Пострадал в ДТП что делать?

Содержание статьи:

PavelDotsenko › Блог › Что делать после ДТП: советы юриста

Что делать после ДТП: советы юриста

От дорожно-транспортных происшествий, увы, никто не застрахован. Но авария не повод для того, чтобы впасть в ступор. Как вести себя после происшествия?

Вроде все это прописано и в ПДД, и в бесчисленных рекомендациях, и в памятке, которая прилагается к страховке ОСАГО, но каждый раз возникают вопросы. Разложу по полочкам все действия водителя после того, как раздалось ужасное «бамс», автомобиль крутанулся и остановился у обочины.
Первым делом надо включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, как записано в пункте 2.5 ПДД. Напоминаю, что этот знак следует ставить на расстоянии не менее 15 метров в населенном пункте или 30 метров – в остальных случаях. Пренебрегать этим не стоит. В моей практике были случаи, когда в стоящий поврежденный автомобиль въезжали еще раз – как раз из-за того, что водитель не удосужился выставить знак. Не оказалось с собой? (Наличие такого знака теперь на ТО не проверяют.) Обозначьте место аварии чем-нибудь ярким. Например, поставьте канистру. Затем, если есть пострадавшие, надо вызывать скорую помощь. Единый телефон вызова экстренных служб в России – 112, но можно набирать по старой памяти 03 (с мобильного телефона МТС надо набрать 103, в сети «Билайн» – 003, «Мегафон» – 030). И только потом звоните в полицию.
Напоминаю, что мелкие аварии можно оформить самостоятельно при следующих условиях: в ДТП участвовали два автомобиля; отсутствуют пострадавшие; нет споров о виновнике; у водителей есть полисы ОСАГО; сумма ущерба не превышает 25 000 рублей. В этом случае водители заполняют извещения о ДТП, которые прилагаются к полисам ОСАГО. Они подробно описывают, как произошло столкновение, и фиксируют все повреждения автомобилей. Хорошо бы всё детально отснять хотя бы камерой мобильного телефона. После этого участники разъезжаются по своим страховым компаниям.
Если же водители спорят, кто виноват, лучше дождаться приезда инспектора ДПС. А если авария произошла на пустынной дороге, где полицию можно ждать до бесконечности? Есть вариант: самостоятельно составить схему происшествия, зафиксировать расположение транспортных средств и отправиться к ближайшему посту ГИБДД.
Но лучше дождаться служивого и оформить аварию с его помощью. Запомните: важно зафиксировать любые детали, которые впоследствии помогут установить картину столкновения. Еще до приезда сотрудника ДПС сфотографируйте место аварии, все повреждения машин. Если есть следы торможения, следы на дороге от столкновения (отвалившиеся запасные части, разбитое стекло) – фиксируйте всё на камеру телефона. Можно снять и видео, благо современные смартфоны позволяют это делать, причем с хорошим качеством записи. Сразу же запишите телефоны свидетелей, если таковые нашлись. Осмотритесь вокруг – возможно, на этом участке дороги установлены видеокамеры. Это могут быть как камеры слежения за дорожным движением, так и аппаратура коммерческих структур (например, система безопасности у входа в магазин). Наличие камер обязательно упомяните в своих пояснениях! Словом, постарайтесь по максимуму обложиться самыми разными доказательствами. Это необходимо, если вдруг вас обвинят в нарушении ПДД.

Наконец-то приехал инспектор ГАИ! Заждались. Сотрудник ГИБДД обязан составить схему происшествия, взять объяснения у водителей, установить наличие свидетелей и получить от них пояснения либо записать их данные для последующего опроса. В схеме ДТП инспектор в обязательном порядке должен указать все детали столкновения, а потом дать подписать ее всем участникам ДТП. Так написано в пунктах 210 и 215 приказа МВД от 02.03.2009 г. № 185. Перед тем как поставить автограф, внимательно ознакомьтесь с содержанием. Увидели несоответствия – обязательно изложите свой вариант прямо на том же листке. Если инспектор не позволяет вносить замечания, напишите об этом в своем объяснении. Там же укажите, что располагаете доказательствами своей невиновности (фотографии, видеозаписи, свидетельские показания, данные видеорегистратора). И вообще, считаете себя невиновным в аварии – сразу заявите об этом инспектору.
Как правило, инспектор на месте выносит решение о нарушении ПДД кем-либо из водителей. В этом случае он сразу оформляет постановление по делу об административном правонарушении. Если же водители не согласны с его выводами о нарушителях ПДД, инспектор составляет протокол в отношении предполагаемого виновника и передает материалы в группу разбора. Чтобы перенести разбирательство с улицы в кабинет, в протоколе укажите, что вы не согласны с вменяемым вам нарушением и не считаете себя виновным в ДТП. Это необходимое условие, чтобы потом отстаивать свою позицию в подразделении ГИБДД, где вам предстоит «разбор полетов».

Рассмотрение дела в ГИБДД четко расписано в российском Кодексе об административных правонарушениях. В назначенное время (с учетом живой очереди) вас пригласят в кабинет, где инспектор «обязан изучить составленный на месте аварии материал и принять решение, кто из водителей нарушил ПДД». Помните, что КоАП РФ дает вам право знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, давать объяснения, пользоваться помощью защитника (ст. 25.1). Дело может быть рассмотрено только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол на месте ДТП. В протоколе, как правило, указывается время и место рассмотрения дела. Поэтому, если вы не явитесь в подразделение ГИБДД в назначенное время, решение могут принять и без вас.
При рассмотрении дела ваша задача – представить максимум доказательств, подтверждающих невиновность. Как правило, это свидетельские показания, фото- и видеоматериалы. Многие водители совершают ошибку, когда в устной форме просят сотрудника ГИБДД приобщить доказательства к делу. А потом выясняется, что инспектор ничего не сделал, и решение выносится по имеющимся в деле материалам. Чтобы этого избежать, необходимо заранее подготовить заявление в письменном виде. Считаете, что экспертиза даст ответ на вопрос, мог ли водитель, к примеру, экстренно остановиться? Просите о ее проведении в письменном ходатайстве. Сотрудник ГИБДД обязан рассмотреть такое заявление и сразу дать ответ – в письменном же виде. Такое положение закреплено в статье 24.4 КоАП РФ. Чем больше доказательств своей невиновности вы представите, тем лучше для вас.
Если, несмотря на представленные доказательства, вас обвинили в нарушении ПДД, а вы с этим не согласны, – подавайте жалобу в вышестоящую инстанцию ГИБДД или в суд в течение 10 дней. Особенности обжалования рассмотрим в следующем номере.

Если после аварии вы не способны адекватно оценить ситуацию, не давайте никаких показаний. Лучше это сделать в спокойной обстановке, когда сможете детально вспомнить все моменты ДТП. Статья 51 Конституции РФ дает вам право не свидетельствовать против себя.
Не подписывайте пустые листы объяснения и незаполненную схему ДТП, даже если инспектор ДПС говорит, что очень спешит, и обещает все сделать «как надо» – но потом.
Все замеры и составление схемы ДТП должны выполняться в присутствии водителей.

Что делать, если попал в ДТП без пострадавших и с пострадавшими

От попадания в ДТП не застрахован никто – даже те, кто не имеют автомобиля.

Это может случиться с каждым, поэтому всем необходимо знать, что следует предпринять в случае ДТП.

Большинство людей, попадающих в ДТП, настолько поддаются панике, что теряются и не знают, что делать в такой ситуации.

Однако, если предпринять некоторые действия сразу же после совершения ДТП, можно избежать многих неприятностей, особенно в том случае, если являетесь его виновником.

Что делать, если попал в ДТП без пострадавших

Сначала необходимо остановиться и включить аварийную сигнализацию, поставить знак аварийной остановки (в городе – на расстоянии 15 м, за городом – на 30 м, соответственно п. 2.5 ПДД РФ). В том случае, если такого знака нет, можно поставить заметный предмет, например, канистру, светящийся фонарь и прочее – это нужно для того, чтобы другие водители поняли, что ТС остановлено и не врезались в него.

Если кто-то пострадал в аварии, нужно вызвать скорую помощь. Это можно сделать по телефону 03 или 112 (см. Куда звонить при ДТП). Даже при уверенности в том, что вашей вины в ДТП нет, не имеет смысла ругаться с другим участником аварии, доказывая свою невиновность.

Вместо этого стоит осмотреть ТС на предмет повреждений. Если свой или чужой автомобиль получил незначительные повреждения (царапина на бампере, потертость на крыле, битая фара), и сумма ущерба не более 25 тыс. рублей, то при соблюдении еще некоторых условий можно оформить ДТП самостоятельно, не вызывая ГИББД. Это:

  • В аварии участвуют только два водителя;
  • Достигнуто соглашение относительно того, кто виноват в аварии;
  • Наличие действующих полисов ОСАГО у обоих водителей.

Вместе с полисами ОСАГО выдаются специальные бланки извещения о ДТП. В них нужно записать все сведения, касающиеся аварии, зафиксировал причиненные повреждения. При достижении согласия водители могут разъехаться. После этого нужно обратиться в страховую компанию, предъявив заполненный бланк.

Что делать, если попал в ДТП с пострадавшими

Порядок действий при ДТП, в котором есть пострадавшие (согласно п. 2.5 ПДД):

  1. Остановиться, заглушить двигатель и включить аварийную сигнализацию.
  2. Выяснить состояние пострадавших, при необходимости оказать первую помощь. Если познания в медицине отсутствуют, пострадавшего лучше оставить лежать, подложив под голову валик из одежды.
  3. Вызвать скорую помощь. Пострадавшего нельзя оставлять одного на дороге, поэтому можно попросить позвонить в скорую кого-нибудь из проезжающих мимо водителей.
  4. Вызвать инспекторов ГИБДД.
  5. Поставить знак аварийной остановки (чтобы не спровоцировать другие аварии).
  6. Сообщить об аварии в страховую компанию, где оформлен полис. Обычно телефон указывается на бланке в верхнем левом углу.
  7. До прибытия сотрудников ГИБДД нельзя не только покидать место аварии, но и передвигать предметы, имеющие к ней отношение.
  8. При наличии свидетелей аварии выяснить их имя и фамилию, контактный телефон и адрес. Если они готовы дать показания, нужно их записать и попросить заверить подписью, указав место, время и дату ДТП.
  9. До прибытия ГИБДД рекомендуется сфотографировать место аварии со следами торможения.
  10. Записи видеорегистратора нужно сохранить, это может помочь в суде.
  11. Обязательно ознакомиться с документами, составленными инспектором.

Что делать, если попал в ДТП и не виноват

Водитель, который попал в ДТП, случившееся не по его вине, получит компенсацию за ущерб в любом случае. Но нужно учитывать, что сумма компенсации по ОСАГО ограничивается 400 тыс. рублей. Если же ущерб больше, то его часть, превышающая данную сумму, остается невыплаченной. В такой ситуации невиновный в аварии может:

  • Потребовать выплатить остаток ущерба лицом, виновным в ДТП;
  • Купить КАСКО (в этом случае ущерб будет возмещен даже виновнику ДТП);
  • Купить расширение к ОСАГО, которое увеличивает выплаты.

Порядок действий после ДТП, которое случилось не по вашей вине, остается тем же, как и в случае с любым другим ДТП. Нужно остановиться, вызвать сотрудников ГИБДД, оформить аварию и уже потом обращаться в страховую компанию.

Что делать, если попал в ДТП и виноват

Ни в коем случае нельзя паниковать и пытаться покинуть место аварии, передвигать автомобиль, изменять место происшествия (например, убирать осколки) и совершать прочие действия – избежать ответственности все равно не удастся.

В настоящее время все водители должны иметь полис ОСАГО, направленный на погашение ущерба, нанесенного другой машине. Чтобы степень вины была точно определена, важно сохранить картину происшедшего. Порядок действий:

  1. Оказать помощь пострадавшим, осмотреть место аварии. Если не получается оценить происшедшее, нужно позвонить кому-нибудь, кто сможет дать совет и помочь. Если имеется страховка КАСКО, то можно вызвать страхового комиссара, одной из обязанностей которого является осмотр места ДТП.
  2. Вызвать инспекторов ГИБДД. Не нужно реагировать на угрозы пострадавшего, так как определить степень вины может только суд. Поэтому необходимо дождаться инспекторов ГИБДД и объяснить, как именно произошла авария. При этом будут собраны факты относительно положения ТС, наличия повреждений, выяснен тормозной путь и прочее. Также будут опрошены свидетели. С составленным протоколом требуется внимательно ознакомиться, а несогласие относительно некоторых моментов выразить в объяснительной в письменном виде. Данный документ важный, поэтому каждое слово нужно хорошо продумать. Не стоит пытаться всю вину свалить на пострадавшего, лучше объяснить, почему произошла авария.
  3. Ущерб, нанесенный автомобилям, будет оценен путем экспертизы. После этого компания, где был получен страховой полис, должен отправить машину пострадавшего в ремонт или возместить ущерб. Но так как сумма ОСАГО ограничена, то в случае значительных повреждений может потребоваться выплачивать недостающую часть собственноручно. Что касается виновника ДТП, то ему ущерб будет возмещен только в случае страхования по КАСКО, в противной ситуации придется ремонтировать свое ТС самостоятельно. Необходимо учитывать, что страховые компании могут отказывать тем водителям, которые часто становятся виновниками ДТП.

Что делать, если попал в ДТП без страховки ОСАГО

Попасть в ДТП без страховки ОСАГО может любой водитель. Это может случиться по разным причинам: из-за рассеянности, из-за истекшего срока действия страховки на время аварии. Однако существуют и такие водители, которые уверены в том, что они никогда не попадут в ДТП, и поэтому экономят на страховке.

Наказание за отсутствие полиса ОСАГО зависит от степени вины водителя в случившейся аварии. Например, если виновником ДТП окажется водитель без страховки, то ему не только придется выплатить штраф за ее отсутствие, но и возмещать причиненный ущерб самостоятельно.

Если водитель, не имеющий при себе страховки (например, истек срок ее действия, или он забыл полис дома), не является виновником ДТП, то скорее всего, он просто отделается административным штрафом. Но отсутствие ОСАГО не скажется на получении компенсации от страховой компании, если у него вообще имеется действующий полис.

Стоит учитывать, что максимальный размер выплат по ОСАГО настолько мал, что в большинстве случаев данной суммы не хватает на ремонт пострадавшего в результате аварии ТС. Таким образом, отсутствие страхового полиса может иметь крайне неблагоприятные последствия для водителя, надеющегося на то, что он сможет избежать ДТП. Поэтому каждый водитель, прежде чем сесть за руль, должен проверить, имеется ли у него при себе полис. В ином случае придется выплачивать штраф, размер которого практически совпадает со стоимостью самого полиса.

Что делать, если попал в ДТП за городом

Если авария произошла вдали от населенного пункта (в степи, в лесу и т.д.), откуда невозможно вызвать инспекторов ГИБДД, то не остается ничего другого, кроме как зафиксировать обстоятельства ДТП на специальных бланках, написать расписки и подъехать к ближайшему стационарному посту ДПС.

Однако делать так можно лишь в крайнем случае, чтобы не попасть под действие статьи 12.27 КоАП РФ. Лучшее решение – вызвать по номеру 112 инспекторов ГИБДД и дождаться их приезда.

Что грозит виновнику ДТП без пострадавших

Предусмотрена ли ответственность водителю за ДТП без пострадавших? Как показывает статистика, этот вопрос интересует большое количество автолюбителей, ведь автомобильные аварии достаточно часто происходят практически без каких-либо последствий.

В Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением в 1993 году, содержится классификация дорожно-транспортных происшествий. Согласно этой классификации, в ДТП без пострадавших причиняется вред только имуществу – объектам собственности. Причем, речь не всегда идет только о транспортном средстве, повреждения могут быть причинены любому имуществу, к примеру, перевозимому в момент столкновения грузу.

По нормам российского законодательства, подобное рода нарушение может быть оформлено в упрощенном порядке, путем оформления европротокола. Причем назначение этого документа в российских нормативных актах никак не закреплено, оно позаимствовано из аналогичных норм законодательства стран, входящих в Евросоюз.

Обязанности водителя после ДТП

По закону, после дорожно-транспортного происшествия автолюбитель должен придерживаться определенного порядка действий – выполнять обязанности. В противном случае (как правило, если в ДТП есть пострадавшие), водитель может быть привлечен к уголовной ответственности.

Сразу же после столкновения водитель должен:

  1. Остановить транспортное средство.
  2. Следующий обязательный шаг – включение сигнализации и выставление аварийного знака, который уведомит прочих автолюбителей о том, что произошла автомобильная авария.
  3. Далее автолюбитель должен оценить окружающую обстановку. Если его транспортное средство мешает нормальному движению прочих машин, водитель должен убрать его с места происшествия, даже несмотря на то, что такое мероприятие запрещено на законодательном уровне.
  4. Далее автомобилист должен зафиксировать последствия дорожно-транспортного происшествия, используя для этого все доступные средства. Сделать это нужно обязательно, даже если в момент ДТП между автолюбителями нет никаких разногласий относительно виновности в аварии, они могут возникнуть впоследствии.

Изменения в законодательстве

В 2015 году в Правила дорожного движения были внесены изменения, благодаря которым удалось существенно упростить процедуру оформления документов после дорожно-транспортного происшествия, при условии, что в аварии не было пострадавших. С этого года вызов сотрудников ГИДД на место столкновения для оформления автомобильной аварии больше не является обязательным, делать это нужно только в отдельных случаях.

Но стоит помнить о том, что водители должны оценить обстановку на месте ДТП объективно. По нормам законодательства, если водитель создает своим авто препятствие для передвижения прочих транспортных средств, при условии, что авария незначительна, он привлекается к ответственности.

Сроки рассмотрения дорожно-транспортного происшествия

Сроки рассмотрения любых административных дел урегулированы Кодексом об административных правонарушениях. В этом нормативном акте установлено, что протокол и справка, где отражаются все детали дорожно-транспортного происшествия, степень повреждения транспортных средств, должны выдаваться на месте столкновения.

При составлении протокола, все участники и свидетели автомобильного происшествия описывают случившееся, при этом дают свое письменное объяснение. Далее готовый документ передается для расследования уполномоченному лицу, в протоколе указывается дата и время рассмотрения автомобильной аварии. По результатам проведения расследования выносится постановление, далее виновное лицо привлекается к ответственности.

По нормам российского законодательства, сроки для рассмотрения ДТП, в котором нет пострадавших, не должны превышать двух месяцев.

По закону, срок для проведения расследования составляет 1 месяц. Однако по решению руководителя органа, рассматривающего административное дело, расследование может быть продлено еще на этот же срок (не более 30 дней).

Если же в дорожно-транспортном происшествии есть пострадавшие, то сроки для проведения расследования совершенно иные. К примеру, если в результате столкновения был причинен тяжелый вред здоровья, а также есть иные основания то проведение расследования может занять до полугода.

Особенности рассмотрения аварии без пострадавшего

По нормам российского законодательства, сроки для рассмотрения дорожно-транспортного происшествия, в котором нет пострадавших, могут быть гораздо менее значительными. В Кодексе установлены только предельные сроки для производства по административному делу.

При этом стоит учитывать тот факт, что постановление, вынесенное сотрудником ГИБДД, не является основанием для установления виновности того или иного автомобилиста в ДТП. Этот документ нужен только для того, чтобы зафиксировать факт нарушения конкретной нормы законодательства (Правил дорожного движения в частности). Полученное постановление может быть оспорено в суде, в этом случае судья будет заниматься установлением виновности автомобилиста на основании всех представленных доказательств.

Если автолюбитель принимает решение об обжаловании постановление, то сроки рассмотрения административного дела и установления виновности водителя в автомобильной аварии, могут существенно увеличиться. По нормам российского законодательства, если в ДТП нет пострадавших, то допускается оформление такого столкновения даже без привлечения сотрудников ГИБДД, что существенно упрощает взаимоотношения между сторонами.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

Это должен знать каждый водитель. Как вести себя при ДТП и получить выплаты по страховке

Зима в Беларуси – это целое приключение. Особенно для водителей. То снегом заметет, то дождь пойдет, а то и вовсе гололед. Из-за сложных погодных условий, невнимательности и прочих факторов можно угодить в ДТП. Что делать в такой ситуации и как не пролететь со страховкой – рассказываем подробно.

В пункте 31 Главы 6 действующих Правил дорожного движения Республики Беларусь подробно прописан алгоритм поведения водителя при ДТП. Если водитель не выполняет этих действий, его смело можно назвать правонарушителем.

Обязательный порядок действий в случае ДТП

Шаг 1

Остановить транспортное средство. И не перемещать его или его части с места ДТП. Водителю нужно оставаться на месте ДТП, по возможности вне проезжей части дороги.

Шаг 2

Включить аварийную световую сигнализацию. Выставить знак аварийной остановки. В темное время суток в дополнение к знаку аварийной остановки может быть выставлен фонарь с мигающим красным светом. Знак аварийной остановки и фонарь с мигающим красным светом устанавливаются на расстоянии не менее 15 метров от автомобиля в населенных пунктах и не менее 40 метров — вне населенных пунктов.

Шаг 3

Если в ДТП причинен вред здоровью либо жизни граждан, водитель обязан принять меры по оказанию необходимой помощи пострадавшему, вызвать скорую помощь. Если вызвать скорую помощь невозможно, принять меры по доставке пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение (попытаться словить попутку, вызвать такси, в крайнем случае отвезти на машине, которая участвовала в ДТП).

Водитель, доставивший пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, обязан сообщить о себе:

  • фамилию, предъявив документ, удостоверяющий личность;
  • регистрационный знак (временный номерной знак) транспортного средства, предъявив водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (паспорт ТС).

После этого нужно вернуться на место ДТП.

Шаг 4

Если необходимо воспользоваться автомобилем, которое задействовано в ДТП, для транспортировки пострадавшего, предварительно зафиксируйте в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и приметы, относящиеся к ДТП. Не забудьте записать фамилии и адреса очевидцев ДТП (очень желательно удостовериться по документам).

Для этого можно позвать прохожих. Если поблизости нет пешеходов, постарайтесь остановить машину. В крайнем случае, можно снять все на телефон.

Шаг 5

Сообщить о случившемся в ГАИ и ожидать прибытия сотрудников автоинспекции. После этого участники ДТП должны сделать все возможное, чтобы сохранить следы и предметы, относящиеся к ДТП. Нужно попытаться их оградить, организовать объезд места ДТП.

Если на место ДТП вызывают ГАИ, то виновного и меру наказания определяют они. Сотрудники Госавтоинспекции составляют протокол, опрашивают свидетелей, выдают участникам ДТП справки, с которыми в течение 5 дней нужно обратиться в страховую компанию.

Когда можно НЕ вызывать ГАИ

Бывают ситуации, когда можно не вызывать сотрудников ГАИ. Тогда процедура оформляется по так называемому «европротоколу». Если оба участника ДТП согласны на такую сделку, достаточно просто заполнить извещение о ДТП. В таком случае участники сами решают, кто прав, а кто виноват, оценивают ущерб и следят за правильностью составления документов. С извещением о ДТП пострадавший обращается в страховую компанию виновника ДТП.

Участники ДТП имеют право не сообщать об инциденте в ГАИ, если одновременно соблюдены все следующие условия:

  • В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в дорожно-транспортном происшествии. И кроме двух участников ДТП не причинен ущерб третьим физическим или юридическим лицам. Если в результате ДТП помяли чей-то ларек, ограду, движимое или недвижимое имущество, придется вызывать ГАИ.
  • ДТП произошло с участием двух транспортных средств. Даже если из-за гололеда вы не смогли вовремя остановить ночью на парковке свой автомобиль и чуть-чуть поцарапали рядом стоящие машины (более 1), придется разбираться с ГАИ.
  • Лица, управлявшие транспортными средствами, имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории. Тут все предельно ясно. Если у водителя Range Rover права только на вождение мотоцикла, разбираться в этом будет ГАИ.
  • В отношении транспортных средств имеются действующие договоры страхования ОСАГО. Напомним, что в Республике Беларусь страхование транспортных средств является обязательным для участия в движении.
  • Оба участника ДТП должны быть согласны с обстоятельствами причинения ущерба. Иными словами, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не должен вызывать разногласий. Все обстоятельства происшествия и повреждения должны быть зафиксированы в извещении о ДТП. Участники ДТП заполняют его собственноручно.
  • Участники ДТП не предъявляют претензий к состоянию друг друга. Оба должны быть трезвые и здоровые. Проверить самостоятельно на глаз это достаточно проблематично, но если оба участника решили довериться друг другу, то никто против не будет.
  • Вред, причиненный каждому транспортному средству, участвовавшему в дорожно-транспортном происшествии, оценивается водителями-участниками ДТП в размере до 400 евро. Оценка производится на месте на глаз. Внимание! Если сомневаетесь в правильности оценки, лучше вызвать ГАИ. Ведь выплата страховки по «европротоколу» тоже будет не более 400 евро.

Где взять «европротокол»?

«Извещение о дорожном транспортом происшествии» или «европротокол» можно взять в ближайшем отделении почты, страховой компании или АЗС. Там же вам скорее всего объяснят все нюансы заполнения документа. По сути, это просто подробная анкета. Читайте внимательно вопросы, отвечайте вдумчиво и честно – и все получится!

Можете на всякий случай положить бланк извещения в бардачок. Лишним не будет.

Здесь вы найдете подробную инструкцию по заполнению «европротокола», а здесь – уже заполненный образец.

Как получить деньги от страховки ОСАГО после ДТП?

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП водитель должен уведомить страховую организацию о произошедшем ДТП. Для этого необходимо предоставить документы:

  • Заявление о выплате страхового возмещения в результате ДТП (пишется на месте в страховой компании);
  • Письменные объяснения обстоятельств ДТП;
  • Справка, выданная ГАИ на месте ДТП (или заполненный «европротокол»).

Оценка ущерба

Далее страховой компанией назначается дата осмотра транспортного средства. Оценщик, назначенный страховой компанией, обязан провести осмотр в день ДТП либо в течение 4 рабочих дней после подачи заявления. Если этого не произошло, владелец автомобиля может сам выбрать оценщика.

Обратите внимание, что при оценке учитывается усредненная цена нормо-часа для ремонта, установленная Белорусским бюро по транспорту. То есть в дилерском центре ремонт явно обойдется дороже. Скорее всего денег хватит только на покупку новых деталей.

По договору ОСАГО выплата производится «с учетом износа». Это значит, что на подлежащие замене запчасти в зависимости от года выпуска автомобиля и пробега начисляется износ. Это коэффициент, который по сути снижает размер выплаты. Если автомобиль старый, денег на покупку новых запчастей, скорее всего, не хватит.

Производится только внешняя оценка. Специалист из страховой компании не полезет под капот и не будет диагностировать поломки. Если подозреваете, что в ДТП пострадали «внутренности» машины, лучше оплатить услуги независимого оценщика и продиагностировать авто полностью.

После этой процедуры составляется акт оценки ущерба при ДТП. В документе написана сумма, которую страховая компания должна выплатить пострадавшему.

Как полностью компенсировать ущерб от ДТП?

Есть два варианта, в которых пострадавший может полностью компенсировать ущерб.

  • Ремонт на автосервисе, который имеет необходимые сертификаты и ПО.

1 июля 2014 года вступил в силу Указ №165 (от 14 апреля 2014г.). С тех пор появилась возможность получить возмещение вреда по фактическим затратам на ремонт. Сначала проводятся расчеты. Пострадавшему автовладельцу выплачивают расчетную сумму. Затем он обращается в СТО, имеющее все необходимые сертификаты. Там производят ремонт с полным документальным подтверждением. Если суммы страховой выплаты недостаточно для ремонта, хозяин машины вправе обратиться в страховую компанию, предоставить подтверждающие документы (акт выполненных работ, чеки за купленные запчасти и проч.), и ему компенсируют разницу.

  • Ремонт на автосервисе, с которым у страховой компании заключен договор.

В таком случае вообще не придется касаться денежной стороны вопроса. Все расчеты будут происходить между страховой компанией и автосервисом-партнером.

«А если у меня КАСКО?»

В случае с КАСКО процедура в целом похожа, но есть приятные нюансы.

Если ваша машина застрахована по полному КАСКО, то в зависимости от условий страхового соглашения вам должны выплатить полную сумму на ремонт автомобиля. При этом КАСКО выплачивается автовладельцу вне зависимости от виновности в ДТП.

Выплату по КАСКО за ущерб в ДТП можно получить без обращения в ГАИ при повреждении стекол, зеркал, фар, парктроников, кузова и т.д. При этом размер ущерба не должен превышать 5−7% от страховой суммы по договору. Иначе – только с вызовом ГАИ. Также обратите внимание, что без обращения в ГАИ КАСКО могут выплатить лишь дважды в течение действия страхового договора. В третий раз придется вызывать инспекторов, даже если вы просто повредили боковое зеркало. Важно учитывать срок обращения в страховую компанию. В разных компаниях он отличается. Чаще всего это 2-3 дня.

Внимательно читайте страховой договор, знайте свои права и будьте внимательны на дорогах! Искренне надеемся, что вышеизложенная информация не пригодится вам на практике.

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!

Потерпевший в ДТП требует деньги на лечение

Надо ли платить потерпевшему в ДТП деньги на лечение?

Что делать, если потерпевший в ДТП требует деньги на лечение? Как быть?

Не редко водителям, оказавшимся виновниками ДТП, приходится сталкиваться с такой проблемой, когда потерпевший (пассажир или пешеход) требуют с них деньги, мотивируя это тем, что они пострадали в аварии и по вашей вине им теперь необходима покупка лекарств, различные медицинские обследования, лечение и т.д. А в противном случае грозятся обратиться в суд. Что делать в такой ситуации виновнику аварии? Пойти человеку навстречу и разойтись полюбовно или отказать и ждать повестки в суд? А вдруг, заплатив потерпевшему однажды, последний запомнит к вам дорогу и начнет регулярно приходить к вам с новыми счетами на лечение? Или наоборот суд взыщет с вас сумму большую, чем та, которую здесь и сейчас требует у вас пострадавший пассажир или пешеход? Давайте разберем эту ситуацию подробнее.

Для начала отметим, что, как виновник ДТП при наличии пострадавших, вы в любом случае понесете либо административную, либо уголовную ответственность, а, возможно, и ту, и другую при наличии нескольких пострадавших с разной степенью причинения вреда.

К административной ответственности лицо привлекается в случае, если произошло нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или среднего вреда здоровью потерпевшего.

К уголовной ответственности лицо привлекается при умышленном причинении среднего вреда здоровью, тяжкого вреда.

Кроме данных видов ответственности у виновника аварии, в нашем случае водителя, возникает гражданская ответственность. Гражданская ответственность возникает в отношении жизни, здоровья и имущества пострадавших. Здесь сразу вспоминаем Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО). Не все водители знают или помнят, что как раз-таки Закон об ОСАГО служит в данном случае «палочкой-выручалочкой», ведь по полису ОСАГО страхуется не только ответственность за повреждение имущества, но и жизнь и здоровье пострадавших. По закону и правилам дорожного движения действующий полис ОСАГО должен иметься у всех автолюбителей.

Закон об ОСАГО имеет своей целью защиту не только прав потерпевших на возмещение вреда, но и защиту интересов страхователя — автолюбителя, виновника аварии. Как это происходит?

Страхуя свою гражданскую ответственность, осуществляя платеж (страховую премию) страховой компании, страхователь страхует свою гражданскую ответственность (и гражданскую ответственность лиц, допущенных к вождению своего автомобиля) перед третьими лицами. То есть в случае аварии не он лично будет возмещать ущерб за поврежденное имущество, вред здоровью или жизни пострадавших, а страховая компания. Если вернуться к нашей ситуации, то при наличии пострадавшего, который получил вред здоровью в результате ДТП и требует от водителя денег на лечение, его надо направлять прямиком в страховую компанию, у которой куплен полис ОСАГО. Но не забывайте, что в соответствии с Законом об ОСАГО сразу после ДТП необходимо сообщить всем пострадавшим данные своего полиса ОСАГО, чтобы последние смогли обратиться в страховую компанию за возмещением.

Как выше уже говорилось, зачастую водители забывают, что ОСАГО страхует не только имущественную ответственность (например, повреждение автомобиля), но и гражданскую в виде возмещения вреда здоровью, жизни потерпевших. Забывая об этом водители часто готовы на месте решить ситуацию с пострадавшим пассажиром или пешеходом и сразу платят ему некую сумму, чтобы пострадавший человек не обращался в суд. Но с юридической точки зрения я не советую вам этого делать по нескольким причинам. Во-первых, выплата компенсации потерпевшему на месте не дает вам гарантии, что потерпевший в будущем не обратится в суд с заявлением на вас. Во-вторых, в состоянии аффекта от ДТП и под воздействием эмоций вы рискуете заплатить больше, чем тот реальный вред здоровью, который был причинен пострадавшему. В-третьих, заплатив один раз, вы рискуете стать для пострадавшего своеобразным денежным донором. Что это значит? Вы заплатили ему один раз и решили, что вопрос с компенсацией вреда здоровью закрыт. Но пострадавший может считать иначе. Потратив заплаченные вами деньги (хорошо, если «на лечение»), он решает вновь попросить у вас денег, снова «на восстановление здоровье» (лекарства, лечение, услуги психолога и т.д.). Потерпевший чувствует себя крайне неудовлетворительно, обвиняет вас в своей нескладывающейся личной жизни, во всех жизненных сложностях и неудачах, произошедших с потерпевшим после ДТП, любые возникающие болячки теперь автоматически сводятся к последствиям от аварии. В общем, причину всех жизненных невзгод он видит именно в вас — виновнике аварии. И конечно, считает, что вполне разумно и обоснованно за это получить от вас деньги. Так считает потерпевший.

Отбросив букву закона в чем-то можно согласиться с такой постановкой вопроса, но не редки случаи и недобросовестности со стороны пострадавшего. Пострадавший считает, что, единожды став потерпевшим в аварии, виновник ДТП теперь должен всю жизнь платить ему по первому его требованию. Ну и в-четверых (это, пожалуй, самый главный аргумент), пострадавшему не следует платить какую-либо компенсацию на месте, так как вопрос о выплате компенсации должен решаться страховой компанией, в которой у вас оформлен полис ОСАГО.

Теперь обратимся к тому, что Закон об ОСАГО говорит на этот счет.

Согласно статье 4 Закона об ОСАГО

если владелец автомобиля (другого транспортного средства) не застраховали свою гражданскую ответственность в форме обязательного или добровольного страхования, то в случае причинения вреда жизни, здоровью, имуществу потерпевшим, владелец транспортного средства или лицо, управлявшее автомобилем во время аварии, возмещает такой вред за свой счет

(не за счет страховой компании).

Также, страховая компания никогда не возмещает моральный вред, причиненный пострадавшим. Моральный вред, причиненный пострадавшим, должен быть возмещен виновником добровольно либо в судебном порядке из личных средств виновника (не за счет страховой компании). Об этом говорит статья 6 Закона об ОСАГО.

В случае, если пострадавший требует у виновника ДТП деньги на лечение, необходимо сообщить об этом страховой компании, в которой приобретен полис ОСАГО, и действовать в строгом соответствии с ее указаниями страховой компании.

Следует отметить, что российское законодательство предоставляет потерпевшему право выбора лица, к которому он может предъявить свое требование о возмещении вреда. Потерпевший имеет право обратиться либо напрямую в страховую компанию, в которой виновник аварии приобрел полис ОСАГО, либо предъявить иск напрямую к виновнику аварии (глава 59 ГК РФ). В случае предъявления иска напрямую к виновнику, последний должен привлечь страховую компанию к участию в деле (ст.11 Закона об ОСАГО).

Какую сумму получит пострадавший в ДТП? Ту, которую он сможет обоснованно подтвердить документами. При этом максимальная сумма возмещения вреда жизни/здоровью составляет 500 000 рублей. Надо заметить, что эта сумма возмещения на каждого потерпевшего, а не на всех потерпевших. То есть если пострадало два человека, то каждый из них может рассчитывать на возмещение в размере 500 000 рублей, если подтвердят эти расходы документально. А что делать, если расходы потерпевшего оказались больше 500 000 рублей? Сумму, превышающую 500 000 рублей, пострадавший может взыскать с виновника ДТП в судебном порядке, и тогда виновник аварии будет обязан заплатить эти средства из собственного кармана.

Итак, если вы стали виновником ДТП с потерпевшими, которые требуют у вас денежные средства на лечение, задайте себе вопрос: была ли застрахована ваша ответственность (ОСАГО) на момент аварии? Если ваша ответственность в момент аварии была застрахована, то сообщите потерпевшим данные вашего полиса ОСАГО и смело направляйте их в страховую компанию. Если же в момент аварии ваша ответственность не была застрахована, тогда весь вред вам придется возмещать самостоятельно, вне суда или по суду — решать вам. И дополнительный совет: если решите возместить вред до суда, не забудьте взять с пострадавшего расписку, в которой должны быть указаны ваши и его ФИО, сумма полученных пострадавшим денежных средств и обстоятельства, указывающие на то, что денежные средства получены в качестве возмещения вреда здоровью или морального вреда, или и то, и другое, в результате ДТП, произошедшего в такой-то день при таких-то обстоятельствах, а также, по желанию, что каких-либо претензий к вам по факту данного ДТП от пострадавшего больше нет и получив данную денежную сумму он отказывается от своего права обращаться в суд или иным образом истребовать от вас денежные средства или иную компенсацию любых своих расходов, связанных с ДТП. Это оградит вас от будущих неприятностей, и вы сможете спать спокойно, восстанавливать автомобиль и собственное здоровье.

Призываю вас не нарушать закон и ПДД, пользоваться только квалифицированной юридической помощью. И первое, и второе зависит исключительно от вас. Оставьте вашу заявку по контактам, указанным на нашем сайте, и я смогу направить к вам опытного юриста либо, при наличии свободного времени, займусь вашим делом самостоятельно.

Материал подготовлен юристом Волковой С.С.

При копировании информации обязательна ссылка на автора и сайт автора.

Действия после оформления дорожно-транспортного происшествия

Порядок действий после оформления ДТП следует знать любому водителю, вне зависимости от его опыта и уверенности. На дороге риску попасть в аварию подвержен каждый, и от правильности действий водителя, пострадавший он или виновник, зависит получение страховой выплаты.

Что делать виновнику аварии после оформления ДТП?

Действия виновника после оформления ДТП будут несколько отличаться в зависимости от того, есть ли у водителя полис КАСКО в дополнение к ОСАГО или только второе.

Если виновник дорожно-транспортного происшествия имеет только полис ОСАГО, порядок действий будет таким:

  • снять аварию на видео или фото в присутствии пострадавшего: должны быть видны повреждения машин после ДТП, их положение и все, что имеет отношение к происшествию;
  • необходимо записать контактные и паспортные данные пострадавшего (т.е. собственника авто), если есть свидетели – их данные тоже нужны при оформлении;
  • надо обменяться данными полисов ОСАГО, если у пострадавшего есть КАСКО, то его номер и т.д. тоже следует записать;
  • далее обоим участникам аварии нужно оформить извещение о дорожно-транспортном происшествии, виновнику ДТП — проследить, чтобы пострадавший подписался в извещении;
  • виновнику надо узнать, когда будет рассмотрено дело о ДТП, если оно рассматривается на месте сотрудниками полиции, то принять участие, а в случае несогласия с решением – написать «не согласен» под собственной подписью и изложить свой вариант произошедшего (любой результат рассмотрения дела можно оспорить в срок до 10 дней после оформления дорожно-транспортного происшествия);
  • далее необходимо получить протокол административного нарушения, справку об аварии и постановление об административном нарушении, на каждом из документов следует сразу проверить, правильно ли заполнены и все ли подписи на месте;
  • нельзя обещать пострадавшему возместить вред, ни в какой форме – ни на словах, ни письменно, ни прямо или косвенно;
  • виновнику ДТП нужно следить за тем, как идет процесс сбора и предоставления документов пострадавшего для страховщиков;
  • отдельно необходимо сфотографировать все повреждения машины виновника, поскольку вероятны разногласия между сторонами после оформления ДТП;
  • не нужно отказываться от осмотра авто пострадавшего, следует сделать это внимательно и в случае несогласия с экспертами, написать в акте все замечания.

Пострадавший может требовать лично от виновника возместить ущерб в той или иной мере. В таком случае следует предложить ему обратиться в суд, но не удовлетворять его требований.

Если виновник дорожной аварии помимо полиса ОСАГО, имеет КАСКО, то, кроме перечисленного выше, сделать надо следующее:

  • неукоснительно следовать правилам и срокам, указанным в договоре КАСКО;
  • написать заявление о страховой выплате по полису, а после его приема и регистрации сделать копию с датой принятия и подписью сотрудника;
  • узнать номер страхового дела, что в будущем поможет получать сведения о его урегулировании;
  • получить у страховщиков направление на осмотр автомобиля и в указанную дату предъявить его;
  • сделать копии всех документов, которые надо предъявить страховщикам, а лучше получить от сотрудника перечень принятых бумаг с его подписью.

Если выплаты по КАСКО после оформления ДТП не было, либо она не покрывает ремонт, следует обратиться в суд, а кроме того подать жалобу в страховой надзор.

Что делать после оформления дорожно-транспортного происшествия пострадавшему?

В первую очередь после оформления ДТП пострадавшему нужно созвониться со страховщиками виновника, чтобы они зарегистрировали страховой случай. Необходимо рассказать все, что известно об аварии, если потребуется – ответить на вопросы.

Не позже чем через 5 дней после оформления, пострадавшему стоит приехать к страховщикам для написания заявления. Сотрудники могут предложить провести осмотр машины, на это нужно согласиться, а в случае значительных повреждений – пригласить своего эксперта. На осмотре и при составлении акта обязательно должен быть виновник: это понадобится, если по выплате придется обращаться в суд.

Каждый предъявленный страховщикам документ нужно копировать для себя, причем так, чтобы видны были отметки о принятии. Обязательно учесть дату принятия на последнем документе, поскольку с нее начинается отсчет тех 20 дней, в течение которых выплата должна быть произведена. С первого дня задержки начисляется неустойка.

Страховая выплата может не покрыть ремонт, поскольку расчет суммы делается из учета, указанных в акте, повреждений авто и приблизительной цены на их починку. В этом случае надо принять выплату, отремонтировать машину, сохраняя наряды, чеки и акты приемки работ. А с этими документами обратиться к страховщикам виновника аварии.

Если во время ремонта обнаружатся скрытые дефекты последствий ДТП, что бывает часто, следует провести дополнительный осмотр, вызвав представителя страховой компании и виновника аварии.

Если у пострадавшего дорожно-транспортного происшествия имеется КАСКО, то ему понадобится:

  • позвонить в страховую компанию, чтобы начать урегулирование дела;
  • либо написать заявление об отказе от этого, а после, уже с отметкой о приеме, приложить это заявление к документам для ОСАГО виновника.

Что делать после заполнения европротокола?

Европротокол оформляется после ДТП, когда участники решают урегулировать произошедшее между собой, без ГИБДД. Они сами определяют, кто виновник, у обоих есть ОСАГО и извещения на руках, жертв аварии нет, и повреждены только обе машины самих участников.

Когда ущерб невиновному водителю не превышает 100000р, допустимо составление Европротокола при наличии разногласий. В случае размера убытков от аварии от 100000 руб. до 400000 руб. допустимо составление Европротокола только при отсутствии разногласий и с помощью специального приложения «ДТП.Европротокол».

После заполнения Европротокола, обоим участникам необходимо доставить своим страховщикам извещения не позднее 5 дней после аварии. Это можно сделать почтой, но лучше лично: приехать в офис, взять подтверждающий получение бланка документ, на котором должна быть печать, не забыть сделать копию извещения для себя.

Если бланк Европротокола отправляется почтой, то делается это исключительно заказным письмом с уведомлением о получении, и должна быть опись вложенных документов. А вместе с письмом копию извещения о ДТП надо отправить страховщику с помощью факса. Опись и уведомление о получении письма следует сохранить.

После этого участники аварии должны получить письмо, в котором будет требование о направлении их машин на осмотр. И не позже чем через 5 дней с даты получения письма, им нужно это сделать. Однако законным такое требование считается лишь в том случае, когда оно именно письменное, устное удовлетворять ни один из участников не обязан.

Заполнение оборотной стороны извещения

Прежде, чем приступить к самостоятельному заполнению извещения после оформления ДТП, надо учесть, что:

  • писать лучше шариковой ручкой, ведь чернила или гелиевая размажутся от малейшего попадания влаги, а карандаш можно стереть и подделать запись;
  • оба участника аварии должны заполнять один бланк извещения, и не имеет значения, кто из них его предоставит.

Оборотную сторону, водители заполняют самостоятельно. Тут потребуется указать дополнительную информацию о самой аварии и машинах участников.

Если места на бланке окажется недостаточно, можно дописать сведения на чистом листе бумаги, который потом приложить к извещению. При этом обязательно нужно сделать на оборотной стороне пометку о том, что есть приложение, и указать, кто его составил.

Если у водителя есть запись ДТП с видеорегистратора, об этом необходимо сделать пометку в извещении, а также отдать копию записи страховщикам. Она может быть доказательством правоты конкретного участника после дорожно-транспортного происшествия.

Пометки в ячейках надо делать с помощью галочки или крестика. В графах, где сведений нет, стоит ставить либо прочерк, либо латинскую букву Z, либо слово «нет».

Обращение в страховую компанию по ОСАГО после оформления ДТП

Чтобы подать заявление в страховую компанию по ОСАГО после оформления дорожно-транспортного происшествия, необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • справка об аварии, если она оформлялась не по Европротоколу;
  • извещение о происшествии;
  • протокол административного нарушения;
  • бумага о праве собственности на машину;
  • постановление по делу об административном нарушении;
  • водительское удостоверение или доверенность на машину;
  • реквизиты банка;
  • полис ОСАГО.

Также водителю могут понадобиться документы следующего порядка:

  • если была независимая экспертиза, потребуется ее заключение о размере ущерба;
  • бумаги, подтверждающие оплату работы независимого эксперта;
  • если машину эвакуировали, нужны документы об эвакуации и о хранении.

При сдаче бумаг необходимо оставлять себе копию каждой. Кроме того, их должны обязательно принимать по описи.

Если между страховщиком и водителем возникнут разногласия на почве исполнения обязательств, водитель может направить жалобу в страховую компанию. При этом к ней надо приложить аргументирующие документы. Жалобу обязаны рассмотреть не позднее чем через 5 дней после подачи, и в этот же срок ответить на нее. Без предъявления претензии страховщику и оформленного документа, подтверждающего это, суд не будет рассматривать иск водителя.

Получение выплаты по ОСАГО

Если аварию признают страховым случаем, после оформления ДТП потерпевший на выбор сможет либо получить выплату деньгами в кассе компании или на свой банковский счет. Если полис ОСАГО оформлен после введения поправки в закон об обязательном гражданском страховании апреля 2017 года, водителю предложат сделать ремонт машины в том техобслуживании, с которым у страховщиков договор.

Виновник после оформления дорожно-транспортного происшествия не получает выплат, его машина, прицеп, груз или оборудование, что пострадали в аварии, не ремонтируются по ОСАГО.

Максимальные суммы выплат по ОСАГО, согласно закону, следующие:

  • при повреждении имущества лимит – 400000р. каждому потерпевшему;
  • при нанесении вреда здоровью или жизни – 500000р. каждому потерпевшему.

Эти лимиты действительны для каждого страхового случая, вне зависимости от количества аварий на период действия полиса и от того, в какую из страховых компаний обратился потерпевший.

Нюансы действий водителя после оформления ДТП

Нюансов в правильном алгоритме действий для каждого случая оформления ДТП множество, а порой даже сами представители страховых компаний могут давать противоречивые консультации. Учесть и перечислить все невозможно, но самые основные будут такими:

  • обязательно заполнять оборотную сторону извещения при Европротоколе разборчиво, лучше – печатными буквами и без исправлений или ошибок, потому что при неверном заполнении могут отказать в выплате;
  • ни потерпевший, ни виновник не должны сами браться за ремонт машин, пока с даты аварии не пройдет 15 дней, исключая выходные и праздники, — этот срок нужен, чтобы страховщики могли осмотреть авто;
  • после того как бланки извещения подписаны и разъединены, никаких исправлений в них вносить нельзя;
  • если потерпевший взял у страховщика направление на ремонт машины, ему нельзя самому выбирать станцию техобслуживания, нельзя контролировать ход ремонта;
  • если потерпевший получает денежную компенсацию по ОСАГО, ему не стоит начинать чинить авто, пока он не получит выплаты, поскольку если ее задержат и придется обращаться в суд, может потребоваться еще один техосмотр.

И, кроме того, виновнику ДТП надо помнить, что исковая давность по этим делам – 3 года, в течение которых ему необходимо хранить все материалы после оформления ДТП.