Понятие ДТП классификация ДТП

Содержание статьи:

Определение и классификация ДТП в правилах дорожного движения

Происшествия на дороге можно рассматривать с различных точек зрения, например, в качестве правонарушения или с технической стороны.

Рассмотрим дорожно-транспортное происшествие согласно ПДД Российской Федерации: что такое ДТП, какие виды ДТП существуют, их основные характеристики и причины.

Как ПДД трактует дорожное происшествие?

Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:

  • Признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
  • Признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
  • Признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
  • Признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
  • Признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.

Участники ДТП

Участниками происшествия являются лица, задействованные в аварии в качестве виновных или потерпевших. ПДД выделяет следующих участников:

  • водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщики, инструктора по вождению, сидящие на пассажирском месте во время управления авто учащимися;
  • пассажир – гражданин, который садится или выходит из авто, управляемым водителем, или находится в нем непосредственно во время движения, стоянки;
  • пешеход – человек, который не находится ни в каком транспортном средстве, а движется по проезжей части, тротуару, трамвайным путям или другому элементу дороги. Сюда можно отнести людей, которые передвигаются на коньках, ведут за собой велосипед, самокат, коляску;
  • велосипедист – человек, управляющий велосипедом, который согласно ПДД является транспортным средством.

Также по ПДД можно выделить такие категории участников ДТП:

  • автовладельцы;
  • виновники аварий;
  • виновные в ущербе;
  • потерпевшие и пострадавшие.

Виновником ДТП может являться и пешеход, а виновным в нанесении ущерба механик, чинивший авто.

Какие выделяют виды ДТП?

Происшествия можно поделить на разные виды в зависимости от характеристик.

По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:

  • столкновение – авария вследствие контакта средств между собой, составами поездов, удар по внезапно затормозившему авто;
  • опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство опрокинулось;
  • наезд на стоящее ТС – движущееся авто наехало на стоящее средство или прицеп;
  • наезд на препятствие – ТС наехало на неподвижный предмет (постройка, забор, ограда, зеленые насаждения, столбы) или произошел удар по нему;
  • наезд на пешехода – авария, при которой авто наезжает на человека либо последний сталкивается с ТС, перевозимым грузом или предметами;
  • наезд на велосипедиста – авто сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
  • наезд на гужевой транспорт – авария, при которой происходит столкновение ТС с повозками, управляемыми животными, или с самими животными;
  • падение пассажира – лица, перевозимые в авто, падают за пределы транспортных средств или в их салонах ввиду изменения скорости или траектории передвижения.
  • другие виды ДТП – любые типы аварий, которые нельзя отнести к вышеперечисленным: отскакивание колеса на пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.

Существуют и бесконтактные ДТП, которые не обозначены в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников движения на действия, причиняющие им ущерб, но физического контакта между транспортным средством виновника и потерпевшими не происходит.

Уважаемый читатель!

В статье представленная базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:

При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.

По характеру вреда:

  • незначительные;
  • крупные;
  • с ущербом автомобилям;
  • с повреждением не транспортных средств;
  • с ущербом здоровью людей;
  • с гибелью физических лиц.

По количеству участников

  • один водитель;
  • два участника (наиболее распространенное);
  • трое и больше участников.

По степени тяжести телесных повреждений:

  • легкая – короткое расстройство здоровья;
  • средняя – длительное расстройство здоровья;
  • тяжкая – опасные для жизни в момент причинения травмы, утрата органа или его функции, прерывание беременности, стойкая утрата трудоспособности или потеря профессиональных навыков;
  • смертельный исход;
  • тяжкие ситуации – гибель нескольких или ранения множества людей.

Погибшим в ДТП, согласно Правил, является человек, смерть которого наступила вследствие действий других участников дорожного движения в момент аварии или на протяжении семи суток после нее в результате полученных травм.

Раненым при аварии считается физическое лицо, которое получило травмы и повреждения, повлекшие необходимость амбулаторного лечения или пребывания в больнице в течение хотя бы суток.

Что не является ДТП?

Нельзя отнести к авариям ситуации, когда в происшествии не участвовали транспортные средства, они не двигались либо никому не был причинен ущерб.

Кроме того, если столкновение произошло вне мест, движение в которых регулируется ПДД, то оно не является ДТП. Например, если автомобили столкнулись в поле или на льду озера, то нанесенный ущерб нужно рассматривать с точки зрения гражданского права.

Причины ДТП

Дорожным авариям сопутствуют определенные факторы, влияющее на поведение участников движения. Статистика показывает, что наиболее часто на ДТП влияют следующие условия:

  • усталость, болезнь, недомогание шофера;
  • отвлечение внимания (телефон, разговор с пассажиром, громкая музыка, животные в салоне);
  • метеорологические явления, которые мешают обзору или влияют на техническое состояние дороги (снег, дождь, туман, град, ураган, гололед);
  • повреждения дорожного покрытия;
  • алкогольное или наркотическое опьянение, прием лекарств, влияющих на восприятие дорожной обстановки;
  • технические неисправности автотранспортных средств.

Данные причины можно условно поделить на три типа:

  1. Субъективные.
  2. Дорожные условия.
  3. Технические факторы.

К другим факторам можно отнести поведение диких животных, падение на дорогу различных предметов, недостаточный уровень подготовки водителя, незнание ПДД.

Видимость и условия, сопутствующее ДТП

ПДД определяет понятие ограниченной видимости, характерное для возникновения ДТП. Под этим понятием имеют в виду расстояние, которое не соответствует предписанным нормам в связи с физическими характеристиками дорожного участка или погодными явлениями.

Дорожными условиями, которые сопутствуют аварии, являются условия в конкретном месте участка дороги в момент совершения ДТП. Если причинами происшествия являются такие условия, то это должно быть установлено в решении суда на основании материалов расследования и исследовательских экспертиз.

Дорожно-транспортное происшествие
дтп

Что такое дтп: основные понятия и термины, виды дтп: наезд, столкновение, опрокидывание, падение

кто такой: потерпевший, погибший, раненый при дтп

ст. 12.27 КоАП РФ
Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

Основные понятия и термины дорожно транспортного происшествия (дтп):

дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)

дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

ст. 2 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

дорожно-транспортным происшествием является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

п. 6 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения

п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий»

дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

п. 2 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:
Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

п. 3 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

см. также — прил. № 6 к прил. № 2 «Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел», утв. приказом МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328 в ред. от 16 февраля 2009 года

— Карточка учета дорожно-транспортного происшествия (Приложение 1)

— Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел (Приложение 2)

— кодификатор субъектов РФ и других государств — Приложение 4 к Инструкции

— кодификатор федеральных дорог — Приложение 5 к Инструкции

— кодификатор типов транспортных средств — Приложение 8 к Инструкции

— кодификатор предприятий-изготовителей автомототранспортных средств — Приложение 9 к Инструкции

— кодификатор марок, моделей транспортных средств — Приложение 10 к Инструкции

— кодификатор форм собственности — Приложение 11 к Инструкции

— кодификатор организационно-правовых форм — Приложение 12 к Инструкции

— кодификатор министерств РФ — Приложение 13 к Инструкции

— формат передачи карточек учета ДТП на федеральный уровень — Приложение 14 к Инструкции

— Изменения и дополнения, которые вносятся в нормативные акты МВД России — Приложение 4 к приказу МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328

В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»)

ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»)

п. 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

погибший — лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток;
(в ред. постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 года № 859)

раненый — лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения

п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий»

погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

пп. 4 и 5 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Классификация ДТП

Дорожно-транспортное происшествие- событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

Классификация дорожно-транспортных происшествий

1. Столкновение — дорожно-транспортное происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с движущимся подвижным составом железных дорог. К этому виду также относятся столкновения движущегося транспортного средства с внезапно остановившимся транспортным средством и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

2. Опрокидывание — дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды дорожно-транспортных происшествий.

3. Наезд на стоящее транспортное средство — дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

4. Наезд на препятствие — дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на неподвижный предмет или ударилось об него.

5. Наезд на пешехода — дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также дорожно-транспортное происшествие, при котором пешеходы пострадали в результате их травмирования перевозимым на транспортном средстве грузом.

6. Наезд на велосипедиста — дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

7. Наезд на гужевой транспорт — дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

8. Наезд на животных — дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), птиц, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

9. Прочие дорожно-транспортные происшествия — дорожно-транспортные происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам (сходы трамвая с рельсов, падение перевозимого груза и пр.).

Безопасная дорожно-транспортная ситуация — это такое положение и скорость транспортных средств на дороге, при которых не возникает угрозы ни одному из участников движения.

Опасная дорожно-транспортная ситуация — это такое положение и скорость транспортных средств на дороге, при которых в результате неправильных действий одного из участников движения возникла реальная угроза дорожно-транспортного происшествия, но при этом существует возможность его предотвращения.

Аварийная ситуация — это опасная ситуация, при которой избежать происшествия невозможно.

Сопутствующие факторы — обстоятельства, влияющие до развития дорожно-транспортной ситуации, которые либо облегчают, либо отягощают
последствия дорожно-транспортного происшествия.

К основным причинам дорожно-транспортных происшествий относятся:

1. Недисциплинированность пешеходов;

2. Недостаточная квалификация водителей;

3. Плохие дорожные условия;

4. Неудовлетворительная организация движения;

5. Неправильное размещение груза на автомобиле, плохое крепление.

Только ясное представление механизма дорожно-транспортного происшествия, выявление его причин и всех сопутствующих факторов позволят сделать правильное заключение о виновности участников происшествия, наметить рациональные пути предупреждения дорожно-транспортного происшествия, воздействуя в первую очередь на их причины и во вторую — на сопутствующие факторы.

Наиболее часто дорожно-транспортные происшествия возникают в летне-осенний период — с июня по октябрь. Доля дорожно-транспортных происшествий за эти 5 месяцев составляет 55 — 60% годовых.

По дням недели наибольшее число дорожно-транспортных происшествий падает на пятницу и субботу.

В течение суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21 часа. В течение этих 4 часов совершается 30 — 35% от общего числа дорожно-транспортных происшествий за сутки.

Определение ДТП в законодательстве: виды, участники, оформляемые документы

Определение ДТП указано в следующих нормативно-правовых документах Российской Федерации:

  • ФЗ № 196 от 1995 года (далее – ФЗ №196);
  • Правила дорожного движения (далее – ПДД);
  • Правилам учета ДТП на дорогах РФ (далее – Правила учета).

Определение

Что такое ДТП? Все 3 документа сходятся к тому, что под термином ДТП словарь должен понимать происшествие, произошедшее во время движения автомобиля (иного транспортного средства) по дорогам общего пользования и с его участием. Обязательным условием считается наличие повреждений, к которым относится:

  • Нанесение травмы людям;
  • Гибель людей;
  • Повреждение транспортного средства (в том числе и скрытые повреждения);
  • Повреждение перевозимого груза;
  • Повреждение зданий и сооружений.

Пункт 3 приложения к Правилам учета установил следующие виды ДТП:

  1. Столкновение. Происшествие во время которого столкнулись 2 движущихся автомобиля (иных ТС) или же ТС столкнулось с движущимся железнодорожным составом. Столкновением может быть признано только то происшествие, во время которого движение осуществляли оба участника аварии. Однако третий абзац пункта 3 сделала оговорку, что к этому виду следует также причислить столкновение с резко остановившимся автотранспортом (из-за поломки, из-за экстренного торможения и т.д.) или столкновение железнодорожного состава с ТС стоящим на путях.
  2. Опрокидывание. Переворот ТС на бок или на крышу во время движения.
  3. Наезд. Существуют следующие подвиды наезда:
  • На ТС. Столкновение движущегося ТС со стоящей техникой (автомобилем, мотоциклом, прицепом). К наезду не относятся случаи ДТП, основные признаки которого указывают, что это столкновение (наезд на резко остановившееся ТС).
  • На препятствие. Удар автомобиля, мотоцикла или любой другой техники о недвижимое препятствие: дом, забор, столб, дерево и т.д.
  • На пешехода. Столкновение ТС с человеком по вине водителя либо пешехода. К этому виду следует также отнести получение повреждений от груза, перевозимого по дороге: доски или трубы, торчащие из прицепа и т.д.
  • На велосипедиста. Ситуация аналогичная наезду на пешехода.
  • На гужевой транспорт. Столкновение с повозкой либо животным, запряженным в эту повозку, а также наезд на животное, не запряженное в повозку.

  1. Падение пассажира. Падение пассажира во время движения ТС, независимо от причин такого падения. Однако если аварию можно отнести к другому виду (столкновение, наезд и т.д.), ДТП не следует считать падением пассажира. Также, падением пассажира не считается падение с (из) остановившегося ТС.
  2. Иные ДТП. Сюда включаются все остальные возможные ситуации: падение груза на человека (автомобиль), отрыв колеса (иной части автотранспортного средства) и т.д. Отдельно выделяют бесконтактное происшествие, когда участник дорожного движения своим действием или бездействием создал ситуацию, приведшую к материальному ущербу, или нанесению вреда жизни и здоровью третьих лиц, но при этом непосредственного контакта не произошло. Например, когда действия велосипедиста вынудили водителя совершать резкое маневрирование, из-за чего автомобиль съехал в придорожный кювет.

Участники

В российском законодательстве четко очерчено определение понятия ДТП. Однако ни один нормативно-правовой документ не содержит в себе определения понятия об участниках происшествия. Но если взять всю имеющуюся информацию, то под понятием «Участники ДТП» следует понимать всех лиц, которые, так или иначе, участвовали в аварии. Законодательство делит участников на 2 основные категории:

  • Виновники, из-за которых произошла авария;
  • Потерпевшие, которые получили ущерб в аварии не по своей вине.

Виновником и потерпевшим может стать любое лицо, являющееся участником дорожного движения. Статья 2 ФЗ № 196 относит к таковым пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Следует знать, что к водителям приравниваются лица, управляющие гужевой повозкой, а также погонщики скота, перегоняющие животных через дорогу (по дороге).

Отдельно разделяют участников происшествия по степени полученных повреждений:

  • Раненные.
  • Погибшие. Погибший при ДТП – это лицо, которое умерло от полученных ран в течение 30 дней после их получения.

И ранеными и погибшими могут быть как виновники, так и потерпевшие.

Помимо указанного, есть очевидцы происшествия с места ДТП. Это физлицо, которое воочию было свидетелем аварии, располагает информацией о ней и может ею (информацией) поделиться.

Порядок действий водителя при аварии

Если водитель транспортного средства попал в дорожно-транспортное происшествие, то согласно пунктам 2.5 и 2.6 ПДД, он должен:

  1. Остановить свое ТС и включить аварийный световой сигнал. Продолжать движение на авто нельзя, равно как и нельзя отъезжать в сторону с места происшествия. Однако пункт 2.6 ПДД определил, что если машина полностью перекрыла дорожное полотно, то водитель должен по возможности убрать автомобиль на обочину, предварительно зафиксировав место происшествия. Если это возможно, фиксация производится посредством фото и видео.
  2. Оказать требуемую помощь пострадавшим и вызвать бригаду медицинской помощи. Если этого требует ситуация, пострадавшего необходимо отправить в больницу на попутном автотранспорте.
  3. Установить знак остановки. Знак выставляется на дороге по ходу движения. Минимальное расстояние знака от ТС: в населенных пунктах – 15 метров, за чертой города – 30 метров. ПДД определили, что расстояние от знака до ТС должно позволять иным водителям вовремя заметить препятствие, притормозить и совершить маневр для объезда.
  4. Вызвать сотрудников ДПС и дождаться их на месте.

Оформляемые документы

Прибыв на место аварии, сотрудники ГИБДД составляют следующие документы:

Постановление о происшествии, где указывается причина ДТП, основные обстоятельства, дата и точное время, описание повреждений всех ТС. К протоколу прикладывается:

  • материалы фото и видео фиксации, подготовленные сотрудниками ГИБДД, самими участниками аварии или очевидцами;
  • схема происшествия, нарисованная сотрудником ГИБДД от руки;
  • свидетельства очевидцев аварии и ее участников.

Протокол об административном правонарушении, где указывается виновник аварии и пункт ПДД, который был нарушен. Составляется несколько копий: сотрудникам ГИБДД для передачи на хранение, виновному для ознакомления и пострадавшему для передачи в страховую компанию.

Если виновник не установлен, составляется постановление о возбуждении административного дела. Если виновника аварии нет, составляется постановление об отказе в возбуждении административного дела.

Если того требует ситуация, участника ДТП (одного или нескольких) отвозят на медицинское освидетельствование для установления факта опьянения (алкогольного, токсического или наркотического) и для определения количества промилей алкоголя, находящихся в крови.

Оформление по европротоколу

Пункт 2.6 ПДД, установил, что при одновременном соблюдении следующих условий участники могут не вызвать сотрудников ГИБДД:

  • Участниками происшествия является только 2 ТС;
  • Каждый из водителей имеет действующий полис ОСАГО;
  • Материальный ущерб причинен только транспортным средствам (одному или двум);
  • У водителей нет разногласий в определении обстоятельств происшествия.

В таком случае водители самостоятельно должны заполнить бланк европротокола, выданного страховой компанией. Европротокол составляется только на бланке и по образцу, утвержденными страховщиком. Достаточно одного экземпляра для заполнения, поэтому на свое усмотрение водители могут взять европротокол виновного или пострадавшего. В документе отображается следующая информация:

  • Место и дата аварии;
  • Количество ТС, которым причинен ущерб;
  • Свидетели;
  • Информация о пострадавшем ТС;
  • Информация о собственнике;
  • Место первого удара;
  • Перечень повреждений;
  • Обстоятельства происшествия и схема;
  • Подписи.

С 1 июня 2018 года максимальная сумма возмещения по европротоколу составляет 100 000 рублей. Даже если ущерб, нанесенный ТС, будет превышать эту цифру, страховая компания не выплатит больше этой суммы. Если повреждения автомобиля явно превышает указанную сумму, водителям рекомендуется вызвать на место аварии сотрудников ДПС.

Что такое ДТП?

ДТП подразумевает собой массу негативных последствий. Самое серьезное из них – гибель человека или нанесение ему тяжелых увечий. Однако далеко не все дорожные происшествия можно отнести к ДТП.

Что же такое дорожно-транспортное проишествие?

Если обращаться к законодательству, то под ДТП принято подразумевать событие, которое повлекло за собой нанесение ущерба транспортному средству, а в некоторых случаях причинение вреда здоровью людей.

Для ДТП характерно наличие следующих условий:

  1. Происшествие случилось во время движения ТС. В качестве примера можно привести ситуацию, когда владелец авто сбил пешехода. Если же пешеход сам упал на машину, которая не находилась в движении, то это не считается ДТП.
  2. В произошедшем событии фигурирует авто.
  3. Причинение ущерба (это может быть вред, нанесенный здоровью людей или материальный ущерб). Важно понимать, что если в результате столкновения ни одному из автомобилей не был нанесен ущерб, то это не считается ДТП.

Если какое-либо из вышеуказанных обстоятельств не имеет место быть, то произошедшую ситуацию нельзя отнести к ДТП.

Категории участников ДТП

К участникам ДТП относят:

  1. Водителя – это лицо, управляющее ТС.
  2. Велосипедиста – лицо, передвигающееся на велосипеде.
  3. Пассажира – это лицо, которое не управляет ТС, но находится в нем.
  4. Пешехода – лицо, не передвигающееся на ТС.

Помимо вышеуказанных понятий, существуют и другие:

  1. Владелец ТС – это лицо, которое имеет право собственности на автомобиль.
  2. Виновник аварии – лицо, по вине которого случилось ДТП.
  3. Виновник ущерба – лицо, по вине которого здоровью людей или машине был причинен вред.
  4. Потерпевший – лицо, получившее материальный ущерб.
  5. Пострадавший – лицо, получившее вред здоровью в результате аварии.

Виды дорожно-транспортных происшествий

ДТП бывают нескольких видов, каждый из которых закреплен действующим законодательством.

Вот лишь самые распространенные из них:

  1. Столкновение. Машины врезались друг в друга или произошло столкновение ТС и подвижного ж/д состава.
  2. Опрокидывание. В результате аварии транспортное средство потеряло устойчивость.
  3. Столкновение со стоящим ТС. Например, водитель потерял управление и врезался в неподвижный автомобиль.
  4. Столкновение с препятствием. Например, водитель врезался в столб или перегородку.
  5. Наезд на пешехода. Речь идет о ситуации, когда водитель ТС сбил пешехода или последний сам натолкнулся на автомобиль.
  6. Наезд на велосипедиста. Речь идет о ситуации, когда водитель ТС сбил пешехода или последний сам натолкнулся на автомобиль.
  7. Столкновение с гужевым ТС. Под гужевым ТС подразумевается средство передвижения, в котором находятся животные. Если водитель машины сбил животное, то это также будет относиться к данной категории.
  8. Пассажир упал во время того как автомобиль находился в движении.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие было определено как ДТП, должны соблюдаться пять условий:

  1. Происшествие должно случиться на самом деле и являться событием, которое не полностью зависело от воли человека. ДТП может произойти в полной или частичной изоляции от воли участников дорожного движения. При полной изоляции виновников нет, так как ДТП происходит в силу природных явлений или ситуации на дороге. При частичной изоляции виновник есть – человек, который нарушил ПДД. Происшествие является относительным событием, которое возникает по причине действия или бездействия лица. На дальнейшее развитие ситуации человек не влияет. К действиям относят агрессивную езду, а к бездействиям – невыполнение экстренного торможения.
  2. В ДТП обязательно должно фигурировать минимум одно ТС, под которым подразумевают разработанное устройство для перемещения людей и грузов. ТС может передвигаться за счет двигателя, физической силы или труда животных. Само животное не является ТС, но карета или телега, которую они тянут за собой, подходит под описание ТС. Исключением является мотоблок с прицепом, так как его основная задача заключается не в перемещении людей и грузов.
  3. Статус ДТП присваивается только в том случае, если хотя бы один из участников происшествия находился в движении на момент столкновения. Если при движении было сбито боковое зеркало у припаркованного автомобиля, то эта ситуация попадает под описание ДТП. Но если припаркованная машина была повреждена упавшей сосулькой с крыши, то это происшествие не относится к ДТП.
  4. Происшествие не может случиться без финансовых или физических последствий. Под финансовыми подразумевается необходимость осуществления денежных затрат на ремонт автомобиля. Под физическими – смерть или ранение человека, из-за которого он был вынужден провести в больнице более суток. В ДТП обязательно повреждаются транспортные средства, а людям наносятся травмы физической и психической формы. Если автомобиль толкнул пешехода, то происшествие не попадает под описание ДТП. При этом водитель будет считаться нарушителем правил дорожного движения. Но если во время такого наезда будет разбит телефон или получены травмы, то нарушение оценивается как ДТП.
  5. Авария должна произойти в процессе передвижения по дорогам. Под дорожным движением подразумевается езда автомобилей по местам, которые являются специально предназначенными поверхностями для перемещения на ТС. Происшествия, которые случились на прилегающих территориях, также трактуются как ДТП. Но случай столкновения в открытом поле не попадает под понятие ДТП, а виновник будет выявлен на основании гражданско-правовых норм.

Что не является ДТП?

Авария не будет считаться ДТП, если:

  • в ней не участвовали движущиеся транспортные средства, и никому не был нанесен урон;
  • столкновение произошло вне дорог, предназначенных для движения на ТС.

Тогда происшествие будет рассматриваться только на основании гражданского законодательства.

Причины ДТП

Главной причиной, по которой происходят ДТП, является нарушение ПДД.

Чаще всего водителями игнорируются следующие правила:

  1. Несоблюдение скоростного режима. Водители не всегда могут трезво оценивать ситуацию на дороге, особенно при превышении установленного максимума допустимой скорости.
  2. Нарушение правил при обгоне. Правила, которые должны соблюдаться при совершении обгона, указаны в разделе 11 ПДД. Если водитель не уверен в том, что он сможет успешно завершить маневр, то не следует идти на обгон.
  3. Несоблюдение дистанции. Расстояние до автомобиля, идущего спереди, должно быть достаточным, чтобы водитель смог совершить маневр во избежание столкновения.
  4. Вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Водитель, находящийся в нетрезвом виде, представляет опасность для всех участников движения. Если сотрудники ГИБДД поймают нарушителя в таком состоянии, то он будет оштрафован на сумму до 30 000 рублей. Дополнительно гражданина могут лишить прав на срок до 2 лет.

Есть и другие факторы, кроме нарушения ПДД, которые являются причиной возникновения ДТП:

  1. Недостаточный опыт вождения. Большинство участников ДТП – это новички. Единственный способ устранить данный недостаток – постоянно практиковаться в вождении.
  2. Нарушение правил ПДД со стороны других участников дорожного движения.
  3. Невнимательность при вождении. Часто можно встретить ситуацию, когда люди за рулем общаются по телефону, едят и т.д. Такое поведение дезориентирует, снижает внимательность, из-за чего человек может пропустить дорожный знак или сигнал светофора. При вождении все внимание должно быть сфокусировано на дороге.
  4. Дорожные условия. Слякоть, снег, дождь, лед – это факторы, которые меняют поведение автомобиля. Водитель должен обращать особое внимание на маневры других участников движения при любых нестандартных погодных и дорожных условиях.
  5. Неисправность транспортного средства. Любые отклонения от нормы в работе автомобиля должны моментально устраняться в сервисах. Любой шум или гул может являться серьезной поломкой, из-за которой водитель может попасть в ДТП.

Чаще всего участниками ДТП становятся лица, которые ведут себя агрессивно на дороге или неспособны контролировать себя в критических ситуациях. Косвенной причиной ДТП может быть плохое моральное или физическое состояние человека.

Штрафы за создание ДТП

Столкновение машин – стандартная ситуация на дороге, за которую не предусмотрены штрафные санкции. Ответственность накладывается, если один из участников происшествия совершил нарушение, повлекшее за собой аварию или бесконтактное ДТП . Например, человек может проехать на красный свет, тогда штраф за создание ДТП составит 1 000 рублей. Полный перечень штрафов за ДТП по данной ссылке.

Штрафы после ДТП

Штраф может быть взыскан не только за создание ДТП, но и за действия после него. Штраф в размере 1 000 рублей накладывается на лиц, которые не выставили знак аварийной остановки. Если водитель скрылся с места ДТП, то он будет лишен прав на срок до полутора лет.

Самые жесткие наказания последуют в случае, если после столкновения водитель будет употреблять алкоголь или наркотики. Тогда человек может лишиться прав на срок до двух лет.

Возмещение материального ущерба и морального вреда

После ДТП обязательно следует процедура возмещения материального ущерба и компенсация морального вреда . Выплатить средства обязан виновник происшествия. Если таковых лиц несколько, то все они должны выплатить средства в равных пропорциях, если нет доказательств, что кто-то из участников в большей степени виновен в ДТП.

ГИБДД осуществляет проверку по факту ДТП для выявления причины и виновника происшествия. Именно на это лицо накладывается обязательство по возмещению ущерба. Если виновник не согласен с решением, которое приняла полиция, то он может обратиться в суд с соответствующим иском.

Что нужно знать о ДТП в 2020 году

Не секрет, что уровень аварийности с увеличением количества машин на российских дорогах растет, несмотря на развитие инфраструктуры и улучшение качества автопарка. ДТП – что это такое, не всегда понятно автомобилистам, привыкшим ассоциировать с ним любое происшествие с авто. И только столкнувшись с ситуацией лично, начинаешь разбираться в нюансах.

О чем идет речь

Для правильной оценки происходящего, понимания, как действовать, нужно не только знать определение ДТП, но и причины возникновения, его виды и алгоритм поведения участников. При этом важна расшифровка аббревиатуры ДТП.

Наверняка все знают, что это дорожно-транспортное происшествие. То есть случай на дороге, который произошел с ТС. Но такое определение было бы слишком обобщенным и не позволило бы классифицировать каждый отдельный случай, ведь причины и следствия могут быть разными. Для уточнения деталей есть смысл обратиться к законодательной базе.

Вот какое дано определение ДТП в Правилах дорожного движения. Приводим почти дословно из п.1.2 Общих положений.

ДТП – это событие с участием ТС, возникшее в ходе их передвижения по дороге, когда погибли либо пострадали люди, повреждены автомобили, грузы, сооружения или причинён другой материальный урон.

Примерно такое же понятие ДТП в КоАП. Здесь это расценивается как административное правонарушение, результатом которого стал вред имуществу и/или здоровью. В ст. 2 ФЗ N 196-ФЗ зафиксировано точно такое же определение. К слову, и в законе об ОСАГО тоже.

Но как интерпретировать слова «люди» и «дорога»? Без точных определений разбираться нет смысла. Именно поэтому не все из нас понимают, что считается ДТП сотрудниками ГИБДД. Как результат, не получается сразу определить, относится ли ситуация к теме нашего разговора.

Что не может относиться к ДТП

Если вдумчиво прочитать определение дороги в тех же ПДД, станет ясно, что ситуация классифицируется как ДТП, если она сложилась на территории, обозначенной как проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса или трамвайные пути. Событие может быть связано с одним участником или несколькими. Причем из определения ДТП следует, что машина в нем участвует во время движения, а результатом этого процесса должен стать материальный ущерб.

Теперь можно сформулировать, что не является ДТП. К нему не относится происшествие, если:

  • ТС в нем не участвовало;
  • авто было неподвижным;
  • имущественный ущерб и травматизм людей не последовали.

При отсутствии одного из перечисленных условий нет смысла говорить о ДТП. Другими словами, если машина столкнулась с деревом в чистом поле, у такой ситуации есть другое определение. Если на авто упала сосулька – это тоже не может расцениваться как ДТП, хотя ущерб налицо.

Причины возникновения ДТП

Анализ причин возникновения ДТП позволяет сделать вывод, что они связаны с человеческим фактором, то есть с действиями участников движения, либо с воздействием внешних факторов, связанных с неблагоприятными природными и погодными явлениями. Плюс добавляются чисто «российские» условия возникновения – лихачество и разгильдяйство водителей, безответственность коммунальных и дорожных служб. Детально картина раскрывается в Правилах учета и анализа ДТП на автодорогах РФ.

Итак, основные причины и условия возникновения ДТП в России можно сформулировать так:

Еще что можно отнести к причинам? Например, использование мобильных телефонов во время движения без комплекта громкой связи. Да всё, что отвлекает водителя от непосредственного управления ТС. Шестой пункт нашего списка в последнее время вообще стал лидером статистики.

Виды и характеристика ДТП

В п.3 третьего приложения к вышеуказанным Правилам учета указаны основные виды ДТП и их характеристика:

  1. Столкновение – происшествие во время движения, когда ТС сталкиваются между собой или с подвижным ж/д составом.
  2. Опрокидывание – происшествие, при котором переворачивается двигающееся ТС.
  3. Наезды – на препятствие, стоящее ТС, пешехода, велосипедиста или гужевую повозку. Подходят оба варианта – когда ТС наталкивается на препятствие и наоборот.
  4. Падение пассажира – происшествие, при котором пассажир падает с движущегося ТС или в его салоне (кузове) в результате резкого маневра или изменения скорости.
  5. Иной вид ДТП. Сюда причисляются любые происшествия, которые нельзя отнести к указанным выше. Например, падение транспортируемого груза, попадание отброшенного колесом предмета или наезд на внезапно появившееся препятствие.

Как классифицируют ДТП

В нашей стране для сферы автомобильного транспорта МВД применяется следующая классификация ДТП:

  • Бесконтактное. Это ситуация, когда нарушивший ПДД водитель считается виновником происшествия без столкновения с другими участниками движения. Например, если в результате его маневров столкнулись другие ТС.
  • Учетное. Чтобы разобраться с тем, что такое учетное ДТП, следует вернуться к Правилам учета. Там определено, какие ДТП фигурируют в отчетности – ставшие причиной травм или гибели людей. Если пострадавших нет, авария не подлежит учету.
  • Скрытое. Ситуации, когда обстоятельства совершения и участники остаются невыявленными, встречаются часто. Когда виновник покидает место ДТП без уважительных причин или с целью сокрытия своей причастности – вот, что такое скрытое дорожно-траснспортное происшествие.

Кто может считаться участником происшествия

Термин “участник ДТП” определен ПДД. Это любое имеющее непосредственное отношение к происшествию лицо. Такими можно считать:

Очевидцы и лица, находящиеся в непосредственной близости от места ДТП, к таковым не относятся. Далее приведем принятые определения тех, кто считается участником по закону:

  1. Водитель – лицо, управляющее ТС или инструктор, велосипедист и даже погонщик скота.
  2. Пассажир – любое лицо, находящееся в салоне (кузове) и не управляющее ТС или осуществляющее посадку/высадку.
  3. Пешеход – лицо, которое находится или движется по дороге или близлежащей пешеходной зоне пешком, на инвалидной коляске, коньках, лыжах, самокате.

Участники ДТП делятся на виновников и потерпевших. С первыми все понятно – виновник нарушил правила, совершил ДТП, а дальше отвечает по закону. С потерпевшими все несколько сложнее. Они могут быть даже в ТС виновника и делятся на две категории:

  • погибшие;
  • раненные.

К первой относят потерпевшего, если он скончался от полученных травм в течение 30 суток после ДТП.

Что делать сразу после ДТП

В ПДД содержится подробный алгоритм действий сразу после ДТП. Для себя важно уяснить, что, остановившись, нужно оценить состояние пострадавших, необходимость и возможность оказания им помощи. Если таковых нет, нужно включить аварийку, поставить «треугольник», вызвать ГИБДД и передать в страховую сведения о ДТП.

Также следует зафиксировать расположение ТС и по возможности освободить проезжую часть. А потом желательно найти очевидцев. Определение виновника сотрудниками Госавтоинспекции во многом зависит от грамотного поведения сторон.

Как происходит оформление

С 2015 года, когда ввели европротокол, процедура упростилась. Сторонам достаточно заполнить бланк извещения, который выдается вместе с ОСАГО, обменяться контактными данными, информацией о страховщиках. Правда, не для каждого ДТП этот вариант подходит, поэтому вызов сотрудников ГИБДД на место в большинстве случаев обязателен.

Прибывшие на место инспекторы оценят ситуацию, осмотрят место происшествия, опросят свидетелей, составят условную схему, а затем протокол.

Можно ли оставить место ДТП

Покидать место происшествия нельзя, за исключением случаев крайней необходимости. Согласно КоАП за это можно лишиться ВУ на год-полтора или попасть за решетку на 15 суток.

Ответственность по КоАП

Как правило, ДТП совершается в результате нарушения ПДД, за что предусмотрена серьезная ответственность, вплоть до уголовной. Все зависит от последствий. В главе 12 КоАП перечислены все наказания. К числу возможных относятся денежные штрафы и лишение ВУ. Суммы и сроки варьируются в зависимости от совершенного нарушения. Наиболее жесткие наказания предусмотрены за повторное нарушение, также если пострадали люди.

Как возмещается ущерб

Возмещение ущерба является важнейшей обязанностью участников ДТП после его оформления. Потерпевшая сторона вправе рассчитывать на страховые выплаты и компенсацию от виновной. По ОСАГО теперь деньги получить нельзя, но машину должен отремонтировать страховщик. Необходимо уведомить СК о случившемся и вызвать аварийного комиссара, а затем подать заявление, приложив соответствующий пакет документов.

Если страховки у виновника нет или она не покрывает все расходы, он должен компенсировать разницу или полностью восстановить поврежденное авто за свой счет.

Вопрос решается по договоренности либо в суде на основании положений Гражданского кодекса.

О подставных ДТП

Так называемые подставы на автомобильном транспорте – не редкость. Это обычные провокации, умышленно приводящие к созданию аварийной ситуации. Противостоять этому сложно, особенно неопытным водителям. Единственное, чем можно обезопасить себя – не нарушать ПДД.

После совершения мнимого или реального ДТП нужно сразу вызвать ГИБДД и заняться поиском свидетелей. В данной ситуации может выручить видеорегистратор. Если на вас пытаются оказать давление «пострадавшие», запритесь в салоне и сохраняйте спокойствие. Как правило, сотрудники Госатоинспекции знают, как распознать подставу, и помогут вам. Если нет, права придется отстаивать в суде.

Заключение

Мы разобрали, какое событие считается ДТП, кто может считаться участником и как действовать в случае совершения. Сделать можно следующий вывод: что бы ни случилось, необходимо знать свои права, обязанности и неукоснительно соблюдать закон.

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.