Спровоцировал ДТП и уехал ответственность

Содержание статьи:

Что делать, если виновное лицо оставило место ДТП. В каких ситуациях можно законно оставить место ДТП.

ПДД требуют, чтобы в случае, если произошло ДТП, все его участники оставались на месте вплоть до прибытия ГИБДД или до оформления по «европротоколу». Однако бывают случаи, когда несмотря на эти требования виновник скрылся с места аварии. Что ему за это будет – и как в этом случае получить возмещение от его страховой и от него лично? Проблема эта достаточно серьёзна, однако безвыходных положений нет. Посмотрим, как разобраться с этой ситуацией.

○ Чем грозит и какой штраф за оставление места ДТП?

Пункт 2.5 ПДД однозначно требует, чтобы водитель после аварии немедленно остановил и не трогал с места свой автомобиль. Из этого правила есть только два исключения:

  • Если пострадали люди, и нет возможности вызвать «скорую» или привлечь других водителей, допускается использовать свой транспорт для доставки пострадавших в больницу (п. 2.6 ПДД).
  • Если пострадавших нет, но машина мешает проезду других участников движения – её можно сместить в сторону, освободив проезд и зафиксировав (в том числе с помощью фото или видеосъёмки) её положение после ДТП (п 2.6.1 ПДД).

Но если кто-то из участников самовольно решил, что оставаться на месте незачем – его ждут неприятности. Ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ в этом плане однозначна:

  • Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —
  • влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

При этом не важно, уехал ли виновник на своём транспорте, или бросил разбитую машину и скрылся пешком – лишение прав или 15 суток его ждут в любом случае.

○ Срок давности за оставление места ДТП.

Однако для виновного есть небольшая лазейка, которую можно найти сразу в трёх кодексах – административном, уголовном и гражданском.

Прежде всего нужно сказать о лишении прав. Избежать этого достаточно легко – нужно всего лишь помнить про ст. 4. 5 КоАП РФ. Она устанавливает, что если после того, как было совершено правонарушение, прошло определённое время – лицо, даже виновное, не может быть наказано за это. Применительно к нашему случаю срок составляет 3 месяца.

При этом согласно ст. 25.1 того же кодекса присутствие виновника на рассмотрении дела обязательно. Поэтому виновному достаточно просто не являться в суд больше трёх месяцев. Однако для этого каждый раз нужно придумывать обоснованные причины: если просто игнорировать повестку – судья в конце концов может, согласно ст. 29.4 КоАП РФ, просто вынести постановление о приводе – и тогда виновника в суд силой притащит наряд полиции.

В том же случае, если в результате ДТП пострадали люди, виновному надо скрываться уже дольше. В соответствии со ст. 78 УК РФ срок давности для действий, наказываемых по ст. 264 УК РФ (той, которая карает за нарушение ПДД с ранениями или смертями людей), составляет от 2 (если никто не погиб) до 10 лет (если погибло два и более человека). При этом надо, чтобы виновного сами органы не привлекали к ответственности: если человек скрывается от следствия, меняет место проживания, уклоняется от явки по повестке – это время в зачёт срока не идёт.

Одним словом, чтобы не посадили по ст. 264 УК РФ – нужно, чтобы виновного просто не нашли в течение определённого, но достаточно долгого времени.

Что же касается возмещения вреда, причинённого ДТП, то тут есть свои сроки. По общему правилу, в суд подать и потребовать возмещения можно в течение 3 лет с того момента, как был причинён вред. Однако при некоторых обстоятельствах и уважительных причинах пропуска суд может и восстановить пропуск, и тогда взыскание состоится и более чем через три года.

○ Неумышленное оставление места ДТП.

Покинуть место аварии можно не только с прямым умыслом, но и нечаянно. Обычно это происходит, если:

  • ДТП незначительно (например, всего лишь поцарапана краска или слегка задето зеркало на чужой машине).
  • На дороге плохая видимость – и водитель просто не заметил ДТП.
  • В салоне хорошая звукоизоляция и играет громкая музыка – и потому автомобилист не слышал стука или скрежета.
  • ДТП серьёзное, но ГИБДД нет очень долго – и водитель просто отошёл погреться в ближайшее помещение, а тем временем приехал инспектор.

Возможны и другие случаи, но их объединяет одно: человек не хотел нарушать ПДД – но случайно их нарушил. Что делать в такой ситуации?

Необходимо помнить, что ст. 12.27 КоАП РФ не требует прямого умысла. Даже если он и не хотел покидать место ДТП, но случайно его покинул – его всё равно ждёт то же самое наказание. Поэтому защитить себя можно лишь следующими способами:

  1. Доказать, что правонарушение незначительно. Такое возможно, если серьёзного вреда имуществу не было, а из людей никто не пострадал. В этом случае согласно ст. 2.9 КоАП РФ от наказания виновный может быть освобождён.
  2. Доказать, что была крайняя необходимость покинуть место аварии. Такое возможно в силу ст. 2.7 КоАП РФ. Например, если на улице сильный мороз, водитель легко одет, обогрев салона больше не работает, а ГИБДД долго не приезжает – можно попробовать сослаться на то, что была угроза здоровью, и срочно нужно было добраться до тёплого помещения. Такая тактика не всегда срабатывает – но иногда можно добиться отмены наказания.
  3. Если водитель отошёл или уехал, но успел вернуться до того, как прибывший на место экипаж ГИБДД закончил оформление – можно сослаться на то, что никакого нарушения вообще не было. Судебная практика (а аналогичное дело рассматривалось даже Верховным судом РФ) однозначна: если водитель добровольно вернулся, вменять ему ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ нельзя. Можно лишь говорить о ч. 1 той же статьи (всё-таки водитель не выставил знак, не включил сигнализацию и т. д.) – но там наказание значительно мягче, всего лишь штраф в виде 1 тысячи рублей.
  4. Ст. 27.5 говорит о том, что срок задержания не должен быть более 3 часов. Если за это время инспектор ГИБДД не приехал – нужно снова позвонить (а все звонки фиксируются) и сообщить об этом. По истечении 3 часов можно уезжать – и судебная практика тут на стороне водителя: он исполнил свои обязанности, и наказывать его нельзя.

○ Оставление места ДТП на парковке неумышленное.

Отдельным случаем являются ситуации, когда произошло неумышленное оставление места ДТП на парковке автомобилей. Довольно часто случается, что водитель, выезжая со стоянки, нечаянно задевает соседний автомобиль – и, не заметив этого, уезжает. Или же замечает, пытается найти владельца – но его нет. Что делать в этой ситуации, если произошло неумышленное оставление места ДТП?

К сожалению, закон не делает различий для ДТП на парковке и на проезжей части. Если один автомобиль двигался – то этого уже достаточно для наказания по соответствующей статье.

Однако и здесь есть возможности избежать наказания:

  1. Если повреждения чужого автомобиля были не связаны с движением – это не повод лишать прав. К примеру, если, открывая дверь, человек задел чужой автомобиль – это гражданско-правовой спор, а не ДТП.
  2. Есть шансы доказать малозначительность деяния.
  3. Если на машине виновника нет повреждений – возможно доказать, что он не знал и не мог знать о том, что произошло ДТП. Шансы незначительные – но они есть.
  4. Никаких документов до суда пописывать нельзя. Иначе избежать лишения прав не выйдет.

Важно помнить: уезжать с парковки, оставив второму участнику записку под дворником – нельзя ни в коем случае!

○ В каких ситуациях можно покидать место ДТП, и это не будет наказуемо?

Тем не менее, есть обстоятельства, на которые ст. 12.27 не распространяется. Разберёмся же с ними. Частично они перечислены выше (доставка пострадавшего в больницу, европротокол и т. д.) – но есть свои нюансы.

✔ Ситуации крайней необходимости.

Для крайней необходимости нужно, чтобы причинённый вред был меньше, чем предотвращённый. В результате можно сделать следующие выводы:

  • Предотвращение вреда здоровью и жизни человека всегда выше, чем соблюдение норм ПДД. Поэтому, к примеру, водитель, везущий рожающую женщину, не обязан оставаться на месте ДТП: он отвечает за жизнь матери и ребёнка – а не только за материальный ущерб.
  • Повседневные нужды крайней необходимостью не являются. Опоздание на работу – не причина, чтобы покинуть место ДТП.
  • Попытка догнать второго участника ДТП, покинувшего место аварии, как крайняя необходимость не рассматривается.

✔ Водители разобрались на месте.

В том случае, если обе стороны заключили соглашение о компенсации ущерба – казалось бы, можно и разъезжаться. Но не всё так просто. Соглашение не отменяет норм об ОСАГО и правил движения. Потому если позднее один из участников решит подать заявление – второму придётся туго.

Поэтому, если решено разбираться на месте – надо оформлять расписку, в которой будет подробно указан порядок компенсации ущерба, признана виновность одного из водителей – а главное, зафиксирован факт, что второй не имеет претензий.

Тем не менее, даже в этом случае лучше оформлять европротокол, чем расписку.

○ Провокаторы аварий:

С недавних пор в судебной практике появился термин – «провокатор аварии». Верховный Суд РФ, рассмотрев очередное дело, внезапно поддержал суды первой инстанции. Гражданин, обратившийся с жалобой, доказывал, что ДТП не было – на его машине нет никаких следов. А то, что из-за его поведения на дороге другой автомобиль врезался в дерево – это случайность.

До недавнего времени человека, который избежал повреждений автомобиля в ДТП, практически нереально было привлечь к ответственности: формально он не участвовал в аварии. Однако новое решение позволяет теперь учитывать и действия водителя на дороге, из-за которых произошла авария. Буквально решение ВС гласит:

  • «Судебные инстанции пришли к правильному выводу, что дорожно-транспортное происшествие находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя; вместе с тем то обстоятельство, что последний стал участником дорожно-транспортного происшествия, обязывало его выполнить требования пункта 2.5 Правил дорожного движения»

Однако нужно учесть: нового в нормативные акты внесено не было – а в России понятие «прецедент» отсутствует. До того момента, как практику обобщит Пленум ВС, ссылаться на это решение нельзя. Тем не менее, теперь появился шанс привлечь к ответственности и водителя, из-за чьих агрессивных манёвров произошла авария – пусть даже он в ней и не участвовал.

✔ Очевидец ДТП оставил место ДТП.

В том же случае, когда место аварии оставил очевидец, а не участник ДТП – ситуация и вовсе становится расплывчатой. Формально очевидца привлечь не за что – он не участвовал в ДТП. Однако ПДД требует, чтобы участники зафиксировали контактные данные очевидцев – и это подразумевает, что свидетелям тоже нельзя покидать место аварии.

Тем не менее, если кто-то стал очевидцем ДТП – ему достаточно оставить свои контактные данные любому из участников. После этого можно спокойно идти или ехать по своим делам, не беспокоясь об ответственности. Если очевидец потребуется ГИБДД – они всегда его вызовут.

○ Советы юриста:

✔ Оба водителя после ДТП покинули место, на что смогут они рассчитывать при выплате страховки и почему?

В том случае, если вред был причинён только имуществу, водители вправе покинуть место при следующих обстоятельствах:

  • Они решили составить европротокол с помощью аварийных комиссаров. По этому протоколу, если нет вреда для жизни, а ущерб менее 50 тысяч рублей, можно уезжать. В этом случае возмещение по ОСАГО должно быть произведено: закон не требует, чтобы документ был оформлен точно на месте ДТП.
  • Они рассчитались между собой. Это допустимо – но страховых выплат никому из них ждать нельзя.

✔ Водитель спровоцировал ДТП и уехал, возможно ли его наказать и его ответственность?

Да, теперь это возможно. Дело № 78-АД-15-4, рассмотренное Верховным судом даёт для этого новые основания. Хотя у нас в России и нет прецедентов, и Пленум ВС ещё не обобщал практику – теперь у низовых судов появилось подтверждение сложившейся практики.

Какое наказание за оставление места ДТП, как избежать ответственности? Рассказывает автоадвокат Павел Горин.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Лихачей лишают прав

Многие водители попадали в такие ситуации. Кто-то подрезал на дороге, и чтобы уйти от столкновения с этим лихачом, он выезжает на встречную и получает удар в лоб. Кто виноват?

Тот, кто выехал на встречную. А ставший причиной аварии автомобилист уже давно уехал. Стандартная ситуация: таксист гонится за протянутой рукой, не обращая внимания ни на кого. В результате один уворачивается от него, выезжая в соседний ряд, и получает удар в бок от того, кто двигался по своей полосе.

Другая схожая ситуация — на красный свет пролетает лихач. Чтобы избежать столкновения, водитель, который тронулся на свой законный зеленый, резко тормозит. А в зад ему влетает автомобилист, который видел, что на перекрестке зеленый, и не ждал подвоха. Кто виноват? Как всегда, последний.

Еще одна ситуация. Водитель идет на обгон фуры, но не рассчитал расстояние до встречной машины, резко подрезает фуру. Та, чтобы избежать аварии, выруливает на обочину. Но обочина под ее вес не рассчитана. В итоге переворот. Гонщика и след простыл, а виноват в аварии водитель фуры. Он же понесет наказание за недоставленный вовремя груз, а также расходы по перегрузке этого груза.

Это перечень банальных каждодневных ситуаций. Однако Верховный суд решил поставить жирную точку в череде таких происшествий.

В ВС обратился некто Табачков. Он всеми предыдущими судами был признан виновным в том, что скрылся с места ДТП. Но сам он при этом утверждал, что в аварию вообще не попадал. И это действительно так. В городе Пушкин, двигаясь по улице Железнодорожная, при выезде на улицу Генерала Хазова он не уступил дорогу двигавшейся навстречу машине. Водитель той машины, чтобы уйти от столкновения, выехал на тротуар и врезался в дерево. А Табачков как ни в чем не бывало уехал.

Верховный суд считает, что при таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что авария находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя Табачкова. Факт отсутствия повреждений на его автомобиле на квалификацию его нарушения не влияет. А поэтому все решения судов нижестоящих инстанций остаются в силе, а жалоба Табачкова без удовлетворения. То есть его лишили прав совершенно законно.

По словам юриста Льва Воропаева, в силу пункта 1.2 Правил «Дорожно-транспортное происшествие» — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Так как событие правонарушения по части 2 статьи 12.27 КоАП предполагает наличие непосредственного участия транспортного средства в аварии, то суды ранее исходили из следующего.

Если автомобиль водителя, нарушившего Правила дорожного движения, и действия которого привели к ДТП, каких-либо повреждений не получил, то в его действиях отсутствует объективная сторона состава правонарушения. Так как непосредственная причастность к аварии, как в принципе и наличие самой аварии с участием автомобиля-«провокатора», отсутствует в определении понятия «дорожно-транспортное происшествие».

Помимо этого раз повреждений на автомобиле «провокатора» нет, то и доказать умысел в скрытии с места ДТП невозможно, в связи с чем дела прекращались. Провокатор оставался безнаказанным и мог продолжать свои художества на дорогах. Решение Верховного суда может изменить правовое отношение к таким ЧП.

— Верховный суд в данном решении устранил указанные противоречия, и эта позиция высшей судебной инстанции вселяет оптимизм, — утверждает Лев Воропаев. — Надеюсь, это позволит уменьшить количество аналогичных ситуаций, которые нередко заканчивались и смертью потерпевшего, а также приведет к тому, что пострадавшие в ДТП своевременно получат возмещение причиненного ущерба и вреда, как их автомобилю, так и здоровью, в случае наличия такового. Ранее получение этих выплат было крайне затруднительно.

У нас, конечно, не прецедентное право. Но решение Верховного суда — такое решение, на которое будут ориентироваться все суды. На него стоит обратить внимание и министерствам. В конце концов, раз понятие «дорожно-транспортное происшествие» в Правилах дорожного движения мешало принимать верные решения и наказывать действительно виновных в авариях, его стоит скорректировать? Правила у нас утверждаются постановлением правительства.

Кстати, стоит напомнить, что обычно в подобных ситуациях советовали и инспекторы ГИБДД, и правозащитники. Совет был прост: врезаться в нарушителя. Тогда он будет виноват, а вы не создадите проблем другим автовладельцам. Однако, первая реакция водителя при возникновении опасности — всеми силами ее избежать. Поэтому лихачи чаще всего уходили безнаказанными, а страдали те, кто пытался спасти их машину. Ну и свою тоже. А в итоге они же оказывались виноватыми. И хорошо, если обходилось без жертв. Тогда страдал только кошелек. А если в такой аварии кто-нибудь погибал?

Сложение сроков лишения по административным и уголовным делам с 25 июня 2019 года

Добрый день, уважаемый читатель!

В заключительной статье серии «Постановление пленума ВС №20» речь пойдет об интересных нововведениях законодательства, которые были приняты 25 июня 2019 года.

Ну а сегодня будут рассмотрены следующие вопросы:

Может ли быть дорога на прилегающей территории?

Пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда посвящен привлечению к ответственности в случае ДТП. Однако есть в этом пункте и еще один интересный момент:

20. Статьей 12.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие имело место на дороге, в том числе на дороге, находящейся в пределах прилегающей территории (например, на парковке).

Основной смысл данного пункта заключается в том, что столкновение автомобилей на прилегающей территории — это ДТП. То есть при ДТП на прилегающей территории должны быть соблюдены все связанные с ним пункты правил (что делать при ДТП).

Из пункта 20 можно сделать и еще один дополнительный вывод. Получается, что на прилегающей территории может быть дорога.

Получается, что все проезжие части, по которым ездят автомобили, являются дорогами. В том числе и во дворах, на парковках и т.д. Однако некоторые дороги имеют дополнительное название «прилегающие территории». То есть они все также остаются дорогами, но дополнительно на них действуют и правила для прилегающих территорий.

А что Вы думаете по поводу данного нововведения? Напишите Ваше мнение в комментариях к данной статье.

Ответственность за ДТП для водителя, который не участвовал в столкновении

Еще раз обратимся к пункту 20 Постановления Верховного Суда:

К административной ответственности по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ может быть привлечен водитель транспортного средства, допустивший нарушение требований ПДД РФ, которое стало причиной дорожно-транспортного происшествия с участием других транспортных средств (другого транспортного средства), вне зависимости от того, вступило ли управляемое им транспортное средство в механическое взаимодействие с другими транспортными средствами (транспортным средством), физическими лицами или материальными объектами, при условии, что этот водитель был осведомлен о факте дорожно-транспортного происшествия, однако умышленно оставил место дорожно-транспортного происшествия.

Суть данного абзаца сводится к тому, что если водитель нарушил правила и из-за этого столкнулись другие автомобили, то указанный водитель также является участником ДТП и может быть привлечен к ответственности за оставление места происшествия.

Например, автомобиль Ауди движется по правой полосе движения, автомобиль Волга — по левой. Автомобиль Волга резко перестраивается направо, водитель Ауди хочет уйти от столкновения, поворачивает руль и врезается в столб или отбойник. Если водитель Волги покинет место происшествия, то он может быть лишен прав.

Другой пример. Автомобиль Лада выполняет обгон на двухполосной дороге. При этом машина частично едет по попутной полосе и частично по встречной. Водитель встречного автомобиля Мазда считает, что разъехаться не удастся, поэтому он поворачивает на обочину, а автомобиль получает повреждения. В этом случае водитель автомобиля Лада также может быть привлечен к ответственности за оставление места ДТП.

Тем не менее нужно обратить внимание и на еще один важный момент. К ответственности может быть привлечен только тот водитель, который был осведомлен о факте ДТП.

Например, автомобиль Хонда «подрезал» автомобиль Киа. Водитель Киа резко затормозил, и сзади в него врезался автомобиль Пежо. Столкновение оказалось незначительным, повреждены были только рамки номерных знаков и поцарапаны бампера. При этом вполне естественно, что водитель Хонды не видел и не слышал столкновения. То есть он не должен быть лишен прав, т.к. оставление места ДТП являлось не умышленным.

Что является автоматическим режимом работы камер?

В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда подробно описывается, что именно нужно считать автоматическим режимом работы камер, фиксирующих нарушения ПДД:

При этом под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
.
С учетом этого, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется, а должностным лицом согласно части 1 статьи 28.6 КоАП РФ выносится постановление по делу об административном правонарушении, либо составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном статьей 28.7 КоАП РФ. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Данный пункт говорит о том, что нарушение может быть зафиксировано различными способами:

  • Техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.
  • Другими техническими средствами, которые использует сотрудник ГИБДД.

Однако оформление нарушения в каждой из ситуаций происходит по-своему.

Если используются автоматические камеры, то и штраф выносится автоматически, а постановление направляется водителю по почте.

Если же применялось иное средство, то сделанные им фотографии и видеозаписи могут рассматриваться в качестве дополнительных доказательств. При этом само нарушение должно быть оформлено сотрудником ГИБДД. То есть в данном случае штраф автоматически не выносится. Сотрудники должны остановить водителя и составить документы о нарушении.

Из данного пункта можно сделать следующий вывод. Если при движении на автомобиле Вы заметили, что сотрудники ГИБДД сняли Вас на видеокамеру, то опасаться автоматического штрафа в дальнейшем не следует. Если бы у сотрудников были претензии, то они сразу бы остановили автомобиль и оформили документы о правонарушении.

Сроки лишения по административным и уголовным делам не складываются

Обратимся к пункту 31 постановления Верховного Суда:

В то же время необходимо иметь в виду, что сроки назначенного административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами и уголовного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами исчисляются самостоятельно.

Напомню, что если водитель получил несколько административных наказаний в виде лишения прав, то срок каждого следующего наказания начинается лишь после того, как закончился срок предшествующего. То есть сроки лишения складываются.

Однако если водитель лишен прав по статье уголовного кодекса, то данный срок не складывается с административными. То есть сроки могут идти параллельно.

Например, 1 апреля 2019 года Андрей лишен прав за управление транспортным средством в состоянии опьянения на 18 месяцев. Срок лишения начался 11 апреля 2019 года и Андрей сразу же сдал водительское удостоверение в ГИБДД. Окончание срока лишения — 11 октября 2020 года.

После этого Андрей еще раз сел за руль в состоянии опьянения. Второй Суд состоялся 1 мая 2019 года. На это раз наказание для водителя было уголовным (по статье 264 1 ). Он получил штраф 200 000 рублей и лишен прав заниматься деятельностью по управлению ТС на 20 месяцев. Срок лишения в этом случае начался 11 мая 2019 года и заканчивается 11 января 2021 года.

Поскольку сроки лишения по административному и уголовному делам не складываются, водитель сможет вернуть права 11 января 2021 года. То есть фактически он будет лишен прав 21 месяц (вместо 38).

Выбор подразделения ГИБДД для исполнения постановления о лишении прав

Рассмотрим пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда:

32. При назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами (в том числе в качестве дополнительного административного наказания) судье в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо указать подразделение органа, уполномоченного исполнять названное административное наказание (например, подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также на то, что лицо, привлеченное к административной ответственности, должно сдать все имеющиеся у него соответствующие удостоверения либо заявить об их утрате в указанное судьей подразделение уполномоченного органа, и разъяснить последствия невыполнения данной обязанности (статья 31.3, части 1, 2 статьи 32.5, часть 1 статьи 32.6 и части 11, 2 статьи 32.7 КоАП РФ).

В качестве подразделения, на которое возлагается исполнение постановления о назначении административного наказания в части лишения права управления транспортными средствами, как правило, следует указывать подразделение органа, должностное лицо которого направило дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, в том числе в случае вынесения постановления в отношении лица, проживающего за пределами Российской Федерации. Кроме того, в отношении лица, проживающего на территории Российской Федерации, возможно возложить исполнение постановления о назначении административного наказания в части лишения права управления транспортными средствами на подразделение уполномоченного на то органа по месту жительства (по месту пребывания) лица, которому данное административное наказание назначено, в том числе в случае удовлетворения ходатайства такого лица о рассмотрении дела по месту его жительства.

Из данного пункта можно сделать следующие выводы:

1. Судья указывает подразделение ГИБДД, где будет исполняться решение о лишении прав, в постановлении. Напомню, что с 20 октября 2018 года водитель может сдать экзамены только в том подразделении, где исполняется решение.

2. Судья выбирает либо подразделение, сотрудник которого зафиксировал нарушение водителя, либо подразделение по месту жительства водителя.

Таким образом, сразу же после вынесения постановления суда водитель должен получить и информацию о том, где ему впоследствии придется сдавать теоретический экзамен.

Использование прав во время лишения

На практике иногда приходится сталкиваться с водителями, которые считают себя самыми хитрыми. Такой водитель после лишения прав пишет заявление об утере, чтобы срок лишения начал считаться, а затем продолжает ездить со своими правами.

Такой вариант не работал и раньше, а теперь разъяснение по этому поводу дал и Верховный Суд:

Вместе с тем в случае, если лицо заявило об утрате соответствующего удостоверения, а затем фактически продолжало пользоваться им при управлении транспортным средством, что подтверждается фактом изъятия данного удостоверения, срок лишения права управления транспортными средствами считается прерванным и продолжение исчисления течения прерванного срока производится со дня изъятия у лица соответствующего удостоверения.

То есть, если водитель, который написал заявление об утере, будет остановлен и при проверке у него обнаружатся утерянные права, то срок лишения такого водителя начнется заново.

Ну а в заключение предлагаю Вам самостоятельно изучить текст нового документа:

Спровоцировал ДТП и скрылся

Доброй ночи! Мой брат попал в аврию, он ехал по главной и прямо перед ним стала поворачивать машина, со второстепенной дороги он соответственно по тормозам его машину из за скользкой дороги занесло на встречку, встречка не была пустая он зацепил не сильно одну машину, тот кто поворачивал соответственно скрылся. Брат с сотрудниками ГАИ подписал документы что он признал вину в ДТП, потому что они сказали что искать некого не будут, хотя у нас есть запись с регистратора. Ну и вопрос: можно ли по закону стребовать деньги с того кто ДТП спровацировал? Город у нас не большой брат цифры запомнил номера того, найти не проблема, но скажите есть ли смысл?

Ответы юристов ( 2 )

Здравствуйте. Да смысл есть. Виновным вполне могут признать водителя, спровоцировавшего ДТП, который сам при этом в столкновении транспортных средств не участвовал. Есть практика на уровне Верховного суда РФ о признании таких водителей участниками ДТП и лишении их прав по ст 12.27 КОАП РФ за оставление места ДТП — то есть их признают участниками ДТП. Соответственно — если они участники — то могут быть и признаны виновными, а вот будут ли и какая степень вины каждого водителя — это уже решать суду.

Екатерина, если есть запись с регистратора то обращаться в суд за возмещением ущерба стоит. Страховка, естественно, тут не поможет. То что на месте брату сказал какой-то гаишник что искать никого не будут — это еще ничего не значит. С записью можете обратиться в ГИБДД с заявлением о привлечении его к административной ответственности по 12.13 ч 2 и 12. 27 КОАП РФ, по итогам разбирательств можете обратиться в суд. Можно и сразу в суд.

Признают ли виновным — зависит во многом от того, что на записи регистратора, насколько созданная помеха повлияла на развитие дорожной ситуации — тут подсказать не видя запись трудно.

можно ли по закону стребовать деньги с того кто ДТП спровоцировал?

В КоАП РФ ответственность наступает по установлению факта правонарушения ответственность за которое предусмотрена кодексом. Факт агрессивного вождения и несоблюдения ПДД провокатором доказать будет сложно, тем более брат признал вину и не указал истинного виновника ДТП и свои возражения в протоколе.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016)КоАП РФ, Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Город у нас не большой брат цифры запомнил номера того, найти не проблема, но скажите есть ли смысл?

Если ущерб незначительный и покрывается страховкой смысла нет.

Что грозит за скрытие с места ДТП?

ДТП – это стрессовая ситуация для каждого ее участника. И каждый участник случившегося может вести себя по-разному – покорно ожидать приезда сотрудников ГИБДД, обвинять других участников в аварии либо запаниковать и поспешно покинуть место аварии.

Скрытие с места ДТП

Водитель, спровоцировавший аварию и совершивший скрытие с места ДТП, делает это в различных ситуациях:

  1. Желая избежать ответственности за содеянное ДТП после нанесения повреждения стоящему на месте транспортному средству. Во время аварии, где лишь слегка повреждена машина, внутри которой не было ее владельца, виновник может попытаться скрыться с места происшествия, надеясь не быть замеченным и задержанным.
  2. Желая избежать ответственности за наезд на пешехода. Если автомобиль ехал на невысокой скорости, и сбил пешехода, не причинив ему сильного вреда, то водитель этого транспортного средства может скрыться с места происшествия, надеясь, что потерпевший человек не запомнил номера машины и не обратится к органам правопорядка с целью наказать виновного.
  3. Отправляясь с места происшествия в своих целях, не заметив, что совершено дорожно-транспортное происшествие.

Почему не следует покидать место аварии

Водителю, спровоцировавшему ДТП, не рекомендуется уезжать с места происшествия по нескольким причинам:

  1. Оставшись на месте аварии, можно оказать медицинскую помощь пострадавшему, сохранив ему жизнь.
  2. Скрытие с места ДТП – косвенное признание своей вины.
  3. Оставшись на месте аварии и согласившись со своей виной можно надеяться на смягчение наказания, которое будет выбрано судом.

Ущерб при оставлении места ДТП

Случившееся ДТП приводит к возникновению различных видов ущерба. Он может быть двух типов: материальный (нанесенный автомобилю) и телесный (нанесенный здоровью участника ДТП). В каждом из случаев потерпевшая сторона имеет право на компенсацию полученного ущерба, если случившееся ДТП документально оформлено (есть протокол ГИБДД, медсправка о состоянии здоровья, акт автосервиса о диагностике состояния авто после аварии).

Если потерпевший обладает действующей страховкой, то размер полученного ущерба будет компенсирован за счет средств страховой компании. Если страховки нет, то получить компенсацию ущерба можно от виновного лица – это будет возможно только после суда, с вынесением соответствующего судебного решения.

Ответственность за скрытие с места ДТП

Что грозит за скрытие с места ДТП? Законодательством предусмотрено административное и уголовное наказание. Выбор судом наказания зависит от ряда обстоятельств случившейся аварии.

Водителю, покинувшему место происшествия, за вину в аварии, где нет летального исхода или тяжких телесных повреждений, к виновнику будут применены административные санкции. Они будут в виде либо штрафа за скрытие с места ДТП, либо арестом на предусмотренный законом срок (предусмотрены КоАП).

Если водитель скрылся с места аварии и оставил потерпевшего с легкими телесными повреждениями, то к нему будут применены следующие санкции, предусмотренные ст. 125 УК РФ:

  • 12 месяцев лишения свободы;
  • 90 дней ареста;
  • 12 месяцев принудительных работ;
  • 12 месяцев исправительных работ;
  • 360 часов обязательных работ;
  • изъятие заработной платы, в размере, равном полугодовому окладу виновного;
  • 80 тысяч рублей.

В случае если виновный сбежал с места ДТП, оставив потерпевшего с тяжелыми травмами, то к нему будет применено наказание, предусмотренное статьей 264 УК России. Наказание будет следующее:

  1. Если виновное лицо было в трезвом состоянии. По выбору судьи — три года лишения свободы, два года принудительных работ, 6 месяцев ареста, два года лишения свободы и запрет занимать высокие должности в течение трех лет.
  2. Если виновное лицо было пьяным. По выбору судьи – 4 года лишения свободы, три года принудительных работ с запретом занимать высокую должность в течение трех лет.
  3. Если виновное лицо было в трезвом состоянии, но в результате аварии зафиксирован летальный исход. По выбору судьи – 4 года принудительных работ, 5 лет лишения свободы.
  4. Если виновное лицо было пьяным, но в результате ДТП зафиксирован смертельный исход. От 2 до 7 лет лишения свободы и запрет занимать высокие должности на протяжении трех лет.

Когда можно оставить место ДТП?

Существует несколько ситуаций, в которых участнику ДТП, спровоцировавшему аварию, разрешается покинуть место происшествия:

  • ни один из участников аварии не получил тяжкого вреда или травм средней степени, а ущерб автомобиля потерпевшего не составит больше 25 тысяч рублей;
  • автомобиль с сотрудниками ГИБДД длительное время не приезжал на место происшествия с целью оформить протокол и установить виновного либо не явился вовсе;
  • участники аварии самостоятельно оценили обстоятельства ДТП, составили и оформили схему происшествия – далее один участник отправился в ближайшее отделение полиции или к посту ДПС, а вторая (виновная) сторона покинула место происшествия;
  • виновник на своем транспортном средстве срочно доставляет пострадавшего в ближайшее медучреждение – после доставки человека в клинику и передачи его медперсоналу, водитель обязан вернуться на место аварии;
  • виновник переставляет свой автомобиль с места аварии с целью освободить дорожную полосу для движения других машин – это разрешается делать после фотофиксации в присутствии свидетелей первоначального положения транспортного средства в момент аварии (эти сведения помогут инспектору ГИБДД составить протокол происшествия).

Что делать, если скрылся с места ДТП

Каждый гражданин, невольно ставший участником ДТП (виновным или пострадавшим), может столкнуться с ситуацией, когда спровоцировавший аварию водитель исчезает с места происшествия. Как себя вести в сложившейся ситуации? Линия поведения зависит от стороны (виновный или потерпевший), в которой оказался конкретный гражданин.

Что делать водителю потерпевшего автомобиля

Водителю, оказавшемуся в ситуации, когда его машина попала в аварию по вине других лиц, а водитель-виновник скрылся с места происшествия, потребуется выполнить следующие действия:

  • обозначить место ДТП – установить знак аварийной остановки и включить в автомобиле «аварийное мигание»;
  • проследить, чтобы никто из посторонних лиц не передвинул с одного места на другое предметы или машины, имеющие отношение к случившейся аварии;
  • сделать фотоснимки (фотоаппаратом, телефоном) с места происшествия, начертить схему ДТП (если в автомобиле имеется чистый лист бумаги и ручка либо карандаш);
  • вызвать в телефонном режиме инспектора ГИБДД на место происшествия;
  • поискать свидетелей аварии (если такие лица имеются) – показания свидетелей (словесные, письменные, на видеорегистраторе) являются веским доказательством невиновности потерпевшего и вины лица, спровоцировавшего ДТП;
  • зафиксировать масштаб ДТП и размеры полученного ущерба – это можно сделать посредством фотоснимка, акта о медосмотре (если у пострадавшего есть телесные повреждения), записи в протоколе, составленном инспектором ГИБДД;
  • сосредоточиться и вспомнить максимальное количество деталей, связанных с аварией – внешний вид водителя-виновника, сведения об автомобиле виновника (номерной знак, марка и цвет машины).

Что делать водителю, виновному в ДТП

Водителю, совершившему аварию и уехавшему с места происшествия, следует помнить, что такие действия послужат лишь увеличением наказания, в виде штрафных санкций и лишением прав за скрытие с места ДТП. Чтобы смягчить возможное наказание, такому водителю потребуется выполнить следующие действия:

  1. Возвратиться на место ДТП.
  2. Оказать первую медпомощь гражданину, пострадавшему в аварии (если такой имеется и нуждается в ней). Вызвать карету «скорой помощи» (если есть необходимость). Доставить пострадавшего в медучреждение — если потерпевший требует неотложной, квалифицированной медпомощи.
  3. Передать максимум сведений об аварии сотруднику ГИБДД (словесное описание случившегося, видео с видеорегистратора).

Неумышленное оставление места ДТП

Неумышленным скрытием с места аварии является отъезд водителя по какой-либо причине, из-за которой он не заметил случившегося ДТП. Причины могут быть следующими:

  • отсутствие каких-либо дорожных знаков;
  • громкое звучание музыки в салоне авто, отвлекающей внимание водителя;
  • низкий уровень видимости на дороге (снегопад, дождь, туман, ночное время суток).

Справка. Какое наказание за неумышленное скрытие с места ДТП? Наказание предусмотрено административным кодексом РФ (ФЗ № 195 от 30 декабря 2001 года). Статьей 12.27 (пункт 2) предусмотрено наказание в виде лишения водительского удостоверения на срок 12-18 месяцев либо административного ареста на 15 суток.

Пунктом 2, статьи 3.9, ФЗ № 195 установлено, что административный арест не накладывается на несколько категорий граждан:

  • беременных женщин;
  • женщин, имеющих детей до 14 лет;
  • инвалидов 2 и 1 группы;
  • граждан, не достигших совершеннолетнего возраста;
  • сотрудников силовых структур (военнослужащих, полицейских).

К гражданам, перечисленным в п. 2, ст. 3.9 КоАП, применяется иной вид наказания, предусмотренный п. 1 упомянутой статьи. Это будет лишение водительских прав на 18 месяцев и штраф 1 тысяча рублей.

Страховка

Каждый участник случившегося ДТП вправе рассчитывать на выплаты страховой компании, по действующей страховке. Чтобы это произошло, обе стороны должны дождаться сотрудников ГИБДД и подписать составленный ими протокол.

Если виновник покинул место аварии до составления протокола и, не имея на это действие веских оснований, то страховая компания вправе применить к упомянутому лицу штрафные санкции, предусмотренные пунктом правилами о ОСАГО. Подпунктом «г», пункта 1, статьи 14 ФЗ № 40 от 25 апреля 2002 года, страховой компании разрешается требовать с лица, виновного в аварии и скрывшегося с места происшествия, компенсировать размер выплат, осуществленных страховщиком в пользу потерпевших граждан.

Помощь автоюристов

Помощь автоюриста понадобиться участникам ДТП, где виновная сторона скрылась с места, в нескольких случаях:

  • виновный желает избежать ответственности или максимально минимизировать ответственность за скрытие с места ДТП;
  • виновный желает за максимально короткий срок восстановить отобранное водительское удостоверение;
  • если обвиняемый в скрытии с места ДТП желает избежать максимального наказания, доказав, что он сделал это неумышленно;
  • нужно обжаловать вердикт суда первой инстанции по делу о скрытии с места ДТП в вышестоящем судебном органе;
  • нужно выстроить линию защиты для предстоящих судебных заседаний;
  • пострадавший, не имеющий страховки, желает получить с виновного компенсацию за понесенный ущерб.

Воспользоваться помощью автоюристов можно в онлайн-режиме или при очной встрече. Чтобы заказать услугу автоюриста, потребуется посетить наш офис в Санкт-Петербурге или позвонить юристу по телефону.

Подрезал и сбежал — водителей, спровоцировавших ДТП, но не попавших в него будут привлекать к ответственности

Водителя, который спровоцировал аварию, причем его автомобиль не получил повреждений и он уехал с места происшествия, могут привлечь к ответственности. Об этом говорится в проекте постановления Пленума Верховного суда.

Это постановление — важный для любого водителя документ. Ведь в конечном итоге суды, принимая решения по тому или иному делу, обязаны учитывать то, что прописано в этом документе. А последний раз поправки в него вносились семь лет назад.

То есть, несмотря на огромное количество поправок, внесенных в КоАП, а также в Правила дорожного движения, суды апеллировали к устаревшему документу.

Впрочем, у них есть возможность пользоваться своим внутренним убеждением.

Надо сказать, что большинство жалоб по административным делам приходится именно на 12-ю водительскую главу КоАП — а это почти 45 процентов. А именно 388 дел из 1062. И лишь 64 процента из них оставлены без изменений.

То есть ВС пришлось корректировать решения нижестоящих судов почти в половине случаев. Чтобы привести судебную практику к единому знаменателю, потребовалось провести ревизию всех дел и выпустить соответствующие рекомендации.

Именно они заложены в проекте постановления Пленума Верховного суда.

Правовые аспекты управления автотранспортом эксперты «РГ» разъясняют в рубрике «Юрконсультация»

Итак, представим ситуацию. Один водитель неудачно перестроился. В результате другой применил экстренное торможение и в него въехал другой автомобиль.

Кто будет виноват? Тот, кто ехал сзади? Нет, можно доказать, что виноват тот, кто подрезал. А если он уехал, то его можно привлечь за оставление места ДТП. А это лишение прав на срок от года до полутора лет. Именно такое решение принял, рассматривая подобную ситуацию, Верховный суд.

Поэтому в проекте постановления Пленума прописано, что водитель, допустивший нарушение требований правил, которое стало причиной ДТП, вне зависимости от того, был ли контакт его машины с другой, может быть привлечен к ответственности по части 2 статьи 12.27 КоАП. Но в том случае, если этот водитель был осведомлен о факте аварии, однако умышленно уехал.

В аварии может быть виноват тот, кто никого не задел, а просто подрезали уехал. За это он может лишиться прав на год-полтора

Еще одна стандартная ситуация, когда водители объезжают пробки по обочинам. В результате происходит авария. Уже было много решений ВС по поводу данной ситуации, в которых судьи всегда указывали на то, что водитель, нарушающий правила, даже если это происходит на главной дороге, никаких преимуществ не имеет. Еще недавно ВС разбирал ситуацию, когда водитель выезжал из двора на дорогу с односторонним движением, по которой во встречном направлении ехала машина. Водителя привлекли к ответственности за то, что он не уступил дорогу. Однако ВС встал на его сторону, указав, что двигавшийся во встречном направлении по дороге с односторонним движением водитель вовсе не имел никаких преимуществ. И пострадавший не должен был уступать ему дорогу.

Однако факт, что до Верховного суда регулярно доходят подобные дела, говорит о том, что пора уже прописать эту ситуацию в постановлении Пленума ВС. Что и было проделано.

В проекте постановления говорится, что водитель транспортного средства, движущегося в нарушение правил по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

Пленум уточнил, что подразумевается под понятием водитель. К ним относятся и погонщики скота. Поводом для этого послужило следующее дело. Женщина, перегонявшая стадо через дорогу, попала под колеса проезжавшей машины. И ГИБДД, и нижестоящие судебные инстанции решили, что она пешеход, нарушила правила перехода и поэтому сама виновата в аварии. Однако согласно данному постановлению — она водитель. А поэтому водитель, который двигался по дороге и видел знак «перегон скота», не уступил дорогу тому, кто имеет преимущество. Ведь перед скотом сложно иметь преимущество, равно и перед тем, кто его перегоняет.

Еще одна неожиданная новация — это применение статьи 12.5 КоАП. Пленум ВС решил, что если не соответствуют и цвет, и режим работы световых приборов на передней части автомобиля, то может применяться 3-я часть этой статьи, предусматривающая лишение прав. А если не соответствует только цвет, то 1-я часть, штраф. Таким образом, за установку так называемого колхозного ксенона автовладелец ответит только штрафом в 500 рублей.

Водитель, который двигается по обочине или во встречном направлении по односторонней дороге, не имеет никаких преимуществ перед другими