Оформление ДТП аварийным комиссаром без ГИБДД

Содержание статьи:

Оформление ДТП с аварийным комиссаром – в чём разница и какие риски?

Аварийный комиссар при ДТП

Первое, что необходимо знать об оформлении ДТП с аварийными комиссарами и прочими называющими себя помощниками при авариях – никогда не стоит им доверять на 100 процентов. Никакого официального правового статуса такие лица не имеют, они не уполномочены заменять ни сотрудников ГИБДД, ни страховые компании – точнее исполнять обязанности участника ДТП по части обязательств по закону об ОСАГО.

Кто такие аварийные комиссары и каков их статус на 2020 год?

Аварийный комиссар – это человек, который участвует в оформлении документов при ДТП. Его функции изначально заключаются в том, чтобы упростить водителю-участнику дорожного инцидента формальные процедуры, а также оказать услуги по содействию в эвакуации повреждённого автомобиля и ряд других вещей.

Такие помощники – либо представители страховой компании, либо работают от независимых организаций. В первом случае их услуги могут быть бесплатными, но не всегда, во втором – всегда платные.

При этом, сама схема работы может быть двух видов:

  • помощь аварийных комиссаров только при оформлении ДТП – документов,
  • содействие потерпевшим на всех этапах возмещения ущерба – вплоть до выплаты или ремонта.

Во втором пункте возможно оплата их услуг в виде фиксированной стоимости или в форме процента от суммы возмещения по ОСАГО.

Нередко страховые компании ещё на этапе оформления полиса ОСАГО обязывают водителя при ДТП сообщать сразу же о страховом случае по номеру телефона и вызывать, таким образом, аварийного комиссара – представителя страховщика. Это незаконно, и такой обязанности у водителя нет.

Какая разница в порядке оформления ДТП?

Она совсем несущественна. Аварийный комиссар – это по сути просто помощник в оформлении необходимых для получения выплаты документов. Если водитель не знает, как это сделать правильно – а большинство водителей, к сожалению, не знают – то его помощь может оказаться полезной. Иначе – нет.

Поэтапно, работа аварийного комиссара и отличия от работы с сотрудниками ГИБДД или оформлением европротокола водителями самостоятельно заключается в следующем.

Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД

Без А/КС помощью А/К
Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД.Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД.
Приезжают сотрудники ГИБДД, производят замеры, оформляют документы, берут объяснительные с участников.Чаще всего первее сотрудников полиции приезжает аварийный комиссар, предлагая свою помощь; либо он приезжает по вызову самого участника ДТП. Он объясняет водителю, что писать в объяснительной, участвует в оформлении документов как представитель участника, которому помогает.
По истечении определённого времени водителю выдают все документы из ГИБДД, он обращается в страховую и получает возмещение.Аварийный комиссар может предложить либо помощь в получении страхового возмещения за оплату ему комиссии за это, либо вовсе заключить с ним договор цессии – вы получаете выплату непосредственно от организации, которую представляет комиссар, организация же вместо вас получает возмещение от страховой. Но это если речь идёт о независимых комиссарах.

Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП с помощью европротокола

Без А/КС помощью А/КПроисходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и решают оформить ДТП по европротоколу без вызова ГИБДД.Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают аварийного комиссара. Нередко при вызове для оформления ДТП сотрудников ГИБДД те сами направляют аварийного комиссара. Это незаконно!Участники ДТП заполняют извещение, расписываются и разъезжаются.Аварийный комиссар даёт бланки извещений, объясняя, что, как и где писать участникам аварии.Далее потерпевший получает возмещение от страховой. Виновник обязан подать заполненный бланк в течение 5 дней в свою страховую.Всё, как в случае отсутствия комиссара, либо он также сопровождает общение со страховой после ДТП и получает за это оплату.

Какие риски оформления аварии с аварийным комиссаром?

Есть целый ряд таких рисков, которые своей весомостью напрочь убивают необходимость в их помощи.

Регресс виновнику от страховой

Итак, самый главный риск для водителя-виновника заключается в возможности регресса – требовании выплатить сумму, которую страховая сама заплатила за ущерб потерпевшему.

Дело здесь в том, что Федеральный закон «Об ОСАГО» предусматривает обязанность участника-виновника известить свою страховую в течение 5 дней о наступлении страхового случая, если авария оформлялась с помощью европротокола, а также не приступать к ремонту машины в течение 15 дней.

Схема в этом случае выглядит так:

  1. аварийный комиссар оформляет ДТП без участия сотрудников ГИБДД,
  2. участники аварии (по крайней мере, виновник) полагают, что комиссар таким образом полностью заменяет сотрудников, или, что ещё хуже – что комиссар и есть сотрудник ГИБДД,
  3. все спокойно разъезжаются,
  4. по прошествии определённого времени (как правило, нескольких месяцев) виновник получает досудебное требование о возмещении в порядке регресса выплаченной суммы потерпевшему на основании подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ «Об ОСАГО»; а при неудовлетворении этого требования в добровольном порядке – иск в суд с дополнительными расходами на компенсацию услуг юриста страховой и госпошлины.

Да, ключ здесь кроется в том, что виновник, опять же, не знает законов. Почему же аварийный комиссар, роль которого как раз и заключается в юридической помощи, не предупреждает об этом?! Всё просто – это представитель страховой компании или аффилированное лицо, которое заинтересовано в получении выгоды страховщиком – регресса к виновнику.

Как избежать?

  • Очевидно, отказаться от помощи аварийного комиссара.
  • Знать свои обязанности – в частности о праве регресса от страховой, если отремонтировать автомобиль ранее чем по прошествии 15 дней после ДТП или не представить его к осмотру по требованию страховой (а регресс за неуведомление страховщика в течение 5 дней об аварии не так давно отменили).
  • Понимать, что сотрудники ГИБДД всегда оформляют ДТП в служебной форме, и, если человек не в форме, то он не уполномочен заменить первых.

Лимит выплаты потерпевшему в 100 тысяч рублей

Схема риска здесь похожа на предыдущую – ДТП оформляется с аварийным комиссаром, но водители не понимают, что это оформлении по европротоколу и не более.

В результате, если повреждения у автомобилей хотя бы немного серьёзные, то потерпевший получит не более 100 000 рублей возмещения – это действующий на 2020 год лимит выплаты по европротоколу, за исключением некоторых ситуаций.

Риск в случае договора цессии

Помимо того, что мы выяснили, что аварийный комиссар не имеет никаких официальных полномочий, а его документы не имеют никакой юридической силы, есть также риск в случае так называемого сопровождения после ДТП. Заключается он в договоре цессии – вы в этом случае просто получаете существенно меньшее возмещение, чем могли бы получить от страховой компании напрямую.

Цессия – это переуступка права требования. То есть аварийный комиссар после оформления ДТП и оценки ущерба предлагает вам деньги в качестве возмещения от ДТП, а вы ему передаёте право требования к страховой – он вместо вас получит возмещение от последней.

При этом, вам могут предложить:

  • возмещение оговорённой меньшей суммы возмещения на основании того, что якобы страховая всё равно вам не доплатит, а уменьшение идёт за счёт комиссии за отсутствие «трудностей» и волокиты при получении возмещения самостоятельно,
  • сумма возмещения может быть и выше выплаты от страховой – это, конечно же, сказки, в этом случае аварийный комиссар или другие представители организации сами занижают сумму ущерба.

В редких случаях под видом документов при оформлении ДТП могут подсунуть договор цессии, по результату которого вы вообще ничего не получите ни от аварийного комиссара (потому что документ был подан под «соусом» формального для оформления аварии), ни от страховой, потому что передали право требования безвозмездно.

Но риск отсутствует, если речь идёт не о переуступке права требования, а просто сопровождении получения возмещения аварийным комиссаром за определённый процент от выплаты либо за фиксированную сумму его услуг.

Оформление ДТП аварийным комиссаром без ГИБДД

​Еще недавно водители на место ДТП вызывали ГИБДД, но сегодня можно поступать иначе. Аварию теперь может оформлять аварийный комиссар без присутствия Госавтоинспекции. Стрессовая ситуация не дает правильно оценить обстановку, а другие люди могут оказывать на водителя давление. Если неправильно составить объяснение, то можно оказаться виновником, а страховая фирма не выплатит компенсацию. В такой ситуации водителю нужен помощник, который разберется во всем и даст рекомендации, что делать дальше. Рассмотрим, функции аварийного комиссара.

Что обязан делать аварийный комиссар

Его обязанности заключаются в оказании помощи участникам дорожных аварий.

  1. Осмотр места ДТП.
  2. Вызов скорой помощи при необходимости.
  3. Оказание психологической, технической и доврачебной помощи.
  4. Содействие инспектору ГИБДД.
  5. Фиксация места аварии, повреждений транспортных средств, другие подробности на видео и фотоснимках.
  6. Снятие копий документов участников происшествия.
  7. Опрос свидетелей, сохранение их контактов.
  8. Примерная оценка ущерба.
  9. Оказание помощи в оформлении документов.
  10. Вызов эвакуатора, если это нужно.
  11. Консультации участников ДТП о том, как обращаться в страховую компанию.
  12. Составление аварийного сертификата.

Аварийные комиссары – кто это

Это новшество в правовой системе России. Аварийный комиссар выполняет обязанности, которые должен делать водитель-участник ДТП. Законодательство разрешает любым людям помогать водителям в таких случаях.

Если водитель по закону не выполняет требуемые процедуры, то может быть наказан штрафом. Аварийный комиссар не допустит таких последствий и поможет водителю, если он не в состоянии.

Предварительные расчеты ущерба на месте ДТП никто, кроме аварийного комиссара не производит. Инспектор ГИБДД составляет только справку о ДТП и протокол. Службы «аваркомов» организованы страховыми компаниями и оплачиваются за счет их средств. Часто можно найти жалобы на форумах в Интернете на действия таких работников. Они стараются фиксировать только выгодные страховщику подробности, так как получили от них деньги.

Кого назначают аварийными комиссарами

На данную должность могут назначить любого человека, который прошел специальные курсы.

Он может работать, если:

  • получил знания в страховых делах и юриспруденции;
  • имеет навыки оказания медицинской и психологической помощи;
  • знать Правила дорожного движения.

Как найти и обратиться к такому специалисту?

Аварийные комиссары чаще всего:

  1. Работники страховой компании. Обязанности сводятся к оценкам повреждений, выявлению страхового случая. Вы можете позвонить страховщику и попросить помощи аваркома.
  2. Владеют собственной компанией, выполняют все действия, связанные с ДТП.

Оплата услуг аваркома производится страховой компанией или водителем. Можно оплатить абонемент на год, либо рассчитаться только за один раз. Если у водителя есть страховка КАСКО, то нужно внимательно прочитать условия договора. Иногда услуги аварийного комиссара уже входят в стоимость страховки, у других – нужна отдельная плата.

Существую страховые фирмы, которые выплачивают компенсацию только, если на ДТП был вызван аварийный комиссар. Однако в других компаниях вопрос по его вызову решает страховой агент, когда узнает о произошедшем ДТП. В случае дорожной аварии и наличии договора КАСКО рекомендуется позвонить страховщику и уточнить, кто будет оформлять документы. Чаще всего при наличии полиса ОСАГО расширенной версии аварийный комиссар вызывается бесплатно.

Преимущества услуг аваркома

Главный вопрос при оформлении ДТП – стрессовое состояние водителя. Многие из них не знают всех нюансов оформления бумаг. Особенно впадают в депрессию водители, с которыми это случилось первый раз. Они владеют знаниями теории при авариях, но практические навыки у них отсутствуют.

Аварийный комиссар окажет помощь, разъяснит порядок дальнейших шагов. Сегодня можно нарваться на мошенников, которые запутают начинающего водителя и попытаются вынудить его заплатить за повреждения автомобиля. Но при виде аварийного комиссара они стараются все решить по закону.

Услуги такого специалиста могут потребоваться при разных авариях. Но он не может исполнять функции инспектора ГИБДД, который требуется по закону в определенных случаях.

Как оформляется ДТП

После вызова аварийного комиссара водителем, он приезжает в течение 20 минут и оформляет документы. Вначале составляется схема, делаются фотоснимки места аварии, водительских прав и документов на машину. Водители пишут объяснения, заполняют заявление в ГИБДД по месту ДТП. Далее все бумаги отправляют в отделение ГИБДД, где окончательно оформляется дело. Пострадавший водитель собирает бумаги для страховщика и подает их в течение 5 суток.

Европротокол

Упрощенным способом оформления ДТП является заполнение европротокола. В таком случае можно не вызывать наряд ГИБДД, если ущерб не более 50 000 рублей. Опытный аварийный комиссар составит документы в течение 20 минут.

Сотрудников Госавтоинспекции можно не вызывать при условиях:

  1. В ДТП нет пострадавших людей.
  2. Ущерб до 50 тысяч рублей.
  3. Нет разногласий между участниками аварии.
  4. У обоих водителей есть полисы страхования.
  5. В ДТП было только 2 машины.

Аварийный сертификат

В любых ситуациях аварком должен составить сертификат ДТП. Он предоставляется страховщику для получения компенсации. Эксперты рекомендуют прилагать данный документ в список бумаг, которые могут потребоваться для суда.

Аварийный сертификат – своеобразный отчет аваркома о его работе на месте ДТП.

В него входят:

  • Детальная схема аварии.
  • Подробные данные об обоих водителях.
  • Дополнительная информация.

Сертификат оформляется аваркомом с его подписью и пострадавшей стороны. Поэтому водитель должен внимательно следить за действиями аварийного комиссара, несмотря на стрессовую ситуацию. Если будут упущены важные детали комиссаром, то нужно сделать ему замечание и потребовать исправления.

Сертификат – важный документ, необходимый для получения компенсации от страховщика. Без него никаких денег начисляться не будет.

Правила оформления

Чтобы узнать разницу между способами с вызовом ГИБДД и без них, рассмотрим первый случай.

Порядок действий во время случившейся аварии:

  1. Остановиться и включить «аварийку».
  2. Поставить знак аварийной остановки.
  3. Не перемещать объекты, связанные с происшествием.
  4. Выяснить, есть ли потерпевшие.
  5. Освободить путь для других автомобилей.
  6. Снять на камеру расположение участников и освободить дорогу.
  7. Вызвать наряд ГИБДД. При отсутствии пострадавших оформить европротокол.

Вначале водителю нужно получить первоначальные бумаги, прийти к страховщику, подать заявление. Далее нужно посетить отделение Госавтоинспекции и взять справки, которые отдать в страховую компанию. Затем нужно взять направление на ремонт автомобиля и ехать в автосервис.

С ДТП до получения компенсации пройдет много времени, в течение которого нужно выполнить много процедур. В них может разобраться не каждый автовладелец. Если вызвать аварийного комиссара, то он подскажет, что и как сделать быстро. Но в этом вопросе есть тонкости.

На чьей стороне аварийный комиссар

Аварком, являющийся работником страховщика, будет выполнять его указания, так как получает за это зарплату. Основная задача комиссара – снизить размер выплаты водителю. Но намеренно такие действия против водителя не показываются. Комиссары знают юридические нюансы и способны выполнить работу в пользу страховщика, чтобы не узнал неопытный водитель.

Ущерб будет намного уменьшен, а виновником назначено другое лицо. Но автовладелец может обратиться к независимому специалисту из частной фирмы. Тогда ущерб можно оценить реально или даже увеличить. В практике юристов много случаев, когда таким образом водители пытаются заработать. Иногда страховые фирмы дорожат своей репутацией и заключают соглашения с независимыми компаниями для вызова комиссаров. Но это бывает редко.

Сколько стоит независимый комиссар

Такие услуги от независимой компании в 2020 году оцениваются в зависимости от предлагаемого пакета действий. За единовременный выезд минимальная стоимость 2000 рублей. Если купить годовой абонемент, то в него включаются выезды, оказание технической помощи, сбор документов, эвакуация, одноразовое получение справок в Госавтоинспекции. Годовые абонементы стоят не менее 8000 рублей.

В работе аваркомов на месте ДТП можно выделить главные тонкости и особенности:

  1. Оказание помощи пострадавшим в правильном составлении необходимых бумаг, выполнении действий.
  2. Проведение предварительного расчета суммы ущерба в аварии.
  3. Комиссара можно не вызывать, если водители сами могут все оформить.
  4. Вызов специалиста не заменяет инспектора ГИБДД.
  5. Существуют аваркомы-частники и от страховых компаний.
  6. Можно обратиться к услугам независимого комиссара, заключив с ним соглашение на разовый выезд или длительную работу.

Оформление происшествия на дороге для начинающего водителя аварийным комиссаром – оптимальный вариант. Однако к их услугам стоит относиться внимательно. Лучше не слушать страховых агентов, а самому обратиться к независимому комиссару. Внимательно изучите документы, составленные аваркомом, настаивайте на их корректировке, если замечены серьезные недоработки.

Как происходит оформление ДТП аварийным комиссаром

Как аварийный комиссар оформляет дорожно-транспортное происшествие

Подробно раскрываем вопрос, а также рассказываем о некоторых его нюансах

Д орожное происшествие всегда вызывает стресс у автомобилиста, какой-бы степени тяжести оно не было. Нужно чётко действовать по порядку, который излагается в регламентированных актах, а также адекватно оценивать ситуацию, чтобы без проблем получить выплаты от страховых компаний. Если хотите, чтобы точно всё прошло гладко, нужно пригласить аварийного комиссара для оформления дорожно-транспортного происшествия.

Оформление дорожно-транспортного происшествия аварийным комиссаром без ГИБДД

Аварийный комиссар – профессионал, который разбирается в страховании, психологии, в правилах дорожного движения и в юриспруденции. Этот человек специализируется на помощи людям, попавшим в дорожно-транспортное происшествие. Аварийный комиссар находится в спокойном состоянии, а не в состоянии стресса, как автомобилист после аварии, поэтому он может помочь не только оформить бумаги и оценить ущерб, а также вызвать скорую медицинскую помощь или помочь психологически участникам данного происшествия.

Так как аварийный комиссар является посторонним человеком, он не может полностью выполнить работу дорожного ГИБДД, но может помочь оформить документы и соблюсти законодательные требования. Предусмотрено законом в политике правил дорожного движения, что аварийный комиссар во многих случаях может оформить дорожно-транспортное происшествие, не привлекая сотрудников ГИБДД.

Если нет погибших и пострадавших, водители могут не вызывать сотрудников ДПС. Также нужно, чтобы в ДТП были задействованы не более двух автомобилей и эти транспортные средства были не сильно повреждены. В данных случаях комиссар сам составит документы и проконтролирует, чтобы всё было, как положено.

Когда комиссар регистрирует аварии без сотрудников ГАИ, существует ряд определённых особенностей:

  • Не важно, работает этот комиссар в компании по страхованию или частным образом, он может прибыть на место ДТП в районе двадцати минут после звонка, а представителей власти из-за пробок можно прождать и несколько часов, что для некоторых является проблемой.
  • Аварийный комиссар может оформить происшествие за 20-40 минут, потому что он высококвалифицированный специалист.
  • Аварийный комиссар может успокоить клиента, который находится в шоковом состоянии и не может адекватно отвечать на вопросы. Также комиссар может оказать психологическую помощь, если она будет нужна пострадавшим. Тем более, общение с полицейскими может увеличить стресс, который участник аварии получил в результате дорожного происшествия. Аварийный комиссар также может представлять интересы перед ДПС;
  • Бывают ситуации, когда аварию специально провоцируют мошенники. Профессиональные аварийные комиссары могут им противодействовать. Когда на место аварии прибывает специалист, мошенники понимают, что им бесполезно давить на автомобилиста.

Присутствие аварийного комиссара существенно экономит время и помогает справиться с волнением и стрессом. Также комиссар может защитить своего клиента от мошенников, которые работают на дорогах. Помимо этого, аварком сумеет предварительно оценить ущерб, который получило пострадавшее транспортное средство, если участники инцидента решат договориться на месте аварии.

Оформление на месте происшествия происходит в следующем порядке:

  • осмотр места, где произошло дорожно-транспортное происшествие, обязательно внимательный;
  • оказание людям, участвующим в аварии, первой скорой помощи или психологической поддержки;
  • составление схемы самой аварии;
  • при помощи фотографирования или видеосъёмки фиксируется само место происшествия и расположение транспортных средств;
  • поиск камер наблюдения, расположенных в месте аварии либо поиск свидетелей;
  • фотографирование документов водителей, которые подтверждают данные этих людей;
  • осмотр повреждений на транспортных средствах и точное описание этих повреждений;
  • запись номеров полисов ОСАГО водителей, попавших в аварию;
  • помощь людям в составлении заявления с обращением в ГИБДД, в том районе, где случилось ДТП;
  • написание причины произошедшего случая;
  • помощь в оформлении аварийного сертификата.

Чтобы закончить оформление данного происшествия, автомобилистам нужно прийти на пост ГИБДД. Это делается после того, как соблюдены все формальности, составлены документы, описаны повреждения после осмотра места аварии. Частные компании оказывают большой спектр услуг, и если аварийный комиссар числится в компании по страхованию, то он может только произвести фиксацию повреждений на транспортных средствах. И в его интересах занижать денежные выплаты по страхованию.

Про аварийный сертификат

После проделанной работы в обязанности аварийного комиссара входит составление аварийного сертификата. Аварийный сертификат – это официальный документ, в который входит:

  • фотографии и запись видео с места аварии;
  • схема столкновения в подробных деталях;
  • полные сведения обо всех участниках дорожно-транспортного происшествия;
  • письменные комментарии от аварийного комиссара.

Этот сертификат должен подписать водитель, который считается пострадавшим. Аварийный сертификат является главным документом для получения выплаты и автомобилисты должны помнить об этом, в каком бы шоковом состоянии они не находились. Все выводы и сведения из этого сертификата играют значительную роль в принятии решении о денежном размере возмещения ущерба.

Что делать потом?

Чтобы получить денежную компенсацию либо ремонт от страховой компании, нужно соблюсти все формальности, осмотреть место, описать все повреждения. И после этого аварийный комиссар подскажет потерпевшему, какие предпринимать дальнейшие действия.

Водителям нужно обратиться на ближайший пост ГИБДД, где сотрудники, по имеющимся данным видео и фотоматериалов, по правильно оформленному заявлению, должны оформить протокол и справку для компании по страхованию.

По окончанию оформления пострадавший, не позднее пяти дней, должен связаться со своим страховым агентом и передать ему для рассмотрения следующие документы:

  • протокол о дорожно-транспортном происшествии;
  • справку из ГИБДД об аварии;
  • заявление, где прописывается просьба о возмещении ущерба;
  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • постановление об административной ответственности;
  • водительское удостоверение;
  • документы на транспортное средство;
  • аварийный сертификат;
  • если водитель не является собственником авто, то нужна доверенность.

Если услуги оказывал аварийный комиссар, который является частным лицом, то страховая компания имеет полное право отправить транспортное средство пострадавшего к специальному оценщику. Если в оформлении аварии был задействован специалист, который сотрудничает со страховщиком, то дополнительный осмотр может не потребоваться.

После всех формальностей остаётся только ждать либо выплаты, либо направления на ремонт, которые страховая компания должна произвести в течение двадцати дней после того, как получила все необходимые документы. Если услуги аварийного комиссара не прописаны в договоре добровольного страхования, то они являются платными.

Каждый сам должен решить для себя, стоит ему привлекать аварийного комиссара к рассмотрению дорожно-транспортного происшествия или не стоит. Только лучше заранее оценить все плюсы сотрудничества с таким специалистом.

Нужно помнить, что аварийный комиссар не может заменить собой сотрудника ГИБДД, хоть он и является профессионалом своего дела. Этот специалист оказывает серьёзную помощь и очень нужную поддержку. Если пострадавший человек в стрессовом состоянии, комиссар поможет ему с порядком действий и тем самым сохранит право на получение страховых выплат, также будет вести переговоры с сотрудниками ГИБДД и сможет отстоять права своего клиента при встрече с мошенниками, которые промышляют на дорогах.

Видео

Особенности оформления ДТП аварийным комиссаром

Правила дорожного движения при дорожно-транспортном происшествии предполагают выполнение водителем определенных действий. В зависимости от ситуации и вытекающих последствий в виде волнения, полученных травм, автомобилист не всегда может четко выполнять предписанные нормы. В таких случаях можно прибегать к оказанию услуг аварийных комиссаров, которые также учтут и основные требования страховых компаний, предъявляемые для возможности обращения за страховой выплатой. Стоит понимать, что оформление ДТП аварийным комиссаром без ГИБДД не всегда возможно.

Необходимость и возможность вызова аварийного комиссара

Не так давно любая авария на дороге требовала привлечения инспектора ГИБДД для фиксации произошедшего. При этом необходимость вызова не зависела от тяжести повреждений и причиненного вреда здоровью. Изменения в законодательстве, в частности, позволяющие автомобилистам при определенных обстоятельствах оформлять ДТП самостоятельно, дают возможность водителям не привлекать автоинспектора.

Оказавшись в аварии, многие водители, даже хорошо знакомые с принципом оформления Европротокола и всеми действиями, которые предписывает в таких случаях ПДД, часто допускают ошибки. Они выливаются в невозможность получения страховой выплаты или привлечение к ответственности. Вторая ситуация может присутствовать в случае, если ДТП по своим характерным признакам и последствиям требовала обязательной фиксации сотрудниками ГИБДД, а такой момент отсутствовал.

В любом случае получение услуги аварийного комиссара зачастую помогает водителям правильно оформить все документы и соблюсти порядок процедуры. После аварии нередко на одного из ее участников оказывается психологическое давление, вследствие чего он может совершить необдуманные действия – признать свою вину при ее отсутствии, отдать определенную сумму средств на ремонт, уехать с места происшествия.

После того, как водители разъехались и не соблюли положенный порядок действий, уже поздно будет что-то предпринимать. Таким образом многие собственники транспортных средств лишались положенных им выплат или ремонтировали чужую машину за личные средства.

Обязанности аварийного комиссара

Основным назначением услуг автокомиссара является оказание помощи автомобилистам, попавшим в ДТП. Причем действия такого специалиста не должны быть направлены в сторону защиты одной из сторон аварии. Оформление документов по правилам осуществляется без учета интересов виновной стороны или потерпевшего. Фиксируются исключительно действительные факты, имеющие непосредственное отношение к аварии без искажения событий и приписывания несуществующих обстоятельств.

Порядок действий

В процессе выполнения своих обязательств комиссар выполняет следующие действия:

  • Осмотр места ДТП;
  • Вызов бригады скорой помощи и ГИБДД при условии, что участники аварии или свидетели еще не выполнили такого действия;
  • Вызов эвакуатора (если данная мера необходима);
  • Содействие оформлению документов сотрудниками ГИБДД, если их присутствие потребуется;
  • Проведение объективной оценки произошедшего. Выполняется фото- и видеофиксация последствий аварии и прочие нюансы, которые могут иметь отношение к ДТП или последующему оформлению его в качестве страхового случая;
  • Оказание первой медицинской помощи;
  • Поиск свидетелей аварии и фиксация их данных;
  • Предварительная оценка причиненного ущерба как пострадавшей стороне, так и виновной;
  • Оказание помощи в самостоятельном оформлении документа. Особенно важен такой пункт при условии, что водители не вызывают ГИБДД, а осуществляют оформление посредством Европротокола;
  • Оказание консультаций по последующему обращению в страховую компанию по полису ОСАГО и его отдельным видам или КАСКО.

Когда можно обойтись без вызова ГИБДД

До какой суммы можно осуществлять такой вариант фиксации аварии? Самостоятельное протоколирование допустимо в ситуации, если оценочная сумма ущерба не превышает 100 тыс. рублей. Дополнительными условиями, которые также должны будут соблюдаться, выглядят следующим образом:

  • Авария выражается в контактном ДТП, когда имеет место столкновение транспортных средств;
  • Участниками аварии является два водителя;
  • Отсутствуют пострадавшие в плане причинения вреда здоровью.

Оказание услуг автокомиссаром

Порядок обращения в автокомиссару будет выглядеть следующим образом:

  • Вызов специалиста на место аварии;
  • Прибытие автокомиссара на место не позднее 20 минут. Такой момент четко прописан в условиях оказания услуг. Некоторые службы заявляют и более краткий промежуток времени, который обеспечивается отсутствием транспортных заторов в населенном пункте и наличием нескольких офисов, рассредоточенных в черте города;
  • Оформление всех документов, связанных с ДТП. Как правило, это занимает 20-40 минут;
  • Передача необходимой документации в страховые компании.

Цена услуг

Какова стоимость услуг аварийного комиссара? Ответ на такой вопрос будет существенно зависеть от того, будет ли это разовый вызов специалиста или у собственника авто заключен договор на определенные промежуток. Второй вариант позволяет обращаться без дополнительной платы. Разовый вызов может обойтись в 1,5-2,5 тыс. рублей, годовой же абонемент, как правило, стоит 6-10 тыс. рублей. Оплата услуг при этом может осуществляться как одной стороной ДТП, так и обоими водителями. Во втором случае у них обоих будет уверенность в беспристрастности специалиста.

Вызов аварийного комиссара – услуга, к получению которой прибегает все большее количество автомобилистов. Следует знать о том, что такие специалисты могут представлять специальные организации, не зависимые от страховщиков, быть нанятыми страховщиками или вообще входить в их штат. В случае, если автокомиссар причастен к организации, выдавшей страховой полис, стоит быть предельно внимательным. Вполне возможно, что некоторые действия будут направлены на снижение страховой выплаты.

Зачем и как проводят оформление ДТП аварийным комиссаром

Участие в аварии неизбежно вызывает у водителя панику. Важно, чтобы в этот момент рядом оказался профессионал с «холодной головой», то есть аварийный комиссар. Этот человек поможет справиться с ситуацией с минимальными потерями для участника происшествия.

Кто такие аварийные комиссары

Специалист, работающий на должности аваркома, может трудиться в страховой компании, которая оформила автомобилисту полис. Но это не обязательно. Комиссар может представлять соответствующую фирму или быть частным лицом.

Специалисты в силах помочь водителю психологически, юридически и в других аспектах, касающихся ДТП. Они сумеют избежать ошибок, которые допустил бы побывавший в нем водитель. Поддержка комиссаром регламентирована статьей 25.5 КоАП:

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

А до того, как завели дело, комиссары работают на основании части 1 статьи 49 Гражданского Кодекса:

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Обязанности комиссара

Специалист в рамках помощи автомобилисту после прибытия на место ДТП делает следующее:

  • осматривает территорию, где произошла авария;
  • вызывает «скорую» и эвакуатор при нужде в них;
  • ищет и опрашивает видевших ДТП;
  • оценивает нанесенный урон;
  • помогает оформить документы;
  • фиксирует нюансы ДТП, в том числе с помощью фото и видео;
  • помогает сотрудникам ДПС точнее оформить протокол;
  • оказывает моральную поддержку участникам аварии;
  • разъясняет процедуру обращения в страховую компанию.

По результатам работы комиссар составляет аварийный сертификат, в котором есть информация о происшествии в виде:

  • схемы ДТП;
  • фото автомобилей и окружающей обстановки;
  • сведения об участниках ДТП и свидетелях;
  • комментарии составившего документ специалиста.

Кто может быть аваркомом

Профессионально помогать водителю после ДТП не наделать ошибок имеют право:

  • Представитель страховой компании. Там бывает должность аварийного комиссара. Но в этом случае его деятельность сводится к тому, чтобы оценить ущерб с максимальной выгодой для страховщиков.
  • Сотрудник частной фирмы, специализирующейся на этом виде деятельности. Здесь помощь, оказываемая автомобилисту, гораздо шире.

В любом случае аварком должен пройти специальную подготовку:

  • уметь оказать первую медпомощь;
  • знать ПДД и другие законы, касающиеся автоправа;
  • предоставлять психологическую помощь;
  • ориентироваться в автостраховании.

Плюсы оформления ДТП специалистом

Авария способна ввести водителя в ступор. Работающий на защиту его интересов человек очень облегчит ситуацию:

  • на раннем этапе начнет фиксировать обстоятельства происшествия, что поможет объективному расследованию;
  • избавит водителя от стресса и необдуманных действий;
  • организует все виды необходимой помощи;
  • представит интересы водителя перед ГИБДД, страховой компанией;
  • позволит избежать обмана растерявшегося автомобилиста мошенниками;
  • сможет представлять интересы водителя в суде, если это нужно;
  • позволит добиться максимальной выплаты от страховой компании, если является независимым специалистом;
  • избавит от неприятностей, которые могут причинить нечистоплотные сотрудники ГИБДД;
  • оградит водителя от лишних волнений и хлопот, выполнив за него необходимые действия или помогая в этом.

Кто оплачивает работу аваркома

Денежные траты за помощь комиссара могут осуществляться из разных карманов:

  • Если это независимый специалист, платит вызвавший его водитель. Или это делают оба участника ДТП по договоренности.
  • Аварком, трудящийся в страховой компании, получает вознаграждение от работодателя. Но это в случае, когда его услуги входят в предоставляемые полисом возможности, как при расширенном ОСАГО.
  • Если в договоре автострахования нет пункта о безвозмездном вызове комиссара в случае ДТП, платит водитель. Подобное бывает при наличии КАСКО, обычном варианте ОСАГО.

Особенности и порядок действий по оформлению ДТП

Правила документального отражения аварии различаются в зависимости от того, участвует в процессе комиссар или нет. Значение имеют также отсутствие или наличие пострадавших.

С аварийным комиссаром

Если аварком вызван, порядок при оформлении ДТП таков:

  • специалист приезжает по звонку водителя в течение 10 — 20 минут;
  • коротко беседует с ним, определяет, нужна ли помощь;
  • оказывает ее в случае необходимости;
  • тщательно осматривает территорию ДТП;
  • снимает детали местности, автомобилей;
  • при необходимости вызывает эвакуатор;
  • ищет уличные камеры, на которых может быть запечатлен момент аварии;
  • разговаривает со свидетелями;
  • предварительно оценивает ущерб;
  • составляет аварийный сертификат;
  • дает документ на подпись вызвавшему его водителю и ставит свою;
  • помогает ему написать объяснительную и заявление в ГИБДД.

После этого документы доставляют на ближайший пост или передают прибывшему на место происшествия сотруднику.

О том, как аварийные комиссары помогают при ДТП, смотрите в этом видео:

Без него

Если участники ДТП не пострадали физически, их оценки обстоятельств дела и нанесенного ущерба сходятся, можно не вызывать комиссара. Нужно составить схему происшествия, обоим подписать ее. И с этим документом они должны поехать на пост ДПС, где произойдет дальнейшее оформление уже сотрудниками службы.

Без ГИБДД

Оформить дорожно-транспортное происшествие можно и без участия инспекции. Для этого нужны следующие условия:

  • отсутствие пострадавших;
  • участие в аварии не более двух ТС;
  • наличие у обоих водителей полиса ОСАГО;
  • отсутствие споров между ними относительно происшествия и того, кто является виновником;
  • ущерб по предварительной оценке меньше 50000 р.

В подобных случаях заполняют бланк европротокола, выданный страховой компанией. И в течение 5 дней оба автомобилиста должны обратиться в ее офис за возмещением ущерба.

По ОСАГО

Порядок оформления ДТП по ОСАГО предполагает со стороны водителя определенные действия. Он должен:

  • оценить обстоятельства аварии и примерную сумму ущерба;
  • обсудить это с другими участниками ДТП;
  • сфотографировать все автомобили и само место происшествия;
  • позвонить в ГИБДД;
  • в соответствии с указанием сотрудника службы отправиться на ближайший пост ДПС или ждать инспектора на месте;
  • сообщить об аварии в страховую компанию;
  • найти очевидцев, записать их данные;
  • заполнить вместе с другими участниками извещение о ДТП, которое прилагается к полису (у каждого должен быть экземпляр);
  • прочитать документы, составленные сотрудником ГИБДД, расписаться в них;
  • получить справку о ДТП и копию протокола;
  • забрать из офиса службы ксерокс постановления об административном нарушении;
  • обратиться в страховую компанию с заявлением об аварии (виновник предоставляет копию извещения о ДТП).

Машину до осмотра представителем страховщика ремонтировать не следует.

Если в аварии пострадали люди, действовать надо в соответствии с пунктом 2.6 ПДД, то есть прежде всего:

Процедура оформления ДТП может быть сложной и неприятной. Поэтому, если есть возможность, лучше воспользоваться помощью аварийного комиссара. Но она не снимает всей ответственности с водителя. Ему нужно контролировать действия комиссара, чтобы не упустить важных деталей ДТП.

Полезное видео

О том, что делать после ДТП по ОСАГО, смотрите в этом видео: