Могут ли оштрафовать за съемную тонировку
Содержание статьи:
Съёмная тонировка – есть ли штраф и как его избежать?
Государство уже давно ведет борьбу с тонированными автомобилями, а точнее с владельцами таких автомобилей, которые в силу разных причин хотят ездить с заветной пленкой на стеклах. Но прогресс не стоит на месте и на смену обычной тонировке, которую, как правило, приходится наносить в автосервисах и детейлинг-центрах, пришла съёмная тонировка во всем её разнообразии. Но встает вопрос о законности такого затемнения стекол, ведь водители, пользуясь таким тонером, думают, что нашли лазейку в законодательстве. Есть ли штраф за нее, в каком размере и что еще может грозить автолюбителю за это, выясняем в статье.
Съёмная – это какая?
Уже из названия становится понятно, что такую тонировку можно снять самостоятельно и без особых проблем. Сегодня интернет пестрит объявлениями о продаже съёмной тонировки. Что предлагают такие продавцы:
- двойные стекла, одно из которых тонировано и может опускаться вне зависимости от второго;
- монополикорбонатный пластик, который имеет толщину около 1 мм и липнет к основному стеклу;
- шторки, которые имеют перфорированную поверхность – это и есть наиболее распространенная съёмна тонировка;
- силиконовая тонировка, в виде липнущей пленки, которую можно многократно использовать.
Что говорят ПДД и запрещена ли она?
Как такого термина в Правилах дорожного движения конечно же нет, но в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации имеется Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС, вот там-то и упоминается про дополнительные предметы или покрытия стекол, которые ограничивают обзорность с места водителя.
В примечании к пункту 7.3 Перечня неисправностей указано следующее:
Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
Конечно же, в нашей статье идет речь о тонере, который не соответствует приведенному выше ГОСТу, иначе не было бы смысла выяснять его законность.
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что дополнительные предметы или покрытие стекол съёмной тонировкой запрещены, поскольку нарушается пункт 7.3 Перечня неисправностей, а за его нарушение предусмотрена ответственность.
Есть ли штраф и какой?
Так как способов затонировать передние стекла много, то и ответственность предусмотрена не только одной статьей.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП будут наказаны штрафом водители, имеющие съемный тонер в виде пленок на стеклах.
А водители, которым более по душе шторки или тонированный пластик, могут быть привлечены к ответственности по ч.1 ст. 12.5 КоАП. По обеим статьям на 2019 год предусмотрено наказание в виде штрафа 500 рублей.
Предписание или требование за съёмный тонер
В борьбе с тонировкой наши правоохранители пошли дальше. Кроме штрафа, предусмотренного КоАПом, они начали выписывать (выдавать) водителям, привлеченным к ответственности за данное правонарушение, требование (предписание).
Текст этих документов может разниться, но смысл сводится к тому, что сотрудник полиции требует от водителя больше не нарушать закон и устранить имеющееся нарушение, то есть снять тонировку.
Если водитель не выполнит данное требование, то может быть привлечен по ст. 19.3 КоАП, которая предусматривает ответственность в виде либо штрафа от 500 до 1000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток.
Споры о законности подобных требований не утихают до сих пор. Однако, судебная практика идет своей дорогой, и Верховный Суд, рассматривая жалобы водителей о привлечении их к ответственности по ст. 19.3 КоАП, подтвердил законность таких требований в рассматриваемых делах об АПН. Как, например, в этом Постановлении ВС РФ №19-АД17-10 от 10 мая 2017 года.
Важное замечание!
В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален. В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела. Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.
Аннулирование регистрации
Но что такое штраф в 1000 рублей или арест на 15 суток для настоящих любителей тонировки. Для борьбы с такими заядлыми нарушителями ГИБДД придумало еще один вариант воздействия, а именно аннулирование регистрации транспортного средства.
Законность данной инициативы стоит выяснять также в суде и желательно в Верховном, поскольку мотивируют аннулирование регистрации изменением в конструкцию транспортного средства, коим тонировка, как постоянная плёночная, так и съёмная, не является. Данная позиция выражает мнение автора и не претендует на безоговорочную истину, поэтому в споре с инспекторами ГИБДД или сотрудниками МРЭО будьте готовы к тому, что эту позицию придется отстаивать в суде.
Есть ли лишение прав?
Нет. Как уже было указано в данной статье, за езду со съемной тонировкой в соответствии с КоАП водителю грозит только штраф в размере 500 рублей. И за нарушение требования (предписания) также грозит либо штраф, либо арест.
Таким образом лишение прав вам не грозит.
Как избежать штрафа?
Первое же, что поможет избежать штрафа – это соблюдение ПДД и других нормативно-правовых актов в области дорожного движения, то есть не использовать съемную тонировку как таковую.
Но, если вы не мыслите себе управление автомобилем без тонировки переднего или боковых стекол, тогда избежать штрафа практически невозможно, если только инспектор самостоятельно примет решение не штрафовать.
Но даже этот добрый инспектор заставит устранить нарушение на месте, поскольку каждое начало движения на тонированном авто образует состав нового административного правонарушения.
Те, кто думает, что раз тонировка съёмная, то он её быстренько скинет и поедет дальше, ошибается. Тот факт, что вы снимете (уберёте) тонировку, не освободит от уже совершенного правонарушения и ответственности за него.
Более того, инспектор, понимая, что вы отъедете за угол и снова всё вернёте на место, может попробовать изъять у вас съёмную тонировку как предмет или орудие административного правонарушения, имеющий(ее) значение доказательства по делу в соответствии со статьей 27.10 КоАП РФ, а вы потом в суде будете спорить о законности и этих его действий.
Как гаишники «разводят» водителей при остановке за тонировку автостекол
Для начала напомним, что по действующим ГОСТам степень светопропускния лобового стекла должна быть не меньше 75%, боковых передних стекол — 70%. На верхнюю часть лобового стекла можно наклеивать защитную полосу шириной не больше 140 мм. Запрета к тонировке задних стекол нет. Для них разрешена любая тонировка, кроме зеркальной.
Обычно глухо затонированные задние стекла не вызывают у постовых подозрений. Но остановить машину для проверки они могут. Если отказаться открывать двери или опустить стекло для проверки это будет расценено, как неповиновение законному требованию сотрудника полиции. В соответствии со статьей 19.3 КоАП РФ за это предусмотрен штраф 500 ₽ или административный арест на срок до 15 суток.
Определяют на глаз
В провинции нечистые на руку инспекторы после остановки тонированной машины, нередко начинают провоцирповать водителя. Говорят, что мол стекла затонированы больше, чем положено. Как определили? На глаз.
Водителю не стоит нервничать. Скажите такому инспектору, что проверка автомобиля на светопропускаемость стекол проводится сертифицированным и опломбированным прибором — тауметром. А никак не на глаз. Это могут быть модели ИСС-1, Блик, «Свет», ТОНИК. Каждый из них имеет свои параметры использования.
Предлагают проехать на пост
Если у инспектора вдруг не оказалось с собой тауметра, он может предложить проехать вместе с ним на пост. Это грозит водителю большой потерей времени. Объясните такому служивому, что его требование не имеет законных оснований. Проследовать на пост водитель обязан, если составлен протокол административного задержания. А это значит, что нарушение уже зафиксировано. Раз сделать это без прибора невозможно, то и ехать водитель никуда не обязан. Проверять машну инспектор может только на месте остановки.
Opel Astra и другие неликвидные автомобили на вторичном рынке
Renault представила бюджетный семиместный компактвэн
Пугают штрафами
Гаишник может «забыть» про штраф, который положен за тонировку не по ГОСТу, и грозить снятием номеров, прекрасно зная, что такое наказание уже отменено. Скажите служивому, что тонировка не по ГОСТу описана в статье 7.3 ПДД РФ. За это предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Но никак не изъятие регистрационных знаков и вакуация машины на штрафстоянку.
Замеры «по-быстрому»
Инспектор для быстроты процесса оперативно достает прибор, меряет светопропускающую способность стекла в одной точке и сразу заявляет водителю о тонировке не по ГОСТу. Настаивает на штрафе. Посоветуйте инспектору не спешить. Водитель имеет право взглянуть на сертификат и паспорт прибора. Сами же замеры проводятся не в одной, а в трех точках стекла. Иначе это считается грубым нарушением со стороны полицейского. Такие замеры можно оспорить и аннулировать.
Технические ловушки
У некоторых приборов, которые используют для определения светопропускной способности стекол, есть ограничения в применении, и о них постовой прекрасно знает. А вот водитель — нет. Вот тут можно налететь на штраф. Все ограничения описаны в документах к устройству. Если в применении конкретного прибора есть оговорки, замеры исключены. А вот запрета на проверку тонировки ночью, или в дождь — нет.
Перед замерами важно обратить внимание на влажность воздуха. Инспектор должен ее учитывать. Дело в том, что некоторые приборы при 100% влажности показывают некорректный результат. Если в столице такая влажность — явление редкое, то в Сочи или Санкт-Петербурге высокая влажность бывает довольно часто. Еще один нюанс. Скажем, такой прибор как ТОНИК перед использованием надо прогревать в течении 3—4 минут, а не использовать сразу.
Стекло не той толщины
Важно знать и толщину стекол своего автомобиля. Иначе вашим незнанием воспользуется нечистый на руку инспектор. Скажем прибор «Свет» способен корректно измерять световой коэффициент пропускания автомобильных стекол толщиной от 3 до 6 мм. Если толщина стекол автомобиля больше, проводить замеры инспектор не имеет права, так как показания будут некорректны.
Штрафы
Тонировка не по ГОСТу описана в статье 7.3 ПДД РФ. Предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Сдирать пленку на месте при этом водитель не обязан. Но заплатить штраф и снять пленку все же необходимо в течение 10 дней после предписания. Иначе, если этого не сделать в течение 60 дней с момента наложения взыскания, сумма вырастет до 1000 рублей. При этом водитель может быть привлечен и к обязательным общественным работам на срок до 50 часов или подвергнут административному аресту на 15 суток.
Штраф за тонировку стекол в 2020 году
Многочисленные изменения в законодательстве о дорожном движении вызывают много споров и разногласий среди автолюбителей и штраф за тонировку – едва ли не главная тема обсуждений. Особенно актуальной эта тема стала в конце 2016 года, когда были внесены законодательные инициативы об ужесточении наказания за несоблюдение требований к светопропусканию.
Но в 2020 году ясности о том, какими будут новые штрафы за нарушения правил эксплуатации автомобиля в части нарушения требований к обзорности (а именно к этому разделу относятся критерии допустимого уровня тонировки) так и не наступило. Более того, ещё большие споры вызывают количественные критерии ухудшения обзорности в части светопропускания.
На сегодняшний день размер штрафа за тонировку составляет 500 рублей (статья 12.5 часть 3.1 КоАП РФ). Снятие номеров за тонировку не по ГОСТу отменено. Полная таблица штрафов по ссылке.
Какими же законодательными актами регулируются вопросы тонировки автомобилей на сегодняшний день? Каковы допустимые количественные показатели затемнения стёкол, в чём заключается ответственность за их нарушение и можно ли штрафов избежать? Ответы на эти вопросы могут быть полезными для широкого круга автовладельцев.
Допустимые нормы тонировки стекол по ГОСТу
История с законодательными актами, на основе которых представители ГИБДД выносят решения о допустимости тонировки и штрафах за их нарушения, загадочна и удивительна. Вплоть до настоящего времени в Приложении к Правилам дорожного движения упоминается ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта» (ПДД, Приложение к Основным Положениям, п.7.3). В п. 2.2.4 записано, что «…светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол – не менее 70%».
И хотя по всем официальным источникам действие этого стандарта (продержавшегося с 1988 до 1 января 2015 года) утратило силу, на практике инспекторы ГИБДД за неимением ссылки в ПДД на другой документ руководствуются именно такими цифрами. В чём же здесь причина несоответствий и возникающих на этой почве разногласий?
Даже у нового автомобильного прозрачного стекла светопропускание в идеальном варианте составляет не более 90% (а фактически не превышает 85–87%). Лучшие атермальные тонировочные плёнки дают не более 80–82% светопропускной способности. Таким образом, итоговое светопропускание в лучшем случае составит 70–72%, и никак не дотягивает до 75%, регламентированных ГОСТом 5727-88.
В то же время атермальная тонировка стёкол (в том числе и лобовых с показателем светопропускной способности менее 75%) стала активно использоваться производителями автомобилей и массово запрещать эксплуатацию новых машин по этому признаку в Правительстве, видимо, не решились. А чтобы снять возникшую проблему, с 01.01.2015 г. был введен в действие новый ГОСТ 32565-2013, в котором установлено единое пороговое значение светопропускной способности – 70% (п. 5.1.2.5).
Мало того, этот же порог указан в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Приложение 8, п.4.3), введенном в действие и обязательном к применению также с 01.01.2015. При этом не допускается зеркальная тонировка, а ограничений на тонировку задних стёкол не накладывается.
Таким образом, возникло противоречие между нормативами светопропускной способности, указанными в ПДД (ссылкой на отмененный ГОСТ) и новыми нормативами. Правда, Верховный суд России при рассмотрении дела № АКПИ15-382 от 2 июля 2015 года (посвященного рассмотрению именно этих нюансов) установил, что Главным управлением ГИБДД было разослано соответствующее пояснение главным инспекторам субъектов РФ (письмо № 13/7-4126 от 22 июня 2015 г).
Но в этом письме, содержалась фраза о том, что старый ГОСТ отменяется «в части, разрешающей применять тонированные стёкла». Впоследствии именно эта фраза и сыграла злую шутку с истцами в судебных разбирательствах по штрафам за тонировку.
Размер штрафа за тонировку стёкол автомобиля
В табличке ниже приведена статья из Кодекса об административных нарушениях РФ, предусматривающая ответсвенность водителя за тонировку автомобиля.
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств | административный штраф в размере пятисот рублей |
До 2015 года размер первого штрафа за тонировку не соответствующую требованиям ПДД (по сути, ГОСТ 5727-88) составлял 500 руб. и 1000 руб. за повторное нарушение. С введением нового ГОСТа и Технического регламента в 2015 году эта сумма не изменилась, но уже в 2016 году в Госдуму была внесена законодательная инициатива об ужесточении наказания за нарушение требований нормативных документов:
- первый штраф предлагалось повысить в 3 раза – до 1500 руб.;
- повторное нарушение – штраф 5000 руб.;
- при троекратном нарушении – лишение права на управление транспортным средством на срок от двух до шести месяцев.
Правда, к середине 2016 года пункт о лишении права на управление был изъят из законопроекта и в профильный комитет Думы попал документ, содержащий только первые два пункта. В ноябре того же года этот законопроект был комитетом одобрен, но новый закон пока не поступал даже на первое чтение.
Таким образом, по состоянию на 1 января 2020 года штраф ГИБДД за тонировку остался прежним – 500 рублей.
Отдельно следует отметить, что в том случае, если штраф за тонировку не оплачивается в течение 70 дней с момента наложения, водитель может быть привлечен к ответственности:
- Штраф в размере 1000 рублей;
- Обязательные общественные работы на срок до 50 часов;
- Административный арест на срок до 15 суток.
Однако при оплате штрафа в срок до 20 суток с момента вынесения Постановления об админнарушении его сумма уменьшается вдвое. Подробнее об этом читайте в нашем материале: Скидка 50% на оплату штрафов ГИБДД. (там же вы найдете и информацию о нарушениях, скидка на которые не распространяется).
Основания для наложения штрафов за тонировку
Что же реально происходит с затонированными автомобилями на дорогах, и на каком основании выписывают штрафы за тонировку?
Для ответа на этот вопрос достаточно открыть соответствующий раздел официального сайта ГИБДД. Буквально каждую неделю в субъектах РФ проводятся рейды по борьбе с нарушениями требований к светопропускной способности стекол (проще говоря, с тонировкой). При этом там же часто прямо указываются требуемые сотрудниками ГИБДД нормативы:
- не менее 70% светопропускание передних боковых стёкол;
- не менее 75% – ветрового стекла, что, вроде бы, противоречит действующему Техническому регламенту (там по лобовому стеклу не менее 70%).
Некоторые водители пробовали в судах оспорить применение устаревшего норматива к тонировке лобового стекла. Однако при рассмотрении дел суды делают упор на то, что устаревший ГОСТ 5727-88, упоминаемый в Правилах дорожного движения отменяется лишь «в части, разрешающей применять тонированные стёкла» (упоминавшееся выше письмо Главного управления ГИБДД). Надо так понимать, что в части запрещающей «применять тонированные стёкла» устаревший ГОСТ не отменен?
Подобную же казуистику можно встретить и при обжаловании в суде условий проведения измерений и их точности. Так, при оценке светопропускной способности температура, давление и влажность окружающей среды в соответствии с ГОСТ Р 8.831– 2013 (введен в действие, как и Техрегламент с 01.01.2015) должны находиться в строго определённом диапазоне. Кроме того в соответствии с тем же ГОСТом, области измерений определяются довольно сложным образом, а результаты замеров – как среднеарифметическое трёх измерений в одной точке.
Суды же, принимая сторону ГИБДД, трактуют положения ГОСТа применимыми лишь к новой заводской продукции, как будто для стекол подержанных автомобилей действуют другие законы физики.
Как избежать штрафа за тонировку стекол?
Справедливости ради необходимо отметить, что автомобилей с нарушением всех мыслимых порогов затемнения салона на дорогах России реально много. И это действительно опасно для участников дорожного движения, особенно по ночам. Да и судебные разбирательства по поводу, в общем-то, справедливых штрафов за тонировку, в основном посвящены случаям, в которых реальное светопропускание не дотягивает и до 15%.
Можно, конечно, давать советы как поймать инспектора ГИБДД на нарушении процедуры или несоблюдении условий измерений при глубокой тонировке лобового стекла. Но, следует иметь в виду два момента:
- На практике суды занимают сторону ГИБДД;
- Нет гарантий, что представитель ГИБДД не окажется «упёртым», если всё же суд станет на сторону водителя, и не потребует проведения повторной экспертизы (уже по всем правилам) действительно глубоко тонированного стекла.
Другое дело, когда автовладелец выполнил (и инструментально проверил перед выездом на дорогу) требования действующих нормативных документов по светопропусканию. Тогда, чтобы избежать штрафа за тонировку, в случае проверки необходимо:
- Детально описать (желательно с занесением в протокол и понятыми) условия окружающей среды и чем они были измерены (либо отсутствие измерений);
- Методику измерений светопропускания стекол;
- Описать прибор, наличие у него пломбы и поверочного сертификата.
В этом случае всё будет определяться именно точностью показаний (отличающейся на несколько процентов, а не в разы) и даже при условии предвзятости суда первой инстанции можно с уверенностью продолжать добиваться отмены штрафа за тонировку. Срок обжалования Постановления об административном правонарушении составляет 10 суток с момента вынесения решения суда.
Видео: перспективы увеличения штрафов за чрезмерную тонировку
Штраф за неправильную тонировку по новому закону
Купил машину БУ, и там стекла передние боковые затонированы. Переживаю что остановят и оштрафуют. Хотел поинтересоваться, какой сейчас штраф за тонировку и какая тонировка разрешается по закону? Закон об отмене штрафов за тонировку 2019г ведь не был принят? А то слухи ходят.
Последние новости: закон об отмене тонировки НЕ принят , штраф за тонировку в 2020г также составляет 500р.
С июля 2019 года российские автомобилисты, желающие затонировать передние стекла своей машины больше допустимой меры, получили надежду. Дело в инициативе нескольких депутатов от фракции ЛДПР. Они предложили отменить штрафы за тонировку и внесли соответствующий законопроект, который пока еще не был рассмотрен в Госдуме. Некоторые автомобилисты, не разобравшись в ситуации, начали массово тонировать свои авто. Как говорится: “слышал звон, но не знаю, где он”.
Депутаты от ЛДПР выделяют положительные моменты наличия тонировки:
- защита водителя от ослепления на дороге;
- поглощение солнечных лучей, что делает комфортным пребывание в машине в жаркую солнечную погоду;
- экономия топлива (кондиционеру приходится меньше работать);
- пассивная безопасность (злоумышленники не видят, что находится в салоне, когда машина находится на стоянке).
Противники же тонировки ссылаются на следующие основные моменты:
- плохая обзорность в темное время суток;
- невозможность сотрудников силовых ведомств просматривать салон автомобиля.
Что говорит закон: последние новости
На самом же деле, “война” с тонировкой ведется российским законодателем давно, а подобное предложение поступило впервые. Еще в 2015 году ряд депутатов выдвинул законодательную инициативу о поднятии штрафа за управление ТС с тонированными стеклами. Существующий на тот момент штраф в 500 рублей (стоит отметить, что он и по сей день такой) предлагалось поднять до 1500р. Также предлагалось ввести штраф за повторное нарушение в размере 5000 рублей (сейчас нет увеличения штрафа при повторном нарушении).
Этот законопроект был даже принят в первом чтении. Но до сих пор он находится на рассмотрении. А значит — пока не принят. Некоторые издания подняли “хайп”, на тему, что изменения вступили в силу в конце 2019 году. Но, это в корне неверно. На данный момент, в 2020г с 1 января наказание за подобное правонарушение по-прежнему составляет 500р.
За что штрафуют
Стоит понимать, что по закону не запрещено тонировать передние стекла автомобиля. Но, светопропускаемость должна составлять не менее 70%. Задние стекла можно тонировать с любой степенью пропускаемости света, кроме нанесения зеркальной пленки и с обязательным наличием наружных боковых зеркал на автомобиле.
Статья 12.5, часть 3.1 КоАП РФ ссылается на “Технический Регламент Безопасности Колесных Транспортных Средств”, и запрещает их эксплуатацию, если передние стекла пропускают менее 70% света. Вот за пропуск света передними стеклами меньше положенного значения и выписывают штраф в 500 рублей.
Как правильно должны штрафовать
При наличии нарушения инспектор должен выписать водителю штраф и отпустить его. Но, на деле особо хитрые сотрудники ГИБДД выписывают Предписание “Об устранении условий влекущих правонарушение”. Т.е. требуют на месте устранить тонировку, а за неисполнение данного требования хотят арестовать вас на 15 суток. Это совершенно незаконно, так как вы лишаетесь положенного законом времени на обжалование выписанного протокола.
Пример Предписания находится здесь. Кстати, если вас остановят повторно с недопустимой тонировкой и выписанным Предписанием после указанного в нем срока, то грозить уже может арест (но об этом ниже).
Как избежать штрафа за тонировку
В некоторых случаях юридически подготовленного водителя не так просто и оштрафовать. Все дело в том, что соответствие светопропускаемости передних боковых стекол и лобового стекла требованиям Технического регламента нельзя определить “на глаз”. Сотрудник ГИБДД должен провести замер специальным прибором. И вот тут у автомобилиста открывается широкое поле для выявления нарушений в действиях инспектора и ухода от административной ответственности.
- Прежде всего, прибор для измерения должен иметь сертификат соответствия, и свидетельство о поверке. Эти документы не должны быть просрочены.
- Особо “подкованные” водители, которые не хотят снимать тонировку с передних стекол своих авто, идут на различные ухищрения. Помимо замысловатой установки вторых прозрачных стекол на автомобиль, установки съемной и электронной тонировки есть ряд законных других способов избежать наказания.
- Измерительное устройство должно быть опломбировано и откалибровано. Причем, калибровка должна производиться при водителе непосредственно перед замером светопропускаемости стекла.
- Также прибор имеет свои рабочие параметры. В его паспорте четко указано, в рамках каких погодных условий он подходит для работы. Учитывается даже влажность окружающей среды и атмосферное давление, в противном же случае прибор выдаст недостоверную информацию.
- Водители просят сообщить им точный прогноз погоды именно в месте, где будет проводиться замер степени светопропускания стекол. Причем, прогноз не должен быть “со слов” или “с сайта”. Это должна быть официальная бумага, выданная сертифицированной метеостанцией.
Водители сообщают инспектору, что будут фиксировать в протоколе свое несогласие с показаниями прибора, так как отсутствуют точные метеорологические данные (если они отсутствуют). Чаще всего сотруднику ГИБДД ничего не остается, как отпустить автомобилиста.
Могут ли арестовать за тонировку
Как уже было сказано выше, помимо составления протокола и штрафа в размере 500 рублей за неправильную тонировку, полицейский может потребовать устранить на месте факт, повлекший нарушение. И если водитель отказывается удалить тонировку со стекол, то в отношении него составляется еще один протокол по ст. 19.3 КоАП РФ “Неповиновение законному требованию сотрудника полиции”. Санкция данной статьи — от 1500 рублей штрафа и до 15 суток ареста. Решение выносит суд, и на практике в некоторых случаях водители были арестованы.
Часто предписание на устранение устанавливает срок до 10 дней, в течение которого водитель обязан устранить условия, повлекшие правонарушение. Повторная остановка после этого срока и выявления факта недопустимой тонировки также есть “Неповиновение”. Опять же — протокол, суд, возможный арест.
И хотя, такие письменные требования не являются законными, на практике суды выступают на стороне ГИБДД ( примеры: 1, 2, 3 апелляционное решение), чаще всего дают 2-4 суток ареста.
Как всё-таки тонировать передние стекла
Практически никак. Можно снизить светопропускание только лишь на 30%. Сами по себе стекла не идеальны, и процентов на 5 задерживают солнечный свет. Причем это касается новых стекол. Со временем эта цифра уменьшается (из за механического воздействия внешних факторов) еще процентов на 5. Учитывайте это, покупая пленку. Кроме того, на верхнюю часть ветрового стекла можно наклеить полосу шириной до 14 см с любой степени светопропускания.
А электронная тонировка?
Технический прогресс не стоит на месте, делая комфортнее жизнь человека. Современные технологии предлагают “смарт-стекло”, которое устанавливается взамен обычного, а при подаче электрического тока может менять светопроводимость. Но стоимость установки такого комплекта достаточно высока.
Также есть специальная пленка, которая после оклейки стекол присоединяется к бортовой сети автомобиля.
Вывод
Если вы любитель поспорить с инспекторами ГИБДД, поизучать документы на светоизмеряющий прибор, у вас много свободного времени и вы не боитесь ареста, то можете смело оклеивать передние стекла вашего авто любой пленкой.
В других случаях лучше пока не делать этого, а подождать официальных решений Государственной Думы, где, скорее всего, будет рассматриваться новая законодательная инициатива ЛДПР о разрешении тонировки боковых передних стекол (но не лобового). Ждем.
Устранение тонировки на месте до или после замера в вопросах и ответах
Устранение «тонера» на месте
Тонировка – зло. Управление автомобилем с затонированными стеклами сродни управлению в состоянии опьянения, так как увеличение времени реакции водителя на автомобиле с тонированными стеклами и пьяного водителя сопоставимы. Но и те и другие утверждают, что тонировка и водка им не мешают. Наказывать их нужно. Только вот наказания не должны выходить за рамки законности. И в этот раз разберем ситуацию, когда инспектор ДПС поймал водителя с тонировкой, но пока полицейский ходил за прибором для измерения светопропускания, водитель успел снять плёнку со стекол. После устранения орудия совершения нарушения без замера светопропускания наказания в 2020 году нет и быть не может.
Можно ли удалить тонировку и избежать штрафа в 2020 году?
Согласно требованиям законодательства, водитель обязан выполнять законные требования инспектора, – часть 3 статьи 30 закона О полиции. Таковыми являются и требования, связанные со сбором доказательств по административному делу. Если имеют место визуальные признаки правонарушения (темные стекла), то инспектор имеет право потребовать замера их светопропускания. Воспрепятствование замерам – невыполнение законных требований с последующим наказанием по ч.1 статьи 19.3 КоАП вплоть до ареста на 15 суток.
Давайте проследим цепочку законодательных актов по требованию инспектора!
- Законными являются такие требования сотрудников ГИБДД, которые базируются не только на их правах и обязанностях, но для которых определен порядок реализации прав и обязанностей – ч.3 ст.12 и ч.3 ст.13 ФЗ О полиции.
- Данный порядок приведен в пункте 126 регламента, который содержит ссылки на п.п. 96-99 Административного регламента по надзору за техническим состоянием транспортных средств.
- Кроме того, ограничение прав и свобод граждан допустимо только по основаниям и в порядке, установленном федеральным законом, – ч.2 ст.6 закона «О полиции».
- Основания указаны в пункте 111 Административного регламента ГИБДД. Речь идет о наличии признаков правонарушения по статье 12.5 КоАП.
- Согласно перечисленным нормам, требования инспектора предоставить автомобиль для замера светопропускания считаются законными. И, если водитель вместо выполнения законного требования сдирает пленку, то его отправляют к судье, который выносит решение о наказании по ч.1 ст.19.3 КоАП.
Согласно перечисленным нормам требования инспектора предоставить автомобиль для замера светопропускания законны. И, если водитель вместо выполнения законного требования сдирает пленку, то его вполне справедливо отправляют к судье, который выносит решение о наказании по части 1 статьи 19.3 КоАП. Правда, не за всякое удаление пленки грозит наказание.
Когда вообще не нужно снимать плёнку?
Требования к светопропускаемости задних стекол, актуальные на 2020 год, установлены в п.4.3 Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». И задние стекла могут быть покрыты пленкой без каких-либо ограничений. Единственное требование – наличие боковых зеркал заднего вида справа и слева.
Передние стекла должны иметь светопропускаемость 75%, как указано в Правилах ООН №43. Иное означает внесение изменений в конструкцию, с последующим возможным прекращением регистрации автомобиля. Однако, в упомянутом пункте 4.3 регламента допускается снижение светопропускания до 70%, видимо, вследствие естественного износа стекол.
Если вы планируете использовать автомобиль как жилую комнату на случай, если выгонят из дома, и он постоянно стоит на стоянке и на дороги не выезжает, то все стекла можете закрасить черной краской. Процент светопропускания важен только при управлении автомобилем, которое начинается в момент его трогания с места.
Таким образом, тонировка в принципе не запрещена, но есть 2 условия:
- либо ваш автомобиль стоит, и тогда вы можете хоть фанерой заколотить все стёкла,
- вы ездите на машине, тогда тонировка вместе со стеклом должна пропускать сквозь себя не менее 70% света, иначе такую плёнку нужно по закону содрать.
Какое наказание предусмотрено за тонировку стекол не по ГОСТу в 2019 году
Вокруг административной ответственности за излишнее затемнение окон автомобиля не утихают споры. Представители закона, сотрудники ГИБДД убеждены, что оно ухудшает видимость, особенно в сложных погодных условиях и в темное время суток. Водители не согласны. Они находят много плюсов в том, что внутреннее пространство машины скрыто тонировкой от посторонних глаз и прямых солнечных лучей. Весомым аргументом против затемнения автомобильных стекол служит тот факт, что в большинстве развитых западных стран оно запрещено. В РФ пока такой меры не существует, но штраф за тонировку в КоАП (далее – Кодекс) предусмотрен. На сегодняшний день он составляет 500 руб. (ст. 12.5).
Разрешена ли тонировка стекол
По Кодексу административным нарушением считается несоблюдение технического регламента Таможенного союза, утвержденного решением № 877 от 09.12.2011. В конце 2019 г. было много разговоров о повышении штрафа за тонировку с 2019 года на основании нового закона, якобы находившегося на рассмотрении. Слухи не подтвердились.
В настоящее время, как и прежде, предъявляются требования о светопропускании не ниже 70% к лобовым и части боковых стекол, которые обеспечивают водителю обзор спереди. Затемнение не запрещено, просто ограничено. Допустимо использование светозащитной полосы.
Особенности тонировки
Тюнинг окон в автомобилях можно выполнить тремя методами:
- установить специальные оттеночные стекла;
- нанести цветное напыление;
- наклеить на внутреннюю поверхность пленку различных оттенков и степеней прозрачности.
В нашей стране большинство автомобильных окон тонируется при помощи пленки. Это можно сделать в любом автосервисе за небольшую сумму. Тонировка стекол автомобиля должна производиться по ГОСТу 32565-2013. Невыполнение требований этого документа считают административным правонарушением.
Тонировка лобового стекла
До 2019 г. в РФ действовал государственный стандарт 5727-88. В нем содержалось требование светопропускания для лобового окна 75%. Новый ГОСТ 32565-2013 снижает на 5% этот показатель. Вопрос о том, сколько процентов тонировки разрешено на передние стекла, теперь согласован между российским национальным стандартом и регламентом Таможенного союза.
ГОСТ 32565-2013 впервые упоминает о стеклах с полимерным покрытием, то есть легализует тонирующую пленку. На лобовом окне разрешено устанавливать пленочные светофильтры, но с условием, что они снизят уровень светопропускания не более чем на 30%. Допускается и наклеивание защитной полосы в верхней части шириной до 140 мм. К ее прозрачности требования не предъявляются. В российском ГОСТе ничего не говорится о зеркальной тонировке, но в регламенте ТС ее применение однозначно запрещается.
Боковые стекла автомобиля
Нормативные документы делят их на 2 категории:
- обеспечивающие передний обзор;
- дающие возможность видеть, что происходит сзади.
На водительском сидении есть контрольная точка R, координаты которой в трехмерной системе указаны предприятием-изготовителем. Если через нее провести вертикальную плоскость, переднее боковое стекло разделится на две части. До этой условной границы тонировка боковых стекол по ГОСТУ ограничена 70-процентным барьером светопропускания. За линией раздела и второе аналогичное можно затемнять в любой степени по желанию хозяина транспортного средства.
Читайте также:
Заднее стекло
Зеркальное покрытие запрещено для всех поверхностей. А допустимая тонировка задних стекол автомобиля в 2019 году зависит от наличия у него наружных зеркал заднего вида. Если они имеются и соответствуют требованиям технического регламента, то порога светопропускания для этих окон не установлено.
Наказание за несоответствующий тюнинг
Ответственность за несоблюдение требований технического регламента предусмотрена Кодексом, штраф составляет 500 руб. Кроме того, водитель получит предписание ГИБДД об устранении нарушений. В предъявленном документе нет требования непременно избавиться от тонировки. Там говорится о прекращении противоправных действий. Инспектор в данном случае поступает в рамках закона «О полиции» (ст. 13).
В акте указывается срок выполнения предписания. По его истечении инспектор вправе привлечь нарушителя, не удалившего тонировку, к ответственности уже по ст. 19.3 Кодекса за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. Здесь санкции строже: штраф от 500 до 1000 р. либо арест до 15 суток.
Если цвет «глаз» автомобиля менялся с использованием пленки либо лака, что повлекло изменение колера огней или режима работы источников света, это тоже является правонарушением. Штраф за тонировку фар в этом случае предусмотрен ст. 12.4 Кодекса в сумме 3000 р. Речь идет о световых приборах, размещенных на передней части автомобиля. За установку пленки на задних фарах максимальное наказание по ст. 12.5 – 500 р.
Штраф за атермальную тонировку автомобиля
При выборе материала для тюнинга многие водители отдают предпочтение именно такой пленке. Она обладает полезными качествами:
- хорошо защищает от влияния ультрафиолетовых лучей;
- укрепляет стекло и препятствует его повреждению при аварии;
- пленочное покрытие не допускает рассыпания осколков разбитого окна, удерживая их на своей поверхности.
Но вот вопрос, можно ли тонировать лобовое стекло атермальной пленкой, тревожит законопослушных автомобилистов. Не станет это поводом для придирок со стороны представителей ГИБДД? Интересно также, разрешена ли тонировка «хамелеон», которая является разновидностью атермальной и имеет свойство изменять цвет в зависимости от освещенности?
В регламенте ничего не говорится о типах используемого материала, поэтому для тюнинга можно применять любую пленку. Проблема в том, что тонировка «хамелеон» может показывать различное светопропускание в зависимости от погоды, времени суток и так далее. Чтобы избежать проблем, можно перед обработкой стекол обратиться в ГИБДД с просьбой протестировать кусок пленочного светофильтра.
Штраф за съемное покрытие стекла
Некоторые водители, преследуя цель не получить взыскание, стали использовать такую тонировку, которая держится на стекле при помощи статики. Окна оборудуются тонкими пластиковыми экранами, на которые нанесена пленка. При необходимости вся конструкция демонтируется за считанные минуты.
Если это сделать после остановки инспектором ГИБДД, нарушение все равно уже зафиксировано. Предписания избавиться от нежелательных с точки зрения правил элементов удастся избежать, потому что фактически правонарушение уже прекращено. Но штраф за съемную тонировку в размере 500 р. будет выписан в любом случае.
Сколько раз в день могут выписать штраф
Если оштрафованного за незаконный тюнинг водителя остановит другой инспектор, он вправе вновь применить санкции. При повторной остановке за тонировку можно показать предыдущий протокол, но это не является основанием для освобождения от наказания. Согласно Кодексу, начав движение с тонированными стеклами, водитель совершает новое правонарушение и может быть оштрафован.
Двигаться после встречи с инспектором возможно только с включенными аварийными сигналами к месту, где будет произведен демонтаж тонировки. В этом случае повторные санкции оспариваются предъявлением акта выполненных работ или наряд-заказа из автосервиса с отметкой о времени посещения.
Можно ли оплатить штраф со скидкой
Обращаться в суд надо только в случае полной уверенности в своей правоте. Туманные объяснения и сомнительные доказательства там не примут. Лучше прибегнуть к ст. 32.2 Кодекса, выяснить, как оплатить штраф со скидкой 50%. С 2019 года такая возможность предоставляется каждому нарушителю. Нужно перечислить деньги не позднее двадцати дней с момента вынесения постановления. Некоторые нарушенные статьи не подпадают под эту льготу. Но все штрафы, назначенные в рамках описанных в главе 12 нарушений ПДД, возможно уменьшить вдвое, поторопившись с оплатой.
Как избежать ответственности
Об этом много пишут в сети, рассказывая о различных уловках. А как избежать штрафа за тонировку на самом деле? Опытные юристы говорят, что как ни крути, а законно не платить штраф ГИБДД можно только в том случае, если инспектор нарушил установленные правила проверки светопропускания. Водителю следует знать порядок контроля технического состояния автомобильных стекол и фиксировать допущенные отклонения от регламента.
Процедура измерения степени тонировки
В соответствии с п. 16 приказа МВД РФ №1240 от 07.12.2000, проверка производится исключительно на стационарных и контрольных постах ГИБДД и КПП транспортных средств. Если водителю автомобиля, остановленного вне такого места, предложат проследовать туда в сопровождении сотрудника, он вправе отказаться. Чтобы сделать это принудительно, полномочное лицо должно оформить протокол задержания, но в данной ситуации законных оснований для этого нет. Перед замером необходимо выполнить следующие действия.
- Сотрудник предъявляет водителю свои документы, а также сертификат применяемого прибора (тауметра) с отметкой о прохождении ежегодной поверки.
- Измеряются параметры: атмосферное давление, температура и влажность воздуха.
- Автомобильное стекло очищается от грязи и пыли и протирается насухо.
В настоящее время сотрудники ГИБДД используют тауметры «Блик», «Блик+», «Свет», «Тоник». Технические правила замера тонировки автомобильных стекол определены ГОСТом 27902-88. Условия для проведения испытаний:
- погрешность аппарата не должна превышать 2%;
- температура воздуха (20 + 5) °C;
- относительная влажность (60 + 20) %;
- атмосферное давление от 86 до 106 кПа.
Прибор «Блик» может проверять стекла толщиной до 7.5 мм, если этот показатель выше, используется «Блик+». Все обстоятельства проведения испытаний и их результаты фиксируются в протоколе. При невозможности провести замеры иногда инспекторы применяют санкции по ст. 12.5 п. 1 за несоответствие «Основным положениям по допуску транспортных средств…».
Тонировку они в этом случае рассматривают как посторонний предмет на стекле, мешающий обзору. Это легко оспаривается, так как регламент не запрещает пленочные светофильтры. Для жалобы можно использовать нарушение хотя бы одного обязательного условия проверки светопропускания. Доступно это лишь при наличии видеорегистратора и подробной записи всей процедуры. В противном случае шансы на отмену наказания очень малы.