Как поставить номера на машину
Содержание статьи:
Как установить автомобильные номера
Вы получили в ГИБДД новые регистрационные знаки и намереваетесь их установить. Этот процесс не так прост, как кажется, и имеет целый ряд факторов, которые необходимо учитывать, когда ваше ТС ставится на учет в ГАИ или при смене номеров по каким-либо причинам. Почему нужно знать об этом, поговорим в данной статье.
Как поставить номерной знак на машину по ГОСТ
Установка номерного знака регулируется ГОСТ Р 50577-93.
- Госномер автомобиля должен соответствовать типу транспортного средства.
- Относительно оси симметрии передний и задний номера нужно повесить ровно или слева сбоку, однако допускается незначительное отклонение влево по ходу движения.
- Продольная плоскость автомобиля и номерной знак располагаются под углом 90 о относительно друг друга, наклон может быть не более 3 о .
- Нижний край номера от горизонтальной плоскости располагается на расстоянии не менее 300 мм. Для таких транспортных средств, как мотоцикл, мопед или снегоходов – 200 мм, верхний край должен располагаться на высоте не более 1200 мм.
- Числа и буквенные обозначения должны быть различимы и читаемы, как человеком, так и камерой видеофиксации. Его должно быть видно в темное время суток на расстоянии не менее 20 м.
- Также числа и буквы должны читаться под углом 15 о снизу и сверху, и под углом 30 о слева и справа.
Выбор правильного крепежа для автомобильных номеров
Кронштейн, который используется для монтажа, должен быть такого же цвета, как поле знака. Существуют современные приспособления в виде рамок соответствующего размера, в которые номер можно вставить и защелкнуть.
ВАЖНО! Даже если вы зачем-либо пользуетесь такими держателями, нужно использовать дополнительные крепления.
Рамки, болты, винты и саморезы не могут загораживать числа, буквенные обозначения и флаг Российской Федерации. Не допускается сверление дополнительных дырок или отверстий. Нельзя закрывать поверхность таблички пленкой, оргстеклом или другим материалом. Если места отверстий на знаке не совпадают с отверстиями на авто, то допускается использование переходных конструкций, которые отвечали бы требованиям ГОСТа.
Если на рамке имеется реклама в виде полоски снизу или логотипа производителя, конструкция допустима к использованию: главное, чтобы сторонняя информация не закрывала буквы и цифры номера.
Существуют так называемые антивандальные и съемные рамки: первые обладают особой конструкцией, при которой снять номер становится почти невозможно, а вторые, наоборот, вместо болтов оборудованы мощными магнитами в целях их быстрого снятия и замены. Оба способа установки разрешены – ГОСТ предъявляет требования только к внешнему виду номеров и креплений, а не способу их монтажа.
ВАЖНО! Нельзя использовать крепеж-катафот со светоотражающей поверхностью. За это нарушение существует наказание в виде штрафа по части 1 статьи 12.2 КоАП РФ.
Где поставить номерной знак
Место, куда крепится номер, должно быть ровным и плоским. Задний и передний знак обязательны для легковых автомобилей, грузовиков и транспортных средств, предназначенных для перевозки людей. Остальные транспортные средства могут иметь только задний номер. Номер нужно закрепить посередине или слева заднего бампера (для переднего – посередине или справа), не закрывая светосигнальные приборы и не заходя за габариты автомобиля.
ВАЖНО! Даже если вы приобрели японский автомобиль, изначально выпущенный для JDM, с правым рулем и местом для крепления справа, вешать номера на задний бампер придется посередине или слева.
Можно ли установить номера дома после получения в ГАИ
Некоторые автовладельцы полагают, что могут прикрепить государственный знак на автомобиль у себя на стоянке или в гараже, поэтому после получения просто кладут его в салон автомобиля или багажник, чтобы прикрутить его уже дома. Однако правило гласит, что запрещается управлять автомобилем без номерного знака, или со знаком, который не отвечает требованиям ГОСТ.
ВАЖНО! За такое нарушение налагают штраф 5 000 рублей или лишают прав сроком на 1-3 месяца.
Отсюда следует, что необходимо крепить там, где он был получен – возле регистрационного подразделения, на парковке. Крепеж для установки лучше подготовить заранее.
Читают ли камеры неправильно установленный номер
Камеры видеофиксации способны распознать около 300 видов автономеров, в том числе устаревшие времен СССР. Когда камера может увидеть «кривое» расположение? Дело в том, что камера распознает номер автомобиля с большого расстояния и фиксирует его. Если он установлен неправильно, то его невозможно будет считать, а это уже нарушение существующего ГОСТа. Такое нарушение влечет за собой наказание.
СПРАВКА: Некоторые программно-аппаратные комплексы видеофиксации способны распознавать номера в сотые доли секунды и свериться с номерами, находящимися в базе данных госавтоинспекции.
Штрафы за неправильную установку номера
В настоящее время ПДД не регулируют установку номерных знаков. За это отвечает статья 12.2 КоАП. В ее первой части написано, что за неправильную установку на автомобиле номерного знака выносится предупреждение либо наложение административного штрафа. Штраф в таком случае составляет 500 рублей.
Как снять и отремонтировать рамку номерного знака
Самодельная рамка для крепления
5000 рублей штрафа или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев можно получить, при встрече с автоинспектором за отсутствие на автомобиле при движении по дорогам хотя бы одного номерного знака или за умышленное скрытие на номере даже одной цифры или буквы. Такое же наказание можно получить при неправильной установке номерных знаков, например, если даже один из них «смотрит» в асфальт.
Управление автомобилем без номерных знаков ПДД разрешают только для вновь приобретенных автомобилей в течение 10 дней со дня покупки. Но если номерные знаки получены ранее истечения срока, то управлять автомобилем, не нарушая правила, можно только после закрепления их на нем. Поэтому перед поездкой в ГББД за государственными номерами следует заранее позаботиться об установке рамок их крепления или другом способе их установке на автомобиле.
500 рублей штрафа или предупреждение можно получить, если на номере с расстояния 20 метров невозможно разглядеть, даже одну букву или цифру из-за естественного загрязнения – попадания на номер грязи или снега. Если Вас остановил инспектор и есть подозрение, что номера автомобиля загрязнены, то чтобы отделаться только предупреждением, нужно прежде, чем общаться с инспектором, предварительно протереть номерные знаки заранее приготовленной салфеткой.
Не стоит соглашаться с инспектором при его попытке приравнять загрязнение номерных знаков авто с их отсутствием и наложением штрафа 5000 рублей либо лишения прав до трех месяцев. Это незаконное требование. Максимальное наказание по закону за такое нарушение может быть только в виде штрафа 500 рублей.
Поэтому чтобы исключить наложение штрафа или лишения прав управления автомобилем необходимо правильно и надежно закрепить номерной знак и своевременно очищать его поверхность от грязи.
Как снять пластиковый держатель
государственного номера с автомобиля
Однажды зимним морозным утром, очищая автомобиль от снега, обнаружил, что в пластиковом держателе переднего номерного знака авто, верно служившего более семи лет, треснула рамка, и несколько нижних фиксаторов вышли из пазов. Номерной знак одним из нижних углом выступал внизу из рамки и держался на «честном слове». Повезло, что вовремя обнаружил поломку, так как на одном из ухабов во время движения автомобиля номер бы точно вывалился из держателя.
На сильном морозе пластик держателя потерял эластичность, и попытка закрепить рамку в его основании с помощью штатных фиксаторов не увенчалась успехом. Времени заниматься ремонтом не было и пришлось номерной знак временно закрепить с помощью двух пластиковых хомутов, продетых через предусмотренные для крепления в нем и рамке отверстия. Надежность крепления с помощью хомутов вызывала сомнение, поэтому при первой возможности занялся ремонтом держателя номера.
Номерной знак в держателе закреплен с помощью подвижной рамки. Ее верхняя часть в основании держится за счет эластичных пластиковых петель, что дает возможность при установке номера в основании держателя отвести немного нижнюю часть рамки в сторону. На фотографии показана петля, которая лопнула в моем держателе номера.
После установки номера в основании держателя нижняя часть рамки в его основании фиксируется с помощью нескольких защелок, показанных на фотографии. Для того чтобы извлечь номерной знак из держателя эти защелки нужно вывести по очереди из зацепления с помощью отвертки с плоским жалом.
После снятия номерного знака открывается доступ к винтам крепления держателя номера. Как видно на фотографии держатель на бампере автомобиля закреплен с помощью двух саморезов.
Для того чтобы снять пластиковый держатель с бампера автомобиля достаточно открутить с помощью отвертки с крестовым жалом саморезы.
Ремонт пластикового держателя номера автомобиля
своими руками
Держатель номерного знака с автомобиля снят, и теперь в условиях мастерской можно заняться его ремонтом своими руками.
Как видно на фотографии, треснутая часть рамки имеет толщину в несколько миллиметров. Поэтому отремонтировать ее можно совместив два технологических способа – склейки и армированием металлическими скобками.
Склеивание треснутой части рамки не даст высокой надежности, и необходимо только для удобства установки скобок. Для того чтобы долго не ждать, склеивание было выполнено с помощью быстросхватывающего клея «Супер Момент».
Далее с помощью электрического паяльника место стыка было армировано двумя скобками, сделанными из медной проволоки для электропроводки диаметром около 1 мм.
Скобки были утоплены в пластмассу заподлицо с поверхностью рамки и стали практически невидимыми. На фотографии для наглядности, показаны скобки, еще не оплавленные поверх пластиком. Ремонт с помощью термического армирования скобок в пластмассу дает полную гарантию, что соединение никогда не разойдется.
Для ремонта пластиковой петли, расположенной на верхней части держателя номера пришлось использовать несколько другую технологию.
Перед ремонтом подвижная часть держателя номера была зафиксирована в его основании и с помощью электрического паяльника трещина была заплавлена.
Но ремонт оплавлением не может обеспечить надежность соединения, поэтому дополнительно из канцелярской скрепки была выгнута скобка специальной формы, как показано на фотографии.
Далее скобка была вплавлена с помощью паяльника в держатель номера, как показано на фотографии. Вплавленная металлическая скобка обеспечит высокую надежность соединения.
Скобка была утоплена в тело пластмассы, и осталось только наждачной бумагой выровнять поверхность. Несмотря на жесткость соединения, нижняя часть рамки свободно откидывалась на пару сантиметров, что вполне достаточно, чтобы заправить в держатель номера номерной знак.
Но случилось непредвиденное. На улице стоял мороз более 25°С, и после закрепления держателя номера на бампере автомобиля закрепить в держателе номерной знак было невозможно. Пластмасса от холода потеряла эластичность, и защелки не хотели фиксироваться. Пришлось опять воспользоваться пластиковыми хомутами.
Изготовление металлического держателя
номерного знака автомобиля своими руками
Так как в пластиковом держателе номера после его ремонта на морозе не удалось закрепить номерной знак, пришлось сделать новый номеродержатель своими руками из подручного материала.
В наличии имелась подходящая по размеру пластина из алюминия толщиной 2 мм, из нее и было решено сделать самодельный держатель номера. Алюминий легкий, прочный, легко обрабатывается и не окисляется под воздействием атмосферных осадков. С автомобильного номера были сняты размеры и выполнен чертеж, представленный выше.
Размер 150 мм был выбран исходя из отверстий в бампере автомобиля, сделанных ранее для закрепления пластмассового номеродержателя.
Номеродержатель был вырезан из листа с помощью ножовки по металлу, углы закруглены плоским напильником с крупной насечкой. Отверстия просверлены с помощью дрели сверлом по металлу. Осталось только установить самодельный номеродержатель на бампер автомобиля и закрепить на нем с помощью винтов номерной знак.
При закреплении номеродержателя на бампере возникла трудность с саморезами. Так как номерной знак должен плотно прилегать к плоскости номеродержателя, то понадобились саморезы по пластмассе с потайной головкой, крупным шагом резьбы и чтобы витки резьбы начиналась у самой головки. Найти такой винт оказалось проблематично, но вспомнил, что в компьютерном блоке питания кулер в его корпусе прикручен именно такими саморезами диаметром 4 мм. Со сгоревшего БП саморезы и выкрутил.
Изготовленный своими руками держатель для автомобильного номера был саморезами прикручен к бамперу автомобиля. Для более надежного крепления можно использовать винты с метрической резьбой, продетые через бампер, и завинченные в гайки с широкими шайбами, расположенные с внутренней его стороны.
Хотя по Требованиям к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах для их крепления должны применяться болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые гальванические покрытия, под руками винтов с красивыми головками, соответствующих этим требованиям у меня не нашлось. Поэтому использовал с темным покрытием, так как диаметр их головок всего на 3 мм больше отверстий в номерном знаке и на взгляд это практически не заметно. Во всяком случае, сотрудники ГББД вопросов не задают.
Винты были использованы М6 с длиной резьбовой части 10 мм, со сферической головкой под шестигранную биту. Для исключения самопроизвольного отвинчивания резьбового соединения между гайкой и простой шайбой была установлена пружинная шайба типа «гровер».
Теперь государственный номер на автомобиле держится надежно и выглядит элегантно. Планирую в ближайшее время заменить самодельным пластиковый держатель крепления и заднего номера.
Крепление автомобильных номеров
Добрый день, уважаемый читатель.
Крепление автомобильных номеров — это процедура, с которой автовладельцы сталкиваются не очень часто, обычно раз в несколько лет при покупке нового автомобиля. Поэтому многие не обращают внимание на технические особенности процедуры, вследствие чего имеют проблемы с ГИБДД.
В этой статье Вы узнаете, где нужно крепить номера, а также куда и чем их прикреплять. В общем, здесь собраны ответы на вопросы, которые обычно возникают только после встречи с сотрудниками ГИБДД и вынесения административного наказания:
Можно ли установить номера у себя в гараже?
Для начала давайте разберемся, где нужно крепить автомобильные номера. Нередко счастливые автовладельцы, получившие номера на новый автомобиль, просто кладут их в багажник или под стекло и быстро покидают парковку регистрационного отделения ГИБДД.
2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, —
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Казалось бы ерунда, а наказание весьма суровое — штраф 5 000 рублей или лишение прав на 1-3 месяцев.
Так что ответ на первый вопрос однозначен — устанавливать государственные регистрационные знаки нужно там, где Вы оставили свой автомобиль перед походом в ГИБДД, т.е. на парковке регистрационного подразделения.
Небольшой совет. Даже если Вы приехали на регистрацию днем, паркуйте автомобиль поближе к осветительным устройствам (фонарям). Связано это с тем, что регистрация может затянуться надолго и крепить номера Вам придется в темноте. А переставлять автомобиль, как Вы уже поняли, может оказаться слишком дорого (5 000 рублей или лишение прав).
Также перед походом в ГИБДД нужно позаботиться и о крепеже для установки номеров. О нем поговорим чуть позже.
Выбор места на автомобиле для установки номера
На большинстве современных автомобилей есть специальные места для крепления государственных регистрационных знаков, поэтому ошибиться сложно.
Однако иногда стандартные места отсутствуют и автовладельцы на свой страх и риск крепят номера саморезами в произвольном месте бампера.
Еще раз процитирую часть 2 статьи 12.2 КоАП:
2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, —
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Даже если на Вашем автомобиле нет предусмотренных для номеров мест, следует крепить их в соответствии с требованиями ГОСТ «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования.»:
И.3 Передний регистрационный знак должен устанавливаться, как правило, по оси симметрии транспортного средства. Допускается установка переднего регистрационного знака слева от оси симметрии транспортного средства по направлению движения транспортного средства.
И.4 Место установки заднего регистрационного знака должно обеспечивать выполнение следующих условий.
И.4.1 Регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения.
Т.е. и передний, и задний номер должны располагаться либо по оси симметрии автомобиля, либо слева от нее по ходу движения (ближе к центру дороги). Если Вы установите номера справа от оси симметрии, сотрудники ГИБДД выпишут Вам штраф или лишат прав.
Кроме того, к местам установки предъявляется и еще одно важное требование:
И.2 Место для установки регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную прямоугольную поверхность и выбираться таким образом, чтобы исключалось загораживание знака элементами конструкции транспортного средства, загрязнение при эксплуатации транспортного средства и затруднение прочтения. При этом регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства.
Обратите внимание, нестандартные бамперы некоторых автомобилей сконструированы таким образом, что установка государственных регистрационных знаков возможна под углом (знак «смотрит» как-будто бы на асфальт). Подобных ситуаций следует избегать, т.к. прикрепленный таким образом номер автоматически становится неправильно установленным.
Выбор крепления для автомобильных номеров
Ну и последний вопрос на сегодня касается крепления автомобильных номеров.
Некоторые автовладельцы используют для крепления номеров болты со светоотражающими поверхностями: белой — спереди, красной — сзади автомобиля. Пример таких креплений есть на рисунке в начале статьи. На дорогах можно встретить немало таких автомобилей.
Так вот, в ГОСТ существуют специальные требования относительно болтов, которыми должны крепиться номера:
И.5 Для крепления регистрационных знаков должны применяться болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые гальванические покрытия.
Допускается крепление знаков с помощью рамок. Болты, винты, рамки не должны загораживать или искажать имеющиеся на регистрационном знаке надпись «RUS», изображение Государственного флага Российской Федерации, буквы, цифры или окантовку.
Не допускается закрывать знак органическим стеклом или другими материалами.
Запрещается сверление на регистрационном знаке дополнительных отверстий для крепления знака на транспортном средстве или в иных целях.
В случае несовпадения координат посадочных отверстий регистрационного знака с координатами посадочных отверстий транспортного средства крепление знаков должно осуществляться через переходные конструктивные элементы, обеспечивающие выполнение требований И.2-И.4.
Т.е. болты со светоотражающими шляпками для крепления номеров на авто использовать нельзя. Есть за подобное нарушение и наказание в КоАП:
1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Максимальный штраф за светоотражающие болты в настоящее время — 500 рублей. Это конечно не лишение прав, но тоже неприятно.
В соответствии с ГОСТ крепить номера можно только светлыми болтами или винтами.
На современных автомобилях, как правило, устанавливаются специальные пластиковые рамки, в которые номер можно просто защелкнуть. Однако для надежности следует также закрепить номер и предусмотренными болтами.
Будьте внимательны при креплении гос. номеров на автомобиль и придерживайтесь советов из данной статьи. Это позволит Вам избежать штрафов.
Украли номер с машины: что делать и как избежать проблемы
Езда на авто при отсутствии автомобильного номера приведет к серьезным проблемам, как минимум к общению с инспекторами ДПС. В случае потери или кражи автовладелец должен понимать, как правильно действовать.
Инструкция по восстановлению номера
Если украли с машины или был потерян госномер, есть несколько вариантов решения проблемы.
Обращение в компанию по изготовлению дубликатов номеров
Когда украли гос номер с авто, можно обратиться в специальную компанию по изготовлению дубликатов . Государственные инстанции такие услуги не предоставляют. Процедура изготовления запасного номера будет выполнена после предоставления представителям фирме документа о регистрации автомобиля.
В соответствии с Административным регламентом РФ гражданин страны не обязан выполнять перерегистрацию машины при потере или краже госномера. Значит покупка дубликата — законная процедура, за совершение которой наказаний не предусмотрено.
Преимущества этого способа:
- быстрое изготовление знака;
- для восстановления потребуется минимальный пакет документов;
- низкая стоимость (при перерегистрации владелец машины потратит почти аналогичную сумму).
Этот вариант восстановления имеет негативные стороны. Если потребитель неуверен, что госномер был похищен, а не потерян на дороге во время движения, это может стать причиной проблем с правоохранительными органами. Злоумышленники могут использовать демонтированный номер для установки на другие авто, чтобы совершать различные преступления. А отвечать за них будет человек, на которого оформлен автомобиль с украденным номерным знаком.
Перерегистрация
При потере номерного знака восстановить его можно в результате перерегистрации автомобиля, делать в таких ситуациях надо так:
- Обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о похищении. В документе указывается возможное место кражи, а также время, когда автовладелец обнаружил хищение. Ваш госномер сразу окажется в розыске, поэтому его дальнейшая эксплуатация будет невозможной.
- При получении владелец машины оплачивает государственный налог. 2 тысячи рублей платятся за сам номер и 500 — за получение документа о регистрации машины.
- Затем потребитель обращается в отделение ГИБДД.
Перед обращением в ГИБДД надо подготовить документы:
- Заявление, где указывается причина обращения. В документе лучше написать, что потеря госномера произошла при неопределенных обстоятельствах. Если владелец машины заявит, что это была кража, для восстановления номерного знака придется ждать завершения расследования.
- Документ, удостоверяющий личность, в данном случае это паспорт.
- Документ, подтверждающий, что именно вы владеете машиной, это может быть доверенность.
- Технический паспорт на машину.
- Документ о регистрации.
- Страховка.
- Если был украден либо похищен один госномер, то владелец машины должен предоставить второй.
- После оплаты налогов предоставляется документ, подтверждающий это.
Поиск украденных номеров
Преступники воруют госномера для их использования в своих целях либо для получения выкупа. Но надеяться на честность преступников нельзя, такие сделки не дают никакой гарантии.
Vladislav Pavlovich рассказал о том, как надо действовать при краже номеров и вымогательстве.
В большинстве случаев автовладельцы находят утерянные номера в радиусе трехсот метров от машины, поскольку при краже маловероятно, что злоумышленник будет носить номер с собой.
Действия при поиске:
- Оцените местность, где стоит авто. На практике владельцы машин часто находят свои номера в пределах стоянки или двора. Покидать пределы периметра нет смысла.
- Выполните проверку наиболее удобных для скрытия мест. Внимательно осмотрите мусорные урны, кусты, деревья, щели между поребриками и т. д. При поиске места помните, что госномер может быть сложен надвое или свернут.
- Выполняя поиск, учтите погодные условия. При наличии снега на местности возможных мест для скрытия становится больше. По снежному покрытию можно вычислить следы преступника.
- Оцените весь двор либо парковку, где был украден госномер. Надо определить самый удобный путь для отхода злоумышленника. Преступник мог спрятать номерной знак, следуя по нему.
- Если кража произошла во дворе дома, где вы живете, поговорите с соседями. Возможно, кто-то видел преступника.
Как крепить номерной знак, чтобы не украли?
Чтобы не столкнуться с проблемой потери номерного знака авто, надо правильно закрепить изделие. В продаже имеются специальные рамки с качественным креплением, их стоимость составляет около 1-3 тысяч рублей.
Изделие состоит из основной панели и основания, которое используется в качестве подложки. Если прикреплять автомобильный номер на такой рамке, это обеспечит более надежную защиту. Основная панель удержит госномер, последний фиксируется посредством скрытых винтов, которые можно открыть только спецключом. Использование специальной рамки позволит предотвратить кражу и потерю номерного знака. Без ее использования автовладельцу придется периодически подкручивать винты, фиксирующие знак, при езде по неровным дорогам.
Видео «Эффективность антивандальных рамок»
Канал «Угона нет» протестировал эффективность антивандальных рамок.
Как получить «блатные» номера. Все схемы и нюансы
Мы попытались выяснить — где и за сколько можно купить номерные знаки с эффектными комбинациями букв и цифр. И как обстоит дело с утверждением государственных аукционов?
Кому-то достаточно иметь чистую машину, которая будет исправно выполнять свои основные функции. Другие стремятся разными способами доработать, усовершенствовать и украсить своего «железного коня». К числу наиболее эффектных «аксессуаров» можно отнести и «красивые» регистрационные знаки. Еще со времен Советского Союза автолюбители привыкли видеть так называемые «блатные» номерные знаки на машинах крупных чиновников и представителей силовых структур. Так было раньше, но теперь абсолютно легально приобрести их может даже самый простой автовладелец — были бы деньги.
Правда, официально купить «красивые» номерные знаки в России сегодня невозможно. Предложение продавать автовладельцам желаемые номера внесли в Госдуму еще в 2011 году. Такая система должна была не только стать еще одним средством борьбы с коррупцией, но и принести бюджету дополнительные деньги. Спустя два года проект закона «О регистрации транспортных средств» приняли в первом чтении, но никаких подвижек в рассмотрении закона до сих пор не произошло. Сначала причиной были разногласия между депутатами. Часть из них выступала за продажу «красивых» номеров с молотка, остальные предлагали ввести на них специальную повышенную пошлину. В итоге решено было остановиться на аукционах. Вполне вероятно, окончательное решение по этому вопросу депутаты могут принять уже этой осенью. Однако, по мнению координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, внедрение аукционов не поможет избавиться от перекупщиков. Скорее, наоборот — создаст для них более комфортные условия.
«На самом деле я выступаю за то, чтобы не было никаких аукционов, потому что обычным автовладельцам они особо не помогут. А вот тем самым перекупщикам будет гораздо проще. Они придут на аукцион, купят эти же самые номера и дальше точно так же пустят их на продажу. В этом плане вообще ничего не изменится. Например, в Москве номера в случайном порядке выдаются автовладельцам, после чего к ним приходят перекупщики и предлагают тут же выкупить «красивый» номер. Допустим, за 20 000 или за 50 000 руб.», — объясняет Петр Шкуматов. — Представьте себе, вы вдруг неожиданно выиграли в лотерею — пришли в ГИБДД, а вам выпал счастливый билетик. Естественно, вы говорите: «Да, конечно, давай». И дальше номер уходит к этим самым перекупщикам. То есть автовладельцам, которым повезло получить необычный номерной знак, сейчас платят какие-то деньги. А если узаконят аукционы, эти средства будет получать государство. Вот и все».
Такое мнение разделяет и автор многих автомобильных законопроектов депутат Вячеслав Лысаков: «Вполне возможно, что на эти аукционы будут приходить перекупщики, которые затем станут продавать «красивые» номера значительно дороже, чем они потратили. Вместо этого надо дать возможность уже конкретному автовладельцу, заплатив фиксированную правительством сумму, получить из имеющихся тот номер, который ему понравится. Если люди готовы платить деньги, то почему не дать им такое право? Но эти средства должны официально поступать на счет либо органов полиции, либо в благотворительные фонды, потому что сейчас они зачастую идут в карман инспекторам. Закон не должен регулировать подобные технические вопросы. Это должен быть либо технический регламент, либо правительственное постановление или приказ министра внутренних дел. Но поскольку предполагаемый доход — копейки для бюджета, то это не очень актуально».
Между тем, в других странах, в том числе в странах СНГ, государство не первый год практикует продажу «красивых» номеров. Например, в Таджикистане, Киргизии, Молдавии или Белоруссии автолюбители имеют возможность приобрести эффектные номера на торгах или по индивидуальному заказу. А в Азербайджане свободно выбрать и забронировать понравившийся номер можно на сайте Главного управления государственной дорожной полиции. Правда, тариф на оплату госпошлины будет зависеть от конкретного буквенно-цифрового сочетания. А пока россияне не могут приобрести желанные номера у государства, черный рынок продолжает работать по уже отточенным схемам.
Друзья-инспекторы помочь не смогут
Сейчас получить заветный регистрационный знак даже при наличии родственников «в погонах» стало намного сложнее. Кому что достанется — теперь определяет компьютер. Например, участник группы PLAZMA Максим Постельный получил свои номера с тремя «девятками», дополнительно ничего для этого не делая. «Взятки при постановке на учет — это уже давно забытая тема. Сейчас такое не практикуют, поэтому мне просто повезло. Стоял в очереди, и выдали такой номер. Но никаких привилегий на дороге я не чувствую, — делится наблюдениями Максим. — Так же, как и прочих участников, останавливают и так же проверяют. Как и всем, приходят штрафы с камер. Только иногда слышу дурацкие вопросы про то, как это так я получил «блатные» номера? Перестал отвечать».
Его коллеге Роману Черницыну, обладателю номерного знака с тремя эффектными «семерками», тоже повезло. Правда, случайностью это назвать нельзя. По словам музыканта, у него никогда не было цели купить «красивый» номер: «Мне его подарили друзья из ГИБДД. Сам я вряд ли стал бы целенаправленно прилагать какие-то серьезные усилия для получения таких номеров. Тем более, никогда не стал бы их покупать, ибо никакого практического смысла в этом нет. Тут только эстетика, не более».
Однако даже распределение номеров с помощью специальной программы не слишком повышает шансы простых автолюбителей. Одна из причин — сотрудничество недобросовестных работников Госавтоинспекции с дилерами. От своих информаторов перекупщики узнают, что в одном из МРЭО стартовала выдача номеров с эффектной буквенной серией. Буквально сразу в очередь на регистрацию транспортных средств выстраиваются десятки владельцев старых отечественных машин. Основная часть выданных номеров им не пригодится, но среди них с большой вероятностью могут оказаться настоящие «жемчужины», стоимость которых с лихвой компенсирует все вложенные средства.