Автотовароведческая экспертиза после ДТП

Автотовароведческая экспертиза

Судебная автотовароведческая экспертиза — самостоятельный вид экспертизы, относится к роду автотехнических и предполагает исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости. Исследование может проводиться как в досудебном порядке, по инициативе и нужд заказчиков физических и юридических лиц, нотариатов, таможен, бухгалтерий организаций (списание), органов ГИБДД, так и в судебном порядке по постановлению следователей или определению судов.

Основу данной экспертизы (исследования) составляет расчет (калькуляция) стоимости восстановительного ремонтарасчет величины утраты товарной стоимости (УТС) в результате ремонтных воздействий (или величина материального ущерба) транспортного средства отечественного и иностранного производства после его повреждения в ДТП, либо в результате стихийного бедствия, противоправных действий третьих лиц (порча, поджог и т.д.).

Автотовароведческая экспертиза на сегодня является самым востребованным видом экспертиз, как в досудебном, так и в судебном порядке. Главной причиной столь высокой потребности в ней являются задачи, которые она решает на сегодня:

Во-первых — зачастую собственнику (владельцу) при выплате страхового возмещения по ОСАГО или КАСКО страховой компанией выплачивается существенно меньшая стоимость восстановительного ремонта после ДТП (происшествия), чем величина реально нанесенного материального ущерба. Нужно учесть, что стоимость восстановительного ремонта и величина материального ущерба — это два абсолютно разных понятия. Кто не раз сталкивался с этими понятиями, особенно при существенных повреждениях в результате большого ДТП, тот понимает, что страховщики могут сделать искусственно Ваш автомобиль «тотальным» (полная гибель, т.е. когда экономически нецелесообразно восстанавливать), чтобы выплатить стоимость ущерба как разницу рыночной стоимости автомобиля и годных остатков. И тогда, при различных вариантах, стоимость может различаться и в сотни тысяч рублей. Много и других примеров, которые указывают на необходимость обращения к профессиональным экспертам-техникам.

Во-вторых — такие же споры и разногласия могут возникнуть, когда водитель, по вине которого нанесены повреждения Вашему автомобилю, не застрахован по ОСАГО или вам не хватило лимита выплаты страховой компании (сейчас 120 000, планируется 400 000 рублей). В этом случае, чтобы предъявить претензию Вашему обидчику, нужно провести автотовароведческую экспертизу и определить стоимость восстановительного ремонта (материальный ущерб). И наоборот, если Вы являетесь виновником ДТП и считаете, что оценка ущерба, проведенная противоположной стороной завышена, тогда просто Вам необходима повторная экспертиза.

В-третьих — страховым компаниям, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 24.04.2003 г № 238 «Об организации независимой экспертизы», регламентировано заключение Договоров «Об экспертном обслуживании» с независимыми экспертными организациями. Не так уж давно, в 2004-2007гг. (до кризиса) так и было. Но сейчас Вы редко встретите, чтобы страховая компания выполняла данное Постановление РФ. Как правило, Вас отправят в свою оценочную фирму или экспертную организацию, где ни о какой независимости речи быть не может. Получается так, организация независимой автотовароведческой экспертизы прописана, но она большинством страховщиков не выполняется.

В-четвертых — когда между страховыми компаниями возникают споры. Это происходит в том случае, если страховое возмещение по КАСКО страховщик выплачивает своему страхователю в полном объеме (может завышено) и в порядке регресса требует вернуть эту сумму (либо максимальную по лимиту) со страховой компании виновника ДТП, с чем та не согласна. Этот вопрос, как правило, разрешается через проведение судебной автотовароведческой экспертизы по определению Арбитражного суда.

В пятых когда собственник (владелец) не согласен с требованиями выплатить (или считает ее завышенной) в порядке суброгации стоимость ущерба, которую страховщик заплатил своему страхователю по Договору КАСКО в полном объеме, но не хватило лимита страховой компании виновника по ОСАГО. Истцом и ходатайствовать о назначении судебной автотовароведческой экспертизы, может как водитель, так и сама страховая компания.

В шестых если Ваш автомобиль получил повреждения в результате стихийного бедствия, пожара, противоправных действий третьих лиц, падения строительных конструкций или материалов, дерева, снега или сосулек (виновником может выступать РЭУ ДЭЗа, УК, ТСЖ, которые обязаны следить за тем, что бы вовремя освобождать крышу от снега, сосулек и наледи, согласно требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (Утверждено Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170).

Восьмое — автотовароведческое исследование решает и одну из важных задач списания автомобилей и других транспортных средств с баланса, книг учета государственных и частных организациях, как выработавшее свой технический ресурс и нормативный срок эксплуатации.

Основные вопросы, которые могут задаваться специалистам в этой области познаний:

1. Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля ВАЗ-2107, г/н Х 222 ХХ 61 rus. на дату ДТП ?

2. Определить величину утраты товарной стоимости автомобиля Порш Каен, г/н А 001 АА 177 rus, в результате ремонтных воздействий ?

3. Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля Приора, г/н М 034 АА 34 rus на дату ДТП ? Определить рыночную стоимость на момент ДТП и стоимость годных остатков после ДТП данного автомобиля, в случае экономической нецелесообразности его ремонта.

Эти вопросы могут быть разрешены и находятся в компетенции эксперта-техника по специальности 13.4 «Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости» (Утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.09.2004, №154).

А также данные исследования могут находиться в рамках комплексной экспертизы со специальностями:

Независимая экспертиза после ДТП

Независимая экспертиза транспортных средств после ДТП проводится для определения реальной, рыночной стоимости последующего ремонта и запасных частей, которые для него потребуются. Популярность пользования услугами независимых экспертов вызвана тем, что многие страховые организации искусственно занижают стоимость ремонта и запчастей, в результате чего размер выплат не соответствует полученным авто повреждениям.

В каких случаях заказывают независимую оценку?

Экспертиза автотранспорта может быть как обязательной, так и добровольной. В первом случае ее проводят эксперты страховых фирм, а во втором – специалисты независимых экспертных организаций. Добровольная оценка ущерба требуется тогда, когда владелец автомобиля желает подстраховаться, проверить объективность работы штатных оценщиков страховых компаний.

Заказ независимой экспертизы необходим в следующих случаях:

  • Подготовка искового заявления в суд. Речь идет о праве опротестовать заключение штатного эксперта страховой организации. В этом случае отчет независимого эксперта будет обязательно принят во внимание и послужит основным доказательством позиции истца;
  • Пересмотр страховой выплаты. Если выплата возмещения страховой фирмой делается в размере, который явно не соответствует полученным повреждениям, то экспертиза может помочь решить дело миром еще в досудебном порядке;
  • Установление реального виновника аварии;
  • Сервисный ремонт, предоставленный страховой компанией, был сделан некачественно;
  • Страховая фирма разорилась или у нее была отозвана лицензия;
  • Требуется определение величины утраты товарной стоимости автомобиля для ее возмещения;
  • Необходима оценка реальной рыночной стоимости автомобиля после полученных повреждений;
  • Нужно установить реальную величину ущерба в случае, когда виновником аварии являетесь вы сами и есть подозрение, что расчет ущерба противоположной стороной сделан сильно не в вашу пользу.

Виды независимых экспертиз автомобиля

Существует множество видов экспертиз, которые применяют в своей работе независимые оценщики. Но наибольшей популярностью пользуются всего 4 вида:

  • Автотехническая экспертиза. Ее используют в целях определить истинного виновника дорожной аварии и причины, которые привели к ее возникновению. При такой оценке выясняются и исследуются факторы, повлиявшие на возникновение ДТП, определяются сопутствующие технические причины. Дополнительно оцениваются действия или бездействие участников аварии, которые повлияли на ее результат;
  • Автотовароведческая экспертиза. Такая оценка позволяет рассчитать рыночную стоимость полученных повреждений и последующего восстановительного ремонта, а также величину утраты товарной стоимости ТС и его остаточную стоимость. Автотовароведческая оценка незаменима в случае, когда есть подозрения в том, что страховая сумма занижена или виновник ДТП считает, что потерпевшая сторона намеренно завышает стоимость ремонта. Применяется она и тогда, когда виновник происшествия не имеет обязательной страховки или авто получило ущерб от третьих лиц или стихийных бедствий;
  • Трасологическая экспертиза. Цель оценки – определить следы аварии на автомобилях и на самом месте аварии, выяснить траекторию движения авто до столкновения и после, а также проанализировать весь механизм возникновения ДТП;
  • Комплексная экспертиза. Включает все указанные выше виды оценок, поэтому используется для полного воссоздания картины дорожно-транспортного происшествия и полученных автомобилями повреждений.

Какие документы необходимы для оценки ущерба?

Чтобы провести оценку ущерба и не позволить страховщиу занизить сумму выплат, потребуется подготовить:

  • паспорт заказчика экспертизы;
  • технический паспорт автомобиля;
  • свидетельство о госрегистрации ТС;
  • справку о дорожной аварии из ГИБДД;
  • копию сервисной книжки (если автомобиль проходит техническое обслуживание у дилера);
  • договор купли-продажи автомобиля;
  • справку-счет о стоимости автотранспортного средства (предъявляют только юридические лица).

Порядок проведения экспертизы

Экспертиза транспортных средств любого вида подразумевает ряд обязательных этапов, среди которых:

  1. Предварительная консультация. На этом этапе клиент может задать любые вопросы, которые касаются произошедшей аварии и величины возможной компенсации страховой фирмы за полученные повреждения;
  2. Осмотр транспортного средства. Осмотр проходит после предварительного согласования места и удобного времени проведения экспертизы. Он может быть проведен как в гараже владельца автомобиля, так и на штрафстоянке или непосредственно возле офиса независимых оценщиков. На этапе осмотра делаются фотографии полученных повреждений, при необходимости используется видеозапись. Все результаты осмотра фиксируются письменно, в будущем они будут использоваться в акте осмотра. Внимание уделяется и внешним повреждениям кузова, стекол и других частей автомобиля, и «скрытым» дефектам;
  3. Составление экспертного заключения. В него вносятся подробные сведения о полученных повреждениях, а также расчеты рыночной стоимости ремонта и других сопутствующих затрат. Для определения общей величины ущерба также учитывается частичная утрата товарной стоимости авто;
  4. Юридическая поддержка. Если со страховой фирмой или виновником ДТП возникают какие-либо разногласия, то независимые оценщики обычно оказывают помощь в подготовке досудебных претензий, исковых заявлений в суд и других документов, которые помогут автовладельцу защитить свои права.

После проведения всех мероприятий по оценке автомобиля владельцу авто на руки выдается заключение (отчет). Он состоит из нескольких документов – акт осмотра места происшествия (с фотографиями), подробные расчеты повреждений и затрат на приобретение новых запчастей и на ремонт (с суммой утраты товарной стоимости и ценой годных остатков), а также документы с разнообразными дополнительными сведениями.

Как формируется стоимость оценки?

Многих автовладельцев интересует вопрос, сколько же стоит независимая экспертиза. Конкретные цифры назвать сложно. Итоговая стоимость зависит от региона РФ, от ценовой политики компании и еще от ряда дополнительных факторов:

  • Количество повреждений, полученных автомобилем. На стоимость оценки сильно влияет количество повреждений, так как все они должны быть тщательно осмотрены, сфотографированы и описаны. При необходимости проводят дополнительные расчеты и замеры;
  • Вид экспертизы и сложность работы. Некоторые виды экспертной оценки провести довольно просто, достаточно простых описаний и фотографий. Другие же варианты требуют серьезных математических и экономических расчетов, а также использования высокотехнологичного и дорого оборудования;
  • Срочность экспертной оценки. Высокая скорость и оперативность экспертизы всегда подразумевает дополнительные финансовые затраты. В среднем, от 10% до 15% от общей стоимости заказа.

Сроки проведения независимой экспертизы также могут сильно отличаться. Но рекомендуется делать осмотр повреждений авто в течение 5 дней после его попадания в ДТП. Именно в течение этого времени лучше всего видны все следы аварии.

Результат экспертизы используется не только для получения правильных страховых выплат по ОСАГО, но и для определения величины ущерба в случае, когда водитель имеет страховку КАСКО. В целом, пользование услугами независимых оценщиков позволяет получить от страховщика самую справедливую финансовую компенсацию, в строго определенные законом сроки.