Договор международной перевозки понятие содержание договора

Понятие международных перевозок. Особенности договоров международной перевозки.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Под международными перевозками понимают перевозку грузов или пассажиров между двумя и более странами.

Существуют следующие виды договоров перевозки.

1. В зависимости от объекта различают:

2. В зависимости от того, каким транспортом осуществляется перевозка, различают:

– международные автомобильные перевозки;

– международные железнодорожные перевозки;

– международные воздушные перевозки;

– международные морские перевозки.

3. Также различают:

– перевозки грузов смешанным сообщением (например, автомобильно-водным);

– перевозки транзитных грузов через территорию Российской Федерации;

Правовое регулирование данной сферы правоотношений осуществляется посредством заключенных между государствами международных договоров.

В соответствии со ст. 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации на территории России данные правоотношения регулируются соглашением сторон. В том случае, если отсутствует данное соглашение, к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

Договор международной перевозки заключается следующим образом: участники международной перевозки заключают между собой договор перевозки, согласно которому транспортная организация принимает на себя обязательство доставить груз или пассажира в пункт назначения, а грузовладелец или пассажир обязуется возместить ей понесенные расходы. Этот договор имеет гражданско-правовой характер.

Договор международной перевозки является правовым основанием возникновения обязательств по перевозке между транспортной организацией, с одной стороны, и грузовладельцем или пассажиром — с другой. Данный договор конкретизирует условия перевозки, установленные транспортными конвенциями и актами внутреннего права; является основанием имущественной ответственности сторон при невыполнении ими своих обязательств по международной перевозке.

Договор международной перевозки имеет свои особенности:

во-первых, данный договор регламентируется, прежде всего, транспортными конвенциями и только при их отсутствии — актами внутреннего права;

во-вторых, одной из сторон этого договора является иностранное физическое или юридическое лицо;

в-третьих, в ходе исполнения договора могут применяться коллизионные нормы транспортных конвенций или внутреннего права (например, при отправке груза надлежит руководствоваться законом страны отправления, при выдаче груза — законом страны назначения).

Особенность договора международной перевозки заключается в том, что в ходе его исполнения соответствующие материально-правовые нормы применяются на основании различных коллизионных принципов. Так, при отправлении груза руководствуются законом страны отправления, при выдаче груза в конечном пункте — законом страны назначения. В других случаях применяется закон перевозчика или закон страны суда.

Подлежащее применению к международной перевозке право может быть указано в транспортном документе, выданном перевозчиком.

При осуществлении международных перевозок применяется принцип автономии воли сторон.

В зависимости от используемого транспорта договор международной перевозки подразделяется на отдельные виды. Соответственно принято различать договоры железнодорожной, автомобильной, воздушной и морской перевозок. Каждый из указанных видов договоров, в свою очередь, подразделяется на договоры перевозки грузов и договоры перевозки пассажиров и багажа.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Понятие международных перевозок. Особенности договоров международной перевозки.

Понятие международных перевозок. Особенности договоров международной перевозки.

Понятие международных перевозок. Особенности договоров международной перевозки.

Договор международной перевозки понятие содержание договора

ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ

§ 1. Общая характеристика договоров международной перевозки грузов и пассажиров

§ 2. Договор международной морской перевозки грузов и пассажиров.

§ 3. Договор международной воздушной перевозки грузов и пассажиров.

§ 4. Договор международной автомобильной перевозки грузов и пассажиров.

§ 5. Договор международной железнодорожной перевозки грузов и пассажиров.

§ 6. Договор международной смешанной перевозки грузов и пассажиров.

Общего нормативного определения договора международной пе­ревозки в каком-либо акте не содержится. Поэтому воспользуемся определением, содержащимся в ГК РФ. Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В соответствии со ст. 786 по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется пе­ревезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. За определенными изъятиями данные определения применимы к международной перевозке.

Особенность международных перевозок состоит в том, что они осуществляются между двумя и более странами. При этом «для признания перевозки международной не требуется, чтобы она фактически осуществлялась по территории двух или нескольких стран: достаточно начать такую перевозку, фактического поступле­ния груза. на территорию иностранного государства (пересечения границы) может и не быть». Например, если груз был утрачен до пересечения границы, то перевозка не перестает считаться междуна­родной. Главное, что место отправления и место назначения, указан­ные в договоре, находятся в разных государствах.

Поскольку международные перевозки осуществляются между двумя и более странами, они регулируются сложным комплексом правовых норм, состоящим из норм международных соглашений, националь­ного законодательства и обычаев, сложившихся в области перевозок.

Первая группа международных соглашений касается условий перевозок.

Подобно национальному гражданскому законодательству, в таких соглашениях устанавливаются: 1) форма договора перевозки; 2) существенные условия перевозок; 3) права и обязанности, а также ответственность сторон — перевозчика и грузоотправителя; 4) претен­зии и иски, включая вопросы юрисдикции (как известно, в России вопросы юрисдикции и исков — сфера процессуального права).

В настоящее время международные соглашения об условиях пере­возок грузов, именуемые также транспортными конвенциями, явля­ются основным источником регулирования международных перевозок. По каждому виду перевозок (морская, воздушная, автомобильная, железнодорожная, смешанная) существует какая-либо «основная» конвенция (иногда и более). Положения транспортных конвенций носят в основном императивный характер, особенно в том, что ка­сается ответственности перевозчика.

Многие конвенции об условиях перевозок содержат в своем названии слово «унификация». Унификация — это приведение чего-то к единому знаменателю. Унификация в праве — создание единых правил, которых обязаны придерживаться государства в регулировании определенных общественных отношений, как правило, тех, которые связаны с международным торговым оборотом. По мнению А.Л. Маковского, «главное содержание обязательств, принимаемых в отношении друг друга госу­дарствами по международным договорам об унификации права, состоит в обязанности каждого государства-участника договора обеспечить пра­вовое регулирование определенных в этом договоре отношений установ­ленным в нем образом».

Другая группа международных соглашений — договоры об общих принципах сотрудничества между странами по вопросам транс­порта. К этой группе относятся торговые договоры, договоры о тор­говле и мореплавании, соглашения о сотрудничестве в области конкретного вида транспорта. Они ориентированы в основном на межгосударственное регулирование перевозочной деятельности, со­держат положения достаточно общего характера.

Национальное законодательство в области международных пе­ревозок применяется субсидиарно по отношению к международным договорам. Иными словами, внутреннее законодательство подлежит применению к договорам международной перевозки в случаях, когда какой-то вопрос не урегулирован транспортной конвенцией или сама конвенция (ее коллизионная норма) отсылает к национальному законодательству. Наибольшее практическое значение имеют две кол­лизионные привязки — закон страны отправления (в том, что касается предъявления груза к перевозке) и закон страны назначения груза (вопросы, касающиеся выдачи груза, составление актов о недоста­че). О применении национального законодательства в таких конвен­циях говорится, как правило, в связи с возможностью освобождения перевозчика от ответственности или ограничения ее, а также для решения процессуальных вопросов. К примеру: «Суд может на ос­новании постановлений своего собственного закона освободить пе­ревозчика от ответственности в случае, если в причинении вреда виноват отправитель (пассажир). » и т.д. При отсылке к какому-либо внутреннему праву необходимо последовательно применять:

1) спе­циальные нормативные акты, касающиеся международных перевозок;

2) нормы транспортного законодательства;

3) нормы общеграждан­ского законодательства.

Договор международной перевозки признается внешнеэкономи­ческой сделкой: перевозка выполняется за границу, и иностранный элемент в данном случае присущ процессу перемещения, составля­ющему суть транспортной деятельности. Раздел VI части третьей ГК РФ содержит ряд коллизионных привязок, которые применяются к внешнеэкономическим сделкам в случае, если отсутствуют специ­альные коллизионные нормы, содержащиеся в транспортном законо­дательстве. В соответствии со ст. 1210 ГК стороны вправе сами избрать применимое право к их договору международной перевозки. При отсутствии соглашения сторон о применимом праве подлежит применению право перевозчика (п. 3 ст. 1211). При этом в приори­тетном порядке перед нормами ГК РФ и специального транспортного законодательства подлежат применению коллизионные нормы, со­держащиеся в международных соглашениях. Например, в соответ­ствии с п. «е» ст. 11 Соглашения стран СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992г. при отсутствии соглашения сторон о применимом праве применяется право места совершения сделки.

Пункт 2 ст. 1206 ГК РФ содержит норму, которая также связана с перевозкой: возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав по сделке, заключаемой в отношении находя­щегося в пути движимого имущества, определяется по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не предусмотрено законом. Если отношения сторон выходят за рамки транспортных (например, вопросы правопреемства, порядок уступки права на предъявление требований к перевозчику), то необходимо обращение к специальным коллизионным правилам.

Одной из главных целей транспортных конвенций является опре­деление оснований ответственности перевозчика и ограничение ее размера за несохранность груза и просрочку в доставке, а также за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. В большинстве международных соглашений перевозчик несет ответственность при наличии вины, которая предполагается (то есть бремя доказательства отсутствия вины лежит на самом перевозчике). Отечественное зако­нодательство основано на тех же принципах (см. п. 1 ст. 796 ГК РФ). В данном случае имеется изъятие из общего принципа ответствен­ности предпринимателей (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

В большинстве международных соглашений ответственность пере­возчика за несохранность груза ограничивается суммой объявленной стоимости груза. Если стоимость груза не объявлялась, ответствен­ность ограничивается определенной суммой, которая выражается во французских франках. Франки подлежат переводу в национальную валюту по определенной схеме (в зависимости от времени заключе­ния соглашения имеются в виду отсылки либо к старым франкам — франкам Жерминаль (10,31 г золота пробы 0,900) или к франкам Пуанкаре (65,5 мг золота пробы 0,900). Протоколы, принимаемые к конвенциям начиная с 70-х гг. XX в., а также современные транспортные соглашения используют в качестве единицы измерения пре­дела ответственности СПЗ — расчетные единицы МВФ. Согласно транспортным конвенциям ограничивается ответственность перевоз­чика также за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Гражданское законодательство России также ограничивает ответ­ственность перевозчика: при утрате (повреждении) груза — в размере стоимости утраченного (поврежденного) груза, а если стоимость груза объявлялась — в размере объявленной стоимости (п. 2 ст. 796 ГК РФ). Из этих же принципов исходят современные российские транспорт­ные уставы и кодексы.

Установление пределов ответственности сделано в целях защиты интересов перевозчиков от чрезмерных требований со стороны вла­дельцев утраченных (поврежденных) грузов и/или страховщиков. С другой стороны, согласно конвенциям всякое соглашение, отсту­пающее от установленного режима ответственности, в частности ис­ключающее ответственность перевозчика, недопустимо.

Договоры международной перевозки тесно связаны с иными до­говорами, прежде всего с договорами транспортной экспедиции, купли-продажи и страхования.

Так, количество товаров, подлежащих передаче покупателю, обычно определяется по документу, полученному продавцом от перевозчика (накладная, коносамент). Перевозчик отвечает за сохранность товара в количестве, принятом им от продавца. В случае недостачи товара пре­тензию покупатель должен предъявлять непосредственно перевозчику. Продавцу же предъявляются претензии только в случае, когда будет доказано, что перевозчик не виновен в недостаче или имеет место сме­шанная ответственность перевозчика и грузоотправителя.

Согласованные сторонами базисы поставки, традиционно использу­емые в договорах купли-продажи согласно обычаям или ИНКОТЕРМС, влияют на выбор конкретного вида транспорта, а также на распределение между сторонами обязанностей по заключению договора перевозки.

В частности, в сделках на условиях группы F (FCA, FAS, FOB) обязан­ность организации перевозки лежит на покупателе, а по условиям группы С (CFR, GIF, CPT, CIP) — на продавце. Соответственно расходы по перевозке в первом случае несет покупатель, а во втором — продавец (краткая характеристика группы F в ИНКОТЕРМС — «основная перевоз­ка не оплачена», а группы С — «основная перевозка оплачена»). Как отмечается в литературе, в тех странах, где у продавца имеются доста­точные возможности обеспечить морской транспорт, он может предпо­честь CFR или CIF. Если же такая возможность есть у покупателя, он, скорее всего, будет настаивать на выборе FAS и FOB.

Вместе с тем следует подчеркнуть обособленный характер отноше­ний из договоров перевозки и купли-продажи. О.Н. Садиков отмечает: «При урегулировании споров, возникающих из договора внешнеторговой купли-продажи, его участники нередко смешивают отношения купли-продажи и транспортировки и руководствуются при этом правовыми нормами, относящимися к договору перевозки, что не позволяет им надлежащим образом устранять возникшие разногласия».

Договор международной перевозки

Добавлено в закладки: 0

Договор в международной торговле имеет несколько синонимов: коммерческий международный договор, международный договор купли-продажи, экспортноимпортный контракт, контракт внешнеторговой поставки, внешнеторговая сделка. При помощи заключения и исполнения договора международной перевозки производится внешнеэкономический товарообмен, который представляет собой основание международной торговли, выполняется переход прав собственности на предмет коммерческого международного договора к покупателю от продавца. Являясь разновидностью коммерческого договора меж субъектами, которые имеют различное гражданство, нерезидентами и резидентами, договор международной перевозки являет собой юридический документ, который фиксирует определенную договоренность меж участниками внешнеторговой сделки. Статус данного юридического документа и порядок оформления закрепляется в международном и национальном праве.

Принципы международной перевозки

Принципы коммерческих международных договоров (Принципы УНИДРУА) разрабатываются в Риме Международным институтом по унификации частного права и опубликовался в 1994. РФ с 1991 в качестве правопреемника СССР – участник Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров – Венской конвенции. Либерализация внешнеэкономичной деятельности в России увеличила круг субъектов договора международной перевозки, которые имеют независимо от форм собственности право на осуществление импортных экспортных операций. При оформлении договора международной перевозки особенное внимание уделяют границам автономии сторон договора в определении условий, принципам установления используемых норм права и источникам регулирования правового. Основополагающими выступают положения Венской конвенции, гражданского законодательства общие нормы РФ и Общие условия поставок, которые сохранили нормативный характер в отношениях с отдельными странами, которые входят в СЭВ ранее. В согласии с действующим в России законодательству стороны договора международной перевозки являются свободными в выборе используемого права, который определяется по соглашению сторон.

Порядок заключения договора

Договор международной перевозки заключают в письменном виде и подписывает каждая сторона с выполнением требований национального законодательства в отношении порядка заключения и формы. Строго оговаривают ответственность, права, обязанности сторон-контрактантов, порядок исполнения и условия контракта. Общую сумму контракта проставляют прописью и цифрами. Валюта цены и валюта платежа могут не совпадать. Договор международной перевозки приобрел стандартную, унифицированную форму при развитии международной торговли в целях оптимального функционирования. Документ называют «Контракт», ему присваивают номер, он имеет вступительную часть или преамбулу, контрактные условия оформляют, как последовательно расположенные и пронумерованные разделы. Есть два типа контрактных схем. Соответственно с первой схемой (которая имеет большее практическое значение) условия договора подразделяют на дополнительные и обязательные (уточняющие, разъясняющие); по второй схеме – на индивидуальные (присущие лишь этой конкретной сделке, этому контракту), типовые (универсальные) условия.

Условия договора

Обязательные условия договора – такие условия, отсутствие одного из которых делает сделку в целом или трудновыполнимой или неисполнимой. Они включают определение: сторон (покупателя и продавца) и предмета договора (название объекта купли-продажи); количества товара; его общей суммы и цены контракта; срока поставки товара; условий платежа; базисных условий поставок; гарантии продавца; рекламации и штрафных санкций; условия страхования; уполномоченных лиц, чьи подписи договору придают контракту статус юридического документа. К дополнительным условиям относятся: качественные характеристики услуг и товара; маркировку и упаковку; сдачу-приемку работ (товара); условия доставки до места назначения – транспортировки товара; форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы; другие условия, включая итоговые формулировки, которые регулируют выполнение договора и последоговорные взаимоотношения партнеров. К договору международной перевозки прилагают детальные спецификации при поставке различного ассортимента товаров, с различными качественными характеристиками. Типовые условия являются универсальными, то есть набором стандартных, общепринятых в мировой практике, формулировок условий договора. Индивидуальные условия включают в себя определение сторон договора (покупателя и продавца) и предмета договора; качества и количества поставляемого товара или выполненных работ; срока выполнения (поставки); цены; количества показателей штрафных санкций, сроков претензий и гарантий, графиков подачи транспорта и других расчетов. Данная классификационная схема была воплощена в типовых договорах, являющих собой бланк, который изготовлен типографским способом на обратной стороне которого отпечатали типовые условия договора, на лицевой – индивидуальные условия с пробелами для того, чтобы вносить в них необходимые для этого контракта уточнения и дополнения.

В истории внешнеэкономической деятельности России до 1990-х гг. особенную роль играло правовое нормативное регулирование внешней торговли с некоторыми государствами (например, КНДР, КНР, Югославией, Финляндией, Швецией, странами, которые являются членами СЭВ) при помощи двусторонних общих условий поставки. Эти условия с 1991 имеют факультативный характер и применяются по усмотрению сторон, будучи обязательными при соответствующей ссылке на них в договорах. Ссылка на нормативные документы облегчает в значительной степени работу по подписанию, подготовке и выполнению договора международной перевозки, предотвращает пропуски в тексте каких-либо немаловажных условий. Для того, чтобы придать договору статус юридического документа, каждая сторона-участница сделки при подписании договора должна соблюдать требования и руководствоваться собственным национальным законодательством, которые касаются порядка и формы заключения. В согласии с существующей практикой внешнеторговая сделка является действительной, когда она совершается в письменном виде и подписывается двумя уполномоченными лицами, которые представляют отечественную организацию. Скрепление подписей печатью по договору международной перевозки. российским законодательством не предусматривается, но на практике данное условие часто соблюдается, и гербовая печать организации становится обязательным атрибутом.

Особенности международного договора перевозки груза

При анализе правовой природы того или иного договора крайне важно определить основы его обязательности для участников регулируемого правоотношения.

Договор международной перевозки груза имеет в этом смысле следующие особенности.

С одной стороны, в силу принципа автономии воли только гражданско-правовой договор, заключенный между перевозчиком и отправителем (грузовладельцем), обладая регулятивным значением, является единственным основанием возникновения обязательств между грузовладельцем и перевозчиком.

Иначе говоря, лишь собственная свободная воля субъектов, вступающих в договор перевозки, порождает их права и обязанности в этом правоотношении .

В свою очередь, из принципа автономии воли вытекает принцип суверенной силы договора для его сторон.

Иначе говоря, заключившие договор стороны связаны его условиями как законом. Более того, силу закона заключенный договор имеет и для суда в случае возникновения спора между сторонами.

Однако, с другой стороны, необходимо иметь в виду, что автономия воли сторон гражданско-правового договора не рассматривается как неограниченная. Обусловлено это, прежде всего, регулятивным воздействием государства на гражданско-правовые отношения.

Налицо стремление законодателя защитить саму свободу воли сторон и обеспечить наличие условий действительности договора, таких, как дееспособность сторон, отсутствие пороков воли, непротиворечие содержания договора нормам объективного права.

Контроль законодателя проявляется и в прямом ограничении воли субъектов хозяйствования (а также и воли суда в случае возникновения спора между сторонами) в области отдельных договорных отношений посредством закрепления обязательных, заранее предустановленных договоров, содержание и правила которых императивно предопределены для сторон.

Именно к такой категории относится договор международной перевозки груза, условия которого, обязательные для сторон в этом договоре, закреплены императивными нормами как международных транспортных конвенций, так и отечественного Гражданского кодекса, где перевозкам посвящена целая глава.

Обусловлено это спецификой транспортных правоотношений и, соответственно, норм транспортного права, проявляющихся в том, что по сравнению с другими гражданско-правовыми нормами они предоставляют сторонам договора гораздо меньшую свободу, которая в данном случае является ограниченной в силу соответствующих положений национального законодательства и международных соглашений.

В то же время нельзя говорить, что здесь вообще отсутствует автономия воли сторон. Как неотъемлемый атрибут договорных отношений в рыночной экономике она присутствует и у сторон международного договора перевозки, хотя и со своими особенностями.

В первую очередь, в договорном праве автономия воли проявляется через свободу конкретных лиц заключать или не заключать гражданско-правовой договор.

У автомобильных перевозчиков, которые осуществляют дорожные перевозки грузов индивидуализированными небольшими партиями, принадлежащими одному грузовладельцу, и которым индивидуальные маршруты перевозки и график транспортировки указывает грузовладелец, характер деятельности предполагает наличие у них ограниченного и индивидуализированного контингента клиентуры. При этом он не обязан заключать договор перевозки с любым грузовладельцем, обращающимся с таким предложением, и вправе предлагать разную цену на свои транспортные услуги различным контрагентам.

Это право закрепляет часть третья ст. 744 ГК Республики Беларусь, согласно которой работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Иначе говоря, обязанность заключить договор перевозки у автомобильного перевозчика и грузовладельца возникает только после добровольного принятия этими же сторонами обязательства в виде предварительного соглашения сторон о цене перевозки индивидуализированного груза по предложенному грузовладельцем индивидуальному маршруту как добровольного акта понуждения к заключению договора.

При необходимости осуществления систематических индивидуальных перевозок перевозчик и грузовладелец могут заключить такой вид предварительного соглашения, предопределенного законодателем, как долгосрочный договор об организации перевозок, который также будет являться для сторон предварительным добровольным актом понуждения к заключению соответствующих договоров перевозки.

Таким образом, перевозчик, осуществляющий дорожные перевозки грузов автомобильным транспортом, свободен в выборе контрагента-грузовладельца и принятии решения о заключении с ним договора перевозки.

Законодательство ограничивает свободу грузовладельца и перевозчика и по форме заключения договора, устанавливая определенную форму для международного договора перевозки. Так, в соответствии с п. 2 ст. 739 ГК Республики Беларусь, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной. Согласно п. 7 ст. 1 КМП (Гамбургские правила) при морских международных перевозках документом, подтверждающим договор перевозки, является коносамент. В отношении смешанных международных перевозок п. 4 ст. 1 КСП устанавливает, что документ смешанной перевозки удостоверяет договор смешанной перевозки, принятие груза оператором в свое ведение, а также его обязательство доставить груз в соответствии с условиями этого договора.

Наконец, ст. 4 КДПГ определяет, что при международных перевозках автомобильным транспортом договор перевозки подтверждается составлением накладной .

Как видно, во всех вышеперечисленных правовых актах специально указано, что составление и выдача транспортной накладной подтверждают заключение договора перевозки.

Договор международной перевозки грузов автомобильным транспортом

Договор международной перевозки грузов: правовые вопросы и применяемое законодательство

Согласно положениям статьи 784 ГК РФ, перевозка грузов осуществляется на основании соответствующих договоров, заключаемых в соответствии с требованиями транспортных уставов и кодексов. Базовым нормативным актом, применяемым к автомобильным перевозкам, является закон «Устав…» от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Об общих положениях договоров перевозки мы уже писали в нашей тематической статье. В том ЖЕ случае, если перевозки осуществляются между государствами, к ним применяются также нормы международных документов, в частности Женевская конвенция о международной дорожной перевозке грузов 1956 года (далее — Конвенция), действующей на территории СССР и в дальнейшем — РФ с 01.12.1983.

Согласно статье 1 Конвенции, ее нормы применяются в том случае, если:

  • хотя бы часть перевозки осуществляется автомобилем;
  • место отправки или прибытия груза находится на территории страны — участницы Конвенции (при этом место нахождения/регистрации сторон не имеет значения).

В какой форме заключается договор перевозки

Практикам следует помнить, что договор перевозки может заключаться в различных формах, а факт заключения соглашения — подтверждаться разными документами. Стандартным документом для подтверждения факта заключения сделки, согласно статье 4 Конвенции, является накладная формы CMR. По правилам статьи 8 ФЗ № 259 накладная заполняется отправителем и именно он несет ответственность за правильность и полноту данных, в ней содержащихся. В России данная форма применяется согласно пункту 8.1.2 письма ФНС РФ «О направлении…» от 21.08.2009 № ШС-22-3/660@.

При этом тот же пункт 4 Конвенции определяет, что отношения между сторонами сделки могут регулироваться и иными документами, к которым в этом случае должны применяться положения Конвенции.

Более подробно данный вопрос раскрыт в пункте 5 статьи 8 ФЗ № 259, который устанавливает, что факт заключения договора может подтверждаться заявкой грузоотправителя, если между сторонами заключено соглашение об организации перевозок. При этом пункт 3 той же статьи указывает на обязательность оформления накладной в таком случае.

Следовательно, если речь идет о регулярных перевозках, то алгоритм их юридического оформления включает следующие шаги:

  1. Заключение договора об организации перевозок между отправителем груза и перевозчиком.
  2. Оформление накладной CMR на каждый автомобиль или отдельную партию груза согласно условиям ранее заключенного договора. Согласно статье 5 Конвенции, накладная составляется минимум в 3 экземплярах, подписывается отправителем и перевозчиком. По одному экземпляру остается у сторон сделки, третий находится вместе с перевозимым грузом. К накладной отправитель, согласно статье 8 ФЗ № 259, обязан приложить все необходимые документы для пересечения границы и предъявления по требованию государственных органов (сертификаты качества товара, санитарные, карантинные, таможенные и прочие бумаги).

В том же случае, если речь идет о разовой перевозке, в качестве договора может использоваться только накладная. Соответственно, к отношениям сторон также будут примениться нормы Конвенции и главы 2 ФЗ № 259.

Рабочий договор международной перевозки грузов автомобильным транспортом: содержание и образец

Договор об организации перевозок заключается между двумя сторонами (грузоотправителем и перевозчиком). Предмет сделки в рассматриваемом нами случае — не конкретная единичная перевозка, а общий алгоритм взаимодействия сторон в части сроков предоставления транспорта, погрузки, определения маршрутов, стоимости и порядка расчетов между контрагентами. Образец данного соглашения можно скачать по ссылке:

Пункт 5 статьи 8 ФЗ № 259 не указывает на какие-либо существенные условия данной сделки, кроме предмета, однако на практике содержание документа включает, как правило, следующие разделы:

  1. Взаимные обязанности сторон сделки.
  2. Требования к транспорту и его водителям.
  3. Порядок расчетов между контрагентами.
  4. Ответственность сторон.
  5. Заключительные положения, определяющие порядок вступления документа в силу, порядок разрешения споров и т. д.

Обязанности грузоотправителя

К числу основных обязанностей данной стороны сделки относятся:

  • информирование перевозчика путем заблаговременной подачи письменной заявки о том, куда и какой транспорт необходимо подать для перевозки конкретного груза;
  • подтверждение ранее поданной заявки либо внесение в нее корректив при необходимости (договор может предусматривать время, в течение которого в первоначальную заявку могут быть внесены изменения);
  • предоставление груза и организация погрузки в течение определенного срока. Груз должен соответствовать требованиям, указанным в статье 10 ФЗ № 259, то есть быть упакованным надлежащим образом, при этом каждое грузовое место должно быть промаркировано. Погрузочные работы необходимо вести согласно требованиям статьи 11 ФЗ № 259 таким образом, чтобы обеспечить не только безопасность груза при перевозке, но и сохранность контейнера и транспортного средства;
  • оформление накладной CMR, где указывается информация о конкретном грузе (вид, вес, количество мест, стоимость, маршрут, вид и тип транспорта перевозчика и т. д.);
  • оплата перевозки (сроки и порядок оплаты определяются в конкретном договоре);

Обязанности перевозчика

Во исполнение договора об организации перевозок транспортная компания обязана:

  • рассмотреть поданную заявку и дать на нее ответ, причем условия соглашения могу устанавливать различные формы подтверждения заявки (например, выставление отправителю счета-фактуры);
  • известить отправителя о количестве и грузоподъемности автомобилей, которые будут поданы под погрузку, сообщить их регистрационные номера и другие сведения о транспорте, необходимые для заполнения CMR;
  • подать исправный и пригодный для перевозки транспорт, согласно статье 9 ФЗ № 259, регистрационные данные которого указаны в извещении, направленном ранее грузоотправителю;
  • принимать все меры для своевременной доставки груза получателю, согласно статье 14 ФЗ № 259, а также незамедлительно информировать отправителя или получателя о задержках в пути, авариях и иных чрезвычайных происшествиях;
  • строго соблюдать инструкции отправителя по заполнению таможенных, транспортных и иных документов.

Требования к транспорту и водителям

В условиях соглашения сторонам желательно заранее оговорить требования к транспорту, который будет перевозить грузы. Здесь могут быть указаны возможные марки автомобилей, их грузоподъемность, емкость прицепов, тип кузова и т. д. Еще одним пунктом сделки может стать указание примерных требований к водителям (их количество, стаж работы на данном типе автомобилей, оснащение средствами связи и контроля и т. д.).

Порядок расчетов

В договоре следует обозначить тарифы или ставки, на основании которых перевозчик будет осуществлять расчет стоимости перевозок. При этом помимо собственно транспортных расходов должны быть учтены затраты перевозчика на оформление необходимых документов, пересечение границы и прочие непредвиденные расходы. Соответственно, еще один пункт договора должен быть посвящен вопросу о времени расчетов за перевозку, перечислению аванса и т. д.

Ответственность сторон

В дополнение к перечисленному выше сторонам необходимо указать размеры штрафных санкций за неисполнение или несвоевременное исполнение принятых обязательств.

В качестве оснований для наступления ответственности отправителя, могут быть указаны:

  • отказ от перевозки после прибытия транспорта под погрузку либо непредъявление груза (статья 10 ФЗ № 259);
  • простой транспорта под погрузкой по вине отправителя (например, в случае неправильной погрузки или несоблюдения правил о нагрузке на ось, согласно статье 11 ФЗ № 259, и необходимости последующей перегрузки), а также его несвоевременной разгрузки получателем;
  • просрочка оплаты перевозки (статья 395 ГК РФ).

Основаниями для ответственности перевозчика являются:

  • неподача или несвоевременная подача транспорта под погрузку (пункт 2 статьи 9 ФЗ № 259);
  • гибель груза, его повреждение либо недостача по вине перевозчика, а также просрочка доставки (статьи 14 и 15 ФЗ № 159).

Итак, нормы ФЗ № 259 позволяют сторонам самостоятельно определять порядок организации перевозок, маршруты и объемы, стоимость, размеры санкций за неисполнение обязательств и т. д. Соответственно, все это вопросы должны быть урегулированы в договоре об организации перевозок.

Договор международной перевозки

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО «Акса» Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором

Вернуться назад на Договор перевозки

Договор международной перевозки груза и договор перевозки груза во внутреннем сообщении не имеют принципиальных отличий и относятся к договорам одного типа. В своей основе характеристики и структурные элементы этих договоров совпадают. Это относится прежде всего к их предмету, юридическим признакам, сторонам, содержанию.

Вместе с тем между этими видами договоров имеются определенные различия. В отличие от договора перевозки груза во внутреннем сообщении договор международной перевозки груза регламентируется в первую очередь международно-правовыми источниками, а при их отсутствии или неурегулированности ими отдельных вопросов – нормами внутреннего (национального) законодательства.

Существенная особенность данного вида международного договора касается круга его участников. Как правило, одной из сторон в договоре выступает иностранное физическое или юридическое лицо.

Следующая особенность связана с отдельными параметрами договора международной перевозки груза. Имеются в виду такие условия договора, как провозные платежи, сроки доставки, ответственность сторон. Некоторые из них существенно отличаются от условий договора во внутренней перевозке, например санкции, применяемые при неисполнении или ненадлежащем исполнении сторонами своих обязательств и размеры этих санкций. Отличия имеют и вопросы о спорах в связи с перевозкой, в том числе аспекты, связанные с претензией и иском, сроками их предъявления, юрисдикцией.

Еще одна особенность касается транспортной документации, оформляемой при международных перевозках. Договор международной перевозки грузов отличается от аналогичного договора во внутренних перевозках формой и прилагаемым к договору комплектом обязательных товарно-транспортных документов, необходимых для пересечения границы. Это документы, предъявляемые пограничным, таможенным, санитарным и другим официальным органам, осуществляющим административные функции. К таким документам относятся, в частности, разрешение на проезд но территории иностранного государства, документы, оформляемые в соответствии с таможенными правилами (счет-фактура на перевозимый товар, гарантийное обязательство получателя товара об оплате таможенной пошлины, сборов НДС и акцизов), документы, необходимые для прохождения санитарного и фитосанитарного контроля и др. Оформляет такие документы, как правило, грузоотправитель, а перевозчик разрешает все вопросы, связанные с пересечением границы. Основной документ с прилагаемым комплектом выполняет различные функции. Во-первых, он закрепляет права и обязанности сторон, во-вторых, определяет условия перевозки, в-третьих, содержит указания перевозчику и, наконец, в-четвертых, позволяет выполнить необходимые формальности, связанные с пересечением государственной границы.

В качестве основных документов, подтверждающих заключение договора международной перевозки груза, транспортные конвенции и соглашения называют накладную, коносамент, транспортный документ, перевозочный документ, средство, сохраняющее запись о предстоящей перевозке.

На практике исторически сложилось так, что существуют две основные системы транспортных документов, подтверждающих заключение договора международной перевозки груза:

– накладная, применяемая при осуществлении автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозок, а также перевозок речным транспортам;
– коносамент, применяемый при морских перевозках и перевозках речным транспортом.

Не затрагивая общих черт, присущих обеим системам транспортной документации, отметим лишь отличия между ними.

Накладной присущи урегулированные в международных актах определенная форма, четкий набор реквизитов и точное содержание. Что касается коносамента, то в отношении этого договора имеется лишь указание на минимальный перечень реквизитов.

Коносамент составляется перевозчиком (капитаном корабля), подписывается только им и вручается грузоотправителю, а накладная составляется, как правило, грузоотправителем (только отдельные сведения вносятся в нее перевозчиком) и подписывается обеими сторонами. Эти на первый взгляд формальные отличия влияют прежде всего на правовую оценку коносамента, а также на его доказательственное значение. Проявляется это в том, что коносамент является товарораспорядительным документом с вытекающими из этого соответствующими правовыми последствиями. Накладной это качество не присуще. Она относится к товаросопроводительным документам.

Две системы транспортной документации, а также указанные отличия коносамента от транспортной накладной присущи и внутренним перевозкам. Различия же между этими основными документами, оформляемыми при международных и внутренних перевозках, касаются набора реквизитов и характера их обозначения.

Существенной отличительной особенностью транспортных документов, подтверждающих заключение договора международной перевозки груза, является закрепление в конвенциях положения о том, что их отсутствие, неправильное оформление или потеря не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки (ст. 4 КДПГ, и. 2 ст. 5 Варшавской конвенции).

В перевозках отдельными видами транспорта (морским, воздушным) применяются типовые формы этих документов, которые именуются проформами.

Имеются некоторые отличия и в порядке заключения договора международной перевозки груза. При международных перевозках достаточно широко используются генеральные соглашения, которые заключаются между сторонами, строящими свои взаимоотношения на долгосрочной основе. В этих соглашениях детально прописываются условия выполнения сторонами обязательств при осуществлении перевозок. Наряду с основными обязанностями по подготовке и предъявлению грузов к перевозке, их доставке в сохранности в пункт назначения в генеральных соглашениях определяются порядок подачи заявок на перевозки грузов, возложение таможенного оформления на перевозчика, порядок расчетов, форс-мажорные обстоятельства, ответственность перевозчика и грузоотправителя, претензии и арбитраж.

На основе генеральных соглашений для осуществления конкретных перевозок грузов обычно применяется подача заявок на календарную неделю. В заявке содержатся все необходимые данные: количество необходимых транспортных средств, наименование и количество груза, которое необходимо перевезти за неделю, график подачи транспортных средств и их конкретной диспозиции по пунктам погрузки и таможенного оформления грузов.

При осуществлении разовых перевозок грузов действует система подачи заявки (оферты). Она может акцептироваться двумя способами: официальным ответом перевозчика в письменной форме с использованием телеграфа, телекса, факса и т.п. или конклюдентными действиями перевозчика, заключающимися в подаче транспорта в указанное в заявке время и в обусловленное место погрузки. Последний способ не получил в России широкого распространения.

В отличие от российского законодательства, содержащего четкое определение договора перевозки (ст. 785 ГК РФ), международные источники, как правило, обходят своим вниманием определение договора международной перевозки груза. Лишь некоторые конвенции дают его дефиницию в общем виде.

Это, в частности, Конвенция ООН о морской перевозке грузов, Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов.

Так, в Конвенции ООН о морской перевозке грузов договор морской перевозки определяется как договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой. В этом определении отсутствует прямое указание на такой важный признак международного договора перевозки груза, как наличие иностранного элемента. Впрочем, его можно вывести из общего смысла и назначения Конвенции.

Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. закрепляет положение о том, что понятие «договор перевозки», во-первых, применяется исключительно к договору перевозки, удостоверенному коносаментом или любым подобным ему документом, являющимся основанием для морской перевозки грузов; во-вторых, он применяется также к коносаменту или подобному ему документу, выданному на основании чартера с того момента, когда такой коносамент или документ регулирует отношения между перевозчиком и держателем коносамента или документа (п. «в» ст. 1).

По сути, эта формулировка имеет лишь косвенное отношение к определению договора международной перевозки груза.

Наконец, оценивая определение, данное в Конвенции ООП о международных смешанных перевозках грузов, можно признать, что по сравнению с приведенными выше определениями оно гораздо ближе (хотя и с поправкой на смешанный характер перевозок) к сущности договора международной перевозки груза.

В Конвенции ООН оно сформулировано так: «договор смешанной перевозки означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозки за уплату провозных платежей обязуется осуществить, или обеспечить осуществление международной смешанной перевозки» (п. 3 ст. 1).

Таким образом, следует констатировать отсутствие в международных транспортных источниках удовлетворительного формулирования договора международной перевозки груза. Нет такого определения и в специальной юридической литературе, либо оно нечетко сформулировано. Опираясь на положения внутреннего транспортного законодательства и учитывая присущий международным перевозкам иностранный элемент договор международной перевозки груза можно определить как соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить с пересечением государственной границы вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Этот договор является реальным, взаимным и возмездным. Реальный характер договора проявляется в том, что он считается заключенным после достижения сторонами согласия по всем существенным условиям с момента передачи груза для перевозки перевозчику. Факт передачи груза и начала с этого момента действия договора подтверждается либо подписью перевозчика на транспортной международной накладной, либо вручением им грузоотправителю соответствующего документа о приеме груза.

Об этом имеются прямые указания в международных транспортных источниках. Так, в соответствии с § 5 ст. 8 СМГС договор перевозки считается заключенным с момента приема станцией отправления груза и накладной к перевозке; прием удостоверяется наложением на накладную календарного штемпеля станции отправления.

При международных морских перевозках грузов документом, подтверждающим факт приема груза к перевозке, является коносамент. На это указывает Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (п. 3 ст. 3).

Правда, что касается такой разновидности договора перевозки груза, какой является договор фрахтования или чартера, то этот договор относится к числу консенсуальных.

Наличие у сторон договора международной перевозки груза взаимных (встречных) прав и обязанностей свидетельствует о его взаимном характере. Причем помимо основополагающих обязанностей, заключающихся, с одной стороны, в осуществлении перевозки груза и доставки сто в пункт назначения, а с другой – в оплате этой услуги, на стороны возложены и другие встречные обязанности. Для перевозчика это обязанность проявить необходимую заботу о грузе, обеспечить его сохранность, своевременную доставку в пункт назначения и т.д. На грузоотправителя возлагаются обязанности по подготовке груза к перевозке, его затариванию, упаковке, маркировке, опломбированию, погрузке и др.

Договор перевозки груза относится к числу возмездных. Основанием исполнения обязательства по перевозке груза является получение встречного удовлетворения в виде уплаты грузоотправителем за перевозку груза установленной суммы. В международных конвенциях условия оплаты закреплены в отдельных статьях. Так, СМГС содержит ст. 15, которая называется «Уплата провозных платежей», а, например, Соглашение об общих условиях перевозки грузов в международном сообщении по р. Дунай.

Договор поручения
Договор хранения
Договор страхования
Кредитный договор
Договор займа

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Не забываем поделиться: