Течет рулевая рейка что делать

Nissan Primera 2.0 L 6-мкп 黒夢 tekna フル♠ › Бортжурнал › Причины течи рулевой рейки.

Запись не содержит инструкций по ремонту и технических данных, предназначается для тех, кто не так давно сел за руль авто и поможет понять причины течи реек гидравлического типа касаемо и P12.

Открыв любой интернет ресурс с описанием автомобиля P12 — первое, что бросится в глаза из раздела «частые неисправности или болезни»- это течь сальников рулевой рейки.Знаменита эта поломка более всех остальных и все уже привыкли к этому и даже готовы и знают как и какими способами бороться с этим.Я не буду говорить в защиту японских инженеров, разработавших эту рейку, я просто укажу вам на причины, о которых вы возможно не задумываетесь, а они ведут к тому самому результату -течь сальников.

Итак почему же они текут?

Может дело в самих сальниках и не качественных материалах? Может дело в качестве жидкости ГУРа ? Может это конструктивный недостаток — просчёт конструкторов? — Как хотите думайте, но не забывайте, что к этому косяку приложили руку в первую очередь вы и предыдущие владельцы автомобиля.

Тип нашей рейки относится к гидравлическим рулевым рейкам (интегральным).
Механизм гидравлических усилителей устроен как единое целое с рулевой рейкой. Насос ГУР под большим давлением подает масло в золотниковый распределитель, который расположен в корпусе рулевой рейки. Функция его заключается в том, чтобы отследить усилие, которое прилагается к рулю, и «дозировано», в зависимости от приложенного усилия, «помогать» рейке поворачивать колеса.

Устройство гидравлической рулевой рейки довольно просто. Принцип, по которому работает гидравлическая рулевая рейка, основан на использовании давления. В рейке находится цилиндр с поршнем; под давлением жидкости поршень перемещается из от одного конца в другой, вместе с тем перемещается рулевая рейка.
Так что же заставляет давить масло из под сальников?
К проблемам рулевой рейки может привести неправильная эксплуатация. Например, частый заезд на бордюры. Давление на газ и удерживание руля в крайнем положении одновременно, приводит к увеличению нагрузки на рулевой редуктор, детали рулевой рейки, и к износу насоса гидроусилителя руля. После чего неизбежно загрязнение и пробой уплотнителей системы гидроусилителя. Зимой двигатель следует хорошо прогреть, после чего плавными движениями покрутить руль, для разогрева масла в гидроусилителе руля. Другое обращение может привести к более быстрому выходу из строя рейки. Хорошее состояние (целостность) защитных пыльников на рейке удлиняет жизнь рулевой рейки. Обтягивающие хомуты пыльников рулевой рейки ни в коем случае не должны быть из пластика (не будет достаточного обжима и во внутрь легко попадет грязь и влага. Пользуйтесь обычными железными хомутами.)

Даже небольшое повреждение на пыльнике пропускает внутрь рулевой рейки грязь, воду с абразивом, и это приводит к износу уплотнителей, возникает течь. Если вы не хотите в один ужасный момент обнаружить, что этот узел подтекает, то проверяйте целостность пыльников на рейке как можно чаще, не поленитесь, и обязательно обратите своё внимание на Пыльники Рулевой Рейки, так как даже малейший надрыв на пыльнике означает, что во внутрь будет попадать грязь и влага, а это не допустимо! (из за влаги и грязи ржавеет рулевой вал и сальники начинают течь).
В большей степени работоспособность гидравлической рулевой рейки зависит даже не от условий на дороге, а от самих водителей. Некоторые водители зимой бросают на морозе свой автомобиль с вывернутыми колесами.Тут уж вините себя, как говорится…
С момента выхода в свет информации о том, что рейку можно несколько подтянуть и это избавляет от стука в ней — всегда появляются и люди, которые привыкли делать всё немного лучше, чем хорошо (подтянуть чуть больше для надёжности).Тем самым создавать дополнительное усилие при работе рейки в повороте с перетянутым штоком рейки, так как в среднем положении она люфтит из-за выработки, а при поворотах закусывает соприкасаясь башмаком за не изношенные места штока. Давление постоянно завышено из-за прилагаемого усилия, обороты двигателя автоматически добавляются …Последствия понятны.
Следующим пунктом у нас чудо — жидкости для остановки течи систем ГУ.

Никогда не лейте эту пакость в свои автомобили. Они подходят для тех, кому нужно продать авто скрыв дефект рейки или чтобы добраться до пункта ремонта с полной заменой жидкости.Но американцы всегда хотели волшебства и убедили рекламой, что можно без вреда всему остальному — просто залить пузырёк в систему — и рейка восстановлена. Чудес не бывает, а вот вреда для вашей системы может быть на много больше.Иногда даже со временем…
Сколько раз наблюдал картину: машина припаркована у высокого бордюра вдоль тротуара.Водитель садится за руль, смотрит по сторонам и начинает вертеть руль, что бы вывернуть между двумя машинами спереди и сзади.Колесо упирается в бордюр, а владелец продолжает крутить руль пока мотор чуть ли не заглохнет или не раздастся дикий визг ремня усилителя .

Зима, мороз -поставил машину на парковку — поставь колёса в прямолинейное направление- это не сложно.После запуска в морозы дай жидкости разогреться, плавно покрутив руль — не делай резких движений с целью быстрее выехать — будет дороже.
Не выкручивайте руль в крайнее левое либо правое положение, особенно с подгазовкой! Выкрутив руль до упора — немного попустите, иначе в системе гур создаётся повышенное давление, что приводит к быстрому выходу из строя сальников рулевой рейки.
Не лейте что попало в систему -только строго в соответствии с требованиями изготовителя авто (это неспроста сказано).
Езда по ухабам, ямам, трамвайным колеям с девизом «больше газа-меньше ям»не добавит жизни рулевой рейке и ходовой. Перед прохождением неровностей на дороге (ямы, ухабы, рельсы, лежащие полицейские и т.д) своевременно оттормаживайтесь. Рулевая рейка очень не любит ударов.
Могу сейчас только посочувствовать людям, которые скажут : «.вот всё правильно делал, всегда выполнял все инструкции и я первый владелец, а рейка всё равно потекла » — это уже скорее исключение, а правило в том, что мы сами существенно способствуем этой проблеме. Одних только гонщиков на классе D — хоть отбавляй, не та это машина, ни для этих целей создана была.
На любом форуме все пишут о проблемах с авто и никто не пишет о отсутствии проблем.По этой причине складывается впечатление у обывателя, что это не автомобиль, а одно сплошное недомогание…Конечно же это не так.Делитесь не только проблемами, но и положительным опытом.
Здесь можно ознакомиться с каталогом запчастей для Р12

Что делать, если появилась утечка масла из рулевой рейки

  • Что делать, если появилась утечка масла из рулевой рейки
  • Признаки неисправности и причины их возникновения
  • Как течёт рулевая рейка
  • Как ведёт себя автомобиль
  • Чем грозит течь рулевой рейки
  • Поиск и устранение течи
  • Утечка с ГУР
  • Видео: Замена сальника насоса ГУР
  • Течёт сальник рулевой рейки
  • Течёт штуцер рулевой рейки
  • Подтекает масло между стыками
  • Как устранить, не разбирая

Многие автомобилисты рано или поздно сталкиваются с такой неисправностью, как течь рулевой рейки системы гидроусилителя руля (ГУР). Игнорировать эту проблему нельзя, так как такая протечка не только может повлечь за собой поломку других важных деталей машины, но и ставит под угрозу безопасность езды на транспортном средстве. Об основных признаках и причинах течи из рулевой рейки, алгоритмах поиска и устранения этой неисправности, а также о возможности ремонта агрегата без его переборки — далее в статье.

Признаки неисправности и причины их возникновения

Чаще всего масло из рулевой рейки начинает бежать в результате износа резиновых уплотнителей (сальников, манжет, прокладок). Но причиной неисправности может также быть повреждение вала или его коррозия, поэтому для точной диагностики нужно провести тщательный осмотр автомобиля на специальном стенде в автосервисе.

Механизм может потечь под влиянием таких факторов:

  • постоянная езда по бордюрам, ухабам и ямам;
  • разрыв резиновых чехлов (пыльников), прикрывающих торцы корпуса ГУР — через образованные отверстия на вал попадает влага, вызывая ржавчину на его поверхности;
  • слишком долгая фиксация руля в крайнем положении (более 5 секунд) во время езды;
  • использование некачественной гидравлической жидкости;
  • наличие посторонних примесей в масле внутри ГУР (металлической стружки, грязи и мусора);
  • длительная стоянка машины с вывернутыми в сторону колёсами (особенно в холодное время года);
  • езда с изношенными соединениями рулевых наконечников и вала;
  • значительный перегрев насоса ГУР;
  • некачественные комплектующие для авто.

Как течёт рулевая рейка

При повреждении уплотнителей или корпуса агрегата теряется герметичность всей системы, нарушается внутреннее давление, и жидкость из рулевой рейки проступает наружу.

О том, что рейка начала протекать, свидетельствуют такие внешние признаки:

  • масляные лужи, появляющиеся на дороге под авто во время стоянки или при остановке машины под знаком «Стоп»;
  • понижение уровня жидкости в бачке ГУР;
  • в области системы ГУР на днище машины становится мокро, появляются характерные пятна и подтёки.

Как ведёт себя автомобиль

Опытный автомобилист замечает протекание рулевой рейки не только по внешним признакам, но и по тому, как ведёт себя машина во время езды.

При наличии течи можно наблюдать такие явления:

  • насос системы ГУР начинает гудеть;
  • для поворота руля требуется приложить большее усилие, чем обычно;
  • во время езды слышен стук или вибрация руля;
  • снижение управляемости машины;
  • в неподвижном положении колёс наблюдается свободный ход руля.

Чем грозит течь рулевой рейки

При появлении признаков протечки рулевой рейки транспортное средство рекомендуется сразу же отправить на диагностику для устранения неисправности.

Нельзя игнорировать проблему и продолжать ездить с вытекающим маслом, так как это может грозить такими отрицательными последствиями:

  • поломка насоса ГУР в результате дефицита жидкости;
  • полная потеря рулевого управления;
  • создание аварийной ситуации на дороге.

Поиск и устранение течи

Чтобы понять, почему рулевая рейка начала подтекать, и правильно выполнить её ремонт, рекомендуется полностью снять систему ГУР. При этом нужно исследовать все её составляющие на предмет износа или повреждения.После проведения ремонтных работ рулевую рейку устанавливают на место, соблюдая обратный порядок действий.

Пошаговая инструкция действий представлена ниже:

  1. Для удобного доступа к нужным элементам загнать машину на смотровую яму. Установить ручной тормоз для фиксации, снять передние колёса.
  2. Снять гайки, фиксирующие шарниры. Выдавить шаровые пальцы рулевых тяг с помощью съёмника.
  3. Снять аккумулятор, воздушный фильтр и бачок, чтобы можно было вытащить механизм.
  4. Повернуть руль до упора, заблокировать его механическим противоугонным замком.
  5. Разобрать крепление рулевого вала к рейке.
  6. Слить жидкость из системы ГУР. Для этого нужно поднять переднюю часть автомобиля домкратом и выкачать из бачка ГУР всю жидкость (например, с помощью шприца). Затем снять хомуты со шлангов, отсоединить их от бачка и дать оставшейся жидкости вытечь в подготовленную пустую ёмкость.
  7. Отсоединить от рейки трубки подачи масла. Открутить агрегат и снять его.

Утечка с ГУР

Жидкость из системы ГУР также может вытекать при неправильной работе насоса. Эта деталь отвечает за прокачивание жидкости внутри всего агрегата и постоянно испытывает повышенную нагрузку. Чаще всего протечка насоса ГУР возникает в результате износа его уплотнительных элементов.

Для замены сальника насоса ГУР выполняют такие действия:

  1. Снять правое колесо. Открутить пару болтов, удерживающих защитный кожух.
  2. Снять соединительный ремень, потянув ГУР на себя. Выкрутить болт, который непосредственно фиксирует механизм внутри корпуса авто.
  3. Снять поперечную балку, мешающую извлечению ГУР. Аккуратно отсоединить от механизма все шланги и полностью вытащить его наружу.
  4. Снять шкив, открутив соответствующий болт. Извлечь старый сальник с помощью тонкой отвёртки.
  5. Протереть место, где находился уплотнитель, чистой и сухой ветошью. Подготовить новый сальник, нанести на его обойму тонкий слой герметика.
  6. Установить новый элемент на место старого уплотнителя, запрессовав его для герметизации конструкции. Установить ГУР на место, выполнив перечисленные действия в обратном порядке.

Видео: Замена сальника насоса ГУР

Причиной проблемы может быть повреждение шлангов, по которым циркулирует жидкость, а также трещины на корпусе насоса. При этом нужно выполнить замену испорченных элементов, сняв систему ГУР с помощью перечисленных выше действий и открутив соответствующие болты, которые держат насос или фиксируют шланги.

Течёт сальник рулевой рейки

В результате эксплуатации транспортного средства со временем наблюдается естественное изнашивание сальников рулевой рейки, что приводит к появлению протечек. Менять эти резиновые уплотнители обычно приходится через каждые 120–150 тыс. км пробега.

В этой ситуации после демонтажа рулевой рейки для устранения течи выполняют такие действия:

  1. Снять с агрегата резиновые чехлы, разжав металлические хомуты или стопорные кольца, которые выступают в роли фиксаторов.
  2. Осмотреть вал агрегата. Если на нём есть небольшие следы коррозии, то их устраняют проточкой и шлифовкой на станке. При значительном повреждении вал нужно заменить на новый.
  3. Заменить изношенные сальники на новые. Выполнить сборку агрегата в обратном порядке.

Течёт штуцер рулевой рейки

Иногда течь рулевой рейки возникает в области штуцера. Эта металлическая деталь обеспечивает герметичное соединение агрегата с трубкой автомобиля, по которой двигается жидкость, содержащаяся внутри системы ГУР. Протечка появляется, если на штуцере была сорвана резьба или повредилась сама трубка. В этом случае нужно заменить испорченный элемент на новый.

Для устранения неполадки выполняют такие действия:

  1. Слить рабочую жидкость из системы ГУР.
  2. Аккуратно открутить старый штуцер, снять трубку.
  3. Проверить наличие и состояние шайб в пазах рулевой рейки. При необходимости выполнить их замену, устанавливая новые элементы заострённым концом наружу.
  4. Подготовить новый штуцер с трубкой. Аккуратно и плавно вкрутить его до упора в гнездо рулевой рейки, размещая гайку строго перпендикулярно резьбе.
  5. Залить в систему ГУР новую жидкость. Прокачать её внутри агрегата с помощью поворотов руля в стороны (при выключенном двигателе).

Подтекает масло между стыками

Корпус рулевой рейки цельный и не имеет стыков, поэтому утечка масла возможна только под торцами механизма, на которых стоят уплотнители из резины. Если следы вытекающего масла заметны в других местах рейки, то это может говорить о нарушении целостности корпуса. Такая поломка встречается очень редко, а вся деталь при этом подлежит замене.

Как устранить, не разбирая

В некоторых случаях необязательно разбирать систему ГУР для того, чтобы устранить течь рулевой рейки. Если проблема возникла в результате повреждения уплотнителей, то используют специальные присадки — герметики (например, «Супротек»). Они содержат компоненты, которые вызывают разбухание изношенных сальников и прокладок, что делает их эластичными. При этом резиновые уплотнители полностью заполняют собой все образовавшиеся полости, через которые происходит утечка масла, обеспечивая герметичность системы в местах соединения деталей.

Чтобы определить, какое количество вещества необходимо залить, нужно внимательно ознакомиться с инструкцией на упаковке. Обычно 300–355 мл герметика достаточно для 2,5 л жидкости. При другом объёме масла в системе ГУР на каждый литр добавляют по 120–150 мл вещества. Если герметик концентрированный, то его заливают в количестве по 30–40 мл на 1 л жидкости.

Инструкция по применению герметика:

  1. Выключить двигатель автомобиля.
  2. Проверить уровень жидкости внутри механизма рулевого управления. Если он находится в пределах нормы, то слить часть масла, равную по объёму количеству заливаемого герметика. При нехватке масла можно не делать такой слив.
  3. Добавить нужное количество герметика в бачок, следуя инструкции, представленной на упаковке средства. Закрыть крышку наполненной ёмкости.
  4. Завести двигатель автомобиля.
  5. Чтобы распределить залитую жидкость по всей системе, несколько раз прокрутить руль в разные стороны.

Если автомобилист правильно использовал герметик, то протечка исчезает. Однократного добавления такого вещества хватает на 20–40 тыс. км пробега. При появлении признаков утечки жидкости из рулевой рейки нужно уметь правильно определить причину неполадки и грамотно устранить её. Для ремонта механизма можно обратиться в автосервис, где всю работу выполнит квалифицированный мастер. Но с помощью перечисленных выше инструкций автомобилист в состоянии устранить протечку самостоятельно, предотвращая выход рулевого управления из строя.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Почему течет рулевая рейка

В нормальных условиях рулевая рейка обычно отрабатывает 200–300 тыс. км пробега. Но, как показывает практика, первые проблемы могут появиться задолго до отметки в 200 тыс. Почему течет рулевая рейка, помимо естественного износа? Разбираемся вместе со специалистами сервиса «Авто-Мастер».

Почему течет рулевая рейка: главная причина

Рулевая рейка с ГУР — это относительно простой механизм, который по принципу работы схож с обычным гидравлическим цилиндром. Давление жидкости воздействует на поршень в цилиндре, благодаря чему создается дополнительное усилие, которое прикладывается в нужном направлении к штоку и помогает водителю вращать руль.

Основная причина появления течи любой гидрообъемной передаче — износ сальника. В этом случае жидкость просачивается наружу между штоком и поврежденным уплотнителем. Рулевая рейка — не исключение.

Главная причина того, почему рулевая рейка течет через сальники штока — это езда с поврежденным или неправильно монтированным пыльником. Пыльники закрывают шарниры рулевых тяг и шток рейки с двух сторон и предохраняют эти элементы от влаги и песка.

Когда влага и абразивы проникают в рабочую зону рулевой рейки, происходят следующие процессы:

  • корродирует шток, его рабочая поверхность становится шероховатой и при движении стачивает мягкую губку сальника;
  • песок и другие абразивы затягиваются штоком во внутреннюю полость рейки и повреждают сальник.

При этом абразивы и вода проникают под пыльник двумя путями:

  • через надрыв на пыльнике;
  • через неплотно прижатые хомутами концы пыльника, если он был монтирован неправильно.

Устанавливать пыльники непредназначенными для этого пластиковыми хомутами нельзя. Пластик от времени и температурных перепадов размягчается и растягивается, сила его затяжки уменьшается. И тогда между пыльником и рулевой тягой или корпусом рейки образуется негерметичный участок.

Если вы заметили течь рулевой рейки, не откладывайте с диагностикой и ремонтом! Записаться в наш автосервис можно онлайн с помощью формы ниже.

Второстепенные причины появления течи в рулевой рейке

Реже рулевая рейка течет по другим причинам.

  • Залили неподходящую жидкость. Обратите внимание, что в гидроусилитель руля нужно лить строго определенные автопроизводителем составы. Это связано с взаимодействием масел и материалов резиновых уплотнителей рейки. Некоторые масла разрушают резину сальников и уплотнительных колец.
  • Жидкость не поменяли вовремя. Средний срок службы масел для гидроусилителя составляет 5 лет. После выработки жидкость теряет смазывающие свойства, напитывается влагой и накапливает в своем объеме продукты естественного износа деталей гидроусилителя. Это также разрушает уплотнители и вызывает коррозию металлических деталей ГУРа.
  • Автомобиль систематически ездит по плохим дорогам. Ударные нагрузки разбивают пластиковые втулки рейки, что приводит к осевому биению штока и ускоренному износу сальников. Стук в области ходовой части — всегда плохой признак.

Если в передней части авто при проезде неровностей появился стук — не ждите, пока разобьется и потечет рейка. Гораздо дешевле устранить проблему на этапе ее зарождения, чем впоследствии ремонтировать потекшую рулевую рейку. На нашем сайте вы также можете прочитать о том, почему гремит подвеска.

  • Износились уплотнители распределителя. Течь через золотниковый распределитель если и появляется, то обычно носит неинтенсивный характер.
  • Повреждены или неправильно смонтированы гидравлические магистрали. Точки подключения шлангов и трубок — наиболее уязвимые места.
  • Трещина или механическое повреждение корпуса рейки (встречаются редко).

Приведенные в этой статье причины течи рулевой рейки охватывают более 99% от известных случаев. Поэтому, если вы обнаружили на месте стоянки лужицу из жидкости ГУРа, а гидронасос при этом сухой — ответ на вопрос о том, почему течет рулевая рейка, скорее всего кроется в одном из рассмотренных ранее пунктов.

«Авто-Мастер» (ворота № 5) ремонтирует рулевые рейки с неисправностями любого характера. Звоните по телефону +7 (905) 378-74-22 или записывайтесь онлайн на диагностику и ремонт с помощью формы ниже.

Что ломается в рулевой рейке, почему она начинает течь?

Без рулевой рейки не обходится ни один автомобиль. Именно рейка соединяет руль с управляемыми колесами. Причем речь не только о передних колесах, но иногда и о задних. На современных автомобилях с полноуправляемыми шасси некое подобие рулевой рейки присутствует и на заднем подрамнике.

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть видеообзор про рулевые рейки.

Выбрать и купить рулевую рейку для вашего автомобиля вы можете в нашем каталоге б/у запчастей.

Рулевой механизм с рейкой устроен очень просто. Как таковая зубчатая рейка находится внутри корпуса. Оба конца рейки соединены с поворотными кулаками подвески. Зубья рейки находятся в зацеплении со входным валом, который является продолжением рулевого вала.

Для того, чтобы при повороте руля водителю не приходилось прилагать большую физическую силу, рейка оснащена вспомогательным усиливающим механизмом.

Рейка с гидравлическим усилителем

Классический вариант усилителя рулевого управления – гидравлический. Насос создает давление гидравлической жидкости и направляет ее к золотниковому распределителю, который находится на входном валу. Распределение гидравлической жидкости происходит в момент вращения входного вала, т.е. при вращении руля. Распределенная жидкость под высоким давлением направляется по трубкам в корпус рулевой рейки.

Внутри корпуса рейки на валу установлен поршень. По сути, это металлическое кольцо или шайба, которая разделяет корпус рейки на левую и правую часть. Или, другими словами, на два гидроцилиндра, расположенных вдоль рулевой рейки.

На входном валу находится золотниковый гидравлический распределитель. При повороте руля он открывает подачу гидравлического масла к тому или иному гидроцилиндру. Т.е., к рулевой рейке прикладывается определенное усилие, которое складывается с физическим усилием, прилагаемым водителем к рулевому колесу. Благодаря этому управляемые колеса автомобиля поворачиваются с гораздо меньшим усилием.

Насос ГУР соединен ремнем с коленвалом, а потому его производительность зависит от скорости работы двигателя. Для того, чтобы избавиться от такой зависимости, насос оснащен клапаном управления потока (клапаном расхода давления), благодаря которому к гидроцилиндрам поступает одинаковый поток гидравлической жидкости.

Дополнительный золотниковый клапан в насосе ГУР даже ограничивает объем подаваемого к распределителю масла. Таким образом, при движении автомобиля влияние усилителя уменьшается, чтобы руль не вращался слишком легко.

Более тонкое управление усилением рулевого механизма в зависимости от скорости движения осуществляется при помощи клапана с электромагнитным, то есть с компьютерным, управлением.

Бывают случаи, когда насос ГУР перестает качать, т.е. не создает давления. В этом может быть виноват подклинивший клапан расхода давления. Вернуть в строй насос ГУР можно снятием и его очисткой.

Рейка с электрогидравлическим усилителем

Рейка с электрогидравлическим усилителем по сути устроена аналогичным образом. Единственное отличие в том, что насос гидроусилителя приводится электромотором, а не ремнем навесного оборудования. При такой схеме электроника может варьировать степень усиления рулевого управления от максимального при маневрировании на парковке до минимального при движении по шоссе.

Рейка с электрическим усилителем

Рулевой механизм с электрическим усилителем вообще лишен гидравлики. Прибавка усилия при вращении руля осуществляется электромотором. Электромотор прикладывает усилие непосредственно к рулевому валу через отдельный редуктор.

Что ломается в рулевой рейке?

Чаще всего поломки и неисправности рулевой рейки с гидроцилиндрами сводятся к течам масла. Течи масла возникают по сальникам, или как их еще называют – силовым манжетам – гидроцилиндрам, которые уплотняют вал (саму рейку). Давление масла в гидроцилиндрах высокое, достигает 150-200 бар.

Причем течь возникает не столько из-за давления масла, сколько из-за износа внутренней окружности сальника. Дело в том, что из-за коррозии вала рейки на ее поверхности появляются шероховатости, которые задирают сальник. Он, в свою очередь, дает течь.

Коррозия на поверхности вала рейки в первую очередь возникает из-за попадания влаги через порванный или неправильно надетый пыльник. Пыльники нужно фиксировать специальными предназначенными для этого хомутами, которые позволяют рулевой тяге проворачиваться.

При сильном коррозионном износе вала изнашиваются опорные втулки вала. В образовавшемся зазоре вал начинает стучать.

В картере входного вала и распределителя давление масла меньше, поэтому там используются обычные сальники. Однако и они могут дать течь. Опять же из-за коррозии, которая подбирается к ним по рулевому валу.

А вот из-за металлической пудры или стружки в гидравлическом масле может возникнуть износ на поверхности картера входного вала и распределителя. Чаще всего это касается тех рулевых реек, где распределитель фиксируется фторопластовыми втулками.

Еще одна деталь рулевой рейки, подверженная износу – это сухарь в механизме ее регулировки. Сухарь прижимает шестерню входного вала к зубьям рейки. Сила прижатия регулируется на заводе, тарируется пружиной. Т.е. если возник люфт между шестерней и рейкой, то устранить его поджатием регулировочной гайки невозможно. Придется разбирать этот узел и, скорее всего, будет обнаружен износ сухаря.

В особо запущенных случаях можно столкнуться с износом шестерни и зубьев рейки. В этом случае по экономическим соображениям ремонт нецелесообразен. Лучше и дешевле купить б/у рулевую рейку.

Особенности износа рулевых реек с электроусилителем

Рулевая рейка с электроусилителем точно так же страдает от коррозии. Но в этом случае она не будет течь, т.к. течь там нечему. Она сразу начинает стучать из-за сильного износа направляющих опорных втулок. Хуже всего то, что коррозия может развиваться гораздо дольше и может нанести серьезные повреждения валу, из-за чего его стачивание до ремонтного размера будет невозможно.

Создавая рейки с электронасосом или электромотором инженеры хотели упростить их конструкцию. Но на практике те же электромоторы оказались не очень долговечными, из строя выходит как сам электромотор, так и подшипники его вала. Электронасос может отключаться прямо на ходу, что вызывает серьезные проблемы в управлении автомобилем. Электроника может просто глючить: например, насос может не выключаться при остановке двигателя, в результате электромотор быстро разряжает батарею.

Диагностика и устранение течи рулевой рейки

В результате естественного износа сальников и основного вала течь рулевой рейки возникает спустя 120–150 тыс. км пробега. К сожалению, многие автолюбители сталкиваются с подобной неприятностью значительно раньше. Отсюда закономерный вопрос – можно ли устранить появившуюся неполадку или лучше сразу поменять агрегат. Поскольку данная неисправность не является редкостью, водителям необходимо знать, как поступать после ее обнаружения.

Признаки и последствия неисправности

Неполадка в виде протечек характерна для рулевых реек, действующих совместно с гидравлическим усилителем (ГУР). Внутри корпуса агрегата предусмотрены 2 маслонаполненные камеры с поршнями, помогающими двигать вал под воздействием давления, создаваемого насосом. Чтобы гидравлическая жидкость не вытекала наружу, по бокам камеры закрыты сальниками, внутри которых движется вал. Снаружи торцы корпуса прикрывают резиновые чехлы (пыльники) в виде гармошек, сквозь них пропущены наконечники рулевых тяг.

Когда следует обратить внимание на рулевую рейку и проверить наличие потеков:

  • в месте стоянки автомобиля появляются масляные пятна на асфальте;
  • уровень жидкости в расширительном бачке ГУР постепенно снижается;
  • насос гидроусилителя издает гул либо другие посторонние звуки (зависит от марки авто);
  • по ощущениям рулевое колесо становится тяжелым, как будто усилитель перестал помогать водителю поворачивать колеса.

Поскольку корпус рейки представляет собой цельную конструкцию, потеки обнаруживаются только под ее торцами, прикрытыми пыльниками. Чтобы их увидеть, достаточно заглянуть под машину либо в подкапотное пространство.

Последствия утечки гидравлической жидкости на первой стадии не фатальны. После обнаружения потеков можно продолжать движение, но только до гаража или автосервиса. Дальнейшая эксплуатация автомобиля без ремонта допускается при двух условиях:

  1. Баранка не «тяжелеет», а насос гидроусилителя функционирует исправно, без лишних шумов.
  2. Необходимо постоянно доливать жидкость в бачок ГУР.

Важный момент! Подобная езда может плохо закончиться. Однажды на стоянке из рейки вытечет большее количество масла, в результате чего гидронасос выйдет из строя после запуска мотора. Ремонт обоих агрегатов обойдется вдвое дороже.

Причины возникновения протечек

Существует несколько распространенных причин, из-за которых течет рулевая рейка:

  1. Главная – езда с порванными резиновыми чехлами. Сквозь дырки внутрь проникает влага и попадает на вал, вызывая коррозию. Ржавая поверхность становится шершавой и начинает тереть кромку сальника. Малейшего зазора достаточно, чтобы масло под давлением вырвалось наружу.
  2. Несоблюдение правил обращения с гидроусилителем. Долгое удержание руля в крайнем положении ведет к росту давления внутри камер и продавливанию сальников. Если водитель постоянно повторяет ошибку, неизбежно появятся потеки масла из рейки.
  3. Долив неподходящей гидравлической жидкости либо другого состава, разрушающего резину сальников.
  4. Длительная эксплуатация без замены жидкости, накапливающей мусор и мелкую стружку. В этом случае сальник подтекает вследствие абразивного истирания.
  5. Критический износ шарнирных соединений рулевых наконечников с валом. Из-за болтающейся тяги под пыльник проникает воздух и влага, вызывающая коррозию. Дальше процесс протекает по сценарию, описанному в первом пункте.

Ремонт рулевой рейки возможен, причем стоимость мероприятия зависит от степени износа. В некоторых особо запущенных ситуациях агрегат восстановлению не подлежит.

Варианты решения проблемы

Прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо добраться до внутренностей узла и изучить степень изношенности деталей. Что делать, когда выявлены протечки масла из рейки:

  1. Установите автомобиль на смотровую канаву, зафиксируйте ручным тормозом и снимите передние колеса, подставив надежные колодки.
  2. Пользуясь съемником, выдавите шаровые пальцы рулевых тяг из проушин поворотных кулаков. Предварительно открутите гайки крепления шарниров.
  3. Снимите все элементы, мешающие демонтировать рейку. На большинстве легковых авто приходится убирать аккумулятор, воздушный фильтр и бачок абсорбера.
  4. Выверните баранку до конца, чтобы заблокировать ее механическим противоугонным замком. Разберите крепление рулевого вала к рейке.
  5. Опорожните систему ГУР и отсоедините от агрегата трубки подачи жидкости.
  6. Открутите рулевую рейку и снимите ее с автомобиля. На некоторых моделях она крепится к кузову, на других – к подрамнику.

Примечание. Опытный мастер способен выполнить ремонт, не демонтируя узел с машины. Но если вы занялись вопросом самостоятельно, рейку лучше снять. Так ее удобнее разобрать и поменять изношенные детали.

Чтобы добраться до сальников, следует стащить резиновые чехлы, зафиксированные стопорными кольцами либо металлическими хомутами. После этого становятся видны причины, по которым потекла рулевая рейка. Какие предпринять действия, зависит от технического состояния внутренностей:

  1. Вам повезло, если на валу отсутствуют следы ржавчины, видны только потеки. Достаточно заменить сальники, причем обе детали.
  2. Ржавый вал придется демонтировать. Небольшие очаги коррозии убираются проточкой и шлифовкой на станке, после чего ставятся ремонтные сальники, чей внутренний диаметр подбирается по новому размеру вала.
  3. Слишком заржавевший вал лучше поменять на новый, так выйдет надежнее и дешевле в перспективе.
  4. Полная замена рейки производится после выявления критического износа шестерен, проявляющегося стуком в процессе езды. Точный диагноз ставится после разборки агрегата.

Чтобы вытащить вал, нужно открутить защитные кожухи (при наличии) и шайбу регулировки шестеренчатой передачи, предварительно наметив ее положение. Затем извлекаются оба вала – ведущий рулевой и реечный. В последнюю очередь аккуратно выбиваются полимерные втулки и сальники (удерживаются стопорными кольцами). По окончании корпус тщательно вымывается.

Совет. Прежде чем выбрать способ ремонта, покажите снятый агрегат мастеру – автомеханику. Он определит степень изношенности вала и подскажет, как лучше поступить в вашей ситуации.

Если вы решили выполнить все ремонтные работы своими руками, то правильнее избрать вариант №3 – попросту сменить вал и сальники. Оригинальные запчасти прослужат не менее 100 тыс. км при условии, что поврежденные резиновые чехлы будут своевременно меняться.

Вариант с проточкой и шлифовкой менее надежен – работы выполняют люди и не всегда качественно. После небрежной обработки поверхность вала останется шершавой и сразу начнет истирать вновь установленные сальники. Рейка может снова потечь буквально через 20-40 тыс. км.

Установка агрегата и сборка автомобиля производится в обратном порядке. Особое внимание уделите заполнению системы гидравлической жидкостью, которую тоже следует поменять. В ней не должно оставаться воздушных пробок. После проверки работоспособности обязательно посетите СТО, дабы откорректировать углы развала – схождения передних колес.