Замена шаровой опоры на ваз 2109
Содержание статьи:
Замена шаровой опоры на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Добро пожаловать!
Шаровая опора – их в автомобиле семейства «Самара» находится около двух штук, одна из которых располагается в левой передней части автомобиля, а вторая находится в правой части так же возле колеса автомобиля. Шаровые опоры, как их ещё принято назвать просто «Шаровые», со временем изнашиваются и поэтому подлежат замене. На самом деле в отечественных автомобилях замена шаровых опор дело очень частое, потому как из-за наших дорог на них постоянно идёт очень большая нагрузка и в связи с этим они очень ломаются.
Некоторые люди в последнее время стали приписывать шаровые опоры к расходным материалам, наподобие таких как воздушный и различного рода другие фильтра, поэтому если вы купили автомобиль только лишь недавно, вам скорее всего (Зависит от стиля езды, а так же местности) придётся очень часто менять шаровые опоры, поэтому советуем вам ознакомится с данной инструкцией по замене.
Примечание!
Для замены шаровой опоры, вам нужно будет запастись: Специальным съемником с которым вы можете ознакомиться в конце статьи в рубрике «Для новичков!» (Но если съемника нет, то можно снять шаровую и без него, все тонкости снятия шаровой без съемника читайте чуть ниже в этой же инструкции).
А так же вам нужно будет взять с собой: Лом, ещё домкрат для того чтобы поднять машину, а так же основной набор гаечных ключей и молоток на тот случай если у вас нет специального съемника. Ещё возможно вам понадобится консистентная смазка, поэтому если она у вас лежит в гараже, то на всякий случай её тоже возьмите.
На ваше усмотрение вы так же можете взять с собой: Башмаки чтобы их подложить под задние колёса автомобиля, для того чтобы машина не укатилась при замене!
Краткое содержание:
Где находится шаровая опора?
Как уже говорилось ранее, шаровых в передне-приводных автомобилях «Самарского» семейства всего две, а располагаются они рядом с передними колёсами, более подробно об местонахождении одной опоры из двух, смотрите на фото ниже:
Когда нужно менять шаровую опору?
В основном при сильном износе опоры, первое где она себя начинает выдавать так это:
- При наезде на кочку, во время которого может будет слышаться отчётливый глухой стук либо в левой части машины, либо в правой.
- А так же после износа опоры, при повороте рулевого колёса вам придётся прилагать больше усилий чтобы пустить машину в поворот и чтобы выйти из него, при этом изношенная шаровая может выдавать себя скрипом.
- Ещё как правило при изношенной опоре, автомобиль при езде по абсолютно ровной дороги может вилять и тем самым неустойчиво держаться при езде, что опять же говорит об изношенной или же изношенных шаровых опорах.
- И в завершение подчеркнём один факт из жизни, при износе шаровой опоры переднее колесо автомобиля может стоять не так как нужно должным образом, а именно он может быть чуть наклонен в сторону и т.д. В связи с этим при постоянной езде, покрышки у автомобиля будут стираться неравномерно и гораздо быстрее.
Как заменить шаровую опору на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
Примечание!
В начале если поднимите ручник вверх и если вы взяли с собой башмаки, тогда подложите их по задние колёса!
Снятие:
1) Для начала поднимите с помощью домкрата, нужную для вас сторону, на которой вы будете производить замену шаровой опоры, и после чего снимите колесо с автомобиля. (О том как поднять автомобиль с помощью домкрата и снять с него колесо, см. в статье «Замена колеса на ВАЗ»)
2) Следом полностью отверните нижнюю гайку, которая крепит шаровую опору к рычагу.
3) После чего установите специальный съемник как показано на рисунке, а после чего при помощи гаечного ключа затягивайте болт съемника до того, пока палец шаровой опоры не выйдет из рычага.
4) Затем отверните оба болта, которые крепят шаровую опору к поворотному кулаку.
Примечание!
На фото к сожалению второго болта не видно но приблизительное его местонахождение так же указано стрелкой!
5) Далее с помощью лома, отожмите нижний рычаг вниз, и после чего снимите шаровую опору с машины.
Установка:
1) Прежде чем приступить к установке новой шаровой опоры, проверьте на работоспособность старую и новую шаровую опору, потому что она может оказаться как не работоспособной (Это относится к новой опоре), а так же может быть полностью исправна (Это относится к старой опоре), для этого:
1. Возьмитесь за палец шаровой опоры рукой, и после чего покачайте его в разные стороны тем самым ощутив присутствие или же отсутствие люфта.
Примечание!
У пальца люфт практически должен отсутствовать и при исправной шаровой опоре, от усилия руки как правило вы палец сдвинуть не сможете, поэтому покачайте палец и возможно у него будет лишь небольшой люфт около 0.7 мм (Это нормально), но если окажется что люфт превышает 0.7 мм, то в таком случае замените шаровую опору на новую!
2. Ещё один маленький нюанс связанный с шаровой опорой, после снятия опоры посмотрите резиновый чехол который присутствует на самой опоре, в том случае если он порван, тогда снимите его с опоры а после чего из того места на опоре удалите верхний слой грязной смазки, и по возможности нанесите новую консистентную смазку и в связи с этим вы можете просто купить новый резиновый чехол и одёть его на старую опору и пользоваться ей дальше.
Примечание!
Но если окажется что грязь попала во внутрь шарового шарнира и тем самым её невозможно убрать, то в таком случае замените шаровую опору на новую!
3. После чего учтите одну важную деталь, на опоре а именно на её пальце должна находится распорная втулка, поэтому если она у вас снята то обязательно оденьте её иначе опора должным образом работать не будет.
4. Теперь возьмите в руки резиновый чехол и заложите в него на половину его же объёма консистентную смазку.
Примечание!
Перед тем как приступить к установке резинового чехла, на то место на опоре на которое будет устанавливаться этот чехол, рекомендуется нанести герметик!
2) И в завершение установите новую шаровую или же отремонтированную старую, в обратном порядке снятию.
Примечание!
Когда будете устанавливать опору, старайтесь не повредить его защитный чехол а если повредите, то в таком случае сразу же замените его на новый. После того как шаровая будет установлена, затяните все гайки туго, но не до упора. После этого качните пару раз автомобиль и вот только после этого затяните все гайки! (Нижнюю гайку опоры нужно закручивать моментом 80-96 Нм «8,0-9,6 кгс-м», а два болта которые крепят опору к рычагу нужно закручивать моментом -50-63 Нм «5,0-6,3 кгс-м»)
Как снять шаровую опору без специального ключа?
1) Для начала немного ослабьте нижнюю гайку крепления шаровой опоры, к рычагу.
Примечание!
Полностью нижнюю гайку шаровой опоры, отворачивать не нужно!
2) После чего с помощью монтировки отожмите передний рычаг, и в это же время нанося легкие удары молотком по рычагу, дождитесь того когда сам рычаг упадёт вниз тем самым он упрётся в нижнюю гайку шаровой.
3) После того как рычаг упадёт на гайку, полностью отверните нижнюю гайку и после чего переберитесь к отворачиванию двух основных гаек крепления шаровой опоры, и тем самым так же отверните их.
Примечание!
Второй гайки на вышеприведенном фото вы к сожалению не увидите, так как ракурс так выбран, но приблизительное её местонахождение всё же указано стрелкой!
4) И в завершение монтажной лопатой отожмите нижний рычаг вниз и вследствие чего снимите изношенную опору.
Важно!
После замены шаровой опоры, проверьте через 100 км пробега затяжку всех болтов которые крепят шаровую опору, а так же проверьте затяжку нижней гайки шаровой опоры к рычагу, по необходимости затяните все болты и нижнюю гайку крепления опоры до нужного момента!
Для новичков!
Вопрос: Как выглядит специальный съемник шаровой опоры?
Ответ:
Дополнительный видео-ролик:
Не все могут понять принцип замены той или иной детали в автомобиле, лишь прочитав статью, поэтому чтобы вам было более понятнее, то в таком случае просмотрите видео-ролик в котором всё подробно показывается:
Примечание!
Принцип замены шаровой опоры, в видео-ролике показан на примере автомобиля «ВАЗ 2110», но и по такой же схеме устроены автомобили «Самарского» семейства, поэтому шаровые на этих автомобилях заменяются одинаково!
Замена шаровой ВАЗ 2109 — тонкости процесса
Замена шаровых опор на ВАЗ 2109 самому
Многие детали любого автомобиля, в том числе и ВАЗ 2109, требуют регулярной замены или ремонта. Шаровая опора также относится к таким деталям.
Чтобы не платить за работу по замене шаровой опоры на ВАЗ 2109, можно сделать это своими руками в собственном гараже – это не так уж и сложно.
В этой статье вы найдете фото, поясняющие суть процесса, а также видео процесса замены шаровой на ВАЗ 2109. Инструкция по выбору новой шаровой и диагностике также прилагается.
- Выбор новой шаровой опоры
- Диагностика шаровой опоры
- Замена шаровой опоры
- Инструмент
- Замена
Выбор новой шаровой опоры
Замена шаровых ВАЗ 2109
Можно просто придти в магазин и попросить шаровою на необходимую модель автомобиля. Но, спустя пару месяцев, придется снова идти в магазин и покупать еще одну!
Смысл этого действия отсутствует, а польза от такого только владельцу магазина. Давайте правильно выбирать шаровые опоры.
Обращайте внимание на следующие моменты:
- Производители зачастую клепают шаровые опоры из хлама и не смотря на качество продукта. Замечая такую закономерность, автолюбители выделили несколько компаний, с нормальными показателями цены и качества.
- Среди таких производителей и фирма Трек, которую очень хвалят водители, а также работники СТО.
- Если вы решите взять другую фирму, то помните, что дешевого качества не бывает! Остерегайтесь подделок – скупой платит дважды. Цена на шаровые не такая уж и большая.
- Все же при выборе шаровой опоры для ВАЗ 2109 следует обращать внимание на ее внешний вид.
- Корпус не должен иметь никаких повреждений и следов износа. Также корпус хорошей шаровой опоры обязательно будет сварен из двух частей.
- Обратите внимание на палец шаровой. Если он покрашен в черный цвет – это плохой знак. Да, палец и должен быть черного цвета, но не от краски, а от закаливания температурой.
Совет! При выборе шаровой попробуйте повернуть палец опоры. В хорошей шаровой его без воротка очень тяжело сдвинуть.
- Не забывайте и о комплектации шаровой опоры. Что туда должно входить? Сама шаровая, гайка, болты крепления и пыльник.
- Пыльник должен быть целым и не иметь слабых мест.
- Болты крепления шаровой опоры тоже должны быть каленными. Болты желтого цвета обычно имеют отвратительное качество – резьба обходится, даже не затянув гайку (в некоторых случаях).
- Гайка должна быть с тефлоновой вставкой или же со шплинтом в комплекте, а в пальце шаровой опоры – сквозное отверстие.
Совет! Обычно внутрь шаровой уже добавляют смазку, но ее зачастую недостаточно. Не забудьте обратить на это внимание.
Диагностика шаровой опоры
Очень важно определить время, когда уже нужна замена шаровой опоры на ВАЗ 2109 и сделать это. Почему?
Если в пути, на хорошей скорости, палец шаровой опоры вырывает из самой шаровой – это не сулит ничего хорошего ни автомобилю, ни пассажирам.
Итак:
- Во время езды прислушайтесь к стукам, доносящимся спереди автомобиля. Особенно неисправность шаровой опоры проявляется во время езды по неровной дороге или попадания колеса в яму.
- Если при попадании в ямку слышен глухой удар со стороны одного из передних колес – вели вероятность того, что шаровую надо поменять.
- Диагностировать шаровую опору можно и другим способом без специального оборудования. Во время стоянки автомобиля поставьте ногу на верх переднего колеса.
- Далее следует совершать толкательные движения ногой в сторону другого колеса. Если при такой процедуре слышен глухой звук удара, то стоит обратиться к более точному методу диагностики и, скорее всего, произвести замену шаровой опоры.
Далее описан самый достоверный способ проверки необходимости замены шаровой опоры:
- Для более точной диагностики понадобится смотровая яма и домкрат.
- Автомобиль устанавливается на яму, ставится на стояночный тормоз и противооткатные башмаки для большей безопасности.
- При помощи домкрата автомобиль приподнимается.
Совет! Выбирать точку опоры домкрата следует крайне осторожно потому, что автомобиль придется шатать со стороны в сторону.
- Когда колесо оторвалось от земли, можно приступать к тестированию шаровой.
- Одна рука ставится на верхнюю точку колеса, а вторая на нижнюю.
- Далее следует осторожными и в то же время резкими движениями пошатать колеса сверху вниз.
- Если звука удара нет – переходим к другому колесу. Если же звук присутствует, то делаем следующее (необходим товарищ).
- Второму человеку следует положить два пальца на место соединения пальца шаровой опоры с рычагом подвески и на корпус шаровой опоры. Если пальцами ощущается смещение пальца в корпусе шаровой, то она пришла в негодность.
Замена шаровой опоры
Когда уже убедились, что шаровую нужно менять, выбрали хорошую новую шаровую опору и приобрели ее, то можно приступать к ремонту. Начать необходимо с заготовки нужного инструмента для работы.
Итак, что же требует замена шаровых опор ВАЗ 2109?
Инструмент
Замена шаровой опоры ВАЗ 2109 – специальный съемник
Теперь можно приступать – замена шаровых опор у ВАЗ 2109!
Замена
- Первым делом загоняем машину на яму.
- Опять же – ставим на стояночный тормоз и под колеса – противооткатные упоры, башмаки (два кирпича вполне подойдут).
- При помощи головки на 17 и воротка или же балонника срываем болты крепления колеса. Не откручивайте полностью, пока машина стоит на колесах!
- Домкратом поднимаем одну сторону и подставляем пенек или кирпичи. Помним, колесо должно быть оторвано от земли.
- Теперь можно полностью выкрутить болты и снять колесо.
- Для удобства нужно руль выкрутить так, чтобы был полный доступ к шаровой опоре.
- Далее при помощи щетки по металлу необходимо зачистить следующие места: соединение пальца и рычага подвески, а также соединение корпуса шаровой опоры и поворотного кулака.
- Используя WD-40, следует забрызгать соединение пальца и рычага – обычно там гайку бывает тяжело открутить.
- Теперь следует взять ключ на 19 и открутить гайку пальца шаровой опоры.
- После снятия гайки с пальца шаровой опоры следует извлечь палец из рычага. Для этого используется съемник шаровой опоры.
Если же съемником не получается снять или же он отсутствует, то шаровую опору следует снимать следующим образом. - Для альтернативного снятия понадобится монтировка и молоток. Не откручивая полностью гайку пальца, делаем следующие операции.
- При помощи монтировки следует надавить на рычаг подвески вниз, используя опору.
- Молотком же в то время нужно наносить четкие удары по рычагу в месте его соединения с пальцем до тех пор, пока палец не выскочит из зацепления.
- После чего можно открутить два болта крепления шаровой опоры к поворотному кулаку и извлечь шаровую опору.
Замена шаровых на ВАЗ 2109
Перед установкой новой шаровой необходимо сделать еще несколько операций:
- Болты крепления следует смазать. Если вы используете старые болты крепления, то желательно прогнать резьбу – достаточно просто несколько раз накрутить и скрутить гайку, добавляя смазки.
- Зачистите место крепления шаровой опоры к поворотному кулаку щеткой по металлу.
- Снимите пыльник с шаровой опоры. Зажмите ее в тески.
- Теперь следует набивать смазку в корпус шаровой опоры, при этом проворачивая палец шаровой при помощи воротка, чтобы смазка лучше уходила внутрь корпуса. Не забудьте одеть обратно пыльник.
А теперь можно устанавливать новую шаровую опору на автомобиль:
- Установите шаровую опору к поворотному кулаку и прикрутите два крепежных болта.
- Далее следует попасть пальцем шаровой опоры в отверстие рычага. Для этого монтировкой следует отогнуть рычаг, возможно, выгнуть палец.
- Ключом на 19 закрутите гайку крепления.
- Затем устанавливается на место колесо.
- Опустите автомобиль на землю при помощи домкрата.
На этом на ВАЗ 2109 замена шаровой опоры завершена. Не забудьте после ремонта затянуть колесные болты на земле!
Также мастера советуют – после некоторого пробега (при следующем ремонте, например) не поленитесь и подтяните крепления шаровой и пальца. Таким образом, новая шаровая опора прослужит вам дольше!
Шаровая опора на ВАЗ 2109: выбор новой и замена
Прежде чем приступить к замене шаровой опоры на вашем ВАЗ 2109, необходимо выбрать новый элемент, проверить текущее состояние узла, и, исходя из полученных результатов, провести замену.
Внешний вид элемента
Выбор
При выборе новой шаровой опоры (ШО) для замены ориентируйтесь на несколько основных критериев.
Критерий выбора
Особенности
Сегодня производителей шаровых опор масса. Но далеко не все они изготавливают действительно качественные детали. Потому автовладельцы выделили для себя определенные фирмы. Для владельцев ВАЗ 2109 стоит обратить внимание на компанию-производителя Трек.
Громкое, известное название производителя шаровой опоры — это не гарантия качества. Сейчас на рынке масса подделок. Чтобы отыскать оригинал, посетите официальные сайты проверенных фирм, узнайте об особенностях оригинальной упаковки, нюансах защиты, позволяющих отличить подделки
На корпусе шаровой не должно быть следов повреждений, износа, дефектов. Качественные ШО всегда сварены из двух элементов
Если вы заметили, что палец шаровой опоры выполнен в черном цвете краской, ничего хорошего тут нет. Качественный палец также черный, только этот цвет он получает в результате закаливания металла под высокой температурой. Также попробуйте повернуть палец. Если удалось это сделать без воротка, перед вами продукт низкого качества
Ответственные производители помимо самой ШО комплектуют детали гайкой, болтами и пыльником
Убедитесь, что на нем отсутствуют повреждения, следы износа, прочие дефекты
Крепежные болты обязательно должны быть каленными. Если болт желтый, его качество скорее всего окажется ужасным
Обязана иметь тефлоновую вставку или шплинт. Плюс посмотрите в палец — там должно быть сквозное отверстие
Зачастую внутреннюю часть шаровой опоры на заводе смазывают, но практика показывает, что данного количества смазки недостаточно, потому при замене нужно обязательно иметь под рукой еще немного смазывающего вещества
Новенький комплект
Признаки поломки
При сильном износе шаровой опоры автомобиль сам даст вам об этом знать. Нужно только обратить внимание на характерные симптомы.
- При наездах на кочки начинает доноситься четких глухой стук. Исходить он может только спереди от левой или правой части автомобиля, если дело в шаровой опоре.
- При износе шаровых опор усилие, прикладываемое к рулевому колесу для поворотов, заметно увеличивается. Одновременно с этим шаровая начинает скрипеть.
- Передвигаясь по ровной дороге, автомобиль начинает вести себя неустойчиво, его тянет в ту или иную сторону.
- При износе шаровых опор на одном из колес, оно стоит неправильно, имеет определенный наклон в сторону. Это можно легко заметить, сравнив положение обоих колес. Если вы часто ездите на своем ВАЗ 2109, вы заметите, как одно колесо изнашивается быстрее другого.
При обнаружении признаков износа ШО рекомендуется проверить их реальное текущее состояние, после чего заменить.
Проверка состояния
Прежде чем менять шаровую опору, убедитесь, что этот элемент действительно вышел из строя и он является причиной неадекватного поведения автомобиля.
Для проверки есть два способа — простой и более сложный.
Первый способ
Для проверки вам потребуется сделать следующее:
- При езде прислушиваться к стукам, которые исходят от передней части машины. Особенно заметной становится неисправность шаровой опоры, когда колесо попадает в яму;
- Если при наезде на яму появляется глухой удар от одного из передних колес, шаровую следует менять;
- Есть другой способ — поставьте ногу сверху переднего колеса, после чего начинайте его толкать в сторону второго переднего колеса. Если при манипуляциях вы слышите глухой удар, лучше более детально проверить состояние шаровой вторым способом.
Процедура проверки
Второй способ
Второй метод проверки более точный, но потребует наличие ямы и дополнительного оборудования.
- Установите автомобиль над смотровой ямой.
- Включите ручной тормоз, подставьте под колеса противокаты для собственной безопасности.
- Домкратом поднимите переднюю часть автомобиля. Убедитесь, что машина опирается надежно, поскольку вам придется расшатывать автомобиль.
- Оторвав колеса от земли домкратом, начинайте тестирование.
- Одну руку поставьте на верхнюю точку колеса, а вторую, соответственно, на нижнюю.
- Аккуратными, но резкими движениями расшатайте колесо сверху вниз.
- Если ударов не слышно, проверьте так же второе колесо.
- При появлении посторонних звуков нужно попросить товарища положить два пальца на участок соединения рычага подвески с пальцем шаровой, а также на корпус ШО. Если пальцами вы чувствуете, что палец шаровой опоры смещается внутри корпуса, шаровая свое отжила и требует замены.
Замена
Процесс демонтажа
- Для работы вам потребуется смотровая яма или подъемник. Но если их нет, можно обойтись обычным домкратом.
- Снимите колесо, на котором обнаружена проблема с шаровой опорой.
- Тщательно зачистите все элементы от накопившейся грязи, крепежные компоненты обработайте с помощью WD40, чтобы сошла ржавчина и вы без проблем могли провести демонтажные работы.
- С помощью ключа на 19 открутите гайку крепления шаровой опоры к рычагу подвески ВАЗ 2109.
- Вооружившись съемником, выпрессуйте палец ШО из рычага подвески.
- При отсутствии съемника ехать на автосервис не нужно. Есть другой способ. Вам необходимо не до конца открутить гайку шаровой опоры. Натяжение создается монтировкой и несколькими прицельными, сильными ударами по рычагу при помощи молотка. В 99% случаев палец выходит без особых проблем.
- Не убирайте далеко монтировку, поскольку ею теперь следует отвести рычаг подвески немного вниз, освободив от рычага палец шаровой опоры.
- Взяв в руки головку на 17, необходимо демонтировать пару болтов, отвечающих за соединение ШО с поворотным кулаком.
- Снимите изношенную шаровую опору.
- Проверьте состояние пыльника, опоры. В некоторых случаях достаточно заменить пыльник. Но если шаровая опора износилась и демонстрирует все признаки поломки, установите новую шаровую и соберите узел в обратной последовательности.
- Убедитесь, что на пальце имеется распорная втулка. Если она была снята, не забудьте вернуть элемент на место. В противном случае новая опора не сможет работать должным образом.
- Обязательно смажьте резиновый чехол консистентной смазкой перед обратной установкой. Также смазывающее вещество наносится на место в опоре, куда монтируется пыльник.
Немаловажный момент замены — это натяжение крепежных гаек. Поменяв шаровую, гайки затягивают туго, но не полностью. Затем нужно несколько раз качнуть автомобиль, а уже потом затягивать до конца крепежные элементы.
При этом нижнюю гайку ШО затягивают с моментом 80-96 Нм, а пару болтов крепления опоры к рычагу — с моментом 50-63 Нм.
Шаровая опора на ВАЗ 2109
Сильный износ или поломка шаровой опоры не проходит бесследно, поэтому о проблеме в подвеске водитель узнает с момента ее появления. С устранением неисправности нельзя затягивать, так как она может стать причиной попадания в аварийную ситуацию. Ремонтопригодность узла низкая, поэтому в большинстве случаев требуется замена на новое изделие.
Артикул и цена на оригинальную шаровую опору
Оригинальная шаровая опора ВАЗ 2109 имеет артикульный номер 21082904185. Ее цена составляет от 320 до 400 рублей. Существуют также восстановленные запчасти, стоимостью от 80 рублей. Их ресурс определить внешне невозможно, поэтому следует избегать приобретения б/у опор.
Оригинальные шаровые среди автовладельцев имеют неплохую репутацию. Они оптимальны по соотношению цены к качеству.
При правильном монтаже и аккуратном стиле вождения опоры выхаживают 50-80 тыс. км.
Артикул и стоимость аналогов шаровых опор
Многие автовладельцы отдают предпочтение неоригинальным шаровым. Связано это с тем, что при сопоставимой цене изделия от сторонних производителей часто бывают более качественными по сравнению с родными опорами. Бренды, которые наилучшим образом зарекомендовали себя среди автовладельцев, представлены в нижеприведенной таблице.
Таблица — Хорошие аналоги шаровой опоры ВАЗ 2109.
Производитель | Артикул | Примерная стоимость, рубль |
---|---|---|
TRW | JBJ156 | 420-460 |
Delphi | TC583 | 310-360 |
Sidem | 19989 | 410-440 |
Lemforder | 1545602 | 435-460 |
ABS | 220119 | 550-700 |
Диагностика состояния шаровой опоры
При выходе из строя шаровой опоры наблюдается ряд характерных симптомов. Наиболее ярко выраженными среди них являются:
- четкий глухой стук доносится спереди от правой или левой стороны машины при наезде на кочки, ямки или прочие неровности дорожного покрытия;
- на рулевое колесо требуется прикладывать большее усилие для осуществления поворота;
- автомобиль тянет в сторону при движении по ровной дороге;
- скрип и скрежет исходят с колесных арок во время поворотов;
- при осмотре заметен неравномерный износ резины передних колес;
- вхождение в поворот сопровождается стуком;
- при осмотре колеса с расстояния заметено, как оно наклонено в сторону;
- устойчивость автомобиля снижается и машина теряет контроль при проезде через неровности;
- выполнить вхождение в поворот на скорости становится проблематично, так как авто плохо «слушается» руля.
При выявлении вышеперечисленных симптомов неполадки шаровой требуется проверка состояния опоры. Выполнить ее можно согласно инструкции ниже:
- Поддомкратить переднюю часть ВАЗ 2109.
- Взять колесо с противоположных сторон. Одну руку расположить сверху, а вторую снизу.
- Покачать шину в стороны.
- Наличие люфта колеса говорит о возможной неисправности шаровой. Следует учитывать, что аналогичные симптомы проявляются при выходе из строя рулевых наконечников или стоек стабилизатора.
Более точно проконтролировать состояние шаровой можно после ее демонтажа. Следует пошатать палец в стороны. От усилия руки максимально возможное смещение допустимо до 0,7 мм. При наличии люфта опора подлежит замене.
Требуемые инструменты и материалы для самостоятельной замены
Выполнение ремонта шаровой своими руками невозможно без инструментов, которые перечислены ниже.
Таблица — Инструменты и материалы необходимые для замены шаровой опоры.
Название | Примечание |
---|---|
Съемник | Не является обязательным для замены шаровой, но существенно упрощает процесс демонтажа |
Накидной ключ | «на 17», «на 19» |
Торцевой ключ | «на 17», «на 19» |
Головки | «на 17», «на 19» |
Тяжелый молоток | Потребуется, если отсутствует съемник |
Консистентная смазка | ШРБ-4, Литол-24 или графитная |
Баллонный ключ | Для снятия и монтажа колеса |
Монтажка | Можно заменить любым прочным стержнем, отрезком трубы или ломом |
Щетка по металлу и ветошь | Для очистки рабочих поверхностей |
Проникающая смазка | Для облегчения разъединения заржавевших и прикипевших соединений |
Замена шаровой опоры на ВАЗ 2109
Пошаговая инструкция по замене шаровой опоры ВАЗ 2109 расположена ниже.
- Подложить противооткатные башмаки под задние колеса.
- Зафиксировать автомобиль стояночным тормозом.
- Приподнять домкратом сторону машины, с которой планируется проведение ремонтных работ.
- Снять колесо.
- Обработать проникающей смазкой крепежи шаровой.
- Отвернуть нижнюю гайку, которая фиксирует шаровую к рычагу.
- Затянуть болт съемника гаечным ключом до тех пор, пока палец опоры не покинет рычаг.
- Открутить два крепления, которые фиксируют опору к поворотному кулаку.
- Монтировкой надавить на рычаг вниз. Данное действие позволит высвободить опору. Шаровую требуется изъять, как только она станет доступной.
- Установить новую шаровую опору на посадочное место.
- Собрать все в порядке обратном снятию.
- По завершению ремонтных работ в подвеске желательно, но не обязательно провести контроль угла схода и развала колес на стенде.
- Проехав на автомобиле около 100 км, необходимо произвести подтяжку резьбовых соединений и осмотр шаровой на отсутствие подтеков смазки.
Дополнительные рекомендации по замене шаровой опоры
Срок службы шаровой напрямую связан с качеством и количеством заложенной в пыльник смазки. В оригинальных изделиях и некоторых автозапчастях от сторонних производителей под манжетой полностью сухо. Поэтому автовладельцы рекомендуют перед установкой снять резинку и проверить смазку. При ее отсутствии требуется заложить ШРБ-4 или Литол-24.
От герметичности пыльника зависит сохранение первоначальных свойств смазкой и долговечность работы узла. Поэтому некоторые автовладельцы рекомендуют приклеивать манжету к шаровой. При этом важно учитывать, чтобы герметик не вступал в химическую реакцию с металлом, резиной и консистентной смазкой.
Отсутствие съемника усложняет процесс демонтажа шаровой, но не делает это невозможным. Если нет специнструмента, то следуя нижеприведенной инструкции, можно выпрессовать опору.
- Немного ослабить нижнюю гайку, которая крепит шаровую к рычагу.
- Монтировкой отжать рычаг вниз. В это же время молотком следует обстукивать рычаг. Удары не должны оставлять деформаций, но быть достаточно тяжелыми. Полностью отворачивать нижнюю гайку запрещается. Связано это с тем, что в определенный момент рычаг упадет вниз. Он упрется в нижнюю гайку шаровой. При ее отсутствии ничто не остановит рычаг в момент его срыва, поэтому есть риск повредить автомобиль или ударить себя.
- Открутить крепление шаровой.
- Отжать рычаг в сторону и изъять выбитую шаровую.
Шаровая опора на ВАЗ 2109: выбор новой и замена
Прежде чем приступить к замене шаровой опоры на вашем ВАЗ 2109, необходимо выбрать новый элемент, проверить текущее состояние узла, и, исходя из полученных результатов, провести замену.
Внешний вид элемента
Выбор
При выборе новой шаровой опоры (ШО) для замены ориентируйтесь на несколько основных критериев.
Критерий выбора
Особенности
Сегодня производителей шаровых опор масса. Но далеко не все они изготавливают действительно качественные детали. Потому автовладельцы выделили для себя определенные фирмы. Для владельцев ВАЗ 2109 стоит обратить внимание на компанию-производителя Трек.
Громкое, известное название производителя шаровой опоры — это не гарантия качества. Сейчас на рынке масса подделок. Чтобы отыскать оригинал, посетите официальные сайты проверенных фирм, узнайте об особенностях оригинальной упаковки, нюансах защиты, позволяющих отличить подделки
На корпусе шаровой не должно быть следов повреждений, износа, дефектов. Качественные ШО всегда сварены из двух элементов
Если вы заметили, что палец шаровой опоры выполнен в черном цвете краской, ничего хорошего тут нет. Качественный палец также черный, только этот цвет он получает в результате закаливания металла под высокой температурой. Также попробуйте повернуть палец. Если удалось это сделать без воротка, перед вами продукт низкого качества
Ответственные производители помимо самой ШО комплектуют детали гайкой, болтами и пыльником
Убедитесь, что на нем отсутствуют повреждения, следы износа, прочие дефекты
Крепежные болты обязательно должны быть каленными. Если болт желтый, его качество скорее всего окажется ужасным
Обязана иметь тефлоновую вставку или шплинт. Плюс посмотрите в палец — там должно быть сквозное отверстие
Зачастую внутреннюю часть шаровой опоры на заводе смазывают, но практика показывает, что данного количества смазки недостаточно, потому при замене нужно обязательно иметь под рукой еще немного смазывающего вещества
Новенький комплект
Признаки поломки
При сильном износе шаровой опоры автомобиль сам даст вам об этом знать. Нужно только обратить внимание на характерные симптомы.
- При наездах на кочки начинает доноситься четких глухой стук. Исходить он может только спереди от левой или правой части автомобиля, если дело в шаровой опоре.
- При износе шаровых опор усилие, прикладываемое к рулевому колесу для поворотов, заметно увеличивается. Одновременно с этим шаровая начинает скрипеть.
- Передвигаясь по ровной дороге, автомобиль начинает вести себя неустойчиво, его тянет в ту или иную сторону.
- При износе шаровых опор на одном из колес, оно стоит неправильно, имеет определенный наклон в сторону. Это можно легко заметить, сравнив положение обоих колес. Если вы часто ездите на своем ВАЗ 2109, вы заметите, как одно колесо изнашивается быстрее другого.
При обнаружении признаков износа ШО рекомендуется проверить их реальное текущее состояние, после чего заменить.
Проверка состояния
Прежде чем менять шаровую опору, убедитесь, что этот элемент действительно вышел из строя и он является причиной неадекватного поведения автомобиля.
Для проверки есть два способа — простой и более сложный.
Первый способ
Для проверки вам потребуется сделать следующее:
- При езде прислушиваться к стукам, которые исходят от передней части машины. Особенно заметной становится неисправность шаровой опоры, когда колесо попадает в яму;
- Если при наезде на яму появляется глухой удар от одного из передних колес, шаровую следует менять;
- Есть другой способ — поставьте ногу сверху переднего колеса, после чего начинайте его толкать в сторону второго переднего колеса. Если при манипуляциях вы слышите глухой удар, лучше более детально проверить состояние шаровой вторым способом.
Процедура проверки
Второй способ
Второй метод проверки более точный, но потребует наличие ямы и дополнительного оборудования.
- Установите автомобиль над смотровой ямой.
- Включите ручной тормоз, подставьте под колеса противокаты для собственной безопасности.
- Домкратом поднимите переднюю часть автомобиля. Убедитесь, что машина опирается надежно, поскольку вам придется расшатывать автомобиль.
- Оторвав колеса от земли домкратом, начинайте тестирование.
- Одну руку поставьте на верхнюю точку колеса, а вторую, соответственно, на нижнюю.
- Аккуратными, но резкими движениями расшатайте колесо сверху вниз.
- Если ударов не слышно, проверьте так же второе колесо.
- При появлении посторонних звуков нужно попросить товарища положить два пальца на участок соединения рычага подвески с пальцем шаровой, а также на корпус ШО. Если пальцами вы чувствуете, что палец шаровой опоры смещается внутри корпуса, шаровая свое отжила и требует замены.
Замена
Менять ШО необходимо при обнаружении следов ее износа или при прорыве пыльника. С деформированным пыльником шаровая прослужить долго не сможет, плюс это опасно для водителя и пассажиров.
Процесс демонтажа
- Для работы вам потребуется смотровая яма или подъемник. Но если их нет, можно обойтись обычным домкратом.
- Снимите колесо, на котором обнаружена проблема с шаровой опорой.
- Тщательно зачистите все элементы от накопившейся грязи, крепежные компоненты обработайте с помощью WD40, чтобы сошла ржавчина и вы без проблем могли провести демонтажные работы.
- С помощью ключа на 19 открутите гайку крепления шаровой опоры к рычагу подвески ВАЗ 2109.
- Вооружившись съемником, выпрессуйте палец ШО из рычага подвески.
- При отсутствии съемника ехать на автосервис не нужно. Есть другой способ. Вам необходимо не до конца открутить гайку шаровой опоры. Натяжение создается монтировкой и несколькими прицельными, сильными ударами по рычагу при помощи молотка. В 99% случаев палец выходит без особых проблем.
- Не убирайте далеко монтировку, поскольку ею теперь следует отвести рычаг подвески немного вниз, освободив от рычага палец шаровой опоры.
- Взяв в руки головку на 17, необходимо демонтировать пару болтов, отвечающих за соединение ШО с поворотным кулаком.
- Снимите изношенную шаровую опору.
- Проверьте состояние пыльника, опоры. В некоторых случаях достаточно заменить пыльник. Но если шаровая опора износилась и демонстрирует все признаки поломки, установите новую шаровую и соберите узел в обратной последовательности.
- Убедитесь, что на пальце имеется распорная втулка. Если она была снята, не забудьте вернуть элемент на место. В противном случае новая опора не сможет работать должным образом.
- Обязательно смажьте резиновый чехол консистентной смазкой перед обратной установкой. Также смазывающее вещество наносится на место в опоре, куда монтируется пыльник.
Немаловажный момент замены — это натяжение крепежных гаек. Поменяв шаровую, гайки затягивают туго, но не полностью. Затем нужно несколько раз качнуть автомобиль, а уже потом затягивать до конца крепежные элементы.
При этом нижнюю гайку ШО затягивают с моментом 80-96 Нм, а пару болтов крепления опоры к рычагу — с моментом 50-63 Нм.