РСА бесконтактное ДТП
Содержание статьи:
Бесконтактное ДТП
Аварии на дороге не всегда вызваны столкновением автомобилей. Порой участники дорожного движения вынуждают водителей делать такие действия, которые приводят к ущербу, ранениям и смерти людей. В таких случаях речь идет о ДТП без непосредственного контакта автомобилей.
Понятие бесконтактного ДТП
Бесконтактное ДТП – это происшествие на дороге, вызванное действиями водителя, который препятствует правильному движению других транспортных средств без прямого контакта с ними, в результате чего они вынуждены нарушать правила дорожного движения. Итогом таких действий является материальный ущерб автомобилям, постройкам, зданиям, физический вред водителям, пешеходам и пассажирам.
Среди особенностей бесконтактных ДТП выделяют следующие:
- причиной аварии является участник, непосредственно не задействованный в факте столкновения;
- виновное лицо часто покидает место происшествия, так как его автомобилю не нанесен вред;
- нередки случаи неверного понимания ПДД, которые регламентируют, что в случае опасности не нужно производить маневры рулем, а необходимо осуществить торможение до полной остановки;
- такой вид ДТП является страховым случаем;
- получить компенсацию напрямую с виновного лица нельзя – необходимо обратиться в страховую контору;
- для оформления и фиксации аварии присутствие инспекторов ГИБДД обязательно.
Стоит отметить, что Правительство РФ неоднократно инициировало введение в ПДД термина «Опасна езда», однако на сегодняшний день это понятие не закреплено.
Примеры бесконтактного ДТП
К случаям таких аварий можно отнести следующие:
- водитель производит резкий маневр, выезжая на встречную полосу, чем вынуждает другого шофера столкнуться с другими авто, ограждение или наехать на пешехода;
- водитель не предупреждает других участников о выполнении маневра: поворота, разворота;
- на дороге неожиданно появляется пешеход и ведет себя не в соответствии с ПДД;
- на дороге происходит падение груза с транспортного средства, что создает помехи другим участникам движения.
Если виновником аварии является пешеход, то возмещение вреда пострадавшим возможно только через суд, поскольку отсутствует полис и страховая компания, которой можно было бы предъявить требования.
Как оформить бесконтактное происшествие
Соблюдение требований при оформлении аварии – залог беспроблемного взыскания компенсации за ущерб в будущем. После ДТП все участники должны выполнить остановку, включить сигнализацию и выставить аварийный знак, чтобы сообщить остальным об опасности.
Далее необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Они на месте установят нарушителя, действия которого привели к несоблюдению ПДД другими участниками движения, которые непосредственно осуществили столкновение в связи с этим.
Еще до приезда инспекции можно собирать материалы – произвести фотосъемку, записать видео обстановки на дороге, выяснить наличие видеорегистраторов, опросить очевидцев и сообщить просьбу остаться до приезда ГИБДД, чтобы ее служащие могли отобрать пояснения в установленном законом порядке. Это важно, поскольку при сокрытии нарушителя с места правонарушения доказать виновность получится только с помощью свидетельских показаний или видеозаписи регистратора.
Убирать транспортные средства с дороги не нужно, ведь сотрудники ГИБДД должны будут составить детальную схему ДТП.
Важно проследить, чтобы авария была отнесена к категории бесконтактных происшествий, в ином случае ответственным лицом станет один из потерпевших, а не действительный нарушитель. При любом факте несогласия его нужно фиксировать письменно в протоколе.
При оставлении виновником места аварии не нужно пытаться его догнать на автомобиле, поскольку это является также сокрытием с места происшествия и может повлечь за собой лишение водительского удостоверения.
По Европротоколу без вызова ГИБДД оформить бесконтактное ДТП не получится, поскольку для этого не соблюдается условие нанесения ущерба двум автомобилям путем их столкновения.
Также, нужно контролировать все действия сотрудников ГИБДД – ошибки на этом этапе могут повлечь дальнейшую невозможность доказать свою правоту страховой компании или судебному органу.
Определение виновного
Установление виновного в аварии участника входит в полномочия госавтоинспекции или суда.
При установлении нарушителя сотрудники ГАИ оформляют постановление и выдают документы всем участникам происшествия. В них фиксируют нарушителя правил движения, а не виновного в бесконтактном ДТП лица. При достаточном количестве доказательств нарушитель сможет взыскать ущерб с виновника.
Уважаемый читатель!
В статье представленная базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:
При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.
Взыскание компенсации
Вред, нанесенный при бесконтактном ДТП, входит в список страховых случаев полиса ОСАГО. Виновник инцидента подлежит административной ответственности или уголовной – если причинен тяжкий вред здоровью участникам или действия повлекли за собой гибель людей.
Возмещение вреда здоровью возможно на основании медицинских справок, заключений путем обращения в суд в порядке гражданского производства – сделать это может пешеход и пассажир.
Компенсацию потерпевшему производит не его страховая организация, а страховщик виновного. Обязательным обстоятельством, при котором можно получить выплату в страховой, является официальное определение вины гражданина на основании произведенного расследования.
Обратиться в свою страховую компанию, которая оформила полис, потерпевшему не получится – он получит отказ. В случае отсутствия полиса гражданской ответственности у виновного, получить компенсацию в своей страховой компании не удастся – она не возьмет на себя такую ответственность.
Порядок действий по возмещению вреда следующий:
- обращение в страховую организацию виновного лица;
- при отказе страховой компании в компенсации ущерба нужно написать и предъявить предсудебную претензию;
- при дальнейшем отказе или в случае отсутствия страхования у виновника необходимо обратиться в суд в исковом порядке.
Документы для страховой организации
Страховщику виновника нужно предоставить такие бумаги:
- заявление на получение страховой компенсации;
- документы из ГИБДД, фиксирующие факт бесконтактной аварии (извещение о происшествии, справки, протоколы и т.д.);
- постановление о привлечении виновника к административной ответственности (копия);
- копии документы пострадавшего: удостоверения личности, водительских прав, техосмотра, ПТС;
- документы, квитанции, чеки, которые подтверждают расходы в связи со случившимся.
Транспортное средство нельзя ремонтировать до решения страховщика, поскольку последний вправе осмотреть его или произвести собственную экспертизу.
Судебный порядок
Для обращения в суд важно иметь на руках протокол о дорожно-транспортном происшествии, в котором зафиксированы виновник и потерпевший.
При рассмотрении дела нужно подготовить как можно больше доказательств:
- документы ГИБДД;
- электронные носители информации с фиксацией обстоятельств аварии;
- письменный отказ страховой, если подавалась досудебная претензия;
- перечень очевидцев аварии, которые могут быть вызваны в заседание в качестве свидетелей;
- документы страховой компании.
Суд на основании доказательств может сделать вывод о том, что на участке дороги, где произошла авария, ответчик в нарушение ПДД произвел действие или бездействие, повлекшее столкновение других участников движения.
Примеры из практики
При наличии доказательств нужно действовать и обращаться в суд. Рассмотрим некоторые ситуации бесконтактных ДТП.
Пример А
Автомобиль снес ограждение впоследствии резкого маневра другого транспортного средства. Страховая организация водителя, который выполнил маневр, отказала владельцу поврежденной машины в выплате, указав в ответе на предсудебную претензию, что последний не рассчитал влияние погодных условий на дорожную обстановку и не придерживался соответствующего скоростного режима.
Однако пострадавший привлек к оценке своих действий независимого эксперта, заключение которого подтвердило, что с его стороны не было нарушений и техническая возможность избежать столкновения путем других маневров отсутствовала. Страховой организации на основании решения суда пришлось выплатить компенсацию ущерба в заявленном истцом объеме.
Пример Б
Высокий панелевоз, двигаясь на участке дороге с большим количеством деревьев у обочины, задел ветку на одном из них, вследствие чего она сломалась и рухнула на припаркованную рядом машину. При обращении в страховую был получен ответ, что владелец авто виноват сам, поскольку оставил транспорт на опасном участке дороги.
В ходе судебных заседаний на основании фотографий и видеофайлов было установлено, что истец не нарушил ПДД и осуществил стоянку правильно, а данный случай относится к страховым. Таким образом, вина водителя панелевоза признана, и его страховщик должен погасить компенсацию.
При отказе суда можно подать заявление в апелляционный, а далее – и в Верховный суд РФ. Иногда судья может неправильно трактовать обстоятельства ДТП, а при оспаривании их решений коллегия вышестоящего органа может постановить, что при первоначальном рассмотрении присутствовало заблуждение суда.
Еще одним вариантом исхода дела может стать признание судом вины обоих водителей. В этом случае сумма иска будет удовлетворена не в полном объеме – выплаты заявителю составят меньшую сумму, которая высчитывается на основании его доли вины в ДТП.
Что такое бесконтактное ДТП. Какие последствия ждут участников?
Бесконтактное ДТП является обособленным видом аварии, которые имеют несколько отличные характеристики. Особенностью ее является то, что непосредственного контакта транспортных сред нет. Причиной ДТП в таких ситуациях становятся действия одного водителя, которые привели к созданию помех другому. Результатом этого становится возникновение необходимости маневрирования, резкой остановки, из-за чего второй автомобилист сталкивается с неподвижным препятствием или другими машинами. Такая ситуация часто трактуется неоднозначно – каждая из сторон отрицает свою вину, при этом возникает масса вопросов относительно того, будет ли являться случай страховым или нет.
Определение бесконтактного ДТП
Бесконтактное ДТП – что это? Основным признаком его является отсутствие факта столкновения виновника ситуации и пострадавшей стороны. Наиболее распространенной, так сказать «классической» картиной такой аварии, является так называемое «подрезание». Ситуация выражается в том, что один их водителей нарушает правила маневрирования, чем вынуждает второго автомобилиста, пытающегося уйти от столкновения, выполнять нехарактерные действия – резко сворачивать, ускоряться, наоборот тормозить. Результатом этого становится то, что второй автомобилист может въехать в неподвижное препятствие – столб, дерево, стационарную конструкцию или же в другой автомобиль, наехать на пешехода.
Отдельным типом бесконтактного ДТП также можно назвать внезапное появление пешехода на проезжей части или падение груза с движущегося авто. В таких ситуациях автомобилист также вынужден совершать определенные маневры, которые приводят к причинению ущерба непосредственно ему или третьим лицам.
Нюансы рассмотрения аварий
Одними из основных сложностей, сопровождающих рассмотрение такого рода аварий, являются следующие:
- Виновная сторона чаще всего скрывается с места происшествия. Отдельным моментом можно рассматривать ситуации, когда автомобилист даже не подозревает о том, что он стал виновником столкновения транспортных средств. Такие ситуации редко происходят, но все же имеют место;
- Сотрудники ГИБДД часто определяют виновность совершенно другого лица – не того, кто первоначально совершил неправильный маневр, а того, кто был вынужден резко уходить от препятствия. При этом автоинспекция чаще всего ссылается на пункт Правил дорожного движения 10.1. В нем отражена информация относительно того, что при возникновении определенной опасности водитель несет обязательство снизить скорость движения машины вплоть до ее остановки. Именно по такой причине вина переходит на второго автомобилиста, который не снижал скорость, а пытался уйти от столкновения (с другим транспортным средством, пешеходом, неподвижным препятствием и т.д.). Однако, при этом может совершенно не приниматься во внимание факт того, что резкое торможение могло бы привести к более серьезным последствиям, включая даже смерть водителя или других участников дорожного движения;
- Многие автомобилисты, в некотором роде признающие свою вину, вместе с пострадавшим не могут оформить аварию по европротоколу. Это связано с тем, что на протяжении долгого времени не разрешалось составлять документ при условии наличия разных мнений относительно того, по какой причине произошло ДТП. В настоящее время уже такая проблема отходит на второй план, но сохраняется другое препятствие – по европротоколу должно присутствовать только два участника ДТП, а в таких ситуациях их как правило бывает три и более;
- Необходимость обращения в страховую компанию за выплатой при наличии ОСАГО. В такой ситуации каждая выплата страховщика или погашение причиненного ущерба сопряжено с расходами. В связи с этим компании пытаются изыскать возможности определения виновной стороной того лица, которое не является их клиентом.
На что обратить внимание автомобилисту, который пытался уйти от опасности
В таком случае стоит знать, каким нормативными актами можно апеллировать при попытке доказать свою невиновность или на какие пункты ПДД стоит опираться. Так, автоюристы советуют обратить внимание на следующие моменты:
- При наличии опасной ситуации (которая уже произошла) избежать ее автомобилист имеет право посредством маневрирования. Об этом свидетельствует 24 абзац пункта 1.2 ПДД;
- Необходимость избежать столкновения при помощи постепенного снижения скорости вплоть до остановки больше всего применима к тем ситуациям, когда опасность только возникла;
- Рассмотрение определения аварийной ситуации. В случае, если автомобилист оказался в ней, то торможение уже не может гарантировать ухода от столкновения.
Об этом также свидетельствует пункт ПДД 1.5, призывающий анализировать ситуацию и поступать таким образом, чтобы причинить наименее возможный вред в такой ситуации.
Что делать при бесконтактном ДТП
При попадании в бесконтактное ДТП следует соблюдать все действия, которые предписывает действующая редакция ПДД. Одним из основных моментов является требование не покидать место ДТП. В случае, если автомобилист уедет, то обстоятельства могут быть интерпретированы таким образом, что именно его действия определят как неправомерные. Не менее важным моментом является сбор контактных данных с тех лиц, которые стали свидетелями произошедшего. Именно их показания оказывают решающее воздействие на решение о страховом возмещении или привлечении к ответственности.
Возмещение ущерба
Вполне естественно, что в результате ДТП имеет место причинение ущерба здоровью участников дорожного движения или имущества. В связи с этим возникает вопрос относительно того, куда обращаться для его возмещения. В этом случае может быть два возможных варианта:
- В случившемся был признан виновным автомобилист, действия которого на самом деле привели к ДТП. Потерпевшая сторона в определенный законом срок должна направить обращение в страховую компанию виновника для получения компенсации. Стоит отметить, что при условии нанесения ущерба транспортному средству возмещение его будет осуществляться в натуральной форме. То есть ремонт или замену определенных частей осуществляет СТО, а страховая компания уже оплачивает ее услуги;
- Если действия потерпевшего лица признаются неправомерными, в таком случае на возмещение по ОСАГО не стоит рассчитывать. Такой момент связан с тем, что данный страховой полис предполагает начисление возмещения только в отношении потерпевшей стороны, не имеющей вины, если она не обоюдная. Поэтому для того, чтобы иметь право на страховую выплату, следует направить обращение относительно пересмотра обстоятельств ДТП и признания отдельного участника виновным.
Кроме того, при условии, что имеются еще пострадавшие (третий и последующие автомобилисты и их транспортные средства), в таких ситуациях придется выплачивать определенную сумму средств еще и им.
Судебные разбирательства
Бесконтактное ДТП довольно часто становится причиной длительных судебных разбирательств, в результате которых несколько участников ДТП стараются прийти к общему мнению относительно того, кто виновен в ДТП и за чей счет будет осуществлен ремонт. В качестве одного из характерных примеров судебной практики стоит привести следующий случай:
- Транспортное средство Киа вследствие резкого маневрирования (изменения полосы движения) стало помехой другому автомобилю Хонда, которое передвигалось по этой полосе с соблюдением всех норм ПДД;
- Чтобы избежать столкновения, водитель Хонды, проанализировав ситуацию, принял решение не снижать скорость, что привело бы к неизбежному столкновению, а также совершить маневр – уйти вправо;
- В результате выполненного маневра автомобилист не справился с управлением и врезался в столб, нанеся ущерб средней тяжести своему здоровью и транспортному средству;
- В результате судебного заседания была доказана вина водителя Киа, чьи действия стали причиной бесконтактного ДТП;
- После опротестования дела и привлечения автоюристов было принято решение о неправомерности маневрирования водителем Хонды. Результатом этого стало частичное признание его вины (40 на 60). Такое решение было принято именно на основании пункта ПДД 10.1.;
- Собственник Хонды не стал подавать апелляцию, хотя у него была такая возможность. В результате всех разбирательств автомобилист получил меньшую сумму средств, чем мог бы рассчитывать.
Бесконтактное ДТП связано с определенными сложностями выявления виновного лица, которые могут усугубляться отсутствием прямых доказательств неправомерности действий. Присутствие видеорегистратора, который может фиксировать происходящие события, соблюдение всех предписанных норм после ДТП и при необходимости отстаивание интересов в суде помогают автомобилистам добиться справедливости и получить компенсации от виновной стороны или ее страховой компании.
РСА бесконтактное ДТП
Система Европротокола – упрощённая процедура оформления ДТП без участия
уполномоченных сотрудников полиции для последующего получения страховой выплаты. Иными словами, это возможность самостоятельно задокументировать факт ДТП, чтобы затем обратиться в страховую компанию (СК) за возмещением, и оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге.
Прежде чем приступать к оформлению ДТП без вызова сотрудников полиции, определите, возможно ли это в вашем случае.
Извещение о ДТП – это обязательный документ для получения страховой выплаты по Европротоколу. Заполнение и подписание извещения не является актом, признающим виновность участника ДТП. Тем не менее вина одного из участников аварии должна быть указана в извещении однозначно, без оговорок. Бланки извещения выдаются страховой компанией, оформившей полис ОСАГО (если у вас нет бланков, обратитесь в свою СК). Извещение о ДТП состоит из двух листов. Каждый лист разделен на две части: лицевую (самокопирующуюся) и оборотную. Вся информация, внесенная на лицевую (верхнюю) сторону, должна четко отпечатываться на втором листке.
Оба водителя заполняют один бланк извещения о ДТП: лицевую и оборотную стороны обязательно.
При этом абсолютно не важно, чей из участников ДТП бланк будет заполнен. Каждый водитель выбирает любую колонку и вносит информацию по своему транспортному средству.
- 1. Место ДТП: укажите город, улицу и номер ближайшего к ДТП здания; если авария произошла на перекрестке – пересечение улиц; если не в населенном пункте – название трассы, километр и направление движения.
- 2. Дата ДТП: отметьте дату и время ДТП.
- 3. Количество поврежденных ТС: их должно быть только два, в ином случае вызывайте сотрудников ГИБДД.
- 4. В графе «Количество раненых/погибших» должны стоять прочерки, иначе применение Европротокола недопустимо.
- 5. Освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения: при оформлении Европротокола не проводится.
- 6. Материальный ущерб, нанесенный другим ТС (кроме «А» и «В»): если помимо двух ТС пострадало другое имущество – оформление Европротокола недопустимо.
- 7. Свидетели ДТП: указать контактные данные свидетелей, если таковые имеются (по возможности взять у них письменные показания об обстоятельствах аварии).
- 8. Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД: «нет», так как Европротокол оформляется без участия сотрудников полиции. Далее каждый участник аварии заполняет свою сторону («А» или «В»).
- 9. Марка, модель ТС: указываются данные из свидетельства о регистрации ТС.
- 10. Собственник ТС: указываются данные лица, чье имя указано в свидетельстве о регистрации, в том числе адрес.
- 11. Водитель транспортного средства: указываются данные лица, управлявшего ТС в момент аварии (могут отличаться от данных собственника ТС).
- 12. Страховщик: указывается страховая компания из полиса ОСАГО, номер полиса и дата окончания его действия.
- 13. Место первоначального удара: указывается только место первоначального удара.
- 14. Характер и перечень видимых повреждений: указываются все видимые повреждения.
- 15. Замечания: укажите, кто из участников ДТП признал свою вину, а невиновному необходимо указать свою невиновность.
- 16. Обстоятельства ДТП: указать из предложенных. Обязательно отметить общее количество заполненных клеток.
- 17. Схема ДТП: необходимо обозначить контуры проезжей части с обязательным указанием названий улиц, а также направление движения. Указать расположение транспортных средств, дорожную разметку, дорожные знаки, указатели, светофоры – все, что имеет отношение к ДТП.
- 18. Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий по пп. 14, 15, 16, 17, – обязательное условие оформления ДТП с помощью Европротокола.
В случае если на оборотной стороне бланка не хватает места для полного описания, запишите
необходимые данные на чистом листе бумаги и приложите его к основному бланку.
На бланке необходимо сделать отметку «С приложением», а на приложении указать,
к какому документу оно относится и кем составлено, а также заверить его
подписями обоих участников ДТП, как и на лицевой стороне бланка.
Бесконтактное ДТП: что это такое, кто виноват и можно ли получить страховое возмещение?
По данным статистики, каждый день на дороги РФ выезжают примерно 40 млн. легковых авто, 6 млн. грузовиков и около 1 млн. автобусов. Представить такой поток очень трудно, и конечно он рассредоточен по огромной территории нашей страны. Но количество машин растёт 1,5 млн. единиц в год. Поэтому стимулируется рост цен на топливо и увеличивается количество аварий.
На дорогах случаются разные ситуации, и иногда бывает так, что опрометчивые действия одного участника дорожного движения приводят к печальным последствиям для других. Если при этом виновник ДТП сам не пострадал, а из-за его манёвров другие транспортные средства причинили вред друг другу, то случается, так называемое, бесконтактное ДТП. На ком лежит ответственность за такое столкновение? Кто виноват? Как получить выплаты по ОСАГО в такой ситуации?