Нужен ли аварийный комиссар при ДТП?
Содержание статьи:
Нужен ли аварийный комиссар?
13 январь 2017, 23:36
В нашей стране аварийные комиссары появились недавно. Обывателям это словосочетание кажется чем-то необычным. Но те, кто уже сталкивался с этим специалистом, могут с уверенностью сказать, что его помощь в ДТП не будет лишней. Но чем именно этот человек сможет помочь тем, кто попал в дорожно-транспортное происшествие?
А нужен ли аварийный комиссар на месте ДТП?
Водители, которые сталкивались с оформлением документов на месте ДТП без аварийных комиссаров, нередко задаются вопросом, нужен ли аварийный комиссар. Ведь, с одной стороны, все документы можно заполнить и без его участия.
В российском законодательстве не прописано, что аварийный комиссар обязан приехать на место ДТП. Владельцы автомобилей, которые попали в аварию могут самостоятельно составить схему ДТП либо дождаться приезда сотрудников ГИБДД. Однако помощь аварийного комиссара поможет сберечь нервы и время. Водители часто не знают, как правильно составлять схему ДТП. Это может повлиять на решение страховой компании и сотрудника ГИБДД. Аварийный комиссар грамотно составит схему ДТП, что сможет избежать проблем со страховыми выплатами. Аварком поможет и при общении с сотрудниками ГИБДД
Когда возможно оформление ДТП без комиссаров?
Каждый день на российских дорогах случаются сотни аварий. Большинство из них довольно серьезные, поэтому без помощи аварийного комиссара не обойтись. Но есть случаи, когда возможно оформление ДТП без комиссаров. Так, если в аварии не было пострадавших, и участники ее адекватно оценивают имеющиеся повреждения автомобилей, то можно обойтись без помощи аваркома. Водители вправе самостоятельно составить схему ДТП и разъехаться по своим делам. Тогда не возникнет проблем со страховщиками. Когда схема будет составлена, водители должны заверить ее своими подписями.
Как было сказано выше, важно, чтобы схема была составлена грамотно. Но не каждый водитель может быть компетентен в таком вопросе. Аварийный комиссар юридически подкован в вопросах дорожно-транспортных происшествии. По приезду на место аварии он сделает все необходимые замеры, зафиксирует повреждения на фото- и видеосъемку. После этого он правильно составит схему ДТП. Но на этом работа аварийного комиссара даже при незначительной аварии не закончится. Он письменно зафиксирует показания каждого из водителей и оформит все необходимые документы. Данная процедура отнимет всего 40 минут времени, и не нужно дожидаться приезда сотрудников ГИБДД. Услуга аварийного комиссара особенно актуальна в крупных городах, где у водителей нет времени на разбор полетов на дорогах. Документация, составленная аварийным комиссаром, передается в отдел по административным правонарушениям Госавтоинспекции.
Оформление ДТП аварийным комиссаром без участия ГИБДД
Не все российские автовладельцы знают, что возможно оформление ДТП аварийным комиссаром без участия ГИБДД. Он прежде всего оказывает помощь в оформлении документов, если водители решают сделать это самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД. То есть, аварийный комиссар не сможет заменить сотрудника Госавтоинспекции, но, если в ДТП нет пострадавших и участники сами оценивают ущерб, можно ограничиться только помощью аваркома. Без вызова ГИБДД можно обойтись в следующих случаях:
- оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО;
- в ДТП участвовало только два автомобиля;
- участники ДТП не имеют разногласий относительно того, кто является виновником ДТП;
- в аварии не пострадало никакое другое имущество кроме автомобилей;
- участники ДТП согласны на то, чтобы оформить все документы, касающиеся ДТП, в упрощённом порядке.
Если водители решают оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД, необходимо составить Европротокол. Для этого на место аварии приглашается аварийный комиссар.
Обязанности аварийных комиссаров
Аварийные комиссары: обязаны защитить права и законные интересы водителя, попавшего в ДТП. Прибывший на место ДТП аварком быстро зафиксирует все имеющиеся повреждения автомобиля, вызовет скорую и эвакуатор (если это необходимо), заполнит все документы и извещение о ДТП, которое прилагается к полису ОСАГО.
Arhimorfius › Блог › Аварийные комиссары — польза или развод на деньги?
Давно назрела необходимость обсудить тему аварийных комиссаров. Приносят ли они пользу, либо вся их деятельность — сплошной развод водителей на деньги? Мнения на этот счет можно встретить самые противоположные. Поэтому, будем рады обсудить тему в комментариях к данному посту.
Скажем сразу, мы придерживаемся последней версии. В основе наших выводов лежит личный опыт встреч с «аваркомами», а также обобщенный опыт водителей, с которыми нам приходилось беседовать.
Кто такие аварийные комиссары?
С точки зрения страхового дела, аварийный комиссар — физическое или юридическое лицо, к услугам которого прибегают страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая с застрахованным имуществом.
Самое интересное здесь то, что в российском автостраховании «аваркомы» не являются представителями страховых компаний. Они никак не уполномочены ГИБДД, а прав у них меньше, чем у самого потерпевшего. На месте ДТП они могут выступать только как стороннее лицо, не более. Получается, что некие коммерческие структуры лишь заимствовали звучное название «аварийных комиссаров», являясь, по сути, очередными жуликами, деятельность которых не регламентирована ни одной нормой российского права.
По нашему мнению, основная цель их работы — срубить как можно больше деньжат с еще «тепленького», не отошедшего от стресса водителя. Появляются они сразу после ДТП, когда у человека еще не отошел шок, и начинают уговаривать воспользоваться своими услугами, рисуя страшную картину остаться без страховых выплат. Чего уж тут они только не обещают — и решить вопрос о виновности с ГИБДД, и «раскрутить» страховую на «бабки» и т.д. Козыряют знакомством с приехавшим экипажем ГИБДД и иными сотрудниками полиции, оценщиками и т.п.
Высокая оперативность комиссаров, обусловлена большим количеством «патрулей» и хорошо налаженной связью с дежурной частью ГИБДД города. Кроме того, они довольно успешно отслеживают информацию о дорожных событиях с помощью Яндекс.Карт.
Подумайте сами, кто будет работать бесплатно. Да еще в добавок к этому содержать многочисленный штат работников, солидный парк «авариек», платить аренду за офисы и т.п. «Аварийные комиссары» — это довольно прибыльный бизнес, хорошо продуманный и поставленный на поток. И основным источником его финансирования служим мы — автомобилисты.
Схема их работы проста. Комиссар на месте ДТП «помогает» оформить все документы и забирает их с собой. Далее документы передаются в контору, где специалисты делают оценку ущерба, готовят и отправляют документы в страховую компанию по почте. Если страховая отказывает и не платит, либо платит мало, комиссары подают иск в суд.
Казалось бы все хорошо и просто, но есть одно но — насколько выгодно это комиссарам, а также страховой компании и насколько не выгодно потерпевшему в ДТП.
Практически все комиссары обещают, что все расходы будут компенсированы страховой компанией. Однако, это не совсем так.
Вам придется заплатить им:
За работу комиссара на месте ДТП;
За проведение оценки ущерба;
За подготовку и отправку документов;
За подготовку иска и участие представителя в суде.
При этом, комиссары ведут дело так, что оно почти со 100-процентной вероятностью попадет в суд и безальтернативно выдают вам судебного представителя по завышенным расценкам. Хоть расходы на представителя истца должна оплачивать проигравшая сторона — страховая компания и/или виновник ДТП, суд может не взыскивать полную сумму таких расходов, если она покажется слишком большой. Эти деньги вам придется отдать из своего кармана.
При наличии свободного времени, не прибегая к помощи аварийных комиссаров, после ДТП у вас останется больше денег.
Кроме того, из всех услуг, которые предоставляют аварийные комиссары, сомнительнее всего выглядит именно подача документов. На самом деле это не такая уж и сложная процедура, как кажется.
В страховую нужно подать справку о ДТП, заверенную в ГИБДД, а также документ, подтверждающий виновность другого водителя (например, копию постановления об административном правонарушении). Эти бумаги в ГИБДД получить не трудно. В подавляющем большинстве случаев (если обстоятельства выяснены и нет пострадавших) их выдадут прямо на месте ДТП.
По закону об ОСАГО, документы в страховую компанию должен подавать либо собственник автомобиля, либо уполномоченное им лицо. Просто так у «аваркома» документы ни в одной страховой не примут. Он просто никто в этом деле. Не случайно в описанной выше схеме бумаги отправляются в страховую по почте вместе с результатами экспертизы. И отправляются они от вашего имени.
Поэтому ДТП лучше все-таки оформлять без комиссаров, вызвав инспекторов ДПС. И далее, взяв в ГИБДД все бумаги, обратиться в страховую и получить выплату ОСАГО, которую она насчитает, а уж потом, если сумма не устроит, проводить независимую экспертизу и подавать в суд, обратясь к любому юристу на свое усмотрение.
Оформление ДТП с аварийным комиссаром – в чём разница и какие риски?
Аварийный комиссар при ДТП
Первое, что необходимо знать об оформлении ДТП с аварийными комиссарами и прочими называющими себя помощниками при авариях – никогда не стоит им доверять на 100 процентов. Никакого официального правового статуса такие лица не имеют, они не уполномочены заменять ни сотрудников ГИБДД, ни страховые компании – точнее исполнять обязанности участника ДТП по части обязательств по закону об ОСАГО.
Кто такие аварийные комиссары и каков их статус на 2020 год?
Аварийный комиссар – это человек, который участвует в оформлении документов при ДТП. Его функции изначально заключаются в том, чтобы упростить водителю-участнику дорожного инцидента формальные процедуры, а также оказать услуги по содействию в эвакуации повреждённого автомобиля и ряд других вещей.
Такие помощники – либо представители страховой компании, либо работают от независимых организаций. В первом случае их услуги могут быть бесплатными, но не всегда, во втором – всегда платные.
При этом, сама схема работы может быть двух видов:
- помощь аварийных комиссаров только при оформлении ДТП – документов,
- содействие потерпевшим на всех этапах возмещения ущерба – вплоть до выплаты или ремонта.
Во втором пункте возможно оплата их услуг в виде фиксированной стоимости или в форме процента от суммы возмещения по ОСАГО.
Нередко страховые компании ещё на этапе оформления полиса ОСАГО обязывают водителя при ДТП сообщать сразу же о страховом случае по номеру телефона и вызывать, таким образом, аварийного комиссара – представителя страховщика. Это незаконно, и такой обязанности у водителя нет.
Какая разница в порядке оформления ДТП?
Она совсем несущественна. Аварийный комиссар – это по сути просто помощник в оформлении необходимых для получения выплаты документов. Если водитель не знает, как это сделать правильно – а большинство водителей, к сожалению, не знают – то его помощь может оказаться полезной. Иначе – нет.
Поэтапно, работа аварийного комиссара и отличия от работы с сотрудниками ГИБДД или оформлением европротокола водителями самостоятельно заключается в следующем.
Без А/К | С помощью А/К |
---|---|
Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД. | Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД. |
Приезжают сотрудники ГИБДД, производят замеры, оформляют документы, берут объяснительные с участников. | Чаще всего первее сотрудников полиции приезжает аварийный комиссар, предлагая свою помощь; либо он приезжает по вызову самого участника ДТП. Он объясняет водителю, что писать в объяснительной, участвует в оформлении документов как представитель участника, которому помогает. |
По истечении определённого времени водителю выдают все документы из ГИБДД, он обращается в страховую и получает возмещение. | Аварийный комиссар может предложить либо помощь в получении страхового возмещения за оплату ему комиссии за это, либо вовсе заключить с ним договор цессии – вы получаете выплату непосредственно от организации, которую представляет комиссар, организация же вместо вас получает возмещение от страховой. Но это если речь идёт о независимых комиссарах. |
Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП с помощью европротокола
Какие риски оформления аварии с аварийным комиссаром?
Есть целый ряд таких рисков, которые своей весомостью напрочь убивают необходимость в их помощи.
Регресс виновнику от страховой
Итак, самый главный риск для водителя-виновника заключается в возможности регресса – требовании выплатить сумму, которую страховая сама заплатила за ущерб потерпевшему.
Дело здесь в том, что Федеральный закон «Об ОСАГО» предусматривает обязанность участника-виновника известить свою страховую в течение 5 дней о наступлении страхового случая, если авария оформлялась с помощью европротокола, а также не приступать к ремонту машины в течение 15 дней.
Схема в этом случае выглядит так:
- аварийный комиссар оформляет ДТП без участия сотрудников ГИБДД,
- участники аварии (по крайней мере, виновник) полагают, что комиссар таким образом полностью заменяет сотрудников, или, что ещё хуже – что комиссар и есть сотрудник ГИБДД,
- все спокойно разъезжаются,
- по прошествии определённого времени (как правило, нескольких месяцев) виновник получает досудебное требование о возмещении в порядке регресса выплаченной суммы потерпевшему на основании подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ «Об ОСАГО»; а при неудовлетворении этого требования в добровольном порядке – иск в суд с дополнительными расходами на компенсацию услуг юриста страховой и госпошлины.
Да, ключ здесь кроется в том, что виновник, опять же, не знает законов. Почему же аварийный комиссар, роль которого как раз и заключается в юридической помощи, не предупреждает об этом?! Всё просто – это представитель страховой компании или аффилированное лицо, которое заинтересовано в получении выгоды страховщиком – регресса к виновнику.
Как избежать?
- Очевидно, отказаться от помощи аварийного комиссара.
- Знать свои обязанности – в частности о праве регресса от страховой, если отремонтировать автомобиль ранее чем по прошествии 15 дней после ДТП или не представить его к осмотру по требованию страховой (а регресс за неуведомление страховщика в течение 5 дней об аварии не так давно отменили).
- Понимать, что сотрудники ГИБДД всегда оформляют ДТП в служебной форме, и, если человек не в форме, то он не уполномочен заменить первых.
Лимит выплаты потерпевшему в 100 тысяч рублей
Схема риска здесь похожа на предыдущую – ДТП оформляется с аварийным комиссаром, но водители не понимают, что это оформлении по европротоколу и не более.
В результате, если повреждения у автомобилей хотя бы немного серьёзные, то потерпевший получит не более 100 000 рублей возмещения – это действующий на 2020 год лимит выплаты по европротоколу, за исключением некоторых ситуаций.
Риск в случае договора цессии
Помимо того, что мы выяснили, что аварийный комиссар не имеет никаких официальных полномочий, а его документы не имеют никакой юридической силы, есть также риск в случае так называемого сопровождения после ДТП. Заключается он в договоре цессии – вы в этом случае просто получаете существенно меньшее возмещение, чем могли бы получить от страховой компании напрямую.
Цессия – это переуступка права требования. То есть аварийный комиссар после оформления ДТП и оценки ущерба предлагает вам деньги в качестве возмещения от ДТП, а вы ему передаёте право требования к страховой – он вместо вас получит возмещение от последней.
При этом, вам могут предложить:
- возмещение оговорённой меньшей суммы возмещения на основании того, что якобы страховая всё равно вам не доплатит, а уменьшение идёт за счёт комиссии за отсутствие «трудностей» и волокиты при получении возмещения самостоятельно,
- сумма возмещения может быть и выше выплаты от страховой – это, конечно же, сказки, в этом случае аварийный комиссар или другие представители организации сами занижают сумму ущерба.
В редких случаях под видом документов при оформлении ДТП могут подсунуть договор цессии, по результату которого вы вообще ничего не получите ни от аварийного комиссара (потому что документ был подан под «соусом» формального для оформления аварии), ни от страховой, потому что передали право требования безвозмездно.
Но риск отсутствует, если речь идёт не о переуступке права требования, а просто сопровождении получения возмещения аварийным комиссаром за определённый процент от выплаты либо за фиксированную сумму его услуг.
Зачем вызывают аварийных комиссаров на место ДТП
Происшествия на автомобильных дорогах происходят часто. От правильности всех проводимых мероприятий будет зависеть ответственность каждого участника происшествия. От того, чью сторону примут сотрудники ГИБДД, а впоследствии и суд, зависит, кого признают виновником. Но в оформлении аварии могут принимать участие и другие специалисты. Узнаем, зачем нужны аварийные комиссары при ДТП.
Как действовать после ДТП
Когда произошла авария, на ее участников возлагаются следующие обязанности:
- Немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию. Если автомобиль стоял, передвигать его запрещено.
- Выставить знак аварийной остановки. В черте жилых поселений – не менее чем в 15 м от места аварии, вне поселений – не ближе 30 м.
- Проверить физическое состояние всех участников аварии. Если необходимо, оказать медицинскую помощь.
- Зафиксировать обстоятельства происшествия. Можно использовать фото- и видеофиксацию. Перемещать предметы, относящиеся к аварии, запрещено. По возможности запишите Ф.И.О. свидетелей событий и способы связи с ними.
Аварийные комиссары, кто это
Аварийный комиссар – это высококвалифицированный специалист в сфере оформления ДТП. Его задача – оказывать помощь лицам, которые попали в аварию. По уровню подготовки комиссар является экспертом в сфере правил оформления ДТП. Он способен определить как виновника аварии, так и объем нанесенного ущерба. По существу, он является посредником между участниками происшествия, ГИБДД и страховыми компаниями.
Однако аварийный комиссар (аварком) не имеет права определять, кто из участников события виновен. Такими полномочиями наделяются сотрудники ГИБДД. Поэтому обращение в ГИБДД необходимо в любом случае.
Аваркомы, могут занимать штатные должности в фирмах по страхованию. Часто порядок и необходимость вызова этого специалиста фиксируется в страховом договоре.
Существуют и независимые специалисты в этой области. Такие работники имеются в штате юридических лиц, оказывающих соответствующие услуги. Они не заинтересованы в уменьшении объема страховых выплат и представляют интересы участников ДТП, которые вызвали их.
Но иногда, не являясь штатными работниками страховых фирм, комиссары сотрудничают с ними – по договору или договоренностям. Компании, объединяющие таких экспертов, предоставляют услуги как гражданам, так и страховщикам. Может случиться, что представители этих фирм постараются снизить объем материального ущерба.
Чем занимается комиссар, прибыв на место ДТП
Специалист, прибывший на место аварии, наделяется определенными правами и исполняет следующие обязанности:
- Осматривает и изучает место события.
- Фиксирует все важные обстоятельства аварии при помощи видео- и фотоаппаратуры.
- Проводит опрос свидетелей.
На кого работают аварийные комиссары
Аварийный комиссар – это профессия, представители которой работают в интересах того, кто его нанимает. Это не значит, что комиссары идут на нарушение закона ради своих клиентов. Они максимально помогают нанимателям, но только в рамках законодательства страны. Однако комиссары страховых компаний хорошо подкованы юридически, поэтому могут существенно снизить выплаты, а то и изменить виновника ДТП, не нарушая закон.
Плюсы оформления дорожных аварий при участии комиссаров
Эксперта в сфере ДТП обязательно вызывают на место событий только в случае, если кто-то из участников имеет страховку, в которую такие действия обязательны по условиям договора. Помощь аварийного комиссара имеет ряд преимуществ:
- Он быстро прибывает к месту ДТП. Сотрудники ГИБДД могут быть заняты на других происшествиях. Иногда их приходится ждать несколько часов.
- Способен оказать психологическую помощь участникам и предотвратить конфликт между ними.
- Грамотно составляет схему происшествия, осматривает место происшествия, фиксирует важные обстоятельства, опрашивает свидетелей до приезда ГИБДД.
- Независимый комиссар представляет ваши интересы в общении с инспекторами ГИБДД и может представлять их и в суде, что бывает крайне важным.
- Если это не настоящая авария, а инсценировка мошенников, комиссар помешает их планам.
Способ вызова специалиста к месту происшествия
Если вы попали в происшествие за пределами места постоянного проживания, сложно сориентироваться в том, как вызвать комиссара при ДТП. Поэтому в РФ создана единая служба аварийных комиссаров. Она доступна по телефонному номеру: 8-800-500-49-34. Звонок бесплатный. Сообщите оператору о факте ДТП и назовите город, в котором оно произошло. Возможно, придется ответить на дополнительные вопросы. После этого оператор даст вам инструкции к дальнейшим действиям.
Как оформляют ДТП
Аварком прибывает по месту вызова в течение 20 минут после ДТП. Сам процесс оформления занимает примерно 20–40 минут.
В каком порядке происходит оформление
Специалист составляет схему происшествия и фиксирует обстоятельства. Стороны в это время пишут объяснительные и заявление в районное ГИБДД на имя его начальника. Затем документы доставляют в отделение дорожной полиции, где и происходит окончательное оформление происшествия.
Водитель, пострадавший в аварии, впоследствии должен собрать все необходимые бумаги и обратиться к своему страховщику. Документы следует предоставить в ближайшие 5 дней.
Как идет оформление по европротоколу
Европротокол – это новая процедура, которая значительно упрощает процесс оформления ДТП. При его составлении необязательно вызывать инспекторов ГИБДД. Однако, чтобы оформить происшествие по европротоколу, необходимо, чтобы оно соответствовало ряду параметров:
- В аварии никто не пострадал.
- В дорожно-транспортном происшествии участвовали два средства передвижения.
- У каждого из участников есть полис обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО), действующий на момент происшествия.
- Оба водителя не имеют разногласий о том, кто из них является виновником.
- Нанесенный ущерб составляет до 50 тыс. рублей. Водителям нередко не хватает опыта, чтобы определить стоимость устранения повреждений, поэтому аварийный комиссар сможет помочь.
Оформление аварийного сертификата
Сертификат ДТП, называемый аварийным, аварком составляет на каждом своем вызове. Этот документ у пострадавших водителей часто требуют представители страховщика. Если в дальнейшем разбирательства перейдут в суд, эта бумага будет очень полезна. Документ должен включать:
- схему ДТП, составленную качественно и подробно;
- фото- и видеоматериалы с места события;
- сведения об участниках дорожного происшествия;
- комментарии комиссара.
Подпись под документом ставит составитель и пострадавший водитель. В связи с тем что аваркомы часто работают как представители страховых компаний, пострадавшему нужно контролировать работу эксперта. Любые ошибки могут существенно сократить страховые выплаты.
Кто должен оплатить услуги аваркома
Конечно, все затраты по результатам происшествия возлагаются на виновника. Именно он и должен оплатить вызов комиссара. Стоимость этой услуги колеблется в районе 2 тыс. рублей.
Однако достаточно часто виновник отказывается оплачивать услуги эксперта. В этом случае заплатить должен пострадавший. Затраченные средства он может в дальнейшем компенсировать за счет виновника, обратившись с иском в суд. Возможно договориться обоим участникам и оплатить услуги пополам.
Что пострадавшему делать дальше
Пострадавшему необходимо обратиться в свою страховую компанию с комплектом необходимых бумаг и получить запрос в ГИБДД. После этого посетить дорожную полицию и получить все необходимые справки. Предоставить их страховому агенту и получить направление на ремонт. С ним отправиться в сервисный центр.
Процесс возмещения убытков многоэтапный и длительный. Не каждый водитель знает, что и как делать правильно, поэтому аварком сможет помочь.
Можно ли не вызывать комиссаров к месту ДТП
Законодательство не требует приглашать аваркома на место ДТП. Если требование о таком вызове не содержится в ваших договорах страхования, вы можете этого не делать. Однако присутствие комиссара гарантирует правильность оформления происшествия и может разрядить обстановку на месте событий. Поэтому рекомендуется вызвать комиссара.
В заключение
Аварийные комиссары появились в РФ недавно, и не все еще знают, для чего они нужны и как к ним обратиться. Эксперты в оформлении ДТП могут быть очень полезны. Однако эти специалисты в первую очередь защищают интересы нанимателя. Хорошо, если это вы. Но если комиссар представляет не ваши интересы, за его работой нужно внимательно следить.
Про аварийных комиссаров: Видео
Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.
Нужен ли аварийный комиссар при ДТП?
Нижегородцы стали чаще жаловаться на работу дорожных помощников
Водители поясняют, что после ДТП находились в состоянии стресса, растерянности и были вынуждены обратиться за помощью
Давайте разберемся… Вот оно, ДТП. По правилам дорожного движения (ПДД), если нет пострадавших и вред причинен только имуществу, водители обязаны освободить как можно быстрее проезжую часть, чтобы не создавать препятствия для проезда других транспортных средств. Участники дорожной аварии обязаны оформить ее самостоятельно. Как заполнить извещение о ДТП, составить схему, на что обратить особое внимание. Этого автолюбители, как правило, не знают. Часть водителей по привычке еще сразу звонит в ГИБДД и ожидает их приезда на место ДТП, а часть лихорадочно названивает друзьям и знакомым в поисках контактного телефона «проверенного аваркома». В итоге на место ДТП подъезжает аварийный комиссар!
Если смотреть официально, то «он физическое или юридическое лицо, к услугам которого прибегают страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая. Страховщик назначает аварийного комиссара как внутри страны, так и за границей. Он действует в строгом соответствии с инструкцией страховщика: проводит осмотр застрахованного имущества, устанавливает характер, причины и размер понесённого ущерба».
Как правило, сегодня аварком вовсе не сотрудник страховой компании, а представитель какой-либо посреднической компании, каких сейчас в избытке. Сначала за вознаграждение помогает автолюбителям составить схему ДТП для дальнейшего предоставления инспектору ГИБДД. Далее предлагает еще ряд платных услуг для «облегчения жизни» автовладельца…
Обращаю внимание на то, что комиссар получает за свои услуги вознаграждение, но зачастую не составляет с водителями никакого договора, где были бы прописаны его обязанности с персональной ответственностью или ответственностью компании в случае некомпетентности сотрудника и не описаны права автомобилистов. Проще говоря, никакой юридической ответственности за свои действия он не несет. Также «комиссар» не выдаст вам кассовый чек или бланк строгой отчетности о получении денег. Получается, что юридически «комиссара» вообще не было!
Однако многие водители поясняют, что после ДТП находились в состоянии стресса, растерянности и были вынуждены обратиться за помощью.
Если вы также будете четко осознавать, что не в состоянии самостоятельно выполнять обязанности по оформлению ДТП и решите воспользоваться услугами аварийного комиссара, то обязательно обратите внимание на такие юридические аспекты:
— в схеме ДТП должно быть указано на её оформление «аварийным комиссаром»;
— между вами и аварийным комиссаром должен быть составлен договор, где полностью указаны обязанности аваркома и кто несет ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей;
— факт оплаты должен быть зафиксирован (кассовый чек, квитанция или БСО).
Вы должны также знать и чего опасаться, то есть проблемы, с которыми вы можете столкнуться после услуг аваркома:
— вас сделают виновным в ДТП. Ежедневно к нам приходят нижегородцы за юридической помощью: на месте ДТП виновность одного из участников не вызывала сомнений, но неграмотно оформленные документы позже не позволяют установить виновность второго участника в суде. Порой это делается аварийными комиссарами намеренно, так как виновная сторона им заплатила.
— схема ДТП будет заполнена неполностью, не будет достаточных обстоятельств ДТП. Факты непрофессионализма «аварийных комиссаров» встречаются все чаще и чаще. Схемы ДТП составлены абсолютно безграмотно. Нет замеренных расстояний по расположению транспортных средств по отношению друг к другу, к объектам дорожной инфраструктуры, не зафиксированы иные следы, относящиеся к происшествию. Как правило, имеются фотографии автомашин на месте ДТП, но с этим справится и школьник…
— не будет указанно достаточных данных виновника. Как результат — виновник ДТП не приедет в ГИБДД или инспектор ГИБДД откажется оформлять ваше ДТП. Разбор ДТП может затянуться на 2 месяца, и срок получения страхового возмещения растянется вплоть до года.
— есть и иные случаи. Например, «аварийные комиссары» самостоятельно оформляли необходимые документы, а потом заверили клиента, что сами передадут их в страховую компанию. Но сделали это позже установленных законом сроков, и теперь автовладельцу грозят крупные финансовые потери.
Призываю водителей самостоятельно оформлять схему ДТП и далее без сомнительных юридических услуг обращаться в отдел ГИБДД за оформлением ДТП и в страховые компании за выплатами.
Понимаю, что скрупулёзно сидеть и разбираться в ПДД и во всех изменениях законодательства водители не будут. Некоммерческая общественная организация «Центр помощи автомобилистам» (ЦПА) подготовила комплект «Экстренной юридической помощи при ДТП» — это полный набор необходимых инструкций и бланков, который позволит самостоятельно оформить ДТП за 10-15 минут. Далее быстро получить документы о ДТП в ГИБДД и облегчить дальнейшее обращение в страховые компании.
Согласно «федеральной программе повышения правовой грамотности водителей» комплект «Экстренной юридической помощи при ДТП» каждый автомобилист имеет право получить абсолютно бесплатно в любом офисе ЦПА. Или мы вышлем его вам в электронном виде. Оставьте лишь заявку в наших группах в соцсетях, например, здесь.
Я уверен, что с помощью наших бланков и инструкций каждый водитель справится с оформлением ДТП и не даст возможности различным посредникам наживаться на его проблеме.
Но в первую очередь — соблюдайте ПДД и будьте внимательнее. Тем более, погодные условия нам, водителям, совсем не позволяют расслабиться. Удачи вам всем на дорогах!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/nn_ru .
Текст: Сергей Кузин, руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам»
Фото: Наталья Бурухина
По теме
Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!
Как происходит оформление ДТП аварийным комиссаром без ГИБДД
Водителям, хотя бы раз участвовавшим в ДТП, хорошо известно, как долго порой тянется время в ожидании инспекторов ГИБДД. Однако существует способ простого оформления аварии, который позволит в случае легких повреждений автомобилей сэкономить время и даже в итоге рассчитывать на выплату по страховке. В 2009 году в России было официально разрешено оформление ДТП аварийным комиссаром, без ГИБДД. Это упрощенная процедура оформления мелких аварий, при которой присутствует только специальный эксперт.
Процедура оформления аварии без вызова полиции предполагает составление самими участниками европротокола – особой формы извещения о ДТП. Этот документ подтверждает право потерпевшей стороны на получение страховой выплаты по ОСАГО. Для того, чтобы вся процедура была проведена правильно и потерпевший гарантированно получил страховую выплату, существуют услуги аварийных комиссаров.
Как можно оформить ДТП без ГИБДД?
Аварийный комиссар – это сотрудник специальной службы, который прибывает на место происшествия. В его услуги входит и доврачебная помощь, и контроль при оформлении документов, и составление отчетных данных об обстоятельствах аварии (фото- и видеосъемка обстановки и всех повреждений с использованием профессионального оборудования).
Далеко не каждое ДТП может обойтись без вызова сотрудников ГИБДД. Аварийный комиссар ни в коем случае не заменяет инспектора, он только помогает оформить происшествие правильно, если участники приняли решение сделать это самостоятельно.
Упрощенная процедура разрешается в следующих, предусмотренных законом, случаях:
- если авария произошла только при участии двух автомобилей;
- когда в ДТП нет пострадавших и погибших;
- кроме автомобилей, не повреждено другое имущество участников аварии;
- оба водителя имеют полис ОСАГО;
- обе стороны одинаково оценивают понесенный ущерб и обстоятельства аварии, не имеют разногласий по поводу виновника происшествия;
- участники ДТП согласны оформить его в упрощенном порядке.
Для того, чтобы составить европротокол, на место аварии приглашаются не сотрудники полиции, а аварийный комиссар. Он осматривает место происшествия и выносит заключение, является ли данное ДТП страховым случаем. Он также может провести предварительную оценку ущерба.
Оформление ДТП аварийным комиссаром подразумевает составление специального отчета, который может послужить основой для страховой выплаты. Составление европротокола может произойти по следующей схеме:
- Позвонить в страховую компанию и сообщить об аварии.
- Зафиксировать обстоятельства происшествия с помощью фото и видеосъемки (если на место происшествия вызвали аварийного комиссара, то это сделает он).
- Оба водителя должны заполнить извещение о ДТП, содержащее все необходимые подписи другого участника. Также необходимо обменяться данными о страховщиках и номерами полисов ОСАГО.
- Аварийному комиссару на месте происшествия не нужно ничего платить, это должна сделать страховая компания.
Когда европротокол составлять нельзя?
Если ситуация соответствует описанным выше условиям, европротокол не может быть составлен еще по нескольким причинам. Например, в ДТП участвовали только 2 транспортных средства, что вроде бы дает водителям право оформить его по упрощенной схеме. Однако если один из автомобилей имел прицеп (которые регистрируется как отдельное ТС), то по правилам необходимо вызывать ГИБДД.
Европротокол также не может быть составлен, когда между автомобилями не было непосредственного столкновения. Если один из участников ДТП смог его избежать и, к примеру, врезался в ограждение – это тоже повод для вызова полиции.
Стоит отметить, что страховые компании с некоторым недоверием относятся к европротоколам из-за частых случаев мошенничества. Поэтому они вполне могут потребовать провести осмотр не только автомобиля потерпевшего, но и автомобиля виновника аварии. И если это условие не будет выполнено (например, по той причине, что второй участник живет в другом регионе и уже находится там), то в страховой выплате могут оказать.
Порядок страховых выплат по европротоколу
Важно помнить, что получить страховую выплату по европротоколу могут только водители, застрахованные по ОСАГО. Компенсация ущерба по КАСКО производится только после предъявления справки с места аварии, составленной сотрудником ГИБДД. Также не стоит рассчитывать на возмещение, если один из водителей имеет просроченный полис.
Чтобы страховая компания гарантированно совершила выплату, извещение о ДТП должно прямо указывать на вину одного из водителей и не содержать никаких двусмысленностей и исправлений. К примеру, если одна из сторон указывает, что признает свою вину частично, в выплате может быть отказано.
В течение 5 рабочих дней с момента ДТП оба участника должны предоставить в страховую компанию все необходимые документы:
- заявление о прямом возмещении убытков;
- извещение о ДТП;
- водительское удостоверение;
- ПТС;
- свидетельство о регистрации ТС.
Затем автомобиль необходимо отправить на оценку ущерба и ждать ее результатов. Как правило, она производится в течение 5 рабочих дней после подачи заявки. Если обе стороны согласны с результатами оценки, то потерпевшему лишь остается сообщить реквизиты своего счета и ждать перечисления страховой суммы. Если же объем компенсации не устраивает его, то необходимо провести независимую экспертизу.
Размер страховых выплат по европротоколу
Несмотря на то, что в 2014 году суммы страховых компенсаций по европротоколу были увеличены, их размер все равно остается строго ограниченным. Компенсация для происшествий, оформленных по упрощенной схеме, во многих случаях составляет не более 50 тысяч рублей (а для тех, кто получил страховой полис ранее 2.08.2014 – всего 25 тысяч рублей). Именно поэтому оформлять европротокол есть смысл только для мелких ДТП.
В то же время есть ряд обстоятельств, которые позволяют оформить аварию без ГИБДД и получить компенсацию до 400 тысяч рублей. К ним относятся:
- ДТП, произошедшие на территории Московской или Ленинградской области;
- автогражданская ответственность обоих водителей была зарегистрирована после 1.09.2014;
- участники аварии могут предоставить страховой фирме данные об обстоятельствах аварии, которые не подлежат подделке (например, видеозаписи).
В течение 15 рабочих дней, следующих после аварии, нельзя без согласия страховой компании отправлять автомобили в ремонт. Если виновная сторона нарушит это условие, с него могут взыскать полную сумму компенсации.