Штраф за непропущенного пешехода

Содержание статьи:

Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе и за его пределами

В ПДД имеются четкие указания, определяющие поведение водителей при наличии на дороге пешеходов. В статье будут рассмотрены ситуации, которые обязывают автомобилиста остановиться и пропустить идущего, а также указан размер штрафа за несоблюдение требований.

Расшифровка понятия «Непропуск пешехода»

Многие трактуют словосочетание «уступить дорогу» по-своему. Четкие разъяснения приведены в п. 1.2 ПДД РФ. Это понятие обозначает обязанность водителя остановиться, чтобы не вынуждать пеших участников движения менять скорость или направление своего перемещения.

Кроме того, 29.11.2014 в ПДД были внесены изменения. Они регламентируют порядок пересечения пешеходных переходов, на которых отсутствует светофор или регулировщик. Теперь, согласно п. 14.1 ПДД, автомобилист, приближающийся к такому участку дороги, должен затормозить, если на «зебре» есть пешеходы или они только наступили на нее.

Также изменения коснулись п. 14.2 ПДД. Согласно нововведениям, если ТС, движущееся попутно и находящееся на соседней полосе, уменьшило скорость или затормозило перед переходом, не оснащенным светофором или регулировщиком, то и остальным водителям также нужно остановиться или сбавить темп езды.

Ранее п. 11.4 ПДД запрещал обгон на пешеходном переходе только при наличии на нем людей. Корректировки полностью исключили возможность такого маневра на зебре, даже если на ней никого нет. Невыполнение этого требования может привести к тому, что будет выписан штраф за пешехода.

Наказание

Штраф за непропуск пешехода назначается по ст. 12.18 КоАП РФ и составляет 1500-2500 рублей. Конечную сумму определяет инспектор ГИБДД, зафиксировавший нарушение, с учетом всех обстоятельств происшествия. Так, если нарушение было совершено впервые, пешеход не получил повреждений, а водитель раскаивается в своих действиях, то ему может быть назначен штраф минимального размера.

Также наказание грозит водителю, который не пропустил пешехода при повороте на перекрестке. Штраф по ст. 12.18 КоАП назначается несмотря на:

движение автомобиля по главной дороге;

отсутствие на перекрестке знаков пешеходного перехода или соответствующей разметки;

зеленый свет светофора, горящий водителю.

ПДД допускают пересечение проезжей части пешеходами вне перехода при отсутствии «зебры» в радиусе 50 м. В таком случае перед тем, как перейти дорогу, человек обязан убедиться в безопасности своих действий. Ему нельзя неожиданно для автомобилиста появляться из-за припаркованных ТС или других объектов, ограничивающих обзор.

Если пешеход начал переходить дорогу в неположенном месте (с учетом того, что «зебры» поблизости нет), то водители приближающихся машин должны предоставить ему приоритет. Несоблюдение этого требования грозит наложением взыскания.

В абсолютном большинстве случаев штрафы за пешехода назначаются сотрудниками ДПС, а не по данным камеры. Видеофиксация этого нарушения происходила в «пилотном» режиме в Москве, Зеленограде и Улан-Удэ. Такой способ отслеживания нарушений не был введен повсеместно из-за того, что алгоритм, заложенный в программу автоматических устройств, еще не доработан и часто выдает ошибочные результаты.

Ст. 12.18 КоАП РФ не предусматривает ужесточения наказания за повторное совершение описываемого проступка.

Ситуации, в которых водитель должен уступить дорогу пешеходам

Кроме случаев, описанных выше, водитель может быть привлечен к административной ответственности, если он не уступил дорогу пешеходам в других ситуациях, предусмотренных ПДД.

Пешеход движется от одного тротуара к другому, а из-за поворота выезжает автомобиль

Пешеход движется вне перехода на прилегающей территории, а водитель съезжает с дороги

Пешеход переходит с тротуара на тротуар по прилегающей территории, а автомобиль выезжает на дорогу

Дорогу переходит слепой пешеход с белой тростью

Пешеходы направляются к общественному транспорту со стороны его дверей

Все случаи, приведенные в таблице, дают пешеходу преимущество перед машинами. Непропуск человека в такой ситуации также грозит штрафом в размере 1500-2500 рублей.

Как нужно уступать дорогу

Для того чтобы предотвратить ситуацию, при которой на водителя может быть наложен штраф за непропуск пешехода, следует придерживаться следующего алгоритма действий:

перед дорожным знаком «Пешеходный переход» или соответствующей разметкой необходимо снизить скорость движения;

осмотреть тротуар на наличие пешеходов, направляющихся к переходу;

оценить ситуацию, расстояние от машины и пешехода до зебры, скорость человека и автомобиля;

если анализ показывает, что автомобиль успеет преодолеть зебру быстрее, чем на нее наступит пешеход – продолжить движение с сохранением или увеличением скорости;

в противном случае необходимо остановиться и дождаться пока пешеход пересечет дорогу.

Если пешеход уже пересек полосу, на которой расположен автомобиль, то водитель может возобновить движение, не дожидаясь, пока тот достигнет противоположного края дороги.

Также, если дорога имеет более 2-х полос в каждом направлении, то водитель может продолжать движение, если расстояние между его автомобилем и пешеходом превышает или равно ширине 2-х полос.

Можно ли обжаловать штраф

В соответствии с законодательством, водители могут оспорить штраф, назначенный сотрудником ГИБДД за непропуск пешехода. Для того чтобы обжаловать взыскание и доказать свою правоту, рекомендуется предоставить судье свидетельские показания или записи с видеорегистратора. Также можно указать на следующие обстоятельства:

неблагоприятные погодные условия;

неудовлетворительное состояние дорожного покрытия;

невозможность оценить скорость пешехода.

Смягчить наказание могут обстоятельства, подпадающие под действие ст. 2.7 КоАП России «Крайняя необходимость». Можно сослаться на эту статью, если, например, в момент совершения нарушения водитель не уступил дорогу из-за того, что вез ребенка в больницу. Также снизить размер штрафа может наличие иных фактов. Согласно ст. 4.2 КоАП к ним относятся:

добровольное признание вины;

добровольная компенсация и исправление ситуации;

наличие малолетнего ребенка;

участие в изучении обстоятельств происшествия.

На обжалование административных наказаний дается 10 дней с момента составления протокола.

Для того чтобы избежать штрафа, необходимо внимательно следить за дорогой и всегда, если это возможно, уступать дорогу пешеходам.

Видео

Какой штраф за пешехода (если не пропустить на переходе)?

Штраф за пешехода

Штраф за пешехода — если быть точнее, за неуступление дороги пешеходу, пользующемуся преимущественным правом движения — регулируется одной статьёй Кодекса об административных нарушениях. И здесь очень важна трактовка — как того, за что положен штраф за пешехода, так и предписания ПДД, при которых водитель должен пропустить пешеходов.

Штраф за пешехода на 2020 год составляет 1500 рублей. Данный штраф регламентируется статьёй 12.18 КоАП:

Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

На данный штраф распространяется скидка 50%, если оплатить его в первые 20 дней от даты вынесения постановления. Помимо штрафа за непропуск пешехода более ничего не положено.

В каких случаях налагается штраф 1500 рублей за пешехода?

Для начала взглянем, в каких случаях водитель должен уступить дорогу пешеходам в 2020 году:

  • при повороте с дороги на прилегающую территорию или при выезде с прилегающей территории на дорогу водитель обязан уступить дорогу пешеходам, двигающимся по прилегающей (п.8.3 ПДД);
  • при повороте на перекрёстке направо или налево или при развороте водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть на поворачиваемой дороге (п.13.1 ПДД);
  • при старте на зелёный сигнал светофора водитель должен уступить дорогу пешеходам, которые завершают переход дороги (п.13.8 ПДД);
  • на нерегулируемых пешеходных переходах водитель обязан уступить дорогу пешеходам, которые переходят дорогу по пешеходному переходу или собираются переходить (п.14.1 ПДД);
  • водитель обязан уступить дорогу пешеходам, идущим к маршрутным ТС или выходящим из них на проезжей части дороги (п.14.6 ПДД).

Вы заметили, что во всех пунктах выше используется термин «обязан уступить дорогу» пешеходу? Дело в том, что штраф положен именно за неуступление дороги, а этот термин имеет свои нюансы, и не всегда водитель виновен в неуступлении дороги пешеходу. И в вопросе какой штраф за пешехода ответ может быть и вовсе однозначен — штрафа за пешехода в определённых случаях не может быть, так как не было неуступления дороги пешеходу.

Что значит уступить дорогу пешеходу, и в каких случаях штраф за пешехода незаконен?

И тут начинается самое интересное, когда многие понимают, что конкретно им назначенный штраф за пешехода незаконен. Дело в том, что в статье со штрафом за пешехода фигурирует термин «уступить дорогу», который чётко прописан в ПДД. Давайте пойдём по цепочке определений!

Термин «уступить дорогу» по Правилам дорожного движения — это:

требование, означающее, участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо манёвр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Каки видим, уступить дорогу пешеходу означает, что водитель не должен продолжать, возобновлять или начинать движение, если это вынудит пешехода изменить направление или скорость движения. То есть пешеход должен вынужденно остановиться, замедлиться или изменить направление движения, если мы ему не уступили дорогу.

Что же происходит на самом деле? В случае, если пешеходы только вступили на проезжую часть, а до пути траектории автомобиля им ещё идти и идти, то инспектор ДПС всё равно чаще всего выписывает штраф за пешехода 1500 рублей. И он не прав.

Говоря другими словами, чтобы имело место неуступление дороги пешеходу (и, соответственно, штраф за пешехода), траектории движения пешехода и автомобиля должны пересекаться. И пересекаться они должны не только в пространстве (как это трактуют сотрудники ГИБДД), а во времени. И только в этом случае мы можем вынудить пешехода изменить скорость или траекторию движения. Иначе штраф за пешехода незаконен.

Но, к примеру, на данном фото из постановления с камеры автофиксации нет данных о том, изменил ли скорость или тректорию пешеход, но штраф всё равно был выписан, а потому такое постановление следует обжаловать:

Кроме того, подпунктом «b» пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении предписано, что, если движение автомобиля на пешеходном переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны надлежащим образом снизить скорость, когда приближаются к переходу, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; а в случае необходимости следует остановиться и пропустить пешеходов. Видите, только в случае необходимости!

Заметьте, выше мы описали не инструкцию к действию по правильному пропуску пешеходов, а лишь факт незаконности в определённых случаях постановления о штрафе за пешехода по статье 12.18 КоАП на 2020 год, в случае которой это постановление можно (и нужно) обжаловать. Вы всё ещё должны руководствоваться здравым смыслом и пропускать пешеходов максимально внимательно и, в первую очередь, руководствуясь максимальной безопасностью. Помните, лучше перебдеть!

К слову, на практике в случае обжалования у Вас должно быть доказательство того, что Вы уступили дорогу пешеходу — увы, но презумпция невиновности тут работает не совсем правильно. Лучшим доказательством будет видеозапись с регистратора, немного хуже — показания самого пешехода и/или свидетелей в Вашу сторону. Кстати, инспектор в целях всестороннего рассмотрения дела обязан привлечь пешехода как свидетеля при вынесении в отношении Вас штрафа за пешехода.

Как обжаловать штраф за пешехода?

Жалобу на штраф за пешехода нужно подавать либо в районный суд по месту жительства, либо вышестоящему должностному лицу сотрудника, который вынес постановление со штрафом. Жалоба подаётся в свободной форме. В ней нужно указать все доводы незаконности штрафа.

Вы можете скачать пример жалобы на постановление со штрафом за пешехода, который содержит практически все возможные доводы в отношении водителя, якобы не уступившего дорогу пешеходу. Если для Вашего случая что-то не подходит, то можно смело удалить целый абзац.

Что ещё может быть за непропуск пешехода?

Гораздо хуже просто штрафа за пешехода по статье 12.18 КоАП может быть наказание в том случае, если произошло ДТП с пешеходом — проще говоря, если водитель, к примеру, сбил пешехода на переходе. В этом случае наказание может быть вплоть до уголовного.

Так, статья 12.24 КоАП на 2020 год предусматривает штрафы и лишение прав на разные сроки, если в результате ДТП пострадали люди. В случае причинения лёгкого вреда здоровью водителю-виновнику положен штраф от 2500 до 5000 рублей или лишение прав на срок от года до 1,5 лет. Если вред был причинён средней тяжести, то штраф за это увеличивается до вилки сумм от 10 до 20 тысяч рублей или же положено лишение прав от 1,5 до 2 лет. А вот за тяжкий вред здоровью или причинённую водителем пешеходу смерть водителю может грозить уголовная статья 264, влекущая наказание в виде от ограничения свободы до 3 лет до лишения свободы на 9 лет — конкретное наказание зависит от наличия состояния опьянения у водителя и количество сбитых пешеходов.

Штраф за непропуск пешехода в 2020 году

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о непредоставлении преимущества пешеходам. Данное нарушение является довольно популярным, а сотрудники ГИБДД зачастую проводят рейды именно на пешеходных переходах.

Рассмотрим ситуации, в которых пешеходы имеют преимущество, а также штрафы, которые могут быть наложены на водителя. Напомню, что последний раз наказание за непропуск пешеходов, велосипедистов или других участников движения было увеличено 10 ноября 2017 года.

Штраф за непропуск пешехода в 2020 году

Рассмотрим статью 12.18 КоАП:

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.

В 2020 году размер штрафа составляет 1500 — 2500 рублей.

Выбор штрафа в указанном диапазоне выполняет сотрудник ГИБДД. При этом он должен учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства. Таким образом, если водитель совершил нарушение впервые, то он, также как и раньше, получит минимальный штраф в размере 1 500 рублей.

В дополнение предлагаю Вам скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов:

Ситуации, в которых пешеход имеет преимущество

На пешеходном переходе

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Самая распространенная ситуация, которая не вызывает вопросов у водителей, — это пешеход, находящийся на пешеходном переходе:

Именно с переходами ассоциируется у водителей штраф за непропуск пешехода, однако это далеко не единственная ситуация, в которой может быть наложено наказание.

При повороте на перекрестке

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Ситуация, которая вызывает больше всего вопросов, это поворот на перекрестке:

Обратите внимание, водитель должен уступить дорогу пешеходу при повороте на перекрестке во всех случаях. В том числе если:

  • на перекрестке нет разметки перехода;
  • водитель едет по главной дороге;
  • водителю горит зеленый сигнал светофора, разрешающий поворот;
  • пешеходу горит красный сигнал светофора.

Единственный случай, когда дорогу уступать не нужно, — это движение на перекрестке прямо и одновременное отсутствие обозначенного перехода.

При въезде и выезде с прилегающей территории

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Слепые пешеходы во всех случаях

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

По пути к общественному транспорту

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

В данном случае уступить дорогу нужно только при одновременном выполнении следующих условий:

  • На остановке общественного транспорта.
  • Пешеходы идут к маршрутному транспортному средству. Если пассажиры выходят из автобуса, который, например, развозит работников предприятия, то уступать им водитель не обязан.
  • Пешеходы идут к автобусу со стороны дверей.

Приведу пример распространенного ДТП, о котором должны знать все водители. На противоположной стороне дороги (на левой) расположена остановка общественного транспорта. На ней остановился встречный автобус. Завидев это пешеходы, находящиеся справа от дороги, начинают перебегать через дорогу не глядя на автомобили. Как правило этим страдают люди пенсионного возраста.

С точки зрения ПДД уступать дорогу этим пешеходам водитель не обязан. Тем не менее гораздо проще притормозить, чем оказаться участником ДТП (пусть и невиновным) и несколько часов разбираться с ГИБДД.

На обочине

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Ну и еще одна ситуация — это разрешенное движение по обочине. Мопеды и гужевые повозки, находящиеся на обочине, должны уступить дорогу пешеходам. За нарушение этого правила также может быть наложен штраф.

Как уступить дорогу пешеходу

Еще один важный вопрос, которому следует уделить внимание в рамках данной статьи, — «Как уступить дорогу пешеходу?». Дело в том, что текст ПДД, связанный с этим вопросом, за последние годы изменялся несколько раз. Сначала правила требовали уступить дорогу пешеходу, потом пропустить его, затем снова уступить. Многократные изменения привели к тому, что многие водители просто не запомнили, как нужно действовать на самом деле.

Итак, если еще раз просмотреть пункты ПДД, приведенные выше, то можно заметить, что практически во всех случаях (кроме слепых пешеходов) водитель должен именно уступить дорогу:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом водитель должен проехать через переход так, чтобы идущий пешеход не изменил скорость или направление движения.

Например, если пешеход идет по соседней полосе в направлении Вашего автомобиля, то следует непременно остановиться.

Однако если дорога широкая (6 полос) и пешеход только начинает идти по проезжей части с противоположной стороны, то останавливаться не обязательно. Даже если водитель проедет через переход, это никак не повлияет на скорость и направление движения пешехода.

То же самое относится и к ситуации, когда пешеход идет по соседней полосе в направлении от Вашего автомобиля. Нет смысла дожидаться, пока пешеход дойдет до тротуара, правила разрешают проехать через переход.

Что касается слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью, то их нужно именно пропустить. Т.е. нужно именно остановиться и дождаться, пока пешеход покинет проезжую часть.

В завершение хочу отметить, что за последние несколько лет культура вождения заметно повысилась. Как правило, водители без проблем пропускают пешеходов на переходах. Соответственно и штрафы стали накладываться реже.

Новый штраф с камер: 1500 рублей за непропуск пешехода

В ближайшее время отряд автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений начнет активно пополняться камерами нового вида, которые будут фиксировать нарушения на нерегулируемых пешеходных переходах. Для большинства автомобилистов наличие подобных камер является новостью, несмотря на то что они давно работают в ряде регионов России. А ведь именно эти штрафы, вероятно, станут самыми массовыми после ­штрафов за скорость.

Что делать для того, чтобы не пополнять бюджеты всех уровней и капиталы компаний — владельцев частных камер? Для начала необходимо освежить в памяти Правила дорожного движения. Пункт 14.1 гласит: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».

Понятие «уступить дорогу» раскрывается в пункте 1.2. ПДД: «Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему пре­имущество, изменить направление движения или скорость».

Спорные ситуации возникают из-за нечетких формулировок. Например, в понятие «уступить дорогу» затесалось слово «может». Что это означает? Например, пешеход вышел на зебру, расстояние до вашего автомобиля достаточное и безо­пасное, ваши траектории не пересекаются. Но инспектор считает, что ваше движение «могло» заставить пешехода изменить траекторию его движения или скорость, поэтому выписывает штраф. Таких конфликтных ситуаций становится в последние годы меньше и на дорогах наблюдается консенсус в общем трактовании правил: если автомобиль вынудил пешехода изменить скорость движения или траекторию, то нарушение есть; если же пешеход не менял скорость движения или траекторию, то нарушения со стороны водителя нет.

Но как посмотрят на происходящее бездушные камеры? Ведь определять, было нарушение или нет, станет алгоритм. И это вызывает у многих водителей закономерные опасения. Рассказываем, как будут работать камеры.

Автоураган

Система с таким названием автоматически выявляет появление пешехода у края проезжей части и отслеживает его перемещение на протяжении всего времени, пока он переходит дорогу. Алгоритм комплекса умеет определять ситуации, когда водитель не предоставил приоритет пешеходу, а также те случаи, когда пешеход пренебрег правилами безопасности и сам является нарушителем (пункт 4.5 ПДД). Правда, штрафы пешеходам пока не выписываются в автоматическом режиме.

Комплекс измеряет и учитывает скорость движения ТС, траектории движения ТС и пешехода, взаимное положение ТС и пешехода относительно предполагаемой точки пересечения их траекторий.

Если между идущим пешеходом и траекторией следования автомобиля в момент пересечения зебры остается менее одной полосы для движения, камера выпишет штраф. Поскольку и машина, и пешеход находятся в движении, водителю придется просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед. Фактически это означает, что, как только на четырехполосной дороге (две туда, две обратно) пешеход вступил на пешеходный переход с вашей стороны, нужно тормозить.

Разработчик комплекса предусматривает возможность ­видеозаписи каждого нарушения. Но хранение таких записей остается на усмотрение служб, эксплуатирующих камеру.

Ольвия

Комплекс этого производителя под названием Скат-ПП фиксирует все транспортные средства в зоне контроля, измеряет их скорость, анализирует траектории движения транспортных средств и пешеходов. За измерение скорости отвечает уникальный многоцелевой радар. Комплекс состоит из измерительного модуля и обзорной видеокамеры, которая обеспечивает дополнительные доказательства правонарушения, фиксируя обстановку в зоне контроля со стороны водителя.

Юридические нюансы

Всем водителям надо помнить, что по закону собираемые камерой фотоматериалы, фиксирующие непредоставление преимущества в движении пешеходам, — это конечное представление множества алгоритмов работы комплекса: распознавания пешеходов, транспортных средств, измерения скорости, определения времени, координат, траекторий движения и многих других. Все комплексы фотовидеофиксации лишь формируют фотоматериалы, доказательную базу, а не интерпретируют события. Именно инспектор ГИБДД, изучив материалы дела, принимает решение о «виновности» и «нарушении». Если у инспектора возникают сомнения, он может посмотреть видео, сформированное комплексом.

Как дальше жить?

Безусловно, пешеходам надо уступать дорогу на зебре. Однако во многих городах России существует множество нерегулиру­емых переходов, по которым идет нескончаемый людской поток. В итоге сложился принцип поочередного прохода и проезда через такие участки. Пешеходы, несмотря на наличие у них преимущества, останавливаются и пропускают автомобили, потом автомобили пропускают пешеходов, и это позволяет участку хоть как-то ехать. В случае установки у подобного перехода камеры фотовидеофиксации нарушений его без штрафа не проехать. Строгое формальное следование Правилам дорожного движения не всегда отвечает реальным ситуациям, когда разные участники движения договариваются не использовать приоритет или преимущество, чтобы не создавать друг другу проблем.

Для автомобилистов, которые не хотят получить штраф, будет действовать простое правило, которое легко запомнить: если вы проезжаете нерегулируемый пешеходный переход и в соседней от вас полосе пешеход идет в вашу сторону, то остановитесь и пропустите его, а если пешеход уже прошел вашу полосу и идет от вас, можно продолжать движение.

В пробке не заезжайте на разметку пешеходного перехода. Ведь может оказаться, что вы заехали на зебру, когда там никого не было, встали, а потом на ней появились пешеходы, которые были вынуждены обойти ваш автомобиль. Камера зафиксирует подобный инцидент как нарушение ПДД, ведь в зону контроля попадает вся ширина пешеходного перехода.

И совсем общая рекомендация для водителей: притормаживайте перед зеброй. Такая практика поможет вам избежать не только штрафа, но и более печальных последствий.

Как оспорить?

Система обжалования, сформированная в прошлом веке, категорически не хочет обновляться. Для того чтобы обжаловать постановление, вам нужно либо направить письменное заявление по почте в адрес ГИБДД, либо прийти на прием лично. Поскольку презумпция невиновности для водителей в части фиксации нарушений камерами частично отменена, вам придется доказывать собственную невиновность. Для этого отлично подойдет запись с видеорегистратора, если он у вас есть. Впрочем, я уверен, что подавляющее большинство автомобилистов предпочтет этот штраф просто оплатить «со скидкой» и забыть. До следующего раза.

В наступившем году водителей ждут новые «письма счастья» от камер автоматической фиксации: за непропуск пешеходов на зебре полагается штраф 1500 рублей. Рассказываем, как будут работать камеры.

  • Информацию по юридическим аспектам автомобильной жизни вы найдете в нашем «Парке документов».

Штраф за непропуск пешехода 2020 году

Правила взаимоотношений водителей и пешеходов постоянно корректируются. Так, первые правки были приняты 29.11.2014 г., а уже 11.10.2017 года были утверждены новые правки, в отношении наказаний. В новой редакции ПДД отмечается:

  • Более точное понятие «пешеходный переход».
  • Запрещение обгона на «зебре».
  • Изменен порядок о том, как правильно пропускать пешеходов.
  • Велосипедистам запрещено передвижение по пешеходному переходу.

Таким образом в 2020 году взыскание за непропуск автоводителем человека на «зебре» равняется от 1500 до 2500 рублей (Ст. 12.18. КоАП РФ).

Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе

О том, правильно ли автоводитель пересек пешеходную дорожку, определить при нарушении его проезда сложно. Проверить это без видео-фиксирования, практически, невозможно.

На сегодняшний день существуют системы видео-фиксации, с помощью которых можно осуществлять анализ правильного проезда пешеходных переходов транспортом и выявить нарушение. К таковым можно отнести следующие системы:

Данная система способна сопоставлять факторы, в т. ч. скорости ТС и пешехода, рассчитывает их траектории и точки пересечения. После обработки данных система выдает параметры изменения скорости и передвижения пешехода, на основании которых можно определить вину автоводителя.

Эти системы более простые, однако об их работе известно мало. Системы определяют расстояние от автомашины до пешехода в полосах передвижения. При достаточном интервале фиксирование нарушения не наблюдается. Уменьшение дистанции может стать основанием для наказания.

Чтобы не быть оштрафованным за неправильное пересечение пешеходной дорожки рекомендуется выполнять следующее:

  • Всегда снижать скорость перед «зеброй»
  • При необходимости, чтобы не произошло столкновения пешехода с едущим позади, автотранспортом, надо пропустить его.
  • На узкой дороге – начало перехода считается моментом вступления пешехода на «зебру».
  • На многополосной трассе автоводитель обязан оценивать ситуацию по пересечению ТС и пешехода. Если расстояние между движущими субъектами более ширины одной полосы, нарушения нет.

Для выполнения перечисленных рекомендаций, нужно всегда с повышенным вниманием пересекать перекрестки не только с пешеходными дорожками, но и при их отсутствии.

(Видео: “Штраф за пешехода. Написал жалобу штраф отменили!”)

Штраф за непропуск водителем пешехода на пешеходном переходе в 2020 году

ПДД предусмотрено, что автоводитель, подъезжая к пешеходной дорожке, обязан уменьшить скорость передвижения и дать возможность человеку пересечь улицу или дорогу. Пешеходная дорожка может быть, как на перекрестке, так и в любом месте улицы, например, возле школьных заведений, детсадов, на участках дорог с массовым переходом граждан и прочих местах, где проявляется необходимость.

Наказание, при несоблюдении порядка проезда «зебры», если автоводитель не пропустил человека, идущего по «зебре» (на перекрестке, при повороте на перекрестке в любую сторону, или на любом другом участке) установлено в виде денежного взыскания, равного от 1500 до 2500 рублей (ст. 12.18 КоАП РФ).

Величина взыскания от наименьшего до наибольшего зависит от вида нарушения и от того, как часто автоводитель нарушает ПДД.

Так, например, если автоводитель нарушил правила пропуска пешехода впервые, не создав аварийной ситуации, то можно уговорить инспектора ГИБДД, чтобы тот ограничился предупреждением.

Если же подобное правонарушение совершено повторно, да еще и создана аварийная ситуация, то в этом варианте наказание будет более жестким, и будет приближаться к максимальной сумме взыскания.

в Москве

В столице за несоблюдение ПДД, выраженное тем, что автоводитель не пропустил человека, двигающемуся по пешеходной дорожке, назначается штраф в тех же размерах, что и в прочих городах РФ.

Обычно, такое нарушение происходит при обгоне других автомашин по «зебре», а это уже нарушение ПДД за которое автоводителя могут оштрафовать в Москве на 5000 рублей, или лишить водительского удостоверения на срок до 6-ти месяцев. При этом, совершив обгон и не пропустив пешехода, автоводитель будет оштрафован еще на 2500 рублей. В итоге за такое лихачество такому нарушителю придется раскошелиться на 7500 рублей.

в Санкт-Петербурге

Правила пересечения перекрестков с пешеходными дорожками в Санкт-Петербурге действуют такие же, как и в остальных городах РФ. Поэтому, при не пропуске человека, идущего по «зебре», автоводителю может быть наложено взыскание от 1500 до 2500 рублей, как и в прочих городах РФ.

с камер ГИБДД

В крупных городах установлено немало видеокамер, фиксирующих нарушения ПДД. Рост числа видеокамер определен политикой нашей страны, которая понимает, что инспекторы ГИБДД не способны выявить все правонарушения, происходящие на улицах и на дорогах РФ.

Кроме этого, при использовании видео-фиксации процедура наложения штрафа помогает избежать от взяточничества. Камеры пока не научились брать взятки.

Установка видеокамер на перекрестках помогает разобраться в обстоятельствах, в случае нарушений ПДД и непропуске пешехода, идущего по «зебре». Поэтому, приходящие нарушителю «письма счастья», с прикрепленными фотографиями с места нарушения, могут стать неожиданным сюрпризом для автомобилиста. При этом, у автоводителей нередко возникает претензии к таким штрафам, опровергая совершение нарушений.

Величина взыскания за непропуск человека, зафиксированного видеокамерой такая же, как и при фиксировании такого правонарушения работником ГИБДД.

В РФ последние годы проводилось тестирование автоматической системы фиксирования правонарушений на пешеходных дорожках. Эксперимент осуществлялся в Москве и Подмосковье (г. Зеленоград), а также в Бурятии (г. Улан-Удэ).

Сегодня Росстандарт дорабатывает единые требования к дорожным системам фото-видео фиксации. Предположительно, видеокамеры способны допускать ошибку при определении номера до 5%, и камера сможет фиксировать 13 правонарушений, в т. ч. пересечение перекрестка с пешеходным переходом. После доработки требований, документ будет утвержден, и суды смогут рассматривать дела автоводителей, по обжалуемым штрафам с видеокамер.

Как оспорить наказание, если не пропустил пешехода?

Выполнение ПДД на дорогах участниками передвижения – это часть культурного воспитания общества, которое обеспечивает безопасность, как автоводителей, так и пешеходов. Однако, нередко можно встретиться с правонарушениями, как с одной, так и – с другой стороны. Можно увидеть, как пешеход перебегает улицу в неположенном участке улицы, что нередко приводит к непоправимым последствиям, так как автоводитель не всегда может вовремя среагировать. И в таких ситуациях вины шофера нет.

Новые ПДД предусматривают штраф автоводителю, не уступившего дорогу человеку. А что, если автоводитель не виновен? Как оспорить такое решение ГИБДД?

При остановке автомашины работником ГИБДД и обвинением автоводителя в несоблюдении ПДД, рекомендуется вести себя следующим образом:

  1. Во-первых, надо попросить инспектора представиться, предъявить удостоверение и огласить причину задержки.
  2. Потребовать составления протокола.
  3. Пригласить пешехода, в качестве свидетеля.
  4. Можно воспользоваться записью регистратора, а также свидетельствами людей, проходивших в этот момент.
  5. Если инспектор не хочет опрашивать пешехода, и правонарушение на камере не выявлено, то, не исключено, что это «развод» на денежки.

Примечание. Если протокол все-таки был оформлен, то при его подписи, нужно написать свою точку зрения и только после этого подписать документ.

Штраф можно будет оспорить после получения постановления не позже 10 дней, путем направления жалобы руководителю ГИБДД или в вышестоящее ведомство.

Если решение по жалобе не будет удовлетворено, можно обратиться с исковым заявлением в суд.

При этом, как в первом случае, так и во втором – автоводителю понадобится собрать все материалы для доказательства своей невиновности.

Примечание. Направлять иск в суд можно лишь в том варианте, когда автоводитель уверен в своей невиновности.

Когда еще водитель обязан пропустить пешеходов?

Проблема пропуска пешеходов на сегодняшний день не выяснена до конца, невзирая на то, что в ПДД отображены почти все дорожные ситуации. Правилами регламентируется, что автоводитель обязан снизить скорость и пропустить пешехода в следующих обстоятельствах:

  1. При выезде автомашины с территории, находящейся рядом.
  2. При перемещении ТС в зону двора.
  3. При повороте ТС в любую сторону.
  4. Если человек пересекает улицу по обочине или тротуару, находящиеся на перекрестке.
  5. Если человек подходит к общественному ТС, но для этого ему надо пересечь дорогу.
  6. Если пешеход обладает плохим зрением, подавая сигналы автоводителю своей тростью.

В то же время, существуют обстоятельства, когда автоводитель не обязан уступать дорогу человеку, при отсутствии разметки «зебры». Это допускается:

  • При пересечении человеком дороги не на перекрестке. В этом варианте человек должен пропустить автомашину.
  • Человек не имеет права пересекать улицу, если он находится на встречной полосе, при ее наличии.

Примечание. Невзирая на то, что пешеход имеет, в большинстве своем, преимущество, при движении автомашины надо проявлять осторожность и если есть риск попасть под машину, то лучше пропустить ее, и наоборот, если человек перебегает улицу в неположенном участке, водителю лучше притормозить и пропустить его. Среди водителей существует правило 3-х «Д» (дай дорогу дураку).

Могут ли лишить прав за то, что не уступил дорогу?

Часто аварии случаются, когда автоводитель не уступает дорогу тем, кому обязан. Поэтому, государством периодически вносятся правки в КоАП РФ, для принятия более жесткого наказания за правонарушение на дороге.

Правила гласят, что в ситуации, когда автоводитель не пропустил автомашину, которая обладала преимуществом, нарушителю назначается наказание:

  1. Нарушение ПДД при пересечении перекрёстка наказывается штрафом 1000 рублей (ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ).
  2. При маневрировании – взыскание выносится в виде штрафа в 500 рублей или вынесение предупреждения (ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ).

Если такие нарушения случаются впервые, работник ГИБДД может вынести всего лишь предупреждение. Такое наказание допускается тогда, когда нарушитель:

  • Проявил невнимательность.
  • Не создал аварийной ситуации.

Если автоводитель не уступил дорогу специальному автотранспорту, он наказывается, согласно КоАП РФ:

  • Денежным взысканием в сумме 500 рублей за невнимательность.
  • Взыскание, равным 1000 рублей за намеренное нарушение ПДД.
  • Лишением ВУ на 3 месяца, если автоводитель через-чур нагло нарушил ПДД.
  • Также могут лишить ВУ автоводителей, при повторном подобном нарушении.

Если же автоводитель не уступил дорогу пешеходу, создав, при этом, аварийную ситуацию или еще хуже – сбил пешехода, то виновного ожидает:

  • Лишение ВУ на длительное время.
  • Уголовное преследование, с возможным тюремным заключением.
  • Выплаты пострадавшему лицу компенсаций.

Примечание. Согласно ст. 264 УК РФ виновного в нарушении ПДД могут одновременно лишить ВУ и свободы. При этом, возмещать нанесенный материальный, моральный ущерб, расходы на лечение – придется в любом варианте.

Штраф за непропуск пешехода в 2020 году

Все помнят о том, что пешехода надо пропускать на переходе. Тут все просто: не пропустил пешехода – штраф. Однако правила предусматривают другие ситуации, в которых пешеходы имеют преимущество. Поэтому не лишним будет освежить в памяти пункты правил, касающиеся “взаимоотношений” водителя с пешеходом на дороге.

Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода в 2020 году?

Сумма штрафа за непропуск пешехода, имеющего преимущество движения, установлена в КоАП статьей 12.18. Сумма штрафа за это нарушение составляет 1500 — 2500 рублей. Столько придется уплатить, если не пропустить пешехода либо выехать за стоп-линию (наехать на “зебру”), создав препятствие для прохода пешехода. Если нарушение было допущено впервые, то водитель получит минимальную сумму штрафа, а именно 1500 рублей.

К сожалению, не все водители внимательны и вежливы на дорогах, поэтому ДТП с пешеходами на “зебре” не редкость. Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе увеличился в сравнении с предыдущей редакцией КОАП объясняется тем, что законодатели уделили особое внимание проблеме безопасности пешеходов и постарались вынудить недобросовестных водителей соблюдать ПДД.

При повороте на перекрестке, въехав на перекресток на “зеленый”, водитель обязан уступить дорогу пешим участникам движения, которые переходят дорогу на разрешающий сигнал светофора. Случаи непропуска пешеходов особенно распространены именно в подобных ситуациях.

Само определение “пропустить” или “уступить дорогу” заслуживает особого внимания. Иногда водителя пытаются обвинить в нарушении ПДД, если он не остановился перед переходом через, например, шестиполосную дорогу, которую только начал переходить пешеход. При этом работники ГИБДД могут не обращать внимания, что между полосой, где движется автомобилист и пешеходом остается очень большое расстояние. “Уступить дорогу” значит “не создавать помехи для движения. Очевидно, что если пешеход только ступил на переход, машина, проезжающая за 4 полосы от него не создает никакого препятствия и не представляет угрозы безопасности.

Решить кто прав в такой ситуации может лишь административный суд. Учитывая, сколько составляет штраф за непропуск пешехода, далеко не все водители пытаются отстоять свою правоту в суде.

Пересечение нерегулируемого перехода накладывает обязанности на водителя и пешехода. Первый обязан снизить скорость, оценить ситуацию и проехать через переход лишь если не будет создана помеха переходящим дорогу пешеходом. Они же, в свою очередь. обязаны убедиться в отсутствии опасности, лишь после этого выходить на переход. За игнорирование этого правила КоАП предусматривает штраф для пешехода в 500 рублей, однако на практике эту норму применяют редко.

Если вас пытаются обвинить в непредоставлении преимущества пешеходам на переходе, в протоколе следует указать, что вы снизили скорость и продолжили движение лишь когда оценили ситуацию и убедились, что не создаете помех пешеходам.

Наказание за непропуск пешехода не на переходе

Правила не обязывают пропускать пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте. Однако они предусматривают ответственность в случае, если водитель мог избежать аварии, но не сделал этого.

Но нельзя забывать, что правилами предусмотрены и другие места, где пешеход имеет преимущество движения – дворы и жилые зоны. Последние обозначаются знаками 5.21 и 5.22. В таких местах водители должны предоставить преимущество пешеходам, а последние не должны создавать необоснованной помехи движению. При въезде в жилую зону или на дворовую территорию необходимо уступить дорогу пешеходам и другим участникам движения. В противном случае нарушителю придется оплатить такой же штраф, как за непропуск пешехода на “зебре”.