспертизу.
Стоимость анализа
Оценка ущерба транспортного средства напрямую зависит от его характеристик:
- Уровень повреждений автомобиля.
- Марка машины.
- Год выпуска.
- Кузов авто.
- Класс транспортного средства.
- Цена машины.
Что касаемо марки авто — все довольно просто. Этот фактор напрямую связан с ценой, кузовом и классом машины. Таким образом, если это дорогой автомобиль известного производителя, например, новый седан, стоимость экспертизы будет немалая. Обусловлено это тем, что провести анализ довольно сложно, учитывая современное оборудование, электронику и «мозги» машины, подлинность которых нужно проверить.
Особые проблемы возникают, когда оценка автомобиля после ДТП происходит с нераспространенными или несерийными машинами. Найти и понять ее исходные технические данные довольно сложно, что уж говорить о покупке новых запчастей. Намного проще дело обстоит с отечественными и советскими машинами, в которых отсутствуют сложные механизмы и элементы электронного управления и контроля. Найти и купить запчасти для такого агрегата не составит труда.
Вывод
Перед тем как заказать услугу страхования у той или иной компании, важно убедиться в хорошей репутации фирмы. Не помешает проконсультироваться со специалистом или почитать отзывы об организации.
Оценка ущерба автомобиля после ДТП начинается с момента составления протокола инспектором ГАИ. Хозяину технического средства стоит обратить внимание на правильность заполнения документа.
Далее за дело берутся эксперты и сотрудники страховых компаний. Денежная компенсация, необходимая для ремонта автомобиля, выплачивается в течение полугода, согласно установленных государством России правил. На самом деле этот процесс происходит быстрее.
Для клиента выгоднее, если осуществляется независимая оценка автомобиля после ДТП. Тогда случаи обмана практически исключены.
УЩЕРБ И ОЦЕНКА ПРИ ДТП
Откуда берутся цифры при калькуляции? И как быть, если ответчик – без ответа?
От частного случая…
Случилось это 16 июля, в воскресенье. Как рассказывает Павел, авария произошла на пустом в общем-то месте, на выезде с АЗС при скорости 5км/ч. Виновник пожелал разбираться без ГАИ и сразу же предложил 100 долларов компенсации. Павел отказался. Сумма возросла еще на 50, но и это Павлу показалось сомнительным для покрытия ущерба. На этом торги прекратились и, несмотря на то, что виновник опасался за сохранность водительского удостоверения (совсем недавно у него уже было аналогичное ДТП) — решено было вызвать ГАИ…
В понедельник, взяв у инспектора справку о том, что он – потерпевший, Павел отправился по адресу страховой компании виновника. Там ему назначили день и место осмотра автомобиля экспертом-оценщиком…
Проконсультировавшись по цене на детали и ремонт на одной из авторитетнейших СТО, Павел узнал, что ущерб может составить порядка 400 $. Затем оказалось, что едва ли не все рассуждения знакомых сводятся к тому, что оценщики страховых компаний намерено занижают результаты осмотра и рассчитывать на реальное возмещение ущерба очень даже наивно. Тогда Павел обратился за советом в «АВw», и мы решили вместе с ним узнать – насколько оправданы все эти опасения. Тем более что подобного рода вопросы и жалобы за последнее время изрядно всех уже достали. К тому же данный случай выглядел особо показательным потому, как ничего серьезного, казалось бы, не произошло…
…к журналистской «Проверочке» и …
Перед осмотром Павел послал телеграмму с уведомлением о времени и месте осмотра виновнику ДТП, но так как явка его зависела от желания, которого мы не зафиксировали, осмотр состоялся без его участия.
На смотровой площадке ТД «Ждановичи» эксперт-оценщик Олег Гайчук (ничего не зная обо мне), исследовав все необходимое, зачитал нам заключение по произведенному осмотру:
«На автомобиле в зоне повреждения были дефекты до аварии. А именно: дверь передняя левая и крыло переднее левое имели поверхностную потертость, панель передка верхняя имела деформацию над фарой слева, отсутствовала эмблема.
По данной аварии:
Крыло переднее левое (ранее подвергавшееся ремонту) получило деформацию передней части на площади до 20 % крыла. Следовательно: ремонт первой группы сложности и ремонтная окраска крыла.
Указатель поворотов требуется заменить.
Облицовка передка – замена, покраска.
Корпус левой фары получил незначительные повреждения крепления: снятие, установка и ремонт в объеме одного норма/часа.
Облицовка переднего бампера получила потертость слева по углу: снятие, установка и окраска пластиковой краской».
Все. Затем эксперт пояснил, что о начисленной сумме будет известно в течение двух недель. Павел поинтересовался, можно ли будет в случае несогласия с произведенными расчетами опротестовать их.
«Безусловно, — спокойно пояснил эксперт и добавил, — даже прямо сейчас, до подписания акта осмотра, если вы считаете, что я что-то не отметил».
Замечаний у Павла не оказалось. Поинтересовавшись возможностью обратиться также и к независимому оценщику, Павел узнал, что Олег Гайчук как раз и есть такой вот независимый специалист.
«Я работаю в оценке уже девятый год. Бывают оценщики, как специалисты страховой компании (т.е. находятся в их административном подчинении) и так называемые – независимые оценщики, которые раньше назывались эксперты. В данном случае я специалист ТД «Ждановичи» и получаю зарплату здесь же. Административно от страховой компании я не завишу».
Так как для более подробных вопросов мы выбрали не лучшее время (Олегу пора было заниматься осмотром очередного автомобиля), мы с Павлом отправились в ООО «АвтоТрансГарант» с желанием узнать, чем будет отличаться их осмотр от осмотра в ТД «Ждановичи».
…официальному комментарию специалиста:
Александр ВЛАСОВЕЦ, специалист по оценке ТС, принимал участие в разработке методик оценки повреждений ТС, работая в РУП БелНИИТ «Транстехника» Министерства транспорта Республики Беларусь:
— Александр, мы хотим сравнить Ваш осмотр от предыдущего и отметить разницу.
— Я не думаю, что наш осмотр и вывод будет как-то отличаться. На каждую деталь есть определенная степень повреждения и по ней любой эксперт делает практически одинаковые выводы о виде ремонта или замене. В Минске нас аттестованных специалистов-оценщиков, которые работают по договорам со страховыми компаниями порядка 30-ти человек, каждый из которых дорожит своей репутацией. Все считаются независимыми, хотя и работают на условиях договора со страховыми компаниями. Страховая компания в течение пяти дней имеет право отправить потерпевшего к тем специалистам оценщикам, с которыми у нее заключен договор.
— По каким критериям определяется ущерб транспортных средств?
— Все оценщики определяют ущерб исходя из одних и тех же нормативно-правовых актов.
В Правилах определения размера вреда указано, что эксперт может пользоваться тремя программами: «АВТОКАЛЬК», «АУДАТЕКС» и «НАМИ», в которых заложены все нормативы по всем ТС: трудоемкость разборки-сборки, замены, нормы на расход лакокрасочных материалов, стоимость запасных частей и т.д. Единственно – трудоемкость ремонта — специалист устанавливает при осмотре на основании опыта работы, и для этого так же существуют соответствующие справочники трудоемкости работ для аналогичных отечественных автомобилей.
— У Павла передний бампер лишь поцарапан. На СТО ему сказали, что возможно здесь будет записана его замена, но оценщик написал «снятие, установка и окраска пластиковой краской». От чего зависит решение оценщика?
— Решение специалиста мотивируется исходя либо из причины экономической нецелесообразности, либо по причине технической невозможности. В данном случае существует технология ремонта на восстановление этого бампера и завод изготовитель информирует, что данный бампер может быть подвергнут ремонту в зависимости от степени повреждения. Другое дело не все СТО имеют техническую возможность данного восстановления. Но если технология существует — оценщик обязан писать: ремонт или восстановление.
К тому же есть такое понятие, как дефект эксплуатации. Допустим если облицовка бампера повреждена с другой стороны, то оценщик обязан записать в акте, что данное повреждение имело место до данного ДТП и соответственно восстановление данного повреждения отнимается от восстановления аварийного повреждения.
Поэтому мы никогда не оцениваем ущерб на глазок, т.к. тот же самый износ запчасти зависит и от года выпуска автомобиля, и от его пробега, имелось ли раннее какое-либо повреждение в данном месте, и многое другое. К тому же у разных моделей своя ценовая шкала на запчасти. Разве можно все это держать в голове? Поэтому и отпускается нам на расчет до двух недель.
— Достаточно ли одного осмотра, чтобы выявить все повреждения и определить ущерб?
— Далеко не всегда. Особенно часто приглашают специалистов на дополнительный осмотр, когда выявляются скрытые повреждения при разборке ТС. Тогда пострадавший снова приезжает в страховую компанию, пишет заявление на дополнительный осмотр и вызывает специалиста в то место, где ремонтируется, либо сам приезжает к нему для составления дополнительного акта осмотра.
В принципе — на восстановление распространенного на рынке автомобиля старше 10 лет, и требующего ремонта, люди особо не жалуются. Есть запчасти. Основная проблема, когда автомобиль не подлежит восстановлению. Ибо есть такое понятие — гибель ТС, когда стоимость ремонта больше чем 80% от стоимости автомобиля. Но мы считаем не стоимость ремонта, а размеры вреда. Именно в таких случаях чаще всего и возникают спорные ситуации. Тем не менее, сейчас у нас имеется и «рыночный коэффициент» с помощью которого специалист имеет право варьировать размером вреда в определенных пределах.
— Если все так строго регламентировано, то откуда же тогда берутся разночтения в оценке ущерба и как все это можно обжаловать?
— Что касается жалоб на то, что часто калькуляция не покрывает реального расхода по возмещению ущерба, то это смотря с чем сравнивать. Если ехать на автомобиле старше 15 лет на гарантийную фирменную станцию, где норма/час для автомобилей отличается едва ли не в 4 раза от простых СТО, то этих денег естественно не хватит. Следует так же учесть и цены на оригинальные запасные части. И если мы отмечаем учет износа запчастей ТС (в данном автомобиле порядка 70%), то собственник получит лишь 30% от цены на новую запчасть. Хорошо если это мелкая деталь и стоит немного.
Опять же данный случай – пример т.н. социального страхования, в котором, заплатив порядка 30 $ за страховку, вы получаете среднюю страховую сумму порядка 500 $ (в отличие от КАСКО, где есть возможность по согласованию со страховой компанией получить деньги по факту ремонта). Поэтому я считаю, что такой вид страхования в г. Минске убыточен. Я всем у кого автомобили до 8 лет и которые стоят более пяти тысяч долларов настоятельно рекомендую страховаться по системе КАСКО, тогда оплата в страховом случае не зависимо от вины и от обстоятельств причинения вреда транспортному средству возможна по факту ремонта. К тому же до восьми лет существует понятие утраты товарной стоимости, которая не выплачивается страховой компанией, и может быть возмещена лишь в судебном порядке.
— Кстати, а как можно обжаловать заключение оценщика, если все-таки есть сомнение в его добросовестности и профессионализме?
— Согласно новой редакции Правил определения размера вреда, если кто-то не согласен с результатами оценки, то он имеет право инициировать создание комиссии, в которую будет входить первый оценщик, специалист страховой компании, специалист приглашенный вами, и еще один нейтральный (который будет председателем). Оплата за все возлагается на инициатора данной комиссии. (В среднем по Минску услуга эксперта-оценщика за одно калькулирование составляет порядка 50 тысяч рублей без НДС). Если будет доказано, что сумма насчитанная комиссией будет отличаться на 10% — разница будет возложена на виновную сторону. При этом не факт так же, что когда вы затем отправитесь на СТО — то что насчитает эксперт и потребуется при ремонте будет сходится даже на 10 %. Расхождение может составить и 50 %. Ибо у станции одно ценообразование, а у эксперта под руками «Правила определения размера вреда причиненного ТС» и никуда от них он отступать не имеет право. Например: норма/час определен правительством, торговая надбавка к стоимости части регулирует соответствующая методика, цены и нормативы принимаем из специализированных программных продуктах указанных выше.
И если все рассчитано верно, но вам недостаточно для ремонта тех денег, которые вы получили от страховой компании, то согласно Гражданскому Кодексу все документально подтвержденные затраты, связанные с восстановлением автомобиля после ДТП. В том числе и затраты на оценку – должны быть возмещены виновником, а при несогласии — в судебном порядке, если вы при этом сможете предъявить доказательства соответствующего факта ремонта и понесенных затрат.
— Может ли быть ситуация, когда пострадавший особым образом заинтересовал оценщика и тот составил наиболее выгодную калькуляцию?
— Действительно, часто приходиться сталкиваться с желанием самого пострадавшего завысить объем ущерба. Все может быть, но при этом оценщик чрезвычайно рискует, вплоть до уголовной ответственности, т.к. его действия регламентируются нормативно-правовыми актами и специалисты страховой компания могут все это затем перепроверить. Поэтому любое свое решение специалист обязан обосновать и даже, если придется в зале судебного заседания.
— Кто чаще всего оказывается недовольным: люди или страховые компании?
— К сожаленью – люди. И не смотря на то, что деньги выплачивают страховщики, ответственность в суде за свою калькуляцию несут именно оценщики. Всякого рода «проколы» оценщика чреваты также и не прохождением ежегодной переаттестации в Белорусском бюро по транспортному страхованию.
Вывод:
Впечатления Павла:
«Я понял, что на самом деле то, что мне говорили понятые о необходимости каких-то особых, независимых экспертов – сильно преувеличено. Все сходятся к более или менее одинаковой оценке, и с моими относительно незначительными повреждениями опасаться или предполагать, что возможна разница в оценке выше 10% — более чем сомнительна. Так же убедился, что поступил правильно, отказавшись от разбора на месте».
А теперь уникальный пример того, с какими трудностями может столкнуться владелец «убитого» авто при истребовании полагающейся материальной компенсации, когда. ОТВЕТЧИК БЕЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Какая выплата по ОСАГО если автомобиль не подлежит восстановлению
Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.
Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
Дорожно-транспортное происшествие может привести к полной гибели автомобиля. Пережив первое потрясение его владелец сталкивается с множеством проблем. Самая главная из них – получение компенсации убытков. На какую сумму можно рассчитывать, если автомобиль был застрахован только по «автогражданке»? Что влияет на размер страховой выплаты? Как определяется тотал? К сожалению, стать участником аварии, после которой машину невозможно отремонтировать может каждый, поэтому предлагаю сегодня поговорить о том, какая выплата по ОСАГО положена автовладельцу в случае, если машина восстановлению не подлежит.
Полная гибель авто: общее понятие
Существенные конструктивные повреждения приводят к полной гибели транспортного средства. В соответствии с пунктом 18, статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ тотал признается, если:
- невозможно провести ремонт поврежденного имущества;
- стоимость восстановительных работ равен или превышает цену автомобиля на момент наступления страхового случая.
После того, как была установлена конструктивная гибель авто, страховая компания обязана выплатить собственнику машины компенсацию. Чтобы определить целесообразность ремонта машины проводится ее экспертиза. Принимается во внимание рыночная стоимость автомобиля из которой вычитают цену уцелевших деталей, узлов и агрегатов. Эти элементы, которые можно в дальнейшем использовать или продать, называются годными остатками. Их стоимость определяется по специальной методике. Эксперт принимает во внимание:
- цена неповрежденного автомобиля;
- дата выпуска авто и период эксплуатации до ДТП;
- количество полученных повреждений;
- затраты на снятие, хранение и предпродажную подготовку уцелевших элементов;
- процентное соотношение стоимости годных остатков и машины.
Далее сравнивается стоимость восстановительных работ без учета износа подлежащих замене комплектующих и средняя рыночная цена такого же автомобиля.
Тотал могут признать, если расходы на восстановление авто составляют 60-85% от его рыночной стоимости. Эта цифра у разных СК может отличаться, так как страховщики ее устанавливают, руководствуясь внутренней политикой компании.
В каких случаях страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля
Иногда страховым компаниям выгоднее признать полную гибель транспортного средства, чем выплачивать компенсацию или выдавать направление на восстановительный ремонт. При принятии такого решения учитывается дата выпуска машины. Стоимость годных остатков сравнительно «молодого» автомобиля достаточно высока, что позволяет снизить размер компенсации. Соответственно, уцелевшие элементы авто с пробегом не окажут большого влияния на объем страховой выплаты.
Пытаясь сохранить прибыль страховые компании нередко идут на всевозможные ухищрения. В таком случае владельцу транспортного средства ничего не остается кроме как проверить результаты полученной оценки. Для этого приходится обращаться к независимому эксперту.
Расчет размера выплаты
Как мы уже говорили, при конструктивной выплате для определения размера компенсации из рыночной стоимости автомобиля вычитают цену годных остатков. Используется простая формула:
- Ср – рыночная цена авто на момент гибели;
- Сго– стоимость годных остатков.
При этом нельзя забывать о том, что максимальная сумма возмещения материального ущерба по ОСАГО на сегодняшний день составляет 400 тысяч рублей. Соответственно выплатить страховку в полном объеме за дорогостоящий автомобиль страховая компания не сможет.
Что касается транспортных средств «в возрасте», то признать их ремонт нецелесообразным гораздо проще.
⇓ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ ПРИМЕР: ⇓
Экспертиза показала, что стоимость ремонта поврежденного автомобиля составляет 250 тысяч рублей. На момент аварии рыночная цена автомобиля – 300 тысяч рублей. Стоимость годных остатков – 200 тысяч рублей.
Если воспользоваться вышеуказанной формулой, то пострадавшему автовладельцу страховщик должен выплатить:
300000-200000 = 100000 рублей.
Естественно, что в таком случае проводить восстановительные работы за 250 тысяч рублей нецелесообразно. В таком случае страховщику намного выгоднее признать тотал, чем отремонтировать машину. А вот владельцам авто с пробегом стоит побороться за свои права и попробовать добиться проведения ремонта. Сделать это можно только в том случае, если независимая экспертиза покажет, что результат первичной оценки не соответствует действительности. Спросите – для чего? Ответ прост. Закон не позволяет при ремонте использовать бывшие в употреблении запасные части. Соответственно восстановление пострадавшего в аварии автомобиля окажется для его владельца более выгодным, чем признание его полной гибели.
Годные остатки: кому достанутся уцелевшие детали?
Чтобы максимально уменьшить выплату после признания конструктивной гибели автомобиля страховщики делают все возможное, чтобы подороже оценить оставшиеся годные детали. Эти элементы являются собственностью автовладельца и передаются ему после завершения процедуры. Но собственники авто не всегда хотят связываться с продажей запчастей. Как поступить в такой ситуации? Обязаны ли они забирать годные остатки? Свои разъяснения по данному вопросу дал Пленум Верховного суда РФ. Он постановил, что возвращать собственнику уцелевшие после аварии детали против его воли страховая компания не имеет права (Постановление Пленума СВ РФ №58 от 26.12.2017 года).
Оставив страховщику пригодные детали автовладелец может рассчитывать на полную выплату компенсации. Если собственник машины забирает уцелевшие элементы, то их стоимость вычитается из страховки. Принять решение может только владелец автомобиля. Навязывать ему выгодный для себя вариант страховщик не имеет права.
Получение страховой выплаты при конструктивной гибели авто
Процедура обращения в страховую компанию и последующее получение компенсации при тотале ничем не отличается от стандартной. Автовладелец:
- Принимает участие в оформлении ДТП. Обращаем внимание, что при соблюдении определенных условий сделать это можно при помощи Европротокола, так как с 01.10.2019 года максимальный размер компенсации при использовании Извещения о ДТП для жителей всех регионов России составляет 400 тысяч рублей.
- Подать заявление о наступлении страхового случая и пакет дополняющих его документов (их перечень мы озвучим ниже).
- Предоставить транспортное средство для осмотра. Изначально экспертизу проводят специалисты, сотрудничающие со страховщиком.
- Дождаться принятия решения. Страховая компания может отказать в выплате (для этого у нее должны быть веские основания) или возместить ущерб.
- Получить компенсацию.
Чтобы у страховщика не было оснований отказать в возмещении ущерба автовладельцу нужно не только своевременно обратиться с соответствующим заявлением, но и собрать пакет документов. Понадобится:
- гражданский паспорт или другое удостоверение личности;
- водительские права;
- протокол, составленный сотрудниками ГИБДД или Извещение о ДТП;
- ПТС, СТС;
- постановление о возбуждении административного (уголовного) дела или об отказе в возбуждении;
- квитанции и чеки, подтверждающие понесенные расходы;
- другие документы, имеющие отношение к аварии.
При значительных повреждениях транспортного средства, когда есть вероятность того, что страховая компания признает его полную гибель, мы настоятельно рекомендуем внимательно следить за исследованиями, которые проводятся экспертом и детально изучить заключение специалиста. При возникновении малейших сомнений следует воспользоваться услугами независимого эксперта.
Если сторонний специалист выявит, что заключение эксперта не соответствует действительности, автовладельцу придется готовиться к судебному разбирательству.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
По каким принципам страховая компания оценивает ущерб при ДТП
Никто из автомобилистов не застрахован от дорожно-транспортных происшествий, которые случаются на российских дорогах. Виной тому выступает невнимательность, несобранность на дороге, управление машиной в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Водитель не сможет заранее предугадать, как поведет себя другой участник движения. Поэтому даже глупое недоразумение становится причиной серьезной аварии. Если авария на дороге все же произошла, то необходимо адекватно оценить характер повреждений автомобилей, чтобы выяснить сумму, необходимую для их восстановления. Для этой цели и проводится экспертиза, которая позволяет сразу получить наиболее достоверную и качественную оценку ущерба, нанесенного автомобилю в ходе дорожно-транспортного происшествия.
Оценка автомобиля после аварии
Только независимая оценка ущерба автомобиля после ДТП дает возможность получить корректную оценку урона, нанесённого автомобилю в аварии. В последнее время число дорожно-транспортных происшествий растет. В силу этого государством заработан особый механизм, позволяющий регулировать отношения между участниками аварии: пострадавшим и виновником ДТП. Российским законодательством продиктованы четкие правила, а также порядок возмещения ущерба при ДТП. Оценка ущерба при ДТП Росгосстрах и любой другой страховой фирмы регламентируется нормативно-правовыми актами в сфере автострахования КАСКО и ОСАГО. Это означает, что если при приобретении автомобиля вы использовали страховой полис транспортного средства, то юридическая организация автоматически дает направление на проведение автоэкспертизы в учреждения, которые ей подконтрольны.
Многие автовладельцы наслышаны о том, как страховая компания оценивает ущерб после ДТП. Фирмы, подконтрольные страховой компании, будут работать на страховщика, намеренно занижая стоимость восстановления автомобиля. В документах, которые предоставит эксперт страховой фирмы будет не к чему придраться, а автовладелец получит выплату, которой не хватит на полное восстановление автомобиля. Именно поэтому большинство автовладельцев, попавших в ДТП, обращаются за помощью в оценке автомобиля к независимым экспертам.
После того, как независимый эксперт проведет осмотр машины и выдаст соответствующее заключение, владельцу повреждённого транспортного средства можно будет обращаться в страховую фирму за компенсацией ущерба. Страховщик в этом случае уже не сможет отказать или занизить размер компенсационной выплаты.
Экспертиза автомобиля с привлечением независимого специалиста проводится не только в случае повреждения машины в результате ДТП, но и при ее продаже. Эксперт осматривает машину и определяет примерную стоимость машины.
Оценка повреждения автомобиля после ДТП необходима в следующих случаях:
- При необходимости узнать стоимость восстановления автомобиля, который был поврежден в результате ДТП.
- Если автомобиль поврежден в результате стихийный бедствий (сильным ураганом, цунами, землетрясением и т.д.), то обязательно требуется проведение оценки ущерба автомобиля.
- Оценка ущерба нужна и при повреждении автомобиля третьими лицами (машину побили хулиганы, взломали в результате кражи).
- Виновники аварии часто обращаются к независимым экспертам, когда не уверены, что эксперт страховой фирмы предъявил корректную сумму возмещения ущерба.
- К независимой экспертизе также можно обратиться тогда, когда автовладелец не уверен в компетентности страховой фирмы.
Пострадавшему автовладельцу не стоит передавать свой автомобиль страховой компании. Он вправе провести независимую экспертизу, результаты которой следует отдать страховщику с заявлением о возмещении ущерба. Перед этим необходимо нотариально заверить результаты независимой экспертизы. На передачу заключения в страховую фирму у гражданина есть пять дней.
Отличия оценки страховой фирмы от независимой экспертизы
Полномочиями определять ущерб автомобиля после ДТП в нашей стране наделены две инстанции:
- Эксперты страховой компании и организации, являющиеся подконтрольными страховым фирмам. Такие эксперты работают на стороне страхователя, поэтому их оценка повреждений после ДТП часто не отвечает реальным повреждениям авто. В большинстве случаев пострадавшие в результате ДТП не доверяют оценке экспертов от страховой фирмы и обращаются к независимым экспертам.
- Второй инстанцией, в полномочия которых входит оценка ДТП и оценка ущерба, являются центры независимых экспертиз. Проведением независимой оценки могут заниматься только экспертные центры, которые прошли аккредитацию вышепоставленными инстанциями. Экспертиза, проведенная независимыми экспертами чаще всего будет отличаться от той, что провели специалисты страховой фирмы. Независимые эксперты, в отличие от экспертов страховой компании, работают по фиксированной оплате, на которую не повлияет результат работы.
Эксперты проводят несколько обследований, например, трасологическая экспертиза при ДТП. Ее цель — установить истинные причины возникновения аварии. Подробнее можно прочитать здесь — https://roadadvice.club/2727-trasologicheskaya-ekspertiza-pri-dtp-chto-eto-takoe-v-kakih-sluchayah-provoditsya
Единая методика оценки ущерба
До 2013 года в России действовало несколько методик, используемых для расчета ущерба. Все они имели только рекомендательный характер. При проведении оценки эксперт мог воспользоваться любой из них, что и приводило к разного рода противоречиям в заключении. Чтобы устранить такие противоречия, была разработана единая система оценки ущерба при ДТП.
Автором такой методики выступил Центробанк. Разработка методики легла на плечи Российского Союза автостраховщиков. Следует учесть, что Союз Автостраховщиков является заинтересованным в этом вопросе лицом, поэтому единая методика оценки ущерба создана с учетом интересов страховщиков.
Единая методика оценки ущерба при ДТП применяется в России с осени 2014 года. Сегодня она является обязательной для применения различными специалистами рынка. Применяют ее как судебные эксперты, так и независимые оценщики, страховщики. Она активно используется в ходе определения стоимости возмещения ущерба в рамках действия полиса ОСАГО. В методике единой оценки описываются алгоритмы проведения оценки, подходы к определению объема повреждений, принципы выбора способов устранения неисправностей.
Единая методика оценки ущерба применяется только в рамках действия полиса ОСАГО. Ее используют в тех случаях, когда дело касается отношений страховой фирмы и физического лица. В других случаях эксперт вправе самостоятельно выбрать ту или иную методику для оценки ущерба. Единая методика была создана не только для улучшения качества работы независимых экспертов, но и с целью увеличения выплат по полисам ОСАГО. Проблема с невыплатами и недоплатами страховых фирм разрешается именно с помощью данной методики.
Бывает, что страховые компании стремятся снизить величину страховых выплат, в отличии от независимой экспертизы. Рассмотрим конкретный пример в видео:
Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?
Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию – починил автомобиль и не остался в накладе». Все гладко и складно – но никто не задумывался, откуда берется та самая «дополнительная компенсация»? И можно ли быть абсолютно спокойным, имея действующий полис ОСАГО?
П рактика, в том числе и судебная, показывает, что водитель, купивший полис ОСАГО и полагающий, что теперь его финансовая безопасность обеспечена полностью, сильно заблуждается. На деле оказывается, что становиться виновником ДТП весьма невыгодно – и не только из-за того, что это негативно влияет на КБМ, повышая стоимость следующего полиса. Попав в аварию по своей вине, можно остаться без гораздо большей суммы денег, чем кажется на первый взгляд.
Первый сложный случай – ДТП, в котором автомобиль потерпевшего застрахован не только по ОСАГО, по и по каско. В отличие от ОСАГО, каско не имеет верхнего предела страховой выплаты, а также, что более важно в нашем случае, позволяет отремонтировать автомобиль без учета износа.
При расчете страховой выплаты по ОСАГО используется единая методика «определения размера расходов на восстановительный ремонт», утвержденная Положением Банка России № 432-П, в которой имеется «порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий». Проще говоря, выплаты по ОСАГО производятся с учетом износа автомобиля, который растет в соответствии с его пробегом и возрастом. А водитель, приобретающий полис ОСАГО, в случае ДТП по собственной вине может рассчитывать именно на выплату пострадавшему компенсации в соответствии этим расчетом.
Однако потерпевший может обратиться в свою страховую компанию, где он приобрел полис каско, и воспользоваться им для ремонта. В этом случае износ учитываться не будет, а компенсация будет произведена в той форме, которую установили для себя пострадавший водитель и страховая компания. Ну и, разумеется, стоимость ремонта в этом случае с большой вероятностью окажется выше, чем по расчету с применением методики ОСАГО.
Починив автомобиль потерпевшего, страховая компания предоставит требование о компенсации убытков страховой компании виновника ДТП. А та, в свою очередь, выплатит лишь ту сумму, которая была рассчитана в соответствии с единой методикой. Ну а компенсировать разницу между этой выплатой и фактическими затратами страховщика на ремонт автомобиля потерпевшего будет… именно виновник ДТП.
Право страховой компании, отремонтировавшей автомобиль, взыскать с виновника эту разницу, определяется статьей 965 Гражданского Кодекса РФ, которая регламентирует «переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба». Согласно этой статье, выплатив страховое возмещение потерпевшему, страховая компания получает право требования от виновника компенсации в пределах выплаченной ей суммы. И часть этой суммы, недополученную от страховой компании виновника ДТП, она может взыскать в судебном порядке уже с самого виновника.
Резюмируя все вышесказанное простыми словами, можно сделать краткий вывод: если вы виновник ДТП, а у потерпевшего есть каско, то в случае ремонта его машины по каско вы будете обязаны выплатить разницу между суммой за ремонт по расчету ОСАГО и реальной конечной суммой ремонта по каско.
Второй случай, который может заставить виновника ДТП раскошелиться – это ДТП, по итогам которого пострадавший обратится к независимой экспертизе для определения ущерба и размера выплат. Формально введение единой методики расчета страховой выплаты, которая в обязательном порядке действует при проведении любой экспертизы, в том числе и независимой, должно было свести на нет разницу между результатами оценки ущерба страховщиками и независимыми экспертами. Однако на практике итоговые суммы ущерба, определенные первыми и вторыми, зачастую оказываются разными – из-за различий в оценке характера, масштаба и объема повреждений.
Таким образом, в случае, когда потерпевший получил от страховой компании выплату, с размером которой он не согласился, и провел независимую экспертизу, он может обратиться в суд для компенсации разницы виновником ДТП. Формально такая ситуация исключается законом об ОСАГО, который определяет выплату страховщиком всего ущерба, рассчитанного по установленной методике и не превышающего верхнего порога страховой выплаты. Однако на практике подобные судебные иски встречаются.
Третий случай, когда виновник ДТП может пострадать финансово, наиболее прост: это ДТП, в котором размер ущерба превышает размер максимальной страховой выплаты, предусмотренной договором ОСАГО. На сегодняшний день размер максимальной выплаты составляет 400 тысяч рублей в случае, если пострадал только автомобиль, и 500 тысяч, если в ДТП пострадали люди. Таким образом, если сумма ущерба, оцененного по единой методике, окажется выше максимальной, то возмещение «остатка», не покрываемого страховкой, в полном объеме ляжет на виновника ДТП.