Классификация потерь от ДТП

Классификация дорожно-транспортных происшествий в соответствии с правилами учета ДТП

На основании постановления Правительства РФ № 647 от 29.06.95 года «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» применяются следующие основные термины:

  • «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения;
  • «дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
  • «транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных);
  • «владельцы транспортных средств» — юридические лица независимо от форм собственности, являющиеся собственниками транспортных средств либо пользующиеся или распоряжающиеся транспортными средствами в установленном порядке;
  • «погибший» — лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток (до 19.11.2008 было в течение 7 последующих суток);
  • «раненый» — лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Согласно приказа МВД РФ № 328 от 18.06.96 года «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647» дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:

  1. Столкновение
  2. Опрокидывание
  3. Наезд на стоящее транспортное средство
  4. Наезд на препятствие
  5. Наезд на пешехода
  6. Наезд на велосипедиста
  7. Наезд на гужевой транспорт
  8. Падение пассажира
  9. Иной вид ДТП
    (всего 9 видов ДТП)

Перечень видов ДТП и их определения содержаться в Приложение 6 к Инструкции по учету дорожно-транспортных происшествий (является приложением к Приказу МВД РФ № 328):

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.
К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Потери от дорожно-транспортного происшествия

Классификация потерь от дорожно-транспортных происшествий. Потери от ремонта поврежденных автомобильных дорог и дорожных сооружений, от порчи груза. Затраты связанные с социальной защитой участников ДТП. Определение потерь от ДТП по методу «до и после».

РубрикаТранспорт
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления03.03.2018
Размер файла232,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на https://www.allbest.ru/

дорожный транспортный происшествие

Потери от ДТП подразделяются на:

Прямые — непосредственные потери, в состав которых входят потери автотранспортных предприятий, службы эксплуатации дорог и грузоотправителей, затраты органов ГСБДД и юридических органов на расследование происшествий; медицинских учреждений на лечение потерпевших; предприятий, сотрудники которых пострадали в результате ДТП (оплата бюллетеней, выдача пособий); государственных органов специального обеспечения (пенсий), компенсации по страхованию, экономический ущерб от ДТП.

Косвенные потери, включают потери вследствие временного или полного исключения какого-либо члена общества из сферы материального производства, нарушения производственных связей, страховые возмещения, а также моральные потери. Суммарные потери от одного ДТП (в сум) подсчитываются по следующей формуле (1.1.):

П — суммарные потери от одного ДТП определенной категории, сум.;

П1i — затраты на доставку, восстановление, ремонт и простои поврежденных транспортных средств, руб.;

П2i — затраты на ремонт поврежденных автомобильных дорог (улиц), дорожных инженерных сооружений (ограждений, технических средств регулирования движения, перил мостов, опор путепроводов и т.д.), сум.;

П3i — потери от порчи грузов, сум;

П4i — затраты связанные с нарушением нормальных условий движения в зоне ДТП (задержке, перепробеги транспортных средств при пропуске их по объезду), руб.;

П5i — затраты органов ГСБДД, юридических органов на расследование, включая оформление материалов по ДТП, ведение дознания, вызов свидетелей, рассмотрение дела в суде и т.д., сум;

П6i — социальная защита участников движения и моральные потери (выплата пособий, пенсий и т.д.), сум.;

П7i — экологический ущерб от ДТП, включая очистку проезжей части и придорожной полосы от загрязнений (пожары, разлив бензина, кислот, тяжелых газов), сум.;

П8i — потери народного хозяйства от вовлечения людей в ДТП, включая потери части национального дохода, расходы на операции, лечение, оплата бюллетеней.

i — количество людей, транспортных средств (грузов и т.д. вовлеченных в одно ДТП).

1.1. Потери от вовлечения человека в ДТП включает стоимость доставки пострадавших в лечебное учреждение, больничные расходы на лечение, оплату бюллетеней, выплату пенсий и пособий людям, ставшим инвалидами в результате ДТП, а в случае их гибели — иждивенцам. В эти потери также входит величина уменьшения ВВП вследствие временной или постоянной потери трудоспособности членами общества и их близких окружающих.

При определении этих потерь должно быть учтено, что в связи с изменением ВВП и реальной заработной платы трудящихся потери общества от ДТП, исчисленные на одного человека, изменяются по годам. Поэтому в расчетах необходимо учитывать год, для которого оцениваются потери. В виду неопределенности в прогнозируемых размерах национального дохода в расчетах условно принимается, что их стоимостные выражения определяются с использованием дисконтных коэффициентов.

1.2. Согласно «Правилам учета ДТП МВД Узбекистана» органы ГСБДД делят ДТП отчетные и неотчетные.

К отчетным относятся ДТП, в результате которых имеются пострадавшие с перерывом в работе (учебе) в один день и более.

К неотчетным относят ДТП, связанные с повреждением транспортных средств, порчи или утраты груза, повреждения дорожных и других инженерных сооружений, независимо от суммы материального ущерба, при которых не было пострадавших людей. Помимо органов ГСБДД учет ДТП выполняется органами управления дорожным хозяйством и их структурными подразделениями на обслуживаемых ими дорогах. Учет ДТП в дорожных организациях выполняется в соответствии с «Правилами учета ДТП МВД Узбекистана».

2. Определение прямых потерь от ДТП, связанных с повреждением транспортных средств, грузов и инженерных сооружений

Потери от поврежденных транспортных средств.

Потери от доставки поврежденных транспортных средств в авто предприятия основаны на данных ГСБДД, автопредприятий, а также опросе водителей о стоимости доставки транспортных средств.

Суммарные потери от доставки, восстановления и простоя транспортных средств на одно ДТП составили (в ценах 2004 г.) по типам ДТП:

отчетных, на дорогах вне населенных пунктов -33660 сум.

отчетных, на участках дорог в населенных пунктах -19470 сум.

неотчетных, на дорогах вне населенных пунктов -16170 сум.

неотчетных, на участках дорог в населенных пунктах -6930 сум.

Данные по учету потерь на ремонт автомобилей устанавливают по карточкам учета ДТП ГСБДД.

Потери от ремонта автомобилей составили (в ценах 2002 г.) от одного происшествия по типам ДТП:

отчетных, на дорогах вне населенных пунктов -1270500 сум.

неотчетных, на дорогах вне населенных пунктов -259710 сум.

отчетных, на участках дорог в населенных пунктах -432960 сум.

неотчетных, на участках дорог в населенных пунктах -86460 сум.

В среднем, на одно происшествие приходится 1,35 поврежденных транспортных средств. Из них индивидуальный авто и мото транспорт составляет 80%, а 20% приходится на государственный транспорт.

В среднем общий от повреждения в одном ДТП транспортных средств с учетом стоимости их доставки, ремонта и простоя (в ценах 2002 г.) составляют в зависимости от типа ДТП:

отчетных, участки дорог вне населенных пунктов — 2186250 сум.

неотчетных, участки дорог вне населенных пунктов — 415800 сум.

отчетных, участки дорог в пределах населенных пунктов — 1362900 сум.

неотчетных, участки дорог в пределах населенных пунктов -236940 сум.

Потери от ремонта поврежденных автомобильных дорог и дорожных сооружений

Потери от повреждения дорожных сооружений в результате ДТП определяются величиной затрат на последующее восстановление дороги, дорожных и придорожных сооружений.

Поскольку в результате ДТП могут оказаться поврежденными одновременно несколько дорожных сооружений или их элементов. Расчет общего ущерба в каждом конкретном случае выполняется по формуле:

ПД — общий ущерб от повреждения дорожных сооружений, сум в текущих ценах;

ПДi — ущерб от повреждения i — го дорожного сооружения, сум. (табл.2.1.).

Социально-экономические потери от дорожно-транспортных происшествий

Все чаще можно слышать по новостям о смертях на дорогах. За последние 10 лет страна потеряла 350 тысяч человек, это число сравнимо с количеством населения такого города как Сургут.

Экономические потери, связанные только с травматизмом в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), в среднем, в Европе оцениваются как 5% от ВВП. По данным Российского Союза Автостраховщиков, только материальный ущерб от ДТП в России составляет 2,5%.

Рассчитанная с учетом всех составляющих экономическая оценка ущерба от ДТП дает возможность объективно определять объем необходимых финансовых ресурсов для обеспечения безопасности на автомобильных дорогах страны. Издержки от ДТП подрывают экономическое благосостояние государства.

Одним из главных направлений демографической политики, в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, обозначено снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий. Достаточно сказать, что средний возраст погибающих в ДТП составляет 20-40 лет, т.е. жертвами становятся граждане наиболее продуктивного возраста. В связи с этим была утверждена федеральная целевая программа о «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Суммарный размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004 – 2010 годы оценивается в 7326,3 млрд. рублей.

Согласно российской методике, полные социально-экономические издержки от ДТП складываются из прямых и косвенных потерь.

К прямым потерям относятся:

− потери владельцев подвижного состава автомобильного транспорта, участвовавших в ДТП;

− потери службы по эксплуатации дорог, в том числе при ликвидации последствий ДТП;

− затраты государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) и других юридических органов на расследование дорожно-транспортных происшествий;

− затраты медицинских учреждений на лечение потерпевших;

− потери предприятий, сотрудники которых стали жертвами ДТП ;

− затраты государственных органов социального обеспечения (пенсии);

− выплаты страховых компаний.

К косвенным потерям относятся:

− вследствие временного или полного выбытия человека, как члена общества, из сферы материального производства;

− вследствие временного нарушения производственных связей на предприятии (организации);

− потери рабочего времени родственников потерпевших;

− моральные потери потерпевших;

− стоимость простоя, перепробега автотранспорта, не участвовавшего в ДТП;

− потери пассажиров общественного транспорта, не участвовавшего в ДТП.

Элементы прямых и косвенных потерь определяют полную оценку ущерба от ДТП.

Величина социально-экономического ущерба от ДТП включает ущербы в результате следующих событий:

− гибели и ранения людей;

− повреждения транспортных средств;

Оценки стоимости человеческой жизни имеют большое экономическое значение, не говоря о большом общественном интересе к этой теме. Центр стратегических исследований (ЦСИ) РОСГОССТРАХа проводит социологические исследования «стоимости» человеческой жизни начиная с 2007 года. Стоимость человеческой жизни в России в 2015 году составила 4,5 млн. рублей.

Группа страховых компаний «СОГАЗ» оценивает величину ущерба от смерти одного человека в 2 млн. рублей – 500 млн. рублей. Группа «Ингосстрах»: по факту смерти выплачивается 100% страховой суммы (до 30 млн. рублей). ОСАО «РЕСО-Гарантия»: смерть в результате ДТП оценивается в 1,5 млн. рублей.

Ущерб в результате гибели и ранения людей следует классифицировать по следующему принципу:

− смертельный исход (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, ритуальные расходы, потери общества от гибели человека и др.);

− инвалидность (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, оплата временной нетрудоспособности, потери общества за время лечения в больнице и временной нетрудоспособности, среднемесячная пенсия по инвалидности в год и др.);

− тяжелое ранение (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, оплата временной нетрудоспособности, потери общества за время лечения в больнице и временной нетрудоспособности и др.);

− легкое ранение (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, оплата временной нетрудоспособности, потери общества за время лечения в больнице и временной нетрудоспособности и др.).

При этом расчеты по происшествиям с участием детей необходимо вести отдельно. В случае гибели ребенка учитываются: затраты на обучение (школа, средние специальные и высшие учебные заведения); заработная плата родителей, необходимая для того, чтобы вырастить ребенка до трудоспособного возраста и др.

Таблица — Методика расчета потерь с учетом половозрастной структуры погибших и раненых.

Прямые потериУпущенные выгоды
Смертельный исход(общее число погибших в результате ДТП) х (компенсационные выплаты по потере кормильца + расходы на ритуальные услуги в среднем в регионе)(число погибших м/ж в результате ДТП) х (число потерянных человеко-лет до средней продолжительности жизни м/ж в регионе) х (средний душевой доход в регионе)
Инвалидизация(общее число инвалидов в результате ДТП) × (средние расходы на медицинские услуги в зависимости от группы инвалидности + пособия по инвалидности × количество человеко- лет по группам инвалидов до средней продолжительности жизни м/ж в регионе )(число потерянных человеко-лет по группам инвалидов до средней продолжительности жизни м/ж в регионе) × (количество лиц, получивших инвалидность) × (весовой коэффициент нетрудоспособности для разных групп инвалидов) × (средний душевой доход в регионе)
Травматизм(общее число получивших травму в результате ДТП) × (средние расходы на медицинские услуги в зависимости от категории травм)(средний период восстановления для травм разной степени тяжести) × (количество лиц, получивших травму данного вида) × (средний душевой доход в регионе)

Экономическая оценка ущерба от ДТП, учитывающая все возможные потери позволит:

1) органам власти Российской Федерации объективно оценить масштабы проблемы, а также принимать эффективные управленческие решения в сфере безопасности дорожного движения;

2) владельцам (или их родственникам) ТС получить все страховые выплаты по возмещению ущерба от ДТП и своевременно обратиться в суд в случае дополнительных потерь;

3) участникам дорожного движения избежать возможные нарушения Правил дорожного движения, учитывая материальные и моральные потери;

4) автотранспортным предприятиям своевременно и в полном объеме учитывать потери от ДТП, произошедших с ТС;

5) страховым компаниям и другим специализированным структурам придерживаться общих, понятных всем, правил, определяющих ущерб от ДТП.