Распределение ДТП по видам

Альбом Типичные дорожно-транспортные ситуации, предшествовавшие происшествиям. Альбом-пособие для водителей и практических работников автомобильного транспорта, связанных с организацией и обеспечением безопасности дорожного движения

Типичные дорожно-транспортные
ситуации, предшествовавшие
происшествиям

Альбом-пособие для водителей и практических
работников автомобильного транспорта, связанных
с организацией и обеспечением безопасности
дорожного движения

В Пособии приведены основные общие статистические закономерности распределения дорожно-транспортных происшествий и некоторые показатели состояния аварийности в России в сравнении с аналогичными показателями в экономически развитых странах. Рассмотрены типичные ситуации дорожного движения, предшествовавшие происшествиям, а также ошибочные действия водителей, приведшие к их возникновению. Приведены примеры происшествий. Даются рекомендации по предотвращению подобных происшествий в будущем для служб, чья деятельность связана с обеспечением безопасности дорожного движения.

Автор Б.Ф. Лончинский. В создании альбома-пособия принимали участие:

В.Н. Иванов, А.К. Васильев, В.А. Абрамов, И.Н. Талицкий, А.П. Краснощеков, А.И. Корнеев, И.Н. Назин (рисунки)

РФ — Российская федерация;

ДД — Дорожное движение;

ТС — Транспортное средство;

БДД — Безопасность дорожного движения;

ПДД — Правила дорожного движения;

ДТП — Дорожно-транспортное происшествие;

ОП — Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;

ГИБДД — Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

АТП — Автотранспортное предприятие;

ДО — Дорожная организация.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Очень часто ошибки водителей при управлении транспортными средствами обходятся обществу слишком дорого, так как они оплачиваются жизнями и здоровьем людей. Почти у каждого есть знакомые, друзья или родственники, которые стали жертвами ДТП. В списках погибших в дорожных происшествиях — и известные всему миру лица, и люди простых профессий, а списки эти все пополняются новыми и новыми именами.

Борьба с ДТП во всех странах мира уже давно рассматривается как национальная проблема, требующая к себе постоянного внимания и принятия мер к уменьшению ущербности от автомобиля. Эта проблема существует и в России. Учитывая ландшафтные и климатические условия, а, следовательно, и состояние автомобильных дорог, а также уровень автомобильно-дорожной грамотности населения, проблема ДТП в РФ является еще более актуальной, чем в других экономически развитых странах.

Ежедневно на автомобильных дорогах России по статистическим данным последних 10-ти лет в дорожно-транспортных происшествиях погибает 80 — 100 человек и около 500 — 600 человек получают травмы различной степени тяжести. Около 60 процентов от этого числа — люди в возрасте от 17 до 40 лет. Каждый десятый из числа погибших и каждый восьмой из числа раненных это подросток. 20 тысяч водителей ежегодно погибают в ДТП, либо получают ранения с постоянной утратой трудоспособности, или же оказываются на скамье подсудимых, как виновники происшествий. Учитывая число жителей в РФ (около 140 млн. чел.), естественную смертность по старости, а также смертность по другим причинам, эта статистика говорит сама за себя и никаких дополнительных комментариев не требует.

Одним из путей снижения количества ДТП является обучение дорожной грамотности и культуре людей, участвующих в дорожном движении, а такими являются все, находящиеся на улице. В первую очередь это относится к водителям.

Статистика свидетельствует, что около 90 процентов происшествий с пострадавшими происходит в типичных, повторяющихся дорожно-транспортных ситуациях, в которых водители допускают ошибки. Это позволяет сделать вывод, что изучение Правил дорожного движения должно дополняться ситуационным обучением, в основу которого закладывается изучение ошибочных действий водителей в конкретных дорожно-транспортных ситуациях.

Предлагаемая классификация дорожно-транспортных происшествий построена по критерию ошибочных действий водителя приведших к их возникновению. В пособии авторы старались не применять таких обобщенных понятий — причин ДТП, как водитель не справился с управлением, выехал за осевую линию, превысил скорость движения и т.д., призывающих ездить с меньшей скоростью (что также немаловажно), а представлены ситуации, из которых видно, что предшествовало тому, что водитель выехал за осевую линию, не справился с управлением и т.д. и совершил ДТП. Процесс обучения и совершенствования профессионального мастерства водителей строится на уже совершенных другими водителями ошибках в предвидении опасных дорожно-транспортных ситуаций и на прогнозе хода их развития, на основе чего и вырабатывается правильная тактика поведения на дороге и техника управления автомобилем.

Пособие рекомендуется использовать в качестве методической литературы при первоначальном обучении водителей, при повышении их профессионального мастерства, при проведении предрейсовых инструктажей. Целесообразно на основе представленного материала подготовить наглядные пособия и разместить их в местах, где часто бывают водители, — диспетчерской, кабинете по безопасности движения и т.д. Особенно важно проводить разбор и анализ конкретных дорожных происшествий, совершенных либо водителями автопредприятия, либо другими водителями на маршрутах работы транспорта данного предприятия. При этом работники по безопасности движения должны не только точно подобрать аналог, но и проанализировать смежные ситуации, факторы и условия, способствующие возникновению ошибок, привести примеры из своей практики, предложить водителям вспомнить сходные ошибки, независимо от того, привели ли они к дорожному происшествию. Пособие может быть полезно также и при разрешении определенных конфликтных ситуаций между водителями, так как к каждому разделу ситуаций выписаны пункты Правил дорожного движения, которые в той или иной мере могут касаться причин возникновения данного конкретного ДТП.

Удобство предлагаемого пособия — его простота, наглядность, максимальная достоверность. В качестве примеров приводятся происшествия, в основном за 1991 год и с автобусами, которые всегда требовали к себе особого разбирательства. Эти примеры взяты из телетайпограмм. Их редакция заключалась лишь в исключении из текста фамилий водителей, их возраста, стажа, принадлежности транспортных средств и т.д.

Замысел работы над пособием преследует цель — уберечь водителя от совершения или участия в дорожно-транспортном происшествии, сохранить жизнь и здоровье ему и другим участникам дорожного движения.

РАЗДЕЛ 1

ОБЩИЕ ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДТП В РФ, г. МОСКВЕ И НЕКОТОРЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Анализ динамики аварийности на дорогах России позволяет сделать вывод о некоторых положительных тенденциях. Однако для достижения показателей, характеризующих состояние аварийности в ряде экономически развитых стран, в России предстоит еще очень большая и длительная работа. Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие 10 — 20 лет проблема борьбы с аварийностью для России будет чрезвычайно актуальна. В этих условиях необходимо воспользоваться уже имеющимся опытом автомобилизации ряда стран, извлекая из него положительные уроки. Причем, один из основных моментов, не требующий особых затрат, — это пропаганда дорожной грамотности и культуры. ДТП, сохранение жизни и здоровья людей в транспортном процессе — явление, которое в той или иной мере касается всех. В первую очередь оно относится к конструкторам, строителям и людям, эксплуатирующим автомобили, к дорожникам, организаторам движения и органам, контролирующим его, к медицинским работникам, юристам, работникам образовательных учреждений и т.д. (включая домохозяек). Поэтому, к приведенным ниже таблицам и диаграммам в основном не приводится никаких комментариев. Читателю предоставлена возможность делать их самому в зависимости от его профессиональной ориентации.

Таблицы, графики, диаграммы позаимствованы, а некоторые построены на основе опубликованной в открытой печати статистической информации Главного Управления ГИБДД МВД России, ГИБДД г. Москвы, НИИ автомобильного транспорта Минтранса России. Они отображают лишь наиболее общие закономерности, существующие в процессе дорожного движения. Публикация же их в данной работе служит целям повышения дорожной грамотности общества.

Количество дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненных в них в Российской Федерации (1988 — 1999 гг.)

Распределение ДТП по дням недели

День неделиДТППогиблоРанено
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
ВСЕГО:

Как видно из диаграммы, наиболее аварийным за отчетный период стали выходные дни и четверг (75 ДТП, 52%). Данный факт объясняется массовым выездом граждан в Подмосковный регион, а соответственно значительным увеличением количества участников дорожного движения.

Распределение детей

В зависимости от места жительства

Распределение основных показателей аварийности, в зависимости от мест проживания пострадавших в ДТП детей, представлено на диаграммах:

Место жительства детейДТППогиблоРанено
2017г.% от общего кол-ва ДТП2017г.% от общего кол-ва погибших2017г.% от общего кол-ва пострадавших детей
Московская область
Иные регионы
г. Москва

На территории региона в ДТП получают травмы в основном дети, проживающие и обучающиеся в Подмосковье (83%), в 12% — жители г. Москвы, в 5% — других регионов.

Диаграммы распределения погибших и раненых детей

По местам совершения ДТП

По местам совершения дорожно-транспортные происшествия распределились следующим образом: 58 (40%) ДТП произошло на проезжей части в городской черте, 52 (36%) — в загородной зоне, 34 (24%) — в зоне действия пешеходных переходов.

Анализ ДТП, произошедших по вине детей

За обозначенный период виновность в совершении дорожных аварий со стороны детей усматривается в 26 ДТП (АППГ – 36, -27,8%), в результате которых 1 ребенок погиб (АППГ – 1) и 25 получили ранения (АППГ – 35, -28,6%), что составляет 18% от общего количества дорожных аварий.

Основными нарушениями Правил дорожного движения со стороны детей и подростков повлекшими ДТП стали:

1. переход проезжей части в неустановленном месте;

2. прочие нарушения;

3. выход на ПЧ из-за стоящего транспорта;

4. нарушения ПДД велосипедистами;

5. нарушение ПДД мотоциклистами;

6. выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом;

7. неподчинение сигналам пешеходного светофора;

8. игра на проезжей части.

10 ДТП (39%), в совершении которых усматривается вина несовершеннолетних, произошли по причине перехода проезжей части в неустановленном месте.

ДТП по вине водителей транспортных средств

Виновность со стороны водителей транспортных средств прослеживается в 131 ДТП (АППГ – 123, +6,5%), в результате которых 8 детей погибли (АППГ – 4, +100%) и 142 получили различные травмы (АППГ — 134, +5,9%).

Основными причинами таких ДТП являются:

1. иные нарушения ПДД (нарушения правил движения в жилых зонах, нарушения требований сигналов светофоров, нарушения правил маневрирования, нарушения правил остановки и стоянки, нарушения правил проезда перекрестков);

2. нарушения установленного скоростного режима;

3. нарушения правил проезда пешеходных переходов;

4. выезд на полосу встречного движения;

5. управление транспортными средствами в состоянии опьянения;

6. нарушение правил перевозки пассажиров.

В ы в о д ы

По итогам 4 месяцев 2017 года в Подмосковье отмечается увеличение количества ДТП с участием несовершеннолетних на 1,4%, число погибших в них детей возросло на 100%, а получивших травмы — не изменилось.

Наиболее распространенными видами ДТП с участием несовершеннолетних являются наезды на пешеходов и столкновения транспортных средств. На их долю приходится 69 и 62 дорожные аварии, что в сумме составляет 91% от общего числа ДТП с несовершеннолетними.

С участием пассажиров зарегистрировано 68 ДТП (47%). Перевозка 12 юных пассажиров (15%) осуществлялась с нарушениями правил дорожного движения.

С участием пешеходов произошло 69 ДТП (48%). В 34 дорожных авариях (49%) дети находились непосредственно на пешеходных переходах. Вызывает тревогу тот факт, что только в 6 случаях (8%) дети использовали в одежде светоотражающие элементы. Учитывая данный факт, руководителям подразделений ГИБДД совместно с представителями местных Администраций необходимо проработать вопрос обеспечения детей световозвращающими элементами, включить вопрос приобретения световозвращающих элементов в муниципальные программы по обеспечению БДД, привлечь к данной работе родительские комитеты и общественные организации.

Не редки случаи наездов на несовершеннолетних пешеходов, неожиданно выбежавших на проезжую часть с детских игровых площадок и из дворовых территорий. В связи с данным обстоятельством, руководителям подразделений ГИБДД необходимо проанализировать данные ДТП, выйти с предложениями к органам исполнительной власти и рассмотреть на муниципальной комиссии по БДД вопрос установки вокруг детских игровых площадок и дворовых территорий сеток дорожной безопасности, представляющих собой барьер, который не позволит ребенку выбежать за пределы безопасной зоны.

С наступлением теплых дней начинают происходить ДТП с участием юных водителей. За 4 месяца 2017 года зарегистрировано 7 ДТП (5%) данного вида, в которых травмы получили 7 детей. Только в 1 случае ребенок был в шлеме. Специальной защитной экипировкой никто из подростков не воспользовался. В период с мая по сентябрь, количество ДТП данного вида варьируется от 15 до 20% от общего количества ДТП с несовершеннолетними. Хочется отметить, что если в предыдущие года, как правило, в ДТП попадали дети, управлявшие велосипедами или мопедами, то в последнее время к ним добавились водители скутеров, мотоциклов, квадроциклов, гироскутеров, сегвейев, автомобилей и т.д. Как правило, в большинстве случаев дети не имеют право управления данной техникой.

С целью недопущения ДТП с участием детей-водителей, а также во исполнение п.2.1.3. Протокола оперативного совещания при начальнике УГИБДД №4 от 11.04.17г., руководителям ГИБДД совместно с заинтересованными службами У(О) МВД (УУПиПДН и т.д.) необходимо разработать план и организовать проведение еженедельных целевых профилактических рейдов по предупреждению фактов управления несовершеннолетними авто, мототранспортом. Особое внимание уделить отработке зон отдыха, сельской местности, дачных кооперативов, коттеджных поселков и садовых товариществ. Провести дополнительные беседы с родителями в местах продажи и ремонта вышеуказанного транспорта о необходимости приобретения и использования шлемов и защитной экипировки, а также обучения детей ПДД для водителей вело, мототранспорта. Проведение и результаты данных мероприятий широко осветить в СМИ».

102 ДТП (71%) произошло с участием детей школьного возраста, из которых наибольшему риску подвержена возрастная категория от 14 до 16 лет.

В период с 15:00ч. до 21:00ч. зарегистрировано 69 ДТП (48%). Данная тенденция объясняется тем, что в указанный временной промежуток школьники возвращаются из образовательных учреждений, спортивных секций и кружков, что совпадает со значительным увеличением интенсивности транспортных потоков.

За 4 месяца наибольшее количество ДТП было зарегистрировано по четвергам и выходным дням.

Подавляющее большинство ДТП с участием детей (131 ДТП, 91%) происходят из-за грубых нарушений ПДД РФ водителями транспортных средств (превышение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение правил проезда пешеходных переходов). Руководителям ГИБДД взять на личный контроль исполнение п. 2.1.2. Протокола оперативного совещания при начальнике УГИБДД №4 от 11.04.17г. и организовать проведение во всех образовательных организациях родительских собраний с рассмотрением вопросов предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. В рамках родительских собраний провести тематические выставки и мастер-классы, обеспечить демонстрацию пропагандистских видеороликов.

Виновность в совершении ДТП со стороны несовершеннолетних усматривается в 26 ДТП и составляет 18%. Переход проезжей части в неустановленном месте стал причиной 10 дорожных аварий, выход из-за стоящего транспортного средства – 7, нарушения ПДД велосипедистами — 3.

Отдельно хочется обратить внимание руководителей на работу с детьми в рамках летней оздоровительной кампании. В июне – августе на территории Московской области начнут свою работу детские оздоровительные лагеря как круглосуточного, так и дневного пребывания детей. За всеми детскими оздоровительными лагерями необходимо закрепить сотрудников ГИБДД. Инспекторам ГИБДД совместно с вожатыми, педагогами, учителями в лагерях запланировать проведение массовых информационно-пропагандистских мероприятий, соревнований, конкурсов, викторин с тематикой БДД.

Перед заездом детей необходимо организовать работу по обновлению транспортных площадок и уголков БДД. С родителями провести тематические беседы, а с педагогами соответствующие инструктажи.

Приблизить маршруты патрулирования нарядов ДПС к детским оздоровительным лагерям и местам массового притяжения людей.

Провести дополнительные обследования состояния улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения вблизи детских лагерей и на маршрутах передвижения основных групп детей к ним. Принять оперативные меры по устранению выявленных недостатков.

При надзоре за дорожным движением усилить контроль за передвижением автобусов в целях выявления и пресечения нарушений при перевозках организованных групп детей автобусами.

В целях снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма и привития юным участникам дорожного движения навыков безопасного поведения на улицах и дорогах управлением и структурными подразделениями Госавтоинспекции Подмосковья в течение отчетного периода текущего года проделана значительная информационно-пропагандистская работа с привлечением представителей заинтересованных организаций и ведомств.

За 4 месяца 2017 года опубликовано (вышло в эфир) более 12,2 тыс. тематических материалов в федеральных, региональных и местных средствах массовой информации, из них 2092 статьи выпущены в печатных СМИ, 2040 информаций озвучено на радиостанциях, 2044 сюжетов показано на телевидении, 5976 материалов размещено в интернет-изданиях, в том числе на сайтах ГУОБДД МВД России и ГУ МВД России по Московской области.

Руководящим составом подразделений Госавтоинспекции проведено 168 брифингов, пресс-конференций, «круглых столов» по тематике БДД.

Личным составом проведено 3618 профилактических бесед с воспитанниками дошкольных образовательных организаций, 4981 — с учащимися учреждений общего, 260 – с учащимися учреждений дополнительного образования, 386 — со студентами средних и высших учебных заведений.

Всего организовано 1614 массовых информационно-пропагандистских мероприятий по профилактике дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, из них 1035 по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Управление ГИБДД ГУ МВД России по Московской области

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Основные причины аварийности

Основные причины аварийности

Детальный анализ всех видов ДТП невозможен без выявления факторов и причин, их вызывающих. Взгляды на факторы и причины, лежащие в основе ДТП, меняются по мере накопления опыта организации движения и исследовательских работ в области безопасности движения.

В большинстве стран общественное мнение и официальная статистика органов регулирования движения чаще всего усматривают основную причину ДТП в небрежности, ошибках водителей. Так, Всемирная организация здравоохранения считает, что девять из десяти происшествий происходит по вине водителей, остальная их часть также в какой-то степени зависит от водителей.

Наиболее частыми причинами ДТП по вине водителей являются: превышение скорости, несоблюдение дистанции, несоблюдение очередности проезда, невнимательность и нетрезвое состояние. По вине пешеходов соответственно: переход в неустановленном месте, ходьба вдоль проезжей части, переход перед близко идущим транспортным средством, нетрезвое состояние.

При анализе происшествия, на первый взгляд, иногда кажется, что техническая неисправность не является причиной аварии. Чаще всего главную причину относят за счет нарушения правил движения. Например, наезд на пешехода обычно объясняют превышенной скоростью или поздним применением тормозов, Но ведь если бы давление в пневматическом приводе тормозов было бы большим, а тормоза отрегулированы более тщательно, то происшествие было бы предотвращено. Поэтому более глубокий анализ причин происшествий позволяет утверждать, что фактическое количество ДТП, вызванных техническими неисправностями, более значительно.

Наиболее опасными неисправностями, вызывающими чаще всего ДТП, являются неисправности в тормозной системе (- 50 %), рулевом управлении (14 %), системе освещения и сигнализации (- 16 %).

По материалам мировой статистики распределение причин ДТП примерно следующее:

из-за неправильных действий человека 60 — 70 %,

из-за неудовлетворительного состояния дороги и несоответствия дорожных условий характеру движения 20 — 30 %,

из-за технической неисправности автомобиля 10 — 15 %.

Многие исследователи считают, что более 2/3 всех происшествий происходит по вине людей и только около 1/3 падает на факторы, не зависящие от их воли и деятельности.

Принятая государственной автомобильной инспекцией классификация факторов и причин ДТП отражена в номенклатуре действующей системы учета.

По данной классификации факторы, способствующие возникновению происшествий, разделены на три большие группы: человек (водители, велосипедисты, возчики, пешеходы, пассажиры); транспортные средства; дорога, улица.

Анализ причин, приводящих к ДТП, позволяет свести эти причины в следующие однородные по характеру группы:

1) несоблюдение правил дорожного движения участниками этого движения;

2) применение водителями таких приемов управления транспортными средствами, которые вызывают их заносы, опрокидывание или потерю управления во время движения и создают возможность поломок и порчи механизмов, приводящих к аварийным ситуациям;

3) снижение работоспособности водителей вследствие переутомления, болезни или под влиянием факторов, вызывающих изменение самочувствия и восприятия обстановки движения;

4) неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств;

5) неправильное размещение и крепление груза, приводящее к потере управления, устойчивости, изменению режима работы механизмов, отказу в работе;

6) неудовлетворительное устройство и содержание элементов дороги и дорожной обстановки;

7) неудовлетворительная организация дорожного движения,

При анализе происшествия наиболее просто отнести его причину к человеку, который, как считают, обязан мгновенно реагировать на изменение других элементов комплекса и соответствующим образом компенсировать их влияние, добиваясь установления необходимого режима движения. Однако такая уверенность обоснована не в должной мере. Многие ДТП, не связанные с поведением и состоянием водителей, происходят из-за неопытности, недобросовестности либо халатности определенных должностных лиц, например, происшествия из-за дефектов транспортных средств, плохого освещения улиц, состояния проезжей части, неправильной разметки улиц, неверной установки дорожных знаков, неверного режима действия светофоров и т. п.

В отличие от систем автоматического регулирования человек не имеет запрограммированной системы ответов на все случаи сложившейся дорожно-транспортной ситуации. Рассматривая возможные варианты решения возникшей задачи в ограниченный период, он может допускать ошибки, количество которых увеличивается при утомлении. При учете этого обстоятельства за такими строками статистики причин ДТП, как превышение скорости, неправильный обгон, неправильный поворот, недостаточная видимость ночью, даже наезд на велосипедиста или пешехода на дороге, во многих случаях обнаружилось бы, что для основной части водителей причинами происшествий явились трудные условия движения, обусловленные особенностями дороги. Было достаточно самого незначительного ослабления внимания водителя, чтобы возникла опасность дорожно-транспортного происшествия.

Анализируя конкретные происшествия, можно видеть, что чаще всего они вызваны несколькими причинами. Установлено, что на каждые 100 ДТП приходится около 250 причин и сопутствующих факторов.

В отрезке времени, непосредственно предшествующем происшествию, и в процессе развития происшествия влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе ДТП можно выделить одну главную ведущую причину; в последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а в главную переводится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе происшествия такое выявление необходимо, так как в противном случае установить причину происшествия бывает трудно, а подчас и невозможно.

Немаловажное значение имеет выявление обстоятельств, предшествовавших происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия.

Анализ дорожно-транспортных происшествий за 2007 год

На территории Оренбургской области за 2 месяца 2007 г. зарегистрировано 331 (+19,9%)

дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в которых 40 (-13%) человек погибли и 408

(+16,9%) получили ранения различной степени тяжести. По вине водителей совершено 76% ДТП — 252 (+27,9%), в которых 31 (-13,9%) человек погиб и 334 (+21,9%) получили ранения. По вине пешеходов совершено 24% ДТП — 78 (+5,4%): погибли 9 (-10%) человек, ранены 73 (+4,3%). По вине водителей в нетрезвом состоянии наблюдался рост числа ДТП на 10%: в 11 ДТП 2 человека погибли и 13 ранены.

Распределение ДТП по видам:

столкновение — 34,1% от общего числа ДТП — 113 ДТП (+20,2%),погибли 18(-41,9%), ранены 176(+15%);

опрокидывание — 13,3% — 44 ДТП (+131,6%), погибли 4 (+300%), ранены 59 (+136%);

наезд на стоящее транспортное средство — 2,4% — 8 ДТП (+33,3%), ранены 8 (-20%);

наезд на препятствие — 3%, 10 ДТП (+25%), погибли 2 (+200%), ранены 14 (+27,3%)

наезд на пешехода — 45,9% — 152 ДТП (+10,1%), погибли 16 (+23,1%), ранены 145 (+4,3%);

наезд на гужевой транспорт — 0,3% — 1 ДТП (+100%), ранены 2 (+200%);

иные виды ДТП — 0,6% — 2 ДТП (0%), ранены 3 (+50%);

падение пассажира — 0,3% — 1 ДТП (-87,5%), ранен 1 (-87,5%);

Основные причины ДТП по вине водителей: несоблюдение скоростного режима движения, очередности проезда, выезд на полосу встречного движения и нарушение правил обгона. Если по причине нарушений правил обгона (-57,1%), число ДТП снизилось, то их количество возросло: из-за превышения скорости (+200%), управления ТС в состоянии алкогольного опьянения (+10%), тех.неисправности транспортных средств (+200%), выезда на встречную полосу движения (+35,3%), несоблюдения очередности проезда (+14,8%), а также отсутствия права управления (+25%). Возросло число ДТП, с мест которых водители скрылись: 8 ДТП (+33,3%), 1 погиб (0%), ранены 7 (+40%) Каждое второе ДТП связано с неудовлетворительными дорожными условиями: 160 ДТП (+5,3%), в которых 11 (-47,6) человек погибли и 202 (3,6%) получили ранения. Увеличились показатели аварийности на пассажирском транспорте. С участием автобусов в области совершено 55 (+1,9%) ДТП, 10 (+900%) человек погибли и 75 (+1,4%) получили ранения различной степени тяжести. Уровень детского дорожно-транспортного травматизма в области в 2007г., по сравнению 2006г., возрос на 7,1%: в 30 ДТП погибли 2 (+200%) ребенка и ранены 33 (+10%). Удельный вес ДТП с участием детей от общего числа ДТП

в области составляет 9,1% (2006г.-9,8%). По неосторожности самих детей в 11 ДТП (-21,4%) погиб 1 (+100%) ребенок и ранены 12 (-14,3%). По вине водителей погиб 1 ребенок и 21 ранен.

Распределение детей-участников ДТП по категориям и основным причинам:

1. Дети-пешеходы — 1 погиб, 24 ранены (71,4% от общего количества пострадавших в ДТП детей):

— переход проезжей части перед близко идущим транспортом в неустановленном месте — 6

— неожиданный выход из-за транспортного средства или препятствия — 1 погиб, 3 ранены;

— прочие нарушения — 3 ранены;

— детей-пешеходов пострадали по вине водителей — 12 ранены.

2. Дети-пассажиры — 1 погиб, 9 ранены (28,6% от общего количества пострадавших в ДТП етей) Дети-пешеходы по-прежнему — самая незащищенная категория участников дорожного движения. Половина из них пострадали по собственной неосторожности. Возросло количество ДТП с участием детей-пассажиров (+50%), а также тяжесть последствий ДТП с участием детей: число погибших детей увеличилось на 200%. В числе погибших: 1 пассажир и 1 пешеход. В областном центре совершено 33,3% от всех ДТП с участием детей до 16 лет: в 10 (-23,1%) ДТП ранены 11 (-15,4%) детей; по собственной неосторожности — 3 (-57,1%) . В 2007г. выявлено 121919 нарушения Правил дорожного движения, в том числе 33283 нарушений скоростного режима, 2658 лиц, не имеющих права управления транспортным средством, 3026 — управляющих ТС в состоянии опьянения, 1540 — нарушающих правила обгона, выезд на полосу встречного движения, 23840 нарушений ПДД пешеходами. На рассмотрение в суды подразделениями ГИБДД направлено 6335 материалов. Удельный вес водителей, лишенных права управления составил —17,5% (1109) от общего числа направленных материалов. В 2006 г. сотрудниками ГИБДД раскрыто 401 преступление, в том числе: 39 преступлений, связанных с посягательством на транспортные средства (34 — неправомерных завладений ТС, т.е. угонов, и 5 краж)

Введение

Появившись более 100 лет назад, автомобиль прочно вошел в нашу жизнь, стал одним из наиболее массовых средств передвижения.

В Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года, принятых XXVI съездом КПСС, взят курс на дальнейшее повышение производства автомобилей. Выдвигая большие задачи в области развития автомобильного транспорта, партия и правительство уделяют постоянное внимание решению проблемы повышения безопасности дорожного движения, вопросам совершенствования его организации, предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и снижения тяжести их последствий.

В решении комплекса вопросов, связанных с повышением безопасности дорожного движения, важное место занимают мероприятия по совершенствованию конструкций автомобилей. Работы в этом аспекте приобрели международный характер. Достаточно сказать, что разработкой требований безопасности к конструкциям автомобилей активно занимается Группа экспертов по конструкции транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН. Рекомендации этой Группы стали нормативной основой производства автомобилей во всем мире.

Безопасность конструкции автомобиля обеспечивается определенными техническими характеристиками его составных частей и элементов оборудования. Различают активную, пассивную и после- аварийную безопасности.

Активной безопасностью называется совокупность технических характеристик автомобиля, позволяющих предупредить или уменьшить вероятность возникновения ДТП. Она зависит от тормозных и динамических качеств автомобиля, его устойчивости и управляемости, уровней внутреннего и внешнего шума, степени токсичности выхлопных газов, светотехнических характеристик, обзорности с места водителя и др.

Пассивная безопасность — это совокупность технических характеристик автомобиля, позволяющих уменьшить тяжесть последствий ДТП. Пассивную безопасность обеспечивают элементы оборудования автомобиля и его конструкции. К ним относятся деформирующиеся передняя и задняя части кузова, жесткая средняя часть салона, травмобезопасные элементы интерьера и др.

Послеаварийная безопасность — это совокупность технических характеристик автомобиля, способствующих быстрой эвакуации людей из поврежденного автомобиля без причинения им дополнительных травм. Достаточное количество дверей с каждой стороны, величина их проемов, исключение возможности заклинивания дверей после ДТП и другое позволяют обеспечить послеаварийную безопасность.

Повышенное внимание к проблеме безопасности дорожного движения вызвано все возрастающим мировым автомобильным парком и как следствие ростом интенсивности дорожного движения. Так, несмотря на большое количество первоклассных дорог с односторонним, многополосным движением и с пересечениями дорог на разных уровнях, в США ежегодно в результате ДТП погибает более 52 тыс. чел., а около 2 млн. чел. получают ранения, приводящие к потере трудоспособности. Эти цифры высоки и в других развитых капиталистических странах [7]:

Автомобили, тыс. шт.Погибших, чел.Раненых, чел.
Франция18 40012 543339 632
ФРГ23 19213 041500 463
ИталияНет данных8 537222 873
Англия15 3506 239329 635
США123 46752 6002 000 000


Рис. 1. Диаграмма распределения ДТП по видам в различных странах: а — фронтальные; б — боковые столкновения; в — наезды сзади; г — опрокидывания; I — Франция; II — ФРГ; III — Италия; IV — Англия

Негативной стороной бурного развития автомобилизации явилось увеличение количества ДТП и тяжести их последствий. Преобладающими стали фронтальные столкновения, опрокидывания, удары в бок и наезды на движущиеся и стоящие автомобили. На рис. 1 и 2 показано распределение ДТП по видам и пострадавших в них в ряде стран Западной Европы [18]. По данным американских специалистов 70% лиц, погибающих в ДТП, находятся внутри автомобиля.


Рис. 2. Диаграмма распределения погибших по категориям участников движения в различных странах: а — водители и пассажиры легковых автомобилей; б — пешеходы; в — водители и пассажиры мототранспорта; г — водители и пассажиры грузовых автомобилей; I — Франция; II — ФРГ; III — Италия; IV — Англия

По данным французской статистики наибольшее число погибших в ДТП зарегистрировано среди водителей и пассажиров легковых автомобилей (рис. 3) [18]. Наиболее опасными по тяжести последствий и частоте возникновения являются фронтальные столкновения автомобилей. С целью снижения тяжести травм, получаемых водителем и пассажирами в таких ДТП, разработаны и внедрены в конструкцию автомобиля: безосколочное многослойное лобовое стекло типа «Триплекс»; травмобезопасные, имеющие мягкие накладки, панель приборов, обивки дверей, стоек, крыши, противосолнечный козырек; утапливающиеся или изгибающиеся при ударе водителя о рулевое колесо рулевые колонки. Конструкция кузова легкового автомобиля обеспечивает деформацию передней и задней его частей, поглощающих значительную кинетическую энергию при ударе, при сравнительно жесткой конструкции средней части, позволяющей сохранить «жизненное пространство» для водителя и пассажиров (рис. 4).


Рис. 3. Динамика распределения погибших по категориям участников движения во Франции: а — водители и пассажиры легковых автомобилей; б — водители и пассажиры мототранспорта; в — пешеходы; г — водители и пассажиры грузовых автомобилей

Как показали исследования последствий ДТП и испытания по их имитации, основную опасность для людей, находящихся внутри автомобиля, представляют не столько предельные деформации кузова или вторжение узлов и деталей автомобиля внутрь салона, сколько перемещение человека и удары различных частей его тела о внутренние детали в результате резкого изменения скорости движения при столкновении автомобилей или их опрокидывании. Это обстоятельство вызвало поиски новых конструктивных решений по защите водителей и пассажиров от опасных соударений с деталями внутреннего оборудования автомобиля.


Рис. 4. Схемы элементов конструкции легкового автомобиля, снижающих тяжесть травм людей при ДТП: а — внутренний интерьер; б — кузов; — — — — деформирующиеся при ударе передняя и задняя части кузова; —- — жесткая средняя часть кузова; . — элементы конструкции автомобиля, снижающие тяжесть травмирования водителя и пассажиров

Вначале идея удержания человека на сиденье в момент лобового удара была осуществлена с помощью жесткого, составленного из стальных пластин, пояса безопасности. Но как показали испытания, такой пояс может вызвать травмирование пользователя из-за жесткости своей конструкции. Кроме того, при сильном ударе применение только поясного ремня вызывает эффект «складывания» (резкий наклон головы и плеч человека к ногам) наподобие перочинного ножа. Позднее получил распространение диагональный плечевой ремень, один конец которого закрепляется на полу, а второй — на верхней части стойки кузова, выше плеча пассажира. Среди других видов удерживающих систем можно назвать надувные подушки, выдвигающиеся в момент удара надколенники или опускающиеся сетчатые экраны перед водителем и пассажиром.


Рис. 5. Вид впервые примененных привязных ремней

Опыт показал, что применение в конструкции автомобиля специальных систем, способных удержать тело человека на сиденье в момент ДТП, позволяет предотвратить его от ударов о детали внутреннего оборудования и тем самым исключить или снизить тяжесть травм водителя или пассажиров. Из всех видов, разработанных к настоящему времени удерживающих систем, наиболее приемлемыми с точки зрения стоимости, простоты конструкции и организации серийного производства являются привязные ремни, названные ремнями безопасности из-за их высокой эффективности.

Впервые такие ремни были предложены еще в 1903 г. французом [23] Густавом Дези Лебе для водителя и пассажиров передних и задних сидений (рис. 5).

7 основных причин ДТП – как их предупредить?

Мы перечислим самые популярные причины аварий автомобилей на дорогах и расскажем как обезопасить себя от них.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

1. Нарушение ПДД

Самая «популярная» причина возникновения дорожно-транспортных происшествий это нарушение правил дорожного движения. Чаще всего встречаются:

  • Несоблюдение скоростного режима. Повсеместно можно наблюдать ситуацию, когда автомобиль несётся со скоростью явно больше 100 км/ч, а установленное ограничение – 60 км/ч, что учитывая состояние многих дорог достаточно часто заканчивается аварией. Наша статья про определение скорости при ДТП.
  • Несоблюдение, а часто сознательное игнорирование правил проезда перекрёстков также случается часто, несмотря на большое количество заданий на эту тему в экзаменационных билетах по ПДД.
  • Выезд на встречную полосу и проезд на красный – тише едешь дальше будешь это как раз про эти нарушения.
  • Внезапное изменение траектории движения, что часто усугубляется неиспользованием поворотников.
  • Несоблюдение дистанции – не только увеличивает риск не успеть затормозить, но и сильно раздражает большинство автомобилистов.

2. Неисправности ТС

Статистически вследствие технической неисправности транспортных средств случается сравнительно немного дорожно-транспортных происшествий, но их последствия зачастую достаточно серьёзные. Наибольшую опасность представляют:

  • нарушение герметичности гидравлического, пневматического или пневмогидравлического тормозного привода;
  • несоответствие эффективности работы тормозной системы государственным стандартам;
  • превышение максимально допустимого суммарного люфта рулевого управления (у легковых автомобилей, к примеру – не больше 10 градусов);
  • наличие не предусмотренных конструктивно перемещений узлов и деталей системы рулевого управления;
  • неисправность системы усиления рулевого управления;
  • неисправность внешних осветительных приборов;
  • недостаточная для должного сцепления с дорожным покрытием высота протекторов шин;
  • повреждения шин;
  • нарушение герметичности системы питания двигателя;
  • неисправности в системе вывода отработавших газов.

3. Неуважение

Неуважение на дороге – явление распространённое, водители, управляющие дорогими автомобилями свысока смотрят на владельцев моделей подешевле, причем и те, и другие игнорируют мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов. Частые причины ДТП из-за проявления неуважения к участникам движения:

  • проезд перекрёстков не по правилам, а по принципу «чья тачка круче, тот и первый»;
  • лихачество;
  • «Незамеченные» мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы.

4. Дороги

По причине плохого состояния дорог происходит даже больше дорожно-транспортных происшествий, чем вследствие технических неисправностей самих транспортных средств. Часто встречающиеся дефекты дорожного покрытия и систем управления движением, приводящие к аварийным ситуациям:

  • Ямы, рытвины, трещины на дорожном покрытии – налетев на хорошую выбоину легко можно самому того не желая оказаться на встречной полосе.
  • Открытые канализационные колодцы, люки, отклоняющиеся от уровня дорожного покрытия больше максимально допустимых 2 см.
  • Неисправность светофоров.

5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте

Концентрируя своё внимание на правах, многие часто забывают про обязанности, которые есть и у пешеходов. Особенно часто забывают про запрет выходить на проезжую часть дорог, не убедившись перед этим в отсутствие опасности как для себя, так и других участников движения также запрещается внезапно выходить на дорогу из-за объекта, ограничивающего обзор водителям транспортных средств. Особенно часто наезды на пешеходов, переходящих проезжую часть в неустановленном месте в ночное время суток, что связано с плохим освещением многих улиц, а также по причине отсутствия на одежде пешеходов светоотражающих элементов, ношение которых настоятельно рекомендуется правилами дорожного движения.

6. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке

Причиной дорожно-транспортного происшествия также может быть неготовность одного или нескольких участников движения постоянно отслеживать ситуацию на дороге и в случае необходимости быстро и решительно действовать. Опасность многократно возрастает при непредсказуемом поведении участника движения – это усложняет планирование своих действий и предугадывание изменения ситуации другим водителям.

7. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололёд, дождь, снегопад

Сложные метеорологические условия приводят к снижению дальности обзора, изменению поведения автомобиля, увеличению тормозного пути и многим другим нежелательным эффектам, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации.

Опасности тумана:

  • Снижение дальности обзора.
  • Искажение восприятия реального расстояния до объекта.
  • Искажение всего спектра цветов, кроме красного.
  • Следует помнить, что в условиях тумана дальний свет совершенно бесполезен.

В случае гололёда актуальными советами будут:

  • Начинать движение желательно по возможности плавно, без пробуксовки.
  • Торможение также должно быть плавным, без выключения сцепления, при переходе на пониженную передачу рекомендуется избегать резких скачков оборотов двигателя.
  • Передачи переключать желательно быстро, но плавно.

Опасности сильных дождей:

  • Снижение видимости.
  • Повреждение дорожных знаков.
  • Размыв самого полотна дороги.
  • Сопутствующее дождю загрязнение фар, поворотников и стоп-сигналов.
  • Уменьшение сцепления колёс с поверхностью дороги.
  • Аквапланирование – отрыв от поверхности дороги одного и больше колёс вследствие возникновения между протектором и дорожным покрытием водной прослойки, что приводит к практически полной потере управляемости.

Провоцирующие ДТП факторы при снегопадах:

  • Уменьшение дальности видимости.
  • Снижение сцепления колёс с дорожным покрытием.
  • Мягкая, скрытая слоем снега обочина – возможен занос с последующим опрокидыванием.
  • Скрытые снегом дефекты дорожного покрытия, рельсы и другие препятствия.
  • Обледенение фар, стоп-сигналов, поворотников и лобового стекла.
  • Сложность выбора безопасной скорости движения и расстояния до остальных участников движения.

Другие причины ДТП

К дорожно-транспортным происшествиям также может приводить неопытность водителя, или возвращение к вождению после длительного перерыва – к примеру, водительское удостоверение получено заранее, лет за 7–8, а то и больше до покупки собственного автомобиля. Полученное за взятку водительское удостоверение также не добавляет безопасности дорожному движению. Неожиданное ухудшение здоровья и неотложные состояния, наступившие во время поездки у водителя, также с высокой вероятностью окончатся ДТП.

Статистика

Практически в 85% случаев причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение водителями правил дорожного движения, а именно:

  • 25% по причине нарушения скоростного режима.
  • 15% из-за неправильного проезда перекрёстков.
  • 10% занимает выезд на встречную полосу.

Узнать, когда можно садиться за руль после алкоголя вы можете из нашей статьи.

На вождение транспортных средств, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения приходится 5,9% дорожно-транспортных происшествий:

  • По вине пешеходов происходит около 20% ДТП.
  • Плохое состояние дорог и улиц также приводит к 20% ДТП.
  • Эксплуатация технически неисправных транспортных средств занимает меньше 1% .

Сумма превышает 100% по причине того, что причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия во многих случаях было сочетание нескольких факторов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: