Снятие шруса ваз 2109

Процесс замены ШРУСа на ВАЗ 2109

Зачастую владельцы отечественных автомобилей сталкиваются с тем, что требуется замена ШРУСа на ВАЗ 2109, поскольку от его функционирования напрямую зависит безопасность тех, кто находится в салоне. ШРУС — это аббревиатура, которая расшифровывается как шарнир равных угловых скоростей. Деталь подлежит замене при любом подозрении на неисправность.

К примеру, во время движения авто можно услышать шум от переднего привода. В этом случае первым делом проверяются пыльники ШРУСов, которые могут быть порваны, иметь трещины или следы от смазки. Чтобы выполнить проверку, достаточно вывернуть руль до упора в любую сторону и заглянуть за колесо.

Если повреждения обнаружены, нужно обязательно поменять пылевой чехол, чтобы в ШРУС не попадали песчинки, вода, камни и тому подобное, от чего шарнир непременно придет в негодность. Также при вхождении машины в повороты может появиться характерное постукивание, что говорит уже о неисправности самих шарниров. Убедиться в необходимости их замены поможет проверка наличия люфта, для чего потребуется пораскачивать вал привода.

Основной порядок действий

Прежде всего следует поставить автомобиль на стояночный тормоз, а задние колеса зафиксировать брусками. После этого, пока автомобиль находится на земле, отворачивается гайка ступицы. Предварительно потребуется снять защитный колпак. Также следует учитывать, что эта гайка закручивается достаточно туго, поэтому придется приложить существенные усилия. На этом же этапе можно ослабить болты колес.

Далее необходимо поднять переднюю часть автомобиля, установив кузов на опоры. После этого можно отвернуть колесные болты до конца, сняв колеса, и вынуть шайбу упора гайки ступицы. На следующем шаге разбирается рулевая тяга, точнее ее наконечник. Болты крепления нижней части опоры поворотного кулака свинчиваются, после чего необходимо повернуть руль в ту сторону, с которой производится замена, до достижения крайнего положения.

Далее производится вытягивание шпицевого конца наружного ШРУСа ВАЗ 2109 со ступицы, после того как оттянуты поворотный кулак и стойка. Следующим действием необходимо выдавить внутренний ШРУС, закрепленный в коробке передач, для чего лучше воспользоваться монтировкой.

При этом важно обратить внимание на то, что при необходимости проведения работ на всех ШРУСах рекомендуется после снятия одного привода установить в коробку фиксатор, в роли которого может выступать старая аналогичная деталь внутреннего ШРУСа. В противном случае произойдет смещение шестерней, из-за чего ШРУСы не получится установить на место.

Если в районе коробки передач наблюдались следы масла во время эксплуатации автомобиля, то потребуется поменять и сальники у ШРУСов. Далее необходимо зажать приводный вал тисками, снять хомуты с шарниров и вывернуть пыльники, если они целы. Порванные пыльники достаточно обрезать ножом.

Молотком и выколоткой ШРУСы сбиваются с вала, при этом основные усилия прикладываются к шарнирной обойме. То же самое выполняется и для наружного ШРУСа.

Если требуется заменить только пыльники, то шарнир следует промыть бензином, чтобы избавиться от старой смазки и следов грязи. Новый пыльник надевается на вал, при этом важно иметь в виду, что длина правого вала больше, чем левого. Кроме того, лучше сразу заменить смазку в ШРУСе, удостоверившись в ее достаточном количестве.

Замена ШРУСов: практические рекомендации

По совету специалистов заменять ШРУС следует полностью. Исключение могут составлять пыльники или другие небольшие элементы такого плана. Помимо смазки, в ШРУСе нужно также заменить на новые все хомуты, а при сборке следить за чистотой работы, чтобы предотвратить попадание частиц грязи в шарниры.

Чтобы установить ШРУС на место, лучше воспользоваться молотком и деревянной проставкой, следя за своими движениями, чтобы они были несильными и нерезкими. Т.е. просто приставляете проставку и стучите по ней, пока деталь не станет на место. Если пренебречь этим и наносить удары по самой детали, вы просто повредите ее.

После того как шарнир окажется на месте, устанавливается его пыльник. Прежде всего клещами зажимается хомут на валу. При этом потребуется выровнять давление в детали, для чего достаточно отверткой подцепить кромку пыльника и отвернуть ее. После этого зажимается хомут снаружи. Пластмассовую заглушку нужно установить в конец вала, не забывая о ней. Остальные действия производятся в обратном порядке аналогично тому, как ШРУСы снимались до этого.

Замена наружного ШРУСа ВАЗ 2109 может показаться сложной и трудоемкой, поэтому всегда можно обратиться за помощью к профессионалам. С подобной заменой они сталкиваются достаточно часто, благодаря чему она не составит для них особого труда.

Как заменить ШРУС на ВАЗ-2109

Любой опытный автомобильный мастер готов сказать, что замена ШРУСа ВАЗ-2109 может потребоваться, исходя из большого количества причин.

ШРУС – шарнир равных угловых скоростей. Необходимость замены требует незамедлительных действий при малейших подозрениях, Потому как от целостности этого узла зависит безопасность пассажиров.

Определяем неисправность

В первую очередь во время движения возможны посторонние шумы спереди. Сначала необходимо удостовериться, что пыльники ШРУСа не порвались, и на поверхности отсутствуют трещины или замасленные следы. Чтобы проверить, достаточно вывернуть руль до упора и провести визуальный осмотр за колесом.

Нашли повреждения? Незамедлительно меняйте пыльник, чтобы в механизм ШРУСа впоследствии не попадали камни, мелкие частички, а также вода. В ином случае шарнир достаточно быстро придет в негодность.

Определить необходимость замены самого шарнира можно достаточно легко – во время поворотных маневров водитель замечает характерные стуки. Подтвердить этот факт поможет наличие люфтов во время раскачивания вала привода.

Перед началом работ

Первым делом поставьте автомобиль на ручник, под задние колеса подложите противооткатные бруски. Пока автомобиль не поднят, отверните гайку ступицы с предварительным демонтажем защищающего колпака. Имейте в виду, что этот узел достаточно крепко затянут, и чтобы его открутить, придется приложить немало усилий. Уже на этом шаге можно немного ослабить болты колес.

Собственно, замена ШРУСа

Сейчас в пошаговой схеме мы рассмотрим весь процесс работ:

  1. Поднимите перед машины и поставьте кузов на опоры. Болты откручиваются и снимаются колеса, а также вынимается шайба упора гайки ступицы.
  2. Подходит этап разбора рулевого наконечника. С нижней части поворотного кулака снимаются болты, руль поворачивается в сторону, где меняется деталь до упора.
  3. Теперь нужно вытянуть шпицевой конец наружного ШРУСа с ВАЗ-2109, только после того, как уже оттянута стойка и поворотный кулак. Далее выдавите внутренний ШРУС, который прикреплен в КПП. Для этого лучше применить монтировку.

Важно отметить, что если работы выполняются на всех ШРУСах, после снятия одного привода поставьте в коробку фиксатор. В качестве приспособления может выступить старый внутренний ШРУС. Это делается для того, чтобы не было смещения шестерней. В ином случае поставить новую деталь не получится на свое место.

  1. Проверьте наличие следов масла в области КПП – если таковые имеются, тогда потребуется замена сальников ШРУСов.
  2. Зажмите приводной вал тисками, демонтируйте хомуты с шарниров и снимите пыльники, если они еще целые. Порванные чехлы просто обрезаются ножом.
  3. Возьмите молоток и выколотку. Сбейте шарниры с вала, прикладывая все усилия к шарнирной обойме. Те же действия выполняются и для внешнего ШРУСа.
  4. После демонтажа заменяемой детали установка нового шарнира производится в обратном порядке.

В случае если нужно поменять только пыльники, не забывайте промывать шарнир (для этого подойдет бензин). Таким образом вы избавитесь от загрязнений и старой смазки. Новую защиту нужно одевать на вал, при этом помните, что длина левого и правого отличается. Важно поставить пыльники по назначению. Во время замены защиты целесообразно заменить смазку в шарнире, а также проверить, что ее там вполне достаточно.

Рекомендации от профессионалов по ремонту ШРУСов

В данном подразделе предлагаем вам ознакомиться с практическими советами от профессиональных мастеров:

  • если необходимо менять шарнир, выполняйте полную замену. Исключением может быть только переустановка пыльников и других мелких деталей из данной категории. Кроме смазывающих материалов в ШРУСе, нужно менять все хомуты и с некой долей перфекционизма следить за чистотой во время сборки;
  • для установки ШРУСа на место отлично подойдет молоток и подставка из дерева. Аккуратно выполняйте работы по монтажу – движения должны быть плавными и не сильными. Иными словами, подставляете деревянную приставку к детали и стучите, пока все не станет на положенные места. Если не использовать «прокладку», высока вероятность повреждения детали, которая придет в негодность;
  • как только ШРУС поставлен, монтируйте пыльник. Сначала клещами зажмите хомут на валу. Выровняйте давление в детали – при помощи отвертки зацепите кромку пыльника и отверните ее. Теперь зажмите хомут снаружи. Заглушка из пластика ставится в конце вала.

Все остальные действия выполняются в обратном порядке, как при разборке.

В итоге выполнение работ по ремонту, когда необходима замена ШРУСа ВАЗ 2109 может показаться трудоемкой. Если вы обладаете достаточным запасом свободного времени, пробуйте разобраться самостоятельно. В ином случае лучше обратиться к профессиональным мастерам. На любом СТО вам сделают замену ШРУСа или пыльника за короткий промежуток времени, потому как это достаточно распространенная проблема на любом автомобиле.

Замена шруса ВАЗ-2109: порядок действий

Переднеприводные автомобили имеют в своей конструкции такие элементы, как шарниры равных угловых скоростей, а если сокращенно – ШРУСы. На ВАЗ-2109 замена этих элементов производится довольно просто, но потребуется наличие небольшого опыта и специального инструмента. Без этого выполнить ремонт вряд ли получится. Также желательно заранее приобрести новые элементы – в зависимости от того, какие финансовые возможности у вас, можно купить приводы в сборе или же отдельно ШРУСы (их еще называют гранатами за внешнее сходство с этим оружием).

Признаки неисправностей ШРУСов

Чаще всего производится замена наружного ШРУСа ВАЗ-2109, так как у него ресурс примерно втрое меньше, нежели внутреннего. Но алгоритм проведения ремонта в целом похож.

Даже для установки новых пыльников потребуется полностью демонтировать привод – так намного удобнее работать. Чтобы определить поломки гранат, нужно сделать такие манипуляции:

  1. Вывернуть руль влево до упора.
  2. Тронуться с места и прислушаться, есть ли посторонние звуки.
  3. Вывернуть руль вправо до упора, после чего опять тронуться с места и прислушаться к звукам.

Если появится характерный хруст, нужно менять гранату. Ремонтировать ее бесполезно – восстановлению эти элементы не подлежат. Если неисправны оба ШРУСа – внутренний и внешний, то проще окажется установить новый привод в сборе. По крайней мере, не будет проблем со сбиванием старых гранат.

Диагностика привода

Но хруст может появиться и при разрушении других элементов подвески – шаровых, наконечников тяг, подшипников. Поэтому прежде чем производить замену ШРУСа на ВАЗ-2109 своими руками, сделайте полную диагностику подвески и ходовой части. Вполне возможно, что потребуется ремонтировать не только гранаты. В целом диагностика выглядит следующим образом:

  1. Устанавливаете автомобиль на смотровой яме, эстакаде, подъемнике. Надежно его нужно зафиксировать, чтобы он не скатился.
  2. При помощи монтажной лопатки проверьте люфт привода – если он большой, при движении слышно, как стучат шарики, потребуется менять элемент.
  3. Заодно проверьте состояние шаровой опоры – надежность у них не очень высокая, а дороги оставляют желать лучшего.
  4. Осмотрите визуально состояние пыльников на всех гранатах – именно от них зависит то, как долго прослужат приводы.

Если нет признаков поломок гранаты, но имеются небольшие порезы пыльника, можно осуществить разборку и промывку элемента. Также в обязательном порядке осуществляете замену пыльника ШРУСа и смазки. При необходимости устанавливаете новые хомуты.

Инструмент для ремонта

Чтобы самостоятельно снять ШРУСы на девятке или любом другом автомобиле, нужно иметь под рукой следующий инструмент:

  1. Накидной ключ на «30» или головку с крепким воротком.
  2. Молоток и зубило.
  3. Баллонный ключ.
  4. Набор ключей накидных и головок.
  5. Проникающая смазка типа WD-40.
  6. Емкость не менее 5 литров.
  7. Маркер или металлическая чертилка.
  8. Домкрат, опора и противооткатные башмаки.

Также может потребоваться болгарка, дрель, сверла, и прочие атрибуты. Работа может осложниться, если приводы никогда не снимались – резьбовые соединения загрязняются, что усложняет разборку.

Подготовительные работы

Перед тем как осуществить замену пыльника ШРУСа или самой гранаты, нужно выполнить несколько подготовительных действий. Без этого снятие невозможно. Обратите внимание на то, что нельзя вынимать одновременно оба внутренних шарнира – это приведет к разрушению механизма дифференциала.

Если конические шестерни упадут, то придется демонтировать коробку передач и полностью ее разбирать. Подготовка включает в себя следующие этапы:

  1. Полный или частичный слив масла из коробки передач. При снятии внутренних ШРУСов выльется масло, чтобы этого не произошло, необходимо слить хотя бы 2/3 от суммарного объема.
  2. Расконтривание гайки крепления ступицы переднего колеса (или обеих, если нужно ремонтировать два привода).
  3. Ослабление затяжки ступичной гайки и болтов на колесе. Ступичную необходимо выкручивать с помощью ключа на «30» с большим рычагом.
  4. Снятие колеса после установки ремонтируемой стороны на домкрате и опоре.

Выполнив подготовительные работы, можно приступать к непосредственно замене ШРУСа ВАЗ-2109.

Как демонтировать привод

Для того чтобы снять в сборе привод, нужно выполнить такие действия:

  1. Полностью выкрутить гайку на внешнем шарнире, чтобы освободить ступицу.
  2. Выкрутить гайки с болтов, которыми крепится стойка к поворотному кулаку ступицы. Это позволит двигать ступицу, чтобы освободить шарнир. Но намного эффективнее окажется выкручивать не гайки на стойке, а отсоединить шаровую опору.
  3. Если выкручивали шаровую, то нужно извлечь палец наконечника рулевой тяги из отверстия в кулаке стойки. Делается это при помощи специального съемника.
  4. Теперь нужно вытянуть внешний шарнир из отверстия в ступице. Каким способом это сделать – смотрите по ситуации. Можно использовать тонкую выколотку, но без фанатизма, чтобы не повредить механизмы. Нельзя также наносить удары молотком по оси ШРУСа – это приведет к тому, что края расплющатся и не получится снять элемент.
  5. После того как вытянете внешний шарнир, можно приступать к внутреннему – для его извлечения из отверстия в коробке передач достаточно нанести несколько легких ударов небольшим зубилом. Можно использовать и монтажную лопатку.

Вот и все, теперь привод полностью снят, нужно узнать и о том, как снять ШРУС на ВАЗ-2109.

Замена ШРУСов

Самое главное теперь – сбить старый шарнир (или оба, если меняете и внутренний). Для этого потребуется сам привод крепко зажать в тисках, чтобы демонтируемый шарнир был направлен вниз. Наносите резкие и сильные удары молотком, чтобы сбить шарнир. Если осуществляется только замена пыльников, старайтесь все работы проводить аккуратно, чтобы не повредить элементы.

Но если при замене ШРУСа ВАЗ-2109 возникли неприятности и старый шарнир не хочет сбиваться, потребуется пойти на крайние меры. При помощи болгарки необходимо разрезать внешнюю обойму, чтобы освободить всю внутреннюю часть. После этого вы получите доступ к стопорному кольцу на приводе, сняв которое можно полностью разобрать элемент.

Установка новых шарниров производится в обратном порядке. Сначала ставите пыльники, затем стопорное колечко и надеваете гранату. Аккуратно ударяете по ней через деревянную проставку, чтобы она зафиксировалась на кольце. Монтаж привода производится без каких-либо особенностей.

Когда нужна замена наружного ШРУСа на ваз 2109

Шарнир равных угловых скоростей – ШРУС, предназначен для передачи крутящего момента к ведущему колесу автомобиля от коробки передач. Это указывает на то, что очень важно поддержание узла в исправном состоянии, при износе его деталей необходимо установить новые элементы или на ВАЗ 2109 заменить наружный ШРУС полностью.
Автомобиль ВАЗ 2109 оснащен двумя видами ШРУСов:

  • Внутренним, который передает от трансмиссии на вал крутящий момент.
  • Внешним, входящим со ступицей колеса в зацепление.

На авто ВАЗ 2109 чаще со строя выходит наружный элемент, поэтому и менять его нужно гораздо чаще, чем внутренний. В этой статье предлагается познакомиться с правилами и порядком проведения работ по восстановлению нормальной работы наружного ШРУСа своими руками.

ШРУСы в авто ВАЗ 2109

После того, как начали производить переднеприводные автомобили встал вопрос об эффективном обеспечении равенства угловых скоростей валов – ведущего и ведомого. Дальнейшее использование в карданной передаче крестовины, с четырьмя игольчатыми подшипниками, привело к увеличению габаритов узла, увеличилась цена конструкции, а крутящий момент стал передаваться с большой вибрацией, чем больше угол между валами, тем она сильнее.
Изначально, заложенный ресурс использования ШРУСов, аналогичен ресурсу автомобиля, но после начала эксплуатации было выявлено, что износ все-таки есть и больше изнашивается наружная часть узла. Применение для изготовления пыльника шруса влаго- и морозостойкого материала, обладающего хорошей гибкостью, позволило защитить ШРУСы от быстрого износа.
Но, тем не менее, действие внешних факторов, таких как: влага, абразив, постоянные деформации приводят к ограничению ресурса эксплуатации ШРУСов. К тому же есть вероятность, что в процессе эксплуатации и ремонта пыльник может повредиться.
На защитной резинке могут образоваться трещины, что недопустимо для нормальной работы узла. Менее заметен невооруженным глазом дефект вала, его искривление, но использование детали в дальнейшем недопустимо.
Поэтому, периодически нужно контролировать в каком состоянии находится на автомобиле ВАЗ 2109 наружный ШРУС, и при необходимости выполнить его своевременный ремонт или замену.

Как разобрать наружный шарнир автомобиля ВАЗ 2109

Если при движении на поворотах авто в переднем приводе слышны стуки нужно выполнить проверку шарниров равных угловых скоростей. Наличие люфта, при покачивании рукой приводного вала, или порванном пыльнике указывает, что нужна замена наружного ШРУСа ВАЗ 2109.
Конструкция узла достаточно сложная, детали не взаимозаменяемые, при порыве пыльника грязь попадает в шарнир и приводит его в негодность. Поэтому оптимальным вариантом будет замена ШРУСа наружного ВАЗ 2109.
Тем не менее, в случае, если поврежден защитный чехол, нужна замена смазки, а для оценки состояния деталей шарнир разбирают.
Для этого ШРУС отсоединяется от автомобиля, а затем:

  • Используя специальное приспособление, снимаются хомуты на фото позиции 5 и 9, удерживающие защитный чехол поз. 8, который затем сдвигается на валу привода колеса. Если привод правого колеса чехол нужно поджать или вывернуть.

Наружный ШРУС авто ВАЗ 2109

  • Выколоткой или молотком шарнир сбивается с вала. В этом случае усилие прилагается к обойме поз. 3.

Совет: Нельзя прилагать к сепаратору поз. 2 нагрузку.

  • Шарнир промывается.

Элементы наружного ШРУСа ВАЗ 2109

Позиции: 1 – корпус; 2 – сепаратор шарнира, 3 – обойма наружного ШРУСа; 4 – шарики.

Совет: Прежде чем начать разборку изделия нужно отметить взаимное положение всех деталей узла, кроме шариков. Для этого используются краска или оселок.

  • Наружный шарнир закрепляется в тиски.
  • Обойма и сепаратор наклоняются так, чтобы как можно больше из паза корпуса ШРУСа вышел один шарик.
  • Из мягкого металла отверткой шарик выдавливается из сепаратора.
  • Все детали разворачиваются таким образом, чтобы соседний шарик был в таком же положении.
  • Вытаскиваются все шарики. Их можно вытаскивать и в другой последовательности — через один.

Совет: Нельзя допускать большое усилие поворота сепаратора. Это может привести к блокировке шариков и затруднению дальнейшей разборки узла.

  • Сепаратор с обоймой устанавливается так, чтобы против выступов корпуса конструкции расположились удлиненные окна сепаратора.
  • Сепаратор вытаскивается вместе с обоймой.
  • Из сепаратора извлекается обойма. Для этого в удлиненном окне сепаратора размещается выступ обоймы, которая затем выкатывается.

Совет: Если в наружном шарнире сепаратор имеет одинаковые окна, то для его извлечения не играет роли, какое окно использовать.

  • Все детали ШРУСа еще раз промываются.
  • Визуально осматривается их состояние. На перемычках сепаратора не допускаются трещины, на дорожках обоймы не должны быть глубокие ямы, большие задиры, коррозия на всех рабочих поверхностях деталей ШРУСов.
    Предельный износ рабочих поверхностей элементов не должен превышать 0,1 миллиметр.
  • Если на автомобиле ВАЗ 2109 заменить наружных ШРУСов детали нет возможности, делается замена всего узла.

Сборка наружного ШРУСа авто ВАЗ 2109

Порядок работ обратный разборке с учетом таких операций:

  • Все детали перед сборкой нужно смазать смазкой ШРУС-4.
  • При установке в корпус шарнира сепаратора с обоймой обеспечить совпадение меток, которые были нанесены перед разборкой узла.
  • Установку шариков в сепаратор нужно выполнять, наклонив обойму, примерно, на угол больше в два раза, чем сепаратор.
  • Шарнир заполняется смазкой ШРУС-4, объемом 40 см3.
  • Строго по центру вала в канавку устанавливается новое стопорное кольцо. Канавка заполняется консистентной смазкой.
  • Вал упирается в обойму, при этом нужно сохранить соосность кольца относительно обоймы и вала.
  • По торцу вала резко ударяется молотком так, что сжимается стопорное кольцо и проскальзывает через отверстие обоймы.
  • Выпускается из чехла «избыток» воздуха. Для этого, отверткой оттягивается от вала привода посадочный поясок чехла.
  • Устанавливаются крепежные хомутики.
  • Проверяется наличие трещин в зоне фиксации и стягивания хомутами, деформаций, следов контакта хомутов о дорожное покрытие. При их наличии хомуты меняются новыми.
  • После окончания работ ШРУС должен проворачиваться без заеданий, плавно от усилия руки.

Замена наружного ШРУСа авто ВАЗ 2109

Инструкция по уходу за автомобилем ВАЗ 2109 предлагает на ВАЗ 2109 снять наружный ШРУС на поднятой части машины и снятом колесе.
Итак:

  • Гайку ступицы нужно открутить.
  • Удалить защиту картера.
  • Отсоединить от нижнего рычага подвески шаровую опору. Если она запрессована, откручиваются одновременно и опора и рычаг.
  • Снять шаровую опору.

Снимается шаровая опора

  • Отводится в сторону стойка, при этом ШРУС должен быть согнутым. Шкив, который входит в подшипник ступицы, должен быть к приводному валу под углом.
  • Вал шарнира, на котором расположены шлицы, нужно выбить из подшипника, с наружной части колеса. Для этого используется металлическая проставка.
  • Удаляется пыльник.
  • Сбивается граната с приводного вала.
  • Убирается вся старая смазка. Облегчить эту операции поможет аэрозоль типа WD-40.

Совет: Замена наружных ШРУСов ВАЗ 2109 выполняется одновременно с заменой колец – стопорного и упорного, расположенного внутри гранаты. Весь узел смазывается обильно смазкой.

  • Установив новый ШРУС на приводной вал, его нужно отцентрировать так, чтобы ровно, исключив заедания, входила вилка.
  • Выполнить окончательную запрессовку приводного вала.
  • Установить шарнир на посадочное место.
  • Обжать пыльник хомутом.
  • Сборка всего узла выполняется в обратном порядке.

Как выполняется на автомобиле ВАЗ 2109 замена наружного ШРУСа, хорошо видно на видео. Своевременная работа по обеспечению нормальной работы ШРУСов обеспечит надежную работу автомобиля ВАЗ 2109, а цена последующих ремонтов будет уменьшена.

Замена пыльника наружного шруса на ВАЗ 2109 (Видео)

ШРУС — это шарнир равных углов скоростей. Он является нагруженным, весьма значимым элементом ходовой части для переднеприводных ВАЗ 2109. При идеальных условиях эксплуатации ресурс элемента рассчитан на продолжительный срок службы, равный практически ресурсу самого автомобиля.

Причины и поломки

В действительности ресурс ШРУСа оказывается существенно меньше, что вызвано условиями эксплуатации, низким качеством дорог, манерами вождения и прочими факторами.

В народе ШРУС принято называть»гранатой», что обусловлено внешним сходством элемента с этим взрывным устройством.

Вот что вам следует знать про неисправности гранаты:

  • Практика показывает, что наиболее частой причиной выхода из строя ШРУСа является грязь, пыль, песок, которые попадают в механизм через поврежденный пыльник;
  • Иногда проблему не функционирующей гранаты можно решить путем замены пыльника. Это возможно, если сам ШРУС еще не успел износиться из-за воздействия загрязнений;
  • Если не обнаружить вовремя поврежденный пыльник, граната полностью износится буквально за 200 километров пробега;
  • В случае выхода из строя ШРУСа появляется сильный хруст при вхождении в повороты и ускорениях. Подобный симптом говорит о необходимости срочно заменить шрус;
  • Стоимость новых гранат достаточно демократичная, они доступны в любом магазине автозапчастей. Но приобретать следует те, которые отвечают техническим требованиям ВАЗ 2109;
  • При наличии хотя бы небольшого опыта по самостоятельному ремонту авто, заменить гранату вполне можно своими руками.

Старый и новый элемент

Виды ШРУСов

Прежде чем приступать к ремонту, необходимо узнать, как именно устроен узел.

Пара приводов на ВАЗ 2109 оснащается в общей сложности 4 ШРУСами.

Тип ШРУСа

Особенности

Их 2. Осуществляют передачу вращающего момента на полуоси от коробки переключения передач

Их также два. Устанавливаются на концы полуосей и передают вращающий момент непосредственно на колеса

Наружный

Данная схема расположения гранат обеспечивает возможность вращения колес при поворотах и постоянной работе системы подвески. Если говорить проще, наружные ШРУСы отвечают за передачу момента при поворотах, а внутренние — за вертикальное перемещение колес. Это наезды на кочки, ямы, крен в поворотах и пр.

Внутренний

Замена

При возникновении проблем с гранатами, следует определить, у каких именно образовались неполадки. Далее мы рассмотрим, как поменять привод, как его снять. Дополнительно рекомендуем посмотреть видео руководства по ремонту.

Процедура замены внутренних и наружных ШРУСов отличается друг от друга, потому каждый этап следует рассматривать отдельно.

Начнем с внутреннего.

Внутренний ШРУС

Резиновые пыльники — это уязвимый элемент конструкции гранаты. Не редко, заменив пыльник, промыв гранату с помощью бензина и заложив новую смазку, удается решить проблему. Если износ ШРУСа незначительный, подобные меры могут заменить полноценный ремонт.

Но если вы обнаружили поломку поздно, придется полностью менять внутренние шрусы.

  1. Включите ручной тормоз, установите противокаты под колеса.
  2. Открутите гайку ступицы с помощью воротка и торцевой головки. Аккуратно бородком удалите элементы кернения с гайки. Так вам удастся сохранить резьбу на гранате. Саму гайку при обратной сборке потребуется заменить на новую.
  3. Тут главное откручивать гайку, опустив колеса на землю. Иначе вы рискуете сломать дифференциал и прочие компоненты коробки передач.
  4. Поднимите автомобиль с помощью домкрата с нужной стороны, перед этим ослабив гайки колеса. Снимите колесо.
  5. Слейте масло из коробки передач. Это можно сделать и раньше, как вам удобнее.
  6. Освободите поворотный кулак от шаровой опоры в нижней части. Для этого откручивается пара крепежных болтов.
  7. Поскольку вы уже демонтировали гайку ступицы и открутили от поворотного кулака шаровую, приступайте к извлечению шлицевой части гранаты. Для этого потяните на себя тормозной диск со стойкой в сборе. Ход у нее приличный. Просто не забудьте повернуть руль до упора так, чтобы наконечник рулевой выступил на максимальное расстояние.
  8. Подденьте внутреннюю гранату монтировкой, что позволит вам извлечь привод.
  9. Достав ШРУС, посмотрите на состояние сальника в КПП. При обнаружении следов потеков обязательно замените элемент.

Внутренний привод (ШРУС) предназначен для работы с меньшими углами, его пыльник менее подвержен негативным воздействиям. Потому меняют внутреннюю гранату достаточно редко.

Наружный ШРУС

Наружная граната изнашивается активнее, потому замену проводят чаще.

Ни в коем случае не извлекайте одновременно два ШРУСа из КПП. В противном случае это приведет к смещению шестерни. Снимайте поочередно или вставляйте специальные вставки на место шарнира.

  1. Если у вас имеется большой опыт в подобных делах, наружную гранату вполне можно выбить прямо под автомобилем. Это экономит время, силы. Но подобная задача требует повышенного внимания и осторожности в действиях.
  2. Обеспечьте неподвижность или ограниченное движение полуоси. Если этого не сделать, полуось будет перемещаться при ударах молотком по обойме гранаты. Из-за этого внутренний ШРУС попросту выйдет из контакта, разделится на части внутри пыльника. Потому придется демонтировать узел полностью, а это уже очень сложная задача.
  3. Держать полуось можно руками, но более эффективное средство — ручные тиски, газовый ключ. Лучше заручиться поддержкой напарника. Это оптимальный вариант.
  4. Возьмите достаточно тяжелый молоток с короткой рукояткой.
  5. Разрежьте в случае повреждения, выверните или отведите в сторону пыльник, чтобы он не мешал наносить удары.
  6. Удары следует делать резкие, но при этом аккуратные. С огромного размаха стучать по элементу не стоит.
  7. За счет последовательных ударов сопротивление фиксирующего кольца должно ослабнуть, что позволит демонтировать наружную гранату с полуоси.
  8. Тщательно обработайте бензином посадочный участок, обработайте ветошью и заложите порцию новой смазки в шарнир.
  9. Новый пыльник надевается на полуось и монтируется новенький ШРУС.

Демонтажные работы

Для фиксации пыльника к полуоси и корпусу новой гранаты многие используют обычные сантехнические хомуты. Практика владельцев ВАЗ 2109 показывает, что они удобнее и эффективнее стандартных крепежей, предусмотренных заводом.

Поменять ШРУСы — задача не самая легкая, но и невероятно сложным этот этап никак не назовешь. Главное, использовать качественные новые гранаты, чтобы в ближайшие несколько десятков тысяч километров пробега вы про них забыли. А они о себе не напоминали.