Обоюдная вина в ДТП выплата по ОСАГО

Содержание статьи:

Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Блог › Что такое «обоюдка»? Открываем секреты!

Что такое «обоюдка»? Чем она грозит водителю, и сколько можно получить денег от страховой компании? Кто должен чинить машину в случае обоюдного признания вины?

В законодательстве нет такого понятия, как «обоюдка». Однако представители страховых компаний обычно подразумевают под «обоюдкой» ситуации, когда инспектором ГИБДД были выявлены нарушения правил дорожного движения у всех участников аварии. Именно поэтому при рассмотрении обстоятельств ДТП в группе «разбора» (не говоря уже про момент оформления протокола на месте ДТП) нужно пристальное внимание уделять тому, чтобы сотрудники ГИБДД отметили все нарушения со стороны «второго» водителя.

Как оформить протокол?

При оформлении сотрудником ГИБДД документов не будьте пассивны. Именно от того, что инспектор напишет на месте ДТП, во многом и будет зависеть, кого в итоге признают виновником аварии и кто будет нести материальную ответственность. Именно поэтому постарайтесь в спокойно форме донести до инспектора свою точку зрения на обстоятельства ДТП, привести доказательства (тут-то и пригодится видеорегистратор) или показания свидетелей.

Если вы не согласны с мнением инспектора об обстоятельствах ДТП, то настоятельно советуем отразить свою точку зрения в письменном виде в документах. Вы имеете на это полное право. И не бойтесь писать — если не хватит свободного места в протоколе, то тогда запишите в бланке «Замечания и дополнения изложены в приложении к протоколу на одном (двух) листах».

Кроме того, обратите внимание на то, чтобы в документах были отражены следующие обстоятельства ДТП:
•Состояние дорожного покрытия. Если на дороге есть крупные ямы, то лучше всего измерить их (длину, глубину, ширину) и занести эти данные в протокол. Если размеры ям превышают ГОСТ Р50597-93, то ответственность за ДТП может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы (согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см).
•Наличие и работоспособность светофоров и прочего дорожного оборудования, наличие и читаемость разметки и дорожных знаков.
•Погодные и дорожные условия (туман, дождь, лужи, лед и так далее).
•Особенности дороги (уклоны и прочее).
•Наличие тормозного пути (лучше его измерить самому), расположение различных предметов, которые оказались на дороге после ДТП.

«При этом нужно помнить — инспектор ГИБДД не устанавливает степень вины. Это не в его полномочиях. Он лишь описывает все обстоятельства аварии и фиксирует нарушения правил со стороны водителей», — рассказал референт Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов.

Итак, предположим, произошла авария. И сотрудник ГИБДД установил, что оба водителя нарушили правила дорожного движения (еще раз стоит повторить — в ГИБДД не устанавливают степень вины, а только описывают все обстоятельства ДТП). Что делать дальше? «Нужно идти в страховую компанию и подавать документы с просьбой о компенсации ущерба. Причем в страховую компанию может идти как тот, так и другой водитель», — рассказал Юрий Иванов, заместитель руководителя управления компании «АльфаСтрахование». И тут уже от страховой зависит, как они будут интерпретировать «обоюдку» (если вам не понравится решение страховой компании, то необходимо подавать документы в суд, который и будет устанавливать степень вины).

Существует несколько вариантов «обоюдки»:
•Нарушение одного из водителей не находится в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП. В этом случае страховая компания должна выплатить ему 100% компенсацию. «Если участник ДТП забыл дома водительское удостоверение, то он нарушил ПДД (часть 2.1.1). Однако это нарушение не имеет никакой причинно-следственной связи со столкновением с другим транспортным средством», — пояснила Екатерина Оберюхтина, начальник управления урегулирования убытков по ОСАГО Страховой компании «Согласие».
•Нарушения со стороны участников ДТП находятся в причинно-следственной связи с аварией и признаются равнозначными. В этом случае каждый из водителей получает лишь 50% от возможной суммы компенсации.
•Определить степень вины водителей невозможно. «В гражданском законодательстве закреплено правило, которое используется судами, что при невозможности определить степень вины доли признаются равными», — рассказал начальник управления правого обеспечения по судебной работе OAO «САК «Энергогарант» Вадим Ермаков.

Предположим, что каждый из водителей в равной доле виноват в аварии. В этом случае они подают заявления в свои страховые компании. И далее начинаются «юридические нюансы».

Ведь вы имеете право рассчитывать только на 50% от суммы ущерба. Следовательно, если ремонт стоит, предположим, 140 000 рублей, то страховая компания заплатит лишь 70 000 рублей. Часто можно услышать, что оставшиеся 70 000 тысяч вы можете требовать с другого участника ДТП, но это не так. Ибо, повторим еще раз, — при обоюдной вине вы можете получить компенсацию только в размере 50%.

Рассмотрим более сложный случай. В «обоюдке» пострадало два автомобиля: ремонт первого стоит 300 тысяч рублей, а второго 400 тысяч. Как вы уже поняли, каждый из водителей может претендовать лишь на 50% от стоимости ремонта (150 000 рублей и 200 000 рублей соответственно). Однако, согласно действующим на данный момент правилам ОСАГО, максимальная сумма компенсации может быть лишь 120 000 рублей (с 1 октября 2014 года будет уже 400 тысяч рублей).

«После получения выплаты по полису ОСАГО каждый из водителей вправе обратиться к другому участнику ДТП за компенсацией оставшейся части ущерба. В том числе и в судебном порядке. При этом размер ущерба, подлежащего возмещению участниками ДТП, будет равняться 50% за минусом полученной потерпевшим страховой выплаты. В нашем случае потерпевший № 1 сможет дополнительно претендовать на 30 000 руб. (300 000*50%-120 000 = 30 000 руб.), потерпевший № 2 на 80 000 руб. (400 000*50%-120 000 = 80 000)», — пояснил начальник отдела принятия решений по ОСАГО Страховой компании «Согласие» Иван Иров. В итоге взаимозачетов потерпевший № 2 может рассчитывать на получение 50 000 рублей от потерпевшего № 1 (80 000 — 30 000 = 50 000).

Опыт показывает, что обычно подобные дела решаются в досудебном порядке. Однако порой водители и судятся. Причем и здесь есть свои особенности — если один из водителей написал заявление в суд, то второму настоятельно рекомендуется сразу же подать встречный иск.

А что делать в том случае, если так и не удалось установить виновника аварии (не путать с ситуацией, когда оба водителя виноваты, но невозможно установить степень вины каждого из них)? Бывает и такое. «26 января 2010 года Верховный Суд РФ разъяснил, что при отсутствии вины владельцев во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение вреда друг от друга. Помочь в возмещении вреда в таком случае может только полис каско. Если его нет, то ремонтировать придется за свой счет», — рассказал Вадим Ермаков.

Именно поэтому, помимо обязательного ОСАГО, рекомендуется иметь еще полис каско, а лучше всего и полис добровольного страхования автогражданской ответственности, которые защитят ваш бюджет в подобных сложных случаях.

Как происходят выплаты при обоюдной вине по ОСАГО

Обязательное страхование ОСАГО предполагает защиту на случай попадания в ДТП, чтобы не было необходимости нести расходы по восстановлению поврежденной машины. Право на возмещение распространяется строго на определенные ситуации, при условии невиновности водителя.

Однако зачастую возникают проблемы с определением виновной стороны, или определяется обоюдная вина при ДТП. Выплаты страховой по ОСАГО в данном случае определяются в особом порядке.

Понятие обоюдной вины

Закон ОСАГО предполагает, что получить компенсацию можно при условии невиновности водителя, управлявшего поврежденным авто. Поэтому так важно после произошедшего столкновения правильно определить вину той или иной стороны. Тем не менее, во многих авариях определяется целый спектр нарушений, совершенных обеими сторонами. В данном случае, речь идет об обоюдной вине по ОСАГО.

Если в действиях обоих водителей усматриваются нарушения, участники получают выплаты от СК, руководствуясь принципом «50 на 50». В случае несогласия одной из сторон, степень вины каждого нарушителя определяют в судебном порядке.

Ни гражданское законодательство, ни ФЗ «Об ОСАГО» не содержит определений термина обоюдной вины, однако на практике в 2020 году представители Госавтоинспекции подобную формулировку используют часто, как и страховые компании. Таким образом, на практике обоюдная вина (или обоюдка) применяется для ситуаций, когда ДТП возникло в результате нарушения ПДД обоими водителями. То есть когда найти единственного виновника не представляется возможным.

При вынесении решения о возможности компенсации, если установлена обоюдная вина, и у одного участника нет полиса, руководствуются стандартным принципом действия ОСАГО. Застрахованный вправе рассчитывать на покрытие расходов через СК, с дальнейшим регрессным иском о взыскании потраченных сумм с водителя, не имевшего страховку.

Выплаты по полису ОСАГО

После того, как госавтоинспектор зафиксировал страховое событие и вынес постановление о привлечении к административной ответственности обоих автомобилистов, обращение к страховщику за выплатой приведет к назначению компенсации в половинном объеме. Не всегда подобная трактовка является справедливой, и несогласная сторона вправе обратиться за пересмотром определения степени виновности в судебном порядке.

Такой порядок рассмотрения обращений за выплатами согласуется с федеральным законодательством. Ст. 22 ФЗ «Об ОСАГО» предоставляет возможность получения выплаты страхователем, признанным одновременно и пострадавшим, и виновным. Если автомобилист согласен с получением половины от реальной суммы расходов на восстановление машины, для страхового возмещения достаточно обращения к СК.

Равная виновность

Наиболее простой и часто используемый вариант решения вопроса с определением возмещения – равное распределение вины между обеими сторонами. Такая схема не требует дополнительных издержек на суд, возмещение предоставляется в стандартные установленные законом сроки. Иногда равная вина подтверждается и в ходе судебного разбирательства.

Фактическое значение равного принципа возмещения можно пояснить на следующем примере:

  1. В ДТП получили повреждения два транспортных средства.
  2. При оценке ущерба расходы на ремонт первого автомобиля составили 50 тысяч рублей, на второе транспортное средство – 40 тысяч рублей.
  3. Если установлена равная вина, то оба водителя получат выплату, равную половине расходов, определенных оценщиком: 25 тысяч и 20 тысяч рублей соответственно.
  4. Недостающая для восстановления машины сумма оплачивается из карманов обоих водителей.

Закон вводит ограничения по максимальной сумме выплаты, не делая различий по степени виновности и частных случаев. Если расходы на ремонт дорогой иномарки превысили максимально установленный лимит, остаток взыскивается непосредственно с другого водителя.

Расчет возмещения в зависимости от степени вины

Когда налицо явное несоответствие при определении серьезности проступка водителей, есть шанс добиться пересмотра условий страховой выплаты, перераспределив процент в большую сторону. В силу передачи прав на определение степени виновности судье, нельзя исключать риск того, что окончательный вердикт приведет к уменьшению суммы.

В то же время, судья обязан всесторонне рассмотреть ситуацию и определить, чья вина в происшествии и полученных повреждениях была больше, весомей.

Понять принцип определения выплаты по степени виновности водителя поможет следующий пример:

  • Ущерб, согласно оценке пострадавших авто, составил по 50 и 40 тысяч рублей.
  • Если в процессе судебного разбирательства была установлена неоднозначность вины сторон, и первый автомобилист признан виновным на 10%, в то время как второй виноват на 90% в произошедшем случае, соответственно, выплата на ремонт первой машины составит 50 000 х (100 – 10)/100 = 45 000 рублей. Нетрудно подсчитать, что в большей степени виновный водитель получит всего 40 000 х (100-90)/100 = 4000 рублей.

Подобный расчет согласуется с гражданским законодательством (п. 2 ст. 1083 ). Если определить точную степень вины каждого из участников ДТП не представляется возможным, ущерб компенсируется сторонам в половинном объеме, а вина признается равной. Так как суды склонны определять равную степень вины в ДТП по ОСАГО выплатам, только участие опытного адвоката поможет изменить положение сторон и снизить степень виновности.

Добиваясь рассмотрения в суде, нельзя исключать риска вынесения решения о невозможности определения виновного лица либо о признании вины обеих сторон, что автоматически предоставит страховщикам возможность отказать в компенсации. В подобном случае придется оспаривать отказ СК, причем идти, скорее всего, придется в суд.

Как правильно оформить обоюдку

Оформление аварии, в которой пострадали и признаны виновными обе стороны, оформляют по стандартной процедуре с вызовом представителя ГИБДД. Порядок действий при обоюдной вине в ДТП следующий:

  1. Водители останавливают транспортные средства и, по возможности, включают аварийку.
  2. Выставляется знак аварийной остановки на расстоянии за 15-30 м от поврежденного автомобиля (в населенном пункте расстояние меньше, на трассе знак ставят дальше).
  3. Нельзя трогать и передвигать предметы, которые имеют отношение в ДТП.
  4. Пострадавшим при необходимости оказывают первую медицинскую помощь. Далее вызывают скорую и представителя ГИБДД. Связываются со своей страховой компанией, извещая о ДТП, получают консультацию о дальнейших действиях.
  5. В процессе ожидания собирают максимум информации, которая позволит затем доказать свою позицию перед страховщиком. Место аварии и пострадавшие транспортные средства фотографируют. У второго виновного водителя берут контактные данные и фотографируют права, паспорт машины, страховой полис. Данный этап особенно важен, если впоследствии придется отстаивать свои интересы в суде. В качестве документальных доказательств могут использоваться фотоснимки или запись видео.
  6. Отдельное внимание при съемке обращают на следующие детали: расположение одного автомобиля относительно другого, на фоне дорожных знаков, разметки, указателей, других предметов, имеющих отношение к дорожной инфраструктуре и опознанию конкретного места, тормозной путь обоих авто и др.
  7. Правильно определить виновность позволит составленная и подписанная совместно со вторым участником схема ДТП.
  8. Если машины мешают транспортному потоку, проезжая часть освобождается, сразу после подписания схемы ДТП и съемки места события.
  9. Желательно найти свидетелей, записать их контактную информацию, попросить дать показания в присутствии представителей Госавтоинспекции, обсудить возможность дачи показаний на суде.
  10. По приезду инспектора ГАИ водители активно участвуют в составлении документов: схемы происшествия, протоколах о правонарушениях (при обоюдной вине – на двоих водителей), иных бумаг.
  11. Полученные от инспектора документы, вместе с документами водителя и на автомобиль передают в СК вместе с заявлением о наступлении страхового случая. Перед передачей пакета бумаг рекомендуется сделать нотариально заверенные копии.
  12. При несогласии с равным распределением вины, готовят иск об определении степени виновности. В таком случае выплата будет определена по указанию суда, а страховщик получит предписание организовать получение страхового возмещения.

Результат определения степени виновности на суде во многом зависит от правильного оформления документов и полноты представленных доказательств. Если возникли сомнения в справедливости определения виновного, следует тщательно контролировать вносимую инспектором информацию о ДТП, в том числе при составлении схемы аварии, детальном описании полученных повреждений и др. Важно помнить, что подписываемые документы становятся официальным свидетельством, устанавливающим подробности аварии, поэтому нельзя подписывать бумаги без тщательного ознакомления.

Нужно учитывать, что судебное решение распространяется и на определение степени вины, и на определение виновника ДТП. В случае если судья посчитает невозможным выявить виновника вообще, права на компенсацию по ОСАГО аннулируются, так как не соблюдается главный принцип автогражданки – получение возмещения только невиновной стороной.

Теперь мы разобрались, если обоюдка, будет ли выплата. Законодательство прямо устанавливает возможность компенсации при наличии одновременно условий невиновности и вины участника аварии.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей в ДТП

Полис ОСАГО является страховой гарантией для водителей в случае возникновении ДТП.

Водитель, попавший в такую ситуацию вправе рассчитывать на частичное или полное возмещение расходов на ремонт ТС.

Но как решается проблема страхового покрытия, если в аварии виновными выступают обе стороны?

Далее пойдёт речь о том, как происходят выплаты по ОСАГО в случае обоюдной вины водителей.

Обоюдная вина: что это значит?

Большинство аварий, происходящих на дорогах, случается по вине одного из водителей. Но бывают случаи, когда ДТП провоцирует несколько участников.

Итогом становится Постановление о правонарушении в отношении обоих водителей. В данном случае и говорят об обоюдной вине водителей (в разговорной речи — «обоюдка»).

Сразу отметим, что в законодательстве РФ подобный термин не используется. Его применяют только сотрудники Госавтоинспекции при оформлении аварии в том случае, если были обнаружены точные подтверждения нарушения правил обоими водителями.

Обоюдное нарушение при ДТП обязательно фиксируется работником ГБДД в индивидуальном протоколе каждого участника.

В документе непременно должны быть указаны 2 пункта:

  • какое правило было нарушено;
  • какая ответственность предусмотрена за это законом.

Говорить об обоюдной вине следует только в том случае, когда каждому из водителей выписаны протокол и Постановление о совершённом ими административном правонарушении.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Оформляя договор ОСАГО, каждый водитель понимает: если он спровоцирует ДТП, то страховой полис позволит ему полностью или частично покрыть финансовые потери пострадавшего участника движения.

Но выплатит ли возмещение страховая компания, если виновниками аварии будут признаны оба водителя? И как будут распределены выплаты между ними?

При вине обоих водителей в ДТП выплаты по ОСАГО в 2020 году производятся на основании ст. ФЗ-№12 п. 22. Данный нормативно-правовой документ даёт право на получение возмещения обоим провокаторам аварии.

При этом стоит помнить, что существуют 2 степени вины:

Вопрос степени вины не рассматривает страховая компания. Степень вины каждого водителя определяет только суд. На основании решения суда страховщик осуществляет выплаты.

Чтобы избежать различных сложностей в ходе судебного разбирательства, необходимо правильно вести себя при ДТП и грамотно оформить все необходимые документы.

Также стоит учитывать, что не все нарушения ПДД служат основанием для признания судом обоюдной вины.

К примеру, если один из участников выехал на встречную полосу, а второй – был не пристёгнут, виновным будет признан только первый из них. Суд всегда руководствуется принципом разумности.

Видео: Обоюдная вина в ДТП

Как оформлять ДТП при «обоюдке»?

Если случилось ДТП, водителям нужно предпринять следующие шаги:

  1. Остановите машины и не уходите с места аварии до прибытия сотрудников ГИБДД или аварийных комиссаров от страховщика.
  2. Самостоятельно зафиксируйте максимальное количество доказательств вины другого участника: сделайте фото, найдите свидетелей и запишите их контактные данные, сохраните запись видеорегистратора и т.д.
  3. Вызовите ГИБДД и уведомите страховую компанию.
  4. Проследите, что инспектор фиксирует в протоколе.
  5. Не берите сразу же вину на себя.
  6. При оформлении протокола чётко проговаривайте свою позицию, давайте объяснения и добивайтесь их включения в протокол. Обращайте внимание инспектора на обстоятельства, подтверждающие вину другой стороны. Возможно, что в результате разбора аварии вас вообще не признают виновным в ДТП.

Если вы уверены, что вина второго участника больше, чем ваша, непременно обращайтесь в суд и добивайтесь там установления степени вины. Иначе страховые компании возместят обеим сторонам лишь 50% суммы.

В том случае, когда повреждения обоих машин незначительны, жертв и споров нет, вызывайте только аварийного комиссара, оформите «Европротокол» и заполните документы для страховой компании.

При таком способе тоже можно получить возмещение. В 2020 году максимальный его размер составляет 50 тысяч рублей. Таким образом, при обоюдной вине каждый участник ДТП получит не более 25 тысяч.

Если аварию оформляет инспектор ГИБДД, то должны быть составлены следующие документы:

  1. Справка о ДТП, которая выдаётся на руки каждому водителю.
  2. Протокол.
  3. Постановление о правонарушении с законодательной привязкой (КоАП РФ).

В протокол заносятся следующие данные:

  • расположение ТС после ДТП с включением схемы;
  • результаты замеров от контрольных точек до машин;
  • описание видимых повреждений на автомобилях;
  • объяснения участников аварии.

Как доказать обоюдную вину в суде?

Каждый судебный процесс индивидуален, его ход зависит от конкретных обстоятельств дела. Но в случае с ДТП по обоюдной вине можно дать общие рекомендации водителям.

Самое важное – доказать, что нарушения правил были допущены обоими участниками. В качестве доказательств нужно использовать справки, протоколы и постановления ГИБДД, вынесенные по результатам дела.

Могут привлекаться и показания свидетелей, сделанные вами фото и видеозаписи с места аварии, указывающие на расположение машин после ДТП, степень повреждения и пр.

Помните, что суд учитывает не только действия участников ДТП, но и другие обстоятельства дела. К примеру, участник процесса в ходе доказательств своей позиции может сослаться на погодные условия в момент аварии и состояние дорожного полотна.

Правда, этот факт должен быть подкреплён справкой из местного центра гидрометеорологии.

Важны также и профессиональные знания, поэтому стоит получить экспертное заключение: оценочное, автотехническое, и т.д. Можно даже вызвать экспертов в суд, особенно в том случае, если у вашего оппонента есть возражения.

Никакие прежние доказательства для суда определённой силы не имеют, поскольку суд исследует их одновременно, определяя степень виновности по совокупности обстоятельств.

Так, даже документы из Госавтоинспекции могут быть проигнорированы судом, если другие доказательства не подтверждают обстоятельства, изложенные в них.

Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине водителей

При возникновении ДТП с обоюдной виной оба участника должны обращаться к своему страховщику, с которым был заключён договор ОСАГО.

Ранее закон позволял получить выплату как от своей страховой компании, так и от страховщика другого участника ДТП. Но сегодня эта практика недопустима, что закреплено на законодательном уровне реформой закона «Об ОСАГО».

Документы в страховую компанию должны быть поданы не позже 10 рабочих дней спустя после инцидента. После данного срока получить возмещение будет намного сложнее.

Если же страховые компании не согласны с размером возмещения, назначается специальное судебное разбирательство. Далее они будут обязаны произвести все выплаты по решению суда.

Если же указанная в судебном решении сумма не будет перечислена клиенту вовремя, на страховщика будет наложен значительный штраф.

Как рассчитывается размер возмещения?

Согласно п. 22 ст. ФЗ-№12, страховые компании должны выплачивать сумму ущерба пропорционально степени вины водителя.

К примеру, если водитель признан судом виновным на 60%, то ему выплатят только 40% от суммы понесённого им ущерба, а второму участнику выплатят 60% от суммы, требующейся на ремонт его авто.

Однако судебная практика показывает, что выплаты по ОСАГО при «обоюдке» чаще всего распределяется в одинаковых долях между обоими виновниками аварии.

Суды опираются на п. 2 ст. 1083 Г К РФ, которая гласит, что при невозможности установить степень вины, она автоматически признаётся равной.

Срок ожидания при этом обычно составляет не более 15 дней. Степень вины определяется судом. Если же судебного решения не существует, то степень виновности в любом случае признаётся равной.

Если же вина ни одного из участников аварии не установлена, то никакого возмещения вообще не будет.

Можно ли выбрать способ возмещения?

С 27.04 2020 года действуют поправки к закону, касающемуся ОСАГО. Согласно этим изменениям, водители вправе получить денежное возмещение вместо ремонта.

Размер будет рассчитываться так же, как описано выше.

Если же потерпевший пожелает восстанавливать своё авто по натуральному возмещению убытков, то ему придётся доплатить за ремонт из своих средств.

Процесс получения выплаты

Если обоих участников аварии устраивает получение 50% возмещения, то в суд можно не обращаться.

В этом случае отправляйтесь в страховую компанию сразу, как получите из ГИБДД документы с указанными нарушениями со стороны каждого из участников ДТП.

Если вас не устраивает половинчатое возмещение, то необходимо:

  1. Уведомить страховщика о ДТП.
  2. Дождаться решения суда с установленной мерой виновности каждого участника.
  3. Получить компенсацию по постановлению в размере, пропорциональном вине.

Судебный процесс занимает обычно несколько месяцев, поэтому в суд стоит обращаться, если:

  1. По мнению автоинспекции, нет ни одного виновника.
  2. Большая степень вины одного из участников очевидна.
  3. Ущерб серьёзный, поэтому важно получить максимально возможное страховое возмещение.

Что делать, если страховая компания отказывает в выплате?

Страховщик может вынести мотивированный отказ в выплате возмещения.

Наиболее частые причины отказа:

  1. Один из участников не был вписан в страховку ОСАГО.
  2. Участник ДТП управлял автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения.
  3. Один из виновных обжаловал вынесенное судом решение.
  4. Виновный сбежал с места ДТП.

Но это не значит, что всё потеряно и вы не получите возмещения. Добивайтесь своих прав, поскольку страховым компаниям выгодно зацепиться за любую причину, чтобы не выплачивать компенсацию.

Так, если в ваше авто въехал сын собственника другой машины и он не вписан в полис, страховщик может отказать в рассмотрении документов. В этом случае напомните сотруднику компании о п. 1 ст. ФЗ — №14.

Согласно закону, право требования переходит к причинившему вред лицу. На основании данного положения страховщик обязан выплатить возмещение.

Во втором случае, когда один из участников был под воздействием алкоголя, действует то же правило. Аналогичным образом поступайте, если виновник покинул место ДТП.

Если ваш оппонент обжаловал решение суда, то страховая компания вправе приостановить процедуру выплаты, но ни в коем случае не отказать.

Невозможно получить возмещение по ОСАГО только в том случае, если не может быть установлена личность виновника.

Обоюдная вина в аварии – непростая ситуация, поскольку каждый из участников становится и потерпевшим, и виновным одновременно. Следовательно, каждый сам несёт ущерб и в то же время должен отвечать за ущерб, причинённый другому.

Поэтому хочется порекомендовать всем водителям быть аккуратнее на дороге и всеми силами стараться не нарушать ПДД.

Обоюдная вина при ДТП: кому положена выплата по ОСАГО?

Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?

Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей. Фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте. А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.

Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента. Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников. А страховая компания тем более не обладает полномочиями для этого.

Что говорит закон?

В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи. В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц». Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i». Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховые компании платят «в равных долях».

Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:

  1. Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
  2. Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.

Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что отсутствие обращения в суд в данном контексте формулировалось бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.

Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.

Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховых компаний возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд. В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги. И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.

Политика надзорных органов

Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».

В частности, при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.

Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.

И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.

В то же время руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.

Позиция Верховного Суда

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. № 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:

  1. Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
  2. Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.

То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.

Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Как поступать автовладельцам?

Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток. Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.

В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы. Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.

Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.

Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
16 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Выплата по ОСАГО в 2020 году при обоюдной вине – кому выплачивает страховая компания

Если признается обоюдная вина в ДТП, выплата по ОСАГО начинает интересовать обоих участников аварии. Каждый автовладелец понимает, насколько высока вероятность стать виновником происшествия на дороге или пострадавшей стороной.

Желая всячески перестраховать себя от вероятных финансовых потерь, стоит разобраться, позволит ли полис ОСАГО частично или полностью компенсировать причиненный ущерб. Также нужно знать, кто получит возмещение от страховщика в случае вины обоих водителей.

«Обоюдная вина»: раскрываем суть фразы

Важно знать! В области административного права понятие «обоюдная вина» вовсе отсутствует.

При обоюдной вине (в простонародье – обоюдке) виновниками происшествия признаются все участники аварии. Сотрудники страховых компаний и ГИБДД обозначают ДТП такой характеристикой, когда каждый участник происшествия в определенной степени нарушил ПДД.

В случае аварии развиваются три ситуации:

  1. Происшествие стало последствием нарушения ПДД одним из участников движения. Результат очевиден, а поэтому рассчитывать на возмещение ущерба может исключительно потерпевшая сторона (по ОСАГО);
  2. Инспекторы ГИБДД выносят постановление относительно прекращения производства. Причина остановки дела – невозможность установить картину происшествия вследствие противоречий в показаниях участников. Если обоюдное согласие не достигнуто, последующее установление виновников ДТП переносится в суд, где окончательное решение принимает уже судья;
  3. Если нарушителями ПДД и виновниками аварии признаны оба участника, то каждый из водителей авто (участник происшествия) получает протокол, а также соответствующее постановление, указывающее на административное нарушение.

В юридической сфере обоюдной виной считается только третья ситуация, при которой виновны оба водителя.

После того, как выяснили, что такое обоюдная вина, стоит понимать, кто платит по счетам.

Кому из участников аварии положена компенсация, и в каком размере?


Теперь стоит разобраться, при обоюдном кому выплачивают страховая компания, и в каком размере.

Поскольку законодательство РФ не помогает в решении задач, связанных с обоюдной виной при аварии, страховщики следуют определенным путем:

  1. Осуществляют выплату каждому участнику аварии, являющемуся виновником ДТП, в размере 50% от понесенного ущерба. Как показывает судебная практика, именно такие решения играют ключевую роль. Основой решения суда является норма ГК РФ, согласно которой при отсутствии возможности установить степень вины собственника транспорта, она устанавливается равной для каждого участника ДТП;
  2. Страховщики отказывают клиентам в выплате компенсации, аргументируя решение практической невозможностью установления виновника происшествия. Однако подобные решения страховых компаний являются неправомерными, и уполномоченные специалисты знают об этом, надеясь, что клиент не отправится с иском в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 1083 ГК РФ, компенсационные выплаты обеим сторонам происшествия обязаны осуществляться страховщиками соответственно доле вины в аварии. В теории подобное требование бесспорно, но в действительности установить меру вины каждого участника происшествия, после чего доказать это суду весьма непросто. Зачастую суд идет простейшим путем, в результате чего присуждает участникам аварии равные части возмещения.

Каждому водителю, интересующемуся, как выплачивается страховка, важно знать: при вовлечении высококвалифицированных адвокатов удается добиться иного решения, и получить компенсацию в размере 80% или даже 90% (другая сторона происшествия при обоюдной вине получает соответственно 20% или 10%). В реалиях решение бороться до победного конца принимается редкими водителями, даже если степень вины в ДТП очевидно меньше.

Наиболее часто собственники автотранспорта по итогу происшествия (при обоюдной вине) согласны на условия страховой организации, благодаря чему возмещение ущерба осуществляется в равных долях.

Разумеется, подобное поведение страховщика с пострадавшими в результате своих действий водителями обосновано тем, что сотрудники компании не желают взаимодействовать с судами.

Для примера:

  • Ущерб автотранспорта водителя А. А. составил 50 000 рублей, тогда как водитель Б. Б. понес потери в размере 100 000 рублей;
  • При обоюдной вине страховая компания выплачивает деньги в размере 25 000 и 50 000 рублей соответственно.

В худшем случае суд не имеет возможности установить вину одного из участников происшествия, либо не может охарактеризовать ситуацию как обоюдная вина. Обстоятельства аварии делают невозможными выводы относительно случившегося при отсутствии обоюдного согласия между водителями и свидетелями ДТП. Такая ситуация будет означать для водителей, ставших виновниками аварии, что они не получат выплаты по полису ОСАГО. Вот почему рекомендуется оформлять полисы ОСАГО и КАСКО.

Преимущества покупки обоих полисов:

  • Экономия времени;
  • Скидка при оформлении ОСАГО и КАСКО в одной компании;
  • Проблемы с одновременной покупкой ОСАГО в большинстве случаев не возникают при имущественном страховании.

Выбирая страховщика для приобретения страхового полиса, следует руководствоваться репутацией конкретной организации.

Страховая компания отказывается выплачивать компенсацию: причины


Для того чтобы избежать неприятных прецедентов со страховой компанией, проинформируйтесь о возможных причинах отказа:

  • Один из виновников ДТП не указан в полисе ОСАГО;
  • Виновный скрылся с места происшествия;
  • На момент происшествия участник находится под воздействием алкоголя;
  • Решение суда обжаловано другой страховой компанией или одним из виновников происшествия.

Зная о возможных аргументах страховщика не в вашу пользу, вы можете подготовиться и защититься на каждый из перечисленных случаев.

Оформление аварии


Оформление дорожного происшествия, в котором виноваты оба водителя, осуществляется стандартным образом, с участием сотрудников ГИБДД.

Прежде всего, владельцам автотранспорта необходимо прийти в себя и успокоиться, после чего приступать к действиям, прописанным в действующих правилах дорожного движения:

  1. Автомобиль должен быть неподвижным, стоять с включенным сигналом аварийной остановки;
  2. Рядом с машиной должен стоять знак аварийной остановки. Нормы установки аварийного треугольника: для населенного пункта – не меньше 15 метров от автомобиля, за пределами – не меньше 30 метров . Знак призван уведомлять приближающиеся транспортные средства относительно неподвижной преграды на пути следования. Если требование не будет выполнено, предусмотрена штрафная санкция в виде постановления об административном нарушении (штраф составляет 1 000 рублей);
  3. Нельзя поднимать предметы, относящиеся к аварийной ситуации – детали, осколки и прочие обломки могут повлиять на достоверность причины ДТП;
  4. Оказание первой медицинской помощи является необходимостью в тех случаях, когда в результате происшествия имеются пострадавшие. Если есть необходимость, вызовите скорою помощь;
  5. На место происшествия вызываются сотрудники ГИБДД, по прибытии которых фиксируются личные данные, анализируется сложившаяся ситуация;
  6. До приезда сотрудников ГИБДД необходимо записать данные второго участника происшествия. Будет лучше, если вы сфотографируете водительское удостоверение, страховой полис или техпаспорт транспортного средства;
  7. Уведомите страховую компанию, с которой заключен договор, о ДТП, указав обоюдную вину. Регистрация потребует указания следующих данных: времени и места происшествия. Обязательно поинтересуйтесь у специалиста, как действовать далее. Агент страховой компании может решить отправить уполномоченного сотрудника на место аварии;
  8. Сделайте фотографии для фиксации подробностей аварии, для чего можете воспользоваться смартфоном или другим устройством с камерой ( идеальным вариантом окажется видеозапись ). На фото и видео должны быть следующие характеристики столкновения: общий план места ДТП; оторвавшиеся детали и прочие предметы; государственные номерные знаки обоих транспортных средств; тормозные пути обеих машин; оба автомобиля с различных ракурсов на фоне дорожного полотна и окружающей местности;
  9. Привлеките других участников аварии для составления схемы дорожно-транспортного происшествия. Схема аварии должна содержать подписи всех участников происшествия;
  10. Если возможность организовать свободный проезд других транспортных средств отсутствует, дожидайтесь приезда сотрудников ГИБДД, ничего для этого не предпринимая. Освободить дорогу для других транспортных средств можно только после составления схемы происшествия;
  11. Ищите свидетелей столкновения для фиксации их личных данных. Следует попросить свидетелей ДТП остаться до приезда сотрудников ГИБДД для дачи свидетельских показаний и установления точной причины аварии;
  12. Дождитесь приезда сотрудников ГИБДД, а затем участвуйте в оформлении ДТП вместе с государственными представителями.

Следуя приведенным выше пунктам, водитель избежит ответственности и штрафа со стороны сотрудника дорожной полиции.

В свою очередь, сотрудники ГИБДД после прибытия к месту происшествия составляют следующие документы:

  • Схему ДТП;
  • Протоколы об административном правонарушении (2 экземпляра);
  • Справку о происшествии.

Сотрудники государственной инспекции приступят к составлению схемы аварии, произведут замеры дорожного полотна, расстановки автомобилей.

Если инспектор упустил из виду какую-либо деталь, которая кажется вам важной, обязательно укажите ему на нее!

Оформление Европротокола


Стоит уделить немного внимания Европротоколу, которого может не оказаться у виновника происшествия. Для тех, кто не знает, что это такое, поясняем: Европротоколом называется специальная форма Извещения относительно дорожно-транспортного происшествия, заполняемая участниками аварии.

Документ подтверждает право одного из участников ДТП на выплату со стороны страховщика по ОСАГО. Также протокол характеризуется как система, с помощью которой удается оформить документы о ДТП без привлечения ГИБДД.

Что в итоге?

После того как вы разобрались, что значит «обоюдная вина» и каковы ее последствия, стоит подвести итог. Если будет возможность оформить обоюдную вину с равной компенсацией ущерба, страховая компания непременно воспользуется этим и предоставит выплаты обоим участникам ДТП в размере 50%.

Если вы не согласны с таким решением, получаете право обратиться в суд с иском для требования об увеличении размера выплаты. Для этого понадобится привлечь хорошего адвоката.

Обоюдная вина при ДТП выплаты страховой по ОСАГО

Полис ОСАГО обязателен для всех владельцев транспортных средств. В случае ДТП страховка дает гарантию выплат даже при обоюдной вине. Однако, выплаты при таких ситуациях немного отличаются от тех, когда есть один виновник аварии.

Что значит обоюдная вина при аварии?

В Законе об ОСАГО нет такого понятия, как «обоюдная вина». Но в жизни это словосочетание часто используется для описания ДТП, при которых все участники движения оказались нарушителями правил дорожного движения.

В данном случае каждому нарушителю выписывается протокол и постановление о правонарушении. Если виновника два, то и потерпевших тоже двое. Соответственно, каждый их них сможет получить выплату по ОСАГО.

ВАЖНО! Поскольку понятия «обоюдная вина» нет в законе, то ни страховая, ни сотрудник ГИБДД не могут вписать его в заключение. Поэтому доказывать обоюдность всегда нужно в суде.

Когда виновность признается обоюдной?

Виновность признается обоюдной тогда, когда оба (или более) участников ДТП не признают своей вины или приходят к общему заключению, что невиновных среди них нет. В любом случае следует немедленно вызвать ГИБДД. Чтобы виновность призналась обоюдной, следует поступать следующим образом:

  • до момента прибытия сотрудников ГИБДД, не убирать транспорт с места происшествия, а оставить все как есть, загородив место аварии специальными знаками;
  • для подтверждения невиновности в суде зафиксируйте повреждения самостоятельно. Обязательно сохраните запись видеорегистратора, а без него сфотографируйте место происшествия и поврежденные автомобили на телефон. Можете привлечь очевидцев, которые дадут показания при составлении протокола;
  • сразу после вызова ГИБДД нужно позвонить в страховую фирму и сообщить о случившемся.

ВНИМАНИЕ! Если сотрудник ГИБДД выпишет штраф только вам, то вы автоматически станете виновником и лишитесь права на выплату по страховому полису. Не соглашайтесь с решением и не подписывайте протокол: его можно обжаловать, если у вас достаточно доказательств.

Степени виновности

Здесь все достаточно просто: вина может быть равной (виноваты одинаково) и неравной, то есть кто-то один виноват больше другого.

При равной вине возмещение предоставляется 50% на 50% от нанесенного ущерба (если было двое участников ДТП), 33.3% — если было 3 автомобиля, 25% на 25% — если четверо и так далее. Равная вина присваивается при следующих обстоятельствах:

  1. Все участники ДТП нарушили правила дорожного движения.
  2. Установлена причинно-следственная связь между нарушением правил и произошедшим ДТП.
  3. Нарушение ПДД между участниками аварии имеет примерно одинаковую тяжесть.

Неравная вина высчитывается в процентном соотношении из совокупности всех нарушений ПДД, в результате которых возникла авария. То есть большая степень виновности будет у того, кто нарушил больше правил, либо тяжесть нарушения была больше, чем у других участников ДТП.

Страховые выплаты

После того как будет доказана обоюдность вины, страховые компании берутся за решение проблемы с возмещением. Метод его получения зависит от нескольких обстоятельств. Как правило, страховка выступает в качестве ремонта от СК, но во многих ситуациях водитель может претендовать на реальные деньги.

ВАЖНО! Неоплата без уважительной причины грозит страховой компании штрафом.

Кто может рассчитывать на страховку?

На страховку может рассчитывать всякий водитель, у которого оформлен полис ОСАГО, а в суде доказали обоюдную вину. Но если за рулем находился человек, не вписанный в полис, то получить возмещение будет невозможно.

Как рассчитать размер возмещения?

Сумма возмещения не всегда равна, несмотря на то, что вина признана обоюдной. Все зависит от степени виновности. Данная норма предусмотрена п. 2 ст. 1083 ГК РФ.

Расчет производится по степени вины. Пример: Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В — на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины в 50% на 50% они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.

ВАЖНО! Чем меньше степень вины, тем большую сумму в процентном соотношении получит автовладелец.

Возможно ли выбрать способ возмещения?

Ущерб может быть возмещен одним из двух вариантов:

  • выплата соответствующей суммы;
  • отправление автомобиля на ремонт за счет страховой компании в ту фирму, с которой у СК заключен договор.

ВАЖНО! Владелец машины имеет право указать в заявлении каким образом он бы хотел получить возмещение, но окончательное решение остается за страховой компанией. Такое правило действует с марта 2017 года. Страховщику выгоднее отправить автомобиль в ремонт, поскольку таким методом он сможет сэкономить финансы. При этом страховщик обязан проследить за тем, чтобы ремонт транспорта был выполнен качественно. В противном случае владелец машины имеет право потребовать исправления изъянов.

Однако, в некоторых случаях выплата вместо ремонта предусмотрена законом:

  1. Если планируемый ремонт продлится свыше 30 дней. Превышение этого времени чревато тем, что пострадавший при ДТП будет получать неустойку (0,5% от суммы возмещения за каждый день просрочки).
  2. Если мастерская находится от места, где произошло ДТП или проживает пострадавший, дальше чем на 50 км.
  3. Если машина новая (менее 2 лет), а страховая фирма не имеет договора с официальным дилером конкретно этой марки.
  4. Машина не подлежит восстановлению.
  5. Есть погибшие или раненые при ДТП.
  6. Если участник аварии (владелец авто) является инвалидом.

ВНИМАНИЕ! Способ возмещения ущерба не зависит от того, каким образом было зарегистрировано ДТП.

Процедура получения компенсации

После того, как будет установлена степень виновности, нужно подать документы в страховую компанию. Компания принимает пакет документов, производит осмотр и экспертизу повреждений машины и принимает решение (которое предоставляется в письменном виде) о выплате или отказе в ней. На это отводится 20 дней, за вычетом праздников и выходных. Если в страховую подан неполный пакет документов, то компания должна потребовать все необходимое в течение трех дней.

Что делать, если страховщик отказался платить?

Страховая компания вправе отказать выплачивать компенсацию по полису при наличии особых причин. Возможность оспаривания зависит от законности действий компании.

Отказ страховщика будет правомерен, если:

  • нарушены сроки уведомления о страховом случае: при составлении протокола с ГИБДД, нужно сообщить в страховую компанию о происшествии в течение 10 дней, а при составлении европротокола на это отводится 5 дней;
  • представлен неполный список документов;
  • участники аварии самовольно покинули место происшествия до приезда ГИБДД;
  • кто-то из водителей (или все) был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В этой ситуации водитель останется не только без страховки, но и без прав;
  • зафиксировано отсутствие страхового полиса либо отсутствие лица, сидевшего за рулем, в списке допущенных к управлению авто.

Если страховая отказывает в выплате на законных основаниях, нужно устранить причину и вновь составить обращение. Если причина уезда с места ДТП была уважительной (например, водитель отправился в больницу), то нужно предоставить доказательства (в данном случае справку, выписку).

Порядок оформления происшествия при обоюдке

Самое важное — не спорьте и не вступайте в драку с другими участниками аварии, не давайте им скрыться с места. ДТП уже произошло и наилучший вариант решения проблемы — мирный разговор и установление обоюдной вины (если она, конечно, действительно обоюдная хотя бы в неполной мере).

Действия водителей

Итак, сразу после аварии стоит действовать по следующему алгоритму:

  1. Выйти из автомобиля, не перемещая его с места ДТП. Если авария произошла в темное время суток, то нужно перед выходом на дорожное полотно надеть жилет или куртку со светоотражателями (п. 2.3.4 ПДД).
  2. Выставить аварийные знаки, огородив площадку, и включить «аварийку». Важный момент: не убирайте с места ДТП осколки и другие детали, указывающие на произошедшее.
  3. Вызвать ГИБДД.
  4. При необходимости вызвать бригаду «Скорой помощи» и оказать пострадавшим первую помощь.
  5. Известить свою страховую компанию об аварии, указав на то, что она произошла по обоюдной вине.
  6. Самостоятельно зафиксировать повреждения автомобиля на видео или фото, заснять место аварии (в том числе разбитые детали и тормозные пути, если они видны) и машины других участников ДТП.
  7. Опросить свидетелей, записать их слова на диктофон или видеокамеру, а еще лучше — попросить их остаться до приезда ГИБДД.
  8. Внимательно изучить протокол и схему дорожного происшествия, оформленные представителями ГИБДД. Все спорные моменты должны быть указаны в протоколе. Кроме того, в нем должна быть отражена такая информация: схема расположения ТС после аварии, схема расстояния от точек отсчета, описание нанесенных повреждений автомобилям участников инцидента, описание травм, причиненных людям (при наличии), объяснение сторон ДТП и показания свидетелей.

ВАЖНО! Внимательно прочитайте протокол. В нем должны быть указаны все нарушения. Если вы не согласны с чем-то, то не стоит его подписывать.

Как доказать обоюдную вину в суде?

Степень виновности можно установить только в суде. Если нет сомнений, что вина равна 50 на 50, то можно обойтись без разбирательств. Но если есть вероятность того, что кто-то виноват в большей мере, то нужно подать иск в суд.

ВНИМАНИЕ! Автовладельцы имеют право разойтись, не вызывая ДПС в том случае, если признали вину равной, а в аварии никто не пострадал. При этом сумма ущерба не должна превышать 100 тысяч рублей. В такой ситуации оформляется европротокол, который в течение пяти дней подается в страховую компанию.

Для доказательства того, что вина другого участника аварии больше, следует:

  • предоставить в суд протокол и постановление об административном правонарушении, в котором прописаны пункты ПДД, которые нарушили оба водителя. Кроме этих документов следует предъявить фото и видео с места аварии, устные или письменные показания очевидцев;
  • привести аргументы в пользу того, что нарушение ПДД с вашей стороны было вынужденным, спровоцированным внешними факторами. Примером такого может быть туман, условия плохой видимости, обледенение дорожного полотна, стершаяся разметка, загрязненные и не просматриваемые дорожные знаки и тому подобное. Факт неблагополучной погодной обстановки должен быть подтвержден справкой из метеоцентра;
  • указать на заключение независимых экспертиз по оценке нанесенного ущерба или характера повреждений. Вывод экспертизы может быть представлен в письменном виде или же со слов присутствующего на суде эксперта.

ВАЖНО! Истец может требовать проведения независимых экспертиз: трасологической, автотехнической, гидрометеорологической. Например, в случае ДТП из-за погодных условий может быть проведена гидрометеорологическая экспертиза.

Настаивайте на своей точке зрения до последнего. Помните, что страховой компании выгодно избежать выплат.

Что если нет страховки?

Если нет страховки ОСАГО, то водитель не получит никаких компенсаций. Наоборот, он еще и сам заплатит штраф, поскольку ездить на машине без полиса ОСАГО запрещено на законодательном уровне.

Автомобиль будет увезен на штрафстоянку, а его хозяин оштрафован. То же самое случится, если за рулем окажется человек, не вписанный в полис ОСАГО.

ВНИМАНИЕ! Эксплуатация транспортного средства без страховки ОСАГО разрешена только в течение 10 суток с момента покупки машины. При этом водитель всегда должен возить с собой документ, подтверждающий право собственности. Например, договор купли-продажи. Там обязательно должна стоять дата заключения сделки.

Обоюдная вина — трудноразрешимая ситуация, поскольку каждый участник ДТП одновременно становится и потерпевшим, и виновником. Далеко не каждый водитель способен признать свою вину в аварии. Чтобы получить свои законные выплаты по полису ОСАГО, запаситесь терпением и полным комплектом доказательств.