Способы предотвращения ДТП

Содержание статьи:

Как избежать ДТП

Дорожно-транспортного происшествия возможно избежать.

Все мы знаем, что автомобильные аварии происходят каждый день. По статистике в нашей стране ДТП фиксируются каждые 5 секунд. Автомобильные аварии по своему характеру делятся по следующим категориям: на тяжелые, средней тяжести и легкие. Не смотря на не совсем радужную статистику ДТП (аварий) в нашей стране, большее их число относится к легким авариям, в которых страдают только автомобили. Но тем не менее, процент тяжелых аварий в том числе и со смертельным исходом по сравнению с другими странами мира, в нашей стране остается очень большим.

По результатам проведенных многочисленных исследований было фактически установлено, что большинство произошедших аварий можно было бы избежать, если бы водители выполняли со своей стороны простые правила безопасности и строго соблюдали бы правила дорожного движения.

Вы друзья попадали когда-нибудь в аварию на машине? Да? Наверняка большинство наших читателей (автомобилистов) ответят на этот вопрос положительно. Часто водители попадают в аварию не по своей собственной вине. От этого, как все понимают, не застрахован никто. Большое число аварий напрямую связано с нашей беспечностью, с неправильным поведением и рассуждением при движении по дороге, когда возникают различные неожиданные и непредвиденные ситуации.

Также часто причина самого ДТП кроется в неправильном осознании водителем ситуации на дороге, который излишне самоуверенно и с нарушением правил дорожного движения управляет своим автомобилем ошибочно полагая, что всегда сможет избежать ситуации попасть в дорожно-транспортное происшествие. Часто наши действия на дороге являются неосознанными и не предсказуемыми пока мы приобретаем определенные навыки вождения автомобиля и не имеем еще достаточного опыта управления.

Мир вокруг нас друзья поменялся практически всего за каких-то десять лет. Появились современные автомобили, современные технологии, дороги стали гораздо безопаснее, чем раньше, но все-же риск попасть неожиданно в ДТП в наши дни увеличился, он стал гораздо больше. Это напрямую связано с увеличением количества автотранспорта на наших дорогах (особенно это заметно в крупных городах) и с другими определенными факторами, которые окружают нас повсюду в этом современном мире.

Предлагаем нашим читателям ознакомиться с самыми простыми но неплохими советами, чтобы уменьшить для себя в дальнейшем риск попадания в аварию. Любой из водителей в мыслях с ужасом осознает, что попасть для него в аварию это самое ужасное и неприятное, что может случиться на дороге. Наши советы друзья легко выполнимы. Главное здесь соблюдать ПДД и самодисциплину.

1) Перед запуском двигателя проверьте исправность основных систем автомобиля.

Перед тем как запустить двигатель и отправиться в путь, проверьте исправность всех поворотников, габаритных огней и стоп-сигналов на машине. Также не забудьте проверить состояние авторезины. Таким образом Вы удостоверитесь для себя, что ваш автомобиль не имеет ни каких проблем для дальнейшей его эксплуатации.

2) Будьте внимательны на дороге.

Многие из нас автомобилистов приобретя небольшой опыт вождения машины начинают сразу думать, что они великие автогонщики и напроч утрачивают чувство опасности и остороженности, становятся попросту излишне самоуверенными. К большому сожалению большинство таких водителей как правило и становятся частыми участниками ДТП. Подумайте друзья лучше о том, что на дороге находитесь не только вы один, там тоже есть водители-новички или автомобилисты, которые не слишком-то внимательны из-за своей самоуверенности или по неопытности, они из-за вашего неожиданного маневра могут не справиться с управлением машины и могут повредить свой а также и Ваш автомобиль.

Во время движения по дороге используйте друзья переферийное зрение, а именно, когда Вы смотрите вроде бы в одну точку, а видите в этот самый момент большинство объектов по сторонам. Если во время движения Вы чувствуете сонливость, когда смотрите в одну нацеленную точку, то старайтесь в такие моменты очаще переводить свой взгляд по сторонам, не теряя естественно в этот момент из виду саму дорогу. Обращайте свое внимание на автомобили, которые движутся рядом с Вами. Не забудьте смотреть в зеркало заднего вида оценивая тем самым скорость автомашин идущих позади вас. Это поможет Вам не только не уснуть за рулем но и в случае какой-либо опасности, которая может исходить от другого автомобиля, поможет вам быстро предпринять необходимые действия, чтобы избежать столкновения с машиной.

3) Прежде чем перестраиваться в другой ряд убедитесь, что соседняя полоса свободна.

В большинстве автомобилей существуют так называемые слепые пятна (зоны, которые не просматриваются через боковые зеркала заднего вида. Частая причина аварий — это перестроение на машине в другую полосу, где движется другой автомобиль. Прежде чем перестроиться в соседнюю полосу убедитесь, что по этой самой полосе почти рядом с вами или не так далеко не движется другой автомобиль. Так как боковые зеркала автомашины не дают сто процентной гарантии, что автодорога с боку пуста, то поверните ненадолго голову в нужную вам сторону и удостоверьтесь, что Вам ничего не мешает для перестроения.

Также запомните, при парковке или при движение во дворах надо быть предельно внимательным и осторожным, не полагаться на зеркала заднего вида. На парковке из-за любой другой автомашины может неожиданно выбежать человек, который находясь для Вас в слепой зоне может оказаться под колесами вашего автомобиля.

4) Будьте очень осторожны, когда рядом с Вами в другой полосе движется автомобиль.

Если достаточно долгое время с вами рядом параллельно едет другой автомобиль, то постарайтесь не терять его из виду и будьте очень осторожны. Водитель этого автомобиля может не увидеть Вас из-за слепых зон и в случае неожиданного перестроения может повредить ваш автомобиль.

5) Проезд перекрестка.

Подъезжая на любой дорожный перекресток, будьте пожалуйста предельно бдительны. Даже если Вы и едете на зеленый сигнал светофора, то прежде чем пересекать проезжую часть убедитесь для себя, что с других направлений перекрестка никто на вас не движется. Помните пожалуйста, что на дороге не все водители являются законопослушными и могут проезжать перекресток даже на красный свет. Также случается и это не редкость, что неисправен сам светофор, который может сбить с толку любого из водителей.

6) Будьте осторожны при приближении автомобиля со спецсигналом.

Если во время движения на машине Вы услышите звуковой спецсигнал, то будьте в этот момент очень внимательны и готовьтесь уступить дорогу спец.автомашине согласно правилам дорожного движения. Также помните друзья, что эта автомашина со спецсигналом может сбить с толку водителя-новичка, который без какого-либо предупреждения может резко перестроится в Вашу полосу, уступая тем самым дорогу проходящей мимо его спецмашине. В том числе необходимо помнить, что проезжая на зеленый сигнал светофора и слыша звуковой спецсигал спец.автомобиля надо быть готовым к тому, что на Вашем пути может неожиданно появиться автомобиль со спецсигналом, который имеет право ехать на красный сигнал светофора.

7) Не забывайте включать поворотники при перестроении.

Если Вы хотите перестроиться на машине в другой ряд, то прежде чем совершить этот маневр не забудьте пожалуйста включить сигнал поворотника, сделать сначала небольшую паузу до трех щелчков поворотника для своего убедения, что соседняя полоса в данный момент свободная, и только тогда перестроиться. Если Вы видите, что при перестроении в другую полосу движения вам ничто и никто не мешает, все-равно в этот момент старайтесь быть предельно внимательным, ведь неопытный водитель может не рассчитать скорость своей машины и не успеет просто затормозить, тем самым сможет запросто повредить ваш автомобиль.

8) Соблюдайте ПДД.

Большинство ДТП (дорожно транспортных проишествий) происходит по причине несоблюдения водителями правил дорожного движения. Помните пожалуйста друзья, что превышение установленной скорости и управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения являются самыми частыми причинами серьезных аварий.

9) Соблюдайте дистанцию.

Когда Вы нажимаете на педаль тормоза, то ваш автомобиль останавливается не сразу. Для его остановки и даже на сухом асфальте все-равно потребуется несколько секунд. Как правило, для того чтобы предпринять экстренные меры и затормозить, чтобы избежать ненужной аварии, Вам необходимо принять нужное решение за какие-то доли секунды. И в том случае, если Вы не соблюдаете при движении на машине нужную дистанцию, то вам может и не хватить время для самого торможения, что непременно приведет вас к аварии, в которой виновником наверняка будете признаны Вы, и все из-за несоблюдения дистанции.

Помните друзья, чем выше скорость машины, тем больше понадобится времени для полной ее остановки. Поэтому запомните, чем выше скорость Вашего автомобиля, тем больше должна быть дистанция до впереди идущего автомобиля.

10) Выбирайте оптимальный маршрут.

Если Вы уважаемый автомобилист не имеете достаточного опыта вождения и являетесь пока водителем-новичком, то мы советуем Вам выбирать для себя оптимальный маршрут движения, тем самым вы будете избегать больших пробок на дороге и опасных участков дороги. Также не забудьте соблюдать скоростной режим движения. Если Вы почувствовали, что скорость вашего автомобиля для Вас слишком высокая, то снизьте эту скорость до соответствующей вашей безопасности, а именно до той, на которой Вы будете чувствовать себя уверенно и комфортно.

11) Не отвлекайтесь на дороге.

Не смотря на то, что на законодательном уровне разговаривать за рулем по мобильному телефону категорически запрещено, большое число автомобилистов на наших дорогах все-равно по-прежнему нарушают этот закон. Наверняка друзья Вы ни раз видели очень странное поведение на дороге какого-нибудь автомобиля и были в недоумении,-«почему этот водитель так странно управляет своей автомашиной», но стоило вам обогнать эту машину Вы тут-же видите, что водитель автомобиля просто разговаривает по мобильному телефону. Вам ничего это не напоминает? Правильно, именно так управляет автомобилем водитель, когда находится в состоянии алкогольного опьянения. Вот так и этот сотовый телефон практически полностью притупляет внимание водителя на дороге и снижает его реакцию.

Также дорогие друзья постарайтесь во время движения на машине не употреблять никакую пищу и напитки, так как это очень сильно отвлекает от дорожной ситуации и может привести Вас к аварии, в которой будете виноваты вы.

12) Не провоцируйте других водителей к агрессивному вождению.

Двигаясь на автомобиле по своей полосе старайтесь уступить дорогу тому автомобилю, который движется вслед за вами с большей скоростью. Помните пожалуйста, что не уступая дорогу быстро движущему автомобилю Вы сами провоцируете другого водителя не только на агрессивное вождение, но и на необдуманные действия, что может послужить причиной аварии. И на последок:

— Всегда пользуйтесь ремнями безопасности.

— Не злоупотребляйте звуковым сигналом. Это может спровоцировать других водителей.

— Не слушайте громкую музыку при движении на большой скорости. Музыка отвлекает водителя от дороги и снижает реакцию.

— Если Вы сильно устали, то снизьте скорость или вообще остановитесь.

Что делать при возникновении опасности на дороге?

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о том, как должен вести себя водитель при возникновении аварийной ситуации на дороге. Правила дорожного движения дают однозначный ответ на этот вопрос.

Однако на практике многие водители поступают по-другому и своими действиями только усугубляют последствия дорожно-транспортного происшествия. А в некоторых случаях неправильное поведение даже приводит к тому, что виновником становится не водитель, создавший аварийную ситуацию, а водитель, неправильно на нее отреагировавший.

Как действовать при возникновении опасности?

Ответ на данный вопрос дается во втором абзаце пункта 10.1 ПДД:

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Все довольно просто. Если на своем пути Вы видите другого участника дорожного движения или иной объект, то просто нажмите на педаль тормоза. Тормозите вплоть до полной остановки. Иных действий водитель предпринимать не должен.

Неправильные действия водителей при опасности

На практике нередко можно встретить водителя, который вместо торможения начинает маневрировать, т.е. поворачивает руль и пытается уйти от столкновения. В некоторых случаях это позволяет избежать столкновения, однако гораздо чаще это приводит к более серьезным последствиям ДТП.

Посмотрите на приведенный рисунок. Водитель оранжевого автомобиля выполняет перестроение и не уступает дорогу зеленому.

Зеленый, в свою очередь, пытается избежать столкновения, поворачивает руль налево и оказывается на встречной полосе. Там происходит столкновение с пассажирским автобусом, виновником которого становится водитель зеленого автомобиля.

Напомню, что за причинение вреда жизни и здоровью водитель может получить до 7 лет тюрьмы (если он не находится в состоянии опьянения).

Предлагаю Вам посмотреть видео, в котором рассматривается похожая ситуация при перестроении (без ДТП):

Обратите внимание, когда передняя часть автомобиля поравнялась с задней частью автобуса, они оба были уже у правой стороны проезжей части. Т.е. если бы водитель автомобиля просто тормозил, то он смог бы проехать слева от автобуса.

Тем не менее в данном случае могут быть 2 причины повернуть руль:

1. Тяжело заставить себя вести автомобиль в сторону неожиданно появившегося многотонного препятствия.

2. Водителю заранее неизвестно, что будет делать автобус. Если бы он перестроился только на 1 полосу и сразу же остановился, то простое торможение не позволило бы полностью избежать столкновения.

В рассматриваемом примере перестроение не привело к негативным последствиям. Однако на практике может сложиться и по-другому.

ДТП при попытке избежать столкновения

Рассмотрим следующий пример:

Перед нами перекресток. В левой полосе движения стоит автобус, который готовится повернуть налево. Он частично загораживает обзор водителям других автомобилей. Водитель белого автомобиля едет через перекресток прямо. Водитель зеленого выполняет поворот налево. Друг друга они не видят, поэтому продолжают движение. Похожие ситуации очень часто попадают в поле зрения камер наружного наблюдения на перекрестках.

Как только водитель белого автомобиля видит капот зеленого, он поворачивает руль в правую сторону и пытается объехать машину справа. При этом он не тормозит.

Однако водитель зеленой машины все еще не видит опасность и продолжает движение:

В итоге происходит столкновение транспортных средств. После него белый автомобиль продолжает движение и улетает за пределы проезжей части:

Последствия при этом могут быть разнообразными. Белая машина может наехать на светофор, столб, припаркованные машины, врезаться в высокий бордюр или просто улететь в кювет и перевернуться.

Если бы в аналогичной ситуации водитель тормозил, то ДТП все равно бы произошло. Однако последствия для белого автомобиля были бы менее плачевными, т.к. он никуда бы не «улетел» по инерции, а просто остался бы на перекрестке:

В завершение хочу дать один небольшой совет. Если Вы все же хотите попытаться объехать препятствие, то никогда не объезжайте его спереди. Если машина не притормозит, то проскочить перед ее «носом» Вы просто не успеете. Если уж и объезжать машину, то лучше сделать это со стороны багажника.

Способы предотвращения автомобильных аварий

Способы предотвращения аварий помогут водителю не попасть в ДТП. Ведь 90% аварий происходит из-за человеческих ошибок. Но никто не собирается выйти из дома, сесть за руль и оказаться в аварии. Это может быть и с самым бдительным водителем. Конечно, есть такие ситуации, которые произойдут независимо от того, что вы делаете. И тем не менее, можно ограничить воздействие потенциального вреда и эти способы улучшат ваши шансы на дороге.


Способы предотвращения аварий на дорогах


1. Будьте бдительны

Это легко сделать, не нужно во время движения переключаться на автопилот. Это верный способ снизить сознание и замедлить время отклика. Нужно сосредоточить внимание на транспортных средствах вокруг вас и на тех, кто идет впереди вас. Тогда мозг будет анализировать и подготовится к опасным ситуациям.

При вождении может появиться сонливость, но в несколько раз меньше, чем при вождении на автопилоте. Согласно исследованиям, сонные водители становятся чаще причиной аварий, чем выспавшиеся водители. Во время сонного вождения риск несчастного случая равен тому, когда водитель находится в алкогольном опьянении. Как только веки начинают слипаться, нужно съехать с дороги и вздремнуть или употребить какое-то количество кофеина. Но нужно знать, что действие кофеина займет некоторое время и потом прекратит свое действие. Кофе не заменит сон, поэтому лучше хорошо поспать.

2. Не отвлекайтесь
Использование телефона, времени на еду, когда тратится много времени, чтобы проверить детей на заднем сиденье — эти отвлекающие факторы заставляют водителя терять внимание на дороге. Хотя в нашей стране написание СМС не является незаконным, исследования показали, что серьезно задерживается время реакции в момент, когда вы читаете или пишите СМС. Если нужно пообщаться в дороге, купите недорогие беспроводные устройства.

3. Создайте буферную зону
Если ситуация требует этого, нужно оставить большее пространство между автомобилем, который движется впереди, это даст время для торможения. Старайтесь, чтобы расстояние между впереди идущем автомобилем и вами было в 6 автомобилей. Это создаст пути к отступлению. Нужно быть готовым к опасной ситуации, которая может возникнуть на любом участке дороги, что означает, нужно иметь пустое пространство.

4. Держите руки на руле
Это сделать легко, при движениях в пробке или вдоль скучных участков дорог. Руки на руле должны находиться на протяжении всей дороги. Как еще можно избежать разных столкновений?

5. Зависимость вождения от погодных условий
Во время плохой погоды нужно использовать правильное решение. Если зрение ограничено туманом, то чтобы выполнить экстренные маневры понадобится дополнительное время. При влажной земле шинам понадобится гораздо больше времени, чтобы остановить автомобиль. Следует убедиться, что у вас больше места, чем обычно бывает между автомобилем впереди и вами.

6. Общайтесь с другими

Подача сигналов рукой или использование сигналов поворота — это простой способ, который расскажет другим водителям, какой маневр вы пытаетесь осуществить. Если вы будете маневрировать автомобилем без предупреждения, вы создадите опасную дорожную ситуацию. Не следует забывать, что перед тем как перестроиться или повернуть, нужно подать сигнал, это будет не только безопасно, но и будет говорить о хороших манерах. Если вы собираетесь ночью обогнать большую фуру, нужно подать сигнал и ждать, когда водитель грузовика в знак одобрения станет мигать фарами. Если вы будете делиться с другими водителями своими намерениями, то они смогут скорректировать свое вождение.

7. Не зависящие от нас дорожные ситуации

Хороший водитель должен знать, что водители, которые вместе с ним движутся по трассе, могут быть непредсказуемыми. Следите, если кто-то из водителей неустойчиво едет. Избегайте автомобиля, который не поддерживает постоянную скорость, дрейфует по переулкам, не сигнализирует.

Удачи на дорогах и не забывайте эти простые правила, они помогут вам лишний раз избежать аварии на дороге.

Blog-Mycar.ru

Все о ремонте, тюнинге, устройстве, эксплуатации автомобиля, советы, автоновости, автофакты

Как избежать автокатастрофы?

С появлением видеорегистраторов в интернете можно наблюдать видеозаписи серьезных дорожных аварий, к сожалению, очень часто заканчивающихся гибелью их участников. Между тем, в ряде случаев многих трагедий можно было бы избежать, если помнить несколько простых правил, когда судьба людей решается за доли секунд.

Правила выживания в ДТП

Первое правило, необходимое для выживания в дорожно-транспортном происшествии — это избегание любым способом лобового столкновения.

Лобовое столкновение автомобилей

Именно при фронтальном ударе автомобилей или одного автомобиля о препятствие большинство инцидентов заканчиваются смертельным исходом. Даже если автомобиль получил твердые «пятерки» по самой строгой классификации EuroNCAP, то это вовсе не означает, что его кузов способен также эффективно выдержать удар на скорости свыше 100 км/ч.

Если столкновение неизбежно, рекомендуется любым способом попытаться уйти в сторону отбойника, ограждения, обочины и даже кювета. Разумеется, в случае съезда автомобиля с проезжей части имеется существенный риск его опрокидывания. Но даже при опрокидывании у вас будет гораздо больше шансов выжить, чем в случае фронтального столкновения. Для быстрого гашения скорости также рекомендуется сорвать автомобиль в управляемый занос (дрифт). В этом случае, имеется реальная возможность эффективного снижения скорости.

Пусть удар транспортных средств произойдет по касательной. В этом случае имеется гораздо больше шансов выйти из серьезного дорожно-транспортного происшествия без жертв. Также в случае невозможности быстрого снижения скорости (небольшое расстояние, неожиданный маневр встречного автомобиля с выездом на вашу полосу и т. д.), почти всегда есть возможность уйти от столкновения в сторону обочины, при условии отсутствия на ней препятствий в виде людей, деревьев, столбов или стоящих транспортных средств.

Если дорога пролегает через поле или кустарник, то без колебаний съезжайте в поле! Поврежденная подвеска или пластиковые детали автомобиля — не столь большая компенсация для сохранения вашей жизни и жизней ваших пассажиров. Рыхлая пашня, густая трава, мягкий не слежавшийся снег, грязь, большие лужи, кустарник — все это дает прекрасную возможность для гашения скорости и остановки автомобиля в критической ситуации.

Наряду с фронтальным столкновением следует избегать и бокового столкновения с дорожными столбами, опорами линии электропередач, а также большими деревьями, стоящими вдоль дороги. Очень часто случается, что при боковом столкновении автомобиль буквально наматывается на преграду, не оставляя никаких шансов на жизнь находящимся в нем людям.

Способы предотвращения аварийных ситуаций

Второе правило — это профилактика, которая, как известно, лучше лечения. Возможно, риск в некоторых сферах нашей жизни и оправдан, но только не на дороге. Перед совершением любого маневра при движении с большой скоростью обязательно следует оценивать дорожную обстановку и при ее возможном неблагоприятном развитии, лучше отказаться от его совершения.

Например, при начале обгона, если водитель обгоняемого вами транспортного средства по каким-либо причинам повышает скорость, не стоит вступать с ним в соревнование, а лучше благоразумно перестроиться на свою полосу и продолжить движение, соблюдая дистанцию. Как показывает практика, большинство тяжелых аварий, заканчивающихся гибелью водителей или пассажиров происходит по причине самонадеянности и «духа соревнования», часто оборачивающихся на дороге трагедией.

Если у вас нет достаточного опыта вождения автомобиля в тяжелых дорожных условиях, например, в условиях проливного дождя, снегопада, обледенения, то двигаться на автомобиле стоит с особой осторожностью, либо вовсе воздержаться от поездки. Очень сильное влияние на безаварийную езду сказывается и состояние водителя. Никогда не садитесь за руль в состоянии усталости, недомогания и тем более, в состоянии остаточных явлений алкогольного опьянения, также называемого похмельем. И если ваши знакомые говорят вам, что это пустяки и они так ездили тысячу раз, то для вас поездка в подобном состоянии может стать последней не только по причине лишения прав.

Обязательно следует соблюдать дистанцию между транспортными средствами, поскольку это залог того, что в случае возникновения аварийной ситуации у вас будет шанс среагировать и избежать возможных трагических последствий. В случае недостаточно развитой реакции и глазомера очень полезно прогнозирование дальнейшего развития дорожной ситуации, например, если вы едете вслед за автобусом, подъезжающим к остановке, то спрогнозировав возможное снижение им скорости, можно заранее оценить пространство для маневра и произвести его безопасный обгон.

Своевременная диагностика автомобиля

Третье правило, необходимое для безаварийной езды — содержание автомобиля и его систем в надлежащем состоянии. Шины не должны иметь существенного износа. Они должны быть накачены одинаковым давлением, рекомендованным производителем. Все колесные болты или гайки должны быть закручены. На них не должно быть следов коррозии и механических повреждений. Вся оптика автомобиля также должны быть исправна. Особое внимание следует уделять рабочей тормозной системе. В случае даже незначительных потеков тормозной жидкости из стыков тормозных шлангов или главного тормозного цилиндра дальнейшее движение на автомобиле представляет серьезную опасность. При отсутствии течи, обязательно следует уделять внимание количеству и цвету тормозной жидкости. Если она темного цвета, ее немедленно следует заменить. Тормозные накладки и колодки также не должны быть тоньше рекомендуемых нормативов. Своевременное квалифицированное техническое обслуживание — залог долгой и безаварийной эксплуатации автомобиля. Выполняя эти простые правила, можно избежать многих аварийных ситуаций. Удачи на дорогах!

Профилактика ДТП. Методы и инструменты

Однако, как и в случае с болезнями, лучшим способом предотвращения ДТП остаётся профилактика.

Маршрут – дело тонкое

Во Всемирном докладе о предупреждении дорожно-транспортного травматизма отмечается, что обеспечение личной безопасности необходимо начинать с планирования маршрута. Одними из безопасных и благоприятных условий для передвижения наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения (пешеходов и велосипедистов) являются пешеходные, велосипедные или велопешеходные дорожки. Для автовладельцев идеальные маршруты сопряжены с автомагистралями, которые изолированы от пешеходов и велосипедистов и оборудованы отбойниками. Если вы везунчик и каждое утро не спешите на работу на перекладных, то вам приоритетно использовать в пути вышеупомянутые блага цивилизации, но если вы вынуждены ездить на большие расстояния со сменой транспорта или со сложными дорожными развязками, то, следуя рекомендациям того же доклада, безопаснее всего отдавать предпочтение маршруту, на который вы потратите минимум усилий. Например, ехать лучше на автобусе с пересадками, чем идти несколько остановок пешком, чтобы сесть на автобус, который повезёт вас до пункта «Б» без пересадок. Следование указаниям светофора, дорожной разметки, поиск пешеходных переходов и другие действия, требующие предельного внимания в пути, отнимут у вас гораздо больше времени и сил, чем неспешное движение на автобусе с чётким выверенным маршрутом.

Несколько лет назад бразильские эксперты в Международном журнале по контролю травматизма и безопасности опубликовали результаты исследований. Согласно им, большин­ство пешеходов, которые были сбиты машинами, не тратили время на поиск безопасных переходов, а просто перебегали дорогу в неположенном месте.

Это категорически недопустимо: неожиданное появление пешехода на дороге не только пугает водителя, но и создаёт опасность столкновения на огромной скорости. Недавно такой случай произошёл в Зеленограде. 42‑летний мужчина, желавший успеть на приближающийся автобус, не стал искать пешеходный переход и перепрыгнул через разделительное ограждение. Не рассчитав свои силы, он упал под колёса автобуса, а водитель, не успев применить экстренное торможение, «протащил» мужчину несколько десятков метров. Итак, ещё раз: с целью максимально обезопасить себя от аварийных ситуаций, прокладывайте свои маршруты так, чтобы соблюсти все правила, не затрачивая на это особых усилий.

В чём пойти?

Разобравшись с маршрутом, хорошенько оцените свой гардероб. Да-да, в вопросах безопасности одежда играет очень большую роль: кем бы мы ни были на дороге, мы всегда должны иметь при себе световозвращающие элементы. Известно, что треть наездов на пешеходов со смертельным исходом происходит в тёмное время суток. В это время водитель может просто не заметить вышедших на дорогу людей. Усугубить ситуацию могут осадки в виде снега, дождя или тумана. Световозвращающий элемент, особенно размещённый на ногах, способен сделать пешехода заметным даже в условиях полной темноты на расстоянии более 150 м, чего вполне достаточно для того, чтобы автомобиль успел остановиться.

В России ношение световозвращающих элементов в больших городах носит рекомендательный характер, хотя, например, в той же Европе наличие световозвращающих элементов является обязательным. Некоторые европейские государства даже считают отсутствие световозвращателя на пешеходе серьёзным аргументом в защиту водителя в случае наезда им на пешехода в тёмное время суток. Обязательным у нас считается их использование вне населённых пунктов, в противном случае пешеходу будет грозить штраф в размере 500 рублей.

Кстати, вопрос о световозвращающих элементах касается не только пешеходов. На рассмотрении Госдумы уже находится законопроект об использовании водителями световозвращающих жилетов в случае вынужденной остановки транспортного средства или ДТП вне населённых пунктов. «Попав даже в незначительное ДТП, – говорит президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре, – водитель выходит посмотреть, что случилось с автомобилем. Этому действию всегда должен предшествовать важный навык: позаботиться о том, чтобы сделать свой автомобиль и себя заметным для других участников движения. В большинстве государств Европы человек без световозвращателя на рюкзаке или на одежде уже давно считается редкостью. Там эта привычка так же естественна, как зонт во время дождя. Мы, как экспертный центр, тоже стараемся способствовать тому, чтобы и в России эта полезная привычка закрепилась за каждым участником дорожного движения».

Напомним, что недавно в рамках 23‑й Международной выставки «Мир детства-2017» Экспертный центр «Движение без опасности» вместе с Мин­обрнауки России провёл круглый стол «Безопасность – новый тренд в одежде. Актуальность интеграции световозвращающих элементов в дизайн и производство детской одежды», который был направлен на популяризацию световозвращателей среди производителей дет­ской одежды. Ранее, на заседании Открытого правительства, посвящённом безопасности пешеходов, идея интеграции световозвращателей в детскую одежду была поддержана министром РФ по вопросам Открытого правительства Михаилом Абызовым: «Детские световозвращатели – во‑первых, это прикольно. Мы должны делать всё, чтобы культура безопасности стала модной среди детей. И тогда через 15–20 лет мы будем иметь другую культуру всех участ­ников дорожного движения».

Госавтоинспекцией МВД России уделяется особое внимание пропаганде использования световозвращающих элементов всеми участниками дорожного движения. «Использование световозвращающих элементов в разы увеличивает видимость человека в тёмное время суток, и это снижает риск ДТП в разы. За девять месяцев 2017 года в России произошло на 10,6% меньше наездов на пешеходов в тёмное время суток (всего более 11,5 тыс. случаев), чем годом ранее. Причину такого снижения мы видим, в частности, в постоянно проводимых кампаниях и акциях по информированию граждан о важности использования световозвращающих элементов», – отмечает начальник отдела пропаганды БДД и профилактики ДДТТ ГУОБДД МВД России, полковник полиции Максим Белугин.

Профилактики много не бывает

Ежедневно в нашей стране проходят многочисленные социальные кампании и акции, направленные на массовое информирование граждан о правилах безопасного поведения на дороге и профилактику различных нарушений ПДД.

К примеру, сейчас в российских регионах стартовала новая масштабная социальная кампания «Повод для обгона», ставшая началом второго этапа исполнения поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросам безопасности дорожного движения. Программа реализуется Госавтоинспекцией МВД России, Минобрнауки России, Минтрансом России, Российским союзом автостраховщиков (РСА) и Экспертным центром «Движение без опасности».

Главным итогом первого этапа выполнения поручений стала доказавшая свою эффективность социальная кампания «Сложности перехода», а также создание в 10 субъектах Российской Федерации центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности». Запланирован запуск этих центров ещё в 20 субъектах.

«Лаборатории» разрабатывались под руководством Госавтоинспекции, РСА, при поддержке Экспертного центра «Движение без опасности». «В рамках проекта «Лаборатория безопасности» коллеги разработали большой методический комплект материалов, где есть даже сценарий проведения занятий по разным возрастам с охватом абсолютно всех категорий, – рассказала о «Лаборатории» заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Лариса Фальковская. – Мы в департаменте уже прорабатывали вопрос о том, что по завершении проекта будут изданы все эти материалы и каждое образовательное учреждение сможет использовать их в своей работе».

Эффективность мер, направленных на профилактику дорожно-транспортного травматизма, зависит от обеспечения тесной взаимосвязи между гражданами и теми структурами, которые осуществляют эти профилактические меры, уверена Лариса Фальковская. «Сотрудники ГИБДД, – говорит она, – владея своими профессиональными знаниями, готовы ими делиться с педагогами, родителями и, самое главное, с детьми. Общественные организации дают новое дыхание, нестандартные, неформатные технологии, инновационные подходы. И конечно, такие комплексные усилия разных ведомств и общественников как раз и формируют новую транспортную культуру безопасного и ответственного поведения на дороге ребёнка и взрослого».