Ваз 2106 замена помпы

Ваз 2106 замена помпы

Помпа ваз 2106

Тосол выполняет функцию охлаждения двигателя, проходя по трубкам и магистралям, расположенных, как внутри двигателя, так и патрубкам в силовом отсеке транспортного средства. Но тосол должен нагнетаться и циркулировать под воздействием специального устройства, которым и является водяной насос. Двигатель «шестерки» охлаждается по схожему принципу, поэтому помпа ВАЗ 2106 и заставляет охладитель перемещаться. При выходе ее из строя при работающем двигателе его температура начинает повышаться, что может привести к перегреву мотора и к разрушению охладительных магистралей.

Замена

Для проведения такой технологической операции, как снятие и замена водяного насоса ВАЗ 2106 необходимо подготовить слесарный инструмент следующего назначения:

набор головок торцевых с трещотками и воротком;

металлический удлинитель небольшого сечения;

набор слесарных ключей для работы на транспортном средстве.

На предварительном этапе требуется демонтировать ременную передачу с генераторного устройства, и в чистую емкость слить тосол или иной охладитель из системы в полном объеме.

Как промыть систему охлаждения двигателя по ссылке.

Ремонт

Закрепите водяной насос в отрезке металлической трубы, направляя крыльчатку вверх; затем, пользуясь выколоткой из мягкого металла, выпрессуйте вал через крыльчатку, а вал с подшипниками — через корпус насоса. Снимите крыльчатку.

Выпрессуйте скользящее кольцевое уплотнение при помощи выколотки, направленной с внешнего конца насоса.

Снимите центральное и прокладочное кольца с крыльчатки.

Очистите корпус насоса и крыльчатку керосином и вытрите насухо.Имейте в виду, что вал и подшипники вместе со ступицей вентилятора и уплотнительными деталями должны обязательно заменяться новыми.

Закрепите корпус насоса с крыльчаткой, направленной вниз, затем поставьте оправку (отрезок металлической трубы) на внешнюю дорожку качения подшипника и запрессуйте новый вал и подшипник так, чтобы дорожка качения была вровень с концом копруса.

Поставьте корпус насоса с крыльчаткой, направленной вверх, и смажьте уплотнительной пастой гнездо кольцевого уплотнения в корпусе.

При помощи оправки (металлической трубки) запрессуйте кольцевое уплотнение под прямым углом в корпус.

Поставьте новое прокладочное кольцо на упорное кольцо. Затем смажьте прокладочное кольцо пастой для тормозного цилиндра и запрессуйте кольцо в крыльчатку скошенной стороной вперед.

Очистите вал, гнездо в крыльчатке и уплотнительные поверхности, затем поставьте вал на опору и напрессуйте крыльчатку вровень с концом вала. Проверьте размер «а» (см. иллюстрацию Поперечный разрез водяного насоса).

Нагрейте новую ступицу вентилятора до синего цвета (примерно до 300°С). Очистите вал и при помощи двухмиллиметровой металлической проставки установите ступицу. Поставьте ступицу на оправку (металлическую трубку), вставьте вал и запрессуйте его до регулировочной прокладки. Подождите, пока ступица плотно охватит вал, затем окуните ее в поду и удалите проставку.

Как поменять

При замене помпы рекомендуется поменять охлаждающую жидкость в системе.

Необходимые инструменты для замены помпы

Набор ключей на «8», «10», «13», «17» «27-30» (рожковые и накидные).

Емкость для слития охлаждающей жидкости

Устанавливаем под мотор, пустую емкость, и сливаем охлаждающую жидкость, открутив пробку на блоке двигателя. Если вы решились на замену ОЖ, тогда придется еще открутить сливную пробку на радиаторе охлаждения.

Отключаем и вынимаем из моторного отсека аккумуляторную батарею

Отсоединяем контактную колодку от электровентилятора и снимаем его, предварительно окрутив ключом на «17» три болта.

С помощью ключа на «17» ослабляем гайку натяжителя ремня генератора и снимаем его.

Откручиваем гайку на 17 на скобе помпы и отводим скобу в сторону.

Теперь необходимо снять шкив привода помпы. Для этого нужно открутить три болта, предварительно зафиксировать шкив с помощью отвертки.

Следующим этапом будет снятие помпы с двигателя. Для этого открутите четыре гайки крепления и демонтируйте ее.

После снятия снимите старую прокладку и тщательно зачистите посадочные места на помпе и блоке двигателя.

Установите новую прокладку и новую помпу. Произведите остальную сборку в обратной последовательности.

Залейте охлаждающую жидкость в систему, при этом краник радиатора отопителя должен быть открыт. Также для удаления воздушной пробки из системы необходимо отсоединить шланг от впускного коллектора и подождать пока ОЖ не начнет из него вытекать, затем снова одеть на место.

Как снять

Крышка водяного насоса ВАЗ -2106 зафиксирована на корпусе четырьмя гайками (ремень привода генератора и шкив для наглядности сняты).

1. Демонтируйте с автомобиля аккумуляторную батарею (для комфорта работы).

2. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «замена охлаждающей жидкости на автомобиле Ваз 2106»).

3. Отпустите три болта фиксации шкива, фиксируя его от прокручивания отверткой.

4. Демонтируйте ремень привода генератора.

5. Открутите три болта фиксации шкива помпы ВАЗ -2106 и демонтируйте шкив.

6. Открутите гайку фиксации натяжной планки генератора к крышке насоса, демонтируйте шайбу.

7. Демонтируйте натяжную планку со шпильки, отодвинув генератор от двигателя.

8. Открутите четыре гайки фиксации крышки насоса, демонтируйте пружинные шайбы, отверткой осторожно отсоедините крышку от основания и демонтируйте ее.

9. Демонтируйте прокладку крышки насоса.

Как проверить

Если с нее не капает, снять ремень, пошатать, покрутить. Шатается/шумит, поменяй.

Последовательность действий по замене помпы в автомобиле ВАЗ 2106

Внеплановая замена помпы ВАЗ 2106 производится в случае, если при эксплуатации силовой установки «шестерки» появляются стуки и шумы, которые не должны сопровождать работу насоса системы охлаждения жидкостного типа (помпы). Также замена всего изделия или, в крайнем случае, замена сальника помпы необходима при появлении течи в районе установки водяного насоса транспортного средства.

Устройство помпы автомобиля

При многих дефектах выполняется замена помпы на ВАЗ шестой модели, видеоролик о которой всегда можно посмотреть в интернете. Водяной насос «шестерки» предпочитают менять целиком, т.к. многие автолюбители не занимаются ремонтом этого компонента системы охлаждения автомобиля в силу ее невысокой цена при приобретении в магазине запчастей. Цена водяного насоса «шестерки» в различных торговых точках достаточно приемлема, варьируется от 600 до 700 рублей.

Жидкостная основа (тосол) выполняет функцию охладителя силовой установки, которая нагревается при эксплуатации. Но охладитель перемещается при помощи т.н. «помпы» (водяного насоса), которая своими лопастями крыльчатки заставляет жидкость поступать в подведенные патрубки. При неработающем водяном насосе «шестерки» температура мотора начинает неуклонно увеличиваться, что может привести к его перегреву, деформации отдельных элементов и последующей поломке. Поэтому необходима замена помпы либо ее ремонт.

Из чего состоит водяной насос, можно увидеть при замене сальника помпы ВАЗ 2106: это насос центробежного принципа действия, которому передается момент вращения от шкива коленвала моторного агрегата транспортного средства. Деталь расположена с правой стороны от «движка» и смонтирована с прокладкой из паронита. Изделие отлито из легких сплавов алюминия, вал которого снабжен двухрядным неразборным подшипником без обоймы. На одном концу вала расположена лопастная крыльчатка, на другом краю – ступица шкива.

Колечко уплотнительного типа с помощью сальника заставляет находиться крыльчатку в состоянии готовности к эксплуатации. Под действием вращающейся крыльчатки создается требуемое давление, с помощью которого тосол нагнетается в охладительную систему и поступает для охлаждения силовой установки и других агрегатов транспортного средства.

Все компоненты водяного насоса можно увидеть при замене сальника помпы, которая осуществляется при слесарно-ремонтных мероприятиях. Для выяснения, циркулирует ли охлаждающая жидкость в системе отопления и функционирует ли помпа «шестерки», проделываем следующие нехитрые действия: заводим и нагреваем двигатель до рабочей температуры 90 градусов по Цельсию и сжимаем двумя руками верхний патрубок, направленный к радиатору. Если водяной насос функционирует, то будет ощущаться циркуляция тосола в системе.

Замена водяного насоса ВАЗ 2106

Для проведения такой технологической операции, как снятие и замена водяного насоса ВАЗ 2106 необходимо подготовить слесарный инструмент следующего назначения:

  • набор головок торцевых с трещотками и воротком;
  • металлический удлинитель небольшого сечения;
  • отвертка;
  • набор слесарных ключей для работы на транспортном средстве.

На предварительном этапе требуется демонтировать ременную передачу с генераторного устройства, и в чистую емкость слить тосол или иной охладитель из системы в полном объеме.

Далее поводим следующие ремонтные мероприятия:

  1. Откручиваем затяжные хомуты крепежа патрубков подачи жидкости-охладителя.
  2. Отсоединяем патрубок помпы «шестерки».
  3. Откручиваем гаечный крепеж трубки из металла слева. Эта магистраль направляет охлаждающую жидкость к отопительному комплексу, поступая в радиатор отопления.
  4. Затем освобождаем трубку от шпилек, применив некоторое усилие и подав изделие вбок.
  5. Отвинчиваем болтовой крепеж водяного насоса к двигательному блоку «шестерки», причем одно из креплений расположено в центральной верхней части.
  6. 2 других крепежа расположены в нижней части водяного насоса.
  7. В окончании технологического процесса демонтируем помпу.

Для замены помпы при посещении автомобильного магазина запчастей ВАЗ приобретаем обновленную запасную деталь и устанавливаем ее, соблюдая принцип обратной последовательности. Иногда достаточно произвести замену сальника помпы ВАЗ 2106, если корпусная часть помпы не деформирована и не имеет трещин и проржавевших дырок (в случае «экономичного» использования воды вместо тосола). Как правило, замена сальника осуществляется при убывании охлаждающей жидкости из системы вследствие течи в районе водяного насоса, что дает основание предполагать, что вышел из строя сальник изделия.

Конструктивно эти два компонента: подшипник и сальник расположены в кожухе помпы с натягом, а ступица шкива и крыльчатка насажены на вал изделия методом запрессовки. Соответственно, крепления этих деталей сильно усложняют разборку водяного насоса «шестерки». При отсутствии условий, приравненным к кондициям слесарной мастерской, ремонтные работы по замене сальника помпы рекомендуется проводить в усеченном варианте, подменив новую крышку с обновленными компонентами.

Помпа на ВАЗ-2106: как работает, из чего состоит, особенности замены своими руками

На автомобилях ВАЗ-2106 помпу нужно менять, если она подает даже малейшие признаки поломки – посторонние шумы, стуки, появляется течь антифриза. Насос в системе охлаждения должен работать тихо и ровно, никакие скрежеты недопустимы. Но только перед началом работ обязательно убедитесь, что причина не в генераторе, а в жидкостном насосе. При обнаружении протечек можно заменить только сальник. Но практика показывает, что этого хватает ненадолго – из-за выработки на роторе помпы сальник быстро разрушается.

Для чего необходима помпа

Помпа легковых автомобилей – это «сердце» системы охлаждения. Именно с ее помощью происходит принудительная циркуляция по патрубкам, рубашке мотора, радиаторам. Насос обеспечивает давление антифриза, за счет этого намного быстрее происходит охлаждение рубашки двигателя.

Если бы не было помпы, и жидкость перемещалась внутри системы произвольно, вся работа оказалась бы нарушенной. Антифриз начнет закипать, двигатель перегреется, и это чревато тем, что кольца на поршнях залягут.

Основные элементы помпы

Привод осуществляется от шкива на коленчатом валу двигателя. Ремень приводной общий для насоса охлаждающей жидкости и генератора. При вращении шкива насоса происходит движение крыльчатки внутри полости, находящейся в блоке двигателя. Эта крыльчатка полностью погружена в антифриз и обеспечивает его циркуляцию. Цена помпы на ВАЗ-2106 зависит от материала, из которого она изготовлена.

Обычно весь корпус выполнен из сплава алюминия, ротор — из стали, а крыльчатка — из пластика. На некоторых видах насосов устанавливались подшипники, но втулки из бронзы намного дешевле и долговечнее. Некоторые крыльчатки делаются из алюминия – преимущества это не дает, так как этот металл подвержен разрушению сильнее, чем пластмасса.

Инструменты для проведения замены

Желательно производить замену помпы на ВАЗ-2106, а не ремонтировать ее. Стоимость нового насоса составляет около 700-900 рублей, а для работы нужно максимум час времени. И это при условии, что антифриз будет остывать до температуры окружающей среды. Для работы необходимо:

  1. Несколько ключей: «10», «13», «17». Желательно трещотки с головками, так как с ними намного удобнее работать.
  2. Герметик на основе силикона. Лучше всего белый. Красный или черный использовать нежелательно – при последующих ремонтах сложно будет очистить поверхности.
  3. Тазик для слива жидкости из системы охлаждения.
  4. Отвертки крестовые и плоские.

Может потребоваться нож для удаления старой прокладки, но делать это нужно аккуратно, чтобы не нанести вред поверхности.

Снятие жидкостного насоса

Нет необходимости полностью менять насос, достаточно поставить новую крышку, в которой расположена ось и крыльчатка. Чтобы сделать ремонт ВАЗ-2106, вам необходимо выполнить следующие манипуляции:

  1. Дайте двигателю остыть до температуры 20-40 градусов.
  2. Устанавливаете под сливное отверстие в радиаторе тазик. Избавляетесь от антифриза. Чтобы он лучше вытекал, нужно выкрутить сверху пробку.
  3. Затем, установив под двигателем тазик и выкрутив ключом на 13 заглушку в блоке, слейте остатки из рубашки охлаждения. Кран печки при этом обязательно должен быть открытым.
  4. Снимите ремень привода генератора и помпы на ВАЗ-2106. Для этого ключом на 17 выкрутите гайку с верхнего крепления генератора, ремень ослабнет.
  5. Ключом на 10 выкрутите трубку, идущую от помпы к крану отопителя.
  6. Слейте остатки антифриза.
  7. Ключом на 13 выкрутите все гайки крепления крышки помпы.
  8. Аккуратно снимите помпу.

Чтобы ослабить натяжение ремня, можно снять шкив с помпы. Но при установке все равно придется ослаблять крепление генератора, так как установить шкив на место не получится.

Установка новой помпы

Прежде чем установить новый насос охлаждающей жидкости, оцените его состояние – не должно быть на корпусе никаких повреждений, задиров. Чтобы обеспечить максимальную герметичность, необходимо всю поверхность на блоке двигателя, к которой прилегает корпус помпы, зачистить до блеска и обезжирить. На прокладку с обеих сторон нанесите тонкий слой белого герметика. Слишком толстый делать не стоит – дольше сохнуть будет, да и надежность от этого пострадает, так как часть герметика может попасть внутрь системы охлаждения.

После этого устанавливаете прокладку и помпу на место, наживляете гайки, но не затягиваете их. Необходимо дождаться, когда герметик начнет застывать – для этого потребуется 15-25 минут. Только после того как он застынет, можно затянуть все резьбовые соединения крест-накрест для равномерности. На этом ремонт ВАЗ-2106 не окончен – потребуется установить на место все патрубки. Хомуты желательно использовать новые, замените и прокладку под трубкой, идущей к крану отопителя.

Прокачка системы

Без этого не обойтись, так как придется заливать антифриз в систему. Просто выполните ряд действий:

  1. Откройте кран печки и установите автомобиль так, чтобы передняя его часть была немного выше задней. Так получится добиться того, чтобы антифриз равномерно заполнил всю систему.
  2. Убедитесь, что все сливные отверстия закрыты.
  3. Залейте в радиатор антифриз по максимуму. Прожимайте руками патрубки, чтобы вытеснить воздух из них.
  4. Закройте крышку на радиаторе и залейте в расширительный бачок антифриз чуть выше нижней метки.
  5. Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. Обратите внимание на то, нет ли течи жидкости из системы.
  6. Если помпа на ВАЗ-2106 работает правильно, то охлаждение будет происходить в нормальном режиме. Чтобы избавиться от воздушных пробок, прожимайте руками патрубки. Но не забывайте, что они горячие, поэтому пользуйтесь перчатками.

При работе с системой охлаждения обязательно соблюдайте правила техники безопасности. Если антифриз попадет на руки, то ничего не последует. Но не допускайте попадания в дыхательные пути или на глаза. Если это произойдет, сразу же обратитесь к медикам. С горячим антифризом нужно быть особенно аккуратным – если сорвется патрубок, то можно получить очень сильный ожог.