Понятие ДТП в КОАП

Содержание статьи:

Понятие ДТП в КОАП

В нашу автомобильную жизнь очень плотно вошло понятие дорожно-транспортного происшествия или попросту ДТП. Вошло оно отнюдь не просто так, а в связи с тем, что после распада СССР граждане стали активнее приобретать личный транспорт.

В результате, количество водителей и автомобильного транспорта в РФ увеличилось в несколько раз, а значит, увеличилось и количество аварий ДТП на дороге и прилегающих к ней территориях.

Они стали практикой нашей жизни, посему стоит разобраться в основных понятиях и правоприменительных практиках, как их понимает закон, а также куда обращаться, что делать и куда звонить при ДТП.

Понятия: ДТП, схема ДТП, участники и проч.

Начнем с базовых понятий. Что такое ДТП? В российском законодательстве, в законах, указах, содержится определение ДТП. Формулировок много, но в целом смысл одинаков.

ДТП определяется как событие, которое произошло на дороге во время движения транспортного средства (ТС), с его участием, когда при стечении определенных обстоятельств получают повреждения транспортные средства, здания и сооружения, грузы, либо другие материальные ценности, а также при котором погибают или получают ранения люди. Напоминаем , что мелкие ДТП могут решатся без сотрудников ГИБДД.

Также можете ознакомиться с бланком извещения о ДТП.

Виды ДТП

В российском законодательстве есть детальная классификация ДТП. Она содержится в «Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ».

Выделяют следующие виды ДТП:

  1. Столкновение — когда между собой сталкиваются два и более транспортных средства, когда оба на ходу, либо когда один из участников ДТП внезапно остановился. Сюда же попадает и внезапная «встреча» транспортного средства с железнодорожным составом на ходу.
  2. Опрокидывание.
  3. Наезд на стоящее транспортное средство — к этой же категории относят и столкновение с полуприцепом и прицепом.
  4. Наезд на препятствие — под эту категорию подпадают столкновения со зданиями, сооружениями, деревьями и т.д.

  • Наезд на пешехода — сюда относят и наезд транспортного средства, и эпизоды, когда пешеход сам натыкается на транспортное средство, которое движется по проезжей части. Помимо этого, к этой категории принадлежат происшествия, когда пешеход получает травмы или гибнет от перевозимого груза.
  • Наезд на велосипедиста.
  • Наезд на гужевой транспорт.
  • Падение пассажира — здесь имеется в виду во время движения транспортного средства.
  • Иной вид ДТП — сюда закон относит те происшествия, которые нельзя квалифицировать по предыдущим пунктам. Сюда обычно относят падения груза на человека, наезд на лиц, которые не были участниками дорожного движения и т.д.
  • Участники ДТП

    Обратимся теперь к понятию «участника ДТП». Автоэксперты отмечают, что в российском законодательстве отсутствует определение участника ДТП. И все же, это определение интуитивно понятно. Сформулировать его можно примерно так: участник ДТП — это лицо, которое благодаря своим действиям или же бездействию приняло участие в происшествии, подпадающее под определение ДТП.

    Законодательство, кроме водителей ТС, относит к таковым велосипедистов и пешеходов, а также животных (обычно их классифицируют как препятствия).

    Потерпевшим считается лицо, пострадавшее в результате ДТП. А к ним относят не только тех, кто пострадал при столкновении или наезде, но и пассажиров транспортного средства, которым управлял виновник. Также выделяют категории «раненого» и «погибшего». Погибшим, согласно последним поправкам, считается потерпевший, который умер в больнице в течение 30 дней от травм, полученных во время аварии.

    Схема ДТП

    Любое ДТП, которое подпадает под определение законодательства, подлежит обязательному документированию.

    Одним из таких документов является карта-схема ДТП.

    Это довольно простое понятие в дорожно-транспортном происшествии.

    Говоря простым языком, схема ДТП — это графическое изображение места ДТП.

    Документированию подлежит:

    • план местности места ДТП;
    • дорожная обстановка;
    • положение транспорта;
    • различные предметы и следы, которые имеют отношение к ДТП.

    Для схемы существует специальный бланк, где сотрудник ГИБДД или другое уполномоченное должностное лицо фиксирует вышеуказанные подробности происшествия.

    Участникам аварии, особенно потерпевшим, следует обратить внимание на следующие детали:

    1. Наличие подписи должностного лица.
    2. Четкость и объективность составленной схемы.
    3. Подписи понятых.

    Если участники аварии не согласны с составленной схемой, то им следует об этом указать в пояснении и поставить свою подпись. Это даст возможность оспорить схему в дальнейшем. Следует также сфотографировать схему. Далее при расследовании и установлении причины ДТП можно воспользоваться защитой при автомобильных авариях у квалифицированных специалистов, они вам помогут найти правильное решение, потерпевшую и пострадавшую сторону, а также доказать вину по факту автоаварии.

    Документы при ДТП

    Как мы уже говорили, любое ДТП подлежит обязательной документации. Сразу на месте сотрудники ГИБДД оформляют следующие документы:

      Протокол осмотра места происшествия административного правонарушения. Является одним из самых важных первичных документов. В вводной части фиксируются данные о факторах ДТП, месте и времени аварии, погодных условиях и состоянии дороги, о водителях и ТС-участниках, а также данные очевидцев, понятых и технике, с помощью которой производятся замеры, фотосъемка с камер и т.д. В описательной части сотрудник ГИБДД указывает данные:

    a) о состоянии проезжей части (профиль дороги, разметка, знаки и т.п.);
    б) о координатах аварии, расположении ТС, следах происшествия;
    в) о повреждениях ТС;

    В заключительной части протокола вносят данные о квалификации действий виновника(-ов). Участникам не выдаются:

    1.1 Схема возникновения ДТП

    1.2 Описание повреждений транспортных средств.

    1.3 Объяснения участников и очевидцев.

    В случаях, когда ДТП привело к тяжелым последствиям, кроме выше указанных документов, сотрудники ГИБДД оформляют:

  • Протокол осмотра и проверки ТС;
  • Акт мед. освидетельствования участников аварии.
  • Справка о ДТП. Выдается участникам аварии. В ней фиксируется практически все данные протокола. С этой справкой участники обращаются в страховые компании для получения компенсации.
  • ДТП в разное время суток и года

    Очень часто случается так, что ДТП происходит в ситуации, когда от водителя мало что зависит. Здесь имеются в виду особые климатические условия или время суток. Где-то не было выставлено освещение, кто-то не выставил предупреждающий знак. Но почти всегда виноват водитель. Почему? А потому что существует п. 10.1 ПДД РФ, который обязует водителя соблюдать скорость с учетом погодных условий, освещения, трафика и т.п.

    Сотрудник ГИБДД, чаще всего, пишет в протокол, что «водитель не справился с управлением», а акт о состоянии дорожного покрытия не составляет. Ответственность за состояние дорог лежит на ДПС и дорожном надзоре указами МВД № 297 и № 410. Однако они редко возлагают ее на себя.

    Что же делать в таких случаях? Обязательно нужно добиваться того, чтобы была запись о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия, либо отсутствии предупреждающих знаков в протоколе. В объяснении нужно указать, что дорожное покрытие не соответствует ГОСТ, особо отметив факт того, что именно дорожная служба не смогла обеспечить должное состояние дороги.

    Относительно освещения все несколько сложнее, так как у ТС есть технические средства освещения, поэтому п. 10.1 ПДД РФ здесь срабатывает практически всегда, но, если есть зацепки, необходимо их использовать.

    Правила поведения участников: что делать, куда звонить

    Как регулирует законодательство поведение участников ДТП? В ПДД, п.2.5, четко расписаны основной порядок действий участников ДТП при попадании в аварию:

    1. Для начала следует остановить свое транспортное средство. Даже если столкновение было незначительным, ДТП все равно имело место быть, уезжать нельзя. Исключением является случай, когда водители договорили между собой, составили схему аварии и поехали оформлять ее на пост ДПС.
    2. Необходимо включить «аварийку».
    3. Следом выставить знаки аварийной остановки на месте ДТП.
    4. Далее принять меры для оказания первой мед. помощи (ПМП) тем, кто пострадал. Этот пункт очень важен. В ПДД РФ прописано несколько возможностей по оказанию ПМП:

    а) вызвать по телефону скорую помощь;

    б) оказать ПМП самостоятельно;

    в) доставить тяжело пострадавшего на попутном ТС в лечебное учреждение;

    г) отвезти на своем транспорте (при этом сообщить свои данные, включая номерной знак ТС), после чего вернуться обратно.

  • Освободить по возможности проезжую часть, чтобы сторонний транспорт мог спокойно проезжать мимо места аварии. При этом необходимо зафиксировать место расположения ТС-участников аварии.
  • Вызвать сотрудников ГАИ и ждать их появления.
  • Помимо исполнения правил, нужно также активно искать и привлекать очевидцев аварии. При составлении протокола необходимо проявлять участие и следить за ходом его заполнения.

    Подчас случаются ДТП, участником которых является пьяный водитель. Чем грозит ДТП с пьяным водителем и как себя правильно вести? Иногда бывает, что пьяный водитель является потерпевшим. Посему виновной стороне лучше не провоцировать, а, выполнив правила п.2.5 ПДД, спокойно дожидаться в своем авто ГИБДД.

    Нахождение пьяного водителя за рулем пойдет в отдельное производство, а ответственность с виновника не снимается. Если же пьяный водитель — виновник аварии, необходимо опять-таки не провоцировать агрессию, но знать свои права и по возможности выполнить п.2.5 ПДД.

    Пьянство за рулем ужесточает ответственность и увеличивает размер компенсаций пострадавшим.

    Отдельно необходимо пояснить по провокациям на дороге. Под провокацией понимаются действия (умышленные или нет), которые могут привести к аварии. Провокация ДТП: как различить случайную и преднамеренную подставу? Водителю, даже опытному, довольно сложно вычислить, было ли ДТП спровоцировано случайно или нет.

    Да, непреднамеренные провокации зачастую делаются ввиду отсутствия опыта или по недосмотру как виновника, так и потерпевшего.

    В то же время при настоящей автоподставе «жертву» выслеживают, а потом загоняют опасными маневрами. Но в данных ситуациях выход один — неукоснительное соблюдение ПДД РФ.

    Штрафы

    В КоАП РФ прописаны виды нарушений при ДТП и соответствующие санкции в виде штрафов. Конкретно при ДТП водителей обычно штрафуют за:

    • невыполнение обязанностей, указанных в ПДД РФ, п.2.5;
    • оставление места ДТП.

    Какое наказание влечет скрытие с места ДТП и как быть со страховкой, если виновник — не вы? Что ждет участников ДТП, если один из них — без прав? Об этом можно прочитать в соответствующих статьях на нашем сайте.

    Выплаты и возмещение ущерба

    В результате ДТП потерпевший вправе рассчитывать на выплаты по ОСАГО, возмещение ущерба через суды. Также, если водитель заключил договор КАСКО с одной из компаний-страховщиков, он вправе рассчитывать на компенсацию за повреждения своего ТС.

    Порядок действий при разбирательстве ДТП, участник которого не имеет ОСАГО, несколько осложняется. Однако, если соблюдать определенные правила, все может оказаться не так плохо.

    ДТП – это чрезвычайная ситуация, которая может коснуться любого автовладельца. Правовой нигилизм, невежество на дороге могут лишь усугубить негативные последствия аварии. Также вы можете скачать образцы заявлений возмещения ущерба при ДТП.

    Штрафы за создание аварийной ситуации и ДТП

    Ответсвенность по КРКоАП и УК РК

    Статьи 606, 610, 611, 614 — Кодекса РК «Об административных правонарушениях»; статьи 345, 347 — Уголовного кодекса РК

    НарушениеСтатья кодексаРазмер МРП/ наказаниеСумма штрафаПовторно за год
    1Создание аварийной обстановки, то есть действия, вынудившие других изменить скорость, направление движения606 КРКоАП1024.050лишение на 6 мес.
    2Совершение ДТП без пострадавших610 ч. 1 КРКоАП20/ лишение 6 мес.48.100
    3Совершение ДТП (пострадавшие, легкий вред здоровью)610 ч. 2 КРКоАП40/ лишение 9 мес.96.200
    4Совершение ДТП без пострадавших либо с причинением легкого вреда здоровью лицом, не имеющим права управления ТС610 ч. 3 КРКоАП60144.300
    5Совершение ДТП (пострадавшие, вред здоровью средней степени тяжести)345 ч. 1 УК РКдо 300 МРП либо исправ. работы в том же размере, либо обществ. работы до 240 часов, либо арест до 75 суток, лишение права занимать опред. должности, заниматься опред. деятельностью на 2 годадо 680.700
    6Совершение ДТП (есть пострадавшие, тяжкий вред здоровью)345 ч. 2 УК РКдо 2000 МРП либо исправ. работы в том же размере, либо огран. свободы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на 2 года, с лишением права занимать опред. должности или заниматься опред. деятельностью до 3 летдо 4.538.000
    7Совершение ДТП, повлекшее гибель 1 человека по неосторожности345 ч. 3 УК РКлишение свободы до 5 лет
    8Совершение ДТП, повлекшее гибель 2 и более лиц по неосторожности345 ч. 4 УК РКлишение свободы от 5 до 10 лет
    9Оставление места ДТП лицом, управляющим транспортным средством, в случае наступления тяжких последствий, предусмотренных статьями 345, 346 УК РК347 УК РКдо 1000 МРП либо исправ. работы в том же размере, либо огранич. свободы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на 2 года, с лишением права занимать опред. должности или заниматься опред. деятельностью на срок до 3 лет или без таковогодо 2.269.000
    10Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о дорожном движении, в связи с ДТП, кроме оставления места ДТП611 ч. 1 КРКоАП512.025
    11Оставление места ДТП без пострадавших либо с причинением легкого вреда, кроме случаев связанных с оказанием медицинской помощи пострадавшему611 ч. 2 КРКоАПлишение 1 год
    12Оставление места ДТП без пострадавших либо с причинением легкого вреда здоровью лицом, не имеющим либо лишенным права управления, кроме случаев связанных с оказанием медицинской помощи пострадавшему611 ч. 3 КРКоАП100 МРП либо адм. арест 30 суток240.500
    13Умышленное создание препятствий для движения транспортных средств, а равно невыполнение требований сотрудников органов внутренних дел об устранении таких препятствий614 КРКоАП37.215

    Статья 606. Нарушение участником дорожного движения правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки — Кодекса РК «Об административных правонарушениях»

    1. Нарушение участником дорожного движения правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, то есть вынудившее других участников движения резко изменить скорость, направление движения, –

    влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.

    2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

    влечет лишение права управления транспортным средством на срок шесть месяцев.

    Статья 610. Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью людей, повреждение транспортных средств или иного имущества — Кодекса РК «Об административных правонарушениях»

    1. Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, причинившее материальный ущерб, –

    влечет штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей или лишение права управления транспортным средством на срок до шести месяцев.

    2. То же действие, повлекшее причинение потерпевшему легкого вреда здоровью, –

    влечет штраф в размере сорока месячных расчетных показателей или лишение права управления транспортным средством на срок до девяти месяцев.

    3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные лицом, не имеющим либо лишенным права управления транспортным средством, –

    влекут штраф в размере шестидесяти месячных расчетных показателей.

    Статья 611. Невыполнение водителем обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием — Кодекса РК «Об административных правонарушениях»

    1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в сфере дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи, –

    влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.

    2. Оставление водителем в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, –

    влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год.

    3. Действие, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное лицом, лишенным права управления транспортным средством либо не имеющим права управления транспортными средствами, –

    влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей либо административный арест на тридцать суток.

    Примечание. Лицо, оставившее место дорожно-транспортного происшествия в связи с оказанием медицинской помощи пострадавшему, освобождается от ответственности по настоящей статье.

    Статья 614. Создание препятствий для движения транспортных средств — Кодекса РК «Об административных правонарушениях»

    Умышленное создание препятствий для движения транспортных средств, а равно невыполнение требований должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор в сфере дорожного движения, об устранении таких препятствий –

    влекут штраф на физических лиц в размере трех, на должностных лиц – в размере десяти месячных расчетных показателей.

    Статья 345. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами — Уголовного кодекса РК

    1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека,

    – наказывается штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до семидесяти пяти суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

    2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, –

    наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, –

    наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

    4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, –

    наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.

    Статья 347. Оставление места дорожно-транспортного происшествия — Уголовного кодекса РК

    Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления тяжких последствий, предусмотренных статьями 345, 346 настоящего Кодекса, –

    наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Примечание. Лицо, оставившее место дорожно-транспортного происшествия в связи с оказанием помощи пострадавшим, освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье.

    Понятие дтп в коап

    Определение понятия ДТП в правилах дорожного движения


    Имеете право » ДТП Содержание

      Что такое ДТПВиды ДТППравила поведения участников происшествияЧто грозит виновнику ДТП при наличии пострадавшихНаказание за аварию со смертельным исходом В настоящее время аварии на автодорогах случаются ежедневно во всех городах России. Очень часто ДТП с участием своего транспортного средства (ТС) оборачивается для одних автолюбителей стрессом и паническим состоянием, для других — гневом и желанием отомстить.Поэтому водителям необходимо знать причины, которые могут спровоцировать ДТП, как вести себя при этом, а также последствия автомобильных происшествий. Быть грамотным в этой области — значит действовать правильно, не паниковать, если вдруг произойдет авария.

    Виды и причины ДТП

    Классическая картина дорожно-транспортного происшествия, а по-простому, ДТП, выглядит так: тянущаяся вереница машин, мигание аварийной сигнализации, напряженные лица водителей-участников аварии.В некоторых ситуациях, инцидент на дороге характерен криками и помощи, мигалками карет скорой помощи, выяснением отношений.

    Основными признаками ДТП являются следующие события: Участие транспортного средства в инциденте.

    Оставление места ДТП (статья 12.27 КОАП РФ)

    > КОАП Экспресс оценка перспектив дела При наступлении дорожно-транспортного происшествия (ДТП) у водителя появляются обязательства, которые установлены законодательством. В Правилах дорожного движения указаны меры поведения водителя в таком случае, а в статье 12.27 КОАП РФ – ответственность за нарушение законодательных предписаний.

    При наступлении ДТП водитель транспортного средства, причастный к ситуации, обязан остановиться и находиться на месте ДТП до прибытия сотрудников дорожных органов.

    Его действия: Остановиться, не перемещая автомобиль с места ДТП, даже если он частично мешает остальным участникам дорожного движения.

    Оставление места ДТП Статья 12.27 часть 2 КоАП РФ — оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся Правовые последствия оставления места ДТП и основы защиты в суде

    В соответствии с частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места , участником которого он являлся, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    ДТП: определение, виды, причины возникновения, участники

    Бесплатная консультация юриста: (МСК), (СПБ) Дорожно-транспортное происшествие — это не только столкновение автомобилей. Под данным термином понимаются и многие другие ситуации. Зная точный перечень инцидентов, относящихся к авариям, вы сможете правильно на них реагировать.

    А это принципиально важно для грамотного решения проблемы.

    О том, что такое ДТП, о его видах и причинах возникновения, читайте далее.

    А потому полезно знать не только, как расшифровывается ДТП, но и что данный термин под собой подразумевает.

    В соответствующем федеральном законе, в

    Дорожно-транспортное происшествие: характеристика, участники, последствия

    Главная » ДТП » 716 просмотров Теги: виды дтп, дтп что это, характеристика дтп Владение и пользование механическим транспортным средством сопряжено с риском столкновения с другим участником дорожного движения, либо препятствием.

    Как бы ни был аккуратен водитель, не всегда правила дорожного движения соблюдаются проезжающими мимо. Многие люди считают, что любое повреждение машины – это ДТП. Однако характеристика дорожно-транспортного происшествия имеет ряд особенностей, исходя из которых не все ситуации, случившиеся с автомобилем или мотоциклом, можно отнести к ДТП.

    Данная статья поможет разобраться, что же все-таки входит в обозначенное понятие и как избежать ошибок при возникновении неприятной ситуации. В этой статье:

    1. 6 Виды ДТП
    2. 8 Заключение – коротко о главном
    3. 2 Признаки дорожно-транспортного происшествия
      • 2.1 Территориальный признак
      • 2.2 Субъектный признак
      • 2.3 Признак последствий
      • 2.4 Признак динамики
      • 2.5 Субъективная сторона
    4. 2.5 Субъективная сторона
    5. 4 Страхование ДТП
    6. 2.2 Субъектный признак
    7. 7 Основные действия участников ДТП
    8. 5 Причины ДТП
    9. 1 Что такое ДТП и как расшифровывается данная аббревиатура
    10. 3 Участники ДТП
    11. 2.1 Территориальный признак
    12. 2.4 Признак динамики
    13. 2.3 Признак последствий

    Всесторонняя классификация ДТП

    Бесплатная консультация, звоните прямо сейчас: В мире за год происходят миллионы аварий с участием автомобилей, которые уже давно признаны самым опасным видом транспорта.

    ДТП возникают по разным причинам и имеют неодинаковые последствия. По этим принципам их и классифицируют.

    Разделение дорожных аварий на виды происходит также в зависимости от особенностей происшествия.

    Их растущее количество требует принятия мер по сокращению этого явления.

    Что нужно знать о ДТП в 2020 году

    Содержание Не секрет, что уровень аварийности с увеличением количества машин на российских дорогах растет, несмотря на развитие инфраструктуры и улучшение качества автопарка.

    ДТП – что это такое, не всегда понятно автомобилистам, привыкшим ассоциировать с ним любое происшествие с авто. И только столкнувшись с ситуацией лично, начинаешь разбираться в нюансах, о которых мы и расскажем. Для правильной оценки происходящего, понимания, как действовать, нужно не только знать определение ДТП, но и причины возникновения , его виды и алгоритм поведения участников.

    При этом важна расшифровка аббревиатуры ДТП.

    Наверняка все знают, что это дорожно-транспортное происшествие. То есть случай на дороге, который произошел с ТС.

    Но такое определение было бы слишком обобщенным и не позволило бы классифицировать каждый отдельный случай, ведь причины и следствия могут быть разными. Для уточнения деталей есть смысл обратиться к законодательной базе.

    Вот какое дано определение ДТП в Правилах дорожного движения.

    Классификация, виды и отличия дорожно-транспортных происшествий (ДТП)

    Происшествия и аварии, к сожалению, случаются в наше время очень часто. Это происходит из-за большого числа автомобилей, неопытности водителей, внешних причин и других факторов.

    Поэтому сегодня мы поговорим про понятие, анализ, классификацию, основные и иные виды на автомобильном транспорте, их характеристику, причины возникновения, последствия и виды ответственности.

    Итак, на сколько видов подразделяются ДТП и как их классифицируют?

    Различают следующие виды ДТП. 3 главных фактора ДТП Этот вид ДТП, столкновение, один из распространенных случаев аварий.

    Механическое транспортное средство при таком ДТП сталкивается с другим МТС, с животным или с . Столкновения двух МТС бывают следующими.

      Лобовые. Задние. Боковые. Касательные.

    Важно знать: Самыми опасными из них являются лобовые.

    ДТП с пострадавшими (ст. 12.24 КоАП РФ)

    Зачастую расследование по ДТП с пострадавшими длится около 6 месяцев, поскольку за это время необходимо опросить его участников, провести необходимые экспертизы и т.д.. За все это время водитель успевает расслабиться и забывает о том, что к виновнику ДТП по данной статье может применяться наказание в виде лишения права управления.

    Категория дел с пострадавшими отличаются особой сложностью и регулируются целой массой различных нормативно-правовых актов, в которых есть свои тонкости и нюансы, а детально разобраться с ними может только профессиональный юрист с соответствующим опытом работы по данной категории дел.

    Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

    1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, —
      влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
    2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, —
      влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

    Примечания:

    1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
    2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

    Вред здоровью делится на три вида: тяжкий, средней тяжести и лёгкий вред здоровью потерпевшего

    Для определения степени тяжести вреда здоровью, а также о причинно-следственной связи ДТП с наступившими последствиями должностное лицо в производстве которого находится дело о ДТП назначает судебно-медицинскую экспертизу.

    Если по результатам СМЭ будет установлено, что причинённый вред средней или лёгкой тяжести – то такое деяние подпадает под действие административного права и наказывается только в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

    В случаях, когда пострадавший в ДТП получил тяжкие телесные повреждения, к виновному применяются нормы Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 264), в соответствии с которой, виновный наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет или без такового.

    Если же пострадавший в ДТП впоследствии скончался, то виновный наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет. При наличии двух и более погибших, виновному грозит наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

    Часто после полугодового административного расследования по делам о ДТП с пострадавшими (именно столько оно может длиться в соответствии с законом), ничего не подозревающий водитель – виновник ДТП, приходит в суд и глубоко удивляется вынесенным решением о лишении прав на год-полтора.

    Определенное значение для выбора вида наказания из предусмотренных санкций статьи (штраф или лишение права управления автомобилем) может иметь большое количество обстоятельств, как факт нахождения на момент ДТП в состоянии опьянения, неоказание первой помощи пострадавшим в ДТП, скрытие с места ДТП, и напротив факт примирения виновного в ДТП гражданина с потерпевшими, а также возмещения причиненного вреда. Потерпевший, которому нанесен вред здоровью при ДТП, может обжаловать постановление на виновника ДТП. Как правило, это происходит тогда, когда пострадавший полагает, что причинившему ему вред здоровью водителю назначено слишком мягкое наказание.

    Поскольку обстоятельства каждого ДТП разные, порой без глубокого знания действующего законодательства невозможно достичь положительного результата.
    Юристы Иркутского центра защиты прав водителей «Главная Дорога» всегда готовы предоставить своим клиентам бесплатные консультации, при этом ознакомить с имеющейся практикой по аналогичным делам, и предложить варианты решения данной проблемы.

    Кто мы?

    Центр защиты прав водителей «Главная Дорога» одним из первых в Иркутске и Иркутской области начал оказывать профессиональные юридические услуги направленные на защиту прав автовладельцев в случаях связанных с лишением водительских прав (возврат прав) , помощи водителям и пешеходам попавшим в ДТП в суде и на следствии, специализируясь только в данных направлениях в отличии от других «многопрофильных компаний».

    Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и его участники

    Дорожно-транспортное происшествие (часто обозначается аббревиатурой ДТП) является условием для страховых выплат, штрафов, а при более серьезных последствиях — уголовного наказания. Вопросами происшествий на дороге с участием транспортных средств занимается не только автоинспекция, но и правоохранительные органы. Само определение ДТП закреплено в законе № 196 от 15.11.1995 г. «О безопасности дорожного движения» (статья 2) и дублируется в правилах дорожного движения. От грамотной трактовки самого происшествия зависит его квалификация и последствия, в том числе выплаты потерпевшему и наказание виновного.

    Законодательное регулирование

    Сотрудники ГИБДД, юристы при разборе происшествия, в котором прямо или косвенно участвовало транспортное средство, руководствуются принятым законодательно определением. Дорожно-транспортным происшествием называют некое событие, которое возникает при движении ТС по дороге и с его непосредственным участием. Следствием данного события является ранение или гибель участников, повреждение ТС, грузов, сооружений, другой ущерб материального характера. Описание ДТП дублируют «Правила учета и анализа ДТП на автодорогах России» от 25.05.1998 г. (приложение 3).

    В указанном документе, принятом начальником Федеральной дорожной службы России, трактуются ключевые понятия дорожного происшествия. В частности, дорогой может считаться полоса земли или поверхность сооружения, специально предназначенные для передвижения ТС (пункт 1.2 ПДД). Транспортным средством считается устройство, предназначенное для транспортировки грузов, пассажиров. Стоит отметить, что в эту категорию попадают и узкоспециализированные транспортные средства. Ущерб материального характера трактуется в соответствии со 2-ой частью Гражданского кодекса (статья 15). Это реальный ущерб, неполученные доходы и расходы, необходимые для восстановления утраченного.

    Признаки дорожных аварий

    На основании определения можно выделить несколько главных признаков происшествий, относимых к дорожно-транспортным. По этим признакам судят о том, является ли ситуация дорожно-транспортным происшествием либо ее стоит квалифицировать иначе (например, дорожно-транспортное преступление). Основным признаком ДТП является участие транспорта любой категории, в том числе дорожно-строительной техники, сельскохозяйственных машин. Однако ТС должны пребывать в движении и находиться в пределах дороги. Обязательное пребывание транспорта в движении (перевозка материальных ценностей, людей, движение без груза по автомагистралям и т.д.) — еще одна важная характеристика ДТП.

    Примеры ситуаций, когда происшествие не является ДТП

    1. Автомобиль на большой скорости движется по трассе. Из открытого окна транспортного средства вылетает тяжелая игрушка и попадает в стоящего на тротуаре пешехода. Человек получает серьезную травму глаза. Однако квалифицировать ситуацию как ДТП нельзя.
    2. Прохожий, споткнувшись, падает на припаркованный у тротуара мотоцикл. В результате было повреждено транспортное средство, а человек получил травму. Но к ДТП такое происшествие не относится, поскольку мотоцикл не двигался.

    Если ситуация на дороге с участием ТС привела к возникновению негативных последствий в виде материального ущерба или пострадали люди, то также можно говорить о ДТП. Зачастую (не всегда) перед аварией происходит нарушение правил безопасности. Это относится и к несоблюдению ПДД, и к недобросовестной эксплуатации автомобиля. Если признаки ДТП отсутствуют, то участники не могут быть наказаны за сокрытие с места происшествия, также отпадает необходимость в выезде сотрудников ГИБДД.

    Кто может стать участником?

    Классифицировать участников происшествия на дороге можно по нескольким критериям. Во-первых, степень виновности в ДТП позволяет говорить о виновной стороне и потерпевшей, причем виновниками могут быть как машины, так и пешеходы, пассажиры. К категории потерпевших относятся собственники транспорта, физические и юридические лица (например, ущерб нанесен зданию, которое находится в собственности компании). Во-вторых, классификация может основываться на роли участников ДТП в дорожном движении: водители, пешеходы, пассажиры. В качестве водителя рассматривается не только гражданин, управляющий ТС, но и автоинструктор, который находится на пассажирском сидении рядом с учеником. Категория пешеходов включает в себя участников движения, которые:

    • Перемещаются по дороге или в зоне, расположенной поблизости (тротуары, остановки общественного транспорта);
    • Двигаются, ведя в руках велосипед, мотоцикл, скутер, мопед;
    • Катаются на самокате, роликовых коньках, гироскутере и т.д.;
    • Управляют движением детской или инвалидной коляски, тележки.

    К пассажирам относят лиц, которые находятся в транспорте вместе с водителем, а также входящих, выходящих из общественного или другого ТС. Например, дорожно-транспортным происшествием будет признана ситуация, при которой пассажир, совершая посадку в такси, получил травму из-за резкого движения машины. Зачастую такие события происходят в перегруженном общественном транспорте в часы пик. В ДТП может принимать участие как одна сторона, так и несколько.

    Отличие ДТП от преступления на дороге

    В некоторых случаях событие, имеющее некоторые признаки дорожно-транспортного происшествия, квалифицируют как преступление. Органами правопорядка проводится расследование причин происшествия, которые квалифицируются по статьям Уголовного кодекса. К преступлениям, связанным с транспортом, относят возгорание ТС в движении, причем пожар не должен быть следствием неисправности авто. Также преступлением является нарушение техники безопасности при проведении дорожно-строительных, сельскохозяйственных работ, в которых заняты специализированные транспортные средства (комбайны, трактора, дорожная техника и др.).

    Самоубийство (попытка самоубийства), когда пешеход намеренно бросается под колеса, не является ДТП. Также под квалификацию «преступление» попадают преднамеренные действия, вследствие которых страдает имущество или здоровье (жизнь) людей. Это недобросовестный ремонт (266 статья УК), разрушение транспортных путей или поломка (приведение в негодность) автомобиля (267 статья УК), несоблюдение стандартов эксплуатации ТС (статья 264 УК).

    Заключение

    Не все происшествия на дорогах с участием транспорта можно считать ДТП. Определение дорожно-транспортного происшествия содержится в нескольких законодательных актах федерального значения и закреплено в ПДД России. Грамотная квалификация ДТП позволяет получить компенсационные выплаты по страховому полису, определить объем и вид нанесенного ущерба. Сходные с ДТП характеристики имеют преступления, связанные с транспортом. Их расследование осуществляется правоохранительными органами, а последствия прописаны в уголовном законодательстве Российской Федерации.

    Статья 12.27 КоАП РФ. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

    Новая редакция Ст. 12.27 КоАП РФ

    1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

    влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

    2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния —

    влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования —

    влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

    Комментарий к Статье 12.27 КоАП РФ

    1. Объект правонарушения — безопасность дорожного движения, Правила дорожного движения.

    Правонарушение по ч. 1 ст. 12.27 характеризуется противоправным деянием и выражается в невыполнении водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения в связи с ДТП, участником которого он является (например, несообщение о случившемся в милицию, неприменение аварийной сигнализации, непринятие мер по оказанию медицинской помощи и др.). Согласно п. 2.5, 2.6 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

    — немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

    — принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно — доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

    — освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно; при необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

    — сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

    Субъективная сторона ч. 1 характеризуется виной в форме неосторожности.

    2. Объективная сторона ч. 2 ст. 12.27 выражается в оставлении водителем места ДТП, участником которого он являлся. Субъективная сторона ч. 2 характеризуется виной в форме умысла.

    3. Субъектом правонарушения является водитель, на котором лежали обязанности в связи с ДТП, предусмотренные Правилами дорожного движения.

    С 1 января 2008 г. будет действовать новая часть 3 статьи 12.27, предусматривающая ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами за невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

    Другой комментарий к Ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    1. Объект правонарушения — безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, Правила дорожного движения.

    Правонарушение, сформулированное в диспозиции ч.1 ст.12.27, с объективной стороны характеризуется противоправным действием (бездействием) и выражается в невыполнении водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения в связи с ДТП, участником которого он является.

    Невыполнение обязанностей в связи с ДТП может проявляться, например: а) в неприменении аварийной сигнализации и знака аварийной ситуации; б) в непринятии возможных мер для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, в непринятии мер к вызову «Скорой медицинской помощи», а в экстренных случаях — к отправке пострадавших на попутном, а если это невозможно, на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно; в) в непринятии всех возможных мер к сохранению следов правонарушения и организации объезда места происшествия; г) в несообщении о случившемся в милицию и др.

    Учитывая, что диспозиция ч.1 ст.12.27 является бланкетной, для привлечения виновного к административной ответственности необходимо установить, какие специальные правила были нарушены.

    2. Объективная сторона ч.2 ст.12.27 характеризуется противоправным действием и выражается в оставлении водителем, в нарушение Правил дорожного движения, места ДТП, участником которого он являлся.

    Правонарушение, предусмотренное ч.2, по юридической конструкции образует формальный состав. Оно считается оконченным в момент оставления места ДТП. То же самое деяние, в случае наступления последствий, квалифицируется по ст.265 УК.

    3. Субъективная сторона ч.1 характеризуется виной в форме неосторожности. Оставление водителем места ДТП, участником которого он являлся, может быть совершено только умышленно: виновный сознает, заведомо знает, что он оставляет место ДТП, участником которого он является, и желает совершать эти действия. Мотивы и цели оставления места ДТП могут быть самыми разнообразными, их установление не влияет на квалификацию совершенного правонарушения.

    4. Субъектом правонарушения является водитель транспортного средства, на котором лежали обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения, в связи с ДТП.