Знак обгон запрещен и прерывистая разметка штраф
Знак «ОБГОН ЗАПРЕЩЕН!» и прерывистая разметка. ДОПОЛНЕНО.
Права VS Обязанности Что, где, когда и сколько . |
Поиск по форуму |
Поиск по метке |
Расширенный поиск |
Найти все сообщения с благодарностями |
К странице. |
Страница 1 из 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | > | Последняя » |
27.06.2008, 12:31 | #1 |
Достаточно частая ситуация на 2-х полосной дороге, по одной полосе в каждую сторону движения:
— установлен постоянный знак «Обгон запрещен» без таблички, обозначающей расстояние его действия;
— сразу за знаком начинается сплошная разметка;
— через некоторое расстояние сплошная разметка переходит в прерывистую;
— ни перекрестка, ни знака отменяющего запрет обгона не установлено;
— на участке дороги с прерывистой разметкой нет никаких ограничений по видимости.
Является ли нарушением обгон с выездом на полосу встречного движения, если я совершаю данный маневр в зоне действия прерывистой разметки? Если да, то по какой статье должно квалифицироваться данное АПН — 12.15.4 или 12.16?
И вообще, требования знака и разметки противоречат друг-другу. Чем я должен руководствоваться и почему?
В данном случае требования знака и разметки абсолютно друг-другу не противоречат. Обгон запрещен в зоне действия соответствующего знака, но при этом не запрещены другие маневры — поворот и разворот (если разметка разрешает это).
Если вы совершили обгон с выездом на полосу встречного направления в зоне действия знака «Обгон запрещен», ваши действия должны быть квалифицированы по ст. 12.15.4 КоАП РФ, т.к. вы выехали на сторону дороги, предназначенную для движения во встречном направлении в нарушение требований дорожного знака. Вот если бы вы объезжали неподвижное препятствие, то вы бы ничего не нарушили, т.к. разметка не запрещает такой выезд на встречку. В рассмотренном случае запрещен только обгон.
Прерывистая разметка ОШИБОЧНО трактуется, как разрешение для обгона. По правилам разметка ничего не разрешает — она одна просто НЕ ЗАПРЕЩАЕТ выезд на полосу слева. А вот знак — ЗАПРЕЩАЕТ маневр «обгон», связанный с выездом для опережения слева. Как итог: 12.15.4
Разметка 1.5 (прерывистая), разделяющая транспортные потоки противоположных направление, разрешает след. маневры: поворот налево, разворот, остановку и стоянку на противоположной стороне (если в черте города), объезд препятствия, обгон. Тогда как знак 3.20 запрещает только обгон. А разметка 1.1 (сплошная), например, запрещает любое ее пересечение.
Обгон в зоне действия знака Обгон запрещен
Установка дорожных знаков и требования ГОСТ
Отправные точки для рассмотрения:
«Закон о безопасности дорожного движения», статья 22:
«Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации:
1. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
4. Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ».
Статья 30.2 того же закона:
«Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения».
Таким образом, знаки установленные не по ГОСТ или не соответствующие ГОСТ отношения к ПДД не имеют. Следовательно, хотя и имеет место нарушение такого знака, но отсутствует событие правонарушения. По тем же основаниям отсутствует и состав правонарушения, тк нет объективной стороны.
Зона действия знака «Обгон запрещен»
Многие водители обгоняют под знак «Обгон запрещен», ориентируясь, что видимость достаточная, и вроде бы действие знака закончилось. Это особенно актуально, если ограничение видимости на участке 100 метров, а до ближайшего перекрестка, который отменяет действие любого знака, несколько километров.
Здесь есть одна тонкость: пункт 1.3 ПДД обязывает знать требования знаков и разметки, но в ПДД вместо ссылок на ГОСТ Р 52289-2004, регламентирующий Правила применения дорожных знаков (и кучу других ГОСТ-ов на Дорожную разметку и проч.), включена «выжимка» из них в виде Приложения 1 «Дорожные знаки» и Приложения 2 «Дорожная разметка».
Это нормально — выучить ГОСТы просто нереально, но не для знака «Обгон запрещен» — именно он чаще всего устанвливается с нарушением ГОСТ и имеет скрытые ограничения своей зоны действия, о которых мало кто знает.
Итак, в Приложении 1 к ПДД отсутствует фраза из ГОСТ:
«Знаки 3.20 и 3.22 устанавливают с одной из табличек 8.5.4-8.5.7 («Время действия») на дорогах с тремя и менее полосами движения в обоих направлениях в случаях повышенной опасности столкновения с встречными и попутными транспортными средствами, в зависимости от интенсивности движения, ширины и состояния проезжей части.
Знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля (таблица 3), зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка».
примечание; знак 3.20 — «Обгон запрещен» , знак 3.22 — «Обгон грузовым автомобилям запрещен» .
Таким образом, есть два варианта установка знака «Обгон запрещен» — с временем действия знака и с зоной действия знака. Если нет таблички «Время действия», то знак, запрещающий обгон, установлен из-за ограничения видимости и поэтому действие знака по ГОСТ должно быть ограничено этой зоной.
Для ограничения зоны действия, знак «Обгон запрещен» (п.5.4.31 ГОСТ Р 52289-2004) ставят с табличкой «Зона действия знака», либо устанавливают знак «Конец зоны запрещения обгона».
Конечно же, никто не отрицает действие знака до ближайшего перекрестка или до конца населенного пункта, а если знак установлен на трассе и за зоной ограниченной видимости в перекрестка нет?!
Этим незамедлительно начинают пользоваться нечистоплотные инспектора ДПС, слишком узко понимающие свои обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Знак «Обгон запрещен» и разметка
Если после знака «Обгон запрещен» началась прерывистая разметка, то всё намного упрощается. Фактически разметка начинается там, где закончилась зона ограниченной видимости, то есть, вы выехали на полосу встречного движения там, где выезд не запрещен. Разметка и стиационарно установленные дорожные знаки не могут противоречить друг другу. Утверждения инспектора ДПС о том, что знак имеет приоритет перед разметкой – сказка — попросите его показать, где об этом написано в ПДД, ГОСТ-е или любом другом НПА, и на этом разговор будет окончен.
Опытный инспектор может быстро сориентироваться и переквалифицировать ваши действия на статью 12.16 КоАП – формально вы нарушили знак. Соглашаться или отстаивать свои права дальше – ваше право, но это уже не выезд на встречку.
Преимущество над разметкой имеет только временный знак (последний абзац ст.1 Приложения 2 к ПДД). Под временным знаком понимается знак на переносной стойке (предпоследний абзац Приложение 1 к ПДД).
Аналогично, установки знака «Обгон запрещен» для встречного движения фактически показывает, что зона действия знака с вашей стороны закончилась, и для вас в этом месте должен быть установлен знак, разрешающий обгон причем ГОСТ допускает расположение этого знака слева от дороги с обратной стороны знака «Обгон запрещен» (п 5.4.23):
На дорогах с одной, двумя или тремя полосами для движения в обоих направлениях знаки 3.21, 3.23, 3.25 допускается устанавливать только с левой стороны дороги, размещая их на оборотной стороне знаков 3.20, 3.22, 3.24 соответственно, предназначенных для водителей транспортных средств, движущихся во встречном направлении.
Обязанности инспекторов ГИБДД по обеспечению Безопасности Дорожного Движения
Вернемся к ст 30.2 «Закона о Безопасности Дорожного Движения». Эта статья ставит контроль за соблюдением тандартов (в том числе и ГОСТ) на одну ступень с контролем за соблюдением ПДД и это закреплено в «Наставлении по работе ДПС»:
«6.1.4. Контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения.
13.21. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.
При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (приложение 9). До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения».
То есть, если дорожный знак установлен с нарушением нормативов, то вместо того, чтобы штрафовать водителей, инспектор ДПС обязан:
• сообщить дежурному, если знак установлен не по ГОСТ, сообщение фиксируется;
• встать в месте окончания зоны ограничения видимости и показывать, что обгон разрешен, дабы не собиралась колона за тихоходом, и не началось столпотворение, когда колонна доедет до перекрестка.
Если инспектор начинает составлять протоколы там, где ограничение видимости закончилось (а инспектор ДПС обязан знать, как должен быть установлен знак «Обгон запрещен» согласно ГОСТ), то его действия вполне «тянут» на ст 12.35 КоАП «Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию» — 20 000 руб.
Если инспектор все-таки составит протокол, тщательно зафиксируйте начало и конец обгона, лучше с составлением схемы, укажите гос/номер обгоняемой машины.
Немедленно направьте жалобу в ГИБДД и заявление в прокуратуру с требованием возбудить дело по 12.35 КоАП.
В суде опирайтесь на положения Закона и ПДД и требуйте приобщить к делу проект и схему организации дорожного движения на данном участке дороги.
Имейте ввиду, что в определенных случаях п.4.1 ГОСТа Р 52289-2004 разрешает отступать от его требований. Возьмем вышеупомянутый СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». Он говорит:
«Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I – III категорий и 15 м для дорог IV – V категорий».
Например, ограничение видимости может иметь место быть в заповедниках, где невозможно обеспечить боковую видимость 15 метров от края проезжей части и, хотя ГОСТ установку знака в таком месте не предусматривает, знак Обгон запрещён может быть установлен согласно требований СНиП.