Когда менять масло в автоматической коробке передач

Содержание статьи:

Когда менять масло в АКПП: памятка

Масло в автоматической коробке переключения передач, или ATF, выполняет несколько функций:

отводит тепло от нагревающихся деталей,

служит рабочим телом для гидравлической системы управления и гидротрансформатора.

АКПП работает нормально, если масло имеет определенные смазывающие свойства и вязкость — например, 2000 мПа при температуре 20°C. ATF не может сохранять свои свойства вечно — его нужно периодически менять. О том, когда и как это делать, расскажем в статье.

Когда менять масло в АКПП

Интервал замены масла прописан в паспорте каждого автомобиля — найдите нужную цифру. В среднем он составляет 80000–90000 км пробега. Производитель устанавливает меньший интервал замены масла для тяжелых условий эксплуатации — например, в случаях, если автомобиль ездит по грунтовой дороге или в местностях с большим количеством пыли: например, в пустынях.

Многие дилеры советуют менять масло в АКПП чаще, чем рекомендовано производителем. Это связано с тем, что интервал слишком большой для российских условий эксплуатации. Если обобщить советы, то чтобы коробка переключения передач работала корректно, нужно менять масло раз в 60000–80000 км пробега.

Проверить состояние масла можно самому. Для этого вытащите щуп — масло должно быть светлым. Если оно слишком темное или имеет неприятный запах гари, отправляйтесь в СТО.

Некоторые проблемы в работе АКПП могут служить признаками низкого уровня масла или старого ATF. Вот самые распространенные из них:

Низкое давление масла в магистрали.

При переключении передач машина пробуксовывает.

На затяжном подъеме на последней скорости АКПП пробуксовывает и переключается на пониженную.

Машина не едет — ни назад, ни вперед.

Машина не переключается с P или N на любую скорость.

При включении любой скорости есть толчок, машина переключается на скорость, но не едет.

У каждой из этих проблем могут быть другие причины. Например, низкое давление масла в магистрали может быть не только из-за низкого уровня масла, но и из-за неисправного клапана сброса в масляном насосе, загрязненных соленоидов или гидроблока. Подробнее о проблемах читайте в нашей статье про смерть коробки.

В паспортах авто Mercedes Benz с пятиступенчатой АКПП серии 722.6 было написано, что масло залито на весь срок службы. Менять рекомендовали только при экстремальных условиях эксплуатации. Сейчас тот же Mercedes Benz рекомендует менять ATF после 125 000 км пробега или один раз в пять лет для семиступенчатой АКПП 722.9.

Как проверить уровень масла в АКПП

Если уровень масла низкий, коробка переключения передач перестанет корректно работать. Тогда надо просто долить недостающее количество ATF. Чтобы проверить его уровень, нужно посмотреть на щуп. Он расположен под капотом авто. Обычно щуп моторного масла желтого цвета, а щуп масла АКПП — красного.

Уровень ATF проверяют на прогретой коробке. Заведите двигатель, проедьте 10–15 км в положении АКПП «Drive» и припаркуйте машину на ровной поверхности. Затем переведите рычаг селектора в положение P — «Parking» — и дайте двигателю поработать на холостом ходу еще 2–4 минуты.

Не заглушая двигатель, вытащите щуп масла АКПП и протрите его насухо тканью, которая не оставит ниток и ворса. Затем вставьте его обратно в трубку, подержите там 4–5 секунд и вытащите. На щупе будет две зоны — вам нужна отметка Hot. Уровень масла должен располагаться между максимальной и минимальной насечками, примерно посередине. Если масло выше максимальной отметки зоны Hot, его залито слишком много. Если ниже — нужно долить ATF.

На некоторых автомобилях уровень масла проверяют по-другому. Например:

В автоматических коробках BMW, большинства моделей Volkswagen и Audi уровень виден через смотровое окошко, а щуп отсутствует. Чтобы проверить ATF, понадобится подъемник.

АКПП Dodge, Hyundai, Jeep, Mazda, Mitsubishi, некоторых моделей Volkswagen и Audi нужно ставить в положение N.

В автомобилях Honda уровень масла АКПП нужно проверять при заглушенном двигателе.

Как менять масло в АКПП

Масло в автоматической коробке переключения передач можно поменять двумя способами: частичным и полным. Частичная замена требует меньше времени и ATF, но при такой процедуре старое масло смешивается с новым, поэтому полученная смесь все равно неидеальна. Полная замена занимает больше времени и сил, но ее точно хватит на 30000–50000 км пробега.

Пошаговая инструкция по частичной замене

Заранее подготовьте все необходимое — новое масло, маленькую воронку и пустую мерную тару для замера количества слитого масла. Затем:

Открутите сливную пробку в картере АКПП — она расположена снизу.

Подставьте под сливную пробку мерную тару и дождитесь, пока масло стечет.

Посмотрите, сколько масла вытекло — нужно будет залить столько же масла, сколько стекло.

Залейте ATF в щуп АКПП при помощи маленькой воронки.

После этого проверьте уровень масла — если его недостаточно, долейте еще. Если переизбыток — слейте лишнее через сливную пробку.

Пошаговая инструкция по полной замене

Подготовьте все необходимое:

новое масло, пустую мерную тару и воронку;

прокладку поддона АКПП и герметик;

уплотнительное кольцо сливной пробки;

кисточку, емкость для промывки деталей, ацетон и бензин;

фильтр АКПП, если вы хотите его поменять;

головки для снятия болтов — для разных авто нужны разные размеры.

Также вам понадобится помощник, чтобы завести автомобиль после долива масла. Перед процедурой желательно проехать на машине 5–10 км, чтобы прогреть ATF.

Шаг 1. Сливаем масло.

Поставьте машину на яму, на ручник, переведите селектор в нейтральное положение. Открутите сливную пробку и подставьте емкость, подождите, пока масло сольется. Затем открутите болты, на которых держится поддон, и сорвите его с герметика. Будьте осторожны — в поддоне останется масло, при неосторожном движении вы можете вылить его на себя. Это ATF тоже вылейте в мерную тару. Затем снимите фильтр — из-под него тоже потечет масло, соберите его в тару.

Шаг 2. Обрабатываем поддон.

Промойте поддон и магниты на нем бензином с помощью кисточки. Если осталась старая прокладка, удалите ее. Если в поддоне есть металлическая стружка, опилки или инородные предметы, это — повод проверить АКПП. После промывания протрите детали насухо тряпкой, не оставляющей ворс и нитки.

На этом этапе можно установить новый фильтр, если вы собираетесь менять его. Если нет — старый фильтр можно промыть бензином, но это не даст полной очистки.

Шаг 3. Устанавливаем поддон.

Обезжирьте место установки поддона и сам поддон ацетоном. Установите прокладку поддона АКПП, затем нанесите небольшое количество герметика на днище авто, в местах соприкосновения с поддоном, и на сам поддон. Установите его на место и закрутите болты.

Будьте внимательны — со стороны сливной пробки может капать масло. Если не обезжирить это место, в будущем ATF будет подтекать. Чтобы избежать такой проблемы, можно на время заткнуть отверстие ветошью, снять ее перед установкой поддона и сразу надеть его.

Шаг 4. Заливаем масло.

Посмотрите, сколько масла слили из АКПП. Залейте такое же количество через щуп с помощью маленькой воронки.

Шаг 5. «Продавливаем» масло и доливаем.

Найдите два шланга охлаждения масла АКПП — они расположены внизу радиатора. Нам нужен тот, который расположен слева по ходу движения. Аккуратно отсоедините его и опустите конец шланга в емкость для слива — любая большая бутылка от 5 литров подойдет. Затем попросите помощника завести двигатель на ручнике, на нейтральной передаче. Из шланга польется масло — насос АКПП выдавит старое ATF новым, и масло полностью поменяется.

Сливайте масло до тех пор, пока из шланга не пойдет новое — оно будет визуально светлее старого. Заглушите двигатель, установите обратно шланг охлаждения АКПП, замерьте количество слитого масла и долейте аналогичное количество через щуп.

Шаг 6. Проверяем уровень масла.

Проверьте уровень масла по холодным и горячим меткам. Если жидкости недостаточно — долейте. Будьте предусмотрительны и старайтесь не перелить масла — сливать лишнее намного сложнее, чем долить немного.

Кратко о том, как поменять масло

Открутите сливную пробку

Слейте масло в бутылку, посмотрите, сколько литров получилось

Залейте то же количество литров нового ATF через трубку щупа

Проверьте уровень масла

Проедьте на авто 5–10 км

Открутите сливную пробку, снимите поддон и фильтр, слейте все масло, посмотрите, сколько литров вышло

Промойте поддон и магниты бензином, вытрите насухо.

Установите новый фильтр

Поставьте поддон на место

Залейте столько же масла, сколько слили, через щуп

Отсоедините левый шланг охлаждения АКПП, заведите двигатель на холостых, «продавите» старое масло новым

Посмотрите, сколько масла вышло из шланга, присоедините его обратно

Долейте столько же через щуп

Проверьте уровень масла

Если не хотите сами заниматься проверкой уровня и качества масла в АКПП, его заменой, посетите СТО. Процедура в СТО занимает меньше времени, кроме того, вы получите гарантии качества работы.

Нужно ли менять масло в автомате — экспертное заключение

Замена масла в автоматической коробке передач — это блажь чересчур заботливого хозяина или необходимость? ЗР разобрался и рассказывает.

«Мне не нужна вечная игла для примуса, я не хочу жить вечно» Остап Бендер

Итак, вы — счастливый обладатель автомобиля с автоматической коробкой передач. Хлопот при управлении автомобилем существенно меньше, чем если бы у вас была машина с механикой. А как дела обстоят с обслуживанием?

Экономика определяет политику

Сразу нужно поделить все автомобили с автоматическими коробками на те, при эксплуатации которых производитель предполагает замену рабочей жидкости, и те, которые заправлены на весь срок службы. К первым относятся автомобили почтенного возраста: еще двадцать лет назад большинство производителей включали замену жидкости в автоматической коробке передач в обязательный график технического обслуживания. Пробеги между заменами не превышали 30–45 тыс. км пробега. Надо отметить, что это были жидкости на минеральной основе.

Теперь же очень многие производители не указывают в сервисных книжках на необходимость замены жидкости в автомате, роботе или вариаторе. Справедливости ради отмечу, что сегодня используют жидкости на полусинтетической или синтетической основе. И вот такая жидкость уже считается залитой на весь срок службы автомобиля. А каков этот срок? Производители не особенно афишируют эти цифры, но известно, что в последнее время в расчет принимают годовые пробеги не более 30 тыс. км, а также срок эксплуатации автомобиля до трех — максимум шести лет. Получается, что ресурс большинства автомобилей, по мнению производителя, варьируется в пределах 90–180 тыс. км пробега.

Многие производители буквально помешаны на снижении стоимости владения автомобилем. А в эту цифру входит частота проведения и стоимость технического обслуживания машины. Некоторые, например, известный южнокорейский концерн — не видят необходимости в более частой замене моторного масла, даже если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях. Что уж говорить о жидкости в автоматической коробке передач. Им важно, чтобы в гарантийный период автомобиль был дешев в эксплуатации, а дальше, в постгарантийный период, если агрегат и потребует капитального ремонта, то это только к лучшему. Ведь за него придется платить владельцу машины. А еще лучше, если потребитель купит новый автомобиль.

С другой стороны, на необходимости замены рабочей жидкости в автомате настаивают производители этих самых автоматических коробок передач. Заботятся они прежде всего об имидже бренда: им не выгодно, если в среде автолюбителей будет распространено мнение, будто автоматы ZF или Aisin разваливаются сразу по окончании гарантийного срока.

Технические вопросы

Современная полусинтетическая или синтетическая жидкость, заправленная на заводе в коробку передач, служит дольше моторного масла потому, что она не подвергается воздействию столь высоких температур, не загрязняется продуктами сгорания и не убывает вследствие угара. Вместе с тем в автоматической коробке передач находится большое количество пар трения, которые (в отличие от деталей двигателя) и должны работать именно на трении. А трение, как известно, вызывает неизбежный износ. Причем изнашиваются зачастую разнородные материалы, такие как сталь, алюминий, специальные фрикционные материалы. Поэтому в конструкцию коробки передач всегда включены фильтр и магниты для «отлова» стальных частиц.

Продукты износа со временем забивают поверхность фильтрующего элемента до такой степени, что давление жидкости в системе падает до недопустимых величин и исполнительные механизмы перестают работать должным образом. А если происходит разрыв шторы фильтрующего элемента, то весь поток грязи очень быстро выведет управляющие клапаны из строя. Сильно загрязненная рабочая жидкость приводит к быстрому износу почти всех деталей коробки передач. Страдают механические части — подшипники, шестерни, фрикционы, клапаны гидроблока, регуляторы давления. Большое количество стружки, налипшей на датчики скорости вращения валов, может искажать их показания, что приведет к сбоям в системе управления автоматической коробкой передач.

Автоматическая коробка передач может эксплуатироваться в разных условиях. И, как следствие, замена жидкости в АКП желательна, если автомобиль используется:

  • для движения по крупному городу с частыми простоями в пробках;
  • при температурном режиме, характерном для резко-континентального климата с холодной зимой и жарким летом;
  • с водителем, привыкшим к чрезмерно динамичной езде;
  • с полной нагрузкой и частой буксировкой прицепа или другого автомобиля;
  • для движения по бездорожью.

А теперь несколько полезных советов.

Когда менять масло в автоматической трансмиссии?

Если вы собираетесь ездить на автомобиле дольше гарантийного срока или вам достался подержанный автомобиль, то жидкость в автоматической коробке следует заменять с интервалом, не превышающим 60 тыс. км. Причем критически важно произвести замену до того, как коробка покажет малейшие признаки неудовлетворительной работы. Подергивание, запаздывание при переключении передач или иные отклонения в работе — чаще всего признаки того, что заменой жидкости вместе с фильтрами проблему уже не решить. Положительный результат скорее всего сможет дать только ремонт на специализированном сервисе.

Как менять масло в автоматической коробке передач?

Менять жидкость можно частично или полностью, с заменой фильтрующего элемента или без. В идеале и фильтр, и жидкость нужно заменить полностью. Но ни слить, ни откачать ее без полной разборки агрегата невозможно. До половины старой жидкости все равно остается в различных закоулках автомата. А работа со снятием коробки передач не из дешевых.

Если автомат не проявлял признаков неисправности и замена жидкости носит профилактический характер, то достаточно частичной замены. Однако работу в любом случае лучше доверить профессионалам. Опытный сервисмен сможет определить состояние слитой рабочей жидкости и даст рекомендации. Если в отработанной жидкости присутствует большое количество продуктов износа, то частичная замена жидкости лишь немного отсрочит дорогостоящий ремонт автомата.

Менять фильтр в автомате или нет?

Фильтр, выполненный как приемник жидкости в виде металлического корпуса с сеткой, менять необязательно, но нужно тщательно промыть от лаковых отложений и грязи. Подойдет «Очиститель карбюратора». Фильтр тонкой очистки, имеющий бумажную штору, необходимо заменять при каждой смене жидкости.

Какую ATF лить в коробку автомат?

Поскольку при частичной замене жидкости старая неизбежно смешается с новой, следует использовать только оригинальный продукт, который рекомендует изготовитель конкретного автомобиля. Ну а если ваша коробка передач все-таки попала на переборку, то ее детали будут полностью очищены от старой жидкости, и тогда появится возможность заправить даже более качественную жидкость, чем была использована на заводе. Ведь изготовители масел не стоят на месте и совершенствуют продукцию.

Как проверить уровень масла в АКПП?

Проверять уровень жидкости в автоматической коробке передач самостоятельно советую, только если она снабжена специальным щупом. В других случаях необходима смотровая канава или подъемник. Велики требования к горизонтальности автомобиля, а порой необходимы специальные ключи и навыки. Так что лучше прибегнуть к помощи сервиса.

Поделитесь в комментариях, меняете ли вы жидкость в автоматической коробке своего автомобиля или «и так сойдет»?


  • Когда менять масло в автоматической коробке передач (АКПП)

    От вашего решения, когда менять масло в автоматической коробке передач, каким способом и как часто, зависит срок жизни этого важного и дорого механизма в машине.

    Нужно ли менять масло в АКПП

    Самый надёжный способ найти достоверную информацию об обслуживании автоматической коробки передач (АКПП) вашего автомобиля – это заглянуть в руководство по эксплуатации.

    Хотя и там встречаются спорные моменты. Если же руководство и сервисная книжка где-то затерялись, то вам точно нужно прочитать эту статью.

    Зарубежные производители утверждают, что в течение всего срока эксплуатации современного авто масло в АКПП (его ещё называют ATF и трансмиссионная жидкость) не требует замены.

    При этом следует учитывать, что расчётный жизненный цикл такой машины – около 150 тысяч километров или 3-5 лет в идеальных условиях эксплуатации.

    То есть без учёта экстремальных и просто тяжёлых условий использования автомобиля:

    • режим «старт-стоп» в условиях города;
    • динамичная езда с быстрым набором скорости и резкими торможениями;
    • большие температурные скачки, работа при очень низких и высоких температурах (что характерно для России);
    • езда по бездорожью;
    • предельные нагрузки при полной загрузке.

    По истечению срока гарантийного обслуживания машина отправляется на капремонт, на переработку или продаётся в менее богатые страны. Так работает автомобильный рынок на Западе.

    ATF не контактирует с элементами сгорания, поэтому «живёт» дольше моторного. Но оно также не защищено от грязи, воды и продуктов механического износа элементов АКПП.

    Специальные внутренние фильтры, если их не менять, забиваются различным мусором. Это негативно влияет на работу масляного насоса.

    Из-за перегревов коробки и времени присадки в масле теряют свои смазывающие свойства. В результате, трение механических компонентов АКПП становится сильнее – уровень масла падает, его износ усиливается.

    Если своевременно не менять ATF и фильтры в коробке передач, это может привести к поломкам клапанов, электронных элементов и выходу из строя всей АКПП.

    Нужно ли менять масло в АКПП? Пока российские дороги далеко не идеален, а климат экстремально переменчив, однозначно – да. Причём как водителям новых, так и поддержанных автомобилей.

    Частичная или полная замена масла в АКПП

    Когда менять масло в АКПП нужно без промедлений и решение созрело, необходимо определиться, как это сделать.

    Существует 3 способа:

    1. Полная замена: методом прокачки или вытеснения.
    2. Частичная смена жидкости.
    3. Замена жидкости совместно с чисткой гидроблока и его тестированием.

    Первый способ является самым лучшим. Полное обновление трансмиссионной жидкости – это избавление от всех продуктов износа, гарантия сохранения полезных свойств новой жидкости и 40-50 тысяч километров пробега со спокойно душой за АКПП.

    Однако это и самый рисковый способ, если на работу коробки передач были какие-либо нарекания. Закачка более 90% новой ATF обостряет все проблемы в работе механизма – вплоть до необходимости сервисного ремонта коробки.

    Частичная замена – это щадящий способ продления жизни коробки передач. ATF меняется без использования насоса, то есть сливается только то, что сливается. Загрязнённая жидкость «разбавляется», её полезные свойства несколько повышаются.

    Преимущества этого способа:

    • узлы коробки продолжают работать в привычном режиме;
    • он не требует специального оборудования;
    • необходимо меньше литров новой жидкости.

    В целом, такая процедура может оказаться более экономичной, чем полная замена. Обычно её проводят в 2-3 этапа, чтобы «вымыть» максимальное количество старой жидкости.

    Если проблемы в работе коробки очевидны и уже давно были замечены, то замену масла следует совместить с чисткой гидроблока и установкой новых прокладок.

    Однако этот способ сэкономить подходит только для автомобилей, на которых легко снять картер АКПП и гидроблок. Часто такой «ремонт» коробки приводит к её полной поломке.

    Когда менять масло в автоматической коробке передач

    Если в руководстве по эксплуатации автомобиля не написано о «пожизненном ресурсе» ATF, то в нём должен быть указан примерный пробег или временной период, после которого масло необходимо поменять.

    Причины для замены трансмиссионной жидкости могут быть следующие:

    • покупка машины с рук с «серой» историей и непонятными записями в сервисной книжке;
    • утечка ATF;
    • новый автомобиль проехал 50-60 тысяч (3-5 лет);
    • после первой замены – каждые 60 тысяч пробега в стандартных условиях или 30 тысяч – при эксплуатации с повышенными нагрузками;
    • неудовлетворительное качество жидкости при визуальном (цвет, запах, наличие твёрдых материалов) или сервисном осмотре.

    Проверять уровень жидкости в коробке передач рекомендуется каждые 30 000 километров.

    Частота замены масла в АПКК напрямую зависит от характера эксплуатации автомобиля (обычная загрузка, стиль вождения) и внешних факторов (температура, влажность и т.п.).

    Сколько нужно масла для замены в АКПП

    В зависимости от устройства автоматической трансмиссии, года выпуска авто и его модели объём ATF может различаться на 1-3 литра.

    Для полной замены старого масла может понадобиться от 6 до 9 литров нового. Точный объём АПКК указан в руководстве к автомобилю.

    При частичной замене без использования насоса обычно удаётся слить 30-50% от общего объёма ATF.

    Однако, учитывая, что жидкость придётся сливать 2-3 раза, то нужно быть готовым к покупке масла на 1,5 объёма коробки вашего авто.

    Типы, виды и спецификация ATF

    В автоматических коробках ATF выполняет ещё и функции гидравлической жидкости, поэтому требования к нему выше, чем на механике. Основные требуемые свойства: высокий индекс вязкости и стойкость к окислению, отсутствие пенообразования.

    В зависимости от основы ATF, выделяют 3 типа. Каждый тип масла обладает своими свойствами и характеристиками:

    1. Синтетическое обладает хорошей текучестью и малой восприимчивостью к смене температуры за бортом автомобиля.
      Оно содержит высококачественные современные присадки, которые повышают устойчивость механизмов к физическому воздействию, но стоит довольно дорого.
    2. Минеральное намного проще по своему составу, что позитивно отражается на стоимости.
      Однако присадки таких ATF содержат много серы.
    3. Полусинтетическое – это комбинация двух предыдущих типов, средний вариант по цене и качеству.

    Также трансмиссионные масла принято различать по брендам и производителям.

    • оригинальные масла;
    • рекомендованные производителям;
    • универсальные.

    Наиболее существенно они разнятся ценой, а также качеством и эффективностью присадок.

    Масла для АКПП обычно классифицируются по двум спецификациям: Dextron и Mercon. В большинстве современных автоматических трансмиссий использует тип Dextron III или Mercon первого поколения.

    В рамках спецификаций ATF классифицируют по вязкости:

    • API – включает 7 групп, различных по свойствам и характеристикам;
    • SAE – включает 3 группы: зима, лето, всесезонка.

    Главное при выборе класса масла — доливать или полностью менять жидкость в коробке на более низкую классом противопоказано! Также не рекомендуется смешивать классы.

    Поэтому при прохождении сервисного обслуживания очень важно следить и настаивать на том, чтобы автослесарь вписывал название масла, которое он заливает в машину, в сервисную книжку. Иначе потом могут возникнуть проблемы.

    Главный принцип обслуживания автомобиля

    Теперь вы знаете, когда менять масло в автоматической коробке передач, и какие последствия могут наступить, если этого не делать.

    Как не удивительно, один из самых важных принципов в обслуживании автомобиля – это систематический и тщательный сбор информации о том, как, когда и что заливалось в ту или иную ёмкость.

    Не откладывайте, начните это делать прямо сейчас – и ваш автомобиль ещё долго прослужит вам и не потеряет в цене при продаже.

    Как часто нужно менять масло в АКПП

    У многих автолюбителей возникает вопрос — когда менять масло в акпп? И вообще, стоит ли его менять (многие производители заявляют, что их трансмиссии вообще не стоит обслуживать, мол, масло, залитое в коробку, служит весь срок эксплуатации автомобиля)?

    Замена масла АКПП

    В нашей статье мы разберемся в этом, на самом деле, довольно сложном вопросе, выясним, что влияет на интервал замены, как эксплуатировать коробку, чтобы продлить ее «срок жизни». Для того, чтобы понять, нужно ли менять масло в автоматической коробке передач (и если да, то через сколько), стоит для начала разобраться, зачем оно вообще в автоматической коробке, каковы его функции.

    Зачем масло в коробке автомат?

    Всем известно, зачем нужно масло в агрегатах автомобиля — для того, чтобы снизить трение, обеспечить смазку деталей, защитить механизмы от коррозии и быстрого износа. Также масло позволяет немного охладить детали — в процессе эксплуатации температура многих узлов может подняться до 600-800 градусов по Цельсию. Масло в коробке передач используется так же. Однако это актуально, в первую очередь, для механических коробок. Автоматическая трансмиссия, разумеется, использует масло для того же — но это отнюдь не главная его функция.

    Ревизию состояния масла

    Дело в том, что в «автоматах» масло (а точнее, трансмиссионная жидкость — ATF) является так называемым «рабочим телом», которое участвует в передаче крутящего момента. Исключение составляют вариаторные коробки — в них несколько иной принцип работы. Получается, что для «автомата» требования к маслу гораздо выше, чем для «механики».

    К примеру, если масло в механической коробке вспенится (такое происходит, если масла в коробке слишком много либо при смешивании двух разных типов жидкости), это приведет лишь к повышенному износу — так как вспененное масло теряет свои смазочные свойства. Если такое произойдет в автоматической коробке, она может вообще перестать работать). Поэтому от состояния ATF в «автомате» напрямую зависит качество ее работы. А ведь в процессе эксплуатации свойства масла меняются!
    Есть некоторые эксплуатационные условия, которые негативно влияют на качество масла и срок его использования:

      • чрезмерно высокие нагрузки на коробку передач автомат (как правило, вследствие постоянной езды с нагрузкой — прицепы, большое количество людей в автомобиле, езда с низким уровнем ATF);

    Зачем масло в коробке автомат

    • плохие дорожные условия (всем известно, что езда по бездорожью — одна из наиболее распространенных причин «ранней смерти» АКПП);
    • низкое качество топлива (в таком случае требуемая мощность развивается на более высоких оборотах коленчатого вала, а это подразумевает более высокую температуру масла в коробке);
    • «рваный» ритм езды (частое чередование ускорений и замедлений, «старт-стоп» городских пробок);
    • слишком низкие температуры окружающего воздуха (слишком сильно увеличивается вязкость ATF);
    • слишком высокие температуры окружающего воздуха (вдобавок к тому, что коробка быстрее перегревается, вязкость ATF слишком сильно падает);
    • быстрый старт с места (даже коробкам, у которых есть режим прогрева, не рекомендуется давать высокую нагрузку с места, так как масло еще не прогрелось до рабочей температуры);
    • пробуксовки на льду, в снегу, песке и грязи (вообще для таких ситуаций в автомате предусмотрен зимний режим, в котором старт производится со второй передачи, рекомендуется в описанных условиях использовать именно его).

    Нужна ли смена масла в «автомате»?

    Масло в рабочем состоянии — коричневый

    Для начала — немного о тех коробках, которые считаются «необслуживаемыми». В связи с чем производители делают такое заявление? Во-первых, производители рассчитывают на тот срок эксплуатации автомобиля, который считается общепринятым для Европы и Америке. То есть — после того, как автомобиль использовался 3-5 лет, от него необходимо избавиться (при этом за 3 года европейцы в среднем проходят 150 тысяч километров). Для российского автовладельца это практически новый автомобиль! Во-вторых, «необслуживаемость» коробки обеспечивается за счет установки на АКПП двух магнитов, которые собирают стружку. Это, конечно, частично помогает увеличить срок службы масла, но не очищает его полностью. Очень часто автовладельцы, поверив заявлениям производителей, не меняют ATF и сталкиваются с полным выходом из строя коробки. Как правило, неисправности в коробке, связанные с ATF, начинают появляться после 200 000 километров пробега. Ближе к 300 000 выход коробки из строя уже почти гарантирован. Однако при своевременной замене масла срок службы коробки можно легко продлить до полумиллиона километров.

    Как часто менять масло в АКПП?

    Итак, мы пришли к выводу, что производить замену масла в АКПП все же надо. Каковы сроки замены? Производители автоматов, которые не являются необслуживаемыми, как правило, указывают две цифры — средний интервал замены масла и интервал, который используется для автомобилей, работающих в тяжелых условиях. Список критериев, по которым определяется, являются ли условия эксплуатации тяжелыми для трансмиссии, уже был указан выше.

    НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
    Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

    Как часто надо менять масло?

    Как правило, некоторые из них являются довольно типичными для российских условий, поэтому рекомендуется менять масло в АКПП в соответствии с интервалами для тяжелых условий работы. Для относительно старых автомобилей (примерно 2000 год выпуска и старше) средний срок замены ATF в АКПП равняется примерно 60 тысячам километров, для более новых — около 80. Для тяжелых условий работы этот срок уменьшен вдвое — то есть 30 и 40 тысяч километров соответственно. Вдобавок для автоматических коробок есть четыре основных требования, исходя из которых принимается решение о том, стоит ли производить замену масла в автоматической коробке передач еще раньше этого срока:

    • отсутствие резких разгонов и внезапных торможений;
    • плавное движение с равномерной скоростью ;
    • хорошее качество дорожного покрытия;
    • заправка автомобиля лишь качественным топливом.

    Получается следующая ситуация. Если нарушается одно из правил эксплуатации, то пробег, по прошествии которого следует менять масло в АКПП, уменьшается еще на 25%. Если нарушено два-три правила, то пробег уменьшается вдвое, если все четыре — на 75%. Подобные условия помогут сберечь коробку передач. Рассмотрим подобную ситуацию на примере. Производители современных необслуживаемых автоматов рассчитывают, что автомобиль пройдет примерно 250 тысяч километров. Если условия эксплуатации подразумевают, что пробег будет проходить во вредных для коробки условиях, срок замены уменьшается вдвое — то есть равен примерно 125-ти тысячам километров.

    эффективность при замены масла

    Если автомобиль при этом ездит на некачественном топливе и по дорогам плохого качества — срок замены равняется примерно 60-65 тысячам километров.

    Возможно, такой интервал покажется автолюбителям слишком маленьким — но стоит примерно прикинуть стоимость замены ATF и стоимость ремонта коробки передач, как выбор становится очевидным. Конечно же, довольно сложно объективно оценить, насколько часто автомобиль подвергается вредному воздействию. Однако, учитывая роль такого узла как автоматическая коробка — лучше перестраховаться и поменять ATF заблаговременно. Есть еще один критерий, по которому можно оценить, когда менять масло в коробке. Это цвет самого масла в коробке и его запах, а также консистенция. Как правило, абсолютно свежее масло имеет розовый или малиновый цвет. Масло в рабочем состоянии — коричневый. Если масло очень темное, содержит вкрапления, стружку, имеет прогорклый запах (так называемое «горелое» масло) — производить его замену следует немедленно. Также многое о состоянии коробки может сказать наличие стружки на вышеупомянутых магнитах (кстати, время от времени рекомендуется отгонять автомобиль в автосервис, чтобы эту стружку убрать, так как ее наличие резко снижает и эффективность замены масла, и сами эксплуатационные свойства «свежей» ATF).

    Замена масла в двигателе и АКПП

    Помните о том, что точного ответа на вопрос «как часто менять масло в коробке» не существует, все зависит от состояния автомобиля и предусмотрительности владельца. Вдобавок следует помнить о том, что количество слитого масла должно равняться залитому. Замененный объем, как правило, составляет около 40 процентов от общего объема масла в коробке (он равен объему, находящемуся в пределах масляного поддона коробки). В том случае, если замена производится под давлением, объемы старого и нового масла практически равны.

    Когда и как часто нужно менять масло в автоматической коробке передач

    Автовладельцы не всегда знают, когда менять масло в автоматической коробке передач. Собственники транспортных средств полагают, что это делается через 150 000 проезженных километров. Другие уверены, что оно вообще не подлежит замене. Но трансмиссионная жидкость является главной составляющей в коробке автомат любого транспортного средства. Поэтому долив в коробку и замена на новое масло обязательно и через очень короткое время.

    Рекомендации производителей

    Многие компании, выпускающие АКПП, не советуют менять смазывающее средство. Производители аргументируют это лишними затратами. Так как трансмиссионную жидкость, залитую на заводе, как утверждают производители, можно не менять до истечения срока службы коробки автомата. Например, как на Mersedes Benz с пятиступенчатой АКПП. Другие же компании пишут, что периодичность замены масла зависит от окружающей среды в которой эксплуатируется автомобиль.

    Опытные автовладельцы считают, что стоит менять масло в автомате после проезда шестидесяти тысяч километров.

    В следующей таблице от производителей АКПП, показана периодичность замены масла для разных условий среды эксплуатирования транспорта:

    Условия эксплуатацииКилометражГод изготовления автомобиля
    Тяжелые, на севере, в странах с жарким летом и морозной зимой, города с сырым климатом, холодные и резкие старты (территория РФ)40 000 – 60 000До 2000
    Аналогичные первому (территория РФ)80 000После 2000
    Умеренный климат, ровные дороги, езда в мегаполисе, проселочные дороги, без холодных и резких стартов, аккуратная ездаОт 50 000 до 80 000До 2000
    Аналогично предыдущему120 000*После 2000

    *Например, те же производители Mersedes Benz рекомендует заменять масло после 125 000 километров проезда для автомашин выпущенных компанией после 2000 года.

    Для чего нужно соблюдение интервала между первой заменой масла и последующими

    Как часто будет проходить замена зависит от проезженных километров машиной и условий. Поэтому для каждого района сроки замены варьируются от километража, а также нужно отталкиваться от временного интервала.

    Опытные автовладельцы и механики советуют менять масло в коробке автомат, когда машина поставлена на ремонт или техническое обслуживание автомобиля.

    При каких условиях рекомендуется частая замена масла:

    • высокие нагрузки на АКПП при низком уровне масла. Бывает, когда автомобилем пользуются двое или более человек и халатно относятся к не своему транспортному средству;
    • частые поездки по проселочным дорогам без асфальта и по грязи;
    • городские пробки, которые создают рваный ритм езды: каждые десять секунд – стоп, каждые пять секунд – старт;
    • пробуксовки на льду или в песке;
    • сильные низкие или высокие температуры. Масло не успевает прогреваться или, наоборот, сильно нагревается. Оно быстро теряет свойства, заложенные производителем.

    Если вовремя не заменять смазывающее средство в коробке автомат, автовладелец испытает проблемы и поломки в гидравлической системе АКПП, автомат будет толкаться и пинаться, неправильно переключать скорости.

    Гидравлическая система

    Если не заменить трансмиссионную жидкость в коробке, то первой из строя выходит гидравлическая система. Новое масло имеет густую консистенцию. Оно снабжено различными присадками, которые положительно влияют на механические детали коробки.

    После истечения срока службы масло превращается в обычную жидкость, которая:

    • не создает давления в узлах АКПП;
    • не смазывает должным образом механические элементы;
    • приносит с собой элементы износа механики, негативно влияющие на мелкие и слабые узлы АКПП.

    Инородный мусор и пыль

    Частицы от износа металлических деталей попадают в циркулирующее смазывающее средство и разносятся в по всей коробке автомат. Это и металлическая пыль, и мелкие инородные частицы. Они забивают масляный фильтр.

    Рекомендуется не допускать сильного загрязнения фильтра и с фильтрующим элементом заменить масло в коробке автомат. Если не поменять масло, то произойдет блокировка крутящихся частей автомата.

    Блокировка

    При редкой замене масла в АКПП происходит следующее:

    • блокировка клапанов. Она влияет на медлительность в переключении передач или, наоборот, перескакивание через одну ступень;
    • блокировка главного фильтра. При заполнении металлической сетки, из которой состоит фильтр, мусором и металлической пылью, масло перестанет поступать в коробку. Перегрев и полная неремонтнопригодность коробки автомат являются следствием его блокировки.

    Цепная реакция

    Выработанное масло в автоматической коробке передач и забившийся фильтр приносят недостаток давления, перегрев некоторых частей. Автомат не выдержит несколько десятков километров, не говоря уже о тысячах км.

    Если не заменить смазывающее средство, муфты коробки автомат будут использоваться частично. Сцепление будет проскальзывать. Жидкость проведет через фильтр гораздо больше мусора и металлической пыли. Он забьется.

    Тонкости интервала замены смазывающего средства

    Посоветовать точный интервал замены не могут опытные автовладельцы. Так как для разных коробок автомат производителем указывается различный интервал ТО. Разберемся, когда и как менять масло в АКПП.

    Общие принципы

    Обычно производитель указывает интервал замены масла в АКПП. Если автолюбитель не может отыскать информацию, то рекомендуется придерживаться стандартных временных отрезков, которыми пользуются все хозяева автомашин. В эти отрезки укладываются следующие признаки:

    • долив смазывающего средства через 20 тысяч километров. Автовладелец увидит насколько загрязнено смазывающее средство в АКПП при просмотре уровня;
    • автомат начал стучать или пинаться. Первым делом отметить прозрачность и качество;
    • ТО. В это время следует уделить внимание визуальному определению состояния масла в коробке автомат.

    В таблице в блоке рекомендаций от производителей указаны более конкретные данные, которыми следует пользоваться даже, если АКПП новая и автомашина не требует заезда на СТО.

    Как такого конкретного регламента, который подходил бы к каждой автоматической коробке переключения скоростей, не существует. Поэтому автовладелец должен сам понимать на каком пробеге ему следует поменять масло в АКПП.

    Стоит ли ставить новый фильтр

    Со смазывающим средством в коробке автомат меняется и фильтр. Поставить новый следует обязательно. Фильтр имеет свойство загрязняться частицами износа механических деталей. Если не поставить новый фильтр, то смысла от того, что автовладелец заменил трансмиссионную жидкость нет. Она в ближайшее время загрязнится от этого фильтрующего элемента.

    Поэтому рекомендуется ставить новый фильтрующий элемент во время полной замены смазывающего средства в АКПП. Обычно после проезда 60 тысяч километров.

    Какую ATF заливать

    Если со временем, когда автовладельцу стоит заменить масло в автоматической коробке передаче разобрались, то хозяевам транспортных средств интересен вопрос, какую ATF лить.

    Многие считают, что достаточно будет любой трансмиссионной жидкости, даже самой дешевой. Однако, опытные автовладельцы доказали, что надо заливать средство от оригинального производителя. Новое средство смешивается со старым и часто некачественная жидкость приводит к быстрой поломке аппарата.

    Поэтому, чтобы заменить жидкость в коробке автомат, желательно купить фирменное трансмиссионное средство в специализированных магазинах. Когда же автовладелец решил перебрать АКПП, следует поменять масло на более качественное, если он считает, что производитель использовал более дешевый продукт.

    Как произвести замену смазывающего средства автомата

    Замена смазывающего средства в коробке автомат может быть полной и частичной. Последняя делается, когда автовладельцу необходимо просто долить жидкость, чтобы автомат «дожил» еще 20 тысяч километров до полной замены, без глобальных повреждений механических частей.

    Пошаговая инструкция по частичной замене

    Для того, чтобы частично заменить жидкость необходимо подготовить следующие элементы:

    • тару с мерками, чтобы понять какое количество было слито;
    • новое смазывающее средство;
    • воронку.

    Частичная замена проходит следующим образом:

    1. Загнать автомашину на эстокаду.
    2. Двигатель оставить включенным и прогнать кулису коробки передач по всем скоростям, зажимая педаль тормоза.
    3. Отключить мотор.
    4. Снять пробку для слива средства на поддоне трансмиссии.
    5. Подставить мерную тару и дождаться, пока масло не стечет в нее полностью.
    6. Закрутить сливную пробку.
    7. По меркам определить количество вытекшего масла и, вставив воронку в заливное отверстие, долить необходимое количество нового смазывающего средства.
    8. Включить двигатель.
    9. Снова прогнать кулису коробки автомат по всем передачам, чтобы два вида жидкости смешались друг с другом.

    Определить уровень жидкости можно посредством щупа. Если не хватает смазывающего средства, то долить.

    Полная замена

    Полностью сменить масло на новое автолюбитель может на СТО, если автовладелец не уверен, что справится сам. Через сколько заменять масло полностью владелец автомашины должен определить сам, руководствуясь вышеописанной схемой.

    Предметы, которые будут нужны в процессе полной замены масла в коробке автомат:

    • новое ATF;
    • мерная емкость;
    • резиновая прокладка;
    • герметик;
    • напарник;
    • новый фильтр.

    Как проходит замена:

    1. Проехать на авто пять километров, чтобы хорошо прогреть автомат.
    2. Встать на эстокаду.
    3. Снять пробку для слива и подставить емкость под поддон.
    4. Выждать некоторое время, пока не сольется все масло.
    5. Снять винты с поддона и аккуратно убрать его в сторону. В нем может быть дополнительные пол-литра грязного масла.
    6. Почистить поддон от налета гари и металлической стружки. Снять старую прокладку и поставить новую. Протереть внутреннюю часть поддона насухо тряпкой, не содержащей ворса.
    7. Поставить новый фильтр.
    8. Силикон нанести на прокладку поддона и прикрутить его к дну автомобиля.
    9. Закрутить пробку и влить новое масло. Его потребуется столько, сколько было слито в мерную емкость.
    10. Снять один шланг охлаждения, который расположен по ходу движения, и вставить его в подготовленную пятилитровую бутылку.
    11. Напарник должен в это время поставить авто на ручник, а кулису передач автомата на нейтральную скорость. Завести мотор. Старое масло, которое продавится вновь залитым, будет слито в бутылку посредством шланга. Сливать надо до тех пор, пока масло не станет светлым. Это значит, что пошло новое. На этом можно остановить дальнейший слив.
    12. Долить столько же, сколько слилось.
    13. Обратно закрутить шланг от охлаждения авто.
    14. Проехать на авто километров пять и проверить уровень. Если нужно – долить.