Виды экспертиз при ДТП
Содержание статьи:
Зачем нужна автотехническая экспертиза при ДТП
Разновидности и цели автотехнической экспертизы
Сколько стоит автотехническая экспертиза и как ее инициировать
В сложных ситуациях с ДТП ход событий или виновные определяются с трудом. Иногда бывают сложные и спорные ситуации, которые требуют дополнительных экспертиз. В таком случае возможно проведение дополнительной автотехнической экспертизы заинтересованными лицами. Что это за экспертиза и какова её стоимость, мы расскажем далее в статье.
Для чего требуется автотехническая экспертиза после ДТП?
Для начала определим сущность понятия автотехнической экспертизы. Это дополнительное исследование машин и других объектов, ставших участниками ДТП. Она производится для определения виновного, а также урона и ответственности участников. Используется для любых категорий транспорта.
Исходя из того кто виноват, будет строиться защита пострадавшего и оценка ситуации. От данной процедуры зависит степень наказания и меры воздействия. Возможно, будет выплачен лишь материальный ущерб, а возможно, будет начато уголовное дело.
Разновидности исследований
Выделяется несколько категорий автотехнической экспертизы:
- Автоэкспертизы, которые определяют объекты, участвующие в аварии, делятся, в свою очередь, на следующие моменты:
— Выяснение нюансов дорожной обстановки. Позволяют определить тормозной путь ТС в данных погодных условиях на конкретном покрытии, скорость движения участников, помехи движению. Определяется вероятность избегания удара, наличие нарушений ПДД и другое.
— Дорожные условия. Качество полотна дороги, наличие качественного освещения, метеоусловия.
— Соответствие состояния ТС критериям безопасности. Выявляет повреждения, которые могли привести к ДТП, правильно ли работали агрегаты и детали, качество обслуживания автомобиля и своевременно ли оно проводилось.
- Автотовароведческие. Они производят реальную оценку стоимости машины либо её остатков (деталей), производится оценка ущерба в денежном формате.
- Трасологические. Производят подробное изучение ТС, тела водителей, дорогу, для того чтобы определить правильное положение автомобиля в момент аварии.
- Психофизиологические. Производят оценку состояния водителя в момент ДТП, эмоциональное и физическое здоровье, наличие отвлекающих факторов и переживаний, которые могли спровоцировать аварию.
- По очередности. В основном производят несколько различных исследований, для того чтобы качественно установить сложившуюся обстановку. Зачастую аварии способствуют различные причины и обстоятельства, а не один единственный фактор.
В связи с этим можно выделить ещё несколько подкатегорий исследований:
- Первичная экспертиза;
- Дополнительная – открывает нюансы первичной;
- Повторная – используется если в первой были допущены ошибки или же были выяснены новые обстоятельства дела;
- Единоличная – дело будет рассмотрено только 1 экспертом, используется в простых случаях с 2 машинами или без осложненных обстоятельств;
- Комиссионная – групповая экспертиза;
- Комплексная – в состав входит сразу несколько специалистов различных областей: медицина, автотехника, химики и другие необходимые.
Ходатайство о назначении
Для того чтобы данные автоэкспертизы можно было прикрепить к делу, она должна быть официально назначена. Для этого одна из сторон должна ходатайствовать о её назначении.
Форма обращения свободная, но должны быть соблюдены все формальные правила:
- Правильно составлена шапка обращения. Написаны реквизиты сторон, дата и место составления.
- Само ходатайство. Подробно описаны причины обращения, обоснование конкретно выбранного способа экспертизы.
- В последней части – результативная часть, здесь обозначены вопросы для изучения эксперту и выводы, которые хотелось бы получить. Кроме того обозначается, кто будет оплачивать эти исследования. Если эксперт известен, то добавляются его личные данные.
Стоимость и сроки проведения
Стоимость экспертизы будет зависеть от необходимых параметров и количества исследований. Так же будет не малое значение иметь её вид. В параметры войдут такие показатели, как объём проверок, количество участников, срочность проведения и другое.
В целом необходимо рассчитывать на сумму от 3 тысяч рублей и более. Если включено много параметров и привлечены специалисты различных областей, то сумма может быть более 50 тысяч. Если проверку назначает суд, то стоимость ещё возрастёт на 15-20%. Изначально проверку будет оплачивать инициатор. Если обе стороны готовы заплатить за проверку, то стоимость делится пополам. В том случае, если один из инициаторов является малоимущим, то можно рассчитывать на частичное погашение за счёт государства.
Законодательство не регламентирует срок экспертизы. Если экспертиза не требует особых специалистов или каких-либо сложных приборов, то может быть проведена в течение недели. Сложное исследование займёт до 30 рабочих дней. Если сроки будут назначены судьёй, то они обязательны для исполнения.
Исполнители АТЭ
Для проведения экспертизы можно обратиться как к государственным специализированным компаниям, так и к сертифицированным частным специалистам. Главное, чтобы была лицензия на производимую деятельность. Чтобы найти такого эксперта можно обратиться на официальный сайт Министерства юстиций. Для каждого из вида исследований будут свои представители и свои организации, содержащие в штате конкретных специалистов. При обращении необходимо уточнить о наличии таких специалистов, рассказав, что вам необходимо сделать.
Вопросы для автотехнической экспертизы
Перед первоначальной беседой необходимо составить список интересующих вопросов, для того чтобы специалист понял, что от него конкретно требуется. Не всегда юридические специалисты могут решить технические вопросы. Иногда требуется консультация технического эксперта. Он составит список вопросов, который вы предъявите мастерам при АТЭ.
Какие вопросы могут потребоваться для эксперта, список наиболее популярных из них:
- определить, какая была степень видимости на трассе;
- вычислить коэффициент сцепления колёс с дорожным покрытием;
- определить точное расстояние для тормозного пути каждого из автомобилей перед столкновением;
- вывести траектории движения машин;
- вывести градус угла при столкновении;
- понять причину потери устойчивости транспортного средства;
- определить наличие неисправностей в деталях или агрегатах машин;
- в каком положении оказались машины после столкновения.
Эти и другие вопросы бывают очень важны в обстоятельствах ДТП.
Порядок проведения
Такие документы как КоАП, УПК и АПК регламентируют проведение экспертиз. Цель исследования окончательно определит нужный документ.
Частный порядок
Иногда исследование бывает заказано по личному желанию физического или юридического лица. В основном интересует такой вид исследования как товароведческий, он позволяет определить точный размер нанесённого ущерба в ДТП. Иногда инициация автоэкспертизы бывает прямо перед судом, для того чтобы получить на руки документ с конкретной суммой, которая будет указана в исковом требовании к возмещению. Тем более стоимость такой экспертизы будет на порядок ниже, если она будет назначена судом.
Алгоритм в этом случае следующий:
- найти нужную лицензированную компанию и заключить с ней договор;
- пригласить заблаговременно на независимую экспертизу вторую сторону;
- предоставить необходимые материалы для осмотра;
- произвести оплату;
- ждём количество указанных в договоре дней и получаем результаты на руки.
Данный документ прикладывается к материалам дела в суде.
При административном расследовании
Если инициирует экспертизу один из госслужащих, например инспектор ГИБДД или судья, то обязательно на руках у участников процесса будет предписание, которое содержит:
- причину, по которой назначена экспертиза;
- личные данные эксперта (ФИО, должность, права, обязанности);
- объекты исследования (транспорт, обстановка, участников и т.д.);
- список того, что должно быть исследовано и на какие вопросы надо получить ответы;
- меры ответственности за недостоверные данные.
Перед тем как выдать предписание участники процесса должны быть с ним ознакомлены. Они могут внести свои поправки и дополнительные вопросы, сменить эксперта или привлечь дополнительных специалистов.
Судебная экспертиза
Данная экспертиза может быть затребована любым из участников процесса, даже судьёй и следователем. Стороны-участники имеют право дополнить документ собственными вопросами. Но судья должен быть согласен с конечным вариантом исследований. Он утверждает полученный документ, отклонив или одобрив внесённые предложения. Любые сведения, внесённые в протокол, должны быть идентичными информации из административного дела.
Если одно из лиц будет препятствовать экспертизе, то вердикт будет вынесен в пользу второй заинтересованной стороны. Если было инициировано исследование в отношении пострадавшего или свидетеля, то они должны быть согласны с ним. При проведении АТЭ принять участие могут следователь и участники ДТП, присутствие последних должно быть согласовано со следователем.
В выводах и заключении проведённой экспертизы всегда есть список участников, которые были привлечены для процесса. Вердикт должен быть вынесен один единственный, даже если принимала участие целая комиссия или эксперты из одной области разошлись во мнении. Компромисс должен быть найден. Но специалисты могут единолично вынести результаты с единственной своей подписью. При заседании комиссии документ будет составлен один, но в каждом специализированном разделе будет заключение конкретного эксперта.
Заключение по результатам
В конце проведённой экспертизы должны обязательно быть подведены итоги с выводами. Именно по выводам будет строиться дальнейшая защита и выносится вердикт.
Заключение может содержать следующие сведения:
- в какое время (конкретная дата) была произведена экспертиза;
- персональные данные эксперта с его подписью под исследованиями;
- перечисление объектов исследования;
- методики и способы исследования;
- список участников и ответственных лиц;
- выводы по каждому из рассмотренных и проверенных вопросов.
В документе всегда есть приложения. Они содержат информацию по исследованиям: фотографии, расчёты, таблицы, видеозаписи, всё, что было использовано для получения результата.
Все важные сведения и результаты будут приложены к материалам дела, даже если они не были заявлены в список вопросов. Иногда качество материала или недостоверные и неполные сведения мешают получению правильных выводов экспертом. В этом случае специалист составит отказ в проведении экспертизы, аргументируя это конкретными причинами.
В случае необходимости эксперт может быть вызван на процесс для дачи пояснений по отчёту. Если необходимые для процесса данные так и не были получены, то назначается дополнительная или повторная проверка.
Полезные советы
Следующие советы могут облегчить жизнь многих:
- при выборе эксперта опирайтесь на его опыт и реальные отзывы;
- лучше всего не отказываться от присутствия во время процесса экспертизы;
- заранее продумайте интересующие и важные вопросы для экспертов;
- будьте внимательны, прочитайте несколько раз заключение экспертов;
- каждый имеет право ходатайствовать о проведении дополнительных исследований.
Качественно проведённая экспертиза, пусть даже дорогостоящая, поможет выявить реального виновного в ДТП лица.
Видео
Независимая экспертиза после ДТП
Если автовладелец не согласен с первичным экспертным заключением, оптимальный вариантом здесь является независимая экспертиза после ДТП. Она проводится за счет средств страховщика по инициативе застрахованного лица, но бывают случаи, когда последнему приходится оплачивать все самостоятельно, а затем возмещать стоимость через суд.
Независимая экспертиза: что это, когда она требуется
Независимая экспертиза – это исследование, позволяющее определить обстоятельства ДТП, степень повреждения автомобиля и размер ущерба. Как правило, она требуется пострадавшим в аварии в нескольких ситуациях:
- Страховщиком была проведена первичная экспертиза, но клиент не согласен с ее результатами. Зачастую в заключительном акте указывается заниженный размер ущерба. Это объясняется расчетом с учетом степени износа деталей – таковы правила законодательства. Однако здесь не учитывается, что повреждаются старые запчасти, а автовладельцам приходится покупать новые.
- Водитель не согласен с результатами вторичной экспертизы. Согласно нормативно-правовым актам, при несогласии клиента с первым заключением при подаче соответствующего заявления проводится второе исследование с участием постороннего специалиста от другой организации. Оплата производится за счет страховщика, но об этом знает лишь малое количество людей, поэтому многие сразу платят собственные деньги для оспаривания первого заключения. Фактически же за свой счет клиенты должны заказывать исследования только при несогласии со второй экспертизой.
- Клиент не соглашается с содержанием заключения со второго исследования. Здесь граждане должны самостоятельно все оплачивать и предъявлять акт с заявлением для урегулирования проблемы в досудебном порядке.
- Оспаривание выплат. Если страховщик перечислил деньги, но сумма не покрывает фактических расходов, проводится экспертиза по инициативе застрахованного лица за его счет. Впоследствии все заключения вместе с претензией предоставляются страховщику, при отсутствии реакции – в суд для взыскания недостающих сумм.
- Нарушение сроков перечисления страховой премии страховщиком, если клиент не согласен с результатами заключения. Актуально, когда застрахованное лицо планирует взыскать с СК неустойку за несоблюдение сроков, а также не соглашается с размером полученного ущерба.
Бывают и отдельные случаи, когда ДТП является спорным, и для определения виновника требуется экспертиза. Здесь исследуются не только представленные документы (протокол со схемой аварии), но и автомобили. Если по результатам исследования виновным признается гражданин, и он не согласен с заключением, он вправе потребовать повторного осмотра или обратиться в специализированную организацию самостоятельно.
Сложнее всего, когда в ДТП пострадали или погибли люди, и тяжело определить виновника, т.к. на это влияет не только характер повреждений транспортного средства, но и другие обстоятельства: погодные условия, освещение и пр. В таких ситуациях назначается комплексная экспертиза, требующая использования всевозможных методов.
Виды экспертиз после ДТП
По общему смыслу автоэкспертизы после ДТП делятся на досудебные и судебные. Первые проводятся по желанию сторон, не согласных с первичным заключением, выдающимся сразу после осмотра.
Проведение судебной экспертизы возможно по ходатайству пострадавшего, обвиняемого или суда. Ее главной целью является определение вины. Если будет установлено, что авария произошла в результате несчастного случая, а не пренебрежения водителем ПДД, с подсудимого снимут все обвинения.
По характеру и методам проведения экспертизы делятся на несколько разновидностей:
Уважаемый читатель!
В статье представленная базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:
При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.
Вид | Когда требуется | Что исследуется |
Автотехническая | Для выявления обстоятельств и причин ДТП | Дорожная обстановка на момент аварии, поведение и реакция водителя, параметры сцепления с дорогой, погодные условия, тормозной путь и пр. |
Трасологическая | Для выявления оставленных на месте аварии следов (например, если водитель скрылся) | Тип шин, марка автомобиля, соответствие обнаруженных деталей конкретному автомобилю |
Автотовароведческая | При несогласии с заключением и размером компенсации от страховой компании | Наличие скрытых повреждений, неучтенных СК; параметры расчета страховой премии, реальная сумма ущерба |
Комплексная | Для установления всех обстоятельств ДТП. Проводится специальной комиссией | Место и схема происшествия, погодные условия, освещение, характеристики транспортных средств, повреждения и пр. |
Судмедэкспертиза | Назначается при наличии пострадавших в аварии для определения времени получения травм (до или при ДТП), тяжесть вреда здоровью | Здоровье пострадавших, обстоятельства произошедшего. Инициатором выступает суд |
Как выбрать организацию для проведения независимой экспертизы
Если проблема кроется только в несогласии с первичным заключением СК, застрахованное лицо может поступить следующим образом:
- Подать страховщику заявление о проведении второй экспертизы. В таком случае СК должны предоставить другого эксперта для исследования.
- Согласовать с СК время и место осмотра, предоставить автомобиль в назначенный день.
- Получить заключение. Оно выдается в течение 3-5 дней – все зависит от скорости работы экспертной компании.
- Ознакомиться с заключением.
При наличии разногласий застрахованное лицо вправе организовать исследование за свой счет, предварительно уведомив об этом СК в письменной форме.
Чтобы выбрать экспертную компанию, рекомендуется обратить внимание на ряд нюансов:
- Наличие лицензии. К работе допускаются только организации, имеющие лицензии установленного образца. Если документов нет, заключение от такой компании будет недействительно.
- Стоимость услуг. Средняя цена простой экспертизы составляет 5 000 – 7 000 руб. При судебных разбирательствах организации могут брать процент от суммы иска. Если условия слишком выгодные для клиента, велика вероятность подвоха.
- Отзывы. При выборе следует обратить внимание на реальные отзывы граждан, обращавшихся в экспертные бюро. Ознакомиться с ними можно в социальных сетях и на специализированных форумах. Брать в расчет оставленные отзывы на официальных сайтах компаний не стоит: есть вероятность, что они написаны и размещены самими сотрудниками организации.
Немаловажным критерием является отношение к клиентам. Специалист должен сразу указать, какой перечень документации понадобится для проведения объективного исследования – для каждой ситуации требуются разные справки. Если сотрудник компании не может лаконично и точно ответить на вопросы, сотрудничать с ней не стоит.
Проведение независимой экспертизы по инициативе застрахованного лица: пошаговая инструкция
Чтобы самостоятельно добиться справедливости с помощью независимой экспертизы, нужно действовать согласно пошаговой инструкции:
- Выбрать исполнителя – компанию, состоящую в реестре экспертов и имеющую соответствующую лицензию.
- Заключить договор, представить документацию.
- Оплатить услуги. Этот пункт всегда следует только после оформления договора! Кроме того, в нем обязательно должна содержаться стоимость работ.
- Уведомить страховщика о проведении исследования, отправив письмо с указанием даты, времени и места.
- Предоставить автомобиль на экспертизу. Он должен быть чистым, чтобы специалист мог максимально объективно изучить повреждения. Также потребуются документы на транспортное средство.
- Получить заключение. Сроки его выдачи оговариваются заранее между клиентом и сотрудником компании, указываются в договоре.
В дальнейшем для взыскания выплат гражданин может обратиться в СК для досудебного урегулирования вопроса. Если ответа нет либо по претензии поступил письменный отказ, следующим шагом станет подача иска в суд. Дело будет рассматриваться в рамках гражданского производства.
При удовлетворении иска сторонам выдаются копии выписки из судебного решения. Ответчик должен действовать на основании нее и перечислить страховую премию в установленные сроки.
Оспаривание результатов независимой экспертизы или содержания судебного решения допускается и по инициативе СК, если ее представители считают, что сумма ущерба неоправданно завышена. Это возможно только через суд. Если оспаривается первое решение, подается апелляционная жалоба до вступления в законную силу. Решения, вступившие в силу, обжалуются в кассационной инстанции
Автотехническая экспертиза при ДТП
В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.
Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.
Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.
По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.
Задачи автотехнической экспертизы при ДТП
Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.
Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :
Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.
Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.
Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.
Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.
Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.
Основная цель — ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.
В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.
Статьи в помощь:
а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.
Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.
Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.
б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.
В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.
Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.
Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.
В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.
Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.
Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.
Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).
Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП
Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.
Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным — КРФ об АП, уголовно- процессуальным — УПК РФ, гражданским процессуальным — ГПК РФ, арбитражным процессуальным — АПК РФ.
Статьи в помощь:
Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП
По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.
В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.
Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.
К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.
Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.
При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.
Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.
Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.
Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:
сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);
сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);
сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.
Статьи в помощь:
Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.
Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.
Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.
Статья в помощь:
При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.
Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.
Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.
При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.
При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.
Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.
Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.
Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.
В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.
Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.
Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.
В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно — правовой формой деятельности.
Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.
Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.
Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.
Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы
Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.
Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.
Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.
Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.
В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.
Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.
Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.
Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.
При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.
В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.
Виды экспертиз при ДТП
Методы изучения ДТП. При изучении ДТП возможны два метода: вероятностный и детерминированный.
Вероятностный метод исследования позволяет оценить совокупность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Такой подход позволяет предсказать число и характер ДТП, которые возникнут в предстоящий период.
При детерминированном методе исследования рассматривают каждое ДТП в отдельности — его причины и последствия. Каждое ДТП, хотя и подчиненное общим для всей совокупности закономерностям, является следствием конкретных, совершенно определенных факторов.
Цель экспертизы ДТП.Экспертиза ДТП — это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими соответствующими знаниями в области науки и техники.
Целью экспертизы ДТП является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.
Виды экспертизы ДТП.Экспертизу ДТП можно классифицировать по нескольким признакам.
В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.
По составу участников различают единоличную, комиссионную и комплексную экспертизу.
Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании его отдельных обстоятельств.
Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных ДТП с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании.
Первичная экспертиза подразумевает ответы эксперта-автотехника на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении дознавателя, следователя или определении суда.
Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.
Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная экспертиза ДТП. Под судебной экспертизой ДТП подразумевается процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.
Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. Для достижения этой цели эксперт-автотехник в ходе экспертизы должен решить несколько частных задач, которые в зависимости от обстоятельств ДТП могут встретиться в различных комбинациях:
• выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП: техническое состояние транспортных средств и дороги, параметры движения транспортных средств и пешеходов, организация дорожного движения и используемые для управления движением технические средства;
• отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;
• установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;
• определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствие их действий требованиям правил дорожного движения и других нормативных актов.
Компетенция, права и обязанности служебного эксперта. Деятельность лица, проводящего служебное расследование ДТП, служебного эксперта, его компетенция, права и обязанности регламентируются указаниями ведомства, в котором работает эксперт.
Производство судебной экспертизы ДТП. Эксперт-автотехник устанавливает определенные доказательства путей исследования других установленных ранее доказательств.
Протокол осмотра места ДТП содержит описание и характер всех элементов места происшествия, которые были обнаружены в процессе осмотра.
Схема ДТП представляет собой план местности с графическим изображением обстановки происшествия и является приложением к протоколу осмотра места ДТП.
Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств фиксирует технические неисправности и повреждения, выявленные при осмотре этих средств.
Справка по ДТП содержит сведения о времени, месте происшествия, его краткое описание с указанием места жительства пострадавших и адресов лечебных учреждений,
Этапы экспертизы ДТП.
В большинстве случаев процесс производства судебной автотехнической экспертизы можно разделить на следующие этапы:
• ознакомление с постановлением о назначении судебной экспертизы, изучение материалов дела, уяснение предстоящей задачи;
• экспертиза и оценка исходных данных;
• построение информационной модели исследуемого ДТП;
• проведение расчетов, составление графиков и схем;
• оценка проведенных исследований, уточнение первоначальной модели ДТП;
• составление и оформление заключения эксперта.
Заключение эксперта-автотехника.Письменное заключение судебного эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и вывода.
В вводной части указывают наименование экспертизы, ее номер, наименование органа, назначившего экспертизу.
Исследовательская часть заключения эксперта содержит описание процесса исследования и его результаты,.
Выводы эксперта излагают в виде ответов на поставленные вопросы
Заключение служебного эксперта составляют в произвольной форме.
ЛЕКЦИЯ № 9 ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
Основные виды экспертиз при ДТП
Многие водители при ДТП сталкиваются с тем, что при защите своих прав необходимо провести уйму проверок.
Какие виды диагностик назначаются при ДТП. Что они выясняют и к каким выводам приводят?
Мы постараемся ответить на этот вопрос и более детально рассказать о разных видах экспертизы.
Автотехническая проверка
Она помогает определить причинно-следственную связь между ДТП и поломками: возникли ли они в результате столкновения или стали его фактором? Автоэксперт имеет право работать с исходными данными. Именно он может повлиять на итоговое постановление о виновности водителя.
Криминалистический осмотр
Широко распространённая экспертиза, которую необходимо обязательно проходить при первичной либо повторной регистрации транспортного средства. Также её назначают при возможном криминальном прошлом автомобиля: если органы правопорядка возбуждают уголовное дело против владельца машины или подозревают, что она находится в угоне.
Во время проверки эксперт исследует:
- VIN-код (идентификационный номер из 17 символов, находится в свидетельстве о регистрации ТС).
- Номера кузова, силового агрегата и шасси.
- Участие автомобиля в ДТП и угоне.
- Сделки с машиной.
Судебный анализ
Необходим, если в ДТП пострадали люди. По следам крови, волосам и другим биоматериалам эксперт способен выяснить:
- кто находился за рулем в момент происшествия;
- были ли трезвы участники ДТП;
- какой вред и каким образом был причинён потерпевшим.
Трасологическая проверка
Трасологическая экспертиза анализирует следы, оставшиеся от автомобиля на месте происшествия и на машинах-участниках ДТП. Это может быть что угодно: от отпечатков шин до вылетевших деталей. Проверка устанавливает, с какой скоростью и по какой траектории двигались транспортные средства. Выводы позволяют с высокой вероятностью назвать имя виновника происшествия.
Предлагаем к просмотру видео про трасологическую экспертизу:
Автотовароведческая
Это исследование необходимо, чтобы выяснить реальную величину ущерба при ДТП. Объектом экспертизы может быть как само транспортное средство, так и отдельные узлы и детали. Для заказа подобного исследования водитель должен подготовить техпаспорт, справку-счёт и заказ-наряд о текущем ремонте.
Суд в силах назначить собственную экспертизу для урегулирования конфликтных ситуаций. В таком случае оценка производится в рамках Федерального закона № 135 от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в РФ».
Комплексная
Исходя из названия понятно, что рассматриваемая экспертиза включает в себя комплекс из тех, о которых мы говорили выше. Она необходима, если для итогового судебного решения нужно привлечь экспертов разных специальностей. Они могут формулировать выводы независимо друг от друга либо, по специальному постановлению суда, работать в команде.
Важно помнить, что даже если водитель попадает в аварию, в первую очередь, надо сохранять спокойствие. Желательно быстро найти (или всегда иметь на примете) квалифицированного юриста, знакомого с тонкостями судопроизводства о ДТП. И конечно же, на дороге надо вести себя предельно аккуратно и вежливо.
- Что такое судебная автотехническая экспертиза и зачем она нужна?
- Что такое криминалистическая экспертиза автомобиля и каковы особенности её проведения?
Полезное видео
Далее информативное видео про экспертизы назначаемые после ДТП:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Оценка после ДТП
Господа начинающие автовладельцы, запомните раз и навсегда — такого понятия как «бесплатная» и одновременно независимая экспертиза после ДТП просто не существует, также как и не существует в природе независимого оценщика, офис которого расположен в здании страховой компании.
Примечательно, что вышеуказанные «независимые» оценщики, даже не стесняются скрывать сам факт ублажения страховых компаний, выставляя напоказ — факт тесных взаимоотношений определенного рода в разделе «Партнеры» на своих официальных сайтах.
Объективно оценивая сложившуюся ситуацию, НТЦ «АВТОТЕХ», глубоко надеется, что ситуация с проведением подобной «независимой экспертизы» после ДТП в рамках ОСАГО, наконец нормализуется, а рынок страховых и экспертно-оценочных услуг станет более цивилизованным.
Мы поддерживаем последние инициативы депутатов Госдумы РФ, планирующих ввести для оценщиков и автоэкспертов уголовную ответственность за заведомо ложный или недостоверный отчет об оценке стоимости автомобиля (в формате ст.307 УК РФ по аналогии с судебными экспертами). Со своей стороны, мы открыто заявляем, что при проведении судебной оценки ущерба автомобиля по поручению судебных и следственных органов страны, мы ручаемся за качество своих экспертных выводов своей высокой репутацией.
Также мы поможем Вам, наши уважаемые автовладельцы, наказать непорядочного оценщика, нередко именующего себя экспертом, путем рецензирования его якобы независимой экспертизы путем подготовки рецензии, которая подписывается целой комиссией высококлассных судебных автоэкспертов, имеющих блестящее автотехническое, оценочное и судебно-экспертное образование.
Процедура проведения судебной экспертизы автомобиля, пострадавшего в результате ДТП существенно отличается от договорной (внесудебной) независимой экспертизы того же самого автомобиля. Сразу отметим, что оценочная организация или судебно-экспертное учреждение, специализирующееся на судебной экспертизе после ДТП, это две совершенно разные вещи.
Перечень судебно-экспертных учреждений, проводящих судебную, независимую экспертизу (в отличие от многотысячного войска оценщиков), не велик, в своем массовом выражении число судебных экспертов и число оценщиков в форме пропорции выглядит как — 1/100. Специфика статуса судебных экспертов, вне зависимости от их экспертной специальности состоит в том, что они находятся на заведомо более высоком уровне юридической ответственности за свои действия и обладают более высоким уровнем профессиональных знаний, чем рядовые оценочные фирмы и частные оценщики.
Чаще всего для проведении независимой экспертизы новых машины и подержанных автомобилей, пострадавшего в результате ДТП, судья мирового (или районного) суда может по своей инициативе предложить Вам экспертную организацию, которая положительно зарекомендовала себя в данном суде, что положительно отразится на результате рассмотрения дела.
В случае, если судья, в силу тех или иных причин не предложил вам учреждение, где адекватно проводят судебную экспертизу и независимую экспертизу ТС при ДТП, потратьте несколько минут на работу с интернетом и выберите судебно-экспертное учреждение, в штате которого присутствуют эксперты автотехнических, автотовароведческих, дорожно-транспортных экспертиз, транспортно-трасологических, а также судебных экспертиз по установлению механизма ДТП. Наличие широкого набора автотехнических экспертов – это, пожалуй, самый главный показатель уровня данного экспертного учреждения, свидетельствующего о том, что предстоящая оценка автомобиля будет проведена качественно и на должном уровне.
Вне зависимости от кричащей рекламы в интернете, вы, также как и в случае с тестированием оценщиков, должны трепетно отнестись к проверке «пригодности» судебно-экспертного учреждения и работающих в нем автоэкспертов, которые будут проводить для вас независимую экспертизу автотранспорта при ДТП. Набор документов, требующий изучения практически идентичен, за исключением того, что у эксперта по экспертизе авто после ДТП должны быть дополнительные диплом о профессиональной подготовке эксперта-техника по весьма продолжительной программе, продолжительностью более 500 часов.
В зависимости от поставленных задач и объектов, представленных на экспертизу выделяются следующие виды независимой экспертизы автомобилей:
- экспертиза качества ремонта автомобилей (по делам о защите прав потребителей);
- экспертиза ГСМ автомобиля, в т.ч. топлива, бензина, соляры, моторных масел;
- экспертиза двигателя (причин поломки двигателя);
- экспертиза коробки передач (причин поломки коробки передач);
- экспертиза подвески;
- экспертиза кузова автомобиля после ДТП;
- экспертиза электроприборов;
- экспертиза прочих автозапчастей;
- трассологическая экспертиза после ДТП.
Документы, необходимые для проведения независимой экспертизы:
- копия свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС);
- копия паспорта транспортного средства (ПТС);
- копия справки о ДТП (аварии);
- копия вашего страхового полиса;
- копия паспорта владельца автомашины;
- копия доверенности на управление транспортным средством (при наличии).
Этапы проведения независимой экспертизы и оценки ущерба после ДТП:
- заключение договора оказания услуг по проведению независимой экспертизы транспортного средства;
- согласование места, даты и времени экспертного осмотра транспортного средства;
- направление телеграммы (с уведомлением о вручении) противоположной стороне, с приглашением присутствовать на осмотре автомобиля и проведении технической экспертизы автомобиля, а также уведомление представителя страховой компании о времени и месте осмотра автомобиля;
- составление акта осмотра автомобиля с обязательным фотографированием повреждений на месте осмотра ТС;
- выполнение расчетов по определению стоимости ущерба автомобиля;
- оформление отчета об оценке нашими экспертами в области экспертизы ДТП;
- передача отчета об оценке ущерба — заказчику.
О сроках проведения независимой экспертизы после ДТП. Сроки проведения независимой экспертиза автомобиля являются договорными, и традиционно в любых бюро, проводящих экспертизу составляют от 3-х до 10-ти календарных дней с даты осмотра автомашины. За повышенную срочность оценки конечно же придется доплачивать.
Безусловно, каждый из Вас может попытаться определить, сколько стоит независимая экспертиза автомобиля, изучив ряд сайтов тех или иных оценочных компаний, однако не надейтесь, что при личной встрече в офисе, стоимость экспертизы не изменится. В действительности, определить, сколько будет стоить экспертиза автомобиля в заочном порядке вам вряд ли удастся, именно поэтому мы рекомендуем не заниматься пустой тратой времени на розыски недорогой экспертизы в интернете и обратиться непосредственно на консультацию к автоэкспрету, который после вашего подробнейшего опроса и осмотра автомашины, точно укажет стоимость экспертизы персонально для вашей автомашины.
Иногда можно слышать наивный вопрос — «кто оплачивает независимую экспертизу?». На данный обывательский вопрос хотелось бы ответить, крылатой фразой «Кто платит, тот и заказывает музыку». Безусловно, бывают случаи оказания экспертизы недорого, но не рассчитывайте, что за 2000 рублей с Вами будут обращаться как с принцем датским. Сразу вспомнился анекдот, Объявление в газете «Ремонтирую автомашины, недорого (но плохо)».
Если затронуть ценовой вопрос, и сравнить стоимость независимой экспертизы транспорта при ДТП (или стоимость оценки автомобиля для продажи) со стоимостью судебной экспертизы транспорта, то разница в стоимости имеет место и составляет как минимум 2-3 раза, то есть стоимость акта об оценке автомобиля будет гораздо дешевле, чем судебная экспертиза по тому же самому автомобилю, что обусловлено более высокой степенью ответственности судебного эксперта проводящего пресловутую экспертизу ущерба вашего автомобиля.
В общем и целом, цена независимой экспертизы автомобилей во внесудебном порядке начинается от 3000 рублей (при минимуме повреждений), и в редчайших случаях достигает 20 000 рублей, например по очень серьезным и громким судебным делам, связанным с исследованием технического состояния автомашины элит-класса.
В случае Вашей заинтересованности в судебной экспертизе автомобилей или в досудебной независимой экспертизе автомобилей, добро пожаловать в НТЦ «АВТОТЕХ». Чтобы не гадать, где можно провести экспертизу после ДТП, сообщаем, что место вашего пребывания не столь существенно, т.к. наши эксперты, проводящие техническую экспертизу автомобиля, без затруднений выезжают в любой город Российской Федерации.
Независимая экспертиза после ДТП и организация данного процесса довольно сложный процесс. Низкие цены экспертных услуг, высокая конкуренция, недостаточно высокая квалификация новых сотрудников поступающих к нам на работу, с каждым из которых требуется заново учиться, разъяснять правила проведения экспертизы, порядок проведения экспертизы, объяснять и показывать элементарные вещи, рассказывать, как сделать экспертизу, чтобы ее не отменили в суде, давать ответы на такие элементарные вопросы как «кто проводит экспертизу?» или «как провести экспертизу» через суд, либо «как проводится экспертиза для страховой компании?». Однако как без новаторства?
Дополнительно сообщаем, что кроме полноценной независимой экспертизы автомобилей в наших организации практикуется такая услуга как — экспресс оценка автомобилей, свойство которой состоит в том, что полноценный отчет об оценке заказчику не выдается, и все ограничивается расчетами и выдачей справки об итоговой стоимости автомобиля, или упрощенной калькуляции о стоимости ремонта.
В заключении мне хотелось бы заметить, что кроме конфликтных ситуаций, о которых мы говорили выше, в оценочной деятельности существуют более спокойные формы проведения экспертизы автомобилей, такие как оценка автомобиля для наследства, экспертиза автомобилей по поручению нотариальных органов (нотариуса), независимая экспертиза технического состояния автомобиля по делам о защите прав потребителей. Кроме того, не менее востребованы заказы по экспертизе подержанных автомобилей в целях купли-продажи (продажи) на открытом рынке.