Ситуационная экспертиза по ДТП

Содержание статьи:

Экспертиза обстоятельств ДТП

Практика показывается, что одна и та же ситуация на дороге способна вызвать множество споров между участниками происшествия. Водители и пешеходы склонны искажать факты и весь механизм ДТП. Кроме того, часто возникают неточности при составлении самого протокола.

Независимая ситуационная экспертиза позволяет объективно выявить обстоятельства ДТП. Она осуществляется с целью определения механизма произошедшего транспортного происшествия, установления конкретных действий участников ДТП, состояния дорог и самого транспортного средства. Экспертиза обстоятельств ДТП даёт возможность установить связь всех факторов, выявить виновника происшествия и оценить размер ущерба, нанесённого автомобилю.

Независимая ситуационная экспертиза применяется в ряде случаев:

  • при возникновении спорных вопросов, которые касаются механизма, произошедшего дорожно-транспортного происшествия
  • если Вас хотят признать виновником аварии, а Вы стремитесь опровергнуть данное утверждение
  • при возникновении сомнений в независимости эксперта, проводящего экспертизу обстоятельств происшествия
  • причиной аварии послужило плохое состояние дорожного полотна, и Вы собираетесь взыскать ущерб непосредственно с дорожной компании

С помощью проведения экспертизы обстоятельств ДТП могут быть устанавливлены следующие факторы:

— механизм и обстоятельства происшествия. При этом рассчитывается траектория, скоростные характеристики. Кроме того, с помощью математических вычислений производится воспроизведение всей ситуации на каждой из составляющих движения транспортного средства, которыми являются сближение, контакт и разлёт.

— устанавливается правильность действий участников ДТП относительно использования автомобиля и установленных правил дорожного движения. Данные факты позволяют определить достоверность, предоставленных сторонами показаний.

— взаимосвязь между случившейся аварией и состоянием транспортного средства

В результате всех перечисленных действий сопоставления следов на машине и месте аварии устанавливается не только причина и обстоятельства ДТП, но и принадлежность конкретных повреждений к рассматриваемому происшествию.

Для проведения независимой ситуационной экспертизы Заказчик должен предоставить несколько основных документов:

  • ПТС на транспортное средство
  • протоколы осмотра места происшествия и транспортного средства
  • схема места аварии
  • детальные фотографии пострадавших машин и места ДТП

В результате проведения экспертизы предоставляется заключение, включающий в себя все исходные данные, описание производимых исследований, расчётную часть, а так же сделанные на их основе выводы. При необходимости прилагаются различные схемы, чертежи и фотографии.

Заключение специалиста представляет собой юридический документ, который может быть рассмотрен в качестве доказательства.

При проведении независимой экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом возникает множество вопросов, на которые он должен найти ответ:
— Соблюдал ли человек, находившийся за рулём, правила дорожного движения, была ли в конкретной ситуации техническая возможность придерживаться правил ПДД?
— Какие правила были нарушены и есть ли взаимосвязь между их не соблюдением и возникшим происшествием?
— Скоростные характеристики движения машины перед началом торможения.
— Размер остановочного и тормозного пути.
— Вычисление необходимого времени для осуществления торможения при заданных дорожных условиях.
— Максимальная разрешённая скорость на данном участке дорожного полотна.
— Была ли у водителя реальная техническая возможность избежать столкновения или наезда?
— Возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке.
— Мог ли водитель с технической точки зрения произвести безопасный объезд препятствия?
— Чьи действия с технической точки зрения могли послужить причиной ДТП?
— Установление расстояния от начала следов экстренного торможения.
— Насколько соответствуют действительности с технической точки зрения версии происшествия участников ДТП.
— Причина происшествия с технической точки зрения.
— Время и фактический пусть обгона, если он имел место быть.
— Скоростные характеристики транспортных средств при столкновении.
— Если ДТП произошло на перекрёстке, то кто из участников происшествия выехал раньше на проезжую часть?
— Вычисление при заданных условиях безопасной дистанции между автомобилями.
— У кого из водителей было право преимущества на исследуемом перекрёстке?
— Была ли возможность у водителя транспортного средства преодолеть конкретный участок за данный временной промежуток?
— Чем мог быть вызван занос или изменение направления движения автомобиля?

Методика проведения ситуационных экспертиз при решении вопросов расположения внутри салона автомобиля

библиографическое описание:
Методика проведения ситуационных экспертиз при решении вопросов расположения внутри салона автомобиля / Леонов С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2003. — №6. — С. 65-70.

код для вставки на форум:

Комплексные ситуационные судебно-медицинские автотехнические экспертизы относятся к числу наиболее сложных исследований. Наиболее часто решаемый в ходе проведений экспертиз вопрос — положение потерпевших, погибших внутри салона. Несмотря на значительное количество публикаций и методических разработок в этой области, решение таких вопросов остается достаточно сложным.

Тому есть ряд причин. Низкая информативность данных в медицинских документах о наличии, объеме, локализации повреждений потерпевших объяснима различными целями, стоящими перед врачом и судебно-медицинским экспертом. Утрата одежды живых и погибших участников ДТП — из-за банальной халатности, заплесневение одежды и т.д. Некачественный осмотр места происшествия. Неизъятие биологических объектов (крови, слюны, волос, эпителия и т.д.) с приборной панели, лобового стекла, рулевого колеса при проведении осмотра места происшествия усложняет решение экспертных вопросов впоследствии.

Еще более сложно проведение экспертизы при многофазности ДТП, особенно при последовательной встрече транспортного средства с преградами, когда взаимодействие происходит под разными углами (порой в противоположных направлениях).

Нельзя не сказать и о большой доле субъективного мнения экспертов, производящих экспертизу.

По нашему мнению, значительно облегчает, снижает долю субъективизма следующий порядок проведения экспертизы. После ознакомления с материалами дела производится повторный осмотр транспортного средства. Производится изъятие биологических объектов (крови, слюны, волос, эпителия и т.д.) с приборной панели, лобового стекла, рулевого колеса. Осмотром фиксируются деформированные элементы салона автомобиля.

Повторный выезд на место происшествия позволяет порой уточнить направление движения транспортного средства, направление и характер заноса и т.д.. что позволяет эксперту-автотехнику дать направление удара транспортного средства о преграду. Вот выдержка из экспертизы: «-.-.. Согласно следам, зафиксированным на схеме дорожно-транспортного происшествия, а также пункта 2 исследования, дефект дорожного покрытия (люк колодца) на траекторию движения не повлиял, следовательно, направление движение не изменилось.

При дальнейшем торможении автомобиль «Ниссан-Лаурель » № ** совершает наезд правым передним колесом на бордюрный камень под углом около 36°, в результате чего на колесе образовались повреждения, описанные в пункте 3 исследования, в результате наезда на бордюрный камень возник крутящий момент вокруг центра масс автомобиля, что привело к небольшому заносу задней части автомобиля по часовой стрелке и изменению направления движения, так как след торможения после преодоления автомобилем бордюрного камня направлен под углом 11° к правому краю проезжей части. В дальнейшем направление движения автомобиля стало параллельно относительно правого края проезжей части, и произошло столкновение правой передней частью с деревом. В результате столкновения с деревом возник крутящий момент вокруг центра масс автомобиля, направленный по часовой стрелке, что привело к развороту автомобиля и столкновению левой стороной автомобиля, в районе левой передней стойки, с электроопорой, угол удара 45°. »

Далее производится моделирование травмы. Вот выдержка из экспертизы: «Моделирование травмы.

. Учитывая характер заносов автомобиля, характер деформации кузова принята следующая модель травмы.

Положения, вводимые в принятую модель: в первую фазу удар был на порядок слабее последующего (что подтверждается меньшей деформацией кузова автомобиля и продолжившимся движением автомобиля); второй удар был максимальным (что подтверждается значительной деформацией кузова и остановкой автомобиля), угол встречи с преградой около 45 градусов.

. Для дальнейшего проведения моделирования пассажирам салона автомобиля присвоены условные номера: пассажир переднего сидения слева от водителя — № 1; водитель автомобиля — № 2; пассажир заднего сидения слева от водителя — № 3; пассажир заднего сидения справа (позади водителя) — № 4.

На основании принятой модели пассажир № 1 должен получить следующие повреждения:

Удар о переднюю панель автомобиля и, возможно, лобовое стеклю

Травма в области лица, кистей и предплечий

Удар о нижнюю часть передней панели автомобиля

Травма в области коленей и передней поверхности голеней

Удар о лобовое стекло (осколки)

Травма головы (передняя и боковые поверхности), травма шеи

Удар о деформированную внутреннюю обшивку двери. Удар деформированной крышей

Повреждения боковой поверхности грудной клетки, левого плеча (при условии, что оно приведено к туловищу или опорное). Травма спины. Травма левого бедра по передненаружной поврехности

Удар о переднюю панель автомобиля и., возможно, лобовое стекло

Травма правого предплечья

На основании принятой модели водитель (условный № 2) должен получить следующие повреждения:

Удар о рулевое колесо

Травма в области лица, кистей (ладонная поверхность) и предплечий, грудной клетки (в проекции рулевого колеса). Травма нижней части лица

Удар о нижнюю часть передней панели

Травма в области коленей и передней поверхности обоих бедер.

Осевая нагрузка на ногу, фиксированную на педали тормоза

Травма передней поверхности правой голени

Полосовидные ссадины в области правого надплечья, поперечные полосовидные ссадины в области живота

Удар о ручку коробки передач (гидромуфты)

Травма передненаружной поверхности левого бедра

Удар о стекло (осколки) деформированной двери и столб и деформированную внутреннюю обшивку двери

Травма головы (признаки действия неограниченной поверхности соударения). Повреждения боковой поверхности орудной клетки, левого плеча (при условии, что оно приведено к туловищу или опорное)

Чтобы понять идею, будет достаточно привести данные только по двум участникам ДТП. Мы не будем приводить данные моделирования для пассажиров заднего сидения.

Сравнительное исследование произведено следующим образом. Повреждения, выявленные при исследовании трупов Д., М., К.(согласно заключениям №№ *** * соответственно), и повреждения, отраженные в заключении №- освидетельствование М., а также данные о повреждениях на одежде М. вынесены с таблицы, прилагаемой к заключению. Данные о предполагаемых местах травматизации пассажиров и водителя, полученные при моделировании, вынесены в ту же таблицу.

Ссадины на правом предплечье

Травма в области лица, кистей и предплечий

Сотрясение головного мозга, раны лица (щечно-скуловая справа, подчелюстная слева, височная слева). Раны шеи справа

Травма головы (передняя и боковые поверхности), травма шеи

Травма поясничной области, ушиб правой почки, ушиб грудной клетки слева. Разрыв брюк в проекции правой ягодицы. Разрыв джемпера сзади сверху, (три) спереди

Повреждения боковой поверхности грудной клетки, левого плеча (при условии, что оно приведено к туловищу или опорное). Травма спины

Разрыв левой штанины по наружной поверхности в проекции нижней трети бедра

Травма левого бедра по передненаружной поверхности. Травма в области коленей и передней поверхности голеней

Ссадины на правом предплечье

Травма правого предплечья

Резюме. Таким образом, выявлено соответствие по 4 из 4 сравниваемых признаков.

водитель (условный № 2)

Ссадины на правом предплечье. Сотрясение головного мозга, раны лица (щечно-скуловая справа, подчелюстная слева, височная слева). Раны шеи справа

Травма в области лица, кистей (ладонная поверхность) и предплечий, грудной клетки (в проекции рулевого колеса). Травма нижней части лица

Травма в области коленей и передней поверхности обоих бедер

Травма передней поверхности левой голени

Разрыв левой штанины по наружной поверхности в проекции нижней трети бедра

Травма передненаружной поверхности левого бедра

Травма головы (Признаки действия неограниченной поверхности соударения). Повреждения боковой поверхности грудной клетки, левого плеча (при условии, что оно приведено к туловищу или опорное)

Полосовидные ссадины в области правого надплечья, поперечные полосовидные ссадины в области живота

Травма поясничной области, ушиб правой почки, ушиб грудной клетки слева. Разрыв брюк в проекции правой ягодицы. Разрыв джемпера сзади сверху (три) спереди

Резюме. Таким образом, выявлено соответствие по 2 из 7 сравниваемых признаков.

При проведении сравнительного исследования повреждений, обнаруженных на теле М. и вероятных местах травматизации пассажира № 1, выявлено соответствие по 4 из 4 сравниваемых признаков.

При проведении сравнительного исследования повреждений, обнаруженных на теле М. и вероятных местах травматизации водителя № 2, выявлено соответствие по 2 из 7 сравниваемых признаков.

При проведении сравнительного исследования повреждений, обнаруженных на теле М. и вероятных местах травматизации пассажира № 3, выявлено соответствие по 1 из 6 сравниваемых признаков.

На основании данных проведенного сравнительного исследования, М. располагался на переднем левом сидении (при созданной модели травмы). »

Аналогичное исследование проводится и для других участников ДТП. Таким образом, приведенный метод исследования позволяет существенно упростить аргументацию выводов, сделать более наглядной экспертизу.

похожие статьи

Судебно-медицинская оценка наезда легкового автомобиля в случаях нелетальной травмы / Глинский С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 61-63.

Специфика алгоритма назначения ситуационных экспертиз / Островский О.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №2. — С. 48-51.

К вопросу о возможности установления причинения повреждений конкретным субъектом / Казакова Е.Н. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 105.

О проблемах серийных преступлений против личности в судебно-медицинском аспекте / Гедыгушев И.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 22-23.

Какие экспертизы позволяют выявить причину ДТП

Возникновение аварийной ситуации требует обязательного исследования дорожного происшествия. Осмотр необходим для установления обстоятельств инцидента. Тип экспертизы определяется целями детального изучения места ДТП, поврежденных транспортных средств. Автовладельцы должны вызвать специалистов после оповещения страховой компании о столкновении.

Что такое исследование обстоятельств ДТП

Автотехническая экспертиза проводится для определения факторов, приведших к возникновению аварийной ситуации. После происшествия пострадавший водитель должен обратиться в страховую компанию. Далее на место столкновения прибывает эксперт ДТП, который оценивает дорожную обстановку, техническое состояние поврежденных транспортных средств, устанавливает причинно-следственные связи инцидента.

Для чего проводится

Экспертиза ДТП осуществляется при возникновении необходимости в восстановлении точной картины дорожного происшествия для установления обстоятельств инцидента. Исследование назначается при несоответствии свидетельских показаний участников аварии, отсутствии очевидцев, фото-, видеоматериалов, позволяющих определить виновника ситуации. Осмотр места столкновения и поврежденных автомобилей проводится по инициативе автовладельцев, представителя страховой компании или сотрудников правоохранительных органов, если в результате происшествия есть пострадавшие граждане или случай смертельного исхода.

Какие факторы позволяет установить

Задачей экспертизы обстоятельств ДТП является определение фактических данных дорожного инцидента, причин и условий, повлиявших на возникновение аварийной ситуации. Основные предметы автотехнического исследования:

  • скорость, траектория движения водителей до момента столкновения;
  • исправность автомобилей;
  • загруженность транспортных средств;
  • состояние дорожного покрытия.

Для определения ситуационных обстоятельств изучаются свидетельские показания очевидцев происшествия, фото-видеоматериалы. При составлении заключения анализируются погодные условия, состояние нанесенной разметки, наличие дорожных знаков и внешних предметов, которые могли послужить причиной несоблюдения ПДД. В рамках исследования учитываются психофизиологические качества автовладельцев в момент аварии.

Изучение инцидента проводится специалистом. Осмотр места столкновения может осуществлять сотрудник страховой компании или представитель независимой организации.

Важно знать! Задачи экспертизы – определение обстоятельств аварийной ситуации, выявление виновной стороны, расчет суммы компенсации, складывающейся из оценки степени дефектов, скрытых повреждений при ДТП по выплате ОСАГО. В зависимости от цели установления деталей транспортного происшествия выбирается вид исследования.

Автотехническая проверка

Данный тип исследования осуществляется для определения параметров дорожной обстановки, анализа действий водителей при управлении машиной. Проверка проводится при невозможности урегулирования конфликта по оценке суммы причиненного ущерба, для обжалования в суде по закону участником ДТП обвинительного заключения, занижении или отказе в компенсации со стороны страховой компании. Предметы автотехнической экспертизы:

  • состояние дороги, разметки;
  • степень видимости, обзорности;
  • помехи движению;
  • погодные условия;
  • окружающая обстановка;
  • наличие уклона трассы;
  • показатели сцепления автомобиля с покрытием;
  • коэффициенты ускорения и торможения;
  • траектория движения;
  • состояние шин, осветительных приборов.

На результаты автотехнической проверки влияет оценка следование участниками происшествия ПДД, действий, предпринятых для избегания аварийной ситуации. Эксперт устанавливает приоритет движения водителя, соблюдение дистанции при совершении маневра. Специалист выясняет скоростные ограничения на конкретном отрезке дороги, время прохождения транспортного средства до места столкновения, тормозной и остаточный путь.

Криминалистический осмотр

Возникновение аварийной ситуации вследствие несоблюдения правил дорожного движения – причина исследования происшествия по запросу сотрудников правоохранительных органов. Криминалистический осмотр подразумевает анализ:

  • следов шин, торможения;
  • расстояния между колесами одной оси;
  • частиц лакокрасочного покрытия;
  • осколков стекла;
  • механические дефекты автомобилей;
  • телесные повреждения пострадавших.

При осмотре устанавливаются нарушенные пункты ПДД, последствия столкновения. По результатам исследования места происшествия, транспортных средств, опроса пострадавших и свидетелей определяется виновная сторона. Криминалисты учитывают статические и динамические элементы обстановки дорожного инцидента, способ совершения ДТП, типичные следы, личности участников аварийной ситуации.

Судебный анализ

Для установления обстоятельств происшествия, определения степени вины каждого автовладельца и расчета суммы компенсации назначается разбирательство. Экспертиза проводится для отстаивания собственных интересов, если страховая компания отказывается выплачивать материальный ущерб. Комплексный анализ направлен на исследование скорости движения, положения транспортных средств, возможностей предотвращения ДТП, действий водителей. В рамках судебной экспертизы может проводиться техническая диагностика, инженерно-психофизиологическая проверка, автодорожный осмотр.

Трасологическая проверка

Исследование направлено на установление обстоятельств, предшествовавших столкновению. Основные цели трасологической экспертизы:

  • выяснение групповой принадлежности транспортных средств;
  • реконструкция целостной картины аварии по имеющимся частям, деталям;
  • определение места дорожного происшествия;
  • установление процесса столкновения.

Специалист анализирует схему ДТП, составляет протокол осмотра места происшествия, собираетсфотографии, видеосъемку, документы о техническом состоянии транспортных средств. В рамках трасологической проверки изучаются следы, расположение автомобилей после аварийной ситуации, осколочные части машин.

Автотовароведческая

Определение стоимости ремонта осуществляется на основании характера, масштабов механических повреждений, износа отдельных деталей, рыночной цены частей транспортного средства, подлежащих замене. Автотовароведческая экспертиза проводится при начислении по страховке материального ущерба, не соответствующего действительности, для определения размера нанесенного вреда по взысканию денежных средств с виновника аварии при отсутствии действующего полиса ОСАГО.

Внимание! Исследование направлено на установление суммы компенсации, необходимой для проведения восстановительных работ. В рамках автотовароведческой экспертизы после ДТП специалист учитывает скрытые дефекты машины.

Для чего проводится видеотехническая экспертиза

Анализ аварийной ситуации основывается на предоставленных вещественных доказательствах. В рамках видеотехнической экспертизы ДТП исследуются записи с камер наблюдения на наличие механического монтажа, копирования, стирания данных. Объектом изучения могут быть цифровые материалы на предмет изменения первоначального содержания файла.

Как узнать о скрытых повреждениях

Дополнительные диагностические исследования проводятся для обнаружения внутренних деформированных частей. Скрытые дефекты автомобиля после ДТП выявляют сотрудники страховой компании или независимые эксперты. Несвоевременное определение испорченных деталей впоследствии может привести к ухудшению функциональности транспортного средства.

Важно знать! Для установления итоговой стоимости компенсации нужно знать, как зафиксировать скрытые повреждения при ДТП. Степень дефектов определяет сотрудник ГИБДД при осмотре машины и заносит данные в протокол. Квалифицированное заключение вправе оформить независимые эксперты при детальном изучении автомобиля.

Этапы расследования

Для вынесения решения проводятся логический анализ и инженерные расчеты. Исследование осуществляется на месте происшествия или по предоставленным документам, вещественным доказательствам. Основные этапы экспертизы:

  1. Ознакомление с постановлением.
  2. Изучение материалов дорожного происшествия.
  3. Оценка исходных данных.
  4. Осмотр транспортного средства.
  5. Сопоставление полученной информации.
  6. Построение модели ДТП.
  7. Проведение расчетов.
  8. Оформление заключения.

Проведение независимой экспертизы осуществляется после заключения договора. В документе указываются назначение исследования, начало осмотра, сроки и стоимость работы.

Итоги проверки

После проведения анализа специалист составляет отчет, состоящий из трех частей. В вводном разделе указываются исходные сведения, перечисляются нормативно-правовые акты, используемые для вынесения решения. В исследовательской части приводятся результаты оценочных мероприятий, ответы на поставленные вопросы. Итог проверки зависит от типа экспертизы. На основании полученных данных определяются виновник аварии или сумма компенсации.

Исследование ДТП проводится для установления обстоятельства дорожного инцидента. Экспертиза осуществляется сотрудниками страховщика или независимыми специалистами. На принятие решения влияют данные документов, составленных на месте происшествия, степень механических повреждений автомобилей, свидетельские показания, вещественные доказательства после прохождения видеотехнического анализа.

Экспертиза обстоятельств ДТП

Как правило каждый из участников дорожно транспортного происшествия имеет свое мнение о случившимся. Не редки случаи, когда виновник, понимая тяжесть последствий, при составлении протокола умышленно искажает факты и схему ДТП. В таких случаях разобраться в обстоятельствах и определить степень виновности участников ДТП поможет экспертиза обстоятельств при которых это ДТП произошло.

Независимая ситуационная экспертиза исследует все факты при которых произошло дорожно транспортное происшествие. Она проводится для выявления механизма, произошедшего ДТП, установив действия всех участников, состояние дорожного покрытия и самих транспортных средств. Экспертиза по обстоятельствам ДТП устанавливая связь всех факторов, помогает определить виновника и размер полученного ущерба, нанесенного автомобилю.

Случаи, в которых необходима экспертиза обстоятельств ДТП

  • В случае возникновения спорной ситуации о последовательности действий водителей и пешеходов при дорожно-транспортном происшествии;
  • В случае если Вас признают виновным в ДТП, а Вы хотите оспорить решение;
  • В случае если у Вас возникли подозрения в независимости эксперта ранее проводящего экспертизу обстоятельств ДТП;
  • В случае когда авария произошла по причине плохого качества дорожного покрытия и Вы собираетесь предъявлять требование к дорожным службам;

При проведении экспертизы обстоятельств дорожно транспортного происшествия устанавливаются следующие факты

  • Обстоятельства при которых произошло происшествие. Рассчитываются скорость автомобиля, траектория по которой двигался каждый из участников ДТП. Определяется возможность принять меры для предотвращения ДТП. Вычисляется обстоятельства сближения, контакта и разлета;
  • Определяются действия участников ДТП относительно использования транспортного средства и установленных правил дорожного движения. Это позволяет определить достоверность показаний сторон;
  • Рассматривается связь между аварией и состоянием автомобиля;

По результатам всех перечисленных действий сопоставления следов на транспортном средстве, а также месте дорожно-транспортного происшествия специалист выдает заключение. В котором устанавливается не только причина и обстоятельства при которых произошло ДТП, но и возможность получения повреждений в рамках рассматриваемого происшествия.

Основные документы для проведения ситуационной экспертизы, которые необходимо предоставить заказчику

  • Паспорт транспортного средства;
  • Составленные ранее протоколы осмотра ТС и места происшествия;
  • Схема с места дорожно-транспортного происшествия;
  • Фотографии пострадавших транспортных средств при аварии, а также фотографии места ДТП;

По результатам проведения экспертизы выдается заключение, включающее в себя все исходные данные, описание произведенных исследований, расчётную часть, а также сделанные экспертом выводы на их основе. Заключение специалиста дополняется схемами, чертежами и фотографиями.

Заключение специалиста является юридический документом, который может быть рассмотрен в качестве доказательства в суде.

Вопросы которые решает ситуационная экспертиза обстоятельств ДТП

При проведении экспертизы обстоятельств дорожно транспортного происшествия перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:

  • Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
  • Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
  • Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
  • Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
  • Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
  • Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
  • Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
  • Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
  • Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
  • Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
  • Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
  • Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
  • Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
  • Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
  • Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
  • В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
  • Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
  • Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
  • Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
  • Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.

Виды экспертиз и этапы расследования обстоятельств ДТП

Когда в результате аварии сильно пострадал автомобиль, логичным будет обращение в страховую фирму для возмещения ущерба. Но по одному лишь заявлению никто не станет выплачивать страховые выплаты. Для начала потребуется проведение независимой экспертизы с целью установления точной суммы компенсации.

Необходимость проведения независимой экспертизы

Существуют следующие причины для проведения независимой экспертизы:

  • Оценка независимого эксперта требуется в тех случаях, когда кто-то из участников ДТП стремится узнать реальную стоимость машины после участия в ДТП.
  • Владелец авто, повреждённого в результате ДТП, желает узнать, нет ли каких-либо скрытых повреждений и дефектов, а также узнать точную сумму необходимую для возмещения реального ущерба.
  • Участник ДТП сомневается в результате экспертных оценок, которые были проведены ранее, а потому планирует провести встречную экспертизу с участием независимого эксперта.

Многие страховые компании умышленно занижают размеры реального ущерба. Для этого они используют нечестные методы проведения экспертиз. Так, часто встречаются ситуации, когда у страховой компании есть свои СТО, где в ходе проведения экспертизы могут сильно занизить стоимость ремонтных работ. В результате суммы страховой компенсации не хватит на восстановление машины после ДТП. Для оспаривания решения эксперта придется обратиться в суд.

Если владелец автомобиля сам занимается ремонтом автомобилей и знает стоимость ремонтных работ запчастей, он сможет самостоятельно прикинуть примерную сумму ущерба, а затем обратиться к помощи независимого эксперта. Но часто случается так, что время упущено, заниженная сумма компенсации выплачена, а владелец авто уже ничего не сможет сделать. Независимые эксперты дают объективную оценку материального ущерба автомобиля после ДТП.

Виды экспертиз при ДТП

Существует несколько разновидностей независимой экспертизы при ДТП.

  • Трасологическая автомобильная ДТП экспертиза основывается на осмотре места ДТП, изучении обстановки на дороге, траектории движения машин, следов происшествия. С помощью трасологической экспертизы можно определить субъективные и объективные причины аварии. Трасологческая экспертиза ДТП после ДТП либо подтверждает, либо опровергает версию следователя.
  • Автотовароведческая экспертиза ущерба автомобиля после ДТП основывается на осмотре состояния машины после аварии. С ее помощью можно выявить наличие скрытых повреждений и определить размер нанесенного ущерба. Именно этот вид экспертизы проводится по решению страховой компании.
  • Автотехническая экспертиза подразумевает исследование состояния машин, реакцию авто в момент аварии действия водителей. Срок проведения экспертизы после ДТП зависит от многих факторов.
  • Комплексная авто экспертиза после ДТП – это совокупность всех описанных выше проверок либо нескольких из них. Проводится для того, чтобы можно было составить целостную картину произошедшего дорожно-транспортного происшествия.

Порядок проведения независимой экспертизы

На практике порядок проведения независимой экспертизы выглядит следующим образом.

После того, как произошло дорожно-транспортное происшествие, потерпевший должен обратиться в страховую фирму в установленном порядке. Ему необходимо подать заявление на выплату страховой компенсации. На автовладельца накладывается обязанность предъявить повреждённый автомобиль фирме-страховщику в течение пяти дней с момента ДТП. Делается это для того, чтобы страховая фирма провела осмотр и экспертизу поврежденного автомобиля. В случае, когда после осмотра повреждённого автомобиля у страховой фирмы возникнут какие-либо вопросы по обстоятельствам ДТП, в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате, она сможет за свой счет организовать независимую экспертизу.

Независимая экспертиза обстоятельств ДТП назначается и проводится в ситуациях, когда у страховщика и потерпевшего появляются разногласия по поводу обстоятельств аварии, размеров восстановительного ремонта после экспертизы страховой компании после ДТП.

Когда страховая компания не провела осмотр поврежденного транспортного средства и не назначила проведение независимой экспертизы, потерпевший сможет самостоятельно обратиться к эксперту с целью поручения дальнейшего осмотра автомобиля, пострадавшего в аварии.

Если есть необходимость, проведение независимой экспертизы назначается повторно. Это происходит в таких случаях, как несогласие потерпевшей стороны с выводами эксперта. Потерпевший вправе самостоятельно стать инициатором проведения повторной независимой экспертизы авто. Проведение повторной независимой оценки проводится по тем же вопросам, что и были и при первой экспертизе, но проводить ее будет уже другой эксперт.

Согласно общим правилам проведения независимой экспертизы, можно провести также дополнительную независимую экспертизу мотоцикла или авто после ДТП. Дополнительная оценка автомобиля, пострадавшего в ДТП проводится тогда, когда возникли вопросы, которые требуют экспертного мнения. Также проведение дополнительной экспертизы необходимо в тех случаях, когда открылись новые обстоятельства ДТП, которые не были включены экспертом в первичное заключение. Оспорить экспертизу по ДТП можно через суд.

Этапы проведения независимой экспертизы

Стоит особенно внимательно отнестись к выбору оценочной компании. Нелишним будет изучить побольше информации о ней. Обязательно заключение договора с компанией о проведении независимой экспертизы. В договоре прописывается место и время проводимой экспертизы. О времени и месте проведения участники ДТП оповещаются заранее. Не все автовладельцы знают, как проводится экспертиза автомобиля после ДТП. Экспертиза состоит из таких этапов:

  1. Осмотр места происшествия и автомобилей с обязательным использованием фото и видеосъёмок. С помощью видеокамеры или фотоаппарата все повреждения фиксируются вместе с государственным номерам авто, VIN-кодом. На этом же этапе проводится исследование на наличие скрытых повреждений.
  2. Следующим этапом становится оценка повреждений машины после аварии, что указывается в заключении в виде акта с фотоотчетом. На процедуру оценки и расчета суммы компенсации уходит не более 3-х дней. В письменном акте должен прописываться полный перечень повреждении (как видимых, так скрытых), а также размер финансовых трат, необходимых для восстановления авто.


По итогам экспертизы выдается отчет, который содержит такие сведения, как: цели, задачи проведенных исследований, итоговый размер суммы нанесенного ущерба, список нормативных актов, которые использовал эксперт в ходе работы по оценке авто, обоснованные критерии принятого решения о характере повреждении, стоимость работы эксперта.

Независимая экспертиза после ДТП

Если автовладелец не согласен с первичным экспертным заключением, оптимальный вариантом здесь является независимая экспертиза после ДТП. Она проводится за счет средств страховщика по инициативе застрахованного лица, но бывают случаи, когда последнему приходится оплачивать все самостоятельно, а затем возмещать стоимость через суд.

Независимая экспертиза: что это, когда она требуется

Независимая экспертиза – это исследование, позволяющее определить обстоятельства ДТП, степень повреждения автомобиля и размер ущерба. Как правило, она требуется пострадавшим в аварии в нескольких ситуациях:

  • Страховщиком была проведена первичная экспертиза, но клиент не согласен с ее результатами. Зачастую в заключительном акте указывается заниженный размер ущерба. Это объясняется расчетом с учетом степени износа деталей – таковы правила законодательства. Однако здесь не учитывается, что повреждаются старые запчасти, а автовладельцам приходится покупать новые.
  • Водитель не согласен с результатами вторичной экспертизы. Согласно нормативно-правовым актам, при несогласии клиента с первым заключением при подаче соответствующего заявления проводится второе исследование с участием постороннего специалиста от другой организации. Оплата производится за счет страховщика, но об этом знает лишь малое количество людей, поэтому многие сразу платят собственные деньги для оспаривания первого заключения. Фактически же за свой счет клиенты должны заказывать исследования только при несогласии со второй экспертизой.
  • Клиент не соглашается с содержанием заключения со второго исследования. Здесь граждане должны самостоятельно все оплачивать и предъявлять акт с заявлением для урегулирования проблемы в досудебном порядке.
  • Оспаривание выплат. Если страховщик перечислил деньги, но сумма не покрывает фактических расходов, проводится экспертиза по инициативе застрахованного лица за его счет. Впоследствии все заключения вместе с претензией предоставляются страховщику, при отсутствии реакции – в суд для взыскания недостающих сумм.
  • Нарушение сроков перечисления страховой премии страховщиком, если клиент не согласен с результатами заключения. Актуально, когда застрахованное лицо планирует взыскать с СК неустойку за несоблюдение сроков, а также не соглашается с размером полученного ущерба.

Бывают и отдельные случаи, когда ДТП является спорным, и для определения виновника требуется экспертиза. Здесь исследуются не только представленные документы (протокол со схемой аварии), но и автомобили. Если по результатам исследования виновным признается гражданин, и он не согласен с заключением, он вправе потребовать повторного осмотра или обратиться в специализированную организацию самостоятельно.

Сложнее всего, когда в ДТП пострадали или погибли люди, и тяжело определить виновника, т.к. на это влияет не только характер повреждений транспортного средства, но и другие обстоятельства: погодные условия, освещение и пр. В таких ситуациях назначается комплексная экспертиза, требующая использования всевозможных методов.

Виды экспертиз после ДТП

По общему смыслу автоэкспертизы после ДТП делятся на досудебные и судебные. Первые проводятся по желанию сторон, не согласных с первичным заключением, выдающимся сразу после осмотра.

Проведение судебной экспертизы возможно по ходатайству пострадавшего, обвиняемого или суда. Ее главной целью является определение вины. Если будет установлено, что авария произошла в результате несчастного случая, а не пренебрежения водителем ПДД, с подсудимого снимут все обвинения.

По характеру и методам проведения экспертизы делятся на несколько разновидностей:

Уважаемый читатель!

В статье представленная базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:

При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.

ВидКогда требуетсяЧто исследуется
АвтотехническаяДля выявления обстоятельств и причин ДТПДорожная обстановка на момент аварии, поведение и реакция водителя, параметры сцепления с дорогой, погодные условия, тормозной путь и пр.
ТрасологическаяДля выявления оставленных на месте аварии следов (например, если водитель скрылся)Тип шин, марка автомобиля, соответствие обнаруженных деталей конкретному автомобилю
АвтотовароведческаяПри несогласии с заключением и размером компенсации от страховой компанииНаличие скрытых повреждений, неучтенных СК; параметры расчета страховой премии, реальная сумма ущерба
КомплекснаяДля установления всех обстоятельств ДТП. Проводится специальной комиссиейМесто и схема происшествия, погодные условия, освещение, характеристики транспортных средств, повреждения и пр.
СудмедэкспертизаНазначается при наличии пострадавших в аварии для определения времени получения травм (до или при ДТП), тяжесть вреда здоровьюЗдоровье пострадавших, обстоятельства произошедшего. Инициатором выступает суд

Как выбрать организацию для проведения независимой экспертизы

Если проблема кроется только в несогласии с первичным заключением СК, застрахованное лицо может поступить следующим образом:

  1. Подать страховщику заявление о проведении второй экспертизы. В таком случае СК должны предоставить другого эксперта для исследования.
  2. Согласовать с СК время и место осмотра, предоставить автомобиль в назначенный день.
  3. Получить заключение. Оно выдается в течение 3-5 дней – все зависит от скорости работы экспертной компании.
  4. Ознакомиться с заключением.

При наличии разногласий застрахованное лицо вправе организовать исследование за свой счет, предварительно уведомив об этом СК в письменной форме.

Чтобы выбрать экспертную компанию, рекомендуется обратить внимание на ряд нюансов:

  • Наличие лицензии. К работе допускаются только организации, имеющие лицензии установленного образца. Если документов нет, заключение от такой компании будет недействительно.
  • Стоимость услуг. Средняя цена простой экспертизы составляет 5 000 – 7 000 руб. При судебных разбирательствах организации могут брать процент от суммы иска. Если условия слишком выгодные для клиента, велика вероятность подвоха.
  • Отзывы. При выборе следует обратить внимание на реальные отзывы граждан, обращавшихся в экспертные бюро. Ознакомиться с ними можно в социальных сетях и на специализированных форумах. Брать в расчет оставленные отзывы на официальных сайтах компаний не стоит: есть вероятность, что они написаны и размещены самими сотрудниками организации.

Немаловажным критерием является отношение к клиентам. Специалист должен сразу указать, какой перечень документации понадобится для проведения объективного исследования – для каждой ситуации требуются разные справки. Если сотрудник компании не может лаконично и точно ответить на вопросы, сотрудничать с ней не стоит.

Проведение независимой экспертизы по инициативе застрахованного лица: пошаговая инструкция

Чтобы самостоятельно добиться справедливости с помощью независимой экспертизы, нужно действовать согласно пошаговой инструкции:

  1. Выбрать исполнителя – компанию, состоящую в реестре экспертов и имеющую соответствующую лицензию.
  2. Заключить договор, представить документацию.
  3. Оплатить услуги. Этот пункт всегда следует только после оформления договора! Кроме того, в нем обязательно должна содержаться стоимость работ.
  4. Уведомить страховщика о проведении исследования, отправив письмо с указанием даты, времени и места.
  5. Предоставить автомобиль на экспертизу. Он должен быть чистым, чтобы специалист мог максимально объективно изучить повреждения. Также потребуются документы на транспортное средство.
  6. Получить заключение. Сроки его выдачи оговариваются заранее между клиентом и сотрудником компании, указываются в договоре.

В дальнейшем для взыскания выплат гражданин может обратиться в СК для досудебного урегулирования вопроса. Если ответа нет либо по претензии поступил письменный отказ, следующим шагом станет подача иска в суд. Дело будет рассматриваться в рамках гражданского производства.

При удовлетворении иска сторонам выдаются копии выписки из судебного решения. Ответчик должен действовать на основании нее и перечислить страховую премию в установленные сроки.

Оспаривание результатов независимой экспертизы или содержания судебного решения допускается и по инициативе СК, если ее представители считают, что сумма ущерба неоправданно завышена. Это возможно только через суд. Если оспаривается первое решение, подается апелляционная жалоба до вступления в законную силу. Решения, вступившие в силу, обжалуются в кассационной инстанции