Особенности рассмотрения земельных споров в судебном порядке

Статья 64 ЗК РФ. Рассмотрение земельных споров

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Комментарии к ст. 64 ЗК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает обязательность рассмотрения земельного спора только в судебном порядке, исключая данную категорию споров из юрисдикции органов управления. Само определение «земельные споры» означает споры, возникающие из земельных и связанных с ними иных правоотношений.

Земельные споры рассматриваются судами в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности дел, установленными процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 22 ГПК РФ определяет подведомственность дел судам общей юрисдикции. К ним, в частности, относятся дела:

1) исковые с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ. В соответствии с данной статьей суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности, по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

4) особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ. В порядке особого производства суд рассматривает, в частности, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства;

5) об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Подведомственность дел арбитражному суду в настоящее время определяется по правилам ст. ст. 27 — 32 АПК РФ.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений, определяется в соответствии со ст. 28 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами — другими организациями и гражданами.

Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена ст. 29 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности:

об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статьей 30 АПК РФ определяется подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов установлена ст. 31 АПК РФ.

Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл. 30 АПК РФ дела:

1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 32 АПК РФ определяет подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл. 31 АПК РФ дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Специальная подведомственность дел арбитражным судам установлена в ст. 33 АПК РФ.

2. Возможность рассмотрения земельного спора в третейском суде допускается только до принятия дела к производству судом общей юрисдикции или арбитражным судом в зависимости от подведомственности конкретного дела. Законодательной базой регулирования деятельности третейских судов является Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Основанием рассмотрения спора в третейском суде является заключенный в письменной форме договор о передаче спора на рассмотрение третейского суда. Состав суда определяется по усмотрению сторон либо в количестве нескольких судей, избранных в одинаковом числе каждой стороной, и одного по общему избранию, либо третейским судьей становится лицо, кандидатура которого устраивает все стороны спора. Законодательством предусматриваются особое содержание третейской записи (договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда), специальные требования к членам третейского суда, перечень оснований для перемены судьи в споре. Третейский суд не связан правилами гражданского судопроизводства, однако он не может решать дела, не выслушав объяснений сторон, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений. Решение выбранного сторонами третейского суда принимается большинством голосов третейских судей. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда окончательно, то в течение трех месяцев оно может быть оспорено в компетентный суд общей юрисдикции или арбитражный суд согласно АПК РФ или ГПК РФ. Решение третейского суда отменяется в случаях, например, неподведомственности дела третейскому суду, неуведомления стороны о составе, времени и месте заседания третейского суда, нарушения законодательства или основополагающих принципов российского права и т.п.

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, установленные в решении; если срок не установлен, решение исполняется немедленно. Если решение третейского суда не исполняется, то оно подлежит исполнению по правилам исполнительного производства, т.е. на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения.

Судебный порядок разрешения земельных споров.

Одной из форм защиты нарушенного или оспариваемого права является судебная защита. Ст. 46 Конституции РФ предоставляет каждому право обращаться за защитой своих прав в суд. В суд могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Ст. 64 ЗК РФ устанавливает, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Спор (в данном случае) – надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие. Спор считается разрешенным после вынесения уполномоченным органом решения по предмету спора.

Предмет спора: оспариваемые действия граждан и организаций, в том числе государственных или муниципальных органов.

К земельным относятся споры, предметом которых являются земельно-правовые отношения или отношения, связанные с использованием и охраной земель.

Судебное рассмотрение земельных споров осуществляется:

· в порядке вынесения решений по жалобам на действия должностных лиц государственных и муниципальных органов, в том числе связанные с принятием нормативных или ненормативных актов (по делам, возникающим из публичных правоотношений), либо

· в порядке искового судопроизводства.

При рассмотрении земельных споров в судах применяются все общие процессуальные правила, никаких исключений для земельных споров не установлено.

Заинтересованные лица могут обращаться:

1. в суды общей юрисдикции (споры с участием граждан);

2. в арбитражные суды (споры с участием юридических лиц и граждан-предпринимателей);

3. в третейские суды (по взаимному соглашению сторон);

4. в Конституционный Суд РФ (определяет соответствие нормативных актов различного уровня Конституции РФ).

Правила рассмотрения дел в различных судах определяются соответствующим процессуальным законодательством — гражданским или арбитражным. Основными актами в этой сфере являются Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ).

Обращение в суд может осуществляться в форме:

· искового заявления (в общем случае);

· заявления (подаются в суды общей юрисдикции на действия или бездействие административных органов и должностных лиц — глава 25 ГПК РФ).

Исковое заявление (заявление) должно соответствовать требованиям процессуального законодательства (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ).

По общему правилу все заявления, подаваемые в суд, должны оплачиваться пошлиной. Размер пошлины определяется в соответствии с Налоговым кодексом. Документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, может являться квитанция или платежное поручение, заверенные печатью банковского учреждения, в котором произведен платеж.

В ходе судебного разбирательства выясняются все обстоятельства дела и выносится решение. В соответствии с действующим законодательством решение, выносимое судом, должно быть законным и обоснованным.

Решение фиксируется в письменной форме с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством.

При разрешении земельных споров применяются общие нормы ЗК РФ и ГК РФ о возмещении убытков. Кроме названных, имеются и другие нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при разрешении тех или иных земельных споров (например, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах»).

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Главная особенность этой категории земель состоит в том, что земля здесь выступает в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.

Субъектами прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть граждане и организации, отвечающие установленным критериям для пользователей этой категории земель.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:

земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно п. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья в зависимости от их естественных природных свойств и экономической целесообразности использования в целях растениеводства или животноводства подразделяются на следующие виды угодий:

земли, занятые многолетними насаждениями;

Кроме того, в составе этих сельскохозяйственных угодий выделяют также особо ценные для данного региона продуктивные земли, в том числе опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений. Перечень участков таких земель устанавливается законодательством субъектов РФ.

Следует отметить также, что к землям сельскохозяйственного назначения относят земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального и коллективного садоводства, животноводства, огородничества.

Несельскохозяйственные угодья — это земли, занимаемые различными сельскохозяйственными объектами:

древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами;

зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, к несельскохозяйственным угодьям относятся неудобья (овраги, болота и другие).

Земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия различных неблагоприятных воздействий, занимают особое положение. С одной стороны, эти земли используют как средство производства для выращивания данной растительности, с другой — как территориальный базис для ее размещения.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей. Однако при выделении земли отдельным категориям пользователей могут быть указаны более конкретные цели использования земли, например, для ведения крестьянско-фермерского хозяйства (далее — КФХ), личного подсобного хозяйства (далее — ЛПХ), садоводства, огородничества. Эти записи в документах на землю существенно влияют на права собственника земли. Например, фермер может на своей земле построить дом, а огородник и даже владелец ЛПХ на полевом наделе не имеют права на строительство дома.

41. Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Порядок их предоставления и изъятия.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 1002 ;

Судебная практика по спорам между соседями о границах земельного участка

Основной предмет, вокруг которого чаще всего ведется земельный спор, &#8212, это границы частного участка.

Земля является самым ценным ресурсом и богатством, поэтому вполне объяснимо желание многих иметь в своей собственности как можно большую территорию. Если же участок с маленькой площадью, за каждый сантиметр владельцы готовы спорить с соседями.

Судебная практика может привести много примеров по спорам между соседями. И только решение суда на основании законодательства способно развести стороны и решить конфликт.

Что представляет собой классический земельный спор – это споры по земельным участкам, по их межеванию. Стороны конфликта проводят обсуждение вопроса о границах земельного участка, доказывают собственные права.

Когда конфликт разрешается в судебном порядке, должны быть соблюдены интересы и равные права обеих сторон по отношению к законодательству. Также имеет значение и соблюдение установленной законом процессуальной процедуры рассмотрения спора.

ВНИМАНИЕ! Судебные органы рассматривают оспаривание границ участков с учетом нескольких видов законодательства – земельного, гражданского, арбитражно-процессуального.

Предмет спора

Существует определенные особенности споров о границах участков и порядок их разрешения в суде или при нахождении мирного варианта между сторонами конфликта. Предмет земельного спора – это границы участка земли, установление его параметров, другие вопросы, связанные с территорией, являющееся чей-то собственностью.

Как показывает даже краткий обзор судебной практики, такие конфликты, которые требуют знаний по земельному праву, могут возникать не только между владельцами смежных частных участков. Иногда конфликт зарождается между улицами и даже между собственником земли и государством.

ВНИМАНИЕ! Исковые заявления могут подаваться из-за нарушения разрешенного использования территории, для возмещения ущерба, который возник при неправильных земляных отношениях.

Виды земляных дел

Выделяется несколько групп споров по поводу земли, разделение осуществляется с учетом, где споры земляные рассматриваются, какая конкретная причина спора.

  • Споры, разрешаемые арбитражными судами, могут возникать по поводу незаконного решения об изъятии земельного участка, по вопросам прекращения договора аренды по вине арендатора или собственника.
  • Часто рассмотрение споров происходит из-за предоставления участков. Возможен конфликт по границам, которые были нарушены при отводе, по поводу нарушения самой процедуры предоставления.
  • Большая группа исков – по делам, связанным с нарушением прав собственников. При этом истец может добиваться не только восстановления своих прав, но и возмещения ущерба.
  • Суды также занимаются земельными конфликтами, связанными с нарушением прав собственника земли. К таким нарушениям может относиться неправомерное вмешательство в хозяйственную деятельность, повлекшее убытки, препятствование такой деятельности, наложение земельных участков.
  • Ведутся в суде дела, связанные с земельно-планировочными работами. Они возникают, чаще всего, при строительстве, которое может негативно повлиять на интересы многих пользователей земли.

Допускается вмешательство в хозяйственную деятельность на земле, если такая деятельность опасна для национальной безопасности или для окружающей среды.

Конституция РФ гласит о том, что земельные споры решаются только в судебном порядке и по действующему законодательству. Избежать суда могут только соседи, которым нужно решить межевые вопросы.

Если они достигнут согласия, пригласят лицензированного специалиста по межевым работам, установление границ пройдет повторно, правильно. На участки будут выданы кадастровые паспорта.

Не всегда даже решения суда являются правильным по процессуальному законодательству. В таком случае нужно добиваться пересмотра дела согласно статьи 270 АПК РФ и статьи 387 ГПК РФ.

При первом или повторном рассмотрении земельного конфликта должно соблюдаться равноправие обеих сторон, участвующих в споре. Такое требование заложено в статье 123 (пункт 3) Конституции РФ. Наряду с этим требованиям должны учитываться:

  1. равные обязанности сторон конфликта в доказывании своей правоты и требований,
  2. положение о недействительности отказа в праве обратится суд в случае нарушения земельных прав, границы собственного участка, других проблем,
  3. также обе стороны имеют равные права на то, чтобы обжаловать судебное постановление. Апелляция подается по строго установленной процедуре.

В спорах об установлении границы участка с нарушением или неправомерном выделении земельной территории могут принимать участие не только собственники объекта спора, но и те, кто нарушил их интересы. Например, органы власти, решение которых по отводу земли вызывает несогласие.

Обзор судебной практики

Где могут рассматриваться конфликты по установлению границ на собственных участках или дела по нарушению прав собственности, другим спорным моментам? При возникновении спора пострадавшей стороне важно знать, какой суд рассматривает конфликты вокруг земли, как выиграть иск, какие документы нужно подготовить к подаче заявления.

  • В основном споры рассматриваются в судах общей юрисдикции.
  • Если конфликт возникает между хозяйствующими субъектами, им будет заниматься суд арбитражный.
  • При возникновении между хозяйствующими субъектами соответствующего соглашения, дело по спорному вопросу направляется в третейский суд.

Следует учитывать, что при муниципалитетах работают специальные комиссии, задача которых – решение вопросов по предоставлению земельной площади в собственность, по определению рубежей участка. Они могут указать, каким должно быть фактическое использование земли в соответствии с ВРИ.

Если есть возможность, можно сначала обратиться для разрешения спора именно в такую комиссию, чтобы не начинать длительные судебные разбирательства. Также в такой комиссии специалисты подскажут, в каких судах решают земельные споры, как собрать нужные документы.

ВАЖНО! Исковая давность по делам гражданским имеет срок три года.

Для рассмотрения дела по земле пострадавшая сторона составляет иск по образцу, который можно получить в судебной канцелярии. В иске необходимо конкретно описать ситуацию, суть конфликта, как нарушены права собственника. Какая еще должна быть в этом документе информация?

  • Адрес суда, его название.
  • Установочные данные истца и оппонента.
  • Информация о тех лицах, которые будут давать показания со стороны истца.
  • Детально описание возникшей конфликтной ситуации.
  • Точно сформулированные требования к оппоненту.
  • Ходатайство о применении нужных мер для рассмотрения конфликта.
  • Еще одна графа – стоимость иска.

При подаче иска в суд нужно не забыть о том, чтобы уведомить о предстоящем судебно разбирательстве других участников конфликта. Иногда угроза вызова в суд положительно действует на нарушителя, и он предложит пострадавшей стороне мирное решение вопроса с восстановлением нарушенных интересов.

Суд в своих действиях использует земельное законодательство, а также Постановления, которые принимал в данной сфере Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, другие документы.

Независимая экспертиза

Иногда для принятия правильного решения по конфликту, связанного с земельной территорией, необходима независимая экспертиза. Проведение экспертизы согласуется со статьей 79 Гражданского процессуального Кодекса РФ.

Для выполнения работ по экспертизе должен быть выбран компетентный и незаинтересованный в результате специалист. Экспертиза не всегда проводится по решению суда. Возможен вариант, когда обе стороны добровольно составляют договор и обращаются в экспертную организацию.

Если экспертные работы нужны для установления точных границ участка, приглашаются специалисты местной геодезической компании. Необходимо учесть, что конфликтующие стороны сами могут просить судью назначить экспертом конкретного человека, авторитету которого они доверяют.

Такой специалист должен дать согласие на проведение работы и должен предоставить документы, подтверждающие его квалификацию. На судебных заседаниях судья и обе стороны спора могут задавать эксперту свои вопросы, касающиеся темы разбирательства.

Проводить землеустроительную работу по Приказу Министерства Юстиции (под номером 237) может только специалист в сфере «Исследование землеустроительных объектов и прилагаемых к ним территорий».

Что позволит выяснить экспертиза при споре относительно неправильно установленных границ территории? Проводится обмер участка, выясняется, соответствуют ли они тем, что указаны в документах на землю. Потом суд решает, как будут восстановлены рубежи, если выяснится несоответствие фактических данных тем, что предоставлены в документах.

Специалист, который проводит экспертизу, обязательно должен изучить все документы, которые ему подадут стороны спора. В случае, если он пропустил какую-ту из бумаг, можно оспорить результаты независимой экспертизы. Но и сам он не должен искать дополнительные бумаги, разрешены для изучения только те, что предоставлены обеими сторонами.

Вывод эксперта

  1. Когда проводились экспертные работы.
  2. На каком основании они осуществлялись.
  3. Информация о судье, который назначил независимую экспертизу.
  4. Список вопросов, подготовленных специалисту.
  5. Материалы, касающиеся сути конфликта.
  6. Процедура исследования, выводы, описание применяемых методов экспертных работ.

Важная часть – заключение, выводы независимой экспертизы, необходимой для принятия судебного решения.

Экспертиза может быть назначена повторно, если одна из сторон не согласна с выводами первой, считает действия эксперта некомпетентными. Но для того, чтобы подать ходатайство на второе исследование, нужно иметь веские основания.

Тем, кто хочет подать иск в суд по поводу конфликта, возникшего вокруг земли, нужно учесть, что разбирательство будет длиться долго и измотает обе стороны. На судебные заседания должны являться обе стороны, что не всегда возможно. Также затягивает рассмотрение дела и экспертиза. Но во многих случаях только суд может разрешить спор с соблюдением прав и интересов обеих сторон.

11.3. Порядок рассмотрения земельных споров

До земельной реформы в России земельные споры разрешались главным образом в административном порядке. Судебные инстанции всячески ограничивали свою подведомственность по разрешению земельных споров, перекладывая эти заботы на органы государственного управления, которые часто бывали виновниками в возникновении земельных конфликтов. Во многом такой позиции судов содействовала долгое время господствовавшая в теории земельного права концепция об особом

неимущественном характере земельных отношений и земли в системе материальных ценностей, на основании которой проводилось разделение споров на чисто земельные и на споры о прочей недвижимости, и, следовательно, невозможности применения судебного порядка разрешения земельных споров. В сегодняшних условиях данная позиция противоречит ст. 2 ГК РФ, согласно которой земельные отношения в имущественной части регулируются нормами гражданского и земельного законодательства. По действующему в настоящее время законодательству любой спор о правах граждан и юридических лиц может быть рассмотрен согласно подведомственности в суде или в арбитражном суде. Согласно ст. 118 Конституции РФ земельные споры могут рассматриваться только в порядке судопроизводства, т.е. регламентированной законом процедуры рассмотрения. Если судом допущены существенные нарушения процессуального закона, то вынесенное по земельному спору решение подлежит отмене, а дело — пересмотру (ч. 4 ст. 306 ГПК, ч. 4 ст. 158 АПК).

При определении подведомственно земельных споров арбитражному суду нужно исходить из ст. 25 ГПК РСФСР, ст. 22 АПК и Высшего арбитражного суда РФ от 18 августа 1992 г . № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности судам и арбитражным судам».*

*См. Вестник ВАС РФ. 1992. № 1 и постановление пленума ВАС РФ от 01.07.96 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1. ГК РФ.» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995.№ 5).

Рассмотрение земельных споров осуществляется на принципе состязательности и равноправия сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ), обеспечению которого служат следующие основные принципы судебного разбирательства:

1) недействительность отказа в праве на обращение за судебной защитой нарушенных земельных прав (ст. 3 ГПК). Поэтому, например, формулировка о том, что стороны отказываются от обращения в суд и решают все вопросы во внесудебном порядке, является юридически недействительной, не препятствующей любой из сторон договора обращаться за защитой в суд;

2) равные процессуальные права сторон на представление в суде доказательств и исследование их, заявление ходатайств, дачу устных и письменных объяснений, возражений другой стороне и т.п. (ст. 29, 33 ГПК, ст. 33, 34 АПК);

3) равная обязанность сторон в доказывании тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений (ст. 50 ГПК, ст. 53, 54 АПК);

4) равные права сторон в обжаловании в кассационном или ином порядке решения судов по земельным спорам (ст. 282 ГПК, ст. 161 АПК).

Процессуальный порядок рассмотрения земельных споров можно подразделить на следующие стадии:

1. Обращение в суд заинтересованной стороны за защитой своего нарушенного или предполагаемо нарушенного земельного права, которое выражается в форме подачи искового заявления (ст. 126 ГПК, ст. 25 АПК). В исковом заявлении должны быть указаны наименование сторон и их адреса, цена иска, если иск подлежит оценке, обстоятельства, на которые заявитель ссылается как на обоснование своих требований, перечень прилагаемых к исковому заявлению доказательств, ходатайств и т. п.

Обращение считается свершившимся, если исковое заявление о рассмотрении земельного спора с приложенными документами зарегистрировано в суде, рассматривающем спор, поскольку с этого начинает свой отсчет срок, отпущенный законом на рассмотрение, который не может превышать одного месяца в суде (ст. 99 ГПК) и двух месяцев в арбитражном суде (ст. 114 АПК).

2. Возбуждение дела о рассмотрении земельного спора в суде. Ему предшествует проверка судом поступивших материалов с точки зрения соблюдения подсудности, достаточности, перспективности дела. В целях быстрого и правильного разрешения спора суд вправе провести подготовительные действия: вызвать и опросить стороны об известных им обстоятельствах дела, запросить дополнительные документы по данному спору и т.п. (ст. 142 ГПК; ст. 112 АПК).

Признав дело достаточно подготовленным к рассмотрению, суд выносит определение о назначении его к судебному разбирательству, что является заключительным этапом в стадии возбуждения гражданского дела (ст. 143 ГПК, ст. 113 АПК).

3. Вступительный этап стадии судебного разбирательства, выражающийся:

а) в открытии судебного заседания, установлении особого режима поведения находящихся там лиц. В частности, в судебном деле могут участвовать только лица, являющиеся участниками гражданского процесса (ст. 29 ГПК; ст. 32 АПК), иные лица, присутствующие в зале, обязаны соблюдать установленный порядок и тишину, в случае нарушения которого судья вправе вынести определения о применении санкций, предусмотренных законом (ст. 149 ГПК);

б) в проверке явки сторон и других лиц, участвующих в деле, принятии к ним мер, предусмотренных законом. В частности, лицам, участвующим в деле, разъясняются их права и обязанности (ст. 155 ГПК; ст. 115 АПК);

свидетели удаляются до начала судебного заседания из зала суда (ст. 153 ГПК); в отношении состава суда, прокурора, если он участвует в деле, решается вопрос об отводе (ст. 17, 18, 19, 20 ГПК, ст. 16 АПК) и т. п.

4. Стадия судебного разбирательства (рабочая стадия рассмотрения земельного спора), включающая в себя подстадии:

а) доклад дела — оглашение материалов, поступивших в судебное заседание и зарегистрированных в судебном деле (ст. 164 ГПК), поскольку одним из принципов судебного разбирательства является устность и непосредственность исследования материалов дела в судебном заседании (ст. 146 ГПК);

б) заслушивание сторон, а затем лиц, участвующих в деле, допрос свидетелей, исследование доказательств и т. п.;

в) оценка доказательств в суде через судебные прения сторон, в которых каждая из сторон, участвующих в земельном споре, излагает свою точку зрения на результаты исследования материалов дела, комментирует их, дает свою оценку (ст. 185 ГПК).

5. Стадия принятия решения по данному делу. Процедура принятия решения судом жестко регламентирована законом: обеспечение тайны совещательной комнаты (ст. 193 ГПК); публичное оглашение решения в соответствии с принципом гласности судебного разбирательства (ст. 9,191 ГПК) и т.п. Арбитражный же суд не скован такими жесткими формальностями, и на него лишь возложена обязанность объявления решения по земельному спору (ст. 134 АПК).

Решение суда должно быть законным и обоснованным и вынесенным только на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании (ст. 192 ГПК, ст. 124 АПК). Не допускается вынесение решения по предположениям, не подтвержденным доказательствами.

Добывание, предъявление в судебное заседание, оперирование в судебном заседании доказательствами является центральным элементом судебного процесса.

Закон определяет следующие признаки, которыми должны обладать доказательства:

1) относимость к данному земельному спору по предмету спора (ст. 53 ГПК, ст. 56 АПК), т.е. суд принимает при рассмотрении земельного спора только те доказательства, которые имеют отношение к данному делу. Например, при взыскании стоимости неполученного урожая не могут приниматься во внимание материалы об урожайности соседних полей, имеющих иной почвенный покров, водно-солевой режим и другие свойства;

2) допустимость (ст. 54 ГПК, ст. 57 АПК), выражающаяся в том, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания. Например, нарушение установленной законом формы договора, которая должна быть письменной, лишает стороны земельного спора возможности ссылаться на свидетельские показания;

3) достоверность, поскольку при обнаружении подложного документа в деле, суд устраняет его из числа доказательств (ст. 177 ГПК);

4) достаточность, поскольку при недостатке доказательств сторона, доказывающая обстоятельства, на которые она ссылается, как на обоснование своих требований или возражений по данному земельному спору, считается не доказавшей эти обстоятельства со всеми вытекающими из этого последствиями. Так, если при рассмотрении спора о преимущественном праве на продление аренды земельного участка арендатор не смог доказать надлежащего выполнения своих обязательств по прежним договорным обязательствам, то он лишается данного преимущества.

Доказательства по земельному спору имеют сложную структуру, и в их составе необходимо выделить следующие элементы:

1) фактические данные, которые действительно имели место по данному земельному спору. Например, факт обращения в местную администрацию за получением земельного участка в аренду; факт вмешательства соседнего землепользователя в производственно-хозяйственную деятельность собственника земельного участка; факт нарушения границы землепользования и т. п.;

2) документальное и иное подтверждение этих фактических данных допустимыми способами доказывания. Например, свидетельскими показаниями; письменными доказательствами в виде акта, расписки в добровольном возмещении вреда, причиненного землепользователю; вещественными доказательствами и т. п.;

3) включение в судебный процесс документального подтверждения фактических данных, являющихся доказательством по земельному спору. Он осуществляется двумя основными путями:

приложением документов, подтверждающих фактические данные, к исковому заявлению при подаче его в суд и с оговоркой в этом заявлении всех реквизитов данных документов;

в ходе судебного разбирательства по земельному спору. В этом случае инициатор представления дополнительного документа обязан заявить ходатайство о приобщении документа, и приобщение его может быть осуществлено только по определению суда о приобщении к делу в качестве доказательства дополнительного документа.

Кроме того, дополнительные доказательства могут быть истребованы судом как по собственной инициативе, так и по ходатайству сторон и других участников судебного процесса по земельному спору.

Не требуется от сторон земельного спора доказывания тех обстоятельств, которые:

а) являются общеизвестными. Например, стихийное бедствие, происшедшее в период, когда возник спор; объявление данной зоны зоной чрезвычайного положения; необычные погодные условия, происшедшие в известный период и др.

Признание общеизвестным того или иного обстоятельства осуществляется судом, который может и не признать это обстоятельство таковым, и тогда стороны обязаны доказывать его в общем порядке;

б) уже установлены вступившим в законную силу приговором или решением суда. В таком случае стороны, хотя и освобождены от доказывания уже доказанного судом факта, обязаны представить в суд, рассматривающий данный земельный спор, надлежаще заверенную копию этого решения или приговора суда.

Предъявленные по земельному спору доказательства должны быть исследованы судом всесторонне, полно и объективно во всей их совокупности. При этом никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Так, заключение эксперта по земельному спору не является «священным», оно оценивается судом критически наряду с показаниями свидетелей, материалами, закрепленными в документах неэкспертного характера, вещественными доказательствами.

Оценка доказательств осуществляется каждым судьей с учетом трех факторов: закона, правосознания, присущего индивидуально каждому судье, и сложившегося у судьи в результате рассмотрения дела внутреннего убеждения (уверенности) в данном решении.

ЗК предусмотрено разрешение некоторых земельных споров в административном порядке.

Земельные споры подведомственны суду или арбитражному суду, но если они переданы на разрешение административных органов по соглашению сторон до принятия дела к производству указанными судами, то они могут рассматриваться в административном порядке. Принятое административным органом решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде.

Систему арбитражных судов РФ составляют: Высший арбитражный суд РФ, федеральные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ. Компетенция этих судов определена в ст. 10, 26, 36 Федерального конституционного закона об арбитражных судах РФ,* их деятельность конкретизирована постановлением Верховного Суда РФ и пленума Высшего арбитражного суда РФ от 18августа 1992 г. № 12/12,** а также ст. 22 АПК,*** определившей подведомственность земельных споров арбитражным судам.

*СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

**Бюллетень Верховного Суда РФ. 1992. Ст.3-5. № 11.

***СЗ РФ. 1995. №19. Ст. 1709.

В аналогичном порядке рассматриваются земельные споры, заявления или жалобы, переданные гражданами по их желанию в административный орган в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ о порядке рассмотрения жалоб и заявлений граждан.

Порядок разрешения земельных споров

До земельной реформы в России земельные споры разрешались главным образом в административном порядке. Судебные инстанции всячески ограничивали свою подведомственность по разрешению земельных споров, перекладывая эти заботы на органы государственного управления, которые часто бывали виновниками возникновения земельных конфликтов. Такой позиции судов содействовала долгое время господствующая в теории земельного права концепция об особом неимущественном характере земельных отношений и земли в системе материальных ценностей, на основании которой проводилось разделение на чисто земельные споры и на споры о прочей недвижимости и, следовательно, невозможности применения судебного порядка разрешения земельных споров. В сегодняшних условиях, согласно ст. 2 ГК земельные отношения в имущественной части регулируются нормами гражданского и земельного законодательства. По действующему законодательству любой спор о правах граждан и юридических лиц не может быть разрешен согласно подведомственности в суде или арбитражном суде. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ земельные споры могут рассматриваться только в порядке судопроизводства, т.е. регламентированной законом процедуре рассмотрения. Если судом допущены существенные нарушения процессуального закона, то вынесенное по земельному спору решение подлежит отмене, а дело — пересмотру (ч. 4 ст. 306 ГПК, подп. 4 п. 2 ст. 192 АПК).

Рассмотрение земельных споров осуществляется на принципе состязательности и равноправия сторон (ч. З ст. 123 Конституции РФ), обеспечению которого служат следующие основные принципы судебного разбирательства:

• недействительность отказа в праве на обращение за судебной защитой нарушенных земельных прав (ст. З ГПК). Формулировка, например, о том, что стороны отказываются от обращения в суд и решают все вопросы во внесудебном порядке, является юридически несостоятельной, не препятствует любой из сторон обратиться за защитой своих нарушенных прав в суд.

• равные процессуальные права сторон на представление в суде доказательств и исследование их, заявление ходатайств, дачу письменных и устных объяснений, возражений другой стороне и т.п. (ст. 29, 33 ГПК, ст. 33, 34 АПК);

• равная обязанность сторон в доказывании тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений (ст. 50 ГПК, ст. 53, 54 АПК);

• равные права сторон в обжаловании судебных решений в кассационном или ином порядке (ст. 282 ГПК, ст. 161 АПК).

Процессуальный порядок рассмотрения земельных споров состоит из пяти стадий:

1) обращение в суд заинтересованной стороны за защитой своего нарушенного или предполагаемо нарушенного земельного права, которое выражается в форме подачи искового заявления (ст. 126 ГПК, ст. 25 АПК). В исковом заявлении должны быть указаны наименование сторон и их адреса, цена иска, если иск подлежит оценке, обстоятельства, на которые заявитель ссылается как на обоснование своих требований, перечень прилагаемых к заявлению доказательств, ходатайств и т.д. Обращение считается свершившимся, если исковое заявление с приложенными документами зарегистрировано в суде, рассматривающем спор, поскольку с этого момента начинается отсчет месячного срока, отпущенного законом на его рассмотрение (ст. 114 АПК);

2) возбуждение дела о рассмотрении спора в суде. Ему предшествует проверка судом поступивших материалов с точки зрения соблюдения подсудности, достаточности, перспективности дела. В целях быстрого и правильного решения спора суд вправе провести подготовительные действия: вызвать и опросить стороны об известных им обстоятельствах дела, запросить дополнительные документы по данному спору и т.д. (ст. 142 ГПК, ст. 112 АПК). Стадия возбуждения дела в суде завершается вынесением определения о назначении его к судебному разбирательству, которое принимает суд, признав его подготовленным к рассмотрению (ст. 143 ГПК, ст. 113 АПК);

3) вступительная стадия судебного разбирательства делится на два этапа: а) открытие судебного заседания, установление особого режима поведения находящихся там лиц. В частности, в судебном заседании могут участвовать лица, являющиеся участниками гражданского процесса (ст. 29 [ ст. 32 АПК), иные лица. б) проверка явки сторон и других лиц, участвующих в деле, принятие к ним мер, предусмотренных законом.;

4) стадия судебного разбирательства (рабочая стадия рассмотрения спора) включает: а) доклад дела — оглашение материалов, поступивших в судебное заседание и зарегистрированных в судебном деле, б) заслушивание сторон и лиц, участвующих в деле, допрос свидетелей, исследование доказательств и т.л.; в) оценка доказательств в суде, судебных прений сторон, в которых каждая участвующая в споре сторона.

5) стадия принятия решения по данному делу. Процедура принятия решения судом жестко регламентирована законом (ст. 193 ГIIК), а также публичное оглашение решения в соответствии с принципом гласности судебного разбирательства (ст. 9, 191).

Решение суда должно быть законным, обоснованным, выносится только на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании (ст. 192 [ ст. 124 АПК). Не допускается вынесение решения по предложениям, не подтвержденным законодательствами.

Доказательства по земельному спору имеют сложную структуру, и в их составе выделяются следующие элементы

1) фактические данные, которые действительно имели место по данному земельному спору, например факт обращения в местную администрацию за получением земельного участка в аренду; факт вмешательства соседнего землепользователя в производственно-хозяйственную деятельность собственника земельного участка, факт нарушения границ землепользования и т.п.;

2) документальное и иное подтверждение этих фактических данных допустимыми способами доказывания, например свидетельскими или письменными показаниями (в виде акта, расписки о добровольном возмещении вреда, причиненного землепользователю), вещественными доказательствами;

3) включение в судебный процесс документального подтверждения фактических данных, являющихся доказательствами по земельному спору.

Кроме того, дополнительные доказательства могут быть истребованы судом как по собственной инициативе, так и по ходатайству сторон и других участников судебного процесса по земельному спору.

Предъявленные по земельному спору доказательства должны исследоваться судом всесторонне, полно и объективно, во всей их совокупности. При этом никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Так, заключение эксперта по земельному спору является окончательным доказательством, которое оценивается судом наряду с другими доказательствами свидетелей, вещественными материалами, закрепленными в документах неэкспертного характера.

Оценка доказательств осуществляется судьями с учетом трех факторов: 1) закона, 2) правосознания, присущего каждому судье, и З) сложившегося у судьи в результате рассмотрения дела внутреннего убеждения (уверенности) в данном решении.

В ЗК предусмотрена возможность разрешения некоторых земельных споров в административном порядке. Земельные споры подведомственны суду или арбитражному суду, но если они переданы на разрешение административных органов по соглашению сторон до принятия дела к производству указанными судами, они могут рассматриваться в административном порядке. Принятое административным органов решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде. Аналогично рассматриваются земельные споры, заявления или жалобы, переданные гражданами по их желанию в административный орган в соответствии с законодательством России и субъектов Федерации о порядке рассмотрения жалоб и заявлений граждан.

Административный порядок предусмотрен для разрешения земельных споров между государственными предприятиями, учреждениями, организациями, земли которых расположены на территории разных субъектов Федерации. Эти споры рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных субъектов Федерации. В случае, если комиссия не пришла к согласованному решению, споры разрешаются комиссией, утвержденной Правительством РФ, решение которой может быть обжаловано в Верховный Суд РФ. Остальные споры рассматриваются государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах установленной для них компетенции.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

Земельные споры и причины их возникновения

Дата публикации: 23.01.2019 2019-01-23

Статья просмотрена: 354 раза

Библиографическое описание:

Резникова, А. Д. Земельные споры и причины их возникновения / А. Д. Резникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55960/ (дата обращения: 09.06.2020).

Земельные правоотношения — сложный процесс, который контролирует гражданское законодательство. Нарушение прав на земельные участки может повлечь возникновение земельного спора. Земельный спор — это разногласия возникшие в ходе нарушения права, связанного с владением и пользованием земельными участками. Чаще всего возникают при согласовании границ земельного участка. Отдельную категорию составляют споры по вопросам использования, предоставления и изъятия ЗУ. Также очень часто споры возникают в случае, когда собственнику здания необходим проход через земельный участок, принадлежащий другому лицу. Нередко граждане защищают свои права, вступая в спор с органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Ключевые слова: земельные споры, реестровые ошибки, пересечение границ, основания споров, ЕГРН, решение спора.

Земельные правоотношения возникают в связи с использованием и охраной земельных участков [1]. Нарушение законодательства, установленного в отношении земельных участков, является основанием возникновения земельного спора. Основание может является то, что права на земельный участок были нарушены или ограничены без существующих на то оснований. Земельные споры решаются несколькими способами [1]:

1) в судебном порядке по заявлению заинтересованного лица. В суде, при необходимости, назначается экспертиза, на основании которой выносится решение по делу.

2) в внесудебном порядке (урегулирование спора до суда по средствам предъявления претензии лицу, которое нарушает права собственника (пользователя) земельного участка.

Основаниями возникновения земельный спора могут быть следующие [2]:

– сделка по продаже ЗУ является ничтожной;

– заинтересованному лицу было отказано в государственной регистрации права или кадастровом учете земельного участка (далее — ЗУ);

– заинтересованному лицу было отказано в кадастровом учете ЗУ;

– органом местного самоуправления было решение об отказе в предоставлении в собственность ЗУ без оснований;

– земельный участок используется не по целевому назначению;

– земельный участок изымается у собственника без оснований;

– необходимость установления сервитута;

– не достигнуто соглашения по разделу общей собственности;

– самовольное занятие территории;

– при изъятии земельного участка, не были компенсированы убытки;

– не реализованы обязанности лица, обремененного договором аренды ЗУ;

– несогласие заинтересованного лица при установлении границ земельного участка в связи с его образованием или уточнением;

– реестровая ошибка и иные.

Проанализировав основания появления земельного спора можно классифицировать земельный споры следующим образом:

  1. Земельные споры, возникшие по поводу изъятия ЗУ;
  2. Земельные споры, возникшие по поводу предоставления ЗУ;
  3. Земельные споры, возникшие в ходе использования ЗУ;
  4. Земельные споры, при совершении сделок с ЗУ;
  5. Земельные споры, при внесении сведений о ЗУ в едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН);
  6. Земельные споры, связанные с достоверностью сведений о ЗУ (реестровые ошибки).

Причинами возникновения земельных споров могут быть: недостатки законодательной базы Российской Федерации, недобросовестное отношения граждан к использованию ЗУ; не разработанность документов по территориальному планированию и планировки территории; неграмотность специалистов, которые проводят кадастровые работы.

Наиболее значимой причиной появления спора является разногласия по поводу границ земельных участков [4]: правообладатели устанавливают заборы не по границы своего участка или при выполнении выноса в натуре границ земельного участка было выявлено наложение границ со смежными земельными участками. Бывают случаи, когда фактическая граница образуемого земельного участка пересекается с границей, сведенья о которой занесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее -ЕГРН) [5]. Такое пересечение (см. Рис.1) может являться примером реестровой ошибки.

Рис. 1. Пересечение границ земельных участков

Изначально в ЕГРН могут быть внесены ложные сведенья относительно местоположения границ, характерных точек, координат объектов недвижимости [6]. Содержание в реестре ошибочных сведений может быть ввиду следующих обстоятельств:

– нарушена процедура согласования границ земельных участков;

– межевой план, на основании которых вносились сведенья о земельном участке не имеет документов оснований или такие документы содержали недостоверную информацию;

– были неверно оправлены координаты земельного участка.

Нарушение прав на земельные участки, нарушение земельного, не соблюдения регламента, установленного в отношении ЗУ ведут не только к возникновению земельного спора, но и влекут за собой ухудшение качества земель, их захламлению, неправильному налогообложению и нерациональному использованию земли. Земельные ресурсы — это главное богатство страны, которое необходимо охранять. Поэтому следует укрепить законодательную базу в сфере земельных отношений и необходимо уделять внимание причинам возникновения земельных споров с целью защиты гражданских прав и охраны главного источника жизни — земли.