Права пассажиров в договоре перевозки
Содержание статьи:
Договор перевозки пассажиров
В Гражданском кодексе сказано, что договор перевозки пассажира заключается между водителем и пассажиром в момент, когда куплен билет, человек допущен в автотранспорт, и уплачены деньги за проезд. Поэтому правильным будет оплачивать проезд до того, как транспорт доставит человека до пункта назначения.
В чем состоят особенности договоров пассажирских перевозок?
Договора по перевозке пассажиров носят характер:
- Консенсуальный – так как документ считается заключенным с момента согласия (покупки билета).
- Двусторонний – участвуют две стороны (перевозчик и пассажир).
- Возмездный – из-за того, что услуга перевозки требует финансовой оплаты.
- Публичный (для общественного транспорта).
Для обеспечения собственной безопасности пассажиру важно знать, что для транспортировки людей перевозчик должен иметь специальное разрешение в виде лицензии. Этот документ выдается отдельно: на легковые автомобили, микроавтобусы и другие виды транспорта, а также на международные перевозки. Для получения лицензии по перевозке людей у перевозчика должна быть соответствующая материально-техническая база, водители обязаны иметь достаточное количество стажа и опыт работы шофером, открытую водительскую категорию, позволяющую управлять необходимым видом транспорта.
Обязательно интересуйтесь наличием лицензий и сертификатов у перевозчика перед отправкой в путь – это является условием Вашей безопасности в дороге.
Достаточно интересный факт – для гражданских лиц в зависимости от вида транспорта выделяют следующие виды договоров для транспортировки и перевозки пассажиров:
- На морском транспорте договора делят на каботажные, международные, пригородные, местные.
- На воздушном транспорте предусмотрены договора в виде «чартера», если заключаются с целой фирмой, а та, в свою очередь, уже составляет договора с пассажирами.
- Транспортировку автомобилем делят на пригородное, между населенными пунктами (до 50 км), городское или международное сообщение.
Билет является доказательством заключения договора о перевозке между сторонами (перевозчик и пассажир). В нем должна присутствовать следующая информация:
- Серия и номер билета.
- Вид транспорта, на котором совершается перевозка.
- Стоимость поездки.
- Номер пассажирского места.
- Время прибытия в пункт назначения.
- Время отправления.
Один билет свидетельствует об одном заключенном договоре между сторонами и не предназначен для многоразового использования.
Основные положения договора
Договор перевозки перевозки содержит ряд обязательных условий, которые должны соблюдаться обеими сторонами соглашения.
- Перевозчик обязуется довезти пассажира до назначенного пункта.
- Пассажир обязан оплатить стоимость проезда до отправки.
Кроме того, документ содержит обязанности сторон, в частности, пассажир во время поездки должен:
- Сохранять билет в целости на момент поездки, не терять и не выбрасывать его.
- Соблюдать дисциплину и порядок.
В свою очередь, водитель не имеет права менять направление маршрута самостоятельно, ему запрещено продавать билеты пассажирам во время управления транспортным средством.
Во время перевозки были нарушены ваши права? Обратитесь к нашим юристам за помощью. Мы проанализируем договор перевозки пассажиров и разработаем тактику защиты ваших законных интересов!
При этом законодательством предусмотрено следующие возможности для пассажиров:
- перевозить несовершеннолетних детей бесплатно (1 ребенок дошкольного возраста имеет право на бесплатный проезд без предоставления отдельного места для сиденья) или по льготам;
- не платить за ручную кладь, оплачивать багаж согласно тарифу.
Перевозка и транспортировка пассажиром животного должна согласовываться заранее по ряду причин:
- Возникновение аллергической реакции у кого-то из пассажиров.
- Доставление дискомфорта другим пассажирам из-за шума животного, его запаха, возможных выделений.
На перевозку животных должны дать свое согласие все пассажиры в транспорте.
От чего зависит стоимость пассажирских перевозок?
Цена поездки всегда включается в договор перевозки пассажиров. Стоимость проезда меняется от разных показателей, формирующих ее. Участники договора перевозки пассажиров должны четко понимать, что завышенная цена билета, нежелание платить за проезд караются по закону административным штрафом в пяти, десяти кратном размере цены билета, прожиточного минимума и т.д.
Стоимость билета оценивается согласно тарифу. Цена его зависит от:
- времени поездки;
- автостанционного сбора;
- расстояния (в км);
- количества остановок;
- предварительной брони или оплаты по факту;
- цены на топливо;
- налогового сбора;
- страховки жизни пассажира.
В зависимости от вида транспорта могут быть внесены дополнительные условия в договор перевозки пассажиров, либо исключены некоторые из перечисленных.
Частные лица, которые заключают между собой договор перевозки пассажиров, в праве оговаривать свои условия транспортировки людей и прописывать необходимые им пункты. Но абсолютно все они должны содержать в себе следующее:
- установленное количество экземпляров документа;
- порядок решения спорных ситуаций;
- ответственность сторон участников договора;
- название компании, имена участников договора;
- реквизиты;
- точное описание предмета договора.
Договор перевозки пассажира и багажа
Договор перевозки пассажира и багажа – это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).
Обязательство по перевозке багажа является факультативным, охватывается содержанием договора перевозки пассажира и не образует отдельного договора по перевозке багажа.
Помимо Гражданского РФ, транспортных уставов и кодексов, иных федеральных законов, отношения по перевозке грузов и багажа регулируются специальными правилами. Например, Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте, Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, Общие правила воздушных перевозок, Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, Правила перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте и иные правовые акты.
Договор перевозки пассажира и багажа является публичным (ст. 789, 426 ГК РФ). По способу заключения такой договор относится к договорам присоединения, поскольку пассажир присоединяется к опубликованным в правилах условиям перевозки.
В зависимости от видов пассажирского транспорта и пределов его действия договор перевозки пассажира и багажа может иметь конструкцию консенсуального или реального. Например, при перевозках в пределах населенных пунктов автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом заключается реальный договор путем конклюдентных действий со стороны пассажира (акцепт), откликнувшегося на публичную оферту перевозчика, остановившего транспорт на остановочном пункте. При предварительной продаже билетов договор перевозки пассажира будет иметь конструкцию консенсуального. В данном случае речь также идет о приобретении месячного либо на иной срок абонементного билета, жетона, пластиковой карты. Договор авиаперевозки пассажира может быть заключен путем оформления билета в электронной форме.
Стороны договора перевозки пассажира и багажа
Сторонами договора перевозки пассажира и багажа являются:
- Перевозчик – владелец транспорта общего пользования, осуществляющий регулярные перевозки;
- Пассажир – физическое лицо, имеющее правовой статус потребителя.
На отношения между перевозчиком и пассажиром дополнительно действуют нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» (Постановление Пленума ВС РФ N 17 от 28.06.2012).
Определенной спецификой обладает договор воздушной перевозки. В частности, договор воздушной перевозки пассажира не предусматривает обязанность перевозчика исполнить обязательство лично. Условия такого договора предусматривают лишь обязанность перевозчика перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения. Допускается передача обязанности по воздушной перевозке другому перевозчику (ст. 784, 786 ГК РФ).
Существенные условия договора перевозки пассажира и багажа
Существенное условие договора перевозки пассажира и багажа – это условие о предмете договора, в качестве которого выступают транспортные услуги перевозчика по перевозке определенным видом транспорта пассажира и сданного им багажа в пункт назначения, с последующей выдачей багажа управомоченному на получение лицу (получателю) (п. 1 ст. 786 ГК РФ). В предмет договора также входят транспортные услуги по перевозке ручной клади пассажира, каютного багажа при морской перевозке (ст. 180 КТМ РФ*) (бесплатно или за дополнительную плату, в зависимости от установленных правил перевозки пассажира отдельными видами транспорта). Характер оказываемых транспортных услуг и их объем зависят от вида договора перевозки пассажира и багажа.
* КТМ РФ – Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
Существенным условием договора перевозки пассажира и багажа является также условие о цене (об оплате проезда) оказываемой перевозчиком услуги по перевозке в пункт назначения пассажира, багажа и ручной клади за плату.
В зависимости от вида транспорта и иных характеристик перевозки пассажира и багажа договор может иметь дополнительные условия.
Форма договора перевозки пассажира и багажа
Форма договора перевозки пассажира и багажа – устная. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ). Провоз пассажиром ручной клади за плату удостоверяется соответствующей квитанцией (ст. 20 УАТ*). Билет, багажная квитанция и квитанция на провоз ручной клади содержат условия договора.
Следует отметить, что в некоторых случаях билет не содержит перечень существенных условий договора, например при перевозках в пределах населенных пунктов автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом. Форма билета, багажной квитанции и квитанции на провоз ручной клади устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 786 ГК РФ, ст. 82 УЖТ РФ*, ст. 20 УАТ, ст. 105 Воздушного кодекса РФ, ст. 97 КВВТ РФ*, ст. 179 КТМ РФ).
* КВВТ РФ – Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
* УЖТ РФ – Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Права и обязанности пассажира по договору перевозки
Права пассажира:
- Пассажир вправе требовать от перевозчика доставки его и багажа в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).
- Пассажир имеет право требовать предоставления в транспортном средстве конкретного места для сидения либо спального места, если это предусмотрено соответствующими правилами перевозки пассажиров и условиями договора (указано в проездных документах), например при междугородних перевозках, перевозках пассажиров поездами дальнего следования.
- Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом, перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (п. 3 ст. 786 ГК РФ).
- Пассажир вправе предъявлять к перевозчику требования о предоставлении достоверной информации об оказываемой услуге и иные требования, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей».
Транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта пассажиру могут быть предоставлены и иные права, а также установлены ограничения. У перевозчика, соответственно, возникают корреспондирующие с правами пассажира обязанности.
Пассажир обязан уплатить перевозчику установленную на основании тарифов плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа (п. 1 ст. 786, 790 ГК РФ, ст. 82 УЖТ РФ, ст. 24 УАТ, п. 2 ст. 103 Воздушного кодекса РФ).
Перевозчики всех видов транспорта обязаны застраховать жизнь и здоровье пассажиров (ст. 936 ГК РФ), а также риски гражданской ответственности.
Ответственность сторон договора перевозки пассажира и багажа
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793, ст. 795, 796, 800, 1084–1094 ГК РФ, ст. 107–113 УЖТ РФ, ст. 34–36 УАТ, ст. 116–121 Воздушного кодекса РФ, ст. 103.1, 116 КВВТ РФ, ст. 186–196 КТМ РФ).
Права и обязанности сторон договора перевозки пассажира и багажа
Права сторон договора перевозки пассажира и багажа
Стороны рассматриваемого договора — перевозчик и пассажир. Появление третьего участника правоотношения, подобного грузополучателю при перевозке груза, в отношениях, связанных с перевозкой пассажира, исключено, однако данное положение не исключает права третьих лиц, не участвовавших в договоре, предъявить в случае гибели пассажира претензию к перевозчику.
Перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявший на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения. Деятельность, состоящая в перевозках пассажиров внутренним водным транспортом, подлежит лицензированию.
Пассажиром является физическое лицо, заказывающее посредством заключения договора пассажирской перевозки транспортную услугу (деятельность по перемещению этого физического лица и его багажа), либо лицо, в пользу которого заключен данный договор, т.е. лицо, не заказывающее, но лишь использующее указанную услугу. Определение категории «пассажир» содержится в актах транспортного законодательства. Например, согласно ст. 3 КВВТ пассажир — это лицо, перевозка которого на судне осуществляется по договору перевозки пассажира.
Специфика правового статуса перевозчика и пассажира проявляется в том, что они имеют два вида прав и несут два вида обязанностей — предусмотренные в транспортном законодательстве и в законодательстве о защите прав потребителей. Рассмотрим права и обязанности сторон договора перевозки. Права, предоставленные пассажиру, могут быть связаны с одним из следующих обстоятельств:
а) заключением и исполнением договора перевозки;
б) изменением первоначально заключенного договора;
в) отказом от исполнения договора.
В общем виде права пассажира устанавливаются нормами главы 40 ГК РФ.
Пассажиру, который приобрел проездной билет, а стало быть, заключил договор перевозки, предоставлено право в определенных рамках в дальнейшем в одностороннем порядке изменять условия заключенного договора перевозки. В частности, пассажир вправе:
— провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места;
— делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более чем на десять суток;
— продлевать срок действия проездного билета в случае болезни в пути следования и в случае непредоставления пассажиру места в поезде на время до отправления следующего поезда;
— выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен билет;
— возобновить действие билета на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты (вследствие опоздания на поезд в течение трех часов либо вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с момента отправления поезда);
— переоформить проездной билет для выезда в первом отходящем поезде, в котором будут свободные места;
— продлить срок действия билета на поезда дальнего и местного следования при неиспользовании вовремя бесплатных или льготных проездных документов.
Особого внимания заслуживает вопрос о праве пассажира перевозить ручную кладь в пределах установленных норм. Правовой режим ручной клади и вещей, которые пассажир сдает по багажной квитанции, различен. Основное отличие состоит в том, что ручная кладь во время перевозки остается во владении пассажира и следует вместе с ним. На перевозчика не возлагается каких-либо специальных обязанностей в связи с обеспечением сохранности ручной клади в пути следования, поскольку забота об этом лежит на самом пассажире (исключение составляют перевозки воздушным транспортом). Как отмечает В.В. Витрянский, об ответственности перевозчика за несохранность ручной клади в процессе перевозки (в пути следования), видимо, можно говорить лишь в том случае, когда ее утрата или повреждение имели место в силу незаконных действий работников соответствующей транспортной организации либо явились результатом аварии.
Пассажир, купивший проездной билет, вправе в любое время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, т.е. вправе расторгнуть его в одностороннем порядке. Так, при морской перевозке пассажир вправе отказаться от договора до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. Если пассажир отказался от договора морской перевозки не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо до отхода судна отказался от договора вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам (перенос отхода судна на другой срок, отмена рейса и т.п.), ему возвращаются плата за проезд и за провоз багажа (ст. 183 КТМ).
На железнодорожном транспорте пассажир вправе:
— не позднее, чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
— менее чем за восемь, но не позднее, чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
— менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается).
Независимо от сроков возврата проездного документа (билета) до отправления поезда стоимость проезда выплачивается в случаях отмены поезда, задержки его отправления, непредоставления указанного в билете места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира, а также при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд по вине железнодорожного перевозчика.
В случае отказа от договора перевозки в пути следования пассажир вправе получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за проследованное им расстояние. При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов по обстоятельствам, не зависящим от железнодорожного перевозчика, пассажиру возвращается стоимость проезда непроследованного им расстояния, а по обстоятельствам, зависящим от перевозчика, — вся стоимость проезда (ст. 83 УЖТ).
Договор перевозки пассажира
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).
Правовое регулирование. Перевозке посвящена гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а также нормы транспортных уставов и кодексов (ВК РФ, КТМ РФ, КВВТ РФ, УАТ РФ, УЖТ РФ).
Перевозки пассажиров могут быть классифицированы по различным основаниям. По территориальному признаку перевозки пассажиров могут быть разделены на внутригосударственные и международные, а также на городские, пригородные и междугородные. В зависимости от вида транспорта выделяют воздушные, морские, внутренние водные, автомобильные и железнодорожные перевозки. При этом возможна дифференциация перевозок применительно к виду транспорта (например, на морском транспорте выделяют каботажные, заграничные, местные и пригородные перевозки). Возможно проведение классификации перевозок и по другим основаниям (прямые, смешанные и т.д.).
Существенным условиемдоговора перевозки пассажира является его предмет: действия перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения, а при сдаче пассажиром багажа – также указанного багажа и, кроме того, действия пассажира по внесению платы за проезд и провоз багажа.
В литературе высказано мнение, что к существенным условиям данного договора следует отнести срок и цену договора. В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить пассажира, багаж в пункт назначения в сроки, определяемые в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок.
Договор перевозки пассажира является двусторонним (взаимным), возмездным (услуга по перевозке оказывается пассажиру за определенную плату), консенсуальным (считается заключенным с момента приобретения пассажиром проездного билета), а договор перевозки транспортом общего пользования – публичным. По способу заключения указанный договор относится к договорам присоединения.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, а сдача багажа – багажной квитанцией.
В юридической литературе ставится вопрос о том, является ли обязательство по перевозке багажа самостоятельным договором либо оно носит дополнительный (факультативный) характер по отношению к обязательству по перевозке пассажира. Содержащееся в законе определение договора перевозки пассажира и тот факт, что сдача пассажиром багажа производится в рамках заключенного им договора перевозки пассажира, дают основания считать обязательство по доставке багажа дополнительным по отношению к обязательству по перевозке пассажира, которое к тому же (в отсутствие багажа) может и возникнуть. При этом от багажа необходимо отличать ручную кладь (каютный багаж и т.п.), которая следует вместе с пассажиром и не занимает отдельного места в пределах установленных норм.
Сторонами договора перевозки пассажира выступают перевозчик и пассажир. Например, в соответствии с п. 13 ст. 2 УАТ РФ перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу. Согласно ст. 100 ВК РФ «перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации». Эксплуатант воздушного судна – это «гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта» (п. 3 ст. 61 ВК РФ). Согласно ст. 3 КВВТ РФ перевозчик – это «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения». Согласно ст. 8 КТМ РФ в качестве перевозчика на морском транспорте выступает, как правило, судовладелец, т.е. лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. Согласно ст. 2 УЖТ РФ «перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю)».
Таким образом, законодательство позволяет выступать в качестве перевозчика как юридическому лицу, так и гражданину. Однако, поскольку деятельность по осуществлению перевозок пассажиров в данном случае носит систематический характер и осуществляется за плату, т.е. является предпринимательской, очевидным является то, что перевозчик должен иметь статус коммерческой организации либо индивидуального предпринимателя.
В ст. 789 ГК РФ, посвященной перевозке транспортом общего пользования, говорится только о коммерческой организации и ничего не сказано об индивидуальном предпринимателе как о перевозчике. Так, согласно п. 1 ст. 789 «перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке». Представляется, что в этот перечень подлежат включению не только коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели.
Для осуществления перевозочной деятельности индивидуальный предприниматель или коммерческая организация должны владеть на законном основании соответствующим транспортным средством (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды). Кроме того, перевозочная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п. 2 ст. 789 ГК РФ договор перевозки пассажира транспортом общего пользования является публичным. Условия договора перевозки пассажира должны быть сформулированы одинаково для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ).
Пассажир как потребитель, помимо норм статей ГК РФ, пользуется правами, предоставленными ему в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей», а также иными правовыми актами.
Договор перевозки пассажира относится к договорам присоединения. Условия договора перевозки пассажира определяются в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Условия договора перевозки пассажира могут быть определены в проездном билете, опубликованы в средствах массовой информации, размещены в правилах пользования соответствующим видом транспорта, которые вывешиваются в местах приобретения проездных билетов либо заменяющих их абонементов, жетонов и иных аналогов. Гражданин, покупая соответствующий жетон и т.п., заключает договор перевозки, присоединяясь к известным ему стандартным условиям договора перевозки пассажира.
Права и обязанности сторон. Одним из прав пассажира, купившего билет, является его возможность в любое время отказаться от договора перевозки пассажира. При этом в транспортных уставах и кодексах, а также правилах перевозок на отдельных видах транспорта устанавливаются условия и порядок возврата уплаченной суммы, а также ее размер (ст. 23 УАТ РФ, ст. 100 КВВТ РФ, ст. 183 КТМ РФ, ст. 83 УЖТ РФ, ст. 108 ВК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет также права провозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (ст. 22 – 23 УАТ РФ, ст. 100 КВВТ РФ, ст. 181 КТМ РФ, ст. 83 УЖТ РФ, ст. 106 ВК РФ).
Основной обязанностью пассажира является внесение платы за проезд и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку пассажиров, багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Помимо внесения платы за проезд и провоз багажа, пассажиры имеют еще ряд обязанностей, предусмотренных транспортным законодательством и связанных, в частности, с необходимостью соблюдения общественного порядка, санитарных норм и других формальностей, необходимостью сохранять билет и багажную квитанцию и в целом соблюдать правила перевозок пассажиров на соответствующем виде транспорта.
Перевозчик имеет право на получение платы за проезд и провоз багажа. В определенных случаях перевозчик в одностороннем порядке вправе прекратить договор перевозки пассажира. В частности, согласно ст. 107 ВК РФ перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, если: пассажир нарушает паспортные, таможенные, санитарные и иные установленные законодательством Российской Федерации требования в части, касающейся воздушной перевозки; пассажир отказывается выполнять требования, предъявляемые к нему федеральными авиационными правилами; состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими требованиями, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц; а также в других указанных в ст. 107 ВК РФ случаях. Отказ перевозчика от договора морской перевозки пассажира, а также одностороннее изменение условий такого договора возможны в соответствии со ст. 184 и 185 КТМ РФ. Прекращение или изменение договора перевозки пассажира по внутренним водным путям по инициативе перевозчика предусмотрено ст. 101 КВВТ РФ.
Что касается обязанностей перевозчика, то прежде всего перевозчик должен предоставить пассажиру всю необходимую информацию о предстоящей перевозке, в том числе информацию, связанную с временем отправления и прибытия транспортного средства.
Другой основной обязанностью перевозчика является доставка пассажира и багажа в пункт назначения в установленный срок. Перевозка транспортом общего пользования осуществляется по расписанию, в котором указаны сроки начала и окончания перевозки. Сроки отправления и доставки пассажира указаны также в его проездном билете.
Перевозчик обязан обеспечить своевременную подачу транспортных средств для посадки пассажиров. Обязанностью перевозчика является также предоставление пассажиру места, указанного в его билете. В договоре перевозки пассажира городским общественным пассажирским автомобильным транспортом пассажиру предоставляется вместимость транспортного средства, при этом конкретное место размещения пассажира не согласовывается сторонами.
Перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажира и сохранность его багажа в пути следования. Исполнение перевозчиком обязанности по обеспечению безопасности пассажира и сохранности перевозимых им вещей обеспечивается также страхованием жизни и здоровья пассажиров.
Кроме того, перевозчик обязан обеспечить предоставление пассажиру комплекса услуг, оплаченных при покупке билета, а также дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату.
Ответственностьза неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора перевозки пассажира установлена в ГК РФ, транспортных уставах и кодексах, а также может быть определена соглашением сторон. Ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, носит ограниченный характер.
В соответствии с нормами гл. 40 ГК РФ перевозчик несет ответственность за задержку отправления пассажира или опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении), в результате чего перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном транспортным уставом или кодексом. При этом перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обязательств, не зависящих от перевозчика (п. 1 ст. 795 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При этом в общем виде размер ущерба, причиненного при перевозке багажа, определяется по правилам п. 2 ст. 796 ГК РФ.
Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира (ст. 800 ГК РФ). Указанная ответственность определяется по правилам гл. 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда», если законом или договором не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.[12].
Права и обязанности пассажира по договору перевозки пассажира
Права, которые принадлежат пассажиру, различны и могут быть связаны с:
- — заключением и исполнением договора перевозки;
- — изменением первоначально заключенного договора;
- — отказом от его исполнения.
В самом общем виде они указаны в ст. 786 ГК и конкретизированы в транспортных уставах и кодексах. Кроме того, некоторые ученые считают, что перечень этих прав не замыкается в рамках транспортного законодательства. Пассажир, выступающий как потребитель, имеет и иные права, вытекающие из Закона «О защите прав потребителей».
Прежде всего, пассажир имеет право приобретать проездные документы (билеты) на любое транспортное средство до указанной им станции (порта) назначения, открытой для осуществления операции по перевозке пассажиров. При этом он может руководствоваться соображениями относительно кратчайшего направления следования транспортного средства, с наименьшим числом пересадок или по маршруту, удобному для него по времени.
Применяя правила ГК, нужно учесть, что наряду с пассажиром по одному билету к поездке могут допускать бесплатно и его ребенка без предоставления последнему места. В этом случае ребенок признается пассажиром, сделку в интересах которого заключил законный представитель.
Пассажир имеет право занять место в соответствии с билетом. В случае непредставления пассажиру места согласно билету перевозчик обязан предоставить ему место хотя бы из более высокой категории без взимания доплаты. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница. Если пассажир отказывается от предложенной ему замены, перевозчик возвращает стоимость проезда.
Пассажир вправе сделать одну остановку в пути, предупредив о том перевозчика, с продлением срока годности билета на установленное время, а в случае болезни — на время болезни (при наличии справки из лечебного учреждения).
Далее, пассажир имеет право:
- — занять в пути следования свободное место в вагоне (каюте) более высокой категории с доплатой разницы стоимости проезда;
- — выехать (вылететь) поездом (судном, самолетом), отходящим ранее того, на который взят билет, сделав на нем необходимую отметку в кассе станции (вокзала).
Наконец, пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки или в пути следования. Отказ может быть вынужденным (болезнь, задержка рейса) и добровольным. При вынужденном отказе пассажиру возвращаются деньги по неиспользованному полностью или частично билету. Последствия добровольного отказа зависят от времени отказа. Возвращаемая пассажиру часть стоимости проезда обратно пропорциональна количеству времени, оставшемуся до отправления транспортного средства. Она определяется в транспортных уставах и кодексах.
В случае прекращения договора в пути следования пассажиру возвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние. Во всех случаях возврата проездных документов с пассажира взыскивается установленный сбор.
Так, в силу Федерального Закона РФ «Об автомобильном транспорте», Правил перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пассажирам предоставляется возможность бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве перевозки по вине перевозчика или при вынужденной задержке транспортного средства при отправке.
На сегодняшний день перед законодателем стоит вопрос о праве пассажира на возмещение ущерба в случае опоздания задержки транспортного средства по вине перевозчика. Несмотря на часто встречающиеся подобные ситуации, данное право пассажира так и не нашло должного регламентирования в транспортном законодательстве. Такое положение содержится, например, в Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа: Пассажир имеет право возвратить билеты в кассу до отправления автобуса в рейс и получить полную стоимость проезда, включая сборы за предварительную продажу билетов в случае опоздания автобуса более, чем на один час по сравнению с временем, предусмотренным в расписании движения”. Считается целесообразным в связи с этим привести действующее внутреннее транспортное законодательство в соответствие с международными нормами. Первым шагом к этому стало закрепление в ГК правила об ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира и нарушение срока его доставки в пункт назначения.
Следует отметить, что Российская Федерация уже сделала этот шаг, что, во-первых, расширило круг прав пассажиров, а, во-вторых, повысило ответственность транспортных организаций за обслуживание пассажиров.
За задержку отправления транспорта, перевозящего пассажира, за опоздание к месту назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном транспортными уставами и кодексами (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении). Вина перевозчика в таком нарушении презюмируется (п. 1 ст. 795 ГК РФ).
Безбилетников или тех, кто едет по недействительным проездным билетам, контролеры также вправе высадить с поезда на ближайшей остановке. Кроме того, пассажиры электричек обязаны сохранять свои билеты вплоть до момента выхода через пункт контроля проездных документов, иначе им придется оплатить стоимость проезда, а также штраф.
Льготники, направляющиеся куда-то в поездах дальнего следования, могут пользоваться скидками на билет в вагонах всех категорий, в том числе и в спальных. Но «бесплатники» могут рассчитывать на билет только в жесткие вагоны с 4-местными купе или в вагоны поездов еще более низкой категории.
Проезд детей в возрасте до 10 лет в поездах дальнего следования без сопровождения взрослых не допускается. Исключение составляют случаи, когда детям приходится пользоваться железной дорогой для посещения общеобразовательных учреждений.
Вернуть билет в кассу за его полную стоимость можно не позднее, чем за восемь часов до отправления поезда (раньше этот срок составлял 15 часов). Если же до отхода поезда остается менее чем два часа (ранее — четыре), то стоимость места (плацкарты) обратно не вернут, а выплатят лишь стоимость услуг. Если же пассажир опоздал на поезд, действие билета ему возобновят в течение 12 часов после опоздания (или 5 суток при срыве поездки вследствие болезни), но в обоих случаях за место в другом поезде придется доплатить.
Основная обязанность пассажира — уплата провозных платежей. Приобретение билета и означает исполнение данной обязанности, если пассажиру не предоставлено право бесплатного проезда. Пассажир обязан хранить билет до окончания поездки и предъявить его в пути следования по первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных документов.
Пассажир, обнаруженный в поезде (на судне, в самолете) без билета или с билетом, не дающим право на проезд в данном поезде (на судне, в самолете), обязан уплатить штраф в установленном размере и, кроме того, стоимость проезда до ближайшей станции (порта). Затем он либо приобретает билет для дальнейшего следования, либо удаляется из поезда (снимается с рейса).
Договор перевозки Обязанности перевозчика
1. Основная обязанность перевозчика — доставить груз в место назначения в целости и сохранности и выдать его получателю. Сделать это нужно строго в срок, указанный в договоре перевозки. Как правило, срок доставки груза указывают в разделе договора, посвященном срокам. Поэтому, формулируя обязанность перевозчика, дайте ссылку на пункты этого раздела договора.
Перевозчик обязан доставить груз, указанный в пункте
(укажите пункт Договора, в котором описывается груз)
в пункт назначения в срок,
(укажите пункт доставки груза. Например, г. Воронеж, филиал ООО «Актив»)
предусмотренный Договором, и выдать груз получателю.
2. Перевозчик обязан предоставить отправителю под погрузку транспорт в исправном состоянии и в срок, предусмотренный договором. Если же поданный транспорт окажется неисправным, отправитель вправе отказаться от него. А за просрочку его подачи — оштрафовать перевозчика. Вот пример формулировки:
Перевозчик обязан подать Отправителю груза под погрузку исправное транспортное средство
(укажите название транспортного средства и объем его вместимости)
в состоянии, пригодном для перевозки груза, в следующий срок:
(укажите срок подачи транспорта (в часах, минутах).
Например, к 11.0 0 «_ «_________ 2 00 г.
(число, месяц, год)
(укажите адрес, куда нужно подать транспорт. Например, «на склад Отправителя по адресу: «,
«на станцию (название) железной дороги», «в порт г. (название)» и т.д.)
2. Перевозчик должен обеспечить сохранность перевозимого груза с того момента, как принял его к перевозке, и до выдачи получателю. Если в ходе транспортировки необходимо будет предпринять дополнительные меры по обеспечению сохранности груза, он должен сделать это за свой счет. В случае уничтожения или повреждения груза ему придется возместить стоимость утраченного или поврежденного. Вот пример формулировки:
Перевозчик обязан предпринять все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности в пути перевозимого груза.
3. Перевозчик обязан сообщить получателю о прибытии в его адрес груза. Это необходимо сделать, поскольку обязанности перевозчика будут считаться исполненными только после того, как получатель примет груз. Порядок и сроки уведомления различаются в зависимости от вида транспорта, которым доставлялся груз. Так, железная дорога уведомляет получателя о доставленных ему грузах не позднее 12 часов дня, следующего за днем прибытия (ст. 34 Устава железнодорожного транспорта РФ). Такой же срок уведомления о доставке груза при речной перевозке (ст. 79 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). Только при автомобильных перевозках, когда груз обычно доставляют сразу на склад получателя, его не всегда заранее уведомляют о прибытии груза. Впрочем, если место назначения и адрес склада получателя не совпадают, стороны могут установить срок уведомления в договоре.
Вот пример формулировки:
Перевозчик обязан уведомить получателя о прибытии груза в пункт назначения в срок
(укажите срок, который указан в транспортных уставах или кодексах в зависимости от вида перевозки, или дайте ссылку на эти нормативно-правовые документы (например, «предусмотренный Уставом железнодорожного транспорта РФ»), или укажите согласованный срок (например, при автоперевозке — от трех до 12 часов с момента прибытия в пункт назначения))
5. Стороны могут обязать перевозчика провести выгрузку груза. Например, такая возможность предусмотрена статьей 67 Устава автомобильного транспорта РСФСР, статьей 21 Устава железнодорожного транспорта, пунктом 6 статьи 73 Кодекса внутреннего водного транспорта. В этом случае в договоре нужно указать срок и порядок выгрузки.
Сроки и порядок выгрузки устанавливаются транспортными уставами, кодексами и правилами перевозки грузов, а также по договоренности сторон.
Вот пример формулировки:
Перевозчик обязан осуществить разгрузку груза с
(укажите вид транспорта,
которым перевозился груз. Например, «автомобиля(ей)», «автопоезда», «судна», «железнодорожного вагона» — выберите нужное)
без перерыва на обед, не допуская простоя транспортного средства под выгрузкой сверх установленных предельных норм времени, предусмотренных
(укажите нормативный акт, который определяет сроки
и порядок выгрузки груза в зависимости от вида транспорта, которым он был доставлен Например, Уставом автомобильного транспорта РСФСР от 8 января 1969 г. N 12, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ и др.)
Впрочем, стороны могут указать срок выгрузки меньший, чем тот, который предусматривают эти нормативные документы. Например, так:
Перевозчик обязан осуществить разгрузку груза в течение
с момента подачи
(укажите согласованный срок в минутах и часах) транспорта под выгрузку.
Обратите внимание: если перевозчик принимает на себя выполнение погрузочно- разгрузочных работ, в договоре нужно предусмотреть условия, которые обеспечивают максимальное использование погрузочно-разгрузочных механизмов. Если же в обязанности перевозчика выгрузка не входит, он должен только сдать груз получателю. Порядок сдачи также описывают в договоре.