Ремонт рулевой рейки ваз 2110

Содержание статьи:

Как провести самостоятельно ремонт рулевой рейки ваз 2110

Чаще всего, как правило, автомобилисты обращают внимание на то, что при езде по неровным дорогам, из-под автомобиля раздаются странные и какие-то непонятные звуки. Новички, совсем недавно севшие за руль, удивляются и находятся в неведении до тех пор, пока в автосервисе их автомобилю ставят диагноз – нужен ремонт рулевой рейки ваз 2110 или деталь полностью полетела и нуждается в замене.
Бывалые шофера те знают. И как только чувствуют стук, сразу же начинают анализировать ситуацию.
Как же определить неисправности детали и как грамотно своими силами провести на ваз 2110 ремонт рейки рулевой, узнаем из данной статьи.

Как распознать неисправности рулевой рейки

Любой механизм не вечен, в том числе и данная деталь. Чаще всего, о неисправности рулевой рейки свидетельствует стук, который бывает слышен при повороте.
Но существуют и другие признаки.
Чтобы точно определить причину стука, кроящуюся в рулевой рейке, необходимо:

  • взять рукой за рулевой вал, где он состыковывается с рейкой и двинуть им вверх-вниз (если есть стук, значит в рулевой рейке необходимо заменить игольчатый подшипник рулевой рейки или просто смазать его);
  • взять рукой за стык рулевых тяг и проверить люфт втулки, а также рулевой шестерни.

Нередко причиной стуков является плохое регулирование креплений и тогда ничего, все обходится без демонтажа.
Но если стуки все же, наблюдаются в самой рейке, то необходимо сделать следующее:

  • приобрести рулевую рейку новую;
  • восстановить ее на СТО;
  • провести самостоятельный ремонт.

Внимание: Все три варианта имеют свои преимущества, но самый выгодный с экономической точки зрения, конечно же, третий способ. Он позволит не тратиться на дорогую деталь и услуги автомехаников.
Но данный метод потребует определенных начальных знаний о механизмах автомобиля, сноровки и терпения.

Начало работ по ремонту

Прежде, чем начинать на ваз 2110 ремонт рулевой рейки, необходимо вооружиться ремкомплектом, который должен включать:

  • либо минимальный набор крепежей, включающий шайбы, подшипники, гайки и фторопластовые втулки;

Ремкомлект рулевой рейки

  • либо средний набор, имеющий еще новые подшипники и валы, но стоящий в два раза дороже первого;
  • либо приобрести полный комплект, в состав которого входит и сама рейка.

Внимание: Надо знать, что рейка бывает старого и нового образца. Это зависит от года выпуска детали.
Старые рейки идут в основном на Ваз 2108, а новые предназначены для «десяток». Последний вариант бывает удобен тем, что не нужно будет разбирать механизм полностью, для замены втулки.
Просто снимается гофра, откручивается гайка посередине и рейка разбирается на две части – часть с механизмом и часть со втулкой.

Из чего состоит рулевая рейка

Конструкция рулевой рейки

Перед началом работ полезно знать, из чего состоит данная деталь. Начнем с втулки.
На рулевой рейке она состоит из:

Подшипники бывают следующих видов:

Кроме вышеперечисленных составляющих, рулевая рейка состоит из:

  • картера рулевого механизма;
  • приводной шестерни;
  • пыльника;
  • колпачка защитного;
  • рейки;
  • упора рейки;
  • хомута;
  • защитного чехла;
  • наконечника рулевой тяги внутреннего;
  • соединительной пластины;
  • стопорной пластины;
  • болта крепления теги к рейке.

Демонтаж старой рейки

Такая вот на ваз 2110 рейка рулевая. Ремонт ее необходимо проводить после снятия.
Для того чтобы провести ремонт или замену рейки, ее нужно демонтировать с автомобиля. Процесс демонтажа проводится двумя способами: можно снять рейку с тягами или без них.
В случае первом, необходимо выпрессовать пальцы наружных наконечников тяг, а во-втором, отсоединить внутренние наконечники.
Итак:

  • отворачиваем в салоне автомобиля болт эластичной муфты;
  • ключом на 13 в моторном отсеке расслабляем гайки крепления скоб механизма рулевой рейки с обеих сторон;
  • выводим шлицевой конец шестерни из отверстия, сдвигая рулевую рейку вперед;

Выведение шлицевого конца

  • картер рулевого механизма зажимается в тиски, имеющие мягкие губки;
  • извлекаем распорное кольцо и опору с правой стороны картера рулевой рейки;

Распорное кольцо и опора рейки

  • хомуты, которые обнаруживаем на защитном чехле, срезаем (не нужно опасаться, так как они бывают одноразовыми);
  • защитный чехол извлекаем с опоры;
  • переходим на левую сторону и извлекаем опору и защитный колпачок;
  • находим гайку упора рейки (она своеобразная и потребует использования специального инструмента – восьмигранной головки на 17);
  • отворачиваем ее до упора;

Снятие гайки упора специальной восьмиконечной головкой

На ваз 2110 рулевая рейка, ремонт которой связан с демонтажем, имеет и другие сложные и своеобразные крепления и фиксирующие гайки. По сути, рулевая рейка является механизмом очень нежным, требующим к себе тщательного внимания.
И ремонт рейки ваз 2110 должен проводиться без особых усилий и грубых работ.
Итак:

  • под данной восьмиугольной гайкой упора находим пружину и извлекаем ее;
  • затем и стопорной кольцо, находящееся под пружиной снимаем;
  • берем картер удобно и старемся несльными ударами об деревянную подставку выбить упор рейки (следует знать, что в проточке упора находится резиновое кольцо-уплотнитель);
  • вынимаем уплотнитель переднего щитка;
  • под ним находится пыльник, который также извлекаем (действуем отверткой с широким, но тонким лезвием);
  • под пыльником находится стопорное кольцо, которое также следует извлечь;

Стопорное кольцо под пыльником

  • отворачиваем гайку крепления подшипника шестерни (для этого нужно использовать опять же восьмигранную головку уже на 24);
  • извлекаем гайку с вала;
  • затем вынимаем шестерню, вместе с подшипником (для этого используется ключ на 14, который нужно опереть о монтажную лопатку);
  • извлекаем саму рейку;
  • выводим из отверстий картера выступы опорной втулки (используем отвертку);
  • снимаем втулку.

Перед тем, как установить новую опорную втулку, необходимо надеть на нее демпфирующие кольца, тоже обязательно новые. Делать это надо так, чтобы их тонкая часть размещалась прямо против разреза втулки.
На нашем видео можно посмотреть, как правильно проводить демонтаж рейки с составляющими и ее правильную установку.
Итак:

  • устанавливаем новую втулку, как показано на фото;

Установка новой втулки

  • своими руками разрезаем резиновые кольца по контуру втулки, удаляя трезанные части (используем специальный нож);
  • извлекаем стопорное кольцо с вала шестерни;
  • далее, как рекомендует инструкция, выпрессовываем специальным съемником шариковый подшипник, который заменяем;
  • чтобы выпрессовать игольчатый подшипник, используем другой съемник;
  • полость картера промываем;
  • ставим новый игольчатый подшипник, используя холодную сварку;
  • собираем все в обратной последовательности;
  • цена на защитный чехол невысока, поэтому желательно купить новый и установить, а затем закрепить хомутами;
  • регулируем зазор рейки (для этого нужно закернить гайку упора, обмяв резьбу).

На этом заканчиваем сборку и ремонт рулевой рейки. Надеемся, что пошаговая инструкция, данная выше, поможет неплохо сэкономить.
Кроме этого, она даст возможность новичкам-автомобилистам ознакомиться с основными деталями и крепежами рулевой рейки. А бывалым шоферам она даст информацию, которая убережет от ошибок и повторных действий.

ВАЗ-2110. Рулевая рейка ВАЗ-2110: регулировка, ремонт, замена своими руками

Система управления автомобилем отвечает за направление его движения, а также в значительной мере за безопасность водителя и пассажиров. Одним из важнейших элементов этой системы является рулевая рейка. Ее роль заключается в передаче усилия от рулевого колеса на тяги, которые, в свою очередь, заставляют поворачивать управляемые колеса в ту или иную сторону.

За исключением последних версий в автомобилях ВАЗ-2110 рулевая рейка не оборудована усилителем, однако это совсем не значит, что ее механическая конструкция будет служить вечно. Как и любой другой подвижный механизм, она иногда выходит из строя. О том, что представляет собой рулевая рейка ВАЗ-2110 и какие проблемы с ней случаются, мы поговорим в этой статье. Кроме этого мы разберемся с тем, как ее самостоятельно отремонтировать или заменить.

Конструкция и роль рулевой рейки в системе управления

Рулевая рейка ВАЗ-2110 представляет собой стальной бланк, одна сторона которого имеет зубья, входящие в зацепление с зубьями приводной шестерни. Последняя приводится в движение рулевым колесом через вал и его кардан. В автомобилях ВАЗ-2110 рулевая рейка располагается в колонке, которая закреплена на перегородке между моторным отсеком и салоном.

Ее верхняя часть имеет крепление для двух тяг, которые посредством наконечников и их пальцев соединяются со стойками амортизаторов.

При повороте рулевого колеса вращается его вал и передает усилие через кардан на приводную шестерню. Она, вращаясь, перемещает рейку вместе с тягами в нужную сторону. Вот таким нехитрым образом управляется автомобиль.

Естественно, что для обеспечения нормальной работы рейки в конструкцию рулевого механизма входит еще ряд деталей:

  • корпус (картер) колонки;
  • защитный кожух (гофра) с хомутами;
  • два подшипника шестерни привода (шариковый и игольчатый);
  • опорная втулка (фторопластовая);
  • упор;
  • упорная гайка;
  • пыльники, заглушки, шайбы и др.

Признаки поломки механизма рулевой рейки

В автомобилях ВАЗ-2110 рулевая рейка, требующая ремонта или замены, может подавать следующие признаки:

  • хруст (стук) в районе расположения колонки при повороте руля на месте или вначале движения;
  • тугой руль (заклинивание или «закусывание»);
  • стук, вибрация рулевого вала во время движения по неровной дороге;
  • большой люфт рулевого колеса;
  • неровная траектория движения передних колес (виляние).

Основные причины неисправностей рулевой рейки

Причинами выхода из строя или нарушения в работе рейки могут быть:

  • израсходованный ресурс;
  • износ деталей рулевого механизма вследствие постоянной езды по бездорожью;
  • ускорения и рывки вначале движения при вывернутом рулевом колесе;
  • повреждения подвески и рулевого механизма из-за попадания колеса в глубокую яму и др.

Как устранить люфт?

Выявив признаки неисправности, не отчаивайтесь, возможно, все обойдется мелким ремонтом, тем более что сама рейка очень редко выходит из строя. Для начала разберемся, есть ли у руля люфт и как подтянуть рулевую рейку на ВАЗ-2110, чтобы от него избавиться. Первым делом открываем капот, находим месторасположение колонки. Демонтируем элементы двигателя, которые мешают свободному доступу к ней (воздушный фильтр, воздуховод). Взявшись двумя руками за рулевые тяги, попробуйте подвинуть рейку влево-вправо. Если при этом обнаружится люфт, избавляемся от него путем регулирования упорной гайки.

Регулировка рулевой рейки ВАЗ-2110 – процесс достаточно простой, но для этого потребуется специальный ключ на 17 с восьмигранной головкой. Без этого инструмента работу можно не начинать. Если же ключ под рукой, отправляйтесь под машину и снимите защиту двигателя. После этого переместитесь под переднюю часть машины и найдите месторасположение колонки. Снимите пластиковую заглушку упорной гайки. Дальше регулировка рулевой рейки ВАЗ-2110 осуществляется путем закручивания этой гайки внутрь корпуса колонки. Проверните ее на 10-15 градусов, после чего проверьте величину люфта. Если есть необходимость, повторите процедуру. Важно не перетянуть упорную гайку, иначе рулевой вал будет вращаться туго.

Кроме этого, проверьте надежность крепления тяг. При необходимости подтяните болты их крепления.

Демонтаж рулевой колонки

Если после регулировки проблема с рейкой не исчезла, придется ее разбирать и ремонтировать. Но для этого ее нужно снять. Существует два метода демонтажа: с рулевыми тягами и без них. Последний способ предпочтительней, так как требует гораздо меньше времени. Перед тем как снять рулевую рейку на ВАЗ-2110, переднюю часть машины нужно поддомкратить с обеих сторон. Это необходимо для того, чтобы разгрузить тяги.

В салоне, в районе блока педалей, нужно открутить болт кардана рулевого вала. После этого переходим в моторный отсек и откручиваем 2 болта крепления тяг, предварительно отогнув стопорную пластину. Затем нужно открутить 4 болта фиксации рулевой колонки к кузову автомобиля. Когда это будет сделано, снимаем колонку и извлекаем ее через проем левой колесной арки.

Что представляет собой ремонт рулевой рейки ВАЗ-2110 своими руками?

Заблаговременно позаботьтесь об инструменте. Здесь понадобится два спецключа: восьмигранник на 17 и восьмигранник на 24, а также съемники для подшипников. Стоит обозначить, что ремонт рулевой рейки ВАЗ-2110 подразумевает замену деталей, наиболее подверженных износу. Это подшипники и пыльник приводной шестерни, упор, стопорные кольца, опорная втулка, уплотнители. Все эти элементы можно приобрести в комплекте. В продаже есть три вида ремкомплектов:

  • минимальный, включающий опорную втулку, пыльник стопорные кольца и уплотнители;
  • стандартный, в который кроме перечисленных деталей входят подшипники;
  • полный, в составе которого предусмотрена и новая рейка.

Покупать ремкомплект рекомендуется лишь после того, как вы снимете колонку, выпишите ее маркировку (разные версии ВАЗ-2110 могут иметь различную комплектацию) и разберете ее, определив запчасти, подлежащие замене.

Разбираем рулевую колонку

Разбирать узел управления начинаем с того, что снимаем защитный кожух, разрезав пластиковые хомуты. После этого спецключом на 17 отворачиваем упорную гайку, достаем стопорное кольцо, пружину и выбиваем упор рейки. Далее снимаем пыльник и уплотнитель шестерни привода, извлекаем стопорную шайбу, после чего спецключом на 24 отворачиваем гайку, фиксирующую шариковый подшипник. Извлекаем шестерню. Теперь, когда рейку ничего не держит в корпусе, извлекаем ее через правую сторону корпуса. Извлекаем из посадочного места игольчатый подшипник приводной шестерни. Для этого потребуется специальный съемник. Проверьте подшипники приводной шестерни на наличие люфта. Если он присутствует, подшипники придется заменить.

Обязательной замене подлежит и опорная втулка. Она имеет цилиндрическую форму и расположена внутри корпуса рулевого управления. Снимается втулка путем поддевания отверткой.

Порядок сборочных работ

Ремонт рулевой рейки ВАЗ-2110 начинаем с установки игольчатого подшипника приводной шестерни. Посадочное место предварительно обильно смазывается специальной смазкой типа «Фиол-1». После этого напрессовываем новый шариковый подшипник на вал шестерни привода. Далее устанавливаем опорную втулку из ремкомплекта внутрь корпуса узла управления. Теперь заполняем смазкой внутреннюю полость колонки и вставляем в нее рулевую рейку.

Монтируем приводную шестерню и фиксируем ее стопорным кольцом и гайкой. Надеваем на ее вал новый пыльник.

Устанавливаем на место упор с уплотнителем, закрепляем его стопором и упорной гайкой. Вот, в принципе, и все. Теперь нужно отрегулировать узел управления и надеть на него защитный кожух.

Настройка механизма управления

В автомобилях ВАЗ-2110 рулевая рейка регулируется путем прижимания к ней упора. Это происходит при закручивании упорной гайки. Заменив износившиеся детали и собрав колонку, нужно закрутить эту гайку до упора, а после отвернуть примерно на 30 градусов. Это, конечно, грубая регулировка, но самая правильная. Дальнейшая настройка производится тем же путем при установленной рулевой колонке на автомобиль.

Замена рулевой рейки ВАЗ-2110

Редко, но случается, что заменой расходников дело не обходится. Рулевая рейка хоть и выполнена из стали, но все же подвержена износу. Чаще всего причиной этому становится халатность автовладельцев, не следящих за состоянием рулевого механизма. Кроме этого, рейка может пострадать и вследствие дорожно-транспортного происшествия. Но и здесь отчаиваться не стоит. Замена рулевой рейки ВАЗ-2110 производится по описанной выше схеме. Единственное, что потребуется – это приобрести полный ремкомплект, который стоит в среднем около 1500 рублей.

Полезные советы

Напоследок приведем несколько полезных советов, которые позволят продлить жизнь рулевой рейке и другим элементам, входящим в узел управления:

  1. Не реже одного раза в квартал проверяйте состояние рулевого управления на СТО или самостоятельно.
  2. Обращайте внимание на состояние защитного кожуха рулевой колонки.
  3. Пытайтесь ограничить езду по неровной поверхности, особенно на высокой скорости.
  4. Не испытывайте прочность рулевой рейки и всего механизма, трогаясь с места с вывернутым до упора в сторону рулем.
  5. При выявлении люфта или других признаков неисправности рулевой рейки осуществляйте ее ремонт или замену.

Я узнаю…

Всё самое интересное и полезное здесь

Картофель Санте – описание сорта

Якон — характеристика растения и его корневищ с фото

Наша компромиссная свадьба, которую хочется повторить, о свадьбе

Всем ли нужна похвала, отношения между людьми

Оформление свадебных бокалов, о свадьбе

Врач и пациент: остаемся ли мы благодарными, отношения между людьми

Кэтрин Хейгл смогла прийти в форму после родов

Запой, чем вызывается, виды, как проявляется, выведение из запоя, профилактика и прогноз

10 лучших планшетов , рейтинг планшетов 7, 10 дюймов, Топ Рейтинги Мира

Как стирать холлофайбер

Как сделать ремонт рулевой рейки на ВАЗ-2110 своими силами?

Каждый автомобиль нуждается в регулярном уходе и бережном отношении. Не исключением является и ВАЗ-2110, который, несмотря на видимую неприхотливость, время от времени заставляет автовладельцев углубляться в тонкости ремонта. При этом чаще всего страдают элементы ходовой и рулевой системы, которые наиболее чувствительны к низкому качеству дорог и неосторожному вождению. Ниже рассмотрим, как производится ремонт рулевой рейки ВАЗ-2110, из каких элементов состоит этот узел, и как распознать неисправность.

Тонкости устройства

Перед началом работ разберитесь с конструктивными особенностями узла. Вы должны знать, что входит в состав рулевой рейки, а также какие детали чаще всего выходят из строя. Если сравнивать с другими авто, рулевая рейка десятки имеет схожую конструкцию. Главные комплектующие:

  • Рейка со специальными зубцами, с помощью которых узел входит в зацепление с шестерней.
  • Картер рейки (в этом узле расположены все элементы механизма).
  • Шестеренка, выполняющая приводную функцию. Она объединяется с колонкой рулевой системы.
  • Фиксатор, удерживающий рейку и рулевые тяги.
  • Система, обеспечивающая крепление рейки к кузовной части.
  • Расходные детали, а именно манжеты, сальники и прочие вспомогательные элементы.

Все трущиеся узлы системы (рейка и шестерня) работают смазывающей жидкости, что обеспечивает работоспособность узла и отсутствие постороннего трения. Не менее важный момент контроль расстояния между шестеренкой и рейкой. Регулировка этого зазора задача специальной пружинки, обеспечивающей прижатие рейки к шестерне. Если сила сжатия уменьшается, это приводит к люфту руля.

Причины и симптомы поломки

Несмотря на простоту конструкции, снятие рулевой рейки ВАЗ-2110 с последующей заменой неисправных деталей может потребоваться уже через 20-30 тысяч километров. Главной причиной проблем считается дефицит смазки или естественный износ трущихся элементов. Отдельного внимания заслуживают пыльники устройства (специальные чехлы из резины). Их задача защитить детали от попадания различных загрязнителей и воды. При нарушении герметичности (разрыве) таких манжет механизм быстрей засоряется и ржавеет.

Неисправность выдает себя следующими признаками:

  • Появление явного люфта (мертвой зоны) при повороте руля.
  • Посторонние звуки. Так, если имеет место дребезг или стучит рулевая рейка ВАЗ-2110, это явный симптом неисправности.

Для диагностики поломки сделайте следующее:

  • Проверьте рулевой узел в месте, где объединяется рейка и рулевой вал. Если в момент прикладывания усилия издается определенный стук, это свидетельствует о проблемах с подшипником игольчатого типа.
  • Изучите систему на факт появления люфта. Для этого открывайте капот, беритесь за стык тяги и покачайте узел. Наличие раскачивания свидетельствует об износе втулки или слабой протяжке главных деталей.

Что стоит знать перед выполнением ремонтных работ?

Учтите, что восстановление рулевой рейки десятки процесс не из легких, требующий от автовладельца определенных знаний и опыта. Сразу определитесь с приоритетами. Если вы готовы потратить целый день на ремонт, тогда покупайте ремкомплект рулевой рейки и приступайте к работе. Если же такого желания или времени нет, готовьте 3-4 тысячи рублей и направляйтесь на СТО.

Сделать работу своими руками по силам даже новичкам. Главное внимательно отнестись к рекомендуемому производителем алгоритму действий, заранее подготовить инструмент и запастись напарником (одному справиться с работой не выйдет). Чтобы сделать ремонт рулевой рейки ВАЗ-2110 без обращения на СТО, начните со следующего:

  • Покупайте ремкомплект. Он обходится в сумму до 600-700 рублей. Если брать универсальный набор, он будет дороже. Ориентируйтесь на то, что придется поменять и центральный пыльник, что также заставит потратить определенную сумму (до 300-400 рублей).
  • Готовьте минимальный набор инструмента. Под рукой должна быть монтировка, ключ-трещотка вместе с головками на тринадцать и десять, ключ с восьмью гранями (предназначен для десяток). Также потребуется еще один ключ-восьмигранник на пятнадцать и домкрат.
  • Закупите материалы, а именно смазывающий состав (лучший вариант ФИОЛ), жидкость для промывки (альтернатива очищенный бензин), а также WD-40 (или аналоги).

Как выполнить ремонт и регулировку?

Как только подготовительные мероприятия проведены, действуйте.

Снятие рулевой рейки ВАЗ-2110 и ее последующий ремонт делается так:

  • Скручивайте теплодержатеть (визуально это кусок металла, который расположен вокруг рейки).
  • Выгибайте края пластинки, исключающей самостоятельной выкручивание болтов фиксации рулевой рейки и тяг.
  • Откручивайте пару болтов на кронштейне, удерживающему рулевую рейку к машине.
  • Выкручивайте и доставайте крепежный болт, который фиксирует промвал и вал приводной шестеренки рейки. Здесь потребуется проникающая смазка, которой стоит обработать место соединения для упрощения процесса демонтажа. В противном случае рейка с первого раза может и не поддаться. В такой ситуации берите веревку и один ее край привязывайте к рейке, а другой к монтировке. Теперь дергайте узел к себе.

Следующий этап разборка узла. Здесь вам потребуются специальные ключи, которые отыскать не всегда удается. В гаражных условиях для выкручивания упорной гайки берите длинный болт на семнадцать, преобразуйте шестигранник в трехгранник, после чего делайте из заготовки ключ на десять и выкручивайте упорную гайку. Если все сделать правильно, с откручиванием проблем не будет.

Последующий алгоритм действий следующий:

  • Доставайте все внутренности а именно пружинку, упорную гайку, кольцо и упор.
  • Демонтируйте манжет вала приводной шестерни, после чего доставайте стопорное кольцо.
  • Выкручивайте гайку подшипника шестеренки. Учтите, что выкрутить гайку не так-то просто. Здесь необходим ключ-восьмигранник. Более того, ситуацию усложняет и вал, который выходит из центральной части узла. Но выход имеется. Берите ключ на семнадцать (он должен быть накидным), после чего делайте на внешней части инструмента восемь граней. Этого достаточно, чтобы с легкостью выкрутить гайки.
  • Делайте выпрессовку вала приводной шестерни. Сделать это легко. Зажимайте вал в тисках (без фанатизма) и с помощью деревянного бруска выбивайте кожух рейки. После этого доставайте саму рейку.

Учтите, что для выполнения работ потребуется ремкомплект рулевой рейки. При этом не экономьте деньги покупайте оригинальные запчасти. Во-первых, они дольше прослужат, а во-вторых, без проблем займут свои места.

Теперь собирайте все на место:

  • Доставайте опорную втулку, поддев ее с помощью острого предмета.
  • Обработайте смазкой деталь, а далее ставьте его на место. Будьте готовы к тому, что эта работа выполняется с определенными проблемами.
  • Подрезайте кольца уплотнения.
  • Устанавливайте новый роликовый подшипник. Если возникают сложности с демонтажем, используйте стамеску и с ее помощью разрубите узел на несколько частей.
  • Ставьте новый подшипник на вал шестеренки.
  • Устанавливайте рейку в кожух и возвращайте вал приводной шестеренки.
  • Вкручивайте гайку и зажимайте ее штопорным кольцом.
  • Ставьте манжету, упор рейки, а после кольцо.
  • Теперь устанавливайте пружину и вкручивайте гайку.

После выполнения работ приступайте к регулировке рулевой рейки. Для этого:

  • Вкручивайте упорную гайку до предела, после чего отпускайте на 30 градусов.
  • Закрывайте отверстие с помощью резиновой заглушки.
  • Набивайте рейку смазывающим составом.
  • Надевайте пыльник и фиксируйте его с помощью хомутов.
  • Ставьте рейку на машину.

Что нужно запомнить?

Теперь вы знаете, как действовать, если стучит рулевая рейка ВАЗ-2110. Но при аккуратной эксплуатации можно избежать проблем вовсе и продлить ресурс рассматриваемого узла. Придерживайтесь следующих правил:

  • Будьте внимательны к своему автомобилю и периодически проверяйте целостность пыльников. Для этого не обязательно разбирать устройство. Берите фонарик и производите внимательный осмотр. Наличие дефектов сигнал, свидетельствующий о необходимости замены устройства.
  • Экстремальное вождение негативно сказывается на состоянии механизма. Чтобы избежать ранних поломок, поворачивайте рулевое колесо плавно, старайтесь объезжать ямы и бордюры.
  • Используйте только качественную смазку, сохраняющую свои качества даже на морозе.

Как видно из статьи, ремонт рулевой рейки ВАЗ-2110 не так страшно. При этом весь комплекс работ можно сделать с легкостью своими руками, без дополнительных расходов.

Рулевая рейка ВАЗ 2110, 2111, 2112

1. Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2110 своими руками

Любой механизм в автомобиле не вечен. Так, при езде по неровной дороге, в один прекрасный момент, может появляется стук, который отдает в руль. Либо стоя на месте, может быть стук при повороте руля. Это первые признаки того, что пора делать ремонт рулевой рейки.

Следующие признаки помогут Вам определить состояние рулевой рейки:
1. Возьмитесь за рулевой вал в районе стыка с рейкой и пошевелите вверх-вниз. Если стучит, то ремонт корпуса рейки (чаще всего причина работы игольчатого подшипника без смазки).
2. Проверить люфт втулки и контакта рейки с рулевой шестерней можно взявшись из-под капота за стык рулевых тяг.

Хорошо если причина окажется в плохом затяжении узлов, но, если стуки в рейке, тогда поступить можно следующим образом:
1. Купить новую рулевую рейку
2.восстановить рулевую рейку на СТО
3.отремонтировать рулевую рейку самостоятельно

Если цена новой рейки Вас не смущает, тогда конечно лучше установить новый агрегат. Восстановить ее на СТО тоже выльется в копеечку. Ну а самый дешевый способ избавиться от стука — это все сделать самому.

Что следует знать, перед началом работ?
Для восстановления рулевой рейки продаются ремкомплекты. Ремкоплект рулевой рейки может быть различным по комплектации:
1. Минимальный набор с шайбой, подшипником, новой гайкой и фторопластовыми втулками стоит 250р.
2.Более полный комплект с подшипниками и валами стоит порядка 500р.
3.Полный ремкомплект рейки в который включается сама рейка будет стоить от 850 до 1100р.

Кроме этого, в зависимости от года выпуска автомобиля рейка может быть старого образца (ВАЗ 2108) или нового (ВАЗ 2110-12). В последнем случае, отличие в том, что не нужно разбирать весь механизм, чтобы заменить втулку. Достаточно стянуть гофру, затем посередине открутить гайку и рейка разбирается на две части (одна часть весь механизм рейки, вторая часть где стоит втулка).

Инструкция понятная, за исключением одного момента. Для того, чтобы вытащить вал нужен специальный ключ-восьмигранник на 24, причем внутри ключа должно быть отверстие.

Если такого ключа нет, тогда можно взять длинный болт с головкой на 17. Затем вытачить из шестигранной головки — почти треугольную (одна из граней немного подточена). Бока болта подтачиваем под ключ на 10. Специальный ключ для рулевой рейки готов!

Ремонтный комплект рулевой рейки:

Сборка рулевой рейки:
1. Извлекаем опорную втулку. Поддевается плоской отверткой.

2.Смазываем место под опорную втулку, и через отверстие при помощи отвертки ставится на свое место. Скажу честно, ставится нелегко.

3.Обрезаем уплотнительные кольца.

4.Меняем роликовый подшипник. Правда, лучше его не трогать, достать старый нереально сложно, по крайней мере для меня, не чего лучше не придумал, как только разрубить стамеской на 2-3 части.

5.Меняем подшипник на валу приводной шестерни.

Вставляем рейку в корпус и выполняем сборку в обратной последовательности, не забывая смазать детали.

Альтернативный способ ремонта рулевой рейки ваз (без разборки).

2. Установка демпфера на рулевую рейку ВАЗ 2112

Недавно узнал, что можно установить демпфер на рулевую рейку. Как оказалось, подходит с мерса. Необходимо изготовить два простеньких крепежа и все. Но я решил поставить еще и усилитель щитка панели, и все это скомпоновать. Займусь на выходных. Все фото попозже, а пока фото самого демпфера.
Т.к. чертежей крепежей не нашел, то пошел на рынок и обрисовал уже готовые (тоже самодельные).
Потом нашел товарища с плазморезкой. Отсканировали рисунок, закинули в умный станок (плазморез) и о чудо, крепежи готовы!
Кстати, у нас на рынке в комплекте идет демпфер svag. Лемфёрдер я думаю получше будет.)

3. Замена ремкомплекта рулевой рейки ВАЗ 2110

Погода на выходных была дождливая, делать особо нечего, поэтому решил поменять ремкомплект в рейке, который уже очень давно валялся в багажнике. Загнал машинку в гараж и приступил к операции. Ну что сказать…сама рейка открутилась легко, но вот две рулевые тяги (усы)…короче они были так затянуты, что я СЛОМАЛ накидной ключ на 15 и естественно жутко ударился рукой обо что-то там (даже не понял обо что)

покрыл матом всех тех кто затягивал эти тяги, сдался и пошел залечивать раны:) спустя минут 20 вернулся, взял головки и решил ими…поматерившись от души эта хрень все же поддалась! Дальше полез в салон и под рулем открутил болт на рулевой колонке. Тут то и началось, теперь надо было выдернуть рейку из колонки…конечно же она застряла в самом конце. Тут запас матерных слов закончился, и я позвонил другу, дабы попросить помощи! Кое-как, мы, все же, выдернули рейку и вытащили через левое колесо. Теперь, надо ее распотрошить. Снял все резинки и пыльник. Открутил маленьким шестигранником два болта

и снял защитную крышку подшипника,

Хотя, зачем снял — не понятно, так как в ремкомплекте не было ни одного подшипника, поэтому напихал туда смазки и засунул обратно. Потом открутил регулировочную гайку, под ней пружинка и поршень,

который не хотел выходить, но, по воле случая, мы уронили рейку на пол и он сам вывалился!

Надел на новый поршень резинку, смазал и поставил на место. Теперь осталось понять, куда пихать оставшуюся пластиковую втулку…на 08-ой рейке все по-другому и надо сказать 10-ая выглядит надежнее. Обсмотрев ее всю, мы наконец нашли где сидит эта втулка, она спрятана внутри, на противоположном от штока конце рейки

и чтобы достать ее, нужно снова вспомнить конструкторов ВАЗА и вспоминал я их долго и очень эмоционально. Когда я все же вытащил.

надел на новую две резинки из комплекта и убедившись, что больше деталей нету, вздохнув с облегчением, запихал втулку на место. Хорошенько все промазал и собрал обратно. Странно, что в комплекте не было подшипников, да и вытащить старый нам тоже не удалось (видимо они там не разборные) помню на 08 можно поменять все внутренности. Все собрав, весь в поту и крови пошел все ставить на место, попали штоком в рулевую колонку, прикрутил саму рейку, наживил первую тягу, но вот второй «ус» никак не хотел наживляться. Спустя минут тридцатьон наконец наживился. Затянув все гаки, все проверив, поехал тестировать. Ощущения классные, руль стал раза в два легче, раньше он был перетянут, так как она начинала греметь если отпустить. Правда рулевое колесо теперь стало поперек) но это не проблема, снял накладку открутил два болта и центральную гайку на 25, поставил руль по центру. Теперь вот езжу и не нарадуюсь. Думаю, что можно еще отпустить, хотя куда уж легче.

4. Регулировка и замена рулевой рейки в ВАЗ 2112

Сначала расскажу о том, как из-за мелочи мне пришлось поменять рулевую рейку.

Всё началось с того, что на мелких кочках и стыках асфальта начали появляться мелкие, но ощутимые биения в руль, сила которых со временем стала увеличиваться. Самостоятельная диагностика подвески на яме показала, что всё в норме, за исключением рулевой рейки. Было принято решение подтянуть регулировочную гайку (до этого ни разу не подтягивал).

Купил спецключ за 50 р. самый простой, не внушающий доверия (другого не было).

Как оказалось потом, им ничего не получится сделать, пока не снимешь рейку, уж слишком он большой оказался. Снимать рейку не было никакого желания, поэтому купил другой хороший спецключ за 250 р.

Кое-как подлез им к рейке, т. к. там мешает какая-то торчащая шпилька, но подлезть, в принципе, можно. Но тут возникла другая проблема, регулировочная гайка рулевой рейки практически не двигалась ни в одну сторону, как я ни старался.

Немного позже было решено снимать рулевую рейку, т. к. дальнейшая езда по нашим «дорогам» окончательно её добьёт, тем более уже появился небольшой, но ощутимый люфт руля на месте. Ну может не то, чтобы люфт, но стук был, при кручении руля на месте влево и вправо.

Купил смазку фиол, резиновые опоры рулевой рейки и ремкомплект рулевой рейки, состоящий из поршня, гайки, пружины и втулки.

После снятия рулевой рейки заметил на гайке и корпусе рейки заводские насечки, выполняющие роль стопора для гайки. Казалось бы, проблема найдена, но после того, как убрал насечки, гайка, конечно же, не хотела никак откручиваться/закручиваться.
Крутил с такой силой, что погнул свой спецключ, который сделан довольно-таки качественно. С горем пополам гайка кое-как выкрутилась, но, при этом, частично сбив резьбу в рейке. Перебрал рейку, выработка везде нулевая. Всё что было нужно, чтобы избавится от стука – это просто подтянуть рулевую рейку. Ну это ладно, идём дальше — собираем.

Начал закручивать новую гайку, а она упирается в убитую резьбу рейки. Дабы не портить новую гайку, было решено подправить резьбу. Мечик такой, конечно, сразу не найдёшь, токари говорят, что рейку на станке никак не закрепишь. Решил пока не возиться с этой рейкой, т. к. не было времени на это, да и машина была нужна, поэтому купил новую рулевую рейку, а эту оставил для дальнейшего восстановления.

Кстати, попутно поменял уплотнитель (сделал из сплэна 8 мм) который идёт между рейкой и кузовом, а то старый был немного не по форме (пришлось бы поправлять всё время при установке рейки), да и подустал уже.

Попутно также поменял заглушки проёмов рулевых тяг. Многие пишут, что их и на месяц не хватает, но на удивление, у меня предыдущие отходили два года и при этом оторвались 2-4 квадратика с каждой стороны в месте хода рулевых тяг. Очень хорошая вещь, грязи под капотом стало меньше. Раньше в дождь в этих местах под капотом всё забрызгивало, теперь более-менее сухо.

Ну и теперь вернёмся к рулевым рейкам. Новая рейка встала практически без проблем. Немного позже появился покупатель на злополучную рейку со сбитой резьбой, и я избавился от неё. Новый владелец подправил резьбу, закрутил новую гайку, и, наверное, до сих пор катается с этой рейкой. Никакого стука, по его словам, не было, значит мои предположения были верны, т. е. чтобы избавится от стука надо было всего лишь подтянуть гайку.

Вот так муторно закончилась моя регулировка/подтяжка рулевой рейки

Ремонт рулевой рейки на ВАЗ-2110, 2111, 2112

Рулевая рейка предназначена для передачи усилия от руля на управляемые передние колеса автомобиля.

Ее конструкция состоит из самой рейки, представляющей собой стальную планку с насеченными зубьями, металлического корпуса, а также дополнительных элементов в виде подшипников, втулок, уплотнителей, пыльников и др.

Рейка приводится в движение зубьями приводной шестерни рулевого вала, которая проворачиваясь, перемещает рейку влево или вправо.

К рейке крепятся рулевые тяги, которые, собственно, и заставляют колеса поворачивать в ту или иную сторону.

Рулевая рейка расположена в подкапотном пространстве с тыльной стороны двигателя, и крепится к нижней части перегородки моторного отсека и салона.

За исключением последних версий, оснащенных электроусилителем, «десятки» устройствами усилителя руля не комплектовались.

Основные неисправности

Как и любая другая механическая конструкция, рулевая рейка в силу тех или иных обстоятельств может подавать признаки неисправности. К ним относятся:

  • хруст (стук) при выворачивании рулевого колеса;
  • «тугой» руль;
  • увеличенный люфт рулевого колеса или приводной шестерни рулевого вала;
  • вибрация рулевого вала при движении;
  • неравномерный износ шин, вызванный нарушением угла установки передних колес.

Перечисленные симптомы свидетельствуют о том, что пришло время ремонта или замены рулевой рейки. Однако не стоит спешить с заменой. Сама рейка выполнена из прочной стали, и вывести ее из строя не так и просто. Чаще всего в негодность приходят вспомогательные элементы конструкции:

  • опорная втулка;
  • подшипники приводной шестерни (шариковый и игольчатый);
  • уплотнители;
  • пыльники и др.

Причин выхода из строя этих деталей может быть сколько угодно, от израсходованного ресурса, до механических повреждений вследствие езды по бездорожью. Если вы уверенны в том, что саму рейку менять не придется, можно обойтись мелким ремонтом рулевой конструкции, заключающемся в замене перечисленных «расходников».

Ремонт

Решив отремонтировать рулевую рейку на станции техобслуживания, рассчитывайте на то, что за самый простой ремкомплект вам придется заплатить около 300 рублей. Полный комплект, включающий подшипники, будет стоить порядка 500-700 рублей. Вся начинка, вместе с рейкой обойдется в 1500 рублей.

Желательно перед покупкой ремкомплекта знать маркировку рейки, так как они могут отличаться в зависимости от комплектации и года выпуска «десятки».

Стоимость ремонтных работ, в зависимости от СТО, составит 1000-1500 рублей. Если же вы не желаете переплачивать за работу, отремонтировать рейку можно и собственными силами.

Порядок работ

  1. Демонтируйте рулевую рейку в сборе.
  2. Разрежьте хомуты крепления пыльника (чехла) рулевого механизма.
  3. Отверните упорную гайку рейки (восьмигранный спецключ на 17), извлеките ее из корпуса.
  4. Извлеките из нее резиновую заглушку. Отверткой достаньте стопорное кольцо и пружину.
  5. Легкими ударами корпуса рулевого управления о деревянный брусок выбейте упор рейки (поршень) и извлеките его вместе с уплотнителем.
  6. Снимите пыльник и уплотнитель приводной шестерни (шлицевая отвертка).
  7. Извлеките стопорную шайбу (шлицевая отвертка).
  8. Отверните гайку, фиксирующую подшипник шестерни привода (восьмигранный спецключ на 24 с центральным отверстием диаметром не менее 18,5 мм).
  9. Извлеките из корпуса шестерню привода рейки с подшипником.
  10. Извлеките рейку из корпуса.
  11. Вытащите из корпуса опорную втулку, поддев ее шлицевой отверткой.
  12. Снимите стопорное кольцо с вала приводной шестерни. Проверьте подшипник на наличие люфта. Если он есть, съемником для подшипников снимите шариковый подшипник с вала. На его место тем же образом установите новый.
  13. Извлеките из корпуса игольчатый подшипник, просверлив два отверстия тонким сверлом (2 мм) с тыльной стороны корпуса, и выбив его при помощи тонкого стержня. Заделайте образовавшиеся отверстия «холодной сваркой» или «быстрой сталью». В крайнем случае, подшипник можно разбить при помощи узкого зубила (не рекомендуется!).
  14. Обильно смажьте посадочное место, установите в него новый игольчатый подшипник, и легким постукиванием по его корпусу запрессуйте его.
  15. Установите новую опорную втулку из ремкомплекта, разрежьте ее резиновые уплотнительные кольца, удалите ненужные фрагменты.
  16. Заполните внутреннюю поверхность корпуса рейки специальной смазкой (Фиол-1 или аналог).
  17. Вставьте рейку в корпус.
  18. Установите на место приводную шестерню с подшипником. Зафиксируйте ее гайкой, поставьте стопорное кольцо. Оденьте новый пыльник на вал шестерни.
  19. Поставьте на место новый упор с новым уплотнителем. Зафиксируйте его стопорным кольцом. Поместите в его отверстие пружину. Заверните упорную гайку.
  20. Отрегулируйте рейку, сначала затянув упорную гайку до конца, а потом отпустив ее на 30 градусов. Отверстие гайки заткните резиновой заглушкой.
  21. Наденьте на корпус рейки пыльник и зафиксируйте его хомутами.
  22. Установите перебранную конструкцию на автомобиль.

Заключение

По окончании сборки проверьте, нет ли вертикального люфта рулевого вала. Осторожно проедьтесь, оценивая эффективность рулевого управления. Обратите внимание на посторонние шумы в районе рейки. Если все нормально, отправляйтесь на СТО для регулирования «развала-схождения».