ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ОБ ОФОРМЛЕНИИ ДТП ПО «ЕВРОПРОТОКОЛУ» НА БЛАНКЕ, ВЫДАННОМ СТРАХОВОЙ КОМПАНИЕЙ
При оформлении ДТП в рамках Европротокола причинитель вреда обязан в течение пяти рабочих дней после даты ДТП направить или представить лично свой экземпляр извещения о ДТП страховщику, с которым у него заключен договор ОСАГО.
Что такое «Европротокол»?
Европротокол – это оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО);
б) в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, в результате взаимодействия (столкновения) которых произошло данное происшествие;
в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11.1 закона об ОСАГО) и зафиксированы в извещении о ДТП, заполненном водителями причастных к ДТП транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
Какой из экземпляров заполненного извещения о ДТП необходимо оставить потерпевшему (заполняемый / самокопируемый)?
Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа — каждому участнику ДТП по одному одинаковому листу (самокопирумый экземпляр заполненного извещения о ДТП считаются оригиналом документа).
По возможности необходимо избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП. Если все же в извещении о ДТП присутствуют исправления, они должны быть заверены подписями обоих водителей.
Второй участник ДТП не представил заполненное с потерпевшим извещение о ДТП «своему» страховщику. Может ли страховая компания выставить регрессное требование?
Нет, действующая редакция закона об ОСАГО такой возможности страховщику не предоставляет.
Какая сумма выплат по Европротоколу?
При оформлении извещения о ДТП на бланке:
— если в извещении зафиксированы РАЗНОГЛАСИЯ, то лимит выплаты по ОСАГО составляет 100 тысяч рублей при обязательном выполнении фиксации данных о ДТП в соответствии с пунктом 6 статьи 11.1 закона об ОСАГО (фотофиксация с помощью мобильного приложения или фиксация с помощью технических средств контроля, использующих сигналы глобальной навигационной спутниковой системы). Если фиксации данных о ДТП одним из указанных способов нет, то возмещение по полису ОСАГО не осуществляется;
— если в извещении зафиксировано ОТСУТСТВИЕ разногласий, то лимит выплаты по ОСАГО составляет 400 тысяч рублей при выполнении фиксации данных о ДТП одним из указанных способов и 100 тысяч рублей, если фиксация данных о ДТП не выполнена.
В случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции бланк извещения о ДТП, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к ДТП, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Потерпевший вместе с извещением о ДТП также подает страховщику заявление о прямом возмещении убытков.
Необходимо также учитывать, что при оформлении ДТП в рамках процедуры Европротокола владельцы транспортных средств, с участием которых произошло ДТП, без согласия в письменной форме от страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.
Как воспользоваться процедурой «Европротокола», если у водителей есть разногласия?
Для оформления в рамках процедуры «Европротокола» в случае наличия у участников разногласий в отношении происшествия необходимо совместно заполнить извещение о ДТП, в котором в обязательном порядке должна быть зафиксирована информация о наличии и сути разногласий. Кроме этого, при разногласиях обязательным требованием закона является фиксирование участниками данных о происшествии с помощью специального программного обеспечения (для фотофиксации можно воспользоваться мобильным приложением «ДТП.Европротокол» или «Помощник ОСАГО», одно из которых рекомендуется установить на мобильное устройство заранее, чтобы ускорить процесс оформления на месте), либо с помощью технических средств контроля, использующих сигналы глобальной навигационной спутниковой системы, которые обеспечивают фиксацию данных о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в АИС ОСАГО
Только при выполнении указанных условий водители могут воспользоваться процедурой «Европротокола», максимальный размер возмещения страховщиком при этом составит 100 тысяч рублей. В случае если эти требования закона не выполняются, то оформление в рамках процедуры «Европротокола» невозможно и в этом случае необходимо обратиться в ГИБДД (тел. 102, 112, 911) для оформления документов о ДТП.
Для применения процедуры «Европротокола» необходимо, чтобы были соблюдены установленные Законом об ОСАГО условия, в том числе наличие действующих договоров ОСАГО у участников ДТП либо договора страхования гражданской ответственности в рамках международной системы страхования «Зеленая карта» на момент происшествия (ст. 11.1 закона об ОСАГО).
Схема определения организации, в которую необходимо обратиться в случаях отзыва лицензии
У кого отозвана лицензия
Если условия прямого возмещения убытков соблюдены
Если условия прямого возмещения убытков не соблюдены
У страховщика причинителя вреда
в «свою» компанию
У страховщика потерпевшего
в компанию причинителя вреда
в компанию причинителя вреда
В отношении обоих страховщиков
Где можно скачать мобильные приложения «ДТП. Европротокол» и «Помощник ОСАГО»?
Мобильные приложения доступны для скачивания в Google Play и App Store.
Достаточно ли зафиксировать ДТП в приложении или необходимо оформлять извещение о ДТП на бумажном носителе?
Если извещение о ДТП не оформляется в виде электронного документа с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО», то необходимо заполнить бумажный бланк извещения о ДТП.
Необходимо ли предоставлять экземпляр Извещения о ДТП на бумажном носителе в страховую компанию? В какие сроки?
Да, бланк извещения о ДТП, заполненный водителями – участниками ДТП, должен быть направлен ими в свою страховую компанию в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.
Можно ли оформить ДТП с помощью мобильного приложения «Европротокол», если имеются разногласия в обстоятельствах ДТП? Какие действия необходимо предпринять дополнительно?
Мобильное приложение «ДТП. Европротокол» осуществляет фиксацию данных о ДТП, но не оформляет извещение о ДТП. При наличии разногласий участников ДТП относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате ДТП, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей извещение о ДТП оформляется на бланке, при этом должны быть зафиксированы данные о ДТП: фотофиксация с помощью мобильного приложения или фиксация с помощью технических средств контроля, использующих сигналы глобальной навигационной спутниковой системы. Если фиксации данных о ДТП одним из указанных способов нет, то возмещение при наличии разногласий по полису ОСАГО не осуществляется.
Обращаем внимание на то, что необходимо заполнить бумажный бланк извещения о ДТП и представить его в свою страховую компанию в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.
Правила оформления ДТП по европротоколу
Европротокол – это документ, позволяющий оформить некоторые дорожно-транспортные происшествия в упрощенном порядке без вызова сотрудников ГИБДД. Официальное название европротокола – «Извещение о ДТП». Он был введен в обращение на территории России в июле 2015 года с целью разгрузить и без того загруженные дороги.
По статистике, значительная часть дорожно-транспортных происшествий обходится без тяжелых последствий, и большинство аварий оформляются лишь для того, чтобы получить компенсацию по страховке (ОСАГО или КАСКО).
Оформление ДТП по европротоколу не только предотвращает образование лишних пробок на дорогах, но и позволяет участникам столкновения сберечь свое время, а также избежать возможных штрафов за нарушение ПДД.
Но, несмотря на очевидные плюсы европротокола, многие автолюбители опасаются его заполнять самостоятельно и предпочитают дожидаться инспектора ГИБДД. Виною тому существование определенных условий, ведь не всякое ДТП можно оформить в упрощенном порядке.
В каких случаях возможно оформление европротокола при ДТП?
Если рассматривать практическую сторону вопроса, то желание водителей побыстрее закончить с формальностями и разъехаться по своим делам возникает в двух случаях:
Когда повреждения минимальны и для получения страховки не требуется других справок.
Ущерб незначителен (потертость или царапина) и участники ДТП не планируют обращаться в страховую компанию. Оформление европротокола в этом случае подтверждает, что у сторон нет претензий друг к другу.
С юридической же точки зрения положение дел обстоит несколько иначе. Согласно статье 1.11 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 существует ряд обязательных условий для оформления ДТП по европротоколу:
Отсутствие пострадавших, в том числе пешеходов и пассажиров.
Участие в ДТП не более двух транспортных средств, включая автомобили с прицепами.
Вопреки распространенной в сети информации, машина с прицепом в этом случае считается как одно транспортное средство.
Наличие у обоих водителей действующих полисов ОСАГО или «Зеленой карты» для иностранных авто.
Перечень повреждений, степень вины и другие обстоятельства аварии не вызывают разногласий.
Кроме этого, предполагаемые повреждения должны укладываться в ограничения по сумме страхового возмещения. Величина выплат устанавливается тем же законом:
При оформлении ДТП без участия ГИБДД сумма возмещения не превышает 50 тыс. рублей.
Если авария произошла на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и их областей, то максимальная величина выплат по страховке приравнивается к установленному пределу по ОСАГО, то есть 400 тыс. рублей.
Условием для применения последнего пункта будет фиксация обстоятельств ДТП с помощью фото- и видеосъемки, а также навигаторами, использующими GPS, ГЛОНАСС или другие глобальные спутниковые системы. Во всех остальных случаях европротокол не составляется и дорожно-транспортное происшествие оформляется в стандартном порядке.
Действия при ДТП до оформления европротокола
При попадании в дорожно-транспортное происшествие необходимо остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Перед оформлением европротокола следует придерживаться следующего порядка действий:
Прежде всего, необходимо убедиться, что при столкновении никто не пострадал, а в ДТП участвовало только две машины.
Затем выяснить намерения противоположной стороны относительно оформления происшествия и предложить составить европротокол.
В случае положительного ответа необходимо проверить, не закончился ли срок действия полисов ОСАГО обоих участников аварии.
После этого желательно подкрепить будущий европротокол фото- или видеоматериалами.
Рекомендуется сделать съемку общей панорамы (с привязкой к дорожным знакам или другим стационарным элементам), каждого автомобиля крупным планом (с номерами), места повреждений ТС, а также снять следы торможения и обломки деталей.
Хорошо если найдутся свидетели происшествия. Зафиксируйте их координаты и попросите дать письменные показания.
Как оформить европротокол при ДТП без вызова ГИБДД?
Убедившись в том, что ситуация не требует участия уполномоченных лиц, можно приступать к заполнению европротокола, выданного страховщиком при заключении договора ОСАГО.
Бланк состоит из двух листов, соединенных между собой. Во время заполнения лицевой стороны все внесенные данные копируются на второй экземпляр, после чего бланк разъединяется и оформляется обратная сторона документа.
Заполнение лицевой стороны европротокола
Разберем весь процесс заполнения Извещения по пунктам.
1. Место ДТП. Указывается наименование населенного пункта, улица и дом. Если авария случилась в загородной зоне, внесите название трассы и километр.
2. Дата ДТП. Здесь прописывается число и точное время столкновения. Перед заполнением согласуйте показания с другими участниками.
3. Количество поврежденных ТС. В поле третьего пункта вносится цифра 2, так как европротокол не предполагает участие большего числа транспортных средств.
4. Количество раненных и погибших. Здесь ставим прочерки. Любые телесные повреждения требуют присутствия ГИБДД.
5. Медицинское освидетельствование. В пятом пункте всегда отмечается «нет».
6. Ущерб, нанесенный другим ТС. Аналогично предыдущей графе ставим «нет», ведь в ДТП участвовали только 2 машины.
7. Свидетели ДТП. Здесь указываются данные очевидцев происшествия: ФИО, адрес и номер телефона.
8. Оформление сотрудниками ГИБДД. Европротокол составляется без участия уполномоченных лиц, поэтому отмечаем галочкой ответ «нет».
Далее следуют 2 колонки «А» и «В» для двух транспортных средств. Какое ТС вписывается первым не имеет значения.
9, 10, 11. Указанные пункты отражают информацию об автомобиле и его собственнике. Сюда вносятся данные из свидетельства о регистрации ТС. В п. 11 указывается ФИО водителя.
12. Страховщик. В этой строке прописывается наименование страховой компании, а чуть ниже вносятся сведения о действующем полисе ОСАГО.
13. Место первоначального удара. Отметьте стрелочкой область, куда пришелся первый удар.
14. Перечень поврежденных деталей. В этом пункте нужно перечислить список всех видимых повреждений и указать их характер (вмятина, скол, царапина и др.).
15. Замечания. Здесь прописывается виновен или нет участник столкновения.
16. Обстоятельства ДТП. В указанном поле водители отмечают события и детали, характеризующие момент происшествия. После внесения всех обстоятельств в итоговой графе укажите их суммарное значение. Следите за тем, чтобы каждый из участников заполнял именно свой столбик.
17. Схема ДТП. Этому пункту нужно уделить особое внимание. Схема должна отражать направление движения ТС, их расположение в момент столкновения и после него. Не забудьте указать наличие дорожных знаков, название улиц и номер ближайшего дома (смотрите пример на рисунке ниже).
После разъединения бланка вторая страница европротокола заполняется самостоятельно каждым участником ДТП.
1. Транспортное средство. Здесь отмечается буква «А» или «В», которой обозначался автомобиль во время заполнения первой страницы европротокола.
2. Обстоятельства ДТП. Этот пункт предназначен для краткого описания аварии и событий, предшествующих ей. Поясните, как произошло столкновение с указанием даты, времени, места и номеров участвующих транспортных средств.
3. ТС находилось под управлением. Тут отмечается, кто был за рулем автомобиля в момент ДТП: владелец авто или другой человек.
4. 5. В указанных полях при оформлении европротокола ставится прочерк.
6. Может ли ТС передвигаться своим ходом. Отметьте возможность самостоятельного движения автомобиля или ее отсутствие.
7. Примечание. В этот пункт вносятся сведения о наличии фото- и видеоматериалов с места ДТП.
Завершая заполнение бланка европротокола, не забудьте поставить подпись (с расшифровкой) и дату заполнения документа.
Очень желательно не допускать ошибок, поскольку исправления могут стать причиной отказа в возмещении ущерба. По любым спорным вопросам не стесняйтесь беспокоить страховую компанию, оператор горячей линии подскажет, как правильно заполнить документ.
Что делать после оформления европротокола?
Заполненный европротокол вместе с заявлением о возмещении убытка направляют в офис страховщика в течение пяти рабочих дней. Будьте готовы к тому, что страховая компания может затребовать транспортное средство для проведения осмотра или независимой экспертизы. На выполнение этого условия также отводится не более 5 суток. При этом участники ДТП не имеют права самостоятельно ремонтировать автомобиль в течение 15 календарных дней.
Обращаясь за страховой выплатой по европротоколу нужно понимать, что получив возмещение, пострадавшая сторона больше не сможет предъявлять другие требования по этому же ДТП. Исключением является вред здоровью, о котором потерпевший не знал на момент подачи заявления. В таком случае он имеет право обратиться к страховщику виновника дорожно-транспортного происшествия.
В любом случае, перед обращением за компенсацией в страховую компанию, во избежание обмана и затягивания выплат со стороны страховщика, мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться с опытным юристом.
Вместо заключения, заглянем немного вперед, в обозримое будущее, где нас ожидают некоторые изменения в части правил оформления европротокола.
С 1 октября 2019 года для получения страховки по ДТП, оформленным без участия уполномоченных лиц, к европротоколу в обязательном порядке должны прикладываться данные с места аварии, поясняющие обстоятельства происшествия.
В качестве указанных свидетельств могут использоваться фото- и видеоматериалы, а также съемка события средствами навигации, подключенными к системе ГЛОНАСС, GPS или другим глобальным спутниковым системам.
Остается только надеяться, что и сумма страхового возмещения будет также приравнена к максимальному лимиту по ОСАГО.
Видео: как оформить европротокол при ДТП
Как не лишиться денег, оформляя европротокол?
Европротокол – это, как известно, упрощенный способ самостоятельного оформления ДТП и оповещения страховой компании. Документы заполняются сторонами самостоятельно без вызова ГИБДД, по экземпляру для каждой стороны. Желающим оформить ДТП подобным образом водителям необходимо зафиксировать обстоятельства аварии и передать их в автоматизированную информационную систему ОСАГО. Что может пойти не так?
Главное ограничение: европротокол можно оформить только в случае, если в ДТП участвуют не более 2 транспортных средств.
Другие важные условия для оформления ДТП по европротоколу:
1. В результате ДТП нет пострадавших и погибших, а ущерб нанесен только имуществу.
2. У обоих участников ДТП есть действующий полис ОСАГО.
3. Имеется возможность фото- или видеофиксации места ДТП.
4. Оба участника имеют возможность в течение 5 дней после ДТП отвезти бланк европротокола в свою страховую компанию и отложить срок ремонта автомобиля на 15 дней после ДТП.
5. Сумма, необходимая на устранение повреждений ТС, не превышает 400 000 рублей (до 1 октября 2019 года — 100 000).
По 5-му пункту есть важное дополнение: максимальная сумма снижается до 100 тысяч, если у участников ДТП есть разногласия по поводу того, кто виноват. Впрочем, до 1 октября этого года требования были ещё строже — в случае несогласия обеих сторон по поводу виновности европротокол вообще было оформлять нельзя.
Соглашаясь на оформление ДТП по европротоколу, вы подтверждаете, что рассчитываете на выплату суммы не более 100 или 400 тысяч (в зависимости от кейса), даже если в итоге ремонт окажется дороже. Ответственность за недооценку ущерба полностью лежит на плечах пострадавшей стороны – эту позицию последовательно занимает и Верховный Суд РФ. Исключения составляют случаи, когда потерпевший в момент обращения к страховой компании не знал о причиненном вреде здоровью, который должен подтверждаться медицинскими документами.
Так, в 2016 году (тогда действовали максимальные значения для возмещения ущерба 50 000 рублей) женщина, оформившая ДТП по европротоколу, через некоторое время обратилась с иском в суд о взыскании материального ущерба, причиненного в результате ДТП (102 007 рублей), величины утраты товарной стоимости автомобиля (9 652 рубля), расходов на экспертизу (12 360 рублей) и судебных расходов (53 000 рублей).
Основным ее аргументом был тот факт, что она не обладает специальными познаниями при определении размера ущерба. Суд отказал в удовлетворении требований, обосновав свое решение следующим:
1. Женщина подписала европротокол добровольно, осознанно согласилась на порядок оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников ДПС.
2. Оценивая визуально повреждения, которые получил автомобиль на месте ДТП, Истец могла и должна была предвидеть, что 50 000 рублей будет недостаточно для покрытия ущерба в полном объеме. В связи с чем данное обстоятельство не должно являться основанием для обращения в суд с иском к виновнику ДТП.
3. Довод Истца о том, что, не обладая специальными познаниями, она не могла оценить ущерб, полученный в результате ДТП, суд находит несостоятельным, поскольку женщина не была лишена возможности вызвать сотрудников ДПС для оформления ДТП, так как от нее зависело, каким образом будет оформлено ДТП (решение Воскресенского городского суда №2-2017/2016 от 14.06.2016 г.).
Как показывает практика, при попытках взыскать через суд больше денег, чем положено по европротоколу, в удовлетворении требований отказывают суды всех инстанций. Одно такое дело дошло до Конституционного Суда РФ – женщина считала, что существующие лимиты по европротоколу нарушают ее конституционные права на достойную защиту своей собственности. Судьи Конституционного Суда РФ не нашли противоречий норм о европротоколе основному закону страны, а исследовать обстоятельства ДТП отказались, так как решение подобных вопросов не относится к их компетенции.
Таким образом, подписывая европротокол, вы должны понимать, что дальнейшие возможные попытки через суд получить дополнительные выплаты с виновника ДТП или страховой не увенчаются успехом – вы только лишь понесете судебные расходы.
При оформлении европротокола обязательно фиксируйте все на фото или видео, фиксируйте положение автомобилей, дорожные знаки, если в этом есть необходимость, и другие обстоятельства ДТП. Также вы можете использовать данные, зафиксированные с помощью средств навигации, в том числе с использованием технологий системы ГЛОНАСС. Эти данные вам нужно представить в свою страховую компанию вместе с бланком европротокола.
Несоблюдение данных требований не является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, однако может повлиять на размер выплаченной страховки в сторону уменьшения суммы.
Кстати, для удобства оформления аварий по европротоколу есть соответствующие приложения в App Store и Google Play , выпущенные Российским союзом автостраховщиков. Правда, по состоянию на ноябрь 2019 года по ним очень много жалоб на баги с авторизацией и оформлением ДТП, а средняя оценка — 2 из 5, к тому же от оформления бумаг это приложение всё равно не избавляет — это по-прежнему обязательно.
Европротокол и иностранный гражданин
Если один из участников ДТП является иностранным гражданином, оформить европротокол можно только при наличии у него российского полиса ОСАГО. В случае, если у иностранца имеется только иностранная страховка или гринкарта, оформлять европротокол нельзя.
Какими документами руководствоваться в ситуации с оформлением европротокола?
1. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. (статьи 7 и 11.1).
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (пункты 14-17).
Европротокол при ДТП в 2020 году
Первоначально процедурой европротокола можно было воспользоваться в случае ДТП с участием двух автомобилей, без жертв и пострадавших. Максимальный ущерб был ограничен порогом в 25 000 рублей. Выбрать упрощенную процедуру водители могли только по взаимному согласию и при условии одинаковой оценки ситуации. Один из водителей должен был признать вину, а второй – с ним согласиться. И наконец, оба водителя должны были иметь действующую страховку ОСАГО.
Эти условия вызвали массу критики, как со стороны водителей, так и в экспертном сообществе.
Одной из основных причин страха перед европротоколом было опасение неверно оценить ущерб. На этом фоне низкая предельная сумма компенсации стала дополнительным фактором, вызывающим недоверие. Вдобавок, многие водители усмотрели в условиях европротокола богатую почву для мошенничества – от инсценировки ДТП для получения страховки, до намеренных ошибок в извещении. Эти опасения были справедливы: страховые компании и по сию пору используют любую неточность как повод затянуть рассмотрение дела или отказать в выплате. В результате количество случаев возмещения убытков по европротоколу, согласно статистике страховых компаний, не превышало 8 – 9% в период с 2009 по 2014 год.
В августе 2014 года на основе анализа применения европротокола в закон были введены некоторые поправки. Сумма выплаты по страховке была увеличена до 50 000 рублей. Кроме того, корректировке подверглась процедура оформления. В частности, как потерпевший, так и виновный в ДТП были обязаны отправить заполненный бланк извещения в свою страховую компанию до истечения 5 рабочих дней. Потерпевший в дополнение к извещению должен был отправить в свою компанию заявление на выплату страхового возмещения.
Одновременно изменилась процедура и для страховых компаний. Так, страховщик виновного получил право требовать проведения экспертизы в случае сомнений в справедливости требований потерпевшего. В свою очередь, каждый из участников ДТП был обязан предоставить автомобиль для проведения такой экспертизы в пятидневный срок. Аналогичные права получила и страховая компания потерпевшего. Чтобы обеспечить исполнение, участникам ДТП было запрещено ремонтировать или утилизировать автомобили в течение 15 рабочих дней после происшествия.
В том же 2014 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября N 1002 года «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» на территории Москвы, Московской Области, Санкт-Петербурга и Ленинградской Области был введен безлимитный европротокол. Его главное преимущество заключается в увеличенной до 400 000 рублей суммы страховой выплаты.
При разработке новой процедуры был учтен риск мошенничества при значительном повышении суммы компенсации. Так, сбор доказательств был возложен на водителей. Главным инструментом контроля стали технические средства фиксации. Важное условие — для подтверждения факта и фиксации деталей ДТП могут использоваться только устройства, не позволяющие корректировать данные.
Эти условия введены с прицелом на повсеместное использование видеорегистраторов и навигаторов, подключенных к системе ГЛОНАСС или к иным глобальным спутниковым системам. Поскольку техническая база для обязательного внедрения таких устройств к тому моменту еще не была готова, новая процедура получила статус эксперимента со сроком действия до 01.01.2016.
Согласно процедуре безлимитного европротокола, при оформлении ДТП, кроме стандартного пакета документов, водитель для получения компенсации обязан предоставить страховщику электронный носитель с фото- и видеосъемкой места происшествия, выполненной в течение одного часа. Фотографии и видео должны содержать координаты места ДТП. При передаче носителя водитель обязан составить заявление об отсутствии корректировки. В переходный период разрешается использовать любые средства контроля, обеспечивающие съемку места аварии с регистрацией даты, времени и координат.
В ноябре 2017 года стало известно, что Правительство планирует разрешить оформлять ДТП по безлимитному европротоколу водителям автомобилей, оборудованных системой оперативного оповещения об авариях ЭРА-ГЛОНАСС.
Согласно проекту Минтранса, потерпевший должен нажать на аварийную кнопку системы ЭРА-ГЛОНАСС в течение 10 минут после аварии. После этого телеметрические данные об обстоятельствах ДТП в автоматическом режиме попадают в базу страховой компании. Данные включают целый пакет информации, в том числе, координаты, скорость и ускорение автомобиля, силу удара в момент столкновения и многое другое. Три новых ГОСТа по методам фиксации ДТП уже вступили в силу с 1 января 2018 года. На основании данных, полученных от системы ЭРА-ГЛОНАСС, страховая компания будет принимать решение о выплате компенсации по процедуре безлимитного европротокола. Проект не отменяет необходимость заполнять стандартные бумажные извещения о ДТП.
В 2017 году Государственная Дума приняла законопроект, изменяющий правила оформления ДТП по европротоколу. По новым правилам водители могут воспользоваться упрощенной процедурой даже в том случае, если у них нет согласия по поводу виновника ДТП. Данные об аварии разрешается фиксировать при помощи специальных мобильных приложений, лицензированных РСА.
В мае 2018 года Центробанк, регулирующий правила ОСАГО, утвердил изменения, повышающие сумму компенсации по европротоколу с 50 000 до 100 000 рублей. Изменения вступят в силу с 1 июня и будут действовать для всех регионов, кроме тех, где действует режим безлимитного европротокола.
Чтобы реализовать возможность оформления по европротоколу без единого мнения участников по обстоятельствам аварии, необходимо зафиксировать их при помощи «технических средств контроля и иными устройствами». Кроме того, разногласия должны быть внесены в извещения о ДТП обоими участниками аварии. Под техническими средствами контроля подразумевается передача данных через систему ЭРА-ГЛОНАСС или через специальное мобильное приложение. Однако сложность в том, что далеко не все автомобили в нашей стране оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС. По данным на 2017 год их количество составляет около 1,2 миллиона. Кроме того, мобильного приложения, лицензированного Российским союзом автостраховщиков, пока не существует. Более того, РСА еще не сформулировал даже требования к этому приложению.
Правила оформления европротокола
Бланк извещения о ДТП состоит из двух частей. Разнимать части перед заполнением не нужно. Каждый участник может заполнить данные о себе и о своем автомобиле, или один из участников заполняет весь бланк. Удобнее всего заполнять бланк шариковой ручкой на твердой поверхности, чтобы копия на второй странице была четкой.
В пунктах с 1 по 3 необходимо указать место и время ДТП, и количество поврежденных автомобилей. По правилам европротокола их не может быть более двух. В пункте 4 нужно поставить 0 или прочерк, а в пунктах 5, 6 и 8 – отметить слово «Нет».
При наличии свидетелей, их данные вносят в пункт 7.
Пункты с 9 по 12 правой и левой колонки предназначены для данных об автомобилях, водителях и полисах ОСАГО.
Пункт 13 представляет собой изображение автомобиля, на котором необходимо указать место первого удара. Для описания повреждений служит пункт 14. Завершается заполнение колонок подписью водителей в пункте 15.
Затем в центральном столбце (пункт 16) необходимо отметить обстоятельства аварии. Допускается отмечать несколько клеток, в зависимости от сложности маневра. В нижней части необходимо указать количество отмеченных клеток для каждого участника.
Следующий пункт под номером 17 – схема ДТП. В нем необходимо схематически изобразить дорогу со знаками, светофорами, номерами домов и другими ориентирами. Изображая автомобили, нужно расположить их в том же порядке и положении, как и в реальной ситуации, и указать направление движения. Под схемой в пункте 18 оба водителя оставляют свои подписи.
После этого бланк разделяют на две части, и каждый водитель заполняет 7 пунктов на оборотной стороне. Подпись второго участника ДТП на обороте не нужна.
Европротокол при ДТП что это?
Система Европротокола – упрощённая процедура оформления ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции для последующего получения страховой выплаты. Иными словами, это возможность самостоятельно задокументировать факт ДТП, чтобы затем обратиться в страховую компанию (СК) за возмещением, и оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге.
Прежде чем приступать к оформлению ДТП без вызова сотрудников полиции, определите, возможно ли это в вашем случае.
Извещение о ДТП – это обязательный документ для получения страховой выплаты по Европротоколу. Заполнение и подписание извещения не является актом, признающим виновность участника ДТП. Тем не менее вина одного из участников аварии должна быть указана в извещении однозначно, без оговорок. Бланки извещения выдаются страховой компанией, оформившей полис ОСАГО (если у вас нет бланков, обратитесь в свою СК). Извещение о ДТП состоит из двух листов. Каждый лист разделен на две части: лицевую (самокопирующуюся) и оборотную. Вся информация, внесенная на лицевую (верхнюю) сторону, должна четко отпечатываться на втором листке.
Оба водителя заполняют один бланк извещения о ДТП: лицевую и оборотную стороны обязательно. При этом абсолютно не важно, чей из участников ДТП бланк будет заполнен. Каждый водитель выбирает любую колонку и вносит информацию по своему транспортному средству.
1. Место ДТП: укажите город, улицу и номер ближайшего к ДТП здания; если авария произошла на перекрестке – пересечение улиц; если не в населенном пункте – название трассы, километр и направление движения.
2. Дата ДТП: отметьте дату и время ДТП.
3. Количество поврежденных ТС: их должно быть только два, в ином случае вызывайте сотрудников ГИБДД.
4. В графе «Количество раненых/погибших» должны стоять прочерки, иначе применение Европротокола недопустимо.
5. Освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения: при оформлении Европротокола не проводится.
6. Материальный ущерб, нанесенный другим ТС (кроме «А» и «В»): если помимо двух ТС пострадало другое имущество – оформление Европротокола недопустимо.
7. Свидетели ДТП: указать контактные данные свидетелей, если таковые имеются (по возможности взять у них письменные показания об обстоятельствах аварии).
8. Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД: «нет», так как Европротокол оформляется без участия сотрудников полиции. Далее каждый участник аварии заполняет свою сторону («А» или «В»).
9. Марка, модель ТС: указываются данные из свидетельства о регистрации ТС.
10. Собственник ТС: указываются данные лица, чье имя указано в свидетельстве о регистрации, в том числе адрес.
11. Водитель транспортного средства: указываются данные лица, управлявшего ТС в момент аварии (могут отличаться от данных собственника ТС).
12. Страховщик: указывается страховая компания из полиса ОСАГО, номер полиса и дата окончания его действия.
13. Место первоначального удара: указывается только место первоначального удара.
14. Характер и перечень видимых повреждений: указываются все видимые повреждения.
15. Замечания: укажите, кто из участников ДТП признал свою вину, а невиновному необходимо указать свою невиновность.
16. Обстоятельства ДТП: указать из предложенных. Обязательно отметить общее количество заполненных клеток.
17. Схема ДТП: необходимо обозначить контуры проезжей части с обязательным указанием названий улиц, а также направление движения. Указать расположение транспортных средств, дорожную разметку, дорожные знаки, указатели, светофоры – все, что имеет отношение к ДТП.
18. Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий по пп. 14, 15, 16, 17, – обязательное условие оформления ДТП с помощью Европротокола.
В случае если на оборотной стороне бланка не хватает места для полного описания, запишите необходимые данные на чистом листе бумаги и приложите его к основному бланку. На бланке необходимо сделать отметку «С приложением», а на приложении указать, к какому документу оно относится и кем составлено, а также заверить его подписями обоих участников ДТП, как и на лицевой стороне бланка.
Европротокол при ДТП: преимущества и риски
Известно, что с 2009 года на территории России европротокол позволяет оформлять ДТП самостоятельно. В последнее время он стал гораздо популярнее, благодаря широкому информированию автовладельцев, но по настоящий момент он продолжает вызывать много вопросов применения.
Европротокол – это документ (бланк), представляет собой короткую упрощенную запись дорожно-транспортного происшествия и имеющий юридическую силу. Использование его позволяет не привлекать сотрудников ГИБДД в незначительных ДТП, а урегулирование конфликта между сторонами происходит на основе письменной договоренности.
Условия применения процедуры оформления европротокола
В Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ от 25.04.2002 (ч. 1 ст. 11.1) установлены условия, совокупность которых позволяет применить процедуру оформления европротокола.
в ДТП не причинен вред жизни и здоровью кого-либо;
ущерб нанесен только автомобилям — участникам ДТП;
ДТП произошло с двумя автомобилями;
оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО;
обстоятельства ДТП не вызывают разногласий между водителями;
размер ущерба не превышает 50 000 рублей.
В тоже время, несоответствие хотя бы одному пункту условия обязывает участников вызывать представителей ГИБДД. В противном случае, страховая компания вправе отказать в выплате страховки по данному ДТП.
Действия водителей после оформления европротокола
В 5-дневный срок с момента дорожно-транспортного происшествия и водители обязаны обратиться в свою страховую компанию, предоставив заполненный бланк «Извещение о ДТП», в котором обязательно должны стоять подписи обоих водителей. Для потерпевшей стороны помимо «Извещения о ДТП» должен предоставить страховщику:
Заявление на страховую выплату в результате ДТП
Свидетельство о регистрации ТС
Паспорт или водительское удостоверение заявителя
Реквизиты банковского счета для перечисления страховой выплаты
В течение 15 дней с момента дорожно-транспортного происшествия сотрудники страховой компании имеют право инициировать осмотр повреждений автомобилей, провести независимую экспертизу. Важно помнить, что водителям запрещается ремонтировать автомобиль в течение этого времени, если представители страховой компании письменно не разрешили иное. В 20-дневный срок с момента получения страховщиком заявления на прямое возмещение убытков должна быть произведена выплата, либо выдано направление на ремонт, либо вынесен мотивированный отказ в выплате страхового возмещения, согласно пункту 21, статьи 12 «Закона об ОСАГО».
Преимущества и риски оформления европротокола
Опасения водителей по оформлению европротокола при незначительных ДТП вполне оправдан, поскольку установленный лимит страховки может быть недостаточен для полноценного ремонта ТС. Любые ошибки, неточности заполнения бланка могут стать причиной отказа страховой компании в возмещении ущерба по ОСАГО.
Преимущества европротокола:
скорость оформления ДТП: позволяет обойтись без сотрудников ГИБДД, что позволяет водителям не тратить время и не нарушать свой график дня.
время оформления дорожно-транспортного происшествия: заполнение бланка извещения и фотофиксация повреждений может занять 15 минут, тогда как ожидание представителей ГИБДД может занять несколько часов.
финансовое послабление виновнику: виновник не несет административной ответственности в виде штрафа, тогда как при вызове сотрудников ГИБДД чаще всего он привлекается к административной ответственности в виде штрафа.
Но вместе с тем, оформление европротокола – весьма рискованное дело. Среди минусов и рисков европротокола можно выделить следующие:
неадекватная оценка происшествия – условия стрессовой ситуации, давления со стороны второго участника ДТП, упускание важных деталей аварии может привести к тому, что вина перейдет на пострадавшего;
ограничения по составлению – строгие правила регулируют условия применения европротокола, распространяя его действие только на мелкие аварии;
риск виновника – при неадекватной оценке ущерба и превышении установленного размера пострадавшая сторона может потребовать у виновника возврата разницы, недополученной от страховой компании.
документы в единственном экземпляре – после подачи документов в страховую невозможно получить их копии. При возникновении каких-либо спорных ситуаций их можно получить уже только по запросу суда.
риск отказа в выплате – любые неточности, расхождения в предоставленных данных обоих водителей или искажение событий может привести к отказу страховой компании в выплате страховки после ДТП.
Применение европротокола при незначительных ДТП является обязанностью каждого его участника. Однако при возникновении каких-либо сомнений в размере ущерба, обстоятельствах случившегося или трезвости водителя, лучше сразу вызывать сотрудников ГИБДД и оформить дорожно-транспортное происшествие по классической схеме.
Ответы на любые вопросы, касающиеся заполнения европротокола или ситуации ДТП, Вы можете получить в Юридической компании «ЮРАВТО» по телефону: +7 (4852) 907-500, электронной почте: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , либо у нас в офисе по адресу: ул. Володарского, д. 103, оф.209, г. Ярославль. Устная консультация автоюриста бесплатна.