Существенные условия договора перевозки груза автомобильным транспортом

Содержание статьи:

Энциклопедия решений. Существенные условия договора перевозки

Существенные условия договора перевозки

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

— условия о предмете договора;

— условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

— все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Внимание

Применительно к перевозке существенные условия зависят от вида договора (договор перевозки грузов, договор перевозки пассажиров, договор об организации перевозок, договор фрахтования и т.д.), а также от вида транспорта, которым осуществляется перевозка.

Так, предметом договора перевозки грузов являются действия перевозчика по доставке вверенного груза в пункт назначения и выдаче его управомоченному лицу, а также действия отправителя по оплате перевозки (п.п. 1, 2 ст. 785 ГК РФ).

Следовательно, существенными условиями договора перевозки груза являются:

— сведения, позволяющие индивидуализировать груз (вид, количество и т.д.);

— пункт назначения (маршрут перевозки);

— наименование получателя груза.

При перевозке груза автомобильным транспортом договором перевозки определяются сроки предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, пригодных для перевозок соответствующего груза (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ).

Суды нередко называют в числе существенных условий договора перевозки срок и цену договора (провозную плату) (постановления ФАС Поволжского округа от 05.04.2012 N Ф06-1683/12, ФАС Центрального округа от 12.09.2011 N Ф10-2997/11, ФАС Уральского округа от 29.01.2009 N Ф09-54/09-С5, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/2006, Восьмого ААС от 17.02.2012 N 08АП-10055/11).

Что касается срока договора, отметим, что согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

В частности, при перевозке грузов автомобильным транспортом перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов (ч. 1 ст. 14 УАТ).

Таким образом, закон допускает отсутствие указания в договоре на сроки доставки груза.

Провозная плата, взимаемая за перевозку грузов, пассажиров и багажа, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК РФ). Отсюда следует, что провозная плата является существенным условием договора перевозки в том случае, когда она не установлена законом или иными правовыми актами.

В частности, регулируемыми являются цены (тарифы) на железнодорожные перевозки (п. 1 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643). Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. На договорной основе устанавливается также плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) (п.п. 5, 6 ст. 64 Воздушного кодекса РФ).

Ряд договоров, связанных с осуществлением перевозок, содержит также иные условия. Так, в соответствии со ст. 798 ГК РФ договор об организации перевозок определяет, в частности:

— сроки подачи перевозчиком транспортных средств под погрузку, а также принятия грузов к перевозке;

— сроки предъявления груза к перевозке;

— порядок осуществления расчетов (наличная или безналичная форма, предоплата или оплата по завершении перевозок и т.д.).

Договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) предусматривает наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна (пп. 1 п. 2 ст. 115, ст. 120 Кодекса торгового мореплавания РФ, см. также постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.02.2012 N Ф03-8/12).

При несогласованности какого-либо из существенных условий договор перевозки может быть признан судом незаключенным (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.08.2011 N Ф02-3314/11, ФАС Московского округа от 20.11.2007 N КГ-А41/10536-07, ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 N А65-11655/06). Вместе с тем, если одна из сторон приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору (например, перевозчик фактически принял груз и провозную плату за его доставку в определенный пункт назначения) либо иным образом подтвердила действие договора, она не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 432 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ, вступившего в силу с 01.06.2015).

Как составить договор перевозки?

Невозможно представить себе современный мир без перевозок. Будь то перевозка груза или пассажиров. Мы привыкли к тому, что на полках в магазинах всегда есть товар, а маршрутные такси, рейсовые автобусы и иной транспорт доставляют нас до места назначения.

Содержание статьи:

Но между оправкой товара со склада до его появления на полках, доставки пассажира до места происходит много разных действий. Однако, юридически всё начинается с заключения договора перевозки. Разберем его подробнее. Наш адвокат по договорным отношениям разъяснит как составить договор перевозки, поможет в разработке проекта договора, внесет изменения в действующий договор, подготовит протокол разногласий: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

Существенные условия договора перевозки

По договору перевозки перевозчик обязан доставить груз или пассажира до места назначения, а грузоотправитель или пассажир обязуются оплатить перевозчику стоимость перевозки.

К основным существенным условиям договора перевозки можно отнести его предмет, срок перевозки (дата отправления и прибытия), стоимость перевозки, а в случае, если это договор перевозки груза, то еще наименование и его количество, а также данные грузоотправителя и грузополучателя. Также имеют место быть и иные условия, предусмотренные транспортными нормативно-правовыми актами. Читайте про изменение условий договора по соглашению сторон по ссылке на основной части нашего сайта.

Как составить договор перевозки грузов?

Для составления договора перевозки грузов, в первую очередь, необходимо определить тип транспорта, которым будет осуществляться перевозка. Далее необходимо соблюсти вышеперечисленные существенные условия.

В договоре должно быть четко отражено, кто является грузоотправителем и грузополучателем, в каком объеме и какой именно доставляется груз, по какому маршруту и за какую стоимость. Необходимо учитывать обязанности, которые должны выполнять каждая из сторон договора. А чтобы обезопасить сторону, представителем которой вы являетесь, необходимо четко сформулировать ответственность сторон либо виде конкретной существенной суммы штрафа, либо ежедневных процентов от стоимости перевозки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

Договор перевозки груза обязательно должен быть составлен в письменной форме. В случае, если Стороны не имеют возможности подписать договор лично, в его условиях необходимо предусмотреть возможность считать сканированные копии за подлинные документы и имеющие юридическую силу. Это упростит доказывание в судебном процессе в случае, если одна из Сторон договора ненадлежащим образом исполнит свои обязательства или вовсе откажется от их исполнения.

Также необходимо согласовать со Стороной момент исполнения договора. Это может быть, как и передача груза грузополучателю, так и момент передачи (возврата) оригиналов или сканов транспортных документов (ТТН) обратно грузоотправителю для проведения оплаты.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО с основными советами юриста по составлению договора, пишите свой вопрос в комментариях ролика

Договор перевозки грузов пассажиров и багажа

Наверняка Вы, находясь в общественном транспорте, много раз слышали голос диктора, который произносит: «Уважаемые пассажиры! Просим Вас сохранять билеты до конца поездки. Билет является подтверждением заключения договора перевозки».

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, по договору перевозки пассажиров, перевозчик обязуется доставить пассажиров до пункта назначения, а если у пассажиров имеется багаж, то, соответственно, и его тоже. За проезд и за провоз багажа пассажиры обязуются оплатить перевозчику провозную плату.

В данном случае заключение договора удостоверяется билетом, в котором указаны дата и время продажи билета, номер маршрута, его наименование, дата выезда и приезда, время в пути, номер места пассажира. В случае, если сдавался багаж, пассажиру выдается багажная квитанция, которая подтверждает оплату за провоз багажа.

В случае возникновения спора, предъявления билета или багажной квитанции в качестве доказательства будет достаточно для подтверждения совершения поездки или перевозки багажа в спорный день.

Договор транспортной экспедиции

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Этим договором также предусматриваются обязанности экспедитора в организации перевозки груза выбранным транспортом и по маршруту, который был выбран самим экспедитором или же заказчиком (клиентом). Кроме этого, в договоре может быть прописана обязанность экспедитора заключать договоры от имени заказчика (клиента) или от своего имени. Ну и, разумеется, самое важное – экспедитор обязан обеспечить отправку, получение груза, а также исполнить другие обязательства, предусмотренные договором.

Помимо основных услуг, договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены и дополнительные услуги. Например, осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение документов, которые требуются для экспорта/импорта, выполнение формальностей, связанных с прохождением таможней и иными инстанциями, осуществление проверки количества и состояния груза, погрузка и выгрузка груза, оплата различных пошлин, сборов и иных расходов, возлагаемых на заказчика (клиента), хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Данный договор обязательно заключается в письменной форме. Клиенту также необходимо выдать Экспедитору доверенность, в которой будут указаны его полномочия.

Экспедитор полностью несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если не докажет иное.

Если иное не предусмотрено договором, Экспедитор вправе привлечь к исполнению договора третьих лиц.

Помощь адвоката в составлении договора перевозки

При возникновении спора либо сомнения в самостоятельном составлении такого договора наши адвокаты готовы оказать полное содействие, в том числе:

  1. Провести консультацию по договору перевозки на предмет полноты прописанных условий;
  2. Составить договор перевозки (любого вида) с учетом интересов всех сторон;
  3. Провести анализ ситуации возникшего конфликта и перспективы судебного спора по договору на основе судебной практики и опыта адвоката;
  4. Провести сбор доказательной базы для рассмотрения дела;
  5. Составить претензию для досудебного урегулирования конфликта (читайте выгодные условия по составлению претензии по ссылке);
  6. Составить исковое заявление в суд о расторжении договора перевозки, иными требованиями;
  7. Составить заявления о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества при заключении договора перевозки и представления интересов на всех стадиях ведения уголовного дела;
  8. Участвовать в качестве представителя в суде во всех инстанциях;
  9. Участвовать на стадии исполнения решения суда.

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

Договор перевозки груза

Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.

Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.

Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.

Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Существенные условия договора перевозки груза

Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки груза

Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.

Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

Срок договора перевозки груза

Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.

При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:

транспортными уставами и кодексами;

при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Стороны договора

Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.

Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

Цена договора перевозки груза

Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

Форма договора перевозки груза

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Виды договора перевозки груза

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:

внутренней водной перевозки

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу».

Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:

Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит 19

— принят к вычету НДС.

Итоги

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Договор перевозки груза — существенные условия, образец

Договор на перевозку груза (образец)

Транспортировка груза должна быть произведена на основании договора перевозки груза (п. 1 ст. 784 ч. 2 Гражданского кодекса РФ).

В зависимости от типа выбранного для осуществления перевозки транспорта (автомобильный, авиационный, железнодорожный, морской и т. д.) общие условия предоставления такой услуги, а также особенности содержания и оформления договора регламентируются специальными транспортными уставами и кодексами, законами и правилами (п. 2 с. 784 ГК РФ).

Субъектами договора перевозки груза выступают:

  • перевозчик – несет обязательство доставить вверенные ему вещи или материальные ценности в назначенное место и передать их управомоченному лицу;
  • отправитель – обязуется своевременно оплатить заказанное перемещение груза (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Если груз перевозит коммерческая организация, обязанная на основании норм действующего законодательства производить транспортировку груза по обращению всякого гражданина или юрлица, то такое перемещение груза считается перевозкой транспортом общего пользования, который является публичным (п.п. 1, 2 ст. 789 ГК РФ).

Договор перевозки грузов является возмездным, что следует из его определения, содержащегося в п. 1 ст. 785 закона ГК РФ. Также уставы отдельных видов транспорта включают условия о необходимости со стороны перевозчика предоставить для ознакомления грузоотправителю по требованию последнего тарифы на осуществляемые услуги (например, п. 22 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок…», утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

Образец рассматриваемого договора можно скачать по ссылке:

Чем подтверждается заключение договора перевозки груза

Договор перевозки груза признается реальным, т. к. фактически он может считаться заключенным в момент принятия к исполнению перевозчиком заказа или заявки от отправителя (например, п. 6 «Правил перевозок груза автотранспортом», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Факт заключения договора перевозки груза удостоверяется выдачей транспортной накладной или иной документации в соответствии с транспортным законодательством (п. 2 ст. 785 закона № 14-ФЗ).

Транспортными уставами или кодексами может быть регламентирована выдача таких документов:

  • для железнодорожных доставок грузов – транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ);
  • для автомобильных перевозок – транспортная накладная (п. 1 ст. 8 ФЗ «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ);
  • для речной перевозки – транспортная накладная или коносамент (п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ);
  • для морской перевозки – чартер, коносамент или иные документы, установленные законодательством (п. 2 ст. 117 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ);
  • для воздушной перевозки – грузовая или почтовая накладная (ст. 105 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ).

Оформление и содержание указанных документов определено соответствующими транспортными уставами или кодексами.

Существенные условия договора перевозки

На основе анализа положений гражданского и транспортного законодательства, а также существующей судебной практики к существенным условиям договора перевозки груза можно отнести следующие:

  1. Предмет договора. Включение данного пункта в содержание любого соглашения регламентировано ст. 432 ГК РФ. Предметом договора перевозки груза является оказание транспортных услуг по доставке в указанный пункт вверенных одной стороне (перевозчику) грузов с последующей их передачей конкретному лицу, имеющему полномочия на получение таких грузов. Вторая сторона (грузоотправитель) обязуется произвести оплату такой услуги (п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ). Предмет договора не будет считаться установленным, а сам договор перевозки груза – заключенным, без указания:
  • характеристик груза (наименование, количество, вес, размер, объем, параметры упаковки/тары и т. д.);
  • даты и времени отправления и доставки грузов;
  • пунктов отправления и назначения (например, решение АС Кемеровской обл. по делу от 04.12.2009 № А27-16638/ 2009).
  1. Срок перевозки.
  2. Сумма провозной платы.
  3. Порядок и условия произведения расчетов между сторонами (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 № Ф04-4550/2008 [8671-А70-9]) и т. д.

Судебная практика не имеет общего мнения относительно включения в договор в качестве существенных условий сведений, перечисленных в пп. 2–4 приведённого выше списка.

Например, часть судей считает, что неоговоренные соглашением параметры могут быть установлены с учетом положений законодательства (например, срок доставки грузов автотранспортом – в соответствии с п. 63 Правил перевозок грузов автотранспортом).

Договор об организации перевозок

В ситуациях необходимости реализации грузоперевозок в систематическом режиме перевозчик и грузовладелец могут заключать соглашения об организации перевозок. Такие договоры обычно носят долгосрочный характер.

По договору об организации перевозок:

  • перевозчик обязан принять в установленные сроки грузы определенного объема для перевозки;
  • грузовладелец – своевременно предоставлять такие грузы (абз. 2 ст. 798 ГК РФ).

Договором об организации грузоперевозок должны быть оговорены следующие параметры:

  • объемы предоставляемых грузов;
  • сроки предъявления грузов к перевозке;
  • порядок проведения расчетов между сторонами соглашения;
  • иные условия предоставления транспорта и предъявления грузов (п. 2. ст. 798 ГК РФ).

Договор об организации грузоперевозок обычно служит не только для установления постоянных деловых отношений между контрагентами, но и для оптимизации самого процесса грузоперевозок и сопутствующего документооборота.

Например, при наличии договора об организации перевозок договор перевозки груза может быть заключен посредством принятия перевозчиком заявки от грузоотправителя (п. 5 ст. 8 Устава автотранспорта).

Условия транспортировки грузов, принятые сторонами при подписании договора об организации грузоперевозок, принимаются по умолчанию для договора о перевозке грузов, заключенного на отдельный рейс, если иное не предусмотрено таким договором (п. 2 ст. 68 закона № 24-ФЗ).

Ответственность перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей

За ненадлежащее исполнение обязательств, а также за их неисполнении стороны договора перевозки несут ответственность в соответствии с гражданским и транспортным законодательством, а также правилами, установленными соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК РФ).

Риск! Согласование условий об уменьшении или полном исключении предусмотренной законодательством ответственности, произведенное перевозчиком и грузовладельцем, считается по общему правилу недействительным (п. 2 ст. 793 закона № 14-ФЗ, ст. 37 Устава автотранспорта).

Перевозчик грузов может быть привлечен к ответственности:

  • за непредоставление транспорта в соответствии с принятыми заявкой или заказом условиями договора (п. 1 ст. 794 ГК РФ);
  • за порчу или утерю вверенного груза, случившуюся после принятия его для транспортировки и до передачи грузополучателю (п. 1 ст. 796 ГК РФ). По данному основанию профессиональный перевозчик несет ответственность вне зависимости от наличия его вины (см. п. 1 Обзора судебной практики ВС РФ от 20.12.2017).

Грузоотправитель может быть привлечен к ответственности за непредъявление груза или неиспользование поданных перевозчиком средств транспорта (п. 1 ст. 794 ГК РФ).

Отдельными транспортными уставами и кодексами, а также договором могут быть установлены и другие условия возникновения ответственности сторон соглашения – например, неуказание в транспортной накладной особых комментариев о мерах предосторожности, необходимых при транспортировке груза, и т. д. (п. 3 ст. 35 Устава автотранспорта).

Поэтому включение пункта об ответственности в типовой договор перевозки грузов необязательно.

Вероятно, вас также заинтересует вопрос об уплате НДС при перевозке грузов. Читайте об этом готовое решение КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе К+, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Итак, договор перевозки груза заключается между перевозчиком и грузоотправителем, факт заключения такого соглашения подтверждается путем составления транспортной накладной или иного документа, предусмотренного законодательством.

Существенным условием договора о грузоперевозке является подробное описание предмета договора. Сюда же можно отнести характеристики груза, описание маршрута, указание пунктов отправления и назначения, даты и время погрузки и разгрузки, параметры нанимаемого транспорта и др. параметры, позволяющие максимально точно обозначить предмет соглашения.

Существенные условия договора перевозки

Возникновение договорных отношений возможно при наличии двух обстоятельств: 1) достижение сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, 2) придание этому соглашению определенной формы, если это необходимо в силу законодательства или соглашения сторон. Первое обстоятельство является основным, поскольку без него не обходится ни один договор, в то время как второе не во всех случаях влияет на установление факта заключения договора.

Если говорить о существенных условиях любого договора, то таковыми являются: условие о предмете договора (наименование передаваемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и т.п.); иные условия (цена, сроки исполнения, количество, местонахождение имущества, его состав, пределы использования имущества и др.), которые могут быть отнесены к существенным в случаях, если они:

— названы в качестве таковых в законодательстве для договоров данного вида;

— определены как существенные самими сторонами при заключении договора или по заявлению одной из сторон по этим условиям должно быть достигнуто соглашение;

— вытекают из сущности договора данного вида». Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 06.04.2005 г. N 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 года N 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» (п. 3), Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, — 04.05.2005. — N 70, 6/436.

Предметом договора автомобильной перевозки являются услуги. Если предмет договора сторонами не согласован, то договор считается незаключенным. В то же время наличие в договоре только предмета не всегда является достаточным для констатации факта действительности договора.

Рассматривая вопрос о существенных условиях договора автомобильной перевозки, следует обратиться к ст. 739 ГК: «по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной».

Из приведенного определения можно выделить следующие существенные условия договора перевозки груза: предмет договора (услуга по доставке и выдаче уполномоченному лицу вверенного отправителем груза — со стороны перевозчика и оплата услуги — со стороны отправителя), стороны договора (перевозчик и отправитель). Из содержания пункта второго ст. 739 ГК вытекает, что иные существенные условия договора перевозки должны содержаться в транспортной накладной.

Во всяком случае, такого мнения со ссылкой на других российских авторов придерживается профессор Витрянский В.В.: «По общему правилу транспортная накладная заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и по сути представляет собой письменную форму этого договора» Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. — Москва: Статут, 2003. — С. 232.. Еще более категорично об этом писал Егиазаров В.А.: «Накладная содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степени использования грузоподъемности вагона (контейнера), скорости перевозки, времени принятия груза к перевозке и т.д. Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии договора перевозки, поскольку договор перевозки относится к числу формальных сделок и его наличие и содержание может быть подтверждено только письменными документами» Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. — Москва, 1999. — С. 68..

Если говорить о договоре перевозки, который заключен на основании договора об организации перевозки, то в нем стороны предусматривают перечень условий, которые должны быть указаны заказчиком перевозки в заявке на перевозку. Например, маршрут и условия перевозки; требуемый тип подвижного состава; подробный адрес места погрузки, разгрузки, таможни назначения; дата и время подачи автомобилей под погрузку; вид тары и упаковки; необходимые приспособления для крепления груза.

Такие условия также будут являться существенными условиями каждого конкретного договора перевозки. Практическое значение таких обстоятельств в том, что в случае, если заказчик направит перевозчику заявку, в которой не указаны все требуемые условия, перевозчик вправе не приступать к выполнению перевозки.

Когда перечень существенных условий законодательством не предоставляется, таковыми помимо предмета и условий, согласованных по заявлению одной из сторон, будут условия, вытекающие из сущности договоров данного вида (постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 г. N 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров) Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 19 января 2000 г. — N 6/210..

Кроме того, условия любого договора субъекта Республики Беларусь, т.е. условия договора не могут противоречить налоговому, таможенному, валютному, антимонопольному законодательству, регламентирующему порядок осуществления деятельности субъектов Республики Беларусь и т.д.

Существенные условия договора перевозки

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются: 1. условия о предмете договора 2. условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида 3. условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 1. Из определения договора перевозки вытекает, что существенными условиями для данного договора являются: наименование и характеристики груза, место назначения размер платы за перевозку. 2. Законодательством другие существенные условия договора перевозки не установлены. 3. Что касается условий, которые сами стороны определяют как существенные, то если договор перевозки заключается на основании договора об организации перевозки, зачастую в основном договоре стороны предусматривают перечень условий, которые должны быть указаны заказчиком перевозки в заявке на перевозку. Например, 1) маршрут и условия перевозки (в т.ч. особые); 2) требуемый тип подвижного состава (тип полуприцепа, объем); 3) подробный адрес места погрузки/ разгрузки/ таможни назначения; 4) дата и время подачи автомобилей под погрузку; 5) вид тары и упаковки; необходимые приспособления для крепления груза.

Такие условия также будут являться существенными условиями каждого конкретного договора перевозки. Практическое значение этой нормы в том, что в случае, если заказчик направит перевозчику заявку, в которой не указаны все требуемые условия, перевозчик вправе не приступать к выполнению перевозки.

1. Что касается договоров организации перевозки, то из предмета договора следует, что существенными будут условия: об объемах и сроках предъявления и приема к перевозке грузов. А поскольку такие договоры являются разновидностью договора перевозки, существенными для них будут также условия, существенные для договора перевозки, т.е. наименование и характеристики груза, место назначения и размер платы за перевозку. 2. Кроме того, ГК напрямую предусматривает, что такие договоры должны содержать условия: об объемах, сроках предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов. Что касается условий об объемах и сроках предъявления и приема грузов к перевозке, требуемых ГК, то не всегда возможно указать эти условия для долгосрочного договора. Однако, поскольку гражданское законодательство исходит из принципа стабильности гражданско-правовых отношений, представляется, что установление сторонами в таком случае механизма определения содержания таких условий, будет достаточным для признания условия согласованным сторонами, а договора заключенным. Чаще всего это условие согласовывается таким образом, что перевозчик обязуется выполнять перевозку грузов в сроки и в объемах по заявкам заказчика.

Согласно ст.62 Закона об автомобильном транспорте, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов определяются объемы, сроки, маршруты, графики выполнения автомобильных перевозок, тип используемых автомобильных транспортных средств, перечень сопутствующих автомобильной перевозке услуг, условия предоставления грузовых автомобильных транспортных средств и предъявления грузов для автомобильной перевозки, порядок расчетов, ответственность сторон, а также иные условия организации автомобильных перевозок грузов. Такая формулировка нормы не позволяет однозначно установить, намеревался ли законодатель таким образом определить существенные условия договора организации перевозки. Ответ на этот вопрос представляется важным, поскольку при несогласовании сторонами всех существенных условий договор будет считаться незаключенным. Проанализировав нормы законодательства можно сделать следующие выводы. Законодательство РБ предусматривает право перевозчика выбирать маршрут перевозки груза, самостоятельно определять типы и количество грузовых автотранспортных средств, необходимых для выполнения договора, порядок предоставления транспорта и предъявления груза к перевозке. Таким образом, законодательно установлен порядок определения большей части названных условий в процессе исполнения договора. В связи с изложенным, представляется, что названные в Законе условия не являются существенными условиями договора организации грузоперевозки.

Итак, подведем итог. Существенными условиями договора перевозки являются: наименование и характеристики груза, место назначения, размер платы за перевозку. Существенными условиями договора об организации перевозок являются: наименование и характеристики груза, место назначения, размер платы за перевозку, объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов.

Кроме того, договоры с нерезидентами дополнительно должны содержать все существенные условия, установленные для внешнеэкономических договоров Указом Президента РБ №7 от 04.01.2000г. «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ». Для договоров перевозки такими условиями будут дата и место заключения договора, предмет договора, стоимость услуг, условия расчета, валюта платежа, ответственность сторон, порядок разрешения споров, а также названия, юридические адреса и банковских реквизитов договаривающихся сторон.

Форма договора перевозки Договор перевозки должен заключаться в простой письменной форме. Договор в письменной форме может быть заключен: 1. путем составления одного документа, подписанного сторонами, 2. путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Сложности связаны с тем, что при использовании данного способа заключения договора зачастую довольно сложно доказать, что документ получен именно от контрагента. Как правило, при обмене документами по факсу данные о контрагенте содержаться в факсовой строчке, которая автоматически выбивается на каждой полученной странице. Однако проблема состоит в том, что не всегда такая строчка проставляется. Кроме того, при желании ее можно подделать. Поэтому достоверность получения документа от контрагента остается под вопросом и может быть оспорена второй стороной. Однако в настоящее время в суде может быть проведена экспертиза подлинности факсовых копий документов как относительно того, был ли сделан монтаж, так и устанавливается с какого аппарата был отправлен документ. В тех же случаях, когда подлинность факсовых копий документов не опровергается второй стороной, договор, заключенный по факсу, считается заключенным в надлежащей форме. Таким образом, всегда довольно важно получить оригиналы договора и связанных с договором документов. Возможный вариант – это получение факсовых копий через факсовое бюро, профессиональной организации, которая занимается приемом и регистрацией факсов. 3. совершением стороной, получившей оферту (подписанный с одной стороны договор или заявку, содержащие все условия, необходимые для исполнения договора) действий, направленных на исполнение договора или заявки. Договор, заключенный любым из указанных выше способов, будет признан заключенным в простой письменной форме.

Пример (факсовая копия) Перевозчик обратился в суд с требованием о взыскании с заказчика основного долга по оплате выполненной перевозки и суммы штрафных санкций за просрочку оплаты, установленных договором. Ответчик основной долг признал, однако против взыскания с него штрафных санкций возражал, утверждая, что данные санкции рассчитаны на основании факсовой копии договора, который ответчиком не подписывался и является недействительным. Заявление ответчика о недействительности договора опровергается материалами дела. Суду была предоставлена копия договора, снабженная подписью и печатью ответчика. Вопрос о подлинности содержащихся на данном договоре подписи и печать ответчиком поставлен не был. Кроме того, в деле имеются подписанные сторонами акты выполненных работ, которые содержат прямое указание на то, что данные перевозки выполнялись на основании договора. Представительство в хозяйственном суде Таким образом, суд посчитал, что отношения сторон по перевозке регламентировались договором. С ответчика были взысканы сумма основного долга и штрафных санкций в полном объеме. (Решение МАС при БелТПП от 25.02.2004, дело №411/52-03)

Чаще всего в форме одного документа заключаются долгосрочные договоры на организацию перевозок грузов, которые также называют бланкетными договорами или генеральными соглашениями. Разовый договор перевозки также может быть заключен в форме отдельно составленного договора. Однако в силу специфики транспортной деятельности на практике это не выполняется. Чаще всего договор заключается путем направления по факсу или электронной почте заявки на перевозку, которая подтверждается или исполняется перевозчиком. Причем подтверждение может выражаться как в проставлении на заявке штампа организации перевозчика и направление заявки по факсу обратно заказчику, так и просто указанием номера транспортного средства, ответом по электронной почте или по телефону. В связи с этим возникают определенные сложности с доказыванием наличия заключенного между сторонами договора и его условий, особенно когда одна из сторон оспаривает заключенный договор. Практика нашла свое отражение и в законодательстве, в связи с чем транспортное законодательство предусматривает, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной установленного образца. При этом сама накладная не является договором. Она лишь является достаточным доказательством наличия между сторонами договорных отношений и условий договора перевозки. Отсутствие, утеря накладной или неправильно составленная накладная не влияют на действительность заключенного договора. В этом случае стороны могут доказывать наличие договора перевозки другими доступными им доказательствами. При этом следует отметить, что накладная составляется не в произвольной форме. Для внутриреспубликанских договоров перевозки утвержден бланк товарно-транспортной накладной и правила ее заполнения (Постановление Министерства финансов РБ от 14 мая 2001 г. N53 «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению). При осуществлении международных перевозок, к которым применяется Конвенция КДПГ, используется накладная CMR. Форма накладной, рекомендуемой перевозчикам, была разработана Международным Союзом Автомобильного Транспорта. Впоследствии каждый участник Конвенции вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать форму накладной. Однако такая накладная должна содержать обязательные и дополнительные реквизиты, указанные в ст.6 Конвенции. В Республике Беларусь форма CMR утверждена Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 24.06.2004 N23.

Пример Грузоотправитель обратился в суд с иском к перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой груза в процессе перевозки. Ответчик иск не признал, заявив, что не состоял с истцом в договорных отношениях и, следовательно, не является лицом, обязанным возместить ущерб. Истцом предоставлена ТТН, сопровождавшая спорную перевозку. Накладная по своим реквизитам не соответствует требованиям Инструкции по заполнению ТТН. Так, в накладной отсутствуют сведения о путевом листе, подпись водителя о приеме груза к перевозке, сведения о пломбах, их оттиске и номере. Кроме того, ответчик заявил, что транспортный заказ истца он не получал, а истцом не представлены доказательства его направления. Суд первой инстанции с доводами ответчика согласился, признал договор перевозки незаключенным и отказал в удовлетворении исковых требований. Кассационной инстанцией решение отменено по следующим основаниям. Заключение договора перевозки подтверждается составлением накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не влияют на действительность или существование договора перевозки. Действительно в представленной накладной отсутствуют все необходимые реквизиты. Однако о факте выполнения ответчиком спорной перевозки имелись и другие доказательства. Согласно свидетельским показаниям водителя им перевозился груз по маршруту РБ-РФ по распоряжению работодателя. Факт принятия груза к перевозке подтверждается свидетельскими показаниями, которые являются последовательными и не противоречат друг другу. Действия перевозчика по передаче водителю ТТН и принятию груза к перевозке свидетельствуют о заключении договора. Доводы о самовольном выполнении перевозки водителем суд не принял во внимание, поскольку перевозка выполнена на машине, принадлежащей перевозчику, и по факту хищения данной машины перевозчик в правоохранительные органы не обращался. Суд принял решение о взыскании с ответчика причиненного ущерба в полном объеме. (ХС г. Минска, дело №143-2/02/234-14/02/379-13/03/512-7/05)

Итог: 1. договор перевозки должен быть заключен в простой письменной форме одним из указанных выше способов; 2. наличие только факсовых копий договора не гарантирует признание договора заключенным; 3. но!! наличие договорных отношений может подтверждаться любыми доступными сторонам доказательствами.