ДТП на пешеходном переходе судебная практика

Содержание статьи:

Наезд на пешехода на пешеходном переходе — ответственность в 2020 году

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

ДТП, в котором пострадал пешеход, уже само по себе серьезное происшествие, а если оно произошло на переходе, вина водителя многократно усугубляется. Если некоторые водители не проявили должного рвения при изучении ПДД и успели забыть, чем грозит ДТП с наездом на идущего по зебре пешехода, настоятельно рекомендуем заполнить пробелы в знаниях. Надеемся, что после прочтения этой статьи каждый водитель станет внимательнее на дорогах, включая зоны пешеходных переходов.

Наказание за наезд на пешехода на пешеходном переходе

Согласно ПДД, пешеходный переход — это зона дорожного полотна, где приоритет отдается лицу, передвигающемуся пешком. ДТП на переходе — дорожное происшествие, предполагающее наличие движущегося транспортного средства (ТС) и пешего гражданина. Независимо от причины столкновения, при аварии на переходе фактически при любых обстоятельствах виновным является водитель ТС (кроме ситуации, когда гражданин сознательно бросается под колеса). Законодательством предусмотрены следующие виды ответственности в зависимости от степени тяжести ущерба, нанесённого пешеходу:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Поскольку меры, применяемые к нарушителю, могут существенно различаться, рассмотрим подробнее, что грозит водителю, который совершил наезд на человека на пешеходном переходе.

Гражданская ответственность

Этот вид ответственности возникает вследствие нанесения вреда пострадавшему источником повышенной опасности, согласно ст. 1079 Гражданского Кодекса (ГК РФ),:

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов … и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Важно: если водитель не является виновником ДТП, он всё равно обязан возместить пострадавшему нанесённый ущерб. При этом наказание за сбитого пешехода на пешеходном переходе в 2020 году, согласно положениям ст. 1083 ГК РФ, может быть отменено либо уменьшен размер возмещения:

Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда … размер возмещения должен быть уменьшен.

Административная ответственность

Этот вид ответственность установлен Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Ст. 12.24 предусматривает за нарушение ПДД, в результате которого здоровью потерпевшего был причинён вред:

  • лёгкий — штраф 2,5–5 тыс руб либо лишение прав на 1–1,5 года;
  • средней тяжести — штраф 10–25 тыс. руб. либо лишение прав на 1,5–2 года.

Лёгкий вред здоровью соответствует кратковременному (до 21 дня) его ухудшению, вред средней тяжести — при неопасном, но длительном (более 21 дня) расстройстве здоровья.

Уголовная ответственность

Это наиболее серьезная мера ответственности, привлечение к которой осуществляется при нанесении серьезного вреда здоровью пострадавшему, вплоть до летального исхода. Меры наказания установлены ст. 264 Уголовного кодекса (УК РФ).

УК РФ разделяет ответственность за нанесение вреда здоровью потерпевшего водителем, находившемся в момент аварии в трезвом виде и в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, учитывается, оставлял ли виновный водитель место совершения ДТП или нет:

  • если виновный водитель был трезв и не оставлял место происшествия, применяется одна из следующих мер (ч. 1 ст. 264):
    • ограничение свободы до 3 лет;
    • принудительные работы до 2 лет;
    • арест до 6 мес;
    • лишение свободы до 2 лет;
  • если нарушитель ПДД в момент наезда на пешехода был пьян или оставил место ДТП, применяется (ч. 2 ст. 264):
    • принудительные работы до 5 лет;
    • лишение свободы от 3 до 7 лет.

Максимальную ответственность УК РФ предусматривает за нарушение ПДД, повлёкшее смерть потерпевшего.

Какое наказание грозит водителю, если он сбил прохожего насмерть

Если в результате ДТП пешеход скончался, то законодательством предусмотрено наиболее суровое наказание для виновного водителя. Ст. 264 УК РФ дифференцирует его в зависимости от обстоятельств.

Если водитель был трезв в момент наезда на пешехода и не оставлял место происшествия, то, согласно ч. 3 ст. 264 УК РФ наезд на пешехода со смертельным исходом

…наказывается принудительными работами на срок до четырёх лет … либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Пьяный виновник ДТП либо оставивший место его совершения, согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ

…наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Ответственность ещё более ужесточается, если в результате аварии погибают два человека и более. Максимальное наказание для трезвого водителя, не убежавшего с места совершения ДТП (ч. 5 ст. 264) — лишение свободы до 7 лет, для пьяного или покинувшего место аварии — от 8 до 15 лет. Стоит отметить, что под состоянием опьянения понимается наличие в организме не только этилового спирта в определённой концентрации, но и наркотических, психотропных или психоактивных веществ.

ДТП по вине пешеходов

ДТП на переходах происходят и по вине пешеходов. В этом случае наступает обоюдная ответственность: водитель должен возместить ущерб, нанесённый пешеходу, а тот, в свою очередь, компенсировать вред, нанесенный ТС. Об этом говорится в п. 1 ст. 1064 ГК РФ:

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Первая часть касается и случаев, в которых водители получили травмы. В таких ситуациях ответственность за тяжкие телесные повреждения при ДТП возлагается на виновного пешехода. В ч. 2 этой же статьи указано, что:

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Ответственность водителя, если в ДТП виноват пешеход, зависит тяжести последствий аварии.

Что делать, если сбил человека

Порядок действий водителя при наезде на пешехода следующий:

  • остановить машину и включить «аварийку»;
  • обезопасить пострадавшего, огородить его от других ТС;
  • поставить знак аварийной остановки;
  • вызвать скорую помощь и патруль ГИБДД;
  • выключить запись видеорегистратора (при его наличии), чтобы сохранилась запись момента аварии;
  • оказать первую помощь потерпевшему (если такими навыками водитель не обладает, то лучше дождаться приезда медиков, чтобы не причинить ещё больший вред);
  • дождаться приезда указанных служб и присутствовать при оформлении протокола ДТП.

Наезд на пешехода задним ходом

При наезде на человека на переходе задним ходом виновным однозначно становится водитель, так как, согласно п. 8.12 ПДД:

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.

В соответствии с п. 8.11 ПДД:

Разворот запрещается на пешеходных переходах…

Поэтому когда кто-то сбивает человека на автомобиле задним ходом, то, в зависимости от тяжести последствий, виновный будет подвергнут мерам гражданской, административной либо уголовной ответственности..

Причины и статистика аварий с пешеходами

Чаще всего виновником аварии на пешеходном переходе являются водители. Это случается по следующим причинам:

  • превышение скорости;
  • нарушение ПДД;
  • плохая видимость на нерегулируемом переходе;
  • отсутствие навыков вождения;
  • внезапный острый приступ какого-либо заболевания, например, инфаркт;
  • сильное утомление, неадекватная реакция на ситуацию на дороге;
  • неисправность ТС;
  • сложные дорожные условия, например, гололёд.

Авария по вине пешехода может быть спровоцирована:

  • несоблюдением ПДД;
  • алкогольным или наркотическим опьянением;
  • резким ухудшением самочувствия.

Фактор случайности присутствует в случае виновности как водителя, так и пешехода. Но по статистике доля таких ДТП гораздо меньше, чем аварий, спровоцированных другими причинами.

Приведём статистику ДТП на пешеходных переходах с участием пешеходов по данным ГИБДД по РФ за 2017 год (данные взяты с официального сайта ГИБДД ):

  • количество ДТП — 19591, из них:
    • по вине водителей — 16871;
    • по вине пешеходов — 1733;
  • число погибших — 1076 человек;
  • число раненых — 19569 человек.

Для сравнения те же показатели за 2016 год:

  • количество ДТП — 18498, из них:
    • по вине водителей — 15573;
    • по вине пеших людей — 1639;
  • погибшие — 1024 человек;
  • раненые — 18498.

Тенденция неутешительная количество ДТП на пешеходных переходах демонстрирует рост. Соотношение виновных водителей и виновных пешеходов остается на одном уровне: примерно 10 к 1.

Судебная практика

ДТП на переходах с участием граждан, передвигающихся пешком, происходят ежедневно в разных регионах страны. Судебная практика по таким делам весьма разнообразна, для иллюстрации рассмотрим два наглядных и часто встречающихся примера.

Гр. Иванов, двигаясь на своем автомобиле по улице, не заметил человека на нерегулируемом неосвещённом пешеходном переходе, но успел затормозить в самый последний момент. Пострадавший упал и получил ушиб руки. Были вызваны сотрудники ГИБДД и неотложка. На судебном заседании гр. Иванову была вменена, согласно ст. 12.24 КоАП, мера наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей и присуждена выплата компенсации пострадавшему пешеходу в размере 2 000 рублей.

Гр. Петров, будучи пьяным за рулем своего автомобиля, проехал на красный свет и сбил гр. Сидорова на пешеходном переходе. Свидетели происшествия вызвали скорую и сотрудников ГИБДД. Пострадавший гр. Сидоров скончался по пути в больницу. После рассмотрения всех обстоятельств ДТП суд приговорил гр. Петрова согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ к 5 годам лишения свободы.

ДТП по вине пешехода, кто возмещает ущерб авто, пешеход или страховая?

Автор:

Довольно часто приходится слышать «пешеход всегда прав» и от части с данным высказыванием можно согласиться, так как действительно во многих случаях, в ДТП с пешеходом виноват водитель, но с другой стороны не мало случаев, когда сам пешеход, нарушив правила дорожного движения, становился виновником ДТП. В статье я предлагаю разобраться, что же такое ДТП, где виновником признается пешеход, а так же кто должен возмещать ущерб как здоровью пешехода и должен ли пешеход при признании его вины в ДТП, возмещать ущерб причиненный автомобилю?

ДТП по вине пешехода

Для начала обратимся к правилам дорожного движения и убедимся, что действительно, в пункте 1.3, сказано, что пешеход, должен и обязан соблюдать требования ПДД, то есть правила дорожного движения, это книжечка не только для водителя и пешеход от части так же является в определенных моментах полноценным участником дорожного движения. Но пешеходы как мы знаем, не сдают экзамен на знание ПДД в отличие от водителей, но это не освобождает их от обязанности знать и соблюдать элементарные правила дорожного движения.

Так же есть пункт правил дорожного движения под номером 1.5, в котором четко сказано, что участники дорожного движения ни в коем случае не должны создавать опасности для движения и причинять вреда. То есть их действия на дороге должны быть выстроены таким образом, что никто никому не должен мешать (создавать помех), а при создании такой помехи, лицо создавшее помеху, должно принять все меры для ее скорейшего устранения. Требования пункта 1.5 ПДД, относится и к пешеходу.

Спорных ситуаций огромное множество, но в любом случае, наличие вины в ДТП пешехода, будет выяснять суд, так как ГИБДД может вынести не верное решение, которое, как правило, не устраивает одну из сторон.

Несомненно, как я говорил выше, у нас в стране действует презумпция виновности водителя, так как на основании статьи 1079 Гражданского Кодекса РФ, вред причиненный источником повышенной опасности, должен быть возмещен причинителем вреда. Так как транспортное средство признается источником повышенной опасности, вред причиненный здоровью или жизни пешехода должен быть возмещен в любом случае, даже если пешеход не прав.

Однако, приведу ситуацию, когда водителем был сбит пешеход, вина пешехода была все же признана, однако водителя в рамках гражданского иска обязали возместить вред причиненный здоровью пешехода, однако водитель обратился по КАСКО за возмещением ущерба причиненного автомобилю при столкновении с пешеходом. Страховая компания в рамках полиса КАСКО восстановила автомобиль и далее вышла в суд на виновника ДТП, которым являлся пешеход, и пешеход так же пострадавший в данном ДТП, но признанный его виновником по суду должен был выплатить страховой в рамках регрессного требования сумму за причинение ущерба автомобилю.

С одной стороны ситуация абсурдная и может показаться многим дикой и несправедливой, однако все по закону и данное решение суда не удалось обжаловать, так как в удовлетворении жалобы было отказано, так как было решение суда по которому пешеход был признан виновником и по основаниям статьи 1064 ГК РФ, причинитель вреда, должен возместить причиненный ущерб в полном объеме, если не докажет, что ущерб был причинен не по его вине.

Как водителю доказать вину пешехода?

Каждая ситуация особенная, но скажу сразу, в ситуации когда был сбит пешеход, я настоятельно рекомендую вызвать на место ДТП адвоката, так как он прекрасно понимает какие первые действия нужно совершить, для правильной фиксации обстоятельств ДТП, знает как должны быть составлены процессуальные документы, на месте адвокат соберет все необходимые доказательства и сможет провести опрос свидетелей.

Так же адвокат поможет водителю:

  • Грамотно написать объяснение и правильно изложить все обстоятельства дела;
  • Участвовать в проведении процессуальных действий;
  • Заявлять ходатайства с конкретными требованиями;
  • Произвести фото и видео фиксацию места ДТП;
  • Произвести необходимые замеры.

Задачей номер один, является сбор всех необходимых доказательств и фиксация достоверной информации на месте ДТП и при чем сделать это нужно сразу, а не на следующий день. Следует сразу же заручиться поддержкой опытного человека, так как юридически грамотное поведение на месте ДТП, избавляет от целой кучи проблем в будущем при решении вопроса в суде. Достоверная фиксацию юридически значимых обстоятельств, уже огромный шаг к успеху, так как именно на основании данных обстоятельств, суд будет принимать решение.

Еще одним важным моментом является проведение экспертизы, которая воссоздаст обстоятельства ДТП и покажет, была ли возможность у водителя произвести остановку и избежать столкновения с пешеходом и если такая возможность была, то, скорее всего в ДТП признают виновным водителя. Так же учитывается скорость движения, освещение в момент ДТП, дорожное покрытие, были ли со стороны водителя нарушения ПДД. С учетом названных обстоятельств и многих других, суд будет принимать решение. Немаловажное значение имеют действия пешехода, так как нарушения с его стороны так же учитываются, ведь не редко пешеходы сами создают опасность для здоровья и жизни, так же не маловажное значение имеет нахождение пешехода в момент ДТП в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и пр.).

Так что не стоит теряться, если Вы сбили пешехода, не всегда вина водителя, здесь необходимо разбираться профессионалу, который при любой удобной возможности решит вопрос в вашу пользу.

Какие выводы из данного материала?

  1. Если пешеход получил травмы в результате ДТП, то вред здоровью возмещается не зависимо от вины водителя. Если у водителя есть полис ОСАГО, то вред здоровью пешехода, возмещается в пределах 400000 рублей, за счет страховой компании, а если у водителя сбившего пешехода нет полиса ОСАГО, то вред причиненный здоровью пешехода, водитель возмещает из своего кармана;
  2. Если у водителя есть полис КАСКО, то он имеет полное право обратиться в свою страховую компанию, которая произведет ремонт транспортного средства и если виноват пешеход, то страховая после компенсации имеет полное право предъявить регрессное требование к виновнику ДТП и взыскать с него сумму выплаченной компенсации по возмещению ущерба авто;
  3. Если у водителя признанного не виновным в ДТП с пешеходом нет КАСКО, то он вправе обратиться с требованием о возмещении ущерба причиненного авто в результате ДТП к пешеходу;
  4. Если пешеход признанный виновным в ДТП, отказывается от погасить долг по регрессу перед страховой, или отказывается возместить ущерб водителю, то, как страховая, так и водитель, имеют полное право обратиться в суд с иском к пешеходу и взыскать всю сумму ущерба;
  5. Суд вправе удовлетворить исковые требования страховой или водителя к пешеходу, в случае если будет доказано, что ДТП произошло по вине пешехода;
  6. Так же обратная ситуация, где суд отказывает в удовлетворении исковых требований к пешеходу, если вина пешехода в ДТП не установлена;
  7. Так же на основании статьи 1079 ГК РФ, пешеход имеет полное право получить компенсацию вреда причиненного здоровью. Так же здесь стоит сказать, что пешеход предъявляет требование о возмещении ущерба причиненного жизни или здоровью, непосредственно к водителю транспортного средства и в состав таких требований можно включать требование о возмещении вреда здоровью, а так же моральный вред;
  8. Если владелец транспортного средства отказывается добровольно возместить ущерб здоровью, то пешеход вправе обратиться с иском в суд.

Ларин Александр. Руководитель проекта, на данный момент практикующий специалист с общим юридическим стажем более 10 лет. Закончил МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина) в 2006 году. Профессиональные направления преимущественно Гражданское право, Защита прав потребителей, Тудовые споры. Автор более чем 250 статей в корпоративном блоге.

Ответственность за наезд на пешехода

Любое ДТП – своего рода стресс. После столкновения автомобилей, даже самого незначительного, звук корежащегося металла может преследовать участников долгое время. Но куда хуже обстоят дела, если в результате аварии пострадал пешеход.

Наверное, это главный кошмар любого водителя, однако подобные ситуации возникают регулярно – случаи измеряются десятками тысяч в год – а значит каждому необходимо точно знать, как вести себя в случаях происшествия, и какая ответственность водителя за наезд на пешехода.

Что считается наездом на пешехода согласно ПДД?

Желающие отыскать формулировку «наезда» в ПДД лишь зря потратят время. Законы дают только общее описание ДТП, причем и правила дорожного движения (ст. 1.2 ПДД РФ), и ФЗ №196 (О безопасности дорожного движения – ст.2) одинаковую:

ДТП – некое событие с участием ТС, возникшее в результате его движения по дороге, из-за которого погибли или ранены люди [машины, грузы, здания – в данном случае отдельно не рассматриваются] или причинен другой материальный ущерб.

Мы не случайно сделали акцент на три момента, но, к сожалению, не для того, чтобы вывести четкую формулировку «наезда на пешехода», а, наоборот, показать несостоятельность данной по отношению к наезду.

Четко придерживаясь буквы закона, можно было бы утверждать, что наезд вне дороги, если ущерб здоровью не нанесен, а вред исключительно материальный не будет являться ДТП. Однако судебная практика вдрызг развеивает подобные заблуждения, назначая и компенсацию за моральный вред, причем при происшествии, произошедшем и вне дорог, и при отсутствии видимых последствий для здоровья.

Исходя из этого можно вывести такую формулировку:

Наездом на пешехода может считаться любой контакт между транспортным средством, находящимся в движении и пешеходом, вне зависимости от уровня причиненного вреда.

Что грозит водителю, который сбил человека? Ответственность

Конечно, уровень ответственности напрямую зависит от тяжести причиненных увечий – недаром последствия за подобное ДТП можно найти сразу в трех кодексах, включая уголовный (подробнее далее). Но прежде чем рассматривать расхожие ситуации, остановимся еще на двух юридических аспектах.

У нас, как говорится, две новости – хорошая и плохая:

  • Хорошая заключается в том, что доказать свою невиновность водитель вполне может. Сведения о том, что шофера назначают виновником в 100% случаев – миф. Официальная статистика показывает, что в более чем 30% таких ДТП ответственным за создание ситуации признается пешеход.
  • Плохая же в том, что для выплат компенсации лечения / реабилитации пешехода неважно кто виноват – оплата будет возложена на водителя, который наехал на пешехода, на основании ст.1079 ГК РФ.

В соответствии с указанной статьей, ТС – источник повышенной опасности, а владельцы (пользователи) таких «источников» обязаны компенсировать вред, который принесли их автомобили. Исключения два: события непреодолимой силы и доказанный умысел пешехода.

Первый вариант слишком фантастичен, чтобы его можно было широко использовать (доказать, что пешехода занес под колеса, например, жуткий смерч, удастся навряд ли), а к умыслу мы еще обязательно вернемся ниже.

В рамках же «плохой» новости позволим себе обнаружить и пару позитивных нюансов:

  1. Водитель обязан иметь ОСАГО, и компенсацию пешеходу будет выплачивать страховая в рамках суммы договора.
  2. Если виновным признан пешеход, то, несмотря на положенные ему выплаты, компенсацию на ремонт пострадавшего от столкновения с ним ТС можно требовать с виновного (ст.1064 ГК РФ).

Пару слов нужно сказать и об уровнях возможной ответственности виновного перед законом. Три кодекса, о который выше шла речь, это Гражданский, Административный и Уголовный. Именно от уровня причиненного вреда и зависит какое наказание будет, если сбить пешехода:

ПоследствияНормативная база по максимальному уровню последствий
Отсутствие вреда или легкий вредГражданский кодекс. Речь идет о выплате компенсаций, в т.ч. морального вреда и упущенной в результате лечения выгоды.
Легкий и средний вредАдминистративный кодекс:

  • Легкий вред – штраф 2500 – 5000 р., лишение ВУ на 1 – 1,5 года.
  • Средний вред – штраф 10000 – 25000 р., лишение на 1,5 – 2 года.
Тяжкий вредУголовный кодекс. Ограничение свободы до 3 лет, принудительные работы до 2 лет, арест до полугода или лишение свободы до 2 лет.

ДТП с пешеходом, повлекшее смерть рассмотрим отдельно.

Обратите внимание, что более строгое наказание за наезд на человека не исключает и последствий, предусмотренных менее строгими статьями, а выплаты сторонами компенсаций в адрес друг друга не освобождают виновных от оплаты штрафов в бюджет.

Теперь перейдем к реальным ситуациям, встречающимся наиболее часто.

Случай 1. Наезд на человека на пешеходном переходе

Практически безальтернативный вариант, когда виновным будет признан водитель. Регулируемый или нет переход значения не имеет. Во всех случаях водитель для продолжения движения обязан убедиться в отсутствии потенциального вреда для пешеходов. Любое соприкосновение – в пользу пешехода.

Опять же, исключение, как и в любом ином случае, составляет умысел, но его мы будем рассматривать отдельно. Здесь же вы должны понять, что за наезд на пешехода на пешеходном переходе будет отвечать водитель.

Случай 2. Пьяный за рулем сбил пешехода

Нетрезвое вождение однозначно будет интерпретироваться как отягчающее обстоятельство. На практике доказать невиновность пьяного водителя очень сложно. Конечно, для грамотного юриста нет ничего невозможного, но пытаться решить данный вопрос самостоятельно скорее всего станет серьезной ошибкой.

Если же случаи сопряжены с тяжелым вредом здоровью или смертью пострадавшего, будут использованы положения п.2, 4 и 6 ст.264 УК РФ. Предполагающими максимальное наказание до 15 лет лишения свободы.

Случай 3. Наезд вне пешеходного перехода по вине пешехода

Что пешеход нарушает правила – неоспоримо. Но это не означает, что за это его можно безнаказанно давить. Вспомните о ст.1079 ГК РФ – платить за его лечение все равно придется вам. Да, ему штраф за переход в неположенном месте, ему ремонт вашего ТС (ст.1064 ГК РФ), но лучше избежать подобной ситуации.

Доказательство вины пешехода – очень важный аспект юридической практики, особенно при наличии средних или тяжких последствий для здоровья участника / участников. Именно от этого будет зависеть сторона, к которой применимы нормы УК РФ. И водитель, который сбил пешехода в неположенном месте все-равно будет виновным.

Случай 4. Сбил и скрылся с места ДТП

Одна из самых серьезных ошибок, которую может совершить водитель. При средних, тяжких или смертельных случаях будут применены те же нормы УК РФ, что и при пьяном вождении, подразумевающие в максимуме до 15 лет лишения свободы.

Не останется без наказания и менее тяжкий случай. В соответствии со ст.12.27 КоАП РФ, может быть применен административный арест до 15 суток и/или лишение прав до 1,5 лет. Не считая того, что доказать невиновность водителя в этом случае практически невозможно.

Случай 5. Сбил насмерть человека на машине

Максимальные по тяжести последствий случаи. Уже упоминалось, что в случае установления вины водителя будет применена ст.264 УК РФ, а именно:

  • Пункт 3 – одна смерть по неосторожности – максимум до 5 лет лишения свободы.
  • Пункт 4 – смерть одна, но виновный скрылся с места ДТП или пьян – до 12 лет.
  • Пункт 5 – две или более смертей по неосторожности – до 7 лет.
  • Пункт 6 – две или более смерти, но при отягчающих (скрылся и/или пьян) – до 15 лет лишения свободы.

Во всех случаях указаны максимальные сроки лишения свободы для человека, который сбил насмерть пешехода, при этом статьи (части) подразумевают и альтернативные, в т.ч. менее суровые наказания. Важным является и то, что в статье прямо указывается на виновного водителя, а не на абстрактного участника ДТП, т.е. привлечь виновного пешехода по этой статье не удастся.

Случай 6. Умышленный наезд на пешехода

Эта ситуация значительно вырывается из общего контекста наезда на пешехода. Если не может быть применена ни одна из вышеописанных статей, если будет доказана именно умышленность деяния, то применены могут быть другие статьи УК РФ:

  • Статья 115 УК РФ – умышленное причинение легко вреда здоровью – штраф до 40000 р., или арест до полугода, или принудительные работы до 480 часов, либо исправительные работы до года.
  • Статья 112 УК РФ – средняя тяжесть – в максимуме до 3 лет лишения свободы.
  • Статья 111 УК РФ – тяжкие последствия – максимум до 8 лет лишения свободы.
  • Часть 4 ст.111 УК РФ – смерть потерпевшего – до 15 лет.

При этом ТС может быть признано «предметом, используемым как оружие», что увеличит наказание. Обозначены и другие отягчающие (хулиганские побуждения, по мотивам ненависти и т.д.).

Что делать после ДТП с участием пешехода?

Из вышесказанного вытекает главное, что должен предпринять участник ДТП и/или его адвокат – собрать доказательства невиновности. Однако с момента совершения наезда существует и другая обязанность, не только юридическая, но и человеческая – оказание помощи.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с велосипедистом

Содержание статьи

Водитель может попасть в ДТП с участием велосипедиста. Для разрешения ситуации, необходимо действовать в соответствии с законодательными положениями, регулирующими то как оформляется ДТП с велосипедистом. Судебная практика по таким делам насчитывает большое количество прецедентов, помогающий разобраться в ситуации по закону.

Общий алгоритм оформления аварии с участием велосипедиста

Вне зависимости от обстоятельств произошедшего, автолюбитель попавший в ДТП, в котором задействован велосипедист, должен выполнить следующие действия:

  1. Выставить аварийные знаки в 15 м от происшествия. В противном случае, водителя ждёт штраф в размере 1000 руб.
  2. Вызвать наряд ГИБДД. Если в ДТП имеются пострадавшие, необходимо вызвать скорую помощь.
  3. Не перемещать транспортные средства и другие предметы на месте аварии до приезда сотрудников ГИБДД.
  4. Рекомендуется сделать видео- или фотосъемку места происшествия. На видеозаписи или снимках должно быть четко видно положение автомобиля и велосипеда, другие детали, позволяющие точно установить картину аварии.
  5. Записать личные и контактные данные второго участника ДТП и свидетелей.
  6. Известить о происшествии страховую фирму способом, указанным в договоре. Как как велосипедист не имеет полиса ОСАГО, получить компенсацию можно только по КАСКО.
  7. Дождаться, пока сотрудники ГИБДД оформят необходимые бумаги и проверить их. Водитель должен получить на руки справку ДТП, протокол и постановление об административном нарушении.

Велосипедист врезался в машину — кто виноват

Граждане, выбравшие в качестве средства передвижения велосипед, имеют преимущество перед другими участниками дорожного движения лишь в случае, когда двигаются по специально отведенном дорожкам. В остальных ситуациях на велосипедиста распространяются все основные правила дорожного движения, в том числе при нахождении на тротуаре, обочине, автомагистрали или на пешеходном переходе.

Важные нюансы, связанные с участием велосипедистов в процессе движения по дорогам общего пользования:

Виновной в столкновении автомобиля и велосипеда может быть признана любая сторона.

Если водитель машины не пропустил двухколесный транспорт, движущийся по специально отведенной для него полосе, виновным признают именно его. А если велосипед въехал в припаркованный на стоянке автомобиль, отвечать будет он.

Наезд на велосипедиста на пешеходном переходе

При ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе ситуация достаточно ясна и однозначна. Пересекая «зебру», водитель двухколесного транспорта обязан спешиться и вести велосипед рядом с собой. Такое правило содержится в п.29.8 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» № 1090.

Если велосипедист не нарушил этот пункт, вина за ДТП ложится на водителя автомобиля. Если человек не слез двухколесного транспорта на пешеходном переходе, вина ляжет на него, однако и с водителя ответственность не снимается.

Вина велосипедиста в аварии на пешеходном переходе зависит от соблюдения им ПДД.

ДТП с велосипедистом во дворе

Пример: машина выезжает со двора на общую дорогу, а велосипедист едет по ней. Водители не замечают друг друга и продолжают движение, допустив столкновение. В данной ситуации виновным, скорее всего, признают водителя машины, хотя по факту виноваты оба. Дело в том, что велосипед не считается средством повышенной опасности, а автомобиль таковым является.

При встречном движении

Комфортное взаимодействие всех участников дорожного движения определяется не только ПДД, но и разметкой. В России принято двигаться по правой полосе. Правило актуально для любого транспорта без исключения.

Осуществляя поездку по встречной полосе, может возникнуть ДТП с велосипедистом на перекрестке. Это происходит в ситуации, когда последний движется против общего автопотока. Виновником, скорее всего, признают велосипедиста, ведь он нарушил установленные правила.

На остановке общественного транспорта

Еще одна распространенная ситуация ДТП с участием автомобиля и велосипеда. Остановка не является местом для передвижения транспортных средств. Она предусмотрена исключительно для посадки/высадки людей из общественного транспорта.

Возвращение автобуса/троллейбуса в дорожный ряд может стать причиной аварии с участием велосипеда. Это тот случай, когда в ДТП могут участвовать сразу 3 стороны. Виновным признают того, кто нарушил ПДД.

Авария при движении по тротуару

Велосипедистам разрешено передвигаться по тротуарам, но законом это не приветствуется. Им рекомендуется двигаться по специальным дорожкам, а на крайний случай — по обочине. Главное правило — не создавать помех пешеходам.

Пример: автомашина выезжает с дворовой территории, а двухколесный велосипед едет по тротуару. Обзор обоим участникам движения закрывают зеленые насаждения, технические объекты и т.д. На первый взгляд, дорогу обязан уступить водитель автомобиля, ведь он он создает помеху велосипеду, который движется по тротуару главной дороги. Но правила ПДД говорят иное: велосипедист обязан слезть со своего транспорта и вести себя как пешеход. Поэтому если человек на двухколесном транспорте протаранил машину сбоку в процессе движения по тротуару, виновником может оказаться как он, так и водитель автомобиля. Последнего не признают виновным случае, если ему удастся доказать объективную невозможность предвидеть помеху в виде велосипедиста.

Ответственность велосипедиста при ДТП

При нарушении правил дорожного движения для водителей велосипедов применяется административное наказание. А именно:

  • ст. 12.29ч.2 КоАП РФ – нарушение ПДД в процессе движения, предусматривает штраф 800 руб. или предупреждение;
  • ст. 12.29ч.3 КоАП РФ – нарушение в состоянии алкогольного опьянения со штрафом от 1000 до 1500 руб., а так же штраф в размере 1500 руб., если нанесен вред легкой или средней тяжести.

Ущерб по ремонту автомобиля и моральный вред взыскиваются с водителя велосипеда в судебном или добровольном порядке.

Судебная практика по ДТП с участием велосипедиста

По статистике, аварий с участием легкого транспорта достаточно много — больше 5000 в год.

Ситуации бывают разные, например:

  1. Автомобиль выезжал из территории двора на дорогу, он не заметил движущийся по трассе велосипед. В итоге произошло столкновение, а велосипедист оказался в больнице с серьезными травмами. Виновником в аварии считается водитель, он по правилам должен был уступить дорогу. Автомобилист обязуется возместить весь материальный ущерб пострадавшему (50 тысяч рублей – цена велосипеда, а также 150 тысяч – стоимость курса лечения). Также водитель должен компенсировать моральный ущерб (200 тысяч рублей).
  2. На пешеходном переходе случилась авария, в которой велосипедист сбил человека. Спустя несколько дней он скончался. Водитель велосипеда в суде был признан виновным, так как считается полноценным участником дорожного движения и обязан соблюдаться правила, в данном случае пропустить пешехода. Суд вынес решение, что он виновен в убийстве по неосторожности и назначил наказание в виде 2-х лет лишения свободы. Также в пользу пострадавшей стороны (родственникам погибшего) должна быть выплачена компенсация в размере 500 000 руб.