Как повышается коэффициент по ОСАГО при ДТП?

Содержание статьи:

Насколько подорожает страховка ОСАГО после ДТП?

По ОСАГО страхуется автогражданская ответственность, и выплата потерпевшему происходит вместо виновника страховой компанией в пределах лимитов (400 тысяч рублей для ущерба каждому объекту имущества и 500 тысяч — компенсация вреда здоровью или жизни потерпевших). В для виновника следующий полис будет стоить дороже. Но насколько подорожает страховка ОСАГО после такого ДТП и существенно ли это ударит по карману виновника? Давайте выяснять!

Почему дорожает страховка?

Тарифы на договоры ОСАГО издавна регулируются базовой ставкой и применяемым к ней коэффициентам в зависимости от стажа и возраста водителей, мощности автомобиля, региона использования и некоторых других. И одним из таких «других» коэффициентов является коэффициент бонус-малус (КБМ ), введённый несколько лет назад в качестве мотивации водителей соблюдать ПДД.

Суть его заключается в том, что в случае виновности в ДТП следующий период страхования для такого виновника существенно подорожает.

Насколько подорожает?

КБМ рассчитывается в коэффициенте, на который умножается сумма, полученная после применения всех остальных. То есть сначала считаются возраст, стаж и другие коэффициента, а затем итоговая сумма умножается на этот коэффициент. Последний может быть меньше единицы или больше, от чего зависит, уменьшится стоимость полиса или увеличится.

Максимальная скидка по такой «безаварийке» составляет 50%, то есть КБМ может быть не менее 0,5. А вот максимальная нагрузка на цену полиса — целых 245% (коэффициент 2,45).

Но градируется КБМ в классах — от буквы «M» до числа 13.

Давайте посмотрим на всевозможные коэффициенты бонус-малуса в табличном виде.

Класс на начало действия полисаКБМКласс на следующий полис при безаварийном вожденииКласс на следующий полис при 1 ДТПКласс на следующий полис при 2 ДТПКласс на следующий полис при 3 ДТПКласс на следующий полис при 4 ДТП и более
M2,45MMMM
2,31MMMM
11,552MMMM
21,431MMM
3141MMM
40,95521MM
50,9631MM
60,85742MM
70,8842MM
80,75952MM
90,710521M
100,6511631M
110,612631M
120,5513631M
130,513731M

Пользоваться таблицей просто: Вы должны знать, какой у Вас был КБМ на начало действия текущего полиса страхования. Из этих данных посчитать, сколько было ДТП в этот период действия полиса, а затем сопоставить количество по 3-7 колонкам таблицы, а строку взять из текущего класса.

Если Вы страхуетесь в первый раз, то автоматически присваивается КБМ, равный единице (класс 3).

Примеры

Насколько же подорожает полис? Давайте рассмотрим на нескольких примерах со стоимостью полиса 6 000 рублей в текущем периоде страхования.

  1. Ваш КБМ при последней покупке страховки составлял 1 (класс 3) и Вы ни разу не попали в ДТП. Тогда на следующий период страхования полис не подорожает, а, наоборот, подешевеет на 5% (будет класс 4 с коэффициентом 0,95) — то есть 5 700 рублей.
  2. Ваш КБМ при последней покупке страховки составлял 1 (класс 3) и Вы один раз попали в ДТП. Тогда на следующий период страхования страховка подорожает на 55% — то есть 9 300 рублей.
  3. Ваш КБМ при последней покупке страховки составлял 0,7 (класс 9) и Вы 3 раза в этом году попали в ДТП. Тогда на следующий период страхования ОСАГО подорожает очень существенно — то есть если полис стоил при коэффициенте 6 000 рублей когда-то очень давно, то при классе 9 и КБМ 0,7 в текущем периоде он для Вас стал стоить 4 200 рублей.
    Но, так как Вы совершили целых 3 ДТП в этом периоде, то класс возвращается к первому с коэффициентом 1,55, и в итоге страховка ОСАГО подорожает более, чем в 2 раза и составит 9 300 рублей.

Сколько водитель будет платить за ДТП своим коэффициентом КБМ?

Полис ОСАГО – это одно из условий, без которого водитель не может управлять своим транспортным средством. Стоимость этого полиса определяется базовым тарифом, который устанавливается Центральным Банком России, а также целым рядом коэффициентов.

Страховые компании не в праве делать дополнительные наценки на стоимость полисов, однако, в зависимости от коэффициентов, его цена для автовладельца может быть разной от года к году.

Какие коэффициенты смогут сделать цену страховки дороже или дешевле, и сколько по времени будут действовать эти наценки или скидки?

Из чего складывается цена ОСАГО?

Узнать сколько будет стоить ОСАГО можно, зная формулу, по которой она рассчитывается. Страховщики имеют соответствующее программное обеспечения для автоматического просчета.

Но, зная формулу и коэффициент, можно проверить правильность расчетов агентов.

Стоимость страховки состоит из базового тарифа (БТ). Этот тариф действует с 2004 года и ни разу не изменялся.

К базовому тарифу применяются различные показатели, которые в итоге определят сумму, которую необходимо заплатить владельцу автомобиля, один раз в год.

Показатели, которые меняют стоимость страховки:

  • коэффициент территориальный;
  • бонус-малус;
  • возраст и стаж водителя;
  • ограничивающий коэффициент;
  • коэффициент силы двигателя;
  • сезонный коэффициент;
  • нарушения;
  • срок.

Как показывает практика, наиболее дорогие страховки ОСАГО у молодых водителей, владельцев дорогих и мощных автомобилей, которые живут в мегаполисах.

Однако, для опытных автомобилистов, с безаварийным стажем вождения от 10 и более лет, проживающих в отдаленных районах страны полис обойдется дешевле.

Базовый тариф – стандартный для каждой категории авто-мото транспорта. Легковые машины категории В для физических лиц имеют БТ равный 1980 рублей, а для юридических 2375 рублей.

Что такое КБМ?

Рассчитывая стоимость страховки ОСАГО, вы наверняка столкнетесь с таким понятием как кбм. О том, что это такое часто хотят узнать владельцы авто, заключающие договор в страховой компании впервые. Давайте разбираться.

Коэффициент бонус-малус представляет собой определенный показатель на стоимость полиса автогражданской ответственности водителя.

При безаварийной езде, водителю (именно водителю, а не автомобилю) предоставляется скидка при продлении договора. Также, она сохранятся, если ДТП было совершено, но автовладелец был признан пострадавшей стороной.

Коэффициент может не только уменьшаться. После дорожно-транспортных происшествий, кбм повышается и соответственно при покупке ОСАГО на следующий год вам придется выложить на порядок больше.

Бонус-малус – это единственный коэффициент, который зависит от поведения водителя на дороге и его соблюдения правил дорожного движения.

Как рассчитывается КБМ?

Раньше на расчет при оформлении страхового полиса ОСАГО, можно было повлиять. Дело в том, что до 2013 года, страховые компании не вносили данные о водителях в базу РСА (Российский Союз Автостраховщиков).

Поэтому, некоторые не особо честные водители хитрили: став виновником, после ДТП они получали выплату, а на следующий год меняли компанию, где коэффициент бонус-малус вновь был 1.

Сейчас повышающий коэффициент при дорожном происшествии будет «преследовать» водителя, поскольку данные о выплатах содержатся в единой базе союза страховщиков, и каждый агент имеет к ней доступ.

Для того, чтобы понимать, как повышается бонус-малус после ДТП, предлагаем воспользоваться следующей таблицей.

Класс/кбмНадбавка/СкидкаКоличество страховых выплат
1234
М145ММММ
1301ММММ
1552ММММ
24031МММ
341МММ
4— 5521ММ
5— 10631ММ
6— 15742ММ
7— 20842ММ
8— 25952ММ
9— 3010521М
10— 3511631М
11— 4012631М
12— 4513631М
13— 5013731М

Как видно из данной таблички, значения делятся на 14 классов и имеют определенные значения. Покупая впервые страховой полис ОСАГО, клиенту присваивается 3 класс, со значением 1.

Чем дольше водитель не обращается в страховую компанию за выплатами, тем коэффициент уменьшается. Во второй год, при условии отсутствия ДТП, значение будет меняться на 0,95, скидка будет составлять 5%.

Если водитель неукоснительно соблюдает правила дорожного движения и по его вине не происходит аварий в течение 10 лет, то скидка составит 50% на стоимость полиса, и это существенно сэкономит семейный бюджет.

Сколько будет действовать надбавка за аварию?

Если водитель в течение нескольких лет ездил без аварий, а в определенный момент по какой-либо причине стал виновником ДТП, то ему могут отменить скидку или даже применить повышающий коэффициент.

Считается это увеличение исходя из общего количества дорожных инцидентов, произошедший за весь период, а не именно за год, в который это ДТП произошло.

Стоит отметить, что КБМ не учитывается при определенных случаях:

  • если страховка оформляется на прицепы;
  • если ОСАГО оформляют на транзитный транспорт;
  • если полис имеет срок менее 1 года.

Поскольку, стандартная автогражданская ответственность лица, управляющего автомобилем оформляется на 1 год, то, следовательно, повышающий коэффициент, равно как и понижающий, будет действовать, также, в течение года.

Чтобы узнать, какой будет стоимость страховки на следующий год после ДТП, можно вновь обратиться к таблице КБМ.

Если авария произошла в первый год вождения, то при 1 выплате по вине автолюбителя стоимость его страховки повысится на 40%. А если ДТП случилось на четвертом году, когда водитель будет иметь 6 класс КБМ, то на следующий год его размер скидки уменьшится с 15 до 5%.

Почему страховка стоит больше?

На сегодняшний день, страховые компании не имеют право делать собственные наценки на полисы ОСАГО, однако не редко пользуются методами «развода» новичков, которые никогда не слышали о КБМ.

Оформляя первичную страховку, они не сообщают клиенту эту информацию, и в дальнейшем при безаварийной езде, клиент остается в неведении.

Также, частенько клиенты, которые меняют страховую компания, вновь попадают в 3 класс ОСАГО, при этом страховая утверждает, что его данные отсутствуют в базе РСА.

Для того, чтобы ваша скидка была действительной, необходимо предоставить справку с предыдущей страховой или из Союза Автостраховщиков.

Можно ли избежать повышения цены на ОСАГО после ДТП?

Как уже было сказано, до того, как внесли поправки в закон «Об ОСАГО», водителям можно было избежать повышающего коэффициента после дорожного инцидента.

При этом было несколько законных способов.

В список допущенных к управлению лиц не был включен тот или иной водитель

Пример: в полис были вписаны оба супруга. ДТП произошло по вине мужа. Если в следующий период мужа не вписывать в полис, то КБМ будет считаться на основании данных о водительском поведении жены.

При этом, супруг не будет иметь права управлять машиной в течение целого года, а в следующем году ему присвоят снова 3 класс, и КБМ будет равен 1.

На сегодняшний день, такая ситуация недопустима, при заключении договора автогражданки, учитываются данные обо всех лицах, которые имеют право управлять автомобилем.

Смена страховой компании

Пользуясь таким способом, водители часто избегали ответственности и наценки на полис после аварии. Однако, с внесением данных о водителях в единую базу автостраховщиков, эта проблема решилась сама собой.

На сегодняшний день, предоставление ложной информации или отсутствие тех или иных документов могут стать причиной отказа в оформлении страховки, либо сделать полис недействительным.

По состоянию на 2016 год, не допустить увеличения стоимости полиса можно единственным законным способом – ездить согласно установленного порядка и не нарушать ПДД.

Такой серьезный и ответственный подход не только поможет сохранить семейный бюджет, но и существенно снизит расходы, сопутствующие обслуживанию вашего автомобиля. Ведь попадая в аварию по своей вине, страховая компания оплачивает ремонт машины пострадавшего, а повреждения на вашем авто придется делать за свой счет.

Повышающий коэффициент на ОСАГО – это вполне адекватный способ уменьшить количество аварий, повысить ответственность водителей и их необходимость совершенствовать свои навыки управлением автомобиля.

Почему после ДТП назначают повышенный коэффициент на полис ОСАГО и сколько он действует?

Совершенное ДТП для виновной стороны влечет за собой ответственность в виде административных или иных мер согласно КоАП РФ.

Наряду с этим обязательное страхование ОСАГО предусматривает дополнительные меры ответственности в виде увеличения стоимости страхования.

В статье узнаем, почему возросла страховка, какой коэффициент увеличивает стоимость, а также изучим как можно избежать повышения цены на полис.

Почему возросла цена страховки после аварии?

Виновник в дорожно-транспортном происшествии согласно закону об обязательном страховании автогражданской ответственности несет часть материальной ответственности через механизм применения повышающих коэффициентов при расчете страхового тарифа. Стоимость полиса для виновника будет выше.

В расчете страховых тарифов используются 2 группы параметров согласно ст. 9 ФЗ №40: базовая ставка Центробанка для ОСАГО и коэффициенты, корректирующие базовую ставку. Произведение базовой ставки и коэффициентов дают расчетное значение тарифа для заданных условий. Исходя из конъюнктуры рынка, страховые компании принимают значения, которые увеличивают или снижают стоимость страхового полиса для конкретного случая.

Страховка после аварии повышается только для виновника аварии. Эта мера направлена для того, чтобы увеличить меру ответственности для нарушителей. Ведь каждый страховой случай предполагает возмещение денежного ущерба пострадавшему за его имущество или компенсацию, за нанесенный вред здоровью.

Выплаты ущерба при ДТП установлены законом согласно ст. 7 ФЗ №40 в размере 500 тысяч рублей на компенсацию вреда здоровью и 400 тысяч рублей в части вреда имуществу.

Статья 7 ФЗ № 40 от 25.04.2002г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Страховая сумма

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.

Какой коэффициент повышает стоимость?

На сколько увеличивается стоимость страховки после ДТП? Расчет размера страховых тарифов для каждого водителя персонально рассчитывается по утвержденному алгоритму. Как было отмечено выше, эта сумма рассчитывается как произведение Базовой ставки на коэффициенты, один из которых и учитывает показатель безаварийной работы. Этот показатель – коэффициент бонус-малус, обозначаться может как Кбм.

Для общего сведения представим краткие данные о коэффициентах, применяемых при расчете. Они помогут понять из чего складывается стоимость полиса ОСАГО:

  • Упомянутый выше коэффициент Кбм (бонус-малус). Диапазон значений от 0,5 до 2,45.
  • Коэффициент региона, в котором страхуется транспортное средство. Диапазон значений от 0,6 до 2,1. Минимальное значение соответствует небольшим населенным пунктам, а максимальное – крупным городам, в которых уровень аварийности гораздо выше, чем в небольших поселениях.
  • Коэффициент стажа водителя и его возраста. Диапазон его значений от 1 до 1,8.
  • Коэффициент количества водителей, которые будут использовать транспортное средство. Диапазон от 1 до 1,8.
  • Коэффициент мощности транспортного средства. Диапазон от 0,6 до 1,6.
  • Коэффициент нарушений. Диапазон от 1 до 1,5.

На сколько увеличится?

Расчет стоимости ОСАГО осуществляется ежегодно на начало срока страхования. Как насчитывают сумму страховки?

Таблица 1. Применение коэффициента бонус-малус.

N п/пКоэффициент КБМ на период КБМКоэффициент КБМ
0 страховых возмещений за период КБМ1 страховое возмещение за период КБМ2 страховых возмещения за период КБМ3 страховых возмещения за период КБМБолее 3 страховых возмещений за период КБМ
1234567
12,452,32,452,452,452,45
22,31,552,452,452,452,45
31,551,42,452,452,452,45
41,411,552,452,452,45
510,951,552,452,452,45
60,950,91,41,552,452,45
70,90,8511,552,452,45
80,850,80,951,42,452,45
90,80,750,951,42,452,45
100,750,70,91,42,452,45
110,70,650,91,41,552,45
120,650,60,8511,552,45
130,60,550,8511,552,45
140,550,50,8511,552,45
150,50,50,811,552,45

Коэффициент Кбм устанавливается для каждого водителя в зависимости от параметра «Класс на начало страхования». Каждому классу соответствует значение Кбм.

Для тех, кто проходит регистрацию впервые, устанавливается класс 3, которому соответствует Кбм = 1. Дальнейшее изменение класса зависит от результата, который будет зарегистрирован по каждому водителю в течение учетного периода.

    На сколько повышается класс страховки? Если за период срока страхования (год) страховых случаев не будет, то класс повышается на одно значение, в нашем примере, был 3, станет 4. Значит Кбм станет равным 0,95. То есть, снизится на 5%. На величину этого процента снизится и стоимость полиса.

Если и в последующие годы у этого водителя не зарегистрировано нарушений, связанных с оформлением страхового случая, то ежегодно класс будет повышаться на 1 значение.

Вместе с классом изменится и будет снижаться значение Кбм: было 1, стало 0,95. Таким образом, максимальная скидка составит 50%, если нарушений не будет в течение 10 лет.
Если допущен страховой случай, то значение класса снижается. Снижение зависит и от количества страховых случаев. Класс на начало периода был 3.

Совершен 1 страховой случай по вине страхователя. Видим, что это снижает класс водителя с 3 на 1. Кбм для 1 класса равно 1,55. Это означает, что страховка подорожает на 55%.

Как рассчитать КБМ?

Как изменится стоимость страховки для виновника и как ее рассчитать, если было ДТП по ОСАГО? Полезно знать, что после аварии, совершенной по вашей вине, сумма платежа за ОСАГО станет дороже на следующий страховой период (год). Полезно заранее выяснить и величину будущих платежей за страхование. Для этого можно уточнить, какое значение Кбм будет использовано для вашего расчета, воспользовавшись таблицей. Как пользоваться таблицей, описано в предыдущем разделе. Там же перечислены коэффициенты, участвующие в расчете.

На сайтах многих страховых компаний имеется специальный калькулятор ОСАГО. Это сервис, в котором вы самостоятельно вводите свои данные и данные по автомобилю, а система может рассчитать сумму платежа за ОСАГО.

Однако результаты такого расчета на сайте часто носят чисто информативный характер.За исключением тех случаев, когда вы являетесь многолетним клиентом данной страховой компании и ваши данные подтверждаются учетом в этой компании, включая произошедшие ДТП.

Есть также сайты, которые на основе калькулятора предоставляют возможность оформления электронного полиса ОСАГО.

В настоящее время совершенствуется общая база данных по страховым случаям, содержащая данные по всем случаям и страховым компаниям.

Сколько действует?

Сколько действуют повышающие коэффициенты? Период действия повышающего коэффициента ограничен одним годом. Дальнейшие суммы страховых взносов будут зависеть от персональной истории по страховым случаям и данным по безаварийности.

При переходе из одной страховой компании в другую можно запросить документ, который подтверждает ваш статус по безаварийности. Этот документ служит основанием для новой страховой компании по повышению вашего класса, а потому можно рассчитывать на скидку.

Имеют законное право и случаи, когда коэффициент Кбм не меняется, перечислим их:

  1. Полис оформлен дополнительно на прицеп.
  2. Период действия страхового полиса составляет меньше года, например на полгода.
  3. Полис оформлен на транзитный транспорт, временно пребывающий на территории страны.

Можно ли избежать возрастания цены?

В рамках закона предусмотрено ряд обстоятельств, при которых не происходит повышение цены на ОСАГО. Прежде всего, это все случаи, в которых виновным признана другая сторона. Тогда наступает страховой случай, в котором компенсацию за расходы осуществляет страховая компания виновной стороны, а значение Кбм для пострадавшей стороны не изменяется по причине данного случая. Это справедливо, ответственность должна быть персональная.

Следует знать, что уходит в прошлое возможность избежать повышающего коэффициента при смене страховой компании. Совершенствующая база данных по всем водителям не даст такой возможности. По этой причине не лишним будет и ваш контроль над правильным оформлением документов. Страховые компании могут не всегда аккуратно вести учет данных, могут быть и недобросовестные компании, которые намеренно не будут использовать систему скидок за безаварийную работу.

Заключение

Полис обязательного страхования ОСАГО позволяет страховым компаниям совместно с другими государственными структурами осуществлять учет совершенных страховых случаев персонально по каждому водителю и в зависимости от их количества рассчитывать стоимость полиса на следующий период. Это повышает ответственность водителей и способствует снижению ДТП.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Почему КБМ 1, не меняется или повышается — причины потери КБМ

Калькулятор
переплаты
по ОСАГО

Ваш стаж (полных лет)

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10+

Если у вас было ДТП

Результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП по вашей вине.

Калькулятор
переплаты
по ОСАГО

Текущий класс водителя (КБМ)

Калькулятор
переплаты
по ОСАГО

ВНИМАНИЕ!
Ваша скидка на ОСАГО должна быть 45 %!

Например при базовой стоимости полиса в 8 200 рублей, ваша цена должна быть 5 200 р. — экономия бы составила 3000 р.

Калькулятор
переплаты
по ОСАГО

Скидка на ОСАГО больше, чем Вам полагается.

Калькулятор
переплаты
по ОСАГО

Ваш КБМ соответствует стажу.

День добрый, сегодня я расскажу почему у водителей со стажем КБМ 1 или не меняется, разберемся в причинах маленького КБМ и постараемся разобраться почему бонус-малус обнуляется. Перечислим стандартные причины и покажу на примерах как может изменяться ваш бонус-малус.

Еще раз напомню, что каждый раз, когда вы страхуетесь (на год и не прекращаете полис досрочно), КБМ должен снижаться на 0.05 пункта или повышаться на 1 класс. Что в итоге дает 5% скидку на полис ОСАГО. Максимальная скидка — 50%, что соответствует КБМ 0.5 или 13 классу.

Почему КБМ может вырасти или сброситься

  1. Перерыв в страховании больше 1 года. Это правило закреплено в законе об ОСАГО.
    Согласно Примечанию 10 к пункту 2 Указания Банка России по тарифам для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более, чем за один год до даты начала срока страхования по договору ОСАГО.
  2. ДТП. По которому была страховая выплата в пользу другого водителя. Т.е. вы были виновником.
    Как изменится коэффициент бонус-малус, смотрите в таблице.
  3. Полис был прекращен досрочно.
    Это не приводит к обнулению. Но в этом случае не происходит понижения КБМ, т.е. он остается прежним на момент получения полиса.

Причины, по которым КБМ может не расти, не описанные в законах и актах

  1. Смена прав. На текущий момент одна из самых распространенных причин. Как избежать, читайте тут.
  2. Несколько полисов. В этом случае может произойти «задвоение» КБМ. Пример: 1 полис с КБМ 1, другой 0.8 — да, такое бывает. Первым заканчивается полис со значением 0.8. Передается значение 0.75 (получаете скидку 5%) в РСА. Затем заканчивается полис 1, в РСА передается значение 0.95. И в итоге у вас будет актуальный КБМ 0.95.
  3. Ошибки в базе РСА. Это может быть любая опечатка в ФИО, дате рождения или данных водительского удостоверения.
  4. Страховой агент. Можно специально или случайно ошибиться в ваших данных, чтобы получить КБМ 1, для максимальной страховой премии. Самое простое ошибиться в дате рождения, ее нет в полисе ОСАГО, поэтому и заметить это практически невозможно.
  5. Страховая не передала данных. На текущий момент это практически неактуально. Лишь в редких случаях обанкротившихся компаний или периоды до 13 года.

Что делать

Вы можете восстановить КБМ через нашу компанию, это самый быстрый и простой вариант. О бесплатных способах читайте в статье.

Примеры истории КБМ наших клиентов

Пример 1

Клиент пришел с новыми правами с актуальным значением 1. Как изменялся КБМ по старым правам, видно выше. Почему так произошло говорить поздно.

Результат: КБМ 1 → 0.5 — скидка 50% на полис

Пример 2

Здесь были новые права без данных по старым, но с галочкой у нас в форме на запрос старых прав.

Результат: КБМ 0.85 → 0.5 — скидка 50% на полис

Пример 3

Клиент пришел с новыми правами и актуальным значением 1. Снизить больше, чем по старым правам не удалось, но была перенесена скидка со старых прав.

Результат: КБМ 0.1 → 0.85 — скидка 15% на полис

Пример 4 — случай с ДТП

Здесь новые права и галочка на запрос старых. Человек застраховал машину по новым правам, особо не разбираясь с КБМ со значением 1. Затем попал в ДТП. Повышающий КБМ применился на 1 и в итоге получили значение 1.55, как и должно быть по таблице. Но дело в том, что не было учтено значение по старым правам. Мы подали запрос в РСА и пересчитали КБМ.

Результат: КБМ 1.55 → 1 — экономия 55% переплаты за полис

Калькулятор
переплаты
по ОСАГО

Ваш стаж (полных лет)

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10+

Если у вас было ДТП

Результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП по вашей вине.

Как изменяется КБМ после ДТП

Стать полноправным участником дорожного движения автомобилист может, оформив обязательную автостраховку. Такие требования утверждены действующим законодательством. Поэтому избежать покупки полиса невозможно, однако каждому автолюбителю под силу существенно уменьшить его стоимость.

Подобную возможность получает аккуратный и ответственный водитель, не допускающий изменения КБМ после ДТП.

Таблица КБМ

В том, что стоимость автостраховки может изменяться, никакого секрета нет. На его цену значительное влияние оказывает переменный коэффициент бонус-малус (КБМ), размер которого напрямую зависит от профессионализма водителя. Именно на этот коэффициент страховщики старательно умножают базовый тариф, чтобы определить сумму страховки.

Если в предыдущий страховой период автолюбитель не стал участником дорожно-транспортных происшествий, значение КБМ уменьшается, обеспечивая ему на следующий год соответствующую скидку. Если же избежать аварии не удалось, автомобилист должен быть готов к тому, что возросшее значение коэффициента ударит по его карману.

Чтобы понять, на сколько повышается или понижается показатель бонус-малус, водителю необязательно обращаться к страховщику. Он может узнать эту информацию самостоятельно. Для этого достаточно разобраться в специальной таблице, определяющей зависимость:

  • КБМ от присвоенного класса;
  • класса от количества допущенных в страховом периоде аварий.

На первый взгляд может показаться, что пользоваться таблицей непросто. На самом деле, это не так:

  1. Первый столбец обозначает уровень водительского мастерства, присвоенный страхователю на момент покупки нового полиса. Для новичка класс будет третьим.
  2. Второй столбец указывает на значение коэффициента, определяющего скидку или надбавку к стоимости страховки.
  3. Последний столбец, подразделенный на четыре составляющие, содержит информацию о том, как в динамике повышается или понижается класс в зависимости от наличия или отсутствия аварий в течение страхового периода.

Изменения после каждого ДТП

Чтобы предварительно рассчитать стоимость нового полиса, автомобилисту нужно определить размер коэффициента. Из данных таблицы видно, что значение бонус-малус формируется на основании следующих факторов:

  • обозначенный на начало страхового периода уровень водительского мастерства;
  • число аварий за предыдущий страховой период;
  • количество страховых лет.

Коэффициент бонус-малус является основным показателем, способным вызвать изменение стоимости полиса ОСАГО. Определяемая им скидка или надбавка напрямую зависит от наличия в водительском стаже страхователя дорожно-транспортных инцидентов.

Если автомобилист относится к категории новичков и впервые покупает страховку, ему присваивается 3 класс. В этом случае размер КБМ равен 1. То есть он не способен изменить цену ОСАГО ни в большую, ни в меньшую сторону. На этом этапе страховщик наделяет неопытного автомобилиста определенным кредитом доверия. Дальнейшая водительская история покажет, насколько это доверие оправдалось. С годами класс может либо повышаться, удешевляя стоимость страховки, либо уменьшаться, делая ОСАГО дороже.

Неопытному автолюбителю, только постигающему водительское мастерство, следует знать, как изменится КБМ в зависимости от аккуратности его поведения на дороге:

  1. Если новичок сможет проездить первый год без ДТП, классность его мастерства повысится на единицу и вырастет с 3-го до 4-го. Это означает, что значение КБМ снижается с 1 до 0,95, обеспечивая автовладельцу 5% скидки на стоимость ОСАГО.
  2. Если неопытному водителю не повезло, и он спровоцировал аварию, его класс будет автоматически понижен с 3-го до 1-го. Одновременно с этим размер КБМ увеличивается, достигая значения в 1,55. Это означает, что водителя ждет повышение стоимости полиса на 55%.
  3. Если дело не ограничилось одной аварией, и новичок стал участником двух или более ДТП, его класс опустится до значения М, означающий минимум доверия к нему со стороны страховщика. Переменный коэффициент в этом случае повысится до максимально возможного значения в 2,45. И при покупке полиса на следующий год неосторожному автомобилисту предстоит заплатить 145% от цены первоначального полиса.

Несколько иначе обстоит дело, если страховщик сотрудничает с водителем, имеющим внушительный стаж безаварийной езды, поскольку от аварии не застрахован ни один участник движения, и даже опытный автолюбитель может попасть в дорожный инцидент.

Но, в отличие от новичка, страховщик не будет к нему чрезмерно суров. Классовый показатель водителя, конечно, будет понижен, но заработанная ранее скидка обнуляться не будет. Она лишь уменьшится до определенного значения.

Например, за семь лет безукоризненной езды автомобилист заработал 10 класс, но не смог избежать неприятности на дороге и попал в аварию. На следующий страховой период его водительский уровень будет понижен с 10-го до 6-го. При этом значение коэффициента повысится с 0,65 до 0,85. То есть, в следующем году автолюбитель будет иметь:

  • вместо 11 класса, который бы он получил, если бы не стал участником ДТП, всего лишь 6-й;
  • вместо 40% скидки, на которую мог бы рассчитывать при 11 классе, только 15%, соответствующие 6-му.

Ранее автолюбители, не желавшие зарабатывать безаварийный стаж, просто переходили из года в год от одного страховщика к другому. Каждый раз при страховании им присваивался 3-й нейтральный уровень. Но с 2013 года все данные о страховых выплатах по дорожным инцидентам заносятся в единую базу РСА, поэтому смена страховщика уже не поможет водителю сэкономить деньги при покупке полиса.

Но, как и из любого правила, из порядка изменения КБМ тоже бывают исключения. Существуют ситуации, когда коэффициент не меняется при возникновении ДТП, если:

  • полис оформлен на автомобильный прицеп;
  • страховка оформлена на автомобиль, следующий транзитом;
  • период действия ОСАГО составляет менее года;
  • ОСАГО оформлено на автомобиль, зарегистрированный в иностранном государстве, а на территории России используемый в режиме временного ввоза.

Через какое время можно восстановить коэффициент

Столкнувшись с финансовыми последствиями неосторожной езды, автомобилисты стремятся узнать, как им действовать дальше, чтобы восстановить показатель бонус-малус. Согласно законодательству, значение коэффициента пересматривается страховщиками один раз в год при покупке нового полиса.

Однако автолюбителям следует помнить, что новая страховка не может обнулить результаты, заработанные в предыдущем страховом периоде. Если автолюбитель допустил столкновение, коэффициент уже не будет равен 3-м для новичка, и не останется на прежнем уровне для более опытного водителя. Чтобы восстановить потерянное значение КБМ водителю предстоит несколько лет ездить без аварий или, в случае мелких ДТП, не обращаться к страховщику за компенсационной выплатой.

Рассчитать количество лет, необходимых для того, чтобы вернуть заработанную ранее скидку, автомобилист может самостоятельно. Для расчета нужно лишь учесть, что за год безаварийной езды класс повышается на единицу.

Если не вы являетесь виновником аварии

Многие автомобилисты считают, что любое дорожно-транспортное происшествие грозит им понижением уровня водительского мастерства и потерей скидки на ОСАГО. Но это мнение ошибочно. Не все инциденты приводят к повышению стоимости полиса. Класс не будет понижен для того водителя, который по факту оказался не виноват в происшествии.

Поскольку компенсационные выплаты производит страховщик ответственной за аварию стороны, второму участнику инцидента беспокоиться не приходится. Его страховщик выплат не производит, значит, и основания для понижения класса своему клиенту у него нет. Распрощаться со скидкой в этом случае предстоит тому, кто, согласно официальным документам, был виновен в столкновении.

Коэффициент бонус-малус на сегодняшний день является достаточно эффективным инструментом в борьбе за безопасность на дорогах. Никто из водителей не желает переплачивать за полис автострахования из-за мелкой аварии. Но сохранить собственные финансы они могут, лишь соблюдая правила движения. Только в случае безаварийной езды их водительский класс будет неуклонно повышаться, а КБМ стремительно понижаться, радуя приятной скидкой на следующий страховой год.

Как меняется КБМ после ДТП?

Один из факторов, определяющих стоимость страховки ОСАГО, – коэффициент бонус-малус (КБМ). Показатель ежегодно обновляется в единой базе РСА, после обработки информации, подаваемой страховыми компаниями. Рассмотрим влияние величины КБМ после ДТП на размер стоимости ОСАГО, с учетом особенностей механизма расчета.

Влияние КБМ на цену ОСАГО

ГИБДД поощряет аккуратных и дисциплинированных водителей. При стабильном и уверенном вождении с каждым годом КБМ постепенно снижается, а скидка на покупку договора ОСАГО увеличивается.

Как изменится КБМ после ДТП

Страховщик, по условиям заключенного договора, выплачивает возмещение, покрывающее убытки пострадавшей стороны. Если автомобилист регулярно попадает в ДТП, страховые компании увеличивают величину КБМ. Это приводит к увеличению стоимости полиса.

Включение в формулу расчета коэффициента одновременно выгодно страховщикам и аккуратным водителям. В зависимости от размера коэффициента, водителю присваивается класс, характеризующий его квалификацию.

Если авария по вине водителя

Если водитель виновен в ДТП, ущерб потерпевшему компенсируется за счет компании нарушителя. С каждым происшествием, вызванным нарушителем, страдает его репутация, и растет стоимость страховки.

Возможны исключения, когда нарушитель не подвергается увеличению коэффициента. Величина останется неизменной, если:

  • страховка оформлена на прицепное устройство;
  • речь идет о транзитном транспорте;
  • срок действия договора «автогражданки» составляет неполный год;

Еще одно из исключений касается иностранных авто, въехавших на территорию РФ на ограниченный период.

Водитель не был виновником ДТП

Если автомобилист не виноват и пострадал от неправильного вождения другого:

  • потерпевшему компенсируется ущерб за счет страховщика нарушителя;
  • его страховая история не пострадает, поэтому величина КБМ не останется без изменений.

Длительность действия повышающего коэффициента

Величина КБМ корректируется ежегодно. Поэтому для неаккуратного водителя этим периодом и ограничится величина повышающего коэффициента.

Как осуществить расчет

Величина КБМ включается в формулу расчета стоимости страхового полиса. Значение бонуса-малуса умножается на размер базовой ставки страховой компании. Если за истекший год водитель доказал квалификацию, не устроив ни одной аварии, скидка при заключении следующего договора возрастает.

Разобраться, как рассчитывается значение КБМ, легко. Величина поправки принимается из таблицы со столбцами, указывающими:

  • уровень квалификации водителя – от первого до тринадцатого класса;
  • во втором отмечается непосредственно коэффициент, умножаемый на базовую ставку страхового полиса; с возрастанием КБМ падает квалификация автолюбителя;
  • следующий блок из пяти колонок указывает количество страховых случаев при ДТП.

Неопытному водителю, впервые получившему удостоверение, присваивается значение коэффициента – 1. В дальнейшем КБМ изменяется, с учетом числа страховых выплат при ДТП по вине автомобилиста.

Количество аварий влияет на класс по первой колонке в таблице. К примеру, при величине КБМ, равной единице, и двух случаях ДТП за год действия страховки ОСАГО водитель останется на прежней строке в таблице.

Важно! За каждый просроченный год класс квалификации поднимается на одну строку, а величина КБМ увеличивается.

Рассчитать величину коэффициента бонуса-малуса предлагают калькуляторы на порталах страховых компаний.

Как восстановить КБМ после ДТП

Если водитель стал «инициатором» аварии, ему потребуется доказывать аккуратность вождения на протяжении нескольких лет. За каждый год величина скидки возрастет на пять процентов. Другим способом восстановить КБМ не получится, если вина нарушителя доказана.

Однако сохраняется возможность подачи искового заявления в судебную инстанцию, чтобы оспорить правомерность расследования результатов ДТП.

Обратиться в страховую компанию

Если КБМ страховщик поменял без видимых оснований, подается заявление в страховую компанию после истечения срока действия страхового договора. После регистрации в канцелярии страховой организации руководство обязано принять к рассмотрению полученную претензию в течение трех дней.

  • справкой об отсутствии ДТП из ГИБДД;
  • сохраненными страховыми полисами от предыдущих компаний ОСАГО с указанием величины коэффициента.

Страховщик направляет электронные уведомления о принятой жалобе в Центробанк РФ и РСА. Эти инстанции, после получения заявления, отсылают по электронной почте подтверждения о получении заявителю.

Обращение в РСА

Обращаться с жалобой РСА можно, если:

  • страховщиком неправильно или с опозданием поданы сведения о размере КБМ;
  • возникла путаница с данными при формировании коэффициента другими компаниями в прошлый период;
  • допущены явные нарушения или персонал СК не желает разбираться с поданным заявлением.

Поскольку в единую базу РСА вносятся данные о зарегистрированных автомобилистах, спорные вопросы решаются в этой инстанции. Но учитывая, что обращение в этот орган в редких случаях приводит к успеху, рекомендуется одновременно подать запрос в Центробанк.

Жалоба в Центробанк

Центробанк обязан рассмотреть обращение заявителя, изучив сложившуюся ситуацию. Конечные органы для подачи жалобы – прокуратура и судебные инстанции. Эти структуры определяют, какая сторона виновна в данной ситуации.

Как вернуть переплату

Если поданная жалоба рассмотрена, и вердикт положительный, подается заявление руководителю страховой компании, виновной в завышенном размере страховой премии. Обращение составляется в произвольной форме, с просьбой вернуть переплату.

  • копией первичного запроса в СК с указанием регистрационного номера;
  • реквизитами банковского счета;
  • прочей документацией, подтверждающей необоснованность переплаты.

Собранный пакет документов направляется в виде заказного письма из почтового отделения по адресу ближайшего представительства страховой компании. Квитанцию следует сохранить. Если письмо отправляется с обратным уведомлением, заявитель получит ответ о его получении адресатом.

Советы, как избежать повышения стоимости ОСАГО

До создания единого электронного реестра автомобилист мог прибегнуть к уловке, сменив страховую компанию, с обнулением КБМ. Но после 2013-го года к этой хитрости прибегнуть не удастся.

Можно прибегнуть к двум хитростям:

  • оформить полис на другого члена семьи, если у него выше класс вождения;
  • приобрести страховку ОСАГО без ограничения количества вписываемых водителей, обнулив КБМ.

Неограниченная страховка стоит дороже, поэтому следует просчитать, сколько получится сэкономить при таком переходе.

Итоги

Опытному и квалифицированному водителю, соблюдающему правила и избегающему ДТП, не потребуется прибегать к уловкам, чтобы уменьшить стоимость страхового полиса. За десять лет безаварийной езды цена ОСАГО по КБМ уменьшится наполовину. А безответственным автомобилистам (с классом «М») придется заплатить за «автогражданку в следующем периоде в два с половиной раза больше.