Передний мост уаз патриот устройство ремонт
Содержание статьи:
Где находится и как устроен передний мост на УАЗ Патриот
Передний мост УАЗ Патриот, установленный на пружинной подвеске с дополнительными амортизаторами, предназначен для установки поворотных кулаков. В конструкции балки имеется редуктор с дифференциалом, позволяющий передавать и распределять крутящий момент между передними колесами.
Устройство моста и отдельных элементов
Передний мост оснащается монолитным литым картером редуктора (схема Спайсер), в котором установлены чулки полуосей. За счет отсутствия линии разъема повышена жесткость конструкции и улучшены условия работы зубчатых передач. Для доступа к редуктору и дифференциалу используется крышка, закрепленная болтами. Внутренний объем картера используется для хранения запаса смазки, предусмотрены сливное и контрольное отверстия с пробками. Чулки, смонтированные с натягом, предназначены для установки балки на раме и для монтажа полуосей привода передних колес.
Для поворота передних шин с одновременной подачей крутящего момента используются шаровые шарниры (ШРУС) схемы Бирнфильд. В полости шарнира находится запас специальной смазки, который не требуется пополнять в процессе эксплуатации автомобиля. Передние колеса имеют фиксированный угол установки в вертикальной плоскости, в горизонтальном направлении угол схождения регулируется на стенде. Поворотные кулаки шкворневой схемы, ось шкворней расположенs наклонно, обеспечивая автоматический возврат передних шин в нейтральное положение.
Преимущества передней балки Спайсер:
- увеличение колеи до 1600 мм, позволившее повысить устойчивость автомобиля;
- угол поворота управляемых колес достигает 32°, что положительно влияет на маневренность автомашины;
- применение балки Спайсер позволило отказаться от листовых рессор в пользу пружинной зависимой подвески;
- конструкция поворотных кулаков не требует проведения регламентных работ и замены смазки;
- доступ к механизмам для ремонта осуществляется через съемную крышку;
- повышение жесткости конструкции и размещение редуктора и дифференциала в едином картере позволили увеличить ресурс узла;
- снижение шумности за счет установки модернизированной ведомой шестерни (деталь может устанавливаться в мосты старой конструкции с разъемным картером).
Включение и отключение моста
Крутящий момент передается к редуктору переднего моста при помощи карданного вала со шлицевой муфтой, подсоединенного к 2-ступенчатому раздаточному редуктору. На автомашинах Патриот встречаются 2 разновидности раздаточных коробок: с механическим управлением (российская конструкция) и с электрическим приводом (редуктор Dymos, используется с середины 2013 г.).
Для управления редукторами используется рычаг или поворотная шайба, расположенные на центральном тоннеле кузова.
Алгоритм управления раздаточной коробкой старого образца:
- Нажать на педаль сцепления до упора.
- Перевести рычаг управления редуктором в требуемое положение, алгоритм управления указан на пластиковом набалдашнике рукоятки. Завод-изготовитель допускает переход на режим передачи крутящего момента к 2 мостам с использованием прямой передачи в раздаточной коробке на скорости до 60 км/ч.
- Отпустить педаль сцепления и продолжить движение с активным приводом на все колеса. Для отключения переднего моста необходимо снова нажать на педаль сцепления, а затем установить рычаг раздаточного редуктора в нейтральное положение.
Для включения переднего моста на машинах с коробкой Dymos необходимо повернуть шайбу в требуемое положение. Конструкция трансмиссии допускает включение полного привода во время движения, но если требуется активировать пониженный ряд, то автомобиль следует остановить. Затем необходимо перевести основную коробку в нейтральное положение, что позволит включить пониженный ряд в раздаточном редукторе.
Частые неисправности
Конструкция переднего ведущего моста отличается повышенной надежностью, возможные неисправности возникают из-за естественного износа трущихся деталей или нарушения условий эксплуатации. Поломки редуктора связаны с потерей герметичности картера или с повреждением зубчатых колес. Владелец автомобиля может самостоятельно найти причину поломки и выполнить ремонт в гаражных условиях.
Высокий уровень шума
Повышенный уровень шума указывает на снижение уровня масла и механический износ подшипников качения или шестерен главной пары и дифференциала. Если доливка смазки не позволила снизить шумность работы, то требуется разобрать узел и заменить изношенные элементы.
После обратной сборки и восстановления уровня масла производится проверка работоспособности переднего моста Патриот.
Шум при работе моста возникает из-за некорректной регулировки шестерен главной передачи. Для восстановления нормальных условий работы производится корректировка положения деталей (при помощи стальных прокладок), но при повреждении или износе зубьев обеспечить требуемое пятно контакта невозможно. В этом случае производится комплектная замена зубчатых колес, устанавливать шестерни из разных наборов категорически запрещено.
Подтекание масла
Течь масла из моста Спайсер УАЗ Патриот возникает через прокладку между крышкой и корпусом редуктора, а также через уплотнительный сальник. Причиной дефекта является износ деталей или повреждение элементов в процессе монтажа или обслуживания автомобиля. Для восстановления нормальных условий работы необходимо заменить поврежденные детали, допускается нанесение на поверхность прокладки герметика. После проведения ремонта необходимо восстановить уровень трансмиссионного масла в картере редуктора переднего моста.
Высыхание смазки
В процессе эксплуатации машины происходит деградация смазки, находящейся в картере моста. При высоких температурах масло испаряется, а при преодолении водных преград в полость попадает вода. Для проверки уровня смазки используется контрольное отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Если владелец регулярно преодолевает водные преграды, то рекомендуется установить удлинительные шланги на вентиляционные каналы. Магистрали выводятся под капот автомашины, снижая риск попадания в картеры воды и грязи.
Заклинивание узла
Заклинивание редуктора происходит в случае повышенного осевого зазора в подшипниковых опорах, на которых вращается ведущий вал главной пары. Из-за перемещения оси нарушается пятно контакта между шестернями, что приводит к износу и разрушению зубьев.
При эксплуатации необходимо периодически проверять состояние подшипников путем покачивания ведущей оси за фланец, предназначенный для крепления карданного вала.
Правила обслуживания
Обслуживание моста заключается в периодической проверке уровня и замене масла в картере (через каждые 45 тыс. км пробега). Рекомендуется контролировать состояние уплотнительных элементов и деталей, удерживающих балку на автомобиле. Также необходимо своевременно регулировать осевые зазоры, которые меняются из-за естественного износа шестерен и подшипников качения. Дополнительно устраняется зазор в шкворнях поворотных кулаков и корректируется угол схождения.
Слив старого масла производится после прогрева картера в движении. В конструкции корпуса предусмотрена резьбовая пробка, под отверстие подставляется емкость для сбора отработавшей жидкости. Нужно протереть поверхность пробки от частиц, образующихся при износе шестерен (в конструкции детали предусмотрен магнит). Заливка масла производится через контрольное отверстие, закрытое резьбовой заглушкой. Нормальным считается уровень смазки, расположенный возле нижней кромки отверстия.
Ремонт своими руками
Конструкция передней балки допускает проведение ремонтных работ своими силами, но часть работ выполняется в условиях сервиса. Например, владелец автомобиля не может корректно отрегулировать угол отклонения передних колес. В схеме балки предусмотрен упорный болт, не позволяющий отклонить кулак на угол больше 31-32°, но определение параметра возможно только на стенде.
Алгоритм действий при установке нового сальника ведущего вала:
- Установить автомашину на ровную площадку, а затем затянуть стояночный тормоз и подложить под колеса упоры.
- Отвернуть при помощи гаечных ключей 4 болта, удерживающих фланец карданного вала на ответной площадке, расположенной на хвостовике ведущего вала. Для облегчения процедуры рекомендуется обработать резьбу жидкостью WD40.
- Вынуть болты и отвести приводной вал в сторону.
- Открутить центральную гайку, удерживающую фланец с отражателем на ведущей оси редуктора переднего моста.
- Подцепить отверткой или шилом изношенный сальник, а затем извлечь деталь из посадочного отверстия.
- Протереть поверхность ветошью от остатков масла и пыли.
- Установить на штатное место новый сальник, изношенная деталь используется в качестве оправки.
- Смонтировать на вал шайбу и фланец, а затем затянуть гайку крепления.
В процессе самостоятельного обслуживания возникает необходимость корректировки схождения передних дисков с шинами. Для изменения параметра используется поперечная рулевая тяга, в которой предусмотрена муфта со стопорными гайками. Перед настройкой производится проверка шарниров рулевых тяг и ступичных подшипников, в которых не должно быть люфта. Для определения угла необходимо измерить расстояния между средними линиями на боковинах шин. При корректной настройке зазор спереди на 0,5-1,5 мм превышает расстояние между шинами сзади.
Передний мост автомобилей УАЗ (Спайсер)
На автомобили УАЗ Патриот и УАЗ Хантер, а также все модели на их базе, устанавливаются передние и задние одноступенчатые ведущие мосты типа Спайсер с неразъемным картером, названные так по фамилии американского инженера Кларенса Спайсера
Внешний вид переднего моста «Спайсер»
Мосты типа Спайсер начали устанавливать на автомобиля УАЗ-3160 и УАЗ-3162 Симбир, взамен мостов конструкции Тимкен. Но на эти автомобили, как и на первые модели УАЗ Хантер устанавливали «узкие» мосты шириной 1445 мм.
На УАЗ Патриот стали устанавливать «широкие» мосты, у которых колея 1600мм.
Особенности конструкции
Картер моста состоит из неразъёмного литого картера главной передачи, запрессованных в него кожухов (чулков) полуосей и штампованной крышки картера.
Отсутствие разъёма в поперечной плоскости моста придаёт конструкции высокую жёсткость, ненагруженность соединения крышки и картера уменьшает вероятность течи по стыку, а размещение главной передачи и дифференциала в едином картере обеспечивает высокую точность зацепления и более благоприятные условия для работы подшипников.
Благодаря всем эти особенностям конструкции реальный ресурс мостов значительно возрос. Кроме того, теперь для доступа к главной паре и дифференциалу не надо его снимать и «половинить» – достаточно просто снять крышку.
Для уменьшения коробления ведомой шестерни при её термообработке и, как следствие, снижения шумности, повышения надёжности и долговечности главной передачи была увеличена на 8 мм толщина «подложки» ведомой шестерни.Однако, эта мера привела к изменению левой чашки дифференциала. Но, новый дифференциал можно будет использовать на прежних одноступенчатых мостах с разъёмным картером при условии установки на шипе чашки кольца-компенсатора.
Мосты «Спайсер» унифицированы с одноступенчатыми мостами старой конструкции ещё по целому ряду деталей. Это подшипники дифференциала, полуоси заднего моста и практически все детали ступичных узлов. Передний подшипник с двойным уплотнением (469-2307086-03) и новая двукромочная манжета фланца ведущей шестерни унифицированы с аналогичными деталями П-образных («военных») мостов производства ОАО «УАЗ».
Что касается передних ведущих и управляемых мостов, то здесь, кроме вышеизложенных моментов, следует отметить новые шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) типа «Бирфильд», которые гораздо долговечнее шарниров старой конструкции («Вейс»). В настоящее время такими шарнирами комплектуется все мосты типа «Спайсер» и «Тимкен». Нелишне будет напомнить, что для смазывания шарниров «Бирфильд» используется специальная смазка ШРУС-4, которую нужно закладывать не во всю внутреннюю полость поворотного кулака, как раньше, а только в сам шарнир. Применение смазок другого типа, в том числе традиционной «Литол-24», недопустимо. В процессе эксплуатации добавление смазки в шарнир не требуется. Внутренняя полость поворотного кулака по прежнему заполняется смазкой «Литол-24».
Главная передача:
1 — болт; 2, 33 — пружинные шайбы; 3 — ведомая шестерня; 4, 24 — полуоси; 5 — регулировочное кольцо; 6, 22 — подшипники; 7 — распорная втулка; 8 — наружная обойма наружного роликового подшипника; 9 — роликовый подшипник; 10 — упорное кольцо;11 — сальник; 12 — отражатель; 13- фланец; 14 — шайба; 15 — гайка;16 — картер моста; 17 — регулировочное кольцо ведущей шестерни; 18 — наружная обойма внутреннего роликового подшипника; 19 — внутренний роликовый подшипник; 20 — маслоотражательное кольцо; 21 — вал с ведущей шестерней; 23 — регулировочная гайка подшипников дифференциала; 25, 39 — правая и левая части корпуса дифференциала; 26 — болт; 27, 40- опорные шайбы шестерней полуоси; 28, 43 — шестерни полуоси; 29, 45 — оси сателлитов дифференциала; 30, 41, 44, 46 — сателлиты дифференциала; 31, 38 — крышки подшипников дифференциала; 32 — фиксатор регулировочной гайки подшипников дифференциала; 34, 36, 37 — болты; 35 — крышка картера главной передачи; 42 — прокладка крышки картера главной передачи
Выпускаемые заводом мосты типа «Спайсер» имеют передаточное число 4,111 (37:9) или 4,625 (37:8). Мосты с передаточным числом 4,111 устанавливаются в основном на автомобили с бензиновыми двигателями, а с передаточным числом 4,625 – на автомобили с дизельными двигателями.
Ступица переднего колеса
Ступица переднего колеса УАЗ с дисковыми тормозами,но без АБС
Поворотный кулак переднего моста
Поворотный кулак и ступица.
1 – фланец ведущий с заглушкой; 2, 10, 25 — прокладки; 3 — ступица с тормозным диском; 4 — подшипники ступицы; 5 — болт крепления колеса; 6 — щиток тормозного диска; 7 – теплоизоляционный щиток датчика АБС; 8 — цапфа; 9 — корпус поворотного кулака; 11 — втулка зажимная; 12 — шкворень; 13 — вкладыш шкворня; 14-кронштейн крепления жгута АБС; 15 — пружина; 16 — наружное уплотнительное кольцо; 17 — внутреннее уплотнительное кольцо; 18 — шарнир; 19 — шаровая опора; 20, 28 -упорные шайбы; 21 – опора шкворня; 22- наружная обойма сальника; 23 — накладка; 24 — гайка; 26 – импульсный диск; 27- манжета; 29 — стопорные кольца; 30 -стопорная шайба; 31 — гайки; 32 — замочная шайба
Схема сборки поворотного кулака УАЗ:
1 — щиток тормозного диска; 2 — усилитель теплоизоляционного щитка датчика АБС; 3 — теплоизоляционный щиток датчика АБС; 4, 18 — болты; 5 — импульсный диск; 6 — ступица; 7, 12 — подшипник; 8 — стопорная шайба; 9 — гайка; 10 — замочная шайба; 11 — контргайка; 13 — упорная шайба; 14 — манжета; 15 — цапфа поворотного кулака; 16 — прокладка; 17 — шарнир поворотного кулака; 19 — шаровая опора; 20 — кожух полуоси
Регулировка осевых зазоров в переднем и заднем мосту Спайсер
Осевой зазор в подшипниках ведущей шестерни главной передачи не допускается, так как при его наличии происходит быстрый износ зубьев шестерен и возможно заклинивание моста. Проверка наличия осевого зазора производится покачиванием ведущей шестерни за фланец крепления карданного вала.
Передний мост «Спайсер». Развал, схождение
Передний мост является управляемым мостом. Для облегчения управления автомобилем передние управляемые колёса имеют развал (не регулируемый) в вертикальной плоскости и схождение в горизонтальной плоскости.
Схождение колес. А
Передний мост УАЗ Патриот: Устройство и ремонт
Автомобиль УАЗ Патриот имеет высокие показатели проходимости по бездорожью благодаря полному приводу. Передний мост УАЗ Патриот является подключаемым.
Передача крутящего момента к мосту осуществляется при помощи раздаточной коробки.
Устройство переднего моста УАЗ Патриот
Передняя ось автомобиля УАЗ патриот состоит из:
- Редуктора;
- Корпуса;
- Двух полуосей;
- Кожухов полуосей;
- Поворотных кулаков;
- Кронштейнов крепления пружин и амортизаторов.
Редуктор
Редуктор переднего моста автомобиля состоит из главной передачи и межколесного дифференциала. Главная передача выполнена в виде двух шестерен. Ведущая шестерня имеет небольшой размер и установлена на вал привода. Ведомая шестерня увеличена в размерах, что позволяет понизить крутящий момент, передаваемый к колесным механизмам. Зубья шестерен выполнены под углом. При работе узла зубья шестерен не ударяются друг от друга. Это снижает уровень шума во время движения автомобиля.
Внутри ведомой шестерни редуктора переднего моста установлен межколесный дифференциал. При повороте машины он позволяет колёсам одной оси вращаться с разной скоростью. Межколесный дифференциал выполнен в виде конических шестерен, установленных на двух осях. Шлицевая часть полуосей входит в механизм межколесного дифференциала.
Поворотные кулаки
Отличительной особенностью переднего моста является наличие поворотных кулаков. Они необходимы для управления автомобилем. Для передачи крутящего момента к колесным механизмам независимо от угла их поворота производитель оборудовал полуоси ШРУСом.
СПРАВКА: В отличие от предыдущих моделей Ульяновского автомобильного завода, машина УАЗ Патриот имеет больший угол поворота колесных механизмов. Это достигается благодаря установке шаровых опор вместо механизма шкворней.
Корпус
Схема переднего моста УАЗ Патриот подразумевает наличие цельнометаллического корпуса, образующего картер редуктора. Для обеспечения герметичности картер редуктора закрывается крышкой. Она устанавливается на болты. В месте соединения крышки с картером редуктора устанавливается прокладка. Со стороны колёсных механизмов в корпус редуктора запрессованы кожухи полуосей.
ВНИМАНИЕ: Во избежание возникновения избыточного давления в картере переднего моста в результате повышения температуры, смазки производитель установил дыхательный клапан. Он сообщает картер моста с атмосферой, не допуская попадания в механизм пыли и загрязнений.
Как включить и отключить передний мост на УАЗ Патриот
Включение переднего моста на автомобиле УАЗ Патриот осуществляется раздаточной коробкой. Производитель устанавливал на модель два вида раздаточных коробок. Более старые версии оснащены РК с механическим управлением.
Включение переднего моста на раздаточной коробке с механическим управлением осуществляется рычагом, установленным в салоне автомобиля между водительским и пассажирским сиденьем. Рычаг механически передвигает штоки раздаточной коробки.
Более новые версии автомобиля оснащены раздаточной коробкой с электронным управлением.
Блок управления раздаточной коробкой осуществляет включение электромоторов. Электрические двигатели передвигают штоки в необходимое положение.
Чтобы включить передний мост на УАЗ Патриот необходимо:
- выключить муфту сцепления. Для этого выжать педаль сцепления, установленную в салоне;
- После выключения муфты сцепления установить рычаг или регулятор в необходимое положение;
- После отпускания педали сцепления передний мост автомобиля будет включён. Отключать привод оси следует в обратной последовательности.
ВНИМАНИЕ: Производитель не рекомендуют включать передний мост для длительных поездок по покрытию хорошего качества. Нарушение этого правила может привести к некорректной работе узла.
Возможные неисправности и их причины
Конструкция передней оси отличается надежностью и неприхотливостью к условиям эксплуатации. Большинство неисправностей, возникающих при эксплуатации автомобиля, сможет устранить человек с минимальными техническими знаниями. Ниже представлены наиболее часто встречаемые неисправности, требующие ремонта узла. Так же можете прочитать про Передний мост Уаз “Буханка”.
Подтекание масла
Наличие потеков смазки свидетельствует о нарушении герметичности картера. Причиной подтекания смазки может быть нарушение прокладок или износ сальников. При выявлении неисправности необходимо заменить изношенные прокладки или сальники.
При установке прокладки необходимо обработать герметиком.
Повышенный шум
Сильный шум при работе узла может свидетельствовать об износе шестерен или подшипников. Для устранения неисправностей потребуется осуществить разборку узла. Вышедшие из строя детали необходимо заменить новыми.
Ухудшение качества смазки
Причиной сильного шума при работе узла может являться плохое качество смазки. Необходимо регулярно менять смазку в картере редуктора. Регулярное использование автомобиля для передвижения по бездорожью или преодоления брода может спровоцировать попадание воды в картер. Вода не позволяет вращающимся деталям механизма смазывается, что может привести к полному заклиниванию.
Во избежание выхода из строя всего узла необходимо регулярно проверять качество смазки. При использовании автомобиля для преодоления брода дыхательный клапан оборудуют резиновым шлангом, второй конец которого выводят под капот.
Ремонт и обслуживание переднего моста УАЗ Патриот
Для нормальной работы узла необходимо регулярно проводить обслуживание. Для этого необходимо визуально осматривать корпус на предмет подтеков смазки.
Производитель рекомендует менять смазочный материал после каждых 30000 км пробега. При использовании машины в экстремальных условиях этот показатель сокращается.
При необходимости выполнить ремонт переднего моста УАЗ Патриот следует провести разборку узла. Разобрать передний мост, можно не снимая с автомобиля. Разборка осуществляется следующим образом:
- Установить автомобиль эстакаду, смотровую яму или подъёмник;
- Обездвижить транспортное средство установкой под колёса противооткатных устройств;
- Слить отработанный смазочный материал из картера. Для этого необходимо подготовить емкость с широкой горловиной;
- Поддомкратить переднюю ось и установить ее на специализированные упоры;
- Демонтировать крышку корпуса и карданный вал;
- Где монтировать полуоси;
- Открутить гайку крепления фланца вала привода;
После выполнения этих действий, комплектующие редуктора переднего моста, будут доступны для замены. Сборка узла осуществляется в обратной последовательности. Для облегчения процедуры ремонта необходимо использовать схему устройства переднего моста УАЗ Патриот.
Из вышеперечисленного следует, что передний мост автомобиля УАЗ Патриот повышает показатели проходимости машины на бездорожье. Устройство узла делает его надежным и неприхотливым к условиям использования. Для нормальной работы механизма необходимо регулярно проводить обслуживание.
Передний мост УАЗ Патриот: устройство и ремонт Спайсера
Автомобили повышенной проходимости УАЗ Патриот хорошо известны отечественному потребителю. Производитель еще с завода оснащает их сразу парой ведущих мостов: задним и передним. Основным отличием между ними является то, что конструкция переднего — управляемая, и его можно включить в случае возникновения необходимости. Несмотря на то, что передний мост УАЗ Патриот разрабатывался еще в 90-х годах, он активно применяется и по сей день благодаря своим техническим характеристикам.
Основные достоинства конструкции
Прежде, чем начать разбирать устройство и причины ремонта переднего моста, необходимо остановиться на его преимуществах в эксплуатации. Остановимся на следующих моментах:
- Увеличенная до 160 см колея положительно сказалась не только на проходимости транспортного средства, но и на его устойчивости на дорожном покрытии разного типа.
- Повысился до 32 градусов угол поворота передних колес, что не замедлило положительно сказаться на повышении маневренности транспортного средства.
- Качественно новая подвеска, в которую вошел и мост Спайсер, повысила устойчивость и управляемость Патриота.
- Более прочными стали поворотные кулаки — теперь они реже требуют регламентных работ и смазки.
Видео-обзор конструкции переднего моста УАЗ Патриот:
Описание составляющих и конструкционная схема
Устройство переднего моста на Патриоте следует начать с описания основных элементов и составляющих. В их числе:
- ведущий вал и ведущая шестерня;
- ведомая шестерня с большим количеством зубьев;
- картер моста;
- подшипник роликового типа;
- фланец;
- гайка для регулировки подшипников дифференциала.
Схема переднего моста УАЗа Патриот, которую можно найти на многочисленных тематических форумах, демонстрирует присутствие большого количества мелких и крупных деталей, которые напрямую оказывают влияние на работу узла в целом. Картер Спайсера (так называется описываемая конструкция) является литым элементом, в который запрессовываются полуоси, а закрывается он при помощи крышки. В нем размещены главная передача и дифференциал, благодаря чему повышается работоспособность узла.
Для его обслуживания достаточно снять крышку, чтобы получить доступ. Это может быть необходимо при замене подшипников, контроле за уровнем масла, регулировке люфтов. Еще одной особенностью устройства переднего моста Спайсер является его оснащение ШРУСами нового типа, которые славятся своей долговечностью. Их следует периодически смазывать, однако не традиционным Литолом, а специальным средством под названием ШРУС-4.
Что касается разницы в устройстве конструкций каждого из ведущих мостов, то и здесь нет особенных принципиальных отличий. У переднего моста Спайсер Патриота усилие и крутящий момент передаются через дифференциал и главную передачу. Балка является полой, а в нее помещаются пара полуосей, на которые приходится вращение от ведомой передачи.
Основные типы неисправностей и их причины
Посмотрим на возможные неисправности, подстерегающие водителя при эксплуатации УАЗ Патриот, связанные с конструкцией моста. Как правило, связаны они с чрезмерным износом либо эксплуатацией в тяжелых условиях, либо естественным старением металлических составляющих и могут выражаться в следующих признаках:
- Увеличение уровня шума в работе моста, что может быть вызвано сработкой подшипников дифференциала, их некорректной регулировкой либо недостаточным уровнем смазки в поддоне картера.
- Возникновение стуков в момент трогания машины с места — чаще всего обусловлено износом оси сателлитов.
- В работе переднего моста Патриота могут увеличиваться шумы в процессе разгона и/или торможения. Связано это, как правило, с нарушенным зазором шестеренок главной передачи или плохим зацеплением. Другой причиной явления могут быть увеличенные зазоры самих подшипников.
- Снижение (потеря) уровня масла губительна по ряду причин. Во-первых, сальник моста сразу теряет в своей упругости. Во-вторых, хуже держится крышка моста, а также изнашиваются сальники внутренних шарниров.
- Если в процессе прохождения поворотов наблюдается шум, то, скорее всего, речь идет об износе ШРУСов.
Ремонт ключевых видов поломок переднего моста УАЗ
Многие виды ремонта переднего моста Патриота можно произвести самостоятельно в гаражных условиях. В этом поможет следующая несложная инструкция, которая касается наиболее частых видов ремонтных работ. Рассмотрим регулирование зазора подшипников, которая должна выполняться грамотно, чтобы этот узел смог функционировать продолжительное время. Сначала подберем диаметр и толщину кольца, которые должны точно соответствовать подшипнику ведущего вала от главной передачи.
Во время вращения вала замеряется момент, величина которого не должна превышать 1-2 Нм. Таким же примерно способом подбирают регулировочное кольцо для ведомой шестерни. При установке дифференциалов зазоры должны быть выставлены при помощи регулировочных гаек — это наглядно демонстрирует схема ремонта переднего моста внедорожника. После проведения вышеуказанных манипуляций останется проверить отсутствие люфтов и проконтролировать участки контакта зубьев шестерен.
Другим распространенным случаем является замена сальника ведущей шестерни на главной передаче. Сначала с машины снимается фланец откручиванием крепежных болтов, после чего освобождается доступ к самому сальнику. Поврежденный элемент извлекается из гнезда и заменяется новым при помощи его запрессовывания на прежнее место.
Сложнее демонтировать главную передачу — для этого необходимо сначала вывесить переднюю часть транспортного средства. Открытием сливной горловины, удаляем весь объем смазки из системы. Сначала извлекаются левая и правая полуоси, а дальше — наконечник рулевой тяги. После отсоединения карданной передачи последовательно снимается и крышка главной. Попутно с ведущей шестерней снимаются со своих мест и крышки подшипников дифференциала. Далее производится демонтаж ведущей шестерни с валом и подшипниками.
Видео-совет по ремонту узла переднего моста УАЗ Патриот:
Контроль и плановое обслуживание
Опытные владельцы внедорожников УАЗ Патриот особое значение уделяют регулярной проверке состояния сальников. При необходимости проведения работ по замене новые сальники обязательно смазываются ЛИтолом-24. Конструкция переднего моста позволяет производить такие ремонтные работы при первой необходимости.
Конструкция моста Спайсер, который устанавливается на УАЗах Патриот, достаточно проста конструктивно. Благодаря этому как обслуживание, так и ремонт можно выполнять самостоятельно, имея в арсенале основной инструментарий. Длительная эксплуатация всегда основывается на регулярном плановом обслуживании.
Особое внимание стоит уделять контролю уровня смазки в редукторе моста и его замене. При малейших подозрениях по поводу появления посторонних шумов или других симптомов, следует придерживаться описанных здесь последовательностей проведения ремонтных работ.
Видео-обзор переднего моста внедорожника УАЗ Патриот:
Как устроен передний мост УАЗ: подробная инструкция по обслуживанию и ремонту
УАЗ – легендарный внедорожник, популярный как в России, так и вне ее пределов. Авто выпускается достаточно давно, что доказало надежность ее конструкции. Эта машина активно эксплуатируется в армии. Между гражданской и армейской версиями существуют небольшие различия. Однако и там и там передний мост УАЗ показал себя с лучшей стороны. Есть несколько модификаций: бортовая, обычная, «буханка» и т. д. Также нельзя не отметить один из плюсов авто – ремонтопригодность и возможность восстановления работоспособности любого узла даже в «гаражных» условиях. Устройство механизма позволяет активировать полный привод, что помогает уверенно преодолевать препятствия.
Устройство переднего моста УАЗ
В состав входит картер (иногда его называют чулком), дифференциал и главная передача. Задний и передний мосты принципиальных различий не имеют. Вся разница лишь в направлении резьбы кольца, отбрасывающего масло и находящегося в главной шестерне. Сегодняшнее устройство переднего моста УАЗ показано на картинке ниже. Опора, размещенная на кожухе, фиксируется пятью метизами. В опору впрессованы шкворневые втулки. Пара шкворней «занимается» удержанием кулака. Он же держит крышку картера колесных редукторов. На ней зафиксирована цапфа вместе с щитком, на котором – детали тормозной системы.
Шкворни не проворачиваются в кулаке благодаря стопорам штифтового типа. Сам кулак выполнен с предварительным натягом (0,02-0,1 мм). Регулировка моста УАЗ 469 осуществляется посредством прокладок. Место расположения – между рычагом поворота и накладкой (слева либо справа). Прокладки находятся между накладками и кулаком.
Одна из особенностей описываемого механизма в том, что он, помимо увеличения проходимости еще и поворачивает колеса. Для этого применяются шаровые шарниры Бирнфильда. В их полостях присутствует смазка, которую не нужно восполнять на протяжении всего срока службы. Кулаки, а также ось шкворней имеют наклон, что позволяет после выполнения поворота возвращать колеса в среднее положение. Основные плюсы балки (Спайсер):
- колея 1,6 м, что положительно сказывается на устойчивости авто;
- колеса поворачиваются на угол до 32 градусов, что придает машине улучшенную маневренность;
- вместо листовых рессор монтируется зависимая подвеска на пружинах;
- не надо заменять смазку в механизмах (кулаках);
- съемная крышка облегчает доступ к деталям в случае ремонта;
- дифференциал вместе с редуктором — в одном корпусе – это увеличивает жесткость и эксплуатационный ресурс;
- усовершенствованная шестерня-сателлит позволила снизить шум.
Особо стоит сказать о шарнирах, точнее стабилизации угловой скорости. Это конструкция, обеспечивающая стабильность вращения двух валов: ведущего и сопровождающего. В состав шарнира входит две вилки: в их гнездах – 4 шарика. В серединных секторах деталей есть пятый, нужный для установочных операций. В частности, центрирования вилки. Чтобы деактивировать передний привод, есть специальное приспособление, состоящее из муфты, болтов, шариков.
Отличительные особенности военной версии
Главная особенность переднего моста в армейском варианте – размещение редуктора. Он находится выше. Второй отличительный момент – передаточное число – 5,38. У гражданской версии УАЗ 469, 452, 3151, 3303 – 4,6 либо 5,125. Все эти характеристики увеличивают расстояние от нижней точки авто до поверхности дороги с 220 до 300 мм. Желающих по-быстрому заменить обычный мост на армейский ждет разочарование: без переделок это не получится. Причина в устройстве сошки, подвески. К тому же карданные валы различаются между собой по длине.
Как включить передний мост на УАЗ
Чтобы крутящий момент отдать редуктору, применяется карданный вал, присоединенный к раздаточному редуктору, имеющему пару ступеней. На машинах «Патриот» применяется две разновидности «раздаток»: российская механическая либо Dynamos, имеющая электрический привод. Последний вариант используется с 2013 года. В обоих вариантах без муфты включения переднего моста УАЗ не обойтись.
Управление приводом происходит при помощи рычага или шайбы, находящихся на центральном тоннеле. Чтобы включить передний мост УАЗ или деактивировать, нужно:
- Полностью выжать сцепление;
- Передвинуть рычаг в нужное положение (режимы указаны на пластиковой рукоятке). Операцию проводите на скорости не более 60 км/ч;
- Отпустите сцепление: далее можно двигаться с активированным мостом. Для его отключения опять выжмите сцепление и переведите рычаг управления в нейтраль.
Включение моста на внедорожниках с коробкой Dymos гораздо проще: нужно повернуть шайбу в нужное положение. Конструкция трансмиссии такова, что не возбраняется подключать мост прямо во время движения. Однако если потребуется пониженная скорость, придется остановиться.
Техническое обслуживание
Техобслуживание моста УАЗ несложное и сводится к контролированию уровня смазочного материала и его доливе, замене. Второй момент заключается в проверке уплотнений на предмет протекания. Регулярно требуется проверять надежность креплений, особенно если машина используется в тяжелых дорожных условиях. Вовремя устраняйте осевые зазоры в подшипниках дифференциала.
Схема сборки и подключения
В ходе сборки конструкции не помните о нескольких особенностях:
- Запрессовку втулки в цапфу производите заподлицо с торцом гнезда для шайбы. После окончания процедуры втулку нужно развернуть;
- Одну упорную шайбу разместите внутри цапфы, вторую – в опоре. Проводные каналы для масла в упорных шайбах должны быть обращены к шарниру. Шайба закрепляется путем раскернивания в 3-4 местах;
- В ходе монтажа шарнира в шаровую опору заложите смазку;
- Шкворни, втулки обработайте жидкой смазкой.
Чтобы получить нужный осевой натяг, нужно подобрать определенное количество прокладок (но не менее пяти). Они устанавливаются на торцы корпуса кулака сверху и снизу. Их число должно быть одинаково. Войлочное кольцо сальника шаровой опоры пропитайте моторным маслом. Если есть возможность, после сборки проверьте мост на стенде. Если сборка произведена правильно, при торможении полуоси не должны нагреваться и чрезмерно шуметь. Течи через сальники, манжеты, болтовые соединения не допускаются.
Как разобрать мост
На первом этапе нужно снять тормозной барабан. Далее демонтируются хабы и ступицы. Попутно осмотрите подшипники, которые, возможно, износились, и придется покупать новые.
- Отверните шланг тормозной системы, он будет мешать, и снимите тормозной щит;
- Вытащите ШРУС;
- Демонтируйте поворотный механизм и хвостовик;
- Разделите чулок на две части;
- Извлеките пару с одной части моста и второй.
Ремонт наиболее частых неисправностей
Восстановление работоспособности моста не очень сложное: но требуется, выполняя операции, соблюдать аккуратность. Какие «болезни» наиболее характерны?
Образование течи
Там, где поворотный кулак соединяется с мостом, имеется сальник – одно из слабых мест конструкции в смысле протекания смазочного материала. Сальник может пропускать масло не только из-за изношенности, но при засорении сапуна. Если вы зальете смазочного материала больше, чем требуется, результат будет тот же: протечка. Сальники бывают двух типов:
- резиновые: недорогие, но и недолговечные;
- полиуретановые: более дорогие, имеют продолжительный срок службы.
Для замены детали поставьте авто на ровное место и поддомкратьте проблемную сторону, заранее ослабив колесные гайки. Далее:
- снимите поворотный кулак;
- зажмите деталь в тисках;
- вытащите сальник, поддев его плоской отверткой или иным подходящим инструментом;
- вытащите сальник из полости опоры;
- перед установкой уплотнитель смажьте;
- запрессуйте сальник с помощью трубки соответствующего диаметра.
- установка производится в обратном порядке.
Механизм начал гудеть
В первую очередь проверьте уровень масла. Если он в норме, мост придется снимать и разбирать. При постоянном гудении моста на любых режимах езды, причины могут быть такими:
- неверная настройка или предельный эксплуатационный ресурс дифференциальных подшипников;
- поломка (износ) полуоси (ее подшипника);
- износ, повреждение, неверная регулировка шестерен.
Указанные подшипники нужно просто заменить на новые. Если гудение появляется при резкой остановке, разгоне, причины следующие:
- неверный зазор между шестернями главной передачи;
- зубья шестерен главной передачи неправильно зацепляются между собой.
В этом случае нужно правильно настроить зацепление или заменить дефектные детали. Если мост гудит при вхождении УАЗ в поворот и движении по прямой, причины могут быть следующими:
- сателлиты вращаются с большим усилием;
- нештатная работа шестерен полуосей в дифференциале;
- разрушение, сильный износ подшипника полуоси;
- неправильный зазор между шестернями, расположенными в дифференциале.
Для восстановления работоспособности механизма правильно настройте зазоры и замените разрушенные, изношенные подшипники. Стоит заметить, что добиться нужного результата при регулировках зазоров можно лишь на стенде.
Осевой люфт колеса
Он возникает при неверной настройке подшипников ступицы либо при полном выходе их из строя, которое вызывается чрезмерной затяжкой. В итоге подшипники сильно нагреваются, мазка разжижается и вытекает. Алгоритм действий при выполнении правильной регулировки:
- Поддомкратьте колесо с нужной стороны;
- Вытащите с помощью съемника полуось;
- Отведите в сторону усик стопорной шайбы и открутите контргайку;
- Прокрутите колесо: если оно вращается туга причина может крыться в заедании манжет, контакте барабана и колодок и т. п.;
- Заверните регулировочную гайку. Делайте это постепенно, одновременно прокручивая колесо. Используйте ключ с воротком;
- Открутите гайку примерно на треть оборота, поставьте шайбу-стопор. Закрутите гайку и застопорите ее;
- Проверьте, как вращается колесо: оно должно крутиться свободно, не заедая;
- Верните на место полуось, поставьте обратно болты и затяните их.
Окончательно проверить можно при передвижении. Если ступица нагревается сильно, отверните ее гайку примерно на 1/6 оборота.
Разборка поворотного кулака без демонтажа моста
Для выполнения операции сначала отсоедините хаб, выкрутив 6 болтов. Затем отогните стопорную шайбу, отверните гайки ступицы и выньте ее с колесом и барабаном. Далее:
- отсоедините маслоотражатель, для чего открутите 6 болтов;
- выверните пару болтов на поворотном кулаке, подвесьте тормозной щит на рессоре;
- выверните 6 болтов, чтобы рассоединить крышку и корпус кулака;
- чтобы его снять, отверните болты и снимите уплотнительные кольца;
- отверните накладки кулака, извлеките шкворни и снимите корпус поворотного кулака.
Как видим, отремонтировать ремонт переднего моста УАЗ своими руками вполне возможно. Однако надо иметь опыт проведения подобных работ и хороший набор инструментов.