Как считается УТС после ДТП?

Содержание статьи:

Как считается УТС после ДТП?

Авария была не тяжёлой, но повредила много элементов, это резко увеличивает компенсацию утраты товарной стоимости

Фото: читатель 74.RU

Автомобилистка Елена попала в ДТП на Lada Vesta: виновник пропахал правый борт почти новой машины. «Весту» отремонтировали, но очевидно, она утратила состояние «не бита, не крашена», которое так ценят при перепродаже машины, то есть потеряла в цене. Елена попыталась получить со страховой утрату товарной стоимости (УТС), но, несмотря на прошлогоднюю реформу, страховые по-прежнему «не видят» УТС.

Компенсация УТС стала обязательной

В 2019 году «Методические рекомендации. » Минюста для расчёта страховых выплат пополнилась , который посвящён утрате товарной стоимости. Прежде она существовала на «птичьих правах»: по закону страховщики обязаны были её выплачивать, но большинство клиентов об этом не знало.

Утрата товарной стоимости — это компенсация за снижение цены машины из-за ДТП. Тем более сегодня скрыть аварийный статус почти невозможно: например, толщиномеры позволяют без труда определить элементы автомобиля с незаводской покраской.

УТС — это вовсе не копейки

Стоимость ремонта автомобиля Елены составила рублей. УТС при этом составляла бы почти половину этой суммы.

По новой методике каждый повреждённый элемент автомобиля добавляет в сумму УТС некоторый процент его оценочной стоимости. Например, заднее крыло с боковиной «стоит» 3,1%, переднее крыло — 0,8%, двери — по 1,9%. В случае с Lada Vesta Елены результирующая сумма УТС составляет примерно 7,7% цены автомобиля.

Lada Vesta в возрасте 2–3 лет стоит 700–800 тысяч рублей. Это значит, что УТС составляла не менее рублей. Неудивительно, что страховщики ищут любую лазейку, чтобы от нее избавиться.

Спорный пункт 8.3

Но в выплате УТС ей отказали, сославшись на единой методики. Этот пункт предусматривает ряд ограничений, например, компенсация УТС не делается, если автомобиль эксплуатировался более или на кузове есть следы коррозии.

Но есть очень любопытный подпункт «ж», который отказывает в выплате УТС, если автомобиль уже подвергался восстановительному ремонту или у него есть аварийные повреждения. Для последнего случая, правда, сделаны вполне разумные исключения, например, не считаются поводом для отказа в УТС эксплуатационные повреждения лакокрасочного покрытия в виде меления, трещин, а также одиночных мелких вмятин. Исключениями считаются и последствия лёгких столкновений в виде, цитируем, «незначительных по площади сколов, рисок, которые не нарушают целостности лакокрасочного покрытия оперения» (в данном случае бампера).

Страховая прицепилась вот к этой царапине на левой части переднего бампера

Фото: читатель 74.RU

Тем не менее страховщик Елены воспользовался этим пунктом и отказал в выплате УТС.

— Страховая сослалась на тот самый подпункт «ж» из-за следов на левой стороне бампера автомобиля: машина была поцарапана о бордюр. Хотя, на мой взгляд, это повреждение полностью подпадает под исключения, указанные в «Методических рекомендаций. », — объясняет женщина.

Судя по присланным Еленой фотографиям, царапина действительно незначительная. При эксплуатации автомобиля подобные метки появляются довольно часто, и, вероятно, поэтому авторы «Методических рекомендаций. » добавили их в исключения.

— На практике получается, что пункт 8.3 развязывает руки страховым компаниям и позволяет лишний раз не платить. Малейшая царапина может стать отказом для выплаты, — сетует Елена.

Длина царапины — примерно 8 см. Глубина незначительная: по сути, просто пошорканность

Отсудить УТС не так сложно

Автоюрист Лев Воропаев говорит, что практика «замыливания» УТС является распространённой и до прошлого года страховые вообще не вспоминали о таком виде компенсации:

— Верховный суд РФ разъяснял, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу и подлежит компенсации, но делалось это только в случае прямого обращения клиента с заявлением, — комментирует эксперт. — После прошлогодних изменений страховые должны начислять УТС самостоятельно, но делают это редко, поэтому, если автомобиль подходит под критерии, лучше всё равно написать заявление о компенсации УТС.

Попытки отвертеться от компенсации УТС по-прежнему систематические, но Лев Воропаев говорит, что добиться выплаты можно.

— Сначала необходимо написать претензию в страховую, но, если она изначально отказывалась платить УТС, скорее всего, претензию она не удовлетворит, — объясняет юрист. — Следующий шаг — обращение к омбудсмену.

С прошлого года при спорах по ОСАГО перед обращением в суд клиент страховой обязан обратиться к финансовому уполномоченному.

— Вероятнее всего, он назначит оценку утраты товарной стоимости, причём за счёт государства, что позволяет клиенту сэкономить на этом, — говорит Лев Воропаев. — Можно также самостоятельно заказать оценку у специалиста, который внесён в реестр Минюста. В случае выигрыша дела её стоимость в любом случае оплатит страховая.

Если омбудсмен не признает правоту клиента, последний имеет право обратиться в гражданский суд с иском и результатами оценки. В целом эксперт высоко оценивает шансы отсудить у страховой УТС.

Так что владельцам относительно новых автомобилей стоит иметь в виду возможность получить со страховой и УТС: законы на вашей стороне.

С лета 2020 года нарушители правил будут платить за ОСАГО больше: новый закон позволяет установить им максимальный базовый тариф.

На период самоизоляции страховым разрешили продавать полисы без диагностической карты техосмотра, но автомобилистам лучше не пользоваться этой опцией: с ней связан один юридический подвох.

С прошлого года радикально возрос лимит выплат по европротоколу, но при выполнении некоторых условий.

Столкнулись с проблемами при страховании машины или получении выплат? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции.

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ УТРАТЫ ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО РЕМОНТА АМТС

7.1. Понятие «утрата товарной стоимости», основания для начисления

7.1.1. Утрата товарной стоимости (УТС) обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению определенных видов повреждений (дефектов) транспортного средства сопровождается объективно необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) объективно невозможно. Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.

7.1.2. УТС может быть рассчитана для АМТС, находящихся как в поврежденном, так и в отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения) независимо от их принадлежности. УТС не связана с неудовлетворительным качеством восстановительного ремонта.

7.1.3. УТС может быть рассчитана для АМТС, при осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий или установлено их выполнение:

  • устранение перекоса кузова АМТС или рамы;
  • замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
  • ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  • полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски));
  • полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

7.1.4. УТС не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 35% или прошло

7.1.4.1. более 5 лет с даты выпуска легкового ТС;

7.1.4.2. более 1 года для грузовых ТС и автобусов отечественного производства;

7.1.4.3. более 2 лет для грузовых ТС иностранных производителей, находящихся в коммерческом использовании и предназначенных для перевозки грузов (седельные тягачи, бортовые, фургоны, самосвалы, специализированная техника), за исключением выполняющих вспомогательные функции при обеспечении технологических процессов;

7.1.4.4. более гарантийного срока для грузовых ТС иностранных производителей, находящихся в коммерческом использовании и выполняющих вспомогательные функции при обеспечении технологических процессов (генераторы, передвижные мастерские и т.п. техника, установленная на шасси грузовых автомобилей и др.);

7.1.4.5. более 3 лет для автобусов иностранных производителей, предназначенных для перевозки пассажиров и используемых в качестве маршрутного общественного транспорта;

7.1.4.6. более 5 лет для автобусов иностранных производителей, предназначенных для перевозки пассажиров и используемых в туристических (представительских) целях, в том числе ТС, находящихся в личном пользовании.

7.2. Рекомендации по расчету утраты товарной стоимости

7.2.1. Величина УТС Сутс при повреждении АМТС определяется в процентах от его стоимости на момент повреждения:

[руб.], (8.27)

где С — стоимость АМТС на момент повреждения, руб.;

Кутс i — коэффициент УТС по i-му элементу АМТС, ремонтному воздействию, %.

7.2.2. Величина УТС зависит от вида, характера и объема повреждений (ремонтных воздействий). Значения коэффициентов УТС Кутс i по отдельным позициям определены по результатам экспертной практики и приведены в приложении 5.

При выборе Кутс i, для автомобилей иностранного производства, ремонтом N 2 следует считать ремонтные воздействия от 2 до 4 нормо-часов, а ремонтом N 3 следует считать ремонтные воздействия свыше 4 нормо-часов.

7.2.3. При замене сопряженных несъемных элементов кузова, соединенных между собой с помощью сварки, для исключения двойного учета влияния одного и того же воздействия сумма коэффициентов УТС Кутс i по позиции «Замена» для группы этих элементов должна быть уменьшена на 20%.

7.2.4. При ремонте съемной детали АМТС сумма стоимости ремонта (включая стоимость разборки для ремонта и при необходимости снятия детали для ремонта) и величины УТС (без учета УТС вследствие окраски) не должна превышать суммы стоимости этой детали (с учетом эксплуатационного износа) и стоимости работ по ее замене.

7.2.5. Значение коэффициента УТС Кутс по позиции «Перекос кузова» не должно превышать 50% установленного значения, если при осмотре АМТС в поврежденной части кузова были обнаружены следы устранения перекоса (документально установлен факт устранения перекоса), не относящегося к данному происшествию.

7.2.6. УТС при полной, наружной или частичной окраске кузова (кабины) рассчитывается для АМТС с заводским лакокрасочным покрытием и сроком с момента выпуска для АМТС отечественного производства до 3 лет включительно, для АМТС иностранного производства (в том числе произведенных на территории СНГ по лицензии или на совместном предприятии) до 5 лет включительно, не имеющим коррозионных или других повреждений, для устранения которых требуется окраска элемента кузова или кузова в целом.

7.2.6.1. Значение коэффициента УТС Кутс окр при поэлементной окраске наружных поверхностей кузова АМТС рассчитывается пропорционально количеству окрашиваемых элементов N (позиция «Окраска одного наружного элемента кузова» — приложение 5 строка 28 таблицы П 5.1) по формуле

где КУТС ОКР — коэффициент УТС по окраске первого наружного элемента кузова АМТС, %;
КУТС ОКР (N-1) — коэффициент УТС по окраске второго и каждого следующего наружного элемента кузова АМТС, %;
N — количество окрашиваемых наружных элементов кузова АМТС, по которым рассчитывается УТС.

Следует учитывать, что при наличии на окрашенных элементах кузова АМТС, находящихся как в зоне полученных повреждений, так и вне зоны полученных повреждений, возникших до момента происшествия дефектов и повреждений и/или следов их устранения (следов ремонта, окраски), необходимо в расчете принимать

7.2.6.2. При выполнении наружной или полной окраски АМТС при наличии дефектов и повреждений лакокрасочного покрытия наружных элементов кузова (и/или следов их устранения), возникших до момента происшествия, величина коэффициента УТС КУТС ОКР по наружной или полной окраске уменьшается пропорционально количеству таких элементов (например, при наличии 2 поврежденных элементов при общем количестве 14 величина коэффициента составит КУТС ОКР = 5% — 5% х 2 / 14 = 4,29%).

7.2.7. УТС не рассчитывается:

а) по замене и ремонту отдельных элементов:

  • незначительное повреждение элемента, требующее ремонта без нагрева и реставрации (ремонт 1-й категории сложности);
  • поврежденный в результате происшествия элемент ремонтировался (заменялся) ранее или требовал ремонта (замены) по причинам, не связанным с данным происшествием (имеются коррозионные повреждения (разрушения) или их следы, неустраненные повреждения или следы ремонта (замены) этого элемента после предыдущих происшествий);
  • поврежденный в результате происшествия элемент окрашивался ранее или требовал окраски по причинам, не связанным с данным происшествием (имеются коррозионные повреждения (разрушения) или их следы, повреждения неаварийного характера (сколы, царапины и т.п.), неустраненные повреждения или следы ремонта (замены) этого элемента после предыдущих происшествий);
  • АМТС ранее подвергалось полной или наружной окраске или требовало окраски по причинам, не связанным с данным происшествием.

Вернуться к основному документу Исследование АМТС в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

Расчет ущерба по ОСАГО: калькулятор выплаты РСА

При возникновении ситуации, когда становится необходимым рассчитать сумму компенсации ущерба, нанесенного автомобиля, многие водители не знают, как правильно это сделать. Нужно производить расчет ущерба по ОСАГО, используя специальный калькулятор, который рассчитает сумму выплаты водителю.

Что такое единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Единая методика расчета включает в себя большой перечень нюансов, исходя из которых становится возможным узнать наиболее точные данные причиненного ущерба автомобилю, а так же степень причастности водителя к этому происшествию. В этот список входит учет типа вождения водителя, наличия на дорогах каких либо знаков (на предмет несоблюдения их водителем), метеорологические условия, состояние дороги, по которой ехал автомобиль, внешние факторы, такие как другие автомобили, животные, состояние автомобиля на момент происшествия, в отношении которого производится расчет ущерба, изучение сведений ситуации.

Кто может ее использовать

Воспользоваться данной методикой может любой автомобилист, который испытывает необходимость в расчете ущерба.

Как рассчитать размер компенсации

Размер суммы, которую страховая компания выплатит водителю, зависит от множества факторов. К таким относится общий износ транспорта. В зависимости от степени износа (возраста автомобиля), страховая компания может понизить сумму выплаты не более, чем на 50% от положенной суммы, согласно действующим законам.

Кроме общего износа автомобиля,учитывается степень износа отдельных его деталей. Для того чтобы повысить сумму компенсации, необходимо сохранять чеки и квитанции на купленные и установленные детали.

Как рассчитать сумму ущерба

Для расчета суммы полученного автомобилем ущерба, необходимо воспользоваться специальным калькулятором. В его основу заложены такие нюансы как постоянно обновляющаяся база данных цен на запасные части автотранспорта, цена за 1 час работы на станции тех. обслуживания. Однако, полученная цифра не будет на 100% являться правдивой, так как расчет исходит только из поврежденных деталей (видимых повреждений).

Что делать в случае занижения компенсации

Нередки случаи, когда страховые компании произведя расчет суммы компенсации водителю, занижают ее. В таких случаях нужно обращаться к независимым экспертам (компаниям) для полной экспертизы автомобиля. При этом необходимо сохранить все документы касающиеся ДТП, такие, как квитанция об оплате и прочие. Затем, нужно составить заявление, в котором будет указано и обосновано несогласия с решением страховой компании касательно суммы выплаты по страховому случаю.

В качестве доказательств необходимо ссылаться на результаты полной экспертизы автомобиля независимыми экспертами. Составленное заявление нужно направлять на имя страховой компании, сделать это можно двумя способами, составить заявление письменно (напечатать) и прийти в офис компании, либо отправить скан заявления на официальный электронный адрес компании. После чего остается только ждать решения специалистов.

При обращении необходимо прикрепить все имеющиеся документы по ДТП, расчету и перерасчету суммы страховой компанией, свидетельство о полной экспертизе автомобиля независимыми экспертами, копию либо оригинал заявления, которые были направлены в целях перерасчета суммы выплаты.

Расчет стоимости ремонта ТС на сайте РСА

Для вычисления суммы, необходимой для восстановления автомобиля, замены каких либо его частей, нужно воспользоваться специальным калькулятором, такой присутствует на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА).

Для расчетов используется следующая формула:

  • РК = СР + СМ + СД.
  • РК — это общий размер компенсации.
  • СР — это стоимость ремонта.
  • СМ — это стоимость материалов.
  • СД — это стоимость деталей, которые подлежат замене.

Величины для формул берутся конкретно для каждой экономической зоны, из справочников.

Посмотреть цены на запчасти можно на официальном сайте РСА по ссылке: prices.autoins.ru/priceAutoParts/repair_parts.html.

Заключение

Для получения более точной информации, которая повлияет на сумму выплаты страховой компанией, необходимо использовать специализированные калькуляторы, в некоторых случаях прибегать к услугам независимых экспертов, для полной оценки состояния автомобиля.

Что такое утс автомобиля после дтп по осаго и как его рассчитать в 2019 году

Какой бы надежной ни была ваша страховая компания, каким бы ни был размер покрытия, причиненного вашему имуществу ущерба, участие в ДТП все равно крайне нежелательно. Да, вы можете быть уверенным в том, что ваш автомобиль полностью отремонтируют и он будет выглядеть, как новенький. Но он уже совсем не новенький, а битый, крашеный, поведенный. И если сейчас вас это не беспокоит, то при попытке продать транспортное средство все последствия аварии выплывут на поверхность, сильно сократив ожидаемый от продажи доход. Рассмотрим, как учитывается утрата товарной стоимости или УТС по ОСАГО в 2019 году.

Что такое утс и как его определить

Каким бы качественным и полным ни был ремонт автомобиля, участвовавшего в столкновении, все появившиеся конструктивные изъяны исправить не получится. Даже закрашивание содранной краски, как бы умело ее не подбирали и не наносили, легко обнаружит более или менее разбирающийся автолюбитель. Экспертом для этого быть не нужно, как не нужно быть и юристом, чтобы понимать, как учитывается утрата товарной стоимости автомобиля после ДТП по ОСАГО. Нужно уметь отстаивать свои права, ведь даже небольшое ДТП может грозить вам убытками в будущем.

Но для начала необходимо разобраться с системой оценки УТС. Нельзя же требовать от страховщика приблизительные суммы, которые, по вашему мнению, вы потеряете в будущем. Так как страховые компании редко добровольно производят возмещения по запросу клиента, обычно приходится обращаться в суд, доказывая и обосновывая свою претензию. В страховой сфере РФ используются несколько способов, по которым проводят расчет потери товарного вида автомобиля по ОСАГО.к содержанию

Метод министерства юстиции

Первым и основным способом является метод, разработанный Минюстом РФ. Именно он используется судебными экспертами; метод определяет утрату товарной стоимости в процентном соотношении к первоначальной стоимости автомобиля. Использование данного расчета может применяться только для ТС:

  • не старше 5 лет (3 года – для продукции отечественного автопрома);
  • амортизация которых не превышает 35%.

В расчете используется несложная формула:

Чтобы понимать, как считают УТС автомобиля по ОСАГО, нужно разобрать составляющие формулы:

  • C – это утерянная после ДТП доля от первоначальной стоимости ТС;
  • S – адекватная цена на ТС в прежнем (до аварии) состоянии;
  • Ki – экспертно определенный коэффициент для каждого элемента, требующего восстановления.

В итоге получается, что УТС будет зависеть от экспертной оценки требующихся восстановительных работ. К коэффициентам на поврежденные элементы, в свою очередь, должны применяться некоторые правила:

  • если замене подлежат сваренные между собой элементы, то ∑ Ki нужно уменьшить на 20%;
  • стоимость ремонта съемной детали вместе с покрытием УТС не должна быть больше, чем покупка и замена на новую деталь;
  • обнаружение устраненного до аварии кузовного перекоса снижает коэффициент вдвое;
  • если необходимо полное или частичное покрытие кузова автомобиля лакокрасочным покрытием, то это снижает цену автомобиля.

Как вы понимаете, утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2019 году требует не только теоретических знаний, но и практики.

Даже зная формулу и все ее составляющие, без экспертных оценок и помощи специалистов самостоятельно расчет автовладелец провести не сможет.

Метод Хальбгевакса

Несмотря на то, что метод, разработанный Министерством юстиции, является основным, эксперты вправе сами выбирать. Рассмотрим еще один популярный и широко используемый способ, как рассчитать УТС по ОСАГО. Метод Хальбгевакса, как и уже описанный, может быть применим только к машинам не старше 5 лет (3 года для отечественных), но вместо амортизации учитывается пробег, который не должен быть больше 100 тыс. км (50 тыс. км соответственно).

В этом расчете применяются специальные калькуляторы, которые должны учитывать следующие показатели:

  • цена на ваш автомобиль, когда он был новым (ЦН), и на момент аварии (ЦР);
  • возраст ТС;
  • стоимость на новые детали и материалы (СМ) и ремонтные работы (СР);
  • общая сумма (СО) восстановительного ремонта.

Сначала нужно определить экономическую целесообразность на возмещение утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2019 году. Для этого используется формула:

Если полученный результат больше 40%, то можно продолжать расчет по следующим формулам:

Показатели A и B нужны для определения величины коэффициента K с помощью специальной таблицы значений. Далее можно переходить к последней, самой важной формуле:

УТС = K / 100 * (ЦР+СО)

Для многих экспертов данный способ более удобен, но и он не позволит вам самостоятельно без помощи специалистов произвести расчет. Да и для того, чтобы требовать возмещение убытков, необходимо экспертное заключение.к содержанию

Как получить компенсацию

Методы расчета теперь более или менее понятны, разберемся, как получить УТС по ОСАГО и что для этого нужно. Согласно Закону “Об ОСАГО”, застрахованное лицо должно получить возмещение за реально причиненный ущерб. Несмотря на то, что формулировка «утрата товарной стоимости» в законе не указана, она точно является убытком и подлежит возмещению.

Тем не менее страховые компании всячески пытаются игнорировать дополнительные компенсации и играют на всеобщем незнании. Именно поэтому мало кто знает, как выплачивается УТС по ОСАГО, и что это вообще такое.

То, что утрата товарной стоимости подлежит возмещению по обязательному страхованию, установлено Постановлением Президиума Верховного Суда еще в 2005 году. Поэтому при соблюдении всех необходимых условий вы имеете полное право требовать от страховщика возместить дополнительные убытки.

Действуйте на упреждение:

  1. Оцените целесообразность своего требования (сравните разницу стоимости битых машин своей марки с аналогичными целыми).
  2. Подготовьте два экземпляра заявления на возмещение УТС.
  3. Обратитесь с заявлением в свою страховую компанию, оставив себе один экземпляр с отметкой о приеме.
  4. В случае отказа или несогласия с размером возмещения обратитесь к независимому эксперту для оценки и расчета УТС.
  5. Собрав необходимый пакет документов, вместе с автоюристом подайте иск в суд (затраты на судебные издержки вам также должны возместить).

Судебная практика выступает на стороне автовладельцев, поэтому вопрос возмещения часто может решаться и без суда. Поэтому, зная, как взыскать УТС по ОСАГО, бывает достаточно дать понять страховщику, что вы готовы отстаивать свои права.

УТС по КАСКО

КАСКО не относится к обязательному страхованию и не регулируется на законодательном уровне. Поэтому многие нормы и права, касающиеся ОСАГО, не могут быть применены к добровольному страхованию. Однако возмещение утраты товарной стоимости в добровольном страховании также имеет место. Узнайте больше о том, как происходит взыскание УТС по КАСКО.

В каких случаях на взыскание УТС можно не рассчитывать

Мы уже упоминали некоторые условия, когда можно рассчитывать на возмещение УТС (возраст авто не более 5 лет, амортизация до 35%, пробег до 100 тыс. км). Так как это обязательная автогражданка, то вам также не полагается никаких выплат, если вы являетесь виновником ДТП. Существует еще ряд случаев, по которым в 2019 году УТС по ОСАГО не взыскивают. К ним относятся:

  • легкий ремонт или замена деталей, не требующая восстановительных работ по конструктивной части;
  • в страховом случае были повреждены элементы, которые уже имели дефекты;
  • необходимость полной или частичной окраски кузова при наличии ранее нанесенных дефектов, коррозии, факта замены заводского покрытия.

Изучайте свои права и учитесь правильно ими пользоваться.

Утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО

Утеря товарной стоимости (УТС) транспортного средства (ТС) – это снижение рыночной стоимости объекта вследствие ДТП или иных причин. Каждый автовладелец вправе предъявить своей страховой компании (СК), в которой он застрахован по ОСАГО или КАСКО, требование о возмещении имеющегося ущерба по УТС (ст. 929 Гражданского Кодекса (ГК) РФ ).

Обратите внимание на отличие УТС от полной гибели автомобиля — если в первом случае имеется в виду разница между стоимостью авто, не участвовавшим в ДТП и авто, получившим повреждения в результате аварии; то конструктивная гибель автомобиля это ситуация, когда восстановительные работы равны или превышают 70% от рыночной стоимости машины и ремонт не целесообразен. Подробнее об этом читайте на нашем сайте. https://tvoipolis.online/6530-vyplaty-po-kasko-i-osago-pri-polnoi-gibeli-avtomobilya

Рассмотрим в деталях возмещение УТС по КАСКО. О возмещении УТС по полису ОСАГО можно прочитать в другой статье нашего интернет-портала.

Основания для возмещения УТС

  • УТС произошла в результате ДТП или иного обстоятельства, например, ремонта, падения дерева и т. д., являющегося страховым случаем по договору КАСКО;
  • возраст ТС:
    • отечественного автопрома не старше 3 лет,
    • иностранного – не старше 5 лет;
  • износ ТС:
    • отечественное авто – не более 35 %,
    • иностранного – не более 40 %;
  • пробег:
    • российское авто – не больше 50000 км,
    • иномарка – не более 100000 км.

При этом нужно обратить внимание, нет ли в страховом договоре пункта о том, что СК не обязана компенсировать УТС. Если такой пункт указан, то требовать проведения выплат не имеет смысла.

Алгоритм процедуры

Собственнику ТС с УТС для получения возмещения за имеющийся ущерб, необходимо предпринять ряд последовательных действий:

  • обратиться к независимому оценщику для выдачи заключения о степени потери УТС;
  • подать заявление о возмещении УТС в свою страховую компанию. Документ должен быть оформлен в 2 экземплярах и содержать следующую информацию:
    • сведения о страхователе: ФИО, реквизиты договора страхования;
    • сведения о событии, повлекшем УТС,
    • требование о возмещении УТС с указанием суммы ущерба, рассчитанной независимым оценщиком,
    • реквизиты счета страхователя в банке для перечисления суммы возмещения,
    • перечень прилагаемых документов,
    • личную подпись и дату составления заявления;
  • к заявлению нужно приложить такие документы:
    • копию страхового договора,
    • копию паспорта страхователя,
    • копию тех. паспорта ТС,
    • документы о ДТП из ГИБДД, если УТС произошла вследствие аварии,
    • нотариально заверенную доверенность, если заявление подается через доверенное лицо,
    • заключение независимого эксперта о сумме ущерба;
  • заявление в СК можно подать:
    • лично,
    • почтовым отправлением.
  • в течение определенного времени (20 календарных дней) СК обязана дать письменный ответ на заявление;
  • если ответ отрицательный, то страхователь вправе подать на СК исковое заявление в суд. К этому документу необходимо приложить письменный отказ из СК. Если же заявитель уже сделал ремонт имеющегося ущерба, то ему необходимо приложить к заявлению документы, выданные на станции тех. обслуживания о проведенных работах.

Методы расчета суммы возмещения

Сумму, подлежащую возмещению по УТС, можно рассчитать самостоятельно. Существует 3 способа, проанализируем каждый из них.

По Минюсту

Оценка утери товарной стоимости автомобиля по КАСКО в процентном соотношении рыночной стоимости автомобиля, имеющего УТС, к стоимости аналогичного нового ТС. Формула:

Основные коэффициенты по УТС уже рассчитаны и сведены в единую таблицу, которая является приложением к методике расчета данным способом.

Например, УТС ТС произошла вследствие необходимости замены рамки радиатора. Коэффициент в этом случае равен 0,5. Стоимость машины до УТС = 1000000 руб. Следовательно, сумма УТС = 1000000 х 0,5 / 100 = 5000 (руб.)

Метод Хальбгевакса

Для расчета нужны такие исходные данные:

  • цена нового ТС (ЦН);
  • рыночная цена подержанного ТС (ЦР);
  • период, прошедший с даты выпуска ТС в месяцах;
  • общая сумма ремонта (СО);
  • стоимость ремонтных работ (СР);
  • общая сумма, необходимая на покупку материалов и запчастей (СМ).

Сначала вычисляется коэффициент относительной стоимости ремонт: А = (СО / ЦР) х 100 %. Затем рассчитывается коэффициент соотношения стоимости работ к стоимости материалов: В = (СР / СМ) х 100 %.

Следующий шаг: по таблице Хальбгевакса находим коэффициент К в зависимости от рассчитанных коэффициентов А и В. (Внимание оформителю: необходимо вставить описываемую таблицу) Подставляем его в главную формулу расчета:

Методика руководящего документа

Принцип метода заключается в арифметическом сложении УТС каждого отдельного элемента поврежденного ТС.

Калькулятор УТС

Страхователь может рассчитать УТС онлайн помощью калькулятора. Это сделать проще, чем рассчитывать самостоятельно вручную, используя формулы, приведенные в предыдущем разделе.

Принцип расчета онлайн калькуляторов основан на методике Хальбгевакса. Данные, необходимые для расчета:

  • дата изготовления ТС;
  • дата ДТП или иного события, ставшего причиной УТС;
  • рыночная стоимость ТС на момент указанного события;
  • общая стоимость ремонта, в том числе:
    • стоимость материалов и запчастей,
    • стоимость работ.

Указанные сведения нужно внести в соответствующие поля электронной формы онлайн калькулятора и кликнуть по опции «Рассчитать». На экране появится искомая сумма.

Нюансы процесса взыскания

Укажем несколько важных моментов, касающихся процесса возмещения утраты товарной стоимости по КАСКО со СК:

  1. срок, отводимый СК на выплату компенсации за УТС, составляет 20 календарных дней с момента получения заявления от страхователя. Если же по истечении этого периода СК не произвела выплату и не ответила на письменное заявление, то страхователь вправе обратиться в суд;
  2. компенсация за просрочку выплат, назначенных СК судом, составляет 1 % от общей стоимости ремонта за каждый день просрочки.

Возмещение УТС страховой фирмой является заявительным процессом, поэтому инициировать его начало нужно страхователю. Без подачи заявления в СК выплата производиться не будет.

Как считается УТС после ДТП?

Страховщики всегда лазейку найдут, не престаю умиляться их изворотливости.
Рассказываю, что у нас стало в 2019-о году с УТСом. Сначала немного теории и истории.

Вопрос взыскания утраты товарной стоимости, как известно, несколько раз рассматривался на уровне Верховного суда и всегда решался не в пользу страховщиков. Сначала косвенно:

41. Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

37. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Кстати сразу ремарка про различие этих двух документов, если кто не знал:
Эксперт прежде чем садиться за расчет всегда спросит «как считать — по ЕМ или по Минюсту?». Это действительно два разных подхода к оценке. Первый — по стоимости нормо-часов и запчастей, которые РСА, т.е. общак страховщиков, считает справедливым, второй — по действительно средним ценам работ и запчастей. И как многим наверное хорошо известно, результаты иной раз отличаются колоссально. 50 т.р. ущерба по ОСАГО, 80 т.р. по среднему рынку — легко! По первому методу люди от страховщиков деньги и ремонты получают, по второму друг с другом судятся, с ЖилКомСервисами, с государством. Ну и если по непрописанным в ЕМ вопросам можно обращаться к методике Минюста, то по прописанным, но противоречащим, если речь про ОСАГО идет, то берем таки то, что положено в ЕМ, увы.
Так вот УТС берется из методички Минюста, ибо, как выше уже было отмечено, РСА не торопится никак включать пункты о расчете УТС в свою методичку.

И еще небольшое лирическое отступление. Мне кажется это важным, хоть и немного не по теме поста.
Различия в методиках не только в том, какие цифры ставить в графу «стоимость» — указанную Общаком или реальную. Различий много и в технологии, в интепретации тех или иных повреждений и даже в осмотре автомобиля. Пример: По Единой методике вам могут вроде как законно отказать в окраске элемента, если на нем были повреждения и элемент до ДТП требовал окраски более 25% своей площади. По Минюсту же можно исключать окраску элемента только в случае, если размер более раннего повреждения превышает 25% от площади элемента. Разницу кто-то сразу заметил? А она есть 🙂

И вот теперь вышла новая методичка Минюста. (Не знаю, почему это назвали новой методичкой, а не редакцией прежней, ибо по сути именно что редакция) Вступила в силу новая методичка 01.01.2019г.
И среди прочих и достаточно малозначимых изменений серьезно был перекроен пункт про случаи, когда УТС не рассчитывается.

7.1.4. УТС не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 35% или прошло:
7.1.4.1. более 5 лет с даты выпуска легкового ТС;
7.1.4.2. более 1 года для грузовых ТС и автобусов отечественного производства;
7.1.4.3. более 2 лет для грузовых ТС иностранных производителей, находящихся в коммерческом использовании и предназначенных для перевозки грузов (седельные тягачи, бортовые, фургоны, самосвалы, специализированная техника), за исключением выполняющих вспомогательные функции при обеспечении технологических процессов;
7.1.4.4. более гарантийного срока для грузовых ТС иностранных производителей, находящихся в коммерческом использовании и выполняющих вспомогательные функции при обеспечении технологических процессов (генераторы, передвижные мастерские и т.п. техника, установленная на шасси грузовых автомобилей и др.);
7.1.4.5. более 3 лет для автобусов иностранных производителей, предназначенных для перевозки пассажиров и используемых в качестве маршрутного общественного транспорта;
7.1.4.6. более 5 лет для автобусов иностранных производителей, предназначенных для перевозки пассажиров и используемых в туристических (представительских) целях, в том числе ТС, находящихся в личном пользовании.

И точка.
Новая методичка. Уж извините, пока только сканом, нигде в онлайне документа еще не выложено:

Что имеем на выходе.
То, что формально говоря, при наличии неких других повреждений на автомобиле, кроме тех, за которые вы хотите получить страховое возмещение, в выплате УТС вам будет отказано. Также вам будет отказано в выплате УТС, если у страховщика будет информация о том, что автомобиль ранее был поврежден и отремонтирован. Базы ГИБДД и Авто.ру с Фоменкой им в помощь.
Казалось бы, было бы логичным, если это касалось поврежденных во второй раз элементов. Но нет. Любые повреждения, любых элементов в целом на кузове автомобиля, любой его части, кроме тех повреждений, которые указаны в п 8.4. новой методички — пластмассок, сколов и вмятин меньше, чем 5*5 см.

По сути что получается.
Раньше УТС — это было как детство автомобиля. Детство до 5 лет существовало по умолчанию. Ну, если конечно детство не было омрачено детским трудом в такси. Теперь УТС — это скорее как девственность. Её можно потерять лишь один раз. Хотя, конечно, есть варианты 🙂