Средняя статистика ДТП по России

Содержание статьи:

Смертность на дорогах — сколько людей гибнет в ДТП в мире

Дорожно-транспортные происшествия — это неотъемлемая часть эксплуатации транспортных средств. Во всем мире нет ни одной страны, которой бы удалось свести к нулю смертность в дорожных авариях. Сколько людей ежегодно гибнет в мире в ДТП? В каких странах показатель смертности наиболее высок, а в каких напротив, наиболее низок? На каком месте в этом рейтинге находится Россия? Проанализируем данные по смертности в ДТП в этой статье.

Мировая статистика смертности в автоавариях

По данным Всемирной организации здравоохранения ежедневно в автокатастрофах в мире погибает примерно 3 000 человек и еще 100 000 человек получает серьезные ранения. За год гибнет примерно 1 250 000 человек, и еще 30-50 миллионов получают серьезные ранения. При этом общее количество ДТП за год во всем мире составляет 11 365 000 аварий. То есть, каждая 11 авария приводит к смерти человека. Общие данные остаются практически неизменными в последние несколько лет. Также, ВОЗ предоставила следующие статистические данные:

  • Из общего количества смертей 1 250 000, примерно 186 000 — это несовершеннолетние дети;
  • Для молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет автокатастрофы являются основной причиной смерти;
  • Только 51% погибших передвигались на автомобиле, 23% передвигались на мотоцикле, 4% — на велосипеде и 22% были пешеходами;
  • 80% продаваемых во всем мире автомобилей не соответствуют требованиям безопасности, в особенности высок этот показатель в странах с низким и средним уровнем экономического развития;
  • В развивающихся странах (странах третьего мира) смертность в ДТП является пятой в списке основных причин смерти граждан. Перед ней идут ВИЧ, туберкулез, малярия и естественная смерть.

Всемирной организацией здравоохранения выведена статистика, согласно которой наименьший процент гибели в автокатастрофах имеют наиболее экономически развитые страны (Англия, Швеция, Испания, Франция, Германия и т.д.), наиболее высокий процент смертности в ДТП у стран с низким уровнем экономического развития (Ливия, Иран, Танзания, Мозамбик и другие). Согласно последнему докладу ВОЗ («Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире», 2015 г.) рейтинг стран с самым высоким уровнем смертности в ДТП выглядит следующим образом:

  1. Ливия — 73,4 смерти на 100 000 граждан.
  2. Венесуэла — 37,2 на 100 000 граждан.
  3. Таиланд — 36,2 на 100 000 граждан.
  4. Либерия — 33,7 на 100 000 граждан.
  5. Демократическая республика Конго — 33,3 на 100 000 населения.

Рейтинг был составлен с учетом количества смертей на 100 000 граждан, проживающих в стране. Так он наиболее объективно отражает существующую реальность. Наибольшее же количество смертей было зафиксировано Китае и Индии, где в автокатастрофах погибло 261 367 человек и 207 551 человек соответственно. Но учитывая общее количество населения в странах, показатель смертности составил всего 18,8 смертей на 100 000 граждан в Китае и 16,6 смертей на 100 000 — в Индии. Согласно тому же докладу ВОЗ в следующих странах наиболее низкий процент смертей на дорогах:

  1. Швеция — 2,8 смертей на 100 000 граждан.
  2. Великобритания — 2,9 смертей на 100 000 граждан.
  3. Голландия — 3,4 смерти на 100 000 граждан.
  4. Испания — 3,7 смертей на 100 000 граждан.
  5. Норвегия — 3,8 смертей на 100 000 граждан.

Если брать по континентам, то наиболее высокий уровень смертности в автокатастрофах в Африке, где на 100 000 граждан приходится более 25 смертей на дороге. Самый низкий уровень смертности — в Европе, где на дорогах гибнут всего 9,3 человека из 100 000. Всемирная организация здравоохранения считает, что такой низкой смертности удалось достигнуть в первую очередь за счет приведения в норму законодательной базы, регулирующей безопасность дорожного движения, и качественного контроля со стороны властей за соблюдением данных законов.

Количество погибших в России

На момент опубликования доклада Всемирной организации здравоохранения в России насчитывалось 18,9 смертей в ДТП на 100 000 граждан. Это в два раза больше, чем средний уровень по Европе. Для сравнения, в Беларуси на дорогах гибнут 13,7 граждан из 100 000, Украине — 13,5 граждан из 100 000. Но благодаря принятой программе снижения смертности в ДТП ситуация в России изменилась в лучшую сторону, что показывают данные, представленные в таблице ниже.

ГодКоличество ДТПКоличество погибшихКоличество пострадавших
201320406827025258437
201419972026963251785
201518400023114231197
201617369420308221140
201715285217185194266

Данные по каждому году предоставлены за 12 месяцев с января по декабрь, без учета декабря 2017 года. Анализируя таблицу, становится ясно, что программа ГИБДД «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» уже дала свой результат. С 18,9 смертей на 100 000 граждан, показатель был снижен до 13,2 смертей на 100 000 человек.

Заключение

Опираясь на информацию, предоставленную Всемирной организацией здравоохранения, можно сделать вывод, что на количество ДТП и количество смертей на дорогах влияют такие факторы, как уровень экономического развития страны и уровень доходов населения — чем выше оба показателя, тем выше качество приобретаемых населением автомобилей и выше уровень безопасности, создаваемый государством на дорогах; возраст водителей — чаще всего на дорогах гибнут молодые люди, которые склонны выбирать агрессивный стиль вождения; уровень контроля государства за соблюдением правил дорожного движения. В России же, в последние 5 лет наблюдается положительная динамика: уровень смертности на дорогах был снижен примерно на 30%. Учитывая, что реализация программы по снижению смертности в ДТП рассчитана до конца 2020 года, россиянам стоит ждать еще большего улучшения ситуации со снижением количества смертельных аварий на дорогах.

Статистика дорожно-транспортных происшествий в России за текущий год

В новостях говорят только о массовых авариях или о случаях с летальным исходом. Статистика ДТП в России за 2019 год отражает итоги профилактической работы государственных служб, изменение менталитета участников движения.

Изменения по сравнению с 2019 годом

Пока еще преждевременно сравнивать цифры, однако уже можно делать прогнозы, и они будут положительными. В нынешнем сезоне аварий меньше, чем год назад. Об этом свидетельствует промежуточная статистика произошедших ДТП по годам в России. В целом в 2019 г. случилось 169 432 аварии. В них пострадали 215 374 человека. Также оказалось 19 088 погибших непосредственно в ДТП или от полученных травм в течение месяца после него.

Общая статистика за 2019 год

Аварийность на дорогах России все еще остается одной из самых высоких среди развитых стран. Однако тенденция к снижению очевидна. Например, за 3 квартала 2019 г. произошло 126 тыс. ДТП, что на 10-20 тыс. меньше аналогичного периода минувшего года. Пострадавшими признано около 160 тыс. человек. Это тоже немного меньше статистики 2019 г.

С участием детей

В эту категорию включены те ДТП, в которых несовершеннолетние выступают в роли непосредственных участников. Дети, пострадавшие в авариях и являвшиеся пассажирами, не учитываются. Подобных несчастных случаев происходит довольно много. Статистика ДТП с участием детей за 2019 год представлена в таблице.

На что следует обратить внимание, чтобы уберечь ребенка от несчастья? Больше всего происшествий происходит на пешеходных переходах. Дети выбегают на дорогу из-за того, что родители плохо следят за ними. Но часто вина ложится и на водителей. Совершаются наезды на пешеходов. Сбивают велосипедистов. Много аварий происходит вокруг школ и иных детских учреждений.

По вине пешеходов

Несмотря на предостережения, граждане продолжают перебегать через дорогу. Не всегда водители совершают наезд. Однако, успевая затормозить, они резко останавливаются перед другими участниками движения. Мало кто из пешеходов признает свою вину в таких столкновениях, поэтому за подобные случаи приходится отвечать водителям.

Участие мужчин и женщин

Тезис о неумелом вождении дам эксплуатируют все кто угодно. Однако реальная статистика ДТП с участием женщин и мужчин удивит любого приверженца подобного мнения. Причем вывод сделан на основании выборки за несколько лет. Мужчины разбивают машины приблизительно в 6 раз чаще, и смертность среди них превышает показатели среди женщин почти в 10 раз. Девушки реже превышают скорость. Они стремятся водить аккуратно и по правилам. Агрессивные мужчины чаще женщин пополняют статистику аварий и летальных исходов.

Летальный исход

Ежегодно в России в ДТП погибает по 20-22 тыс. человек. Статистика снижается. Еще лет 10 назад говорилось о 25-30 тыс. человек. В целом, если сравнить число погибших в ДТП в России в 2019 году с общей смертностью, то окажется, что по рассматриваемой причине уходит всего 1% сограждан. Годовая смертность составляет в РФ около 2-2.3 млн человек.

В авариях часто разбиваются дети и молодежь. Поэтому власти делают все возможное, чтобы повлиять на смертность в России от ДТП. Эта работа приносит результаты: в статистике прослеживаются благоприятные тенденции. Благодаря усиленному контролю ГИББД, ДТП, повлекшее смерть человека, случается все реже.

Читайте также:

По виду транспорта

Ведется и такая статистика аварий в России. Разберем выделяемые категории. Здесь также представлено много интересных закономерностей.

С участием велосипедистов

Число происшествий растет по мере увеличения популярности этого вида транспорта. Основным фактором, повышающим статистику ДТП с участием велосипедиста, является отсутствие выделенных полос, велодорожек и прочей инфраструктуры.

Велосипед – это малозаметный транспорт. К тому же он не развивает скорость потока, поэтому выступает в качестве препятствия. Да и сами пилоты редко учат ПДД – двигаются как хотят. Все это неизбежно ведет к травматизму. Только за первое полугодие в Москве сбили 160 велосипедистов, двое из них погибли.

Мотоциклов

Почти все обладатели железных коней не считаются со скоростными ограничениями. Поэтому даже грамотный водитель не всегда успевает среагировать на внезапно вылетающего ему под колеса гонщика, едущего со скоростью под 200 км/ч. А поскольку защиты у двухколесного транспорта нет никакой, байкеры пополняют статистику. ДТП с мотоциклами часто сопровождаются жертвами. Цифры ошеломляют.

Если посмотреть на статистику аварий с участием мотоциклов и машин в процентном соотношении, то пилоты железных коней из года в год погибают в 25-30 раз чаще на единицу ДТП. Но есть и положительные тенденции:

  • количество аварий сократилось в 2019 г. на 23%;
  • смертность понизилась на треть;
  • число раненых уменьшилось на 23.5%.

Общая статистика за десятилетие показывает снижение аварийности среди мотоциклистов в 2 раза. Большую положительную роль в этом сыграло введение патрулей ГИБДД на байках.

На личном транспорте

Это самый распространенный вариант. Статистика автомобильных аварий позволяет выявить основные причины происшествий. Их много, но в лидерах из года в год остается нарушение правил.

На грузовом

Существует 2 категории подобных аварий. Одна более распространенная. Другая чаще приводит к жертвам. В первом случае неповоротливые грузовики становятся причиной аварий в населенных городах. Поэтому обычно проезд фурам запрещен или ограничен движением по окружным магистралям. Во втором случае дальнобойщики попадают в аварии на трассах. Если многотонная фура сталкивается с легковушкой, в подобных ДТП не обходится без покалеченных или погибших.

На общественном

Ежегодно по вине водителей маршруток тысячи пассажиров получают травмы. Но разбитая губа и даже переломы конечностей не всегда регистрируются. Статистику ДТП пополняют серьезные аварии, самыми страшными из которых являются происшествия с рейсовыми автобусами на трассах. В 2019 г. таких ситуаций было довольно много.

С участием такси

В столице в этом году произошло 405 ДТП с участием таксистов, причем лишь каждый пятый из них оказался мигрантом. И только 10% случаев произошло по вине перевозчиков. Поэтому можно констатировать, что транспортные компании Москвы стали более качественно следить за подбором персонала и проверкой состояния водителей перед выездом на маршрут.

По месту происшествия

Не секрет, что некоторые дорожные участки представляют большую опасность. Это подтверждает уровень ДТП зимой и летом. Ниже представлены те части дороги, на которых нужно быть особенно внимательным, чтобы не пополнять печальную статистику аварий.

На перекрестках

Частота ДТП в России и за рубежом на участках пересечения проезжих частей объясняется сложностью этих зон и незнанием правил. Прежде всего, это касается нерегулируемых перекрестков. Во избежание ЧП водителю необходимо помнить:

  • сигналы регулировщика;
  • правила проезда нерегулируемых перекрестков;
  • принцип «помехи справа»;
  • смотреть по сторонам, даже двигаясь по главной дороге.

Также не рекомендуется проскакивать на желтый (предупреждающий) сигнал светофора.

На переездах

Автомобильные аварии с поездами случаются довольно редко. В год не более 300 случаев. Водителю, решившему нарушить ст. 15 ПДД, следует помнить, что поезд не успеет затормозить. Если ТС заглохло на путях, лучше его покинуть и постараться вовремя сообщить диспетчеру РЖД о случившемся.

На остановках

Многие пассажиры не задумываются над тем, что подобное место представляет серьезную опасность. Особенно в часы пик при скоплении людей. Официально статистики наезда на граждан в зоне остановочных пунктов нет. Но каждое происшествие относится к резонансным и освещается СМИ.

На пешеходных переходах

Прохожий должен помнить, что соблюдение ПДД не гарантирует ему жизнь. Переходя по правилам, все равно нужно смотреть по сторонам. К особенно опасным относят:

  • ситуации, когда на одной полосе машины пропускают пешехода, а по соседним не успевают затормозить;
  • переход на нерегулируемых «зебрах», особенно в вечернее и ночное время;
  • попытки перебежать на красный.

Все эти ситуации пополняют статистику ДТП на пешеходном переходе. Каждое из происшествий приводит к ранениям или гибели, и таких случаев в год происходит по 7-8 тысяч.

По регионам России

Самый удобный сервис находится на сайте ГИБДД:

  • здесь представлена месячная статистика ДТП по городам России;
  • дана возможность сравнить цифры за рассматриваемый и предыдущий месяц;
  • сведения оперативно загружаются на портал, поэтому статистика ДТП по регионам в России за прошлый месяц 2019 года будет отнесена уже в следующий расчетный период.

Также данные публикуются региональными подразделениями ГИБДД. Но они касаются только подведомственных территорий.

По марке автомобиля

Это интересная статистика. На нее следует взглянуть перед покупкой машины. В Европе уже давно статистика аварий по маркам авто влияет на стоимость страхового полиса и самого ТС. Дилеры предоставляют надежные сервисы, где можно посмотреть подобные цифры. В России же проверка автомобиля на ДТП производится только самыми дотошными покупателями. Зато в обществе бытуют стереотипы о безнадежной аварийности отечественных машин. Так ли это?

Рассмотреть, какие машины чаще всего попадают в аварии в России, не получится. ГИБДД не ведет официальной статистики. Но эту работу выполняют полицейские соседних стран – Украины и Беларуси. Из их данных получается, что самыми безопасными марками являются (% аварийности):

Правда, статистика по российским авто не совсем справедлива, так как берется средний процент из ситуации в указанных странах. При этом белорусские «Жигули» находятся в лидерах безопасности и гораздо реже попадают в аварии (5.5%). В это же время на Украине статистика по аварийности ВАЗ показывает 16.5%.

В алкогольном опьянении

Статистика пьяной езды находится в открытом доступе. Фактор опьянения часто приводит к смертности. Люди разбивают машины буквально на пустом месте и в целом ведут себя непредсказуемо на дорогах. Поэтому виновник ДТП в алкогольном опьянении сурово карается законом.

Причины аварий

Машины сталкиваются в разных ситуациях. Не всегда причины возникновения ДТП обусловлены человеческим фактором. Основными являются следующие:

  • нарушения ПДД водителями;
  • дефекты дороги и инфраструктуры;
  • внезапная техническая неисправность, предугадать которую водитель не имел возможности (иначе причиной будет нарушение правил, где четко прописано, при каких поломках езда запрещена);
  • погодные условия.

Наряду с основными причинами, к ДТП могут привести абсолютно непредсказуемые явления. Например, выбежавшее из леса животное способно нанести машине такой ущерб, что ее уже не получится восстановить.

Меры по снижению происшествий

Ежегодно ГИБДД и иные органы проводят целый комплекс мероприятий по уменьшению аварийности:

  • уроки в школах;
  • полицейские рейды;
  • совершенствование ПДД и др.

Однако единственным решением, как избежать аварии на дороге, является единение власти и общества, водителей и пешеходов. Само государство эту проблему не решит, пока люди будут сознательно игнорировать правила и технику безопасности.

Мировая статистика

Аварии происходят не только в России. Статистика ДТП в мире показывает, что ежегодно под колесами гибнут сотни тысяч людей (с 2007 по 2019 гг. в среднем 1.25 млн человек). Эффективно проблема не решена ни в одном государстве. Об этом свидетельствует статистика ДТП по разным странам.

  1. В США показатель составляет 11.4 смертей на 100 тыс. населения.
  2. В Европе чуть ниже – 10 человек. Однако средний показатель ЕС не отражает ситуацию в отдельных странах. Лучше всего дела в Англии и Швеции – по 2.9 смертей на 100 тыс. человек.
  3. Интересно, что меньше всего люди погибают в авариях в тех странах, где попросту не организовано дорожное движение. В Египте нет ПДД и светофоров или их никто не соблюдает, поэтому нормальной скоростью движения является 20-30 км/ч. Отсюда и смертность под колесами не превышает 3-4 на 100 тыс. человек.

Изучать аварийность на дорогах можно по разным показателям. Иногда цифры показывают удивительные тенденции. Но в основном снижение смертности – закономерный результат кропотливого труда государственных структур и общественных организаций, а также показатель роста самосознания граждан.

Почему в России ежегодно в ДТП гибнет население целого города

Каждый год в России на дорогах погибают более 20 тысяч человек, что равносильно потере населения небольшого провинциального города. Количество раненых исчисляется сотнями тысяч. Во всемирный День памяти жертв ДТП РИА Новости выяснило, сколько жизней забрали пьяные водители, как отсутствие дорожной разметки обрывает судьбы людей и почему мобильные телефоны можно приравнять к ангелам-хранителям.

Невидимая война

С 2015 года ГИБДД России ведет детальную статистику обстоятельств каждой аварии. Согласно этим данным, за последние десять месяцев почти половина всех ДТП со смертельным исходом, унесших 7072 жизни, произошла в темное время суток, более четырех тысяч граждан умерли в результате наезда на пешеходов, почти 5,6 тысячи человек погибли в ДТП, произошедших на участках с плохим дорожным покрытием.

«Треть всех смертей произошла там, где зафиксированы нарушения обязательных требований к состоянию автомобильных дорог, — рассказывает координатор проекта Общероссийского народного фронта «Дорожная инспекция ОНФ/ Карта убитых дорог», депутат Госдумы Александр Васильев. — Треть ДТП произошла на трассах, которые не соответствуют требованиям ГОСТ: не была нанесена разметка либо она стерлась, либо ее не было видно, либо она находилась под слоем снега и грязи. Еще в пяти процентах случаев причиной автоаварий стали ямы. Причем на дорогах со множеством выбоин водители обычно не превышают скорость, а там, где трасса хорошая, яма может сыграть роковую роль».

По мнению Александра Васильева, на магистралях России не хватает освещения, ограждений и разметки: «Если посмотреть на города, где сейчас проходит ремонт, то мы нигде не увидим нормальной разметки, а ее нужно наносить. Если она появится на всех трассах, то большую часть ДТП с дорожным фактором можно будет исключить».

«Благодаря правильному финансированию и действиям правительства в России стали чинить трассы в соответствии с инженерными требованиями, — считает Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ Высшей школы экономики. — На федеральных магистралях ситуация заметно изменилась: около 70% дорог этого уровня находится в надлежащем техническом состоянии, а в ближайшие пару лет показатель вырастет до 100%. К сожалению, то же самое не скажешь о региональных трассах, но это задача на ближайшее будущее».

Давайте жить дружно

Самая частая причина аварий — нарушение водителями правил дорожного движения. Каждый пятый погибший в 2017 году лишился жизни по вине пьяных водителей. Пока решению этой проблемы не способствуют ни высокие штрафы, ни сотни камер на улицах, ни жесткие меры воздействия вплоть до уголовного преследования.

По мнению Михаила Блинкина, негативное поведение простых автомобилистов во многом формирует дорожная элита, что приводит к росту аварийности и смертности на дорогах. Так, некоторые государственные служащие, обладающие «дорожным иммунитетом», по мнению Блинкина, нарушают ПДД не по служебной необходимости, а ради собственного удобства.

«Простой водитель не видит, кто конкретно сидит за рулем — прокурор или судья, он видит, что одному можно нарушать правила, а другому нельзя, — говорит Блинкин. — В науке даже есть понятия: «позитивная дорожная коалиция» и «негативная дорожная коалиция». В России, да и во многих странах мира, к сожалению, мы пока говорим о «негативной коалиции».

Курс на жизнь

В 1991 году на дорогах России погибли 37,5 тысячи человек, в 2016-м — 20,3 тысячи. По прогнозам ГИБДД, смертность в результате ДТП в нынешнем году вряд ли превысит цифру в 20 тысяч. Положительная динамика наблюдается вот уже несколько лет подряд. И это несмотря на то, что сейчас погибшими в автомобильной аварии стали считать людей, скончавшихся в течение 30 дней после инцидента, а не семи, как это было до 2009 года.

«У профессионалов есть понятие транспортного поведения. Именно оно в последние годы изменилось в лучшую сторону, — считает Михаил Блинкин. — По мере роста количества транспортных средств население учится уживаться с ними. К сожалению, автомобилизация в России началась только в 1990-м году, тогда как в Европе — сразу после Второй мировой войны, а в США — еще раньше, с 1908 года».

По мнению экспертов, смертность также снижается во многом благодаря развитию медицины катастроф. Быстрее реагируют не только экстренные службы — произошла целая революция в области мобильной связи. Всего 20 лет назад вызвать помощь на региональных трассах без участия других водителей было невозможно, а теперь количество сим-карт превышает количество населения страны. Если пострадавшего в аварии доставляют в больницу в течение первого часа после получения травмы, то его шансы остаться в живых существенно возрастают. Этот промежуток времени медики всего мира называют «золотым часом». Оперативному реагированию также способствует оборудование большого количества транспорта, прежде всего автобусов и грузовиков, системой экстренного вызова помощи ЭРА-ГЛОНАСС.

ДТП — не только разрушенные судьбы конкретных людей, но и проблема для государства. Водители, как правило, принадлежат к работоспособному населению, поэтому каждая такая смерть обходится дорого. По данным ГИБДД, из-за аварий на транспорте Россия ежегодно теряет до двух процентов ВВП.

Согласно проекту стратегии безопасности дорожного движения до 2023 года, подготовленному ГИБДД, через пять лет смертность на дорогах России может снова возрасти до 30-33 тысяч человек. В качестве причин названы «неконтролируемая автомобилизация населения, старение автопарка, отсутствие действенного контроля за техсостоянием машин и повышение среднего возраста водителей».

«Все эти разговоры о неконтролируемом росте автопарка взяты непонятно откуда, — считает Михаил Блинкин. — У нас темпы автомобилизации ничем не отличаются от европейских или американских. Что касается старения водителей, то пожилой шофер в отношении смертности на дорогах абсолютно безобиден. Это последний в списке автомобилистов, кто может превысить скорость или исполнить шахматное маневрирование. Международная база данных о ДТП — IRTAD (International Road Traffic and Accident Database) — данные о возрасте вовсе не учитывает, там считают только убитых и раненых, что правильно. Поэтому водители преклонного возраста портят разве что показатели аварийности, но не статистику смертности в ДТП».

Уровень развитых стран

В 2015 году Всемирная организация здравоохранения собрала подробные данные о ДТП во всем мире. Согласно отчету ВОЗ, Россия находится на среднемировом уровне: 18,9 смертей на 100 тысяч человек. Для сравнения: у Италии и Франции этот показатель равен 6,1 и 5,1 соответственно, в Швеции — 2,8, а в Таиланде — 36,2.

«В мировой практике индекс аварийности разных стран измеряется количеством погибших на дорогах на 10 тысяч автомобилей. Это так называемые транспортные риски. Использовать метод расчета на душу населения не совсем правильно: так обычно делают, когда надо сравнить число жертв в ДТП со смертностью от заболеваний или убийств, но не государство с другим государством, — разъясняет Михаил Блинкин. — Транспортные риски в России последние два года снижаются на 15% каждые 12 месяцев — у нас один из лучших показателей в мире. При этом уровень российских транспортных рисков выше четырех единиц, то есть больше четырех погибших на десять тысяч машин, что пока не является идеальным. Во многих развитых странах этот показатель ниже единицы. Однако российская динамика очень хорошая: еще 10 лет назад в нашей стране было десять единиц, а теперь этот показатель снизился до четырех».

ВОЗ признала, что правила дорожного движения в России написаны так, чтобы обеспечить практически идеальную безопасность дорожного движения. Исключением стал лишь вопрос допустимого содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе: в нашей стране он составляет 0,03 промилле для всех водителей. По мнению организации, для молодых водителей со стажем вождения менее двух лет этот порог не должен превышать 0,02 промилле.

В США при управлении автомобилем допустим уровень 0,08 промилле в выдыхаемом воздухе, однако треть всех ДТП там происходит именно по вине пьяных водителей. ВОЗ также не удовлетворило антиалкогольное законодательство Франции, Испании, Финляндии и многих других стран. Еще один упрек в сторону России — скоростные ограничения в населенных пунктах: у нас можно ездить 60, а не 50 километров в час, как в Европе. По всем остальным показателям Россия не уступает и зачастую превосходит развитые страны мира, что позволяет верить в то, что когда-то это невидимая война на дорогах все же закончится.

Логи Бэтмобиля

Избранное

Подпишитесь!

Об авторе

Статистика пострадавших в ДТП: Россия и остальной мир

Недавно мне попалась интересная инфорграфика на тему аварий на дорогах нашей необъятной родины. И я решил не просто опубликовать ее, а поместить в релевантный контекст: сравнить как дела у других. Примерный результат мог бы предсказать любой мыслящий человек, но не обошлось и без открытий.

Данные по России брались из двух разных источников. Поэтому возможные некоторые незначительные расхождения.

Статистика аварий и пострадавших по России

В 2009 году в результате ДТП на дорогах, в России погибло чуть меньше 28 000 человек. Хорошая новость — количество смертей понемногу уменьшается каждый год, начиная с 2005.

Основной причиной ДТП является нарушение правил дорожного движения (67.4%). На втором месте — неудовлетворительное состояние дорог (16.3%). Неожиданное большую долю среди виновников ДТП занимают пешеходы (11%). Гораздо реже происшествия случаются по вине пьяных водителей (4.9%). Неисправность транспортных средств почти никак не влияет на аварийность (0.4%).

Выходит, что обязательный техосмотр, которые многие просто покупают, абсолютно бесполезен. А у трезвого пешего в два раза больше шансов спровоцировать аварию, чем у пьяного за рулем!

Пристегните ремни!

Только 6% водителей и 13% пассажиров на переднем сидении намеренно не используют ремни безопасности. Подавляющее большинство россиян — разумные люди. Даже треть задних пассажиров обязательно пристегивается. И как показывает практика, не напрасно.

Плата за беспечность

Отдельно хочется рассмотреть вопрос кто страдает больше всего в результате халатности участников дорожного движения. 53% пострадавших — это водители и пассажиры легковых авто. Сравнивая эту цифру с распределением причин аварий, можно сделать предположение, что сидя за рулем человек создает больше проблем другим, чем себе.

Пешеходы же платят втройне: будучи виновниками в 11% ДТП они составляют 33% от числа пострадавших. Велосипедисты и мотоциклисты страдают в 9% случаев. Не исключено, что подавляющее большинство из этой группы это все же мотоциклисты. Слышал где-то, что больные, ожидающие пересадки органов, очень радуются началу мото-сезона. Ведь байкеры по многим показателям являются отличными донорами — молодые, здоровые, в результате аварии чаще всего ломаю шею или теряют голову; органы не страдают.

Ситуация в других странах

Для получения общей картины я проанализировал статистику в США, Германии, Турции, Китае и России. Выбор по большей части эмпрический, но не лишенный смысла: разные стадии экономического развития, разные культуры и отношение к автомобилям. Для анализа был выбран 2009 год, поскольку на этот период приходится наибольшая плотность доступных данных. Динамика оценивается по 2005-му и 2000-му годам по аналогичной причине.

Статистика пострадавших / смертей в ДТП, количество человек, 2009 год:

  • США: 2 251 000 / 33 800
  • Германия: 401 823 / 4 150
  • Турция: 205 704 / 4 300
  • Китай: 275 125 / 67 800
  • Россия: 283 143 / 27 650

Согласно имеющейся информации, во многих странах мира наблюдается отрицательная динамика числа пострадавших в сравнении с предыдущими годами. В США количество пострадавших в ДТП в сравнении с 2000 годом сократилось примерно на треть, в Германии — на 20%. По Китаю нет точных данных, но оценка оптическим методом дает падение травматичности примерно в 2 раза. Даже безрукие водители не в состоянии сломить тренд.

В Турции же наоборот — количество жертв только растет. За выбранные 10 лет, число пострадавших на дорогах возросло более чем в 1.5 раза. В одной из статей с названием типа «10 курьезных фактов» прочитал, что турки обязаны возить с собой в багажнике пластиковый пакет для трупа. На всякий случай или, что более вероятно, в качестве фактора, мотивирующего к более аккуратному вождению. Но, видимо, такие меры не способны сдержать горячий южный темперамент.

У России как всегда свое особое место. С одной стороны, травматичность в 2009 году в сравнении с 2000 значительно возрасла (+33%). С другой — пик количества пострадавших пришелся на 2005 — 2008 года и сейчас график понемногу идет на спад. Хочется верить, что в нашей стране понемногу повышается безопасность дорожного движения. Но холодная логика подсказывает, что на снижение числа травм, по всей вероятности, больше влияют пробки в крупных городах (меньше скорость = меньше риск) и импорт более защищенных иномарок.

Ранее мной публиковался пост раскрывающий видение российской культуры вождения иностранцами. Почитайте, очень весело! Видеорегистраторы: последняя надежда на выживание и справедливость в России

Что значат цифры?

Обсуждая статистику в разных странах, в первую очередь нужно обращать внимание на тренды, а не на абсолютные цифры. То что в США в 10 раз больше пострадавших чем в России, вовсе не значит, что у нас ситуация на дорогах лучше. Необходимо учитывать количество машин, сценарии их использования, зрелость инфраструктуры и другие факторы.

К примеру, в 2009 году в США на 1000 человек приходилось 439 легковых автомобилей и был заметен 5 летний тренд по сокращению их удельного количества. В России на тот момент было 233 автомобиля на 1000 жителей и график показывает значительный рост в сравнении с 2005 годом (цифр за более раниий период нет). В Китае, Германии и Турции также наблюдается увеличение числа машин.

Если соотнести пострадавших с числом автомобилей, то можно получить примерную картину безопасности движения.

Количество пострадавших, человек в расчете на 1000 автомобилей, 2009 год:

  • США: 16.70
  • Германия: 9.61
  • Турция: 22.80
  • Китай: 5.99
  • Россия: 8.37

Количество смертей, в расчете на 1000 автомобилей, 2009 год:

Обратите внимание, что при минимальной плотности пострадавших, Китай и Россия с большим отрывом лидируют по количеству смертей. Причин тут может быть несколько: менее безопасные автомобили, неоперативная работа экстренных служб, плохая медицина, грубое нарушение ПДД.

Относительно высокую плотность пострадавших в США можно проиллюстрировать историей, которая приключилась со мной в 2010 году. Выруливая с парковки, я задел проезжавший мимо микроавтобус с китайской семьей на борту. Оба автомобиля получили незначительные повреждения (царапины на бампере и двери), т. к. двигались с небольшой скоростью. Никто из пассажиров не пострадал. Довольный китаец записал данные моей страховки и мы благополучно разъехались. Через месяц я узнал, что «пострадавший» получил $8000 компенсации от моей страховой компании на основании справки от врача о возникших головных болях.

Интересно, что в Китае пострадавших меньше всего. Тут я вижу две причины. Во первых, низкая плотность автотранспорта (0.034 авто на человека против 0.233 в России) — в малоразвитых городах не с кем сталкиваться, а в крупных мешают пробки. А во-вторых, кто этих китайцев считает? Если в Москве полицейские не регистрируют незначительные происшествия чтобы не портить статистику, то и хитрые глаза китайских чиновников наверняка закрываются на мелкие ссадины и ушибы: «Вы потеряли палец? Это менее 0.1% массы тела. О каком значительном ущербе вы говорите?» Косвенно это предположение подтверждается тем фактом, что в нашей пятерке Китай абсолютный чемпион по смертности на 1000 автомобилей, что несколько конфликтует с плотностью пострадавших.

Прогнозы на будущее

Google обещает, что как только беспилотные автомобили станут частью нашей повседневной жизни, ситуация на дорогах (в тех странах где они есть) резко улучшится. По прогнозам компании, пусть даже чересчур оптимистичным, количество ДТП снизится на 90%.

Доклад Всемирной Организации Здравоохраниения: О состоянии безопасности дорожного движения в мире

More in БДД:

  • Советы для велосипедистов и водителей для избегания ДТП 11.05.2018
  • Что такое Vision Zero. Кратко и лаконично 10.05.2018
  • Нью-Йорк. Причины смертельных и тяжёлых ДТП с пешеходами 08.05.2018

Подробное сравнение статистики безопасности дорожного движения в России за 2014-2015 годы доступно в Статистика по безопасности дорожного движения в РФ 2015.

Содержание

Вступление

Прежде чем продолжать писать статьи о методах увеличения безопасности дорог и транспорта хочу представить вашему вниманию «Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире» подготовленный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2009 году.

Зачем я упоминаю об этом отчете? В народных массах нет единого понимания воздействия различных факторов на уровень смертности. Данный доклад позволяет однозначно определить страны (из 174 стран мира, принимавших участие в исследованиях), мероприятия которых положительно влияют на безопасность дорожного движения. Такими мероприятиями в частности являются назначение требуемых условиями безопасности уровней допустимых скоростей движения на дорогах, контроля соблюдения правил дорожного движения, геометрии дороги.

Также данный документ кратко рассматривает влияние количества ДТП со смертельными случаями и травмами на экономику страны (неиспользованный потенциал граждан и убытки государства в связи с расходами на инвалидов — жертв аварий).

В конце документа в приложении можно найти информационную листовку, отображающую состояние основных критериев оценки безопасности дорожного движения.

Чтобы понимать место России в этом рейтинге, укажу, что Российская Федерация в данном документе относится к европейским странам со средним уровнем дохода (ССД).

Текст на русском — приятного чтения. Ниже приведу некоторые выжимки и комментарии, отсутствующие в отчете в виду глобальности оного.

Обзор наиболее важных деталей документа

Каждый год в ДТП погибает около 1,2 млн человек (3 300 человек в день). От 20 до 50 млн получают не смертельные травмы. 90% всех смертельных случаев на дорогах происходит в странах со средним и низким уровнем дохода (ССД, СНД). При этом на долю ССД и СНД приходится всего 48% всех транспортных средств.

Уровень дохода страны

Уровень смертности человек на 100.000 населения

На рисунке видно распределение Населения, Дорожно-транспортного травматизма и Транспортных средств по странам мира (уровню дохода).

Ниже представлены тенденции в дорожно-транспортном травматизме со смертельным исходом в некоторых странах с высоким уровнем дохода (СВД) с 1978 по 2007 год.

Для сравнения, в России сейчас около 18 погибших в ДТП на 100 000 человек населения. Тенденция будет представлена ниже.

Почти половина людей, погибающих в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире, относятся к группе «уязвимых участников дорожного движения». Это пешеходы, велосипедисты, водители моторизированных двухколесных транспортных средств. В странах с низким и средним доходом количество смертей в ДТП данной группы достигает 70%.

В данном случае скорость движения транспорта является ключевым фактором риска среди пешеходов и велосипедистов. Однако допустимые скорости в городах только 30% стран удовлетворяют базовым условиям безопасности ( рекомендации ВОЗ: максимально допустимая скорость в городах — 50 км/ч; возможность уменьшения допустимых скоростей муниципалитетами ). И всего 9% стран находят принудительное ограничение скорости автомобиля эффективным.

На рисунке отображено распределение стран по уровню ограничения скоростных режимов в городах.

Многие меры (такие как стимулирование пешеходного и велосипедного движения, пропаганда общественного транспорта) показали не только эффективность в борьбе с дорожным травматизмом, но и снижение уровня респираторных заболеваний (снижение вредных выбросов) и повышение физической активности населения.

Сравнение статистики ДТП Германии, США и России

Далее я сравню три страны на основе данных доклада ВОЗ по безопасности дорожного движения. Это Германия, США и Россия. Почему именно эти страны?

  1. Германия — один из лидеров (если не лидер) Европейского союза. Имеет весьма низкий (хотя и уступает некоторым странам Европы) уровень смертности на дорогах. Феноменом этой страны является то, что при таком низком уровне аварийности Германия единственная развитая страна с неограниченными скоростями движения на автобанах, что прописано в законе (однако, это не значит, что везде на автобанах неограниченная скорость). Более того Германия обладает в высокой степени развитой сетью высокоскоростных дорог.
  1. США — страна «победившего» автомобилизма. Довольно часто отечественные (Россия) водители и их сочувствующие приводят в пример США, где все хорошо в плане автомобилизации населения и практически нет общественного транспорта. Разветвленные удобные высокоскоростные хайвэи в городах и многочисленные парковки в центрах манят взгляд. Интересен тот факт, что в США количество смертей измеряют на километр пробега автомобиля. По этому показателю они ближе к Европе нежели, по количеству ДТП на 100 000 жителей.
  1. Россия — моя страна. Стараюсь сделать ее безопасной, комфортной и мобильной.

Основные причины аварий со смертельными исходами

Причины ДТП в США очень лаконичны. Более детальной статистики не нашел.

Алкоголь — 32%
Превышение допустимой скорости — 31%
Внимание водителя — 16%
Погодные условия — 11%

В Германии ДТП со смертельными случаями имеют следующие причины:

Превышение допустимой скорости — 20%
Алкоголь — 17%
Обгон — 17%
Неправильное использование дорог — 17%
Правила приоритета к пешеходам — 9%
Маневры — 9%
Правила приоритета — 6%
Расстояние — 3%
Дистанция — 2%

В России нашел только для всех ДТП без разделения. Если кто-то имеет информацию о причинах ДТП со смертельным исходом, прошу выслать.

Другие нарушения — 34%
Несоответствие скорости конкретным условиям — 23%
Правила приоритета — 11%
Алкоголь — 7%
Выезд на встречную полосу — 6%
Отсутствие прав — 6%
Правила приоритета к пешеходам — 5%
Дистанция — 5%
Светофор — 2%
Превышение допустимой скорости — 1%

При анализе графика для России сразу бросается в глаза огромная доля ДТП с формулировкой «Несоответствие скорости конкретным условиям». Не совсем понятно, что это, и почему такого же пункта нет в США и Германии. Однако, в США и Германии есть другой объемный пункт «Превышение допустимой скорости» (31% и 20% соответственно). В России же этот пункт равен всего лишь 1%. Позволю себе немного отклониться от научного подхода и использую практический опыт. В России нельзя комфортно ездить по дорогам без нарушения скоростного режима (фактически минимум 90% водителей ежедневно его нарушают). В Германии процент нарушителей скоростного режима в несколько раз ниже. Также как и величина нарушения разрешенной скорости в Германии существенно ниже из-за обременительных штрафов. На основе этого опыта возникает конфликт с представленной статистикой в России. Впоследствии планирую подробно разобрать методологию определения причин ДТП в России.

Еще смущают «Правила приоритета по отношению к пешеходам» В России и Германии. При высоком уровне несоблюдения правил приоритета в России, процент аварий оказывается ниже, чем в Германии. Вероятно, это неточность также относится к методологии подсчета.

Загадочный пункт в статистике РФ — «Другие нарушения» составляют 34%. Вероятно таких нарушений более 34. Хотелось бы понять, что это за нарушения.

Взглянув на статистику во всех трех странах не вдаваясь в подробности, можно заключить, что скорость является одной из наиболее частых причин ДТП со смертельными случаями (а в России для всех ДТП).

Несмотря на это, в России увеличили не штрафуемый предел скорости в городах до 80 км/ч. То есть 60 км/ч — это допустимая скорость и 20 км/ч — это не штрафуемое превышение скорости (в то время как в Германии допустимая скорость в городе 50 км/ч, а не штрафуемое превышение скорости — 3 км/ч).

Смерти в ДТП по категориям участников дорожного движения

В Германии максимально допустимая скорость в городах 50 км/ч. В США стремятся к этому. Кроме того используются различные способы контроля и успокоения скорости движения. В России это слабо выражено, и, как следствие, больше трети от общего числа смертей — это смерти пешеходов.

Тенденции ДТП со смертельным исходом в России, США и Германии

Сравним тенденции в России, США и в Германии

Данный график основан на данных доклада ВОЗ. Отсутствующие годы (примерно с 2007) дополнены информацией на основе статистических данных по количеству ДТП со смертельным исходом и по численности населения.

Из графика отчетливо виден прогресс США по борьбе со смертностью на дорогах, несмотря на достаточно активный рост населения. В России же наряду с наметившейся тенденцией к росту численности населения с 2010 года синхронно растет и количество фатальных ДТП.

Соединенные штаты в последние несколько лет ведут активную пропаганду пешеходных и велосипедных сообщений, стимулируют использование общественного транспорта (это к вопросу о «победившем» автомобиле). В частности меняются и нормативы проектирования городских улиц. Появляется акцент на учет уязвимых участников дорожного движения (например, NACTO).

Анализ условий безопасности дорожного движения по каждой (из 174) стране можно найти в докладе по безопасности дорожного движения.

Drive safe! или Водите безопасно!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сергей Давыдов

Владелец сайта «ТрансСпот». Проектирую автомобильные дороги и развязки. Планирую и моделирую транспортные потоки. Участвую в научно-исследовательских работах (концепции развития городов, транспортный раздел). Читаю лекции по проектированию транспортных развязок (ЦНТИ Прогресс). Эксперт движения «Красивый Петербург». Консультант Института дизайна и урбанистики ИТМО. Интересуюсь всем транспортно-дорожным, в особенности безопасностью дорожного движения.

Научно-
образовательный
портал IQ

Статистика учитывает не все автоаварии

В 2013 году в России ДТП стали причиной преждевременной смерти почти 27 тысяч человек, а почти 258,5 тысяч человек были травмированы. Однако данные об авариях нередко нуждаются уточнении, рассказал Тимур Фаттахов в статье «Источники информации о ДТП и учет дорожно-транспортного травматизма в России», опубликованной в свежем номере «Демографического обозрения».

Дело в том, что статистику по происшествиям на автомагистралях ведут сразу несколько ведомств: Госавтоинспекция МВД РФ, Росстат и Минздрав. Свои подсчеты существуют у страховых компаний и общественных организаций. Учет различных структур, по логике вещей, мог бы помочь составить полную статистическую картину по дорожному травматизму и смертности. Тем не менее, ее пока не существует.

Данные разных ведомств не стыкуются прежде всего потому, что Минздрав и полиция по-разному понимают ДТП. Автоинспекция фиксирует трагедии с участием транспорта, которые случились не только на магистралях. В медицинской форме отчетности №40 (это рапорты отделений скорой помощи) и Демографическом ежегоднике (регулярном сборнике Росстата), напротив, фигурируют погибшие только в несчастных случаях на дорогах. Это связано с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), по которой транспортный инцидент вне автомагистрали не считается ДТП, пояснил Фаттахов. И вот результат статистического разнобоя: в 2012 году дорожная полиция насчитала почти 28 тысяч погибших в результате ДТП, а в Демографическом ежегоднике фигурируют лишь 20,6 тысяч погибших.

Еще один момент, влияющий на «математику» аварий, состоит в том, что в России, как и во многих других странах, учитываются только ДТП, в которых пострадали люди, подчеркивает автор статьи. Подсчет инцидентов без раненых и погибших не ведется.

Случаи смерти, не учтенные в статистике по авариям

В силу названных терминологических причин медицинские организации, фиксирующие дорожные происшествия, не учитывают сразу несколько разрядов случаев. Это, например, аварии, произошедшие во время авторалли и тренировок по мотоциклетному спорту, трагические случаи во время производственных операций транспорта (например, прокладка траншей, лесозаготовка, сельхозработы), попытки самоубийств с помощью транспорта.

В ряде европейских стран понятие дорожно-транспортного происшествия более широкое. Оно включает, например, столкновения велосипедистов, а также велосипедистов и пешеходов, и статистика получается более полной. В России подобные случаи официально не фиксируются.

Исследователь восполняет статистический пробел и приводит собственные расчеты по трагическим случаям, не охваченным официальными данными по ДТП. В 2000 году таких «незамеченных» инцидентов, по оценке Фаттахова, насчитывалось 3023, в 2005 году – 2610, в 2011 году – 1414, в 2012 году – 1491 случай.

В таблице 1 приведены цифры по разным разрядам таких трагедий. Здесь фигурируют, например, преднамеренные самоповреждения посредством аварии, а также аварии с неопределенными намерениями (весьма представительный разряд – 301 трагедия в 2012 году), падение, лежание или бег перед движущимся объектом (140 случаев в том же году), наезды велосипедистов на пешеходов. В сумме же получается довольно внушительная цифра неучтенных жертв ДТП (почти 1500 случаев).

Таблица 1. Число смертей в России, связанных с дорожно-транспортной инфраструктурой и техникой, но не учитываемые в статистике ДТП

Источник: расчеты автора статьи на основе неперсонифированных данных Росстата (2006-2012).

Недоучет травм в результате ДТП

Проблема неполного сбора информации по авариям с пострадавшими существует во многих странах. В Великобритании, например, фиксируется лишь 60% ДТП, в которых получили травмы водители или пассажиры; в Австралии – около 70% таких случаев. В России дорожная полиция недоучитывает, по меньшей мере, 10% ДТП с пострадавшими. Но если учесть, что данные медиков, скорее всего, занижены, то «общий показатель неучтенных случаев в России может возрасти до уровня развитых стран и даже превзойти их», полагает Фаттахов.

О разнобое в данных свидетельствует данные на рисунке 1. Число травм в результате аварий, по подсчетам дорожной полиции, держится на уровне 250 тысяч ежегодно. Количество раненых согласно форме № 57 (сведения о травмах и других последствиях внешних причин, которые составляются учреждениями Минздрава, оказывающими соответствующую помощь) оказалось явно меньше, чем число раненых по данным полиции и по данным статистической формы №40. Согласно последним, число травм достигло почти 300 тысяч в 2011 году.

Разницу данных эксперт объясняет коммуникационными сложностями между ведомствами. Так, не все случаи обращения к врачам (например, скорой помощи) по поводу ДТП становятся известны полиции. Либо, наоборот, автоинспекция может дублировать информацию по одному пострадавшему (при переводе из одного стационара в другой каждая организация может подать данные о поступлении пациента). Занижение данных может быть связано с тем, что люди не всегда сообщают об инцидентах, а полиция может не фиксировать информацию. Больницы также могут не заносить данные о поступающих пациентах.

Так или иначе, все эти статистические и коммуникационные нюансы затрудняют получение точной информации о смертности и травмах в результате ДТП.

Рисунок 1. Число зарегистрированных ранений в ДТП, тыс.

Источник: данные Министерства здравоохранения за 2006-2011 годы.

Сейчас в России есть реальные предпосылки для создания единой межведомственной системы управления безопасностью дорожного движения, считает исследователь. Нужна интеграция данных разных организаций в единое информационное пространство. Для полноты статистики по ДТП и решения проблем аварий имеет смысл участвовать и в международных исследовательских проектах, поддерживать региональные и глобальные информационные системы, заключает эксперт.