Договор безвозмездного пользования автомобилем и ОСАГО

Содержание статьи:

DMG90 › Блог › Как ехать без страховки?

Уважаемые страховщики, все, что написано ниже, не содержит ничего личного к вам.

Итак, выпивший товарищ просит вас отвезти его домой на его автомобиле. Но вы не вписаны в страховку, и в случае остановки последует штраф в 500 руб. по ч. 1 ст. 12.37 КоАП, а за попытку тронуться можно попасть на 15 суток.

Попутно другой вариант. Вы купили технически неисправный автомобиль, и на его ремонт ушло некоторое время. Теоретически, чтобы доехать до станции техосмотра, а затем до страховой компании, можно купить полис сроком до 20 дней. Но, во-первых, это лишние деньги, а во-вторых, лишняя трата времени.

В первую очередь нужно различать:

управление как непосредственное воздействие на органы управления;
управление в гражданско-правовом смысле.
Первый случай закреплен в ПДД.

Второй случай закреплен в Гражданском кодексе и фактически означает распоряжение автомобилем по своей воле – еду, куда хочу. Здесь и зарыта собака – при смене субъекта управления закон «Об ОСАГО» дает 10 дней на оформление нового полиса.

Другими словами, если вы купили автомобиль, взяли его в аренду или заключили договор безвозмездного пользования автомобилем (договор ссуды), то можете ездить 10 дней без полиса на абсолютно законных основаниях.

1. Собственник автомобиля – это тот, кто записан в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Владелец – тот, кто распоряжается автомобилем. И это не обязательно собственник, ведь собственник может отдать ключи и свидетельство о регистрации другому водителю, и у машины появляется новый владелец – де-факто заключается устный договор безвозмездного пользования (ссуды).

2. Застраховать автомобиль может любой человек. Точно так же он в любой момент может расторгнуть договор страхования. В этом случае обязанность заключения договора ОСАГО ложится на нового владельца.

3. Новому владельцу автомобиля по ч. 2 ст. 4 закона «Об ОСАГО» необходимо застраховать свою ответственность:

до регистрации;
не позднее 10 дней после возникновения права владения во всех остальных случаях.
4. В ПДД сказано, что водитель обязан иметь при себе полис ОСАГО, только когда эта обязанность установлена законом. То есть норма в ПДД – отсылочная, на закон «Об ОСАГО». Запретов на управление без полиса закон «Об ОСАГО» не содержит.

Итак, берете листок бумаги и с собственником машины пишете договор безвозмездного пользования и как новый владелец можете кататься 10 дней без страховки. Поленились, не стали искать бланк и ничего не написали? Ничего страшного, в случае остановки говорите об устном договоре безвозмездного пользования со ссылкой на ст. 159, ч. 2 ст. 161 и ст. 689 ГК.

Факт устной сделки в любой момент могут подтвердить свидетели. Здесь многие допускают ошибку, утверждая, что ст. 162 ГК не позволяет ссылаться на показания свидетелей. Однако данная статья распространяет свое действие только на сделки, требующие обязательной письменной формы, к которой договор безвозмездного пользования не относится (ссылка).

Если вы везете пьяного собственника автомобиля по его просьбе к нему домой, то осознайте, что вы едете по своей инициативе, только вами выбранным маршрутом, в любой момент можете остановиться и сбегать в магазин за минералкой. То есть вы распоряжаетесь автомобилем по своей воле. А на пассажирском сидении – просто ваш друг, который сам отдал вам «Свидетельство о регистрации», чтобы не разговаривать пьяным с полицейскими.

Тем самым я еще раз подчеркиваю, что вы не нарушаете закон, и данная статья не содержит никаких призывов к его нарушению.

Если инспектор неадекватно реагирует на срок в 10 дней, протокол составлен, упомяните в протоколе решение Верховного суда №АКПИ12-205, где официально подтверждается все вышесказанное.

Заодно запишите и постановление №12-АД13-3, где также подтверждены все вышеприведенные выкладки. Более того, даже если водитель предъявил закрытый полис ОСАГО, где не указана его фамилия, но при себе он имел договор безвозмездного пользования, с момента заключения которого не прошло 10 дней, то и наказание по ч. 1 ст. 12.37 КоАП не последует.

Если инспектор утверждает, что владеть автомобилем без страховки можно, но ездить нельзя, отвечайте, что если не ездить, то ни регистрация, ни техосмотр, ни полис ОСАГО не нужны.

А что будет в случае ДТП? Кто выплатит ущерб?

Все опять зависит от варианта управления.

Если вы непосредственно воздействуете на органы управления, везете собственника домой и становитесь виновником ДТП, будучи не внесенным в страховку, то страховая компания должна оплатить ущерб, а затем выставить регрессивные требования к страхователю – собственнику. Будет ли собственник требовать деньги с вас, решайте заранее.

Как можно ездить без Осаго

Верховный суд разрешил ездить без Осаго десять дней.

Всем нам известно, что согласно действующему законодательству в России, управлять автомобилем без обязательного страхового полиса гражданской ответственности нельзя. За это предусмотрен штраф в размере до 800 рублей (в зависимости от вида правонарушения). А как быть собственникам транспортных средств, которые недавно купили автомобиль и еще не перерегистрировали автомобиль в органах ГИБДД в течение установленного законом десятидневного срока? До недавнего времени, органы Госавтоинспекции считали, что в этом случае новый собственник транспортного средства также обязан с первого же дня владения машиной приобрести полис ОСАГО. Но Верховный суд РФ посчитал по-другому.

Так Верховный суд Российской Федерации, отменил выписанный владельцу автомобиля штраф в размере 300 рублей за управление автомашиной после ее получения во владение без страхового полиса.

Штраф был выписан, несмотря на то, что десятидневный обязательный срок, в который водитель должен был приобрести полис Осаго на свое имя или внести свои данные в старый полис, не истекли.

Поводом для рассмотрения данного дела стал иск владельца автомобиля, который посчитал, что был оштрафован не законно.

Собственник транспортного средства приобрел право пользоваться автомобилем в феврале 2013 года, на который на момент фиксирования правонарушения был действующий полис ОСАГО, но в него не был вписан водитель управлявший автомашиной. За это нарушение патруль ДПС составил протокол об административном правонарушении, и наложил штраф в размере 300 рублей. Как выяснил суд водитель, который не был указан в страховом полисе, несколько дней до этого приобрел право безвозмездного пользования автомашиной согласно договору.

Казалось бы, этот незначительный случай не должен был привлечь внимание многих юристов и специалистов в сфере законодательства. Но решение Верховного суда на самом деле имеет важное значение, и было включено в 2014 году, в обзор судебной практики, которая разъясняет положение действующих законов об ОСАГО и регистрации автомобилей в органах Госавтоинспекции.

Дело в том, что суд встал на сторону водителя и принял решение о незаконности наложения штрафа за то, что новый владелец (не собственник, а владелец на основании договора о безвозмездной передачи ТС) автомашины управлял ею, будучи не вписанный в страховой полис.

«До истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса»

Примечательно, что прежде чем водитель смог отстоять свои гражданские права, все нижестоящий инстанции признали правомерность наложения административной ответственности водителя по статье 12.37 КоАП РФ, оставив в законной силе решение суда первой инстанции.

На каких основаниях владельцы транспортных средств имеют право управлять автомобилем без полиса ОСАГО в течение 10 дней с момента приобретения автомашины по договору купли-продажи?

Согласно решению ВС РФ, Госавтоинспекция не вправе штрафовать водителя за управление автомобилем без страхового полиса, в течение 10 дней после приобретения, так как это предусмотрено частью 2 статьи 4, Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (только в новой редакции на основании нового Федерального законодательства от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ). Данная действующая норма закона об ОСАГО прямо разрешает новому владельцу управлять автомашиной, если он не вписан в полис ОСАГО, но не более десяти дней.

По мнению ВС РФ, водитель автомобиля получил от собственника ТС право безвозмездного пользования автомашиной. Соответственно при возникновении права пользоваться автомашиной при любых основаниях, водитель обязан приобрести полис ОСАГО в течение 10 дней с момента возникновения этого права управлять автомашиной в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.

Как следует из материалов дела, десятидневный срок у водителя не истек. Соответственно, накладывать штраф, органы ГИБДД не имели право.

Если бы водитель получившие в пользование автомобиль был остановлен органами ГИБДД по истечении 10 дней, то тогда на него могла сотрудниками ДПС быть наложена административная ответственность. Но так как отведенный законом срок на приобретение полиса ОСАГО не истек, суд пришел к решению отменить штраф за управление машиной без страхового полиса.

Что это означает на практике?

Конечно наше запутанное законодательство одно из самых сложных в мире. Все дело в том, что многие законы противоречат другим Федеральным и подзаконным актам. От туда и не правильное толкование тех или иных положений законодательства. Но на самом деле это постановление суда очень важно для всех автовладельцев, так как незаконно оштрафовать могут любого. Особенно в связи с юридической неграмотностью не только простых граждан, но и многих госслужащих.

Поэтому каждый водитель должен знать, что если вы только что приобрели автомобиль и не истек десятидневный срок для перерегистрации собственника в органах ГИБДД, можно до истечения срока управлять автомашиной без полиса ОСАГО.

Как законно ездить без полиса Осаго?

Многие предприимчивые владельцы транспортных средств, после данного постановления Верховного суда РФ, которое вынесено в начале 2014 года, начали использовать законный способ, чтобы не покупать полис ОСАГО и ездить без риска быть оштрафованным на машине более десяти дней. Для этого те, кто не хочет приобретать страховой полис, регистрируют свой автомобиль на ближайших родственников, которые якобы передают прежнему владельцу автомобиль в безвозмездное пользование или по договору купли-продажи.

Таким образом, прежней владелец (только с юридической стороны водитель является прежним владельцем, а фактически по-прежнему в полной мере продолжает пользоваться автомобилем) приобретает законное право управлять автомашиной без полиса ОСАГО в течение 10 дней.

После истечения разрешенного законом срока, который разрешает ездить без страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности, безвозмездный договор передачи транспортного средства (или любой другой договор в соответствии с Гражданским кодексом РФ — в том числе и договор купли-продажи) переписывается с новой датой, что дает право еще десять дней управлять машиной без полиса Осаго.

Так может продолжаться до бесконечности. Ведь никто не сможет привлечь водителя за подобную хитрость. Ведь прежний договор передачи транспортного средства или договор купли-продажи никогда не попадет в органы ГИБДД, которые в таком случае никогда не смогут узнать, о таком предприимчивом способе не покупать полис страхования.

Какие риски несет водитель за управление автомобилем без полиса Осаго в первые дни после возникновения права владения транспортным средством?

Несмотря на то что Верховный суд РФ официально подтвердил возможность на законных основаниях управлять машиной без полиса Осаго, тем не менее существуют огромные риски у того кто управляет машиной без полиса. Все дело в том, что полис Осаго защищает нас от денежных трат в случае нашей виновности в аварии, в которой причинен вред пострадавшей стороне. Как правило, в таком случае весь ущерб от ДТП покрывается за счет страховой компании.

Но в случае управления автомашиной без полиса Осаго (несмотря на то что это законно в течение 10 дней) водитель в случае своей виновности в аварии, будет (обязан) выплачивать ущерб из своих собственных средств. Если виновник ДТП не выплатит пострадавшей стороне причинённый ущерб, то пострадавшая сторона вправе обратиться в суд с иском о взыскании причинённого в ДТП ущерба. Как правило, одним только ущербом, подобные судебные процессы не заканчивается. Часто к этой сумме суд прибавляет расходы истца на адвоката, экспертизу, госпошлину и другие траты.

Поэтому советуем вам, несмотря на возможность в течение десяти суток водить автомобиль без страхового полиса, после получения права управления автомобилем, приобрести полис Осаго или вписать в действующий полис свои данные, поскольку в случае аварии по своей вине, вы рискуете выплатить ущерб из своих средств.

Можно ли управлять автотранспортом, не имея полиса страховки, и как ездить без ОСАГО законно?

Многих автомобилистов интересует вопрос в каких случаях можно управлять авто не имея на руках действительного полиса ОСАГО? На этот вопрос мы подробно ответим в нашей статье.

Из статьи вы узнаете в каких случаях можно ездить без страховки, как общаться с сотрудниками ДПС при возникновении конфликтных ситуаций, а также что будет при наступлении дорожно транспортного проишествия без страховки.

Обязателен ли полис?

Полис должен быть приобретен в обязательном порядке, т.к. ездить без полиса водитель имеет право лишь в исключительных случаях. Данный страховой продукт страхует не имущество владельца ТС, а его гражданскую ответственность перед третьими лицами. Согласно ст.4 ФЗ No-40 собственники ТС должны пройти процедуру страхования своей гражданской ответственности в обязательном порядке.

В каких случаях можно управлять транспортом без страховки?

Единственным случаем когда автолюбитель имеет право управлять ТС не имея на руках страховки, это приобретение нового либо подержаного авто. Если вы приобретаете новое авто в салоне, то вам чаще всего предлагают оформить договор автогражданской ответственности прямо на месте.

Но собственника машины может не устроить тариф организации, с которой сотрудничает фирма по продаже авто, либо человек просто хочет оформить договор в другой СК. Что же делать тогда? Многие агенты по страхованию пугают владельцев ТС тем, что закон не разрешает эксплуатировать машину без действующего полиса автогражданской ответственности.

При покупке авто, водитель имеет право передвигаться в течение 10 суток не имея страховки на своей машине с момента заключения договора купли-продажи . Данное правило относится не только к новым авто, но и к тем, которые были приобретены с рук. Об этом мы рассказывали здесь.

Отправляясь в СК для оформления автогражданки не забудьте свой договор купли-продажи. Этот документ будет подтверждением того, что вы не нарушили сроки, в которые разрешено управлять ТС без полиса.

Тянуть со сроками мы бы вам не советовали, так как вам перед оформлением автогражданки следует еще получить карточку диагностического осмотра авто (если машине нет еще трех лет, то проходить диагностический осмотр не требуется), а после получения полиса, вы должны будете поставить свое авто на регистрационный учет в ГИБДД.

Тем водителям, которые после покупки перегоняют свое авто на место регистрации, например, в другой регион можно оформить ОСАГО на малый период, но не более чем на 20 суток.

Как действовать, если нет документа?

В жизни случаются разные ситуации и как действовать в каждом конкретном случае знают не все. Например, ваш товарищ изрядно перебрал со спиртным и просит вас отвезти его до дома на его же ТС. Но вы не вписаны в его договор и если вас остановит сотрудник ГИБДД, то к вам могут быть применены штрафные санкции по ст.12.37 ч.1 КоАП т.е. штраф в размере 500 рублей.

Или же вы могли приобрести авто в технически неисправном состоянии. Теоретически вы можете приобрести 20 дневную страховку для того чтобы пригнать свое авто на место диагностического осмотра. Но такой вариант это излишняя трата как денег так и времен. Как же поступить в данных ситуациях? Для начала следует разобраться в следующих понятиях:

  • Управление как осуществление непосредственного воздействия на ТС.
  • Управление в гражданско-правовом аспекте.

Первое понятие регламентируется ПДД, а второе же в ГК РФ и означает распоряжение ТС по собственному усмотрению. Вот тут то и «зарыта собачка», так как при смене владельца ТС закон дает право управлять автомобилем без действующего полиса автогражданской ответственности в течение 10 дней.

А теперь давайте разберем в этом вопросе более подробно:

  1. Собственник авто – это гражданин, который вписан в ПТС. Обладателем авто является тот, кто распоряжается данным ТС. И это может быть как собственник так и иное лицо. Владелец ТС имеет право отдать документы и ключи от машины другому лицу и у авто появится новый обладатель, т.е. де-факто будет заключен договор безвозмездного использования в устной форме.
  2. Произвести страхование авто имеет право любой гражданин в не зависимости от того является он собственником или нет. Новый обладатель авто обязан застраховать свое ТС до регистрации в ГИБДД, на это законом отведено 10 суток с момента получения права собственности.

В ПДД говорится о том, что водитель обязан иметь при себе действующий полис автогражданской ответственности, в тех случаях когда это обязательство установлено законом. То есть если говорить другими словами, то данная норма в ПДД является отсылочной, так как она ссылается на «Закон об ОСАГО». А данный закон не содержит никаких запретов на управление ТС без действующего полиса автогражданской ответственности.

Итак, берете ручку и листочек и вместе с собственником ТС, быстро составляете договор безвозмездного использования ТС в свободной форме. С таким договором можно ездить в течение 10 дней, без документа.

В том случае если составить такой договор вы поленились или не смогли, то в случае остановки сотрудником ГИБДД, можете объяснить причину отсутствия у вас полиса тем, что есть устная договоренность с собственником ТС, о безвозмездном использовании. В данном случае можете ссылаться на ст.159 ч.2 и ст.161 и 589 ГК РФ, а факт устной договоренности может в любой момент быть подтвержден очевидцами.

Многие автолюбители уверенно заявляют, что согласно ст.162 ГК РФ, гражданин не может ссылаться на показания свидетелей сделки. Однако данная публикация распространяет свое действие только на те сделки, которые должны быть заключены в письменной форме. А договор безвозмездного пользования заключать в письменной форме нет необходимости.

В том случае если вы везете домой пьяного друга на его авто, то вам следует понимать, что данные действия вы совершаете по своей инициативе, т.е. вы распоряжаетесь ТС по своему усмотрению. А рядом с вами сидит собственник ТС, который сам является для вас свидетельством о регистрации и в данном случае вы не нарушаете закон.

Если сотрудник ГИБДД реагирует на срок в 10 суток неадекватно и составляет на вас протокол, то вам следует также упомянуть в данном документе о решении Верховного суда № АКПИ 12-205, где было официально подтверждено все о чем мы говорили ранее. Также внесите в протокол и постановление No 12-АД 13-3, где также сказано о всем вышеизложенном нами.

Что будет в случае ДТП?

Если вы станете участником ДТП, то выплачивать сумму ущерба придется вам. В случае если вы везете домой собственника ТС и становитесь виновником ДТП, то даже факт того, что вы не вписаны в полис автогражданки не дает права СК не выплачивать компенсацию пострадавшим.

Однако после произведенных выплат СК имеет право предъявить к собственнику регрессные требования.

Опасности и вероятные трудности

На сегодняшний день штраф за управление авто без автогражданки составляет 500 рублей. Также вы должны понимать, что управляя ТС без действующей автогражданки вы рискуете тем, что в случае ДТП вам придется возмещать ущерб пострадавшим из своего кармана. О штрафах, которые последуют за езду без страховки, мы рассказывали тут.

Полезное видео

Смотрим видео по теме:

Помогалка №4. Без полиса ОСАГО

Очень часто, возникают случаи, когда нет возможности изменить полис обязательного страхования. Ну дорого это, для одной-то поездки. Вот для таких случаев я и написал сегодняшнюю нашу помогалку. Пользоваться ей нужно с большой осторожностью и только в крайних случаях. Если же есть такая возможность, лучше дописать одного водителя в ваш полис. Если водитель опытный — это ничего вам стоить не будет.

Но решать, конечно, вам самим.

За управление ТС лицом, не вписанным в полис ОСАГО, наступает ответственность в соответствии с КоАП РФ:

Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями — влечет наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.

Если возникла необходимость в какой-либо поездке, но нет возможности (или желания) переоформлять страховку, можно воспользоваться следующим:

Собственник автомобиля – это тот, кто записан в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Владелец – тот, кто распоряжается автомобилем. Заключение договора, например, безвозмездного пользования, хотя подойдет и договор выкупа автомобиля подписанный с вашей стороны, также влечет возникновения права владения.

Доверенность так же можно было бы считать подтверждением права владения, однако тут есть некоторые разночтения. В соответствии с ГК РФ.

1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Таким образом в понимании ГК доверенность дает право совершать юридически значимые действия (сделки) от имени представляемого, и ничего более. Управление транспортным средством является действием фактическим, и потому никакого отношения к доверенности не имеет. Доверенность на право управление транспортным средством – притворная сделка, которая прикрывает основную. Основной может выступать договор безвозмездного пользования, аренды, купли-продажи. Поэтому я предлагаю не рисковать, и с доверенностями не заморачиваться.

Я советую использовать именно договор безвозмездного пользования (по ряду причин, скорее параноидального характера).

Новому владельцу автомобиля по закону «Об ОСАГО» дается 5 дней на оформление страховки.

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им.

Право же владения наступает, в соответствии с тем же ГК РФ:

Статья 223. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору

1. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Значит, если возникла ситуация, что необходимо ехать, но водитель не внесен в ОСАГО, перед поездкой, потратьте 5 минут и заполните договор безвозмездного пользования автомобилем. Рыбу договора можете взять на моем сайте (www.smargelov.com) в разделе Документы (возите с собой, много места не занимает). Просто впишите свои данные.

Владелец машины по доверенности без нотариуса может заключить договор безвозмездного пользования, если это предусмотрено доверенностью.

Можно конечно и без написания договора попробовать, ведь устный договор в данном случае тоже имеет юридическую силу (для примера можете посмотреть Дело №12-138/04 г. Санкт-Петербург 11.05.04 г. Московского федерального суда), но я настоятельно рекомендую всё-же договор заполнить.

Дело в том, что данные юридические нормы и так введут в ступор сотрудника ГИБДД, а если вы еще про устную форму заговорите…

Что же будет в случае ДТП, виновником которого окажется не вписанный в ОСАГО водитель?

Мнение ВС (Вопрос 52 за 4-ый кв.2005 г.): «…лицо, управляющее автомобилем без письменной доверенности при наличии водительского удостоверения данной категории, но в присутствии его собственника или иного законного владельца, использует транспортное средство на законном основании. В таком случае надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности (транспортным средством), является лицо, управлявшее автомобилем в момент дорожно-транспортного происшествия».

Так что будьте аккуратны.

На последок, хотелось бы напомнить, что если вы передали автомобиль человеку – не забудьте передать ему все документы. А то, вот едете вы, пивко попиваете на пассажирском сидении. Останавливает ИДПС. Вы достаете документы, и случайно передаете с остальным полис ОСАГО, в который не вписан водитель (иди потом, докажи про договор какой-то) и свое водительское удостоверение. Я практически уверен, что по протоколу водителем будете вы, со всемы вытекающими последствиями и 1,5 – 2 годами пеших прогулок.

[warning] Скачать эту помогалку и «рыбу» договора в формате pdf, можно в разделе Документы этого сайта.

Лень. Тогда просто тыкайте на ссылки тынц и тынц. [/warning]

Энциклопедия решений. Безвозмездное пользование транспортным средством

Безвозмездное пользование транспортным средством

В безвозмездное пользование могут быть переданы, в том числе, и транспортные средства (п. 2 ст. 689, ст. 607 ГК РФ). К таким отношениям применяются общие правила о безвозмездном пользовании (глава 36 ГК РФ). Поэтому отметим здесь только особенности отношений, связанных с передачей в безвозмездное пользование транспортного средства.

Любой гражданско-правовой договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). По смыслу п. 3 ст. 607, ст. 689 ГК РФ для договора безвозмездного пользования в силу требования закона существенным является условие о предмете договора. Это означает, что в договоре безвозмездного пользования транспортным средством должны быть указаны сведения, достаточные для индивидуализации автомобиля, передаваемого ссудополучателю. В связи с этим целесообразно указать в договоре сведения из регистрационных документов автомобиля (свидетельства о регистрации, технического паспорта), в частности, марку, модель, тип транспортного средства, регистрационный знак, идентификационный номер (VIN) и т.д.

Регистрировать транспортное средство за ссудополучателем не требуется (п. 20 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001). Водитель, управляющий транспортным средством, переданным по договору безвозмездного пользования, должен иметь при себе документы, перечисленные в п. 2.1.1. Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О правилах дорожного движения».

На практике нередко работники передают своему работодателю транспортное средство по договору безвозмездного пользования, что не запрещено законодательством РФ.

Внимание

Штатные работники могут использовать свое личное имущество (автомобиль) в служебных целях, как передав его работодателю в безвозмездное пользование, так и без заключения такого договора, но с согласия или ведома работодателя и в его интересах, исходя из тех функций, которые они должны выполнять в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией. В этих случаях работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, принадлежащего работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием на основании ст. ст. 164, 188 ТК РФ (см. постановление Одиннадцатого ААС от 11.01.2008 N 11АП-5909/2007).

Ссудодатель обязан предоставить автомобиль в состоянии, соответствующем условиям договора и его назначению (п. 1 ст. 691 ГК РФ). Если ссудодатель не передает автомобиль ссудополучателю, последний вправе потребовать расторжения договора безвозмездного пользования и возмещения понесенного им реального ущерба (ст. 692 ГК РФ).

При этом, если не были переданы принадлежности и относящиеся к автомобилю документы (технический паспорт и т.п.), однако без них он не может быть использован по назначению либо его использование в значительной степени утрачивает ценность для ссудополучателя, последний вправе потребовать предоставления ему таких принадлежностей и документов либо расторжения договора и возмещения понесенного им реального ущерба (п. 2 ст. 691 ГК РФ). Ссудополучатель, обнаруживший недостатки автомобиля, которые ссудодатель умышленно или по грубой неосторожности не оговорил при заключении договора безвозмездного пользования (например, автомобиль не допущен к участию в дорожном движении или имеются иные препятствия в его эксплуатации), вправе по своему выбору потребовать от ссудодателя безвозмездного устранения недостатков транспортного средства или возмещения своих расходов на устранение его недостатков либо досрочного расторжения договора и возмещения понесенного ссудополучателем реального ущерба. Исключение составляет случай, когда такие недостатки были заранее известны ссудополучателю, либо должны были быть обнаружены им во время осмотра автомобиля или проверки его исправности при заключении договора или при передаче автомобиля в безвозмездное пользование (п.п. 1, 3 ст. 693 ГК РФ, постановление АС Дальневосточного округа от 07.07.2015 N Ф03-2556/15).

Обязанности по уплате собственнику каких-либо платежей при заключении договора ссуды у ссудополучателя не возникает. Обязанности по несению затрат по эксплуатации автомобиля, в т.ч. расходы по приобретению бензина, будут определяться этим договором. Если в договоре не будет предусмотрено иное, то нести все расходы по содержанию полученного в безвозмездное пользование автомобиля должен ссудополучатель в силу ст. 695 ГК РФ.

К расходам по содержанию автомобиля, которые обязан нести ссудополучатель, не относится транспортный налог, так как обязанность по его уплате в соответствии с законом несет налогоплательщик, на имя которого зарегистрировано транспортное средство (пп. 1 п. 1 ст. 23, ст. 357 НК РФ, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2011 N Ф08-2936/11).

Использование транспортных средств является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих. В исключение из общего правила, согласно которому ответственность за вред, причиненный третьему лицу в результате использования вещи, несет ссудодатель (ст. 697 ГК РФ), при безвозмездном пользовании транспортным средством вред, причиненный источником повышенной опасности (автомобилем), возмещает ссудополучатель, если автомобиль фактически был передан в его пользование. Причем, если им является юридическое лицо либо гражданин — работодатель, то возмещается вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (п. 1 ст. 1064, ст. 1068 ГК РФ, постановления ФАС Московского округа от 20.06.2012 N Ф05-5841/12 и от 28.04.2012 N Ф05-3573/12).

По общему правилу право требовать возмещения вреда, причиненного транспортному средству, принадлежит его собственнику (ст. 15, п. 1 ст. 1064 ГК РФ). В силу этого, как указывают некоторые судьи, ссудополучатель не вправе требовать возмещения вреда от страховщика, застраховавшего гражданско-правовую ответственность причинителя вреда, или от самого лица, причинившего вред транспортному средству (см. постановление ФАС Московского округа от 29.11.2012 N Ф05-12645/12). Однако ссудополучатель вправе предъявить требование об осуществлении страховой выплаты, если он застраховал полученное имущество в свою пользу (ст. 930 ГК РФ, см. постановление Семнадцатого ААС от 09.04.2009 N 17АП-2015/09). Кроме того, судебная практика придерживается мнения о том, что ссудополучатель не лишен права потребовать от причинителя вреда возмещения расходов, понесенных им на восстановление поврежденного транспортного средства (см. постановления Семнадцатого ААС от 16.12.2013 N 17АП-14338/13, Восьмого ААС от 16.05.2013 N 08АП-2122/13).

Порядок оформления договора безвозмездного пользования автомобилем

Безвозмездное пользование автомобилем заключается во временной передаче права вождения транспортным средством другому человеку. Если человек не входит в круг родственников, можно заключить документ, позволяющий ездить постороннему человеку на чужом автомобиле. Бумага выступит в роли юридической страховки той особы, которая передает автомобиль и гарантом того, что транспортное средство вернут в том же состоянии. В чем существенные особенности безвозмездного пользования авто? Каким нормативным актом оно регламентируется? Чем договор безвозмездного пользования авто отличается от иных, ему подобных? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Что такое безвозмездное пользование машиной?

Безвозмездное пользование машиной и договор по такому виду эксплуатации — это документ временной передачи собственного имущества третьему лицу. Особа, получающая автомобиль в пользование, именуется ссудополучателем. Она должна вернуть не такую же вещь, а именно ту, что получила с учетом адекватной степени износа. Сам процесс передачи не оплачивается, в отличие от аренды или другого способа временной смены владельца. Право составить договор имеет только хозяин машины, у которого есть документы и права на ее использование. Особой-владельцем устанавливаются условия передачи и срок эксплуатации.

Как регулируется безвозмездное пользование ТС?

Согласно главе 36 ГК РФ составляется договор ссуды, по которому можно передать автомобиль на временное владение постороннему человеку. В Гражданском кодексе за такую документацию отвечает статья 689, она регулирует условия созданного документа. Договор безвозмездного пользования автомобилем составляется в двух экземплярах, от руки. Сама бумага не требует нотариального заверения. Участие нотариуса требуется, если на стороне собственника автомобиля выступает третье лицо. Важно упомянуть в любом виде информацию о бесплатности передачи. В дальнейшем необходимо составить и подписать акт приема-передачи автомобиля с указанием его технических характеристик. Для того, чтобы грамотно составить все документы с подключением юридической значимости, требуются:

  • Паспортные данные участников сделки;
  • Свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • Диагностическая карта автомобиля;
  • Страховой полис ОСАГО со вписанным временным владельцем.

Дополнительно можно передавать полис КАСКО, а также все техническое оборудование, включая запасные детали, огнетушитель, аптечку. Можно передавать в пользование не все вещи, которые есть в автомобиле, а только те, без которых движение средства невозможно. Все элементы фиксируются и включаются в договор ссуды автомобиля и акт передачи. На момент возвращения транспортного средства оформляется дополнительный акт осмотра, а также расписка хозяина авто об отсутствии претензий ко временному владельцу.

Если на автомобиле выявлены недостатки, которых не было на момент передачи, хозяин может потребовать денежную компенсацию с временного владельца. Для этого документы предъявляются в суд. В судебном порядке решается сумма ущерба с привлечением экспертов.

Документ выступает в качестве гаранта для нового временного владельца. Если у ГИБДД или других служб появятся вопросы на дорогах к транспортному средству, то бумага перенаправит службы на другого человека, истинного хозяина средства. Это правило работает в обратном порядке. Если временный владелец совершил аварию или нарушил правила, то требования могут предъявить к постоянному хозяину машины. Именно он первым попадает под подозрения.

Особенности документирования сделки

В отличие от остальных документов, которые предоставляют право владеть автомобилем, договор ссуды означает безвозмездность временной передачи. Этот документ предполагает серьезные риски ответственности, которые накладываются на постоянного хозяина авто. Поэтому желательно осуществлять передачу только надежному лицу. В перечень особенностей договора ссуды входит комплексность передачи автомобиля. В ТС есть элементы, без которых эксплуатация невозможна. В машине имеются детали, которые не подпадают под критерии непотребляемых, то есть они требуют замены время от времени в процессе использования автосредства (например, покрышки).

Способов использования автомобиля есть несколько, поэтому состояние, в котором передается машина должно быть тщательно задокументировано, несмотря на видимую порядочность особы. Хозяину транспортного средства следует помнить, что машину можно использовать для собственных поездок или в качестве такси. Степень загрузки автосредства может быть разной, уровень качества дорог может отличаться при выезде за город. Эти нюансы можно записать в договоре ссуды, но проверить на практике нереально, только по чистой случайности.

Стоит ли заключать договор?

В документе передачи или ссуды важно указать все тонкости процесса потребления, чтобы защитить свое имущество. Не рекомендуется передавать автомобиль безвозмездно, если хозяин не уверен в порядочности получателя. В таком случае можно зарегистрировать договор об аренде и уплатить небольшую сумму налога, чем в дальнейшем после небрежного использование заменять дорогостоящие детали по причине износа. Не стоит обманывать налоговую инспекцию и под видом мнимого безвозмездного пользования сдавать транспортное средство в аренду. В судебном процессе всплывают все подробности дела, и хозяин может понести административное наказание за уклонение от налогов.

Заключение

Безвозмездное пользование автомобилем регламентируется 36 статьей Гражданского кодекса, которая предусматривает такие моменты, как права и обязанности сторон, последствия и ответственность за ненадлежащее пользование авто, заключение, преждевременное расторжение договора и его прекращение. Особенности документа также регламентируются нормативным актом, однако не устанавливается его строгая форма. Договор составляется в простой письменной форме с указанием всех необходимых данных о ссудодателе и ссудополучателе, а также об особенностях передаваемого в пользование транспортного средства.