Что делать если инспектор остановил без причины

Содержание статьи:

Права водителя при остановке ГИБДД

Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право не выходить из машины, когда остановил инспектор

Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.

Право узнавать причину остановки или ограничений движения

Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.

Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.

По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.

Право объяснить свои действия или не давать показания

Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил. Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя. В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.

Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.

Право снимать инспектора на камеру

Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили. На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского. А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.

Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию

Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.

Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии

Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы. В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол. Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.

В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.

Право не подписывать протокол и указывать разногласия

Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.

Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет. Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине. Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.

Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.

Право ничего не платить на месте

Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.

Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.

Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.

Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право требовать понятых или видеозапись при досмотре

Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно. Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.

Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.

Право не отдавать водительские права без решения суда

Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.

На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.

Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.

Право на медицинское освидетельствование

Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.

Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол. Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы. Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.

Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков

Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.

Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.

Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.

Причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году в РФ

Уважаемые автолюбители, наверняка большинство из вас не знает, что нельзя просто так взять, и остановить ваш автомобиль. Сегодня хотелось бы рассмотреть все законные причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году в РФ. Согласно пункту 84 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 сотрудник ГИБДД может остановить ваше транспортное средство только на основании нижеприведенных причин.

Причины для остановки ТС сотрудниками ГАИ в 2020 году:

Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.

Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.

Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.

Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.

Необходимость использования транспортного средства.

Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Теперь сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобиль для проверки документов не только на стационарном посту

Когда инспектор будет подавать вам жест для остановки, он обязан указать конкретное место, при этом данный участок дороги не должен запрещать остановку.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Пункт 86 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

Пункт 88 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

В том случае, если ваш автомобиль потребовался сотруднику полиции, то он обязан вам сообщить цель и маршрут, при этом водителем остаетесь вы. Для погони за лицами, которые совершили какое-либо нарушение, инспектор обязан использовать свой служебный автомобиль.

При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством
Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекции (подразделения ДПС).

Пункт 90 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Также может быть осуществлена принудительная остановка автомобиля. Для этого применяются следующие средства:

Специальные средства принудительной остановки в случае наступления опасности. Такими средствами являются дубинки, газовые баллончики, пистолеты, электрошокер и пр.

Специальные сигналы (светофоры, регулировщик) для ограничения или запрета движения.

Перекрытие движения при помощи патрульной машины с включенными световыми сигналами.

В том случае, если грозит реальная опасность (водитель совершил преступление или в целях самообороны), то автомобиль может быть остановлен при помощи огнестрельного оружия.

Пожалуй, это все основания остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году, но мне очень хотелось бы рассказать вам еще об одном нюансе. Ранее было популярно скрытое патрулирование, когда автомобиль используется без специальной окраски, но при этом водитель одет в штатную форму. Отныне все изменилось. Теперь скрытое патрулирование запрещено.

Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.

Пункт 96 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Напоследок хочу напомнить вам, что инспектор обязан подходить к вам после остановки транспортного средства, исключительно со стороны водителя, если нет каких-либо объективных обстоятельств, которые могли бы помешать этому. Затем, представиться, сообщить фамилию должность и звание, а только потом причину остановки.

Что делать если инспектор остановил без причины

Как показывает практика, абсолютное большинство водителей совершенно не знают, как защищать свои прав и законные интересы в общении с сотрудниками ГИБДД.

Сегодня мы расскажем, какие причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС имеются в соответствии с законом, а также вы узнаете, имеет ли право инспектор ГИБДД останавливать водителей без причины.

Основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД

На сегодняшний день, главным документом, в котором прописан исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства, является Административный регламент ГИБДД по осуществлению работы в области безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России № 664 от 23 августа 2017 года.

Это очень важный документ, знание которого может сильно помочь водителю в защите своих прав и законных интересов от произвола со стороны отдельных сотрудников.

В качестве возможных причин остановки ТС, Приказ № 664 называет следующие (раздел 84 Приказа):

  • Установленные нарушения ПДД;
  • Наличие оснований подозревать причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления;
  • Наличие данных об использовании ТС в противоправных целях о его нахождении в розыске;
  • Необходимость опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах ДТП или иного происшествия, если они были его очевидцами;
  • Привлечение водителя в качестве понятого;
  • Для использования ТС в экстренных целях;
  • Для ограничения или запрещения движения ТС (например, если дорога перекрыта);
  • Для обеспечения свободного проезда спецавтомобилей или ТС специальных и экстренных служб;
  • Для привлечения водителя или пассажиров для оказания необходимой помощи;
  • В рамках проведения различных спецопераций (должны быть утверждены документально);
  • При наличии угрозы безопасности движения, обусловленной любыми факторами;
  • Проверка документов на управление и пользование ТС, а также документов на груз;
  • Проверка документов о личности водителя и пассажиров (только при наличии конкретных данных или ориентировок);

Несмотря на то, что указанный перечень является исчерпывающим, по факту, он предоставляет инспектору почти неограниченные возможности по остановке абсолютно любого ТС на свое усмотрение.

Можно ли останавливать ТС для проверки документов?

Представившись водителю, первое, что делает практически любой инспектор ДПС – просит предъявить документы: водительское удостоверение и «пластик». Зачастую, проверив эти документы, сотрудник полиции возвращает их водителю, желает счастливого пути и продолжает свою работу.

Законны ли такие действия? Имеет ли право инспектор ГИБДД останавливать машину только лишь для проверки документов? Попробуем разобраться.

Для ответа на этот вопрос нам придется вновь обратиться к Приказу МВД № 664. В одном из его пунктов черным по белому написано, что инспектор вправе остановить ТС для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством.

Казалось бы, здесь все понятно и закон разрешает сотруднику ГИБДД останавливать автомобиль только лишь для проверки документов.

Однако, в приказе № 664 имеется пункт 106, в котором перечисляются конкретные основания остановки с целью проверки документов. К ним относятся:

  • Наличие признаков нарушения ПДД;
  • Наличие ориентировок на причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления, нахождение его в розыске и т.п.
  • Проведение специальных мероприятий по предупреждению ДТП, например, часто проводимая операция « пьяный водитель » (должно подтверждаться документально)

Таким образом, останавливать машину для проверки документов только лишь потому, что так захотелось инспектору – незаконно. Каждая остановка должна иметь конкретное обоснование. Впрочем, как показывает практика, перечень этих оснований настолько широк и расплывчат, что любому инспектору не составит труда аргументировать свои действия тем или иным пунктом приказа.

Это важно! Независимо от того, по какой причине было остановлено ТС, инспектор имеет право попросить водителя предъявить документы

Обязан ли инспектор ДПС объяснять причину остановки?

Ответ на поставленный вопрос однозначен – да, обязан!

В соответствии с пунктом 89 Административного регламента ГИБДД, инспектор, остановивший ТС, обязан представиться по установленной форме и кратко сообщить водителю причину остановки.

Что делать водителю, если сотрудники ДПС остановили его без причины? Для начала следует попросить инспектора внятно обосновать причину остановки, а также позвонить в дежурную часть местного отдела полиции, сообщив о нарушении со стороны сотрудника полиции. В дальнейшем, на инспектора, нарушившего закон, можно написать жалобу в вышестоящее подразделение ОВД или в прокуратуру .

Нужна консультация квалифицированного автоюриста? Обращайтесь к онлайн-консультанту «Автоправоведа» прямо сейчас. Это бесплатно!

8 главных ошибок водителей, когда их останавливает ДПС

Всех нас, водителей, время от времени (кого чаще, кого реже) останавливают и проверяют инспекторы ДПС. Ошибки при общении могут привести к штрафу и значительной потере времени. Скажем, на необоснованную проверку на трезвость. Вот что важно помнить, когда вам махнули «полосатой палочкой».

Признаюсь, я впал в ступор, когда во время одной из командировок в бывшую союзную республику, ныне независимую, меня остановил дорожный полицейский и после стандартного приветствия… протянул руку.

— Вот это дают местные гаишники, сразу за деньгами тянутся, без церемоний! — подумал я и только через несколько секунд сообразил, что мне нужно пожать руку, здесь так принято. Позже коллеги подтвердили, что есть такая традиция в Средней Азии и на Кавказе (не везде). Даже если гаишник собрался «разводить» на штраф за выдуманное нарушение, он для начала протянет руку. Многих приезжих это как минимум удивляет. С нашими гаишниками все-таки проще. Хотя и с ними можно наделать ошибок.

Выходить из машины без приглашения

Сотрудник Госавтоинспекции вправе предложить водителю выйти из машины для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства или груза, сверки номеров, при наличии у водителя признаков опьянения или если необходимо устранить техническую неисправность транспортного средства. Но именно предложить. Водитель не обязан выбегать из машины на полусогнутых по взмаху жезла. Согласно пункту 48 Административного регламента, он вправе ждать, когда инспектор сам подойдет, и общаться, сидя в машине, приоткрыв стекло водительской двери. Сотрудники ДПС относятся с большим подозрением к лебезящим водителям и проверяют их намного тщательнее.

Если вы выйдете из машины, это будет знаком готовности к длительному диалогу.

Оправдываться

Если вы признаете нарушение, инспектору стоит прямо сказать об этом, объяснив причину: например, не заметил знак, просто отвлекся. Но просить прощения и заискивать не стоит. Первая из причин названа выше. И вторая — вы перед инспектором ни в чем не виноваты. А свидетельствовать против себя и вовсе не обязаны (п. 1 ст. 51 Конституции РФ). Больше того, возможно, инспектор остановил вас просто для проверки или за другое нарушение. Так что не спешите, послушайте сперва, что он скажет.

Помните, что все, что вы делаете и говорите, может быть записано.

Предлагать и соглашаться на взятку

Взяточничество на дорогах никуда не делось, и до сих пор водители предлагают, а недобросовестные гаишники вымогают взятки. Не будем лукавить, в некоторых случаях это быстрый способ решения неожиданно возникшей проблемы. Но именно из-за того, что многие из нас до сих пор к нему прибегают, взяточничество никак не исчезнет.

Чтобы не было соблазна, вспомните, что по статье 291 УК РФ за дачу взятки должностному лицу прямым путем или через посредника предусмотрена ответственность в виде штрафа до 500 тысяч рублей, зарплаты (за период до года), 5-30-кратной суммы взятки, исправительных работ (до 2 лет), принудительных работ (до 3 лет) или лишения свободы сроком до 2 лет со штрафом или без него. При этом суд вправе отказать виновному в занимании определенных должностей.

Взятка от 25 до 150 тысяч может караться миллионным штрафом и даже тюремным заключением до 5 лет. Взятка больше 150 тысяч грозит штрафом в 3 миллиона или тюремным сроком до 12 лет.

Помните, что гаишник и его машина могут быть «заряжены» записывающей аппаратурой, а в ближайших кустах — сидеть свидетели. Даже если гаишник требует у вас деньги прямым текстом, уверяя, что никто ничего не пишет, соглашайтесь только на оформление по протоколу и разбирательство по закону.

Соглашаться с нарушением, если не нарушали

Человеческий фактор никто не отменял. Инспекторы ДПС должны быть беспристрастными и объективными, наказывать только за совершенные нарушения, однако и они иногда ошибаются (если н намеренно фальсифицируют нарушение). Если вы уверены, что не виноваты, смело пишите в протоколе, что не согласны с постановлением инспектора, и готовы предоставить доказательства невиновности (например, запись с видеорегистратора с прилагаемой схемой участка дороги, где вас остановили). Это нужно делать, даже если вам лень, проще заплатить штраф и прочее. Получив нагоняй от начальства, совершивший ошибку инспектор в следующий раз будет внимательнее.

Выпивали на днях? Уже есть повод для проверки на трезвость (с непредсказуемым результатом).

Признаваться, что выпивали

Алкоголь и вождение — несовместимы. Это факт. Но такой же факт, что у нас и трезвого водителя могут сделать пьяным (формально), особенно если он этому способствует. На стандартный вопрос инспектора, не употребляли ли вы сегодня или вчера кружечку пива или рюмку-две, следует всегда отвечать «нет». Если вы по доброте душевной признаетесь, что выпивали не вчера, а позавчера, да пусть даже на той неделе, уважающий себя гаишник постарается раскрутить вас на «управление автомобилем в нетрезвом состоянии». Кстати, некоторые виды алкоголя полностью не выводятся из организма даже за несколько дней. И в ДПС это прекрасно знают.

Лезть в бутылку

В Сети полно роликов, когда остановленные сотрудниками ДПС водители начинают диалог со слов типа «Не расслышал имя и звание. Предъявите удостоверение и нагрудный жетон. Объясните причину остановки!» Это плохие примеры поведения, сразу настраивающие инспекторов на враждебный лад. Еще хуже начинать «тыкать», звонить «куда надо», угрожать «снять погоны» и прочее.

Сейчас инспекторы, в основном, соблюдают требование Административного регламента, утвержденного МВД России № 664. В пунктах 43 и 44 достаточно четко прописаны принципы, которых должен придерживаться сотрудник ДПС при общении с водителем: обращаться на «Вы», воздерживаться от грубости, оскорбительных выражений и реплик, не быть заносчивым, не делать предвзятых замечаний. И инспекторы вправе ждать того же от водителей — хотя они и не обязаны подчиняться Административному регламенту или могут быть просто дурно воспитанными.

Общаться с инспекторами в агрессивной манере — большая ошибка. Их этим не напугаешь. Лучше разговаривать спокойно, настаивая на строгое следование букве закона.

Кичиться знанием законов…

. тем более когда вы их на самом деле не знаете. Может, это приятно подловить инспектора на незнании каких-то пунктов Правил или других букв закона, и, может, это даже иногда реально при нынешней чехарде в этой сфере. Но чтобы вступать в спор, нужно знать законы назубок либо иметь возможность быстро процитировать нужный параграф и не сомневаться в правоте. Не горячиться и вести диалог с уважением.

Очень некрасиво и смешно смотрятся ролики, в которых водители до исступления доказывают мнимую правоту, тряся книжкой с ПДД, изданной еще при Союзе, или тыча инспектору телефон с неким автоюристом, который блеет что-то невразумительное.

Хотите доказать свое — пишите в протоколе, что не согласны с постановлением, и кратко излагайте свое видение ситуации. Например, «ПДД не нарушал» либо «Нарушил другой пункт ПДД (указываете, какой именно)».

В спорной ситуации вполне можно предложить открыть ПДД и перечитать пункт, который вы якобы нарушили. Бывает, что инспекторы признают свои ошибки.

Шутить

Люди в форме тоже любят пошутить, но зачастую это весьма специфический юмор. И испытывать его на себе не стоит, даже если вы прирожденный комик. В данном случае фонтан стоит прикрыть. Представьте, что каждый третий остановленный вами водитель мнит себя как минимум Волей и Мартиросяном в одном лице и отпускает изрядно надоевшие шутки, а вы должны либо не реагировать, либо дежурно — и уважительно, в соответствии с регламентом — отшучиваться. Если инспектор отпускает вас и желает счастливого пути, лучше просто пожелайте ему хорошего дежурства. Можно с улыбкой (это совет для прекрасного пола).

При соблюдении этих простых правил общение с инспектором ГИБДД на дороге не займет у вас много времени — он вас быстро отпустит. Если, конечно, вас не остановили за какое-то серьезное нарушение Правил. Но тут уж сами виноваты. Удачи на дорогах, и не нарушайте.

Причины, по которым сотрудник ДПС может потребовать остановку транспортного средства и проверку документов

Те водители, которые много времени за рулем своего автомобиля, часто сталкиваются с остановками машины сотрудниками ДПС в стационарных местах и не только. Иногда подвергнуться проверке можно несколько раз в день, что многих автомобилистов раздражает, и они задаются вопросом – а правомерны ли такие проверки? В данном обзоре мы и попробуем разобраться в данном вопросе. Работа сотрудников госавтоинспекции регламентируется Приказами по МВД России. С двадцатого октября 2017 года это – Приказ №644, на основании которого вводится «Административный регламент». Данный регламент имеет существенно больше пунктов, которые соответственно охватывают больший диапазон спорных моментов.

Почему могут остановить автомобиль сотрудники ДПС.

Где разрешена принудительная остановка транспортных средств

Ранее регламент предписывал производить остановку автомобилей с целью проверки документов или при проведении проверочных акций из разряда «трезвый водитель», «безопасность пассажиров» и т. д., только в специально отведенных стационарных местах. Новый регламент данную норму полностью устраняет, но прямо указывает, что у инспектора ГБДД должны быть чёткие основания для остановки транспортного средства. Такие причины тоже подробно перечислены в регламентирующем документе. Другими словами, ваше транспортное средство инспектор дорожного движения или представители других подразделений полиции могут остановить в совершенно любом месте и, озвучив причины такого требования и, например, проверить документы. Исключением из данного правила являются только участки дороги, на которых по действующим ПДД остановка запрещена. В этих местах машина может быть остановлена только с целью пресечения преступления. Так же запрещено останавливать машину в плохо освещенных местах и на автомобилях, не оснащённых спец. знаками и сигналами (водитель может усомниться в том, что требование исходит от полицейских, в таком случае следует доехать до ближайшего стационарного поста и сообщить о своих подозрениях.).

Что должен предпринять сотрудник ГБДД после остановки автомобиля

Многих водителей интересует вопрос – обязан ли остановивший машину сотрудник объяснять причину остановки именно вашего автомобиля, ведь за день таких проверок может быть несколько. Все по тому же регламенту, сотрудник ГБДД должен объяснить причины происходящего и не может мешать водителю самостоятельно ознакомиться с проводящимися «спецмероприятиями» или ориентировками. Важным нюансом будет являться тот факт, что все подтверждающие документы могут находиться на стационарном посту и для ознакомления с ними водителю придется после проверки, самостоятельно туда добраться и ознакомиться. Сотрудник ГБДД может иметь только устную ориентировку и не обязан предъявлять никаких подтверждающих документов.

Сам процесс остановки происходит следующим образом

Инспектор ДПС рукой при помощи жезла или диска красного цвета указывает сначала на ваше транспортное средство, а затем чётко на место остановки. При плохой видимости сотрудник может использовать так же специальные световые устройства или громкоговорители. После остановки транспортного средства сотрудник ДПС обычно действует по следующей схеме:

  • Инспектор, без излишнего промедления, обязан подойти к автомобилю со стороны водителя и представиться, назвав ФИО, звание и должность (по требованию водителя, он может показать свое удостоверение). В это время он должен приложить руку к головному убору.
  • Сотрудник объясняет причину остановки и просит предъявить документы для проверки или объясняет другие требования, например, в случае привлечения водителя в качестве понятого.
  • Водителю не обязательно покидать салон автомобиля, за исключением ситуаций, когда требуется пройти дополнительные проверки – освидетельствование на алкогольное опьянение, устранение неполадок с машиной или перевозкой грузов, необходимость в проверке багажника, заполнение документов и т. д. Для прохождения ряда процедур в случае необходимости он должен проследовать в салон патрульной машины или на стационарный пункт ГБДД.
  • Инспектор может настоятельно потребовать переставить автомобиль в другое место, если он создает помеху для других водителей.

Причины, по которым можно остановить автомобиль

Административный регламент чётко указывает и все причины, по которым можно остановить транспортное средство и не все они имеют своей целью проверку документов:

  • Произошло явное нарушение ПДД, например, обгон в запрещённом месте, превышение скоростного режима и т. д. Нарушения данного типа инспектор может зафиксировать визуально или же с применением спецсредств.
  • У сотрудника ДПС имеется ориентировка на причастность водителя к совершению аварии или другого рода преступления. Это же может касаться и пассажиров автомобиля.
  • Имеются подкреплённые доказательствами подозрения на то, что авто было угнано или находится в розыске.
  • Необходимо получить показания в качестве свидетеля транспортного происшествия или другого преступления.
  • При необходимости иметь понятого.
  • Возникла необходимость использования автомобиля, например, инструктором ГБДД или врачом.
  • Требуется помощь пострадавшим при нехватке специальных транспортных средств.
  • При проведении ряда мероприятий по выполнению распоряжений таких, как перевозка запрещённых грузов или скрывающихся лиц. В данном случае допускается проверка документов и поверхностный осмотр салона и багажника. Для более тщательного осмотра сотрудник полиции должен показать разрешающий производить такие действия документ.
  • При проведении ряда спецмероприятий – безопасная перевозка детей, трезвый водитель и т. д.
  • Срочная остановка общего движения в результате стихийного бедствия, пожара, техногенной аварии.
  • При временной задержке для пропуска колоны автомобилей велосипедистов или бегунов при проведении различных мероприятий.
  • Проверка документов на управление транспортным средством и т. д.

Основания для проверки документов

В регламенте предусмотрен и ряд причин, по которым возможно остановить автомобиль с целью проверки документов.

  • Имеются явные признаки нарушения правил дорожного движения.
  • Получена ориентировка на данный или имеющий схожие приметы автомобиль.
  • Проведение специальных профилактических мероприятий.

Наказание за невыполнение требований инспектора об остановке

Водителю категорически запрещено игнорировать требование об остановке машины, даже если ему кажется, что сотрудник полиции пытается остановить автомобиль без причины. Если по какой-либо причине машина не остановится по требованию сотрудника полиции, ситуация может развиваться двумя путями. Инспектор тоже просто проигнорирует такое поведение, чаще всего это происходит при попытке проверки мототранспортных средств. Это обусловлено тем, что погоня может иметь крайне плачевные последствия для мотоциклиста. В таких ситуациях инспектора чаще всего передают информацию на все близлежащие посты с ориентировкой на конкретное авто. Если проигнорировать требование остановки и здесь, то погоня будет практически неизбежна. При погоне инспектор вначале через громкоговоритель требует остановки, а в случае неповиновения имеет полное право применить оружие. После задержания автомобилисту чаще всего грозит штраф в 500 – 800 рублей. Но данное правонарушение может быть рассмотрено с точки зрения статьи 19,3 КоАП часть 1 – неповиновение сотрудникам при исполнении, а это уже совсем другое наказание – вплоть до лишения свободы.

Вывод

Ознакомившись со всеми причинами и правилами законодательства, можно сделать один единственный правильный вывод: требование представителя полиции на дороге лучше всего выполнить. Взаимная вежливость поможет сделать поездки на автомобиле более приятными и не приводящими к лишним проблемам.

Остановила ГИБДД во время самоизоляции? Вот как надо отвечать!

1. Поехал за продуктами в супермаркет, и меня остановили полицейские. Как мне доказать, что я за рулем «по делу»?

— Единственный вариант — убедительно объяснить сотрудникам полиции, что вы следуете в тот магазин, где есть необходимые продукты. Ведь далеко не всегда магазины рядом с домом имеют большой ассортимент. Опять же, вы могли отправиться в супермаркет или аптеку, чтобы купить продукты и лекарства для больных родственников пожилого возраста, которые сами не могут выйти из квартиры и нуждаются в помощи. Одним словом, будьте готовы внятно объяснить представителям власти, откуда и куда вы едете и какие магазины намерены посетить.

2. Допустим, я не смог объяснить полицейским причину поездки. Меня оштрафуют? На сколько? По какой статье? Кто определяет сумму — полицейский или суд?

— Наказания за нарушение режима самоизоляции не предусмотрено. Ограничение введено только для тех лиц, которые должны находиться на карантине. Это граждане, прибывшие из стран со сложной эпидемиологической обстановкой.

Однако помните, если причина вашего пребывания на улице не соответствует тем, что прописаны в п. 9.3. Указа мэра Москвы, сотрудники полиции могут расценить ваши действия как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль. Часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ влечет предупреждение или штраф до одной тысячи рублей для физических лиц.

В случае несоблюдения действующих санитарных правил и игнорирования мероприятий, направленных на борьбу с эпидемией, граждане могут быть привлечены к ответственности по статье 6.3 КоАП «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» и оштрафованы на сумму до 500 рублей.

UPD: Согласно последним изменениям в законодательстве, размеры штрафов по статье 6.3 КоАП РФ увеличились. Теперь для граждан максимальная сумма составит 40 тысяч рублей; для должностных лиц — 150 тысяч рублей; для юридических — 500 тысяч рублей или приостановление деятельности на 90 суток. Если нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть (но не содержат уголовно наказуемого деяния), то для граждан это грозит штрафом до 300 тысяч рублей. Для юридических лиц аналогичное деяние влечет штраф до до 1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Для должностных лиц (сотрудников государственных и частных организаций, осуществляющих обеспечительные меры во время карантина. — Прим. ред.) возможно наказание в виде штрафа до 20 тысяч рублей за «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ. — Прим. ред.). Для юридических лиц сумма на порядок выше — до 200 тысяч рублей.

UPD: КоАП РФ также дополняется новой статьей 20.6.1 — невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения. Невыполнение правил поведения (которые будут устанавливаться Правительством РФ) при введении режима повышенной готовности на территории, на которой есть угроза возникновения ЧС, или в зоне ЧС, если они не повлекли тяжких последствий, будет наказываться штрафом до 30 тысяч рублей для граждан и до 300 тысяч рублей для юрлиц. В случае повторного правонарушения, либо когда нарушение повлекло причинение вреда здоровью человека или имуществу, гражданам грозит штраф до 50 тысяч рублей. У юридических лиц и ИП есть шансы отдать в казну до 1 миллиона рублей, либо приостановить деятельность на срок до 90 суток.

3. Деятельность моей компании не приостановлена. Как подтвердить, что я еду на работу?

— Как говорится все в том же Указе мэра Москвы, гражданам, которые обязаны появляться на рабочем месте в период самоизоляции, будут выдаваться спецпропуска. Порядок их выдачи должен быть определен положением, которое подготовит правительство Москвы. Документ еще не опубликован, так что пока непонятно, каким образом можно будет получить спецпропуск. В настоящий момент, если вы передвигаетесь на машине до работы или обратно, желательно иметь при себе подтверждающие документы. Это может быть служебное удостоверение или копия трудового договора.

4. А вообще можно ограничивать мое перемещение, если в городе нет режима чрезвычайной ситуации?

— У меня возникают сомнения, что глава субъекта РФ вправе устанавливать ограничения на передвижение жителей. На мой взгляд, право, гарантированное гражданам Конституцией РФ, все-таки не может быть ограничено местной властью. Тем более учитывая то обстоятельство, что чрезвычайное положение в стране не введено. Подобные решения должны приниматься только на уровне российского правительства.

5. Что мне говорить сотрудникам полиции/ГИБДД, если меня обвинили в нарушении закона об эпидемиологической безопасности?

— В УК РФ есть статья 236 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил». Мы знаем примеры того, как люди, нарушившие карантин и сбежавшие из больниц, действительно были направлены на принудительное лечение и получали наказание в виде штрафа. Но, пожалуйста, не путайте карантин и рекомендованную самоизоляцию — это разные вещи. Статья 236 УК РФ имеет место быть, когда нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлекло массовое заболевание или отравление людей. Сам факт нахождения на улице человека, пусть даже и зараженного коронавирусом, еще не означает указанных последствий. Пока их нет — нет и наказания.

Другой вопрос, что сейчас уголовную ответственность по статье 236 УК РФ планируется ужесточить до 7 лет. Соответствующие поправки рассмотрели в Госдуме 31 марта.

Апдейт : как и ожидалось, закон об ужесточении уголовной ответственности за нарушение карантина был принят. Теперь, если по вашей вине заболел коронавирусом и умер другой человек, либо вы создали угрозу массового заражения, то есть шанс отправиться в колонию на пять лет. Если нарушение повлекло смерть двух и более людей, то максимальный срок заключения может достигать семи лет.

6. Я живу в городе, а прописан в области. Мне нужно возить с собой документ, подтверждающий, что я не покидаю «район обитания»?

— Во избежание претензий со стороны сотрудников полиции я бы советовал возить с собой хотя бы копию договора аренды квартиры. Документ вы всегда сможете предъявить инспектору или участковому, чтобы объяснить, почему находитесь именно в этом районе, а не по месту регистрации.

7. На дорогах сейчас выставили автомобили полиции (не ГИБДД). Они имеют право останавливать и штрафовать водителей?

— Сотрудник полиции имеет полномочия на проверку документов у всех граждан (в том числе у водителей, пассажиров и пешеходов), поскольку такие полномочия полицейским предоставлены законом о полиции. Кроме того, на водителя распространяется обязанность передавать сотруднику полиции для проверки документы на автомобиль, водительское удостоверение и страховой полис (см. п. 2 ПДД. — Прим. ред.). Эта норма касается не только инспекторов ГИБДД, но и сотрудников полиции. Но наказать за нарушение правил дорожного движения может только представитель Госавтоинспекции.

8. Для чего в принципе так много полицейских сейчас дежурит на дорогах? Чтобы проверять всех и каждого?

—- Основная функция сотрудников полиции сейчас разъяснительная. Они должны довести до граждан информацию, что необходимо оставаться дома и не выходить на улицу без крайней необходимости. Карательная функция пока не основная. К тому же полицейские ловят тех людей, которые по медицинским показаниям должны находиться на карантине. Случаи задержания таких водителей уже были.

9. Если меня повторно поймали за рулем во время карантина, что мне грозит? Например, штраф за неповиновение?

— Я думаю, это возможно, ведь протокол по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ — прием, который легче всего применить в отношении водителя (не путать со ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль». — Прим. ред.). К примеру, сотрудник полиции остановил водителя и вынес предупреждение о том, что ему необходимо находиться дома в период самоизоляции. Если водитель попадется во второй раз, это может быть уже расценено как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Нарушителю грозят неприятности посерьезнее штрафа — вплоть до административного ареста сроком на 15 суток.

  • Как узнать свой шанс схватить коронавирус? Тест для водителей — тут.